Комнатные растения        06.05.2019   

Тематическая разработка "эстонский народный костюм". Eesti rahva rõivad. Эстонская национальная одежда

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 2001 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Мульгимаа.


Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков - одной из местных диалектных групп.
К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские рубахи делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.
Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.

Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили ещё передник - вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И ещё древний элемент костюма - наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.
Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна, собранные сзади в сборки, как и у соседей латышей; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой - длинный распашной кафтан из чёрного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины - типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.


Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

На праздниках и важных мероприятиях в Эстонии можно встретить людей в национальных костюмах: девушек и юношей, бабушек и дедушек, мэров и директоров. Эти яркие юбки и массивные украшения рассказывают удивительную историю.

Красота в деталях

В каждом регионе Эстонии - свои народные костюмы. Но есть и обязательные элементы: льняные рубашки, шерстяные юбки, вязаные носки, вышивка и бусины. Издавна нарядную одежду с узорами надевали только по специальным случаям вроде свадеб и праздников, а на каждый день выбирали более практичную.

В народном костюме всякая деталь имеет значение. Например, цветовые схемы и узоры различаются от региона к региону, а наряд замужней женщины отличается наличием головного платка и передника. Стеклянные и каменные бусины носят для хорошего здоровья, а брошки и перчатки защищают от злых духов. Рассказывают, что одна невеста в красовалась на собственной свадьбе с двумя килограммами серебряных украшений. А в регионе Халлисте мужчины носили носки задом наперед, когда отправлялись на жатву - чтобы всё прошло удачно.

Наряды на фестивалях

Народные костюмы не разрешалось носить в советское время. Они всегда были символом национальной гордости, а после обретения независимости Эстонии в 1990-ых стали еще популярней. Сегодня эстонцы надевают народные костюмы разве что на выпускные, праздники и культурные фестивали. Есть и исключения: в Сетумаа и Кихну традиционная одежда остается частью повседневной жизни: можно запросто встретить и бабушек, и молодых женщин в национальных юбках. Народные костюмы можно заказать у портного, но удовольствие это не из дешевых. Некоторые люди шьют одежду сами, этому можно научиться на специальных курсах (конечно, при наличии большого запаса терпения и трудолюбия).

Где найти народную одежду и сувениры

Так как в Эстонии не принято каждый день разгуливать по улицам в народном костюме, продолжить знакомство и всё внимательно рассмотреть можно в музеях. Для этого приглашаем посетить в Тарту, в Вильянди, и в Таллине. В сувенирных магазинах по всей Эстонии всегда можно найти интересные сувениры, связанные с народной культурой.

Вот несколько магазинов, где продаются вещи от современных дизайнеров с народными мотивами:

Таллин
, Тарту

Национальный костюм формируется веками. В нем всегда отражается главное в жизни народа: особенности быта и своеобразие мировосприятия, многовековые обычаи и художественный вкус. Традиционная одежда рассказывает о том, из каких этнических групп складывался народ, кто были его соседи. А изменения в костюме, за которыми стоят важные исторические процессы? Словом, перед нами своего рода памятник истории и культуры — и ценнейший.
Давайте прежде всего полюбуемся костюмами, воспроизведенными на иллюстрациях. Обратите, например, внимание, как сам покрой одежды выявляет внутреннюю грацию фигуры — мужской и женской. Причем не всякого человека, а именно эстонского крестьянина, основательного и сдержанного, крепко стоящего на земле. Декоративных элементов, особенно в женском костюме, немало: вышивка и узорное ткачество, вязанье и кружево, художественная кожа и металл. Все это очень красиво и в отдельности. Но главное все же в том, что каждая деталь органично живет в ансамбле костюма. Да, великий художник создавал его, веками соразмеряя и гармонизируя формы и техники, краски и узоры. Художник этот — народ.


Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку
Народная одежда острова Сааремаа. Костюм молодой замужней женщины из прихода Карья, Пёйде, мужской — из Карья. Середина XIX века.
Увеличить картинку











В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные — южная, северная, западная и островная. Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков — одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником. Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми. Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник — вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма — наплечное покрывало, которое женщина держит в руках. Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой — длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, изображенные на других рисунках, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины — типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники. Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина — влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому. В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед — «рукава».

Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины. Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений — хуторов и мыз — в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку. Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки — еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны. Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки — продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа — это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов. Наконец, острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа.

В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа — ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов — плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед. Интересно, что некоторые модные элементы одежды прижились на островах раньше, чем на материке: лифы и кофты у женщин, куртки и жилеты у мужчин, шейные платки. Уже в XVII веке здесь башмаки были и рабочей обувью. Однако в целом традиционный крестьянский костюм сохранился на островах гораздо дольше — до начала нашего столетия, на Муху даже до недавних дней. На остальной территории Эстонии в конце XIX века он уже уступил место одежде городского типа. Дело в том, что капитализм пришел на острова значительно позже, а ведь именно с его приходом разрушался всюду привычный уклад жизни земледельца и вместе с ним — древние художественные традиции народа. Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент — вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма — древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды. Взгляните еще раз на иллюстрации: почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла — их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей — «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь. Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые — конические или плоские — пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым — преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» — гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение — конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров. Наконец, орнамент. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники. В конце XVIII — начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор — модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы. Так выглядел традиционный эстонский костюм. В наше время встретишь его нечасто. Однако интерес к народной одежде у нас в республике, да и повсюду, отнюдь не угас. Народную одежду исследуют ученые, зарисовывают художники, копируют модельеры. В музеях ею любуются тысячи людей. Перед вами только рисунки. Но все равно — разве не красиво?

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 2015 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Западной Эстонии - Ляэнемаа.

В конце девятнадцатого века в Лихула возникла мода на цветастые вышитые юбки. Поначалу этот узор использовали для украшения ковров и называли его "узором роз". Расшитые розами ковры встречались везде, а такие же юбки - только в Лихула и в соседнем уезде Кирбла. К началу двадцатого века народный костюм Лихула и Кирбла стал более однородным, часто сделанный одними и теми же мастерами. Позже появились юбки в полоску, в клеточку и чересполосицу, также украшенные цветами. Любимым цветом был ярко красный, также встречались тёмнокрасные и синие вышитые юбки.

Характерным женским аксессуаром был красный платок, который носили на плечах. Большой платок с бахромой и украшенный вышивкой с растительным орнаментом складывали по диагонали, накидывали на плечи, перекрещивая на груди, и заправляли за концы под пояс. Женщины южных и центральных приходов Западной Эстонии носили на плечах два платка: белый из полотняной ткани повязывали снизу, сверху его покрывали красным шелковым.

Большое внимание уделялось украшениям, часто вся грудь была покрыта монетами. Из декоративных украшений наиболее распространенными были броши - сакты с подвесками, выполненные из металла, напоминавшие формой сердце. Головные уборы замужних женщин украшались широкими кружевами и широкими длинными лентами.
Рубахи из Лихула и Кирбла имели широкие рукава. В конце девятнадцатого века рубахи стали украшать красной вышивкой крестом. Особенно богато украшались женские и мужские свадебные рубахи.
Мужской костюм Западной Эстонии был льняным и включал в себя также жилет и шейный платок; отличался обилием вышивки на рубахах, а также оригинальными штанами длиной до колена с подвязками из тканых лент с кисточками на концах.

Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

Эстонский

народный костюм.

Галина Смирнова

Апрель 2014 г.

Используемая литература:

    Eesti rahvarõivad” , Tallinn 2001.a

    Eesti tikand”, Varrak 2012.a

    Eesti tikand 2” ,Varrak, 2013.a

    Информационный центр «Финноугория» (“Mulgi tikand”)

    Eesti rahva rõiva ilu”.

    Virumaa seelikud” Kersti Loite.

Основные направления развития национального костюма.

    Доподлинно неизвестно, как одевались жившие когда-то на территории Эстонии охотники, рыболовы и земледельцы. Наверняка, так же, как и их современники из ближайшего культурного пространства – носили одежду из шкур животных и из сотканных примитивным способом тканей, без которых было не обойтись в суровом климате.

    Узнать об одежде древних эстоноземельцев мы можем лишь косвенным путем, поскольку в древние времена существовал обряд сожжения умерших.

    Археологические раскопки позволили восстановить одежду только начиная с ХI – ХIII веков. По традиции умерших хоронили в праздничной одежде.

    Женская одежда в старину состояла из льняной рубахи с рукавами, поверх которой носили шерстяную глухую кофту без рукавов. Спереди кофта, не имевшая наплечных швов, скреплялась декоративными булавками. На рубаху надевали также поневу (полотнище с запахом), которую закрепляли поясом.

    К старинной одежде относится так же наплечное покрывало квадратной формы (как из шерсти, так и льна). Покрывала высшего сословия, будучи богато украшенными, были в ХIII веке вожделенной добычей для крестоносцев. Частью народной одежды покрывала продолжали оставаться до середины ХIХ века, а в Южной Эстонии и позднее - их надевали на свадебные и похоронные обряды.

    Девушки украшали распущенные волосы головными повязками , женщины носили полотенчатый головной убор, либо повязывали платок.

    Х III веке в жизни заселявших Эстонию племен произошли существенные перемены – началось вторжение рыцарей – крестоносцев (Папа Римский повелел крестить местных язычников). После кровавых сражений Эстония была порабощена и поделена между иноземными завоевателями. Коренное население со временем лишилось всех прав и превратилось в людей низшего сорта. Крестьяне были обречены надолго на крепостное рабство.

    В то же время порабощение страны способствовало тому, что Эстония «шагнула в Европу»,- иными словами, попала в ареал немецкой культуры. Вслед за рыцарями в Эстонию потянулись купцы и ремесленники, неся с собой новые веяния, в том числе и новую моду. Стали развиваться города и торговля.

    В одежде низших сословий долгое время сохранялись традиции, бытующие до прихода завоевателей. Больше всего изменений в средние века – в ХIII – XVII веках претерпели украшения. Бронзовые спиральки были вытеснены оловянными бляшками и бусами, появилась вышивка разноцветными бусинами и бисером. Возникли и новые виды украшений: подковообразные фибулы уступили место круглым; получили распространение пряжки с драгоценными камнями, монеты – подвески, серебряные ожерелья из полых бусин. В украшениях стала преобладать христианская символика – крестики, жемчужные нитки в виде четок.

    В процессе развития народного костюма наиболее заметные изменения отмечаются в ХVII веке, в так называемый шведско-польский период. Женщины Северной Эстонии поверх сорочки – безрукавки надевали короткие льняные блузки - кяйсед с длинным рукавом – так называемые блузки – рукава . А на смену понёве пришла узкая шерстяная юбка , расшитая медными и оловянными пронизками и бусинками.

    В мужской моде появились штаны до колен , быстро распространившиеся по всей Эстонии.

    В шведское время в Эстонии, в основном на островах, юбки стали заглаживать в складки (плиссировать). Для вышивания использовали нити и шерсть, окрашенные соком растений.

    Глухие куртки и кофты уступили место открытым спереди длинным кофтам и курткам, ставшим элементом в верхней одежде.

    ХIX век ознаменовался переходом от феодализма к капитализму. Крестьян освободили от крепостной зависимости. Начался экономический подъем, появилась возможность приобретения в собственность хуторов, расширилась свобода передвижения. Все это привело к быстрому проникновению в крестьянскую одежду городских влияний.

Наступила пора подлинного расцвета народного костюма.

    Переход к промышленному производству красок внес в одежду невиданное доселе цветовое разнообразие. Широкое распространение завозимых из Германии недорогих печатных образцов узоров, альбомов и журналов по рукоделию привнесло в вышивки новые узоры, которые с большой фантазией стали развивать местные мастерицы. Вскоре заимствованные узоры вытеснили традиционные геометрические и растительные орнаменты. Продолжалось победоносное шествие юбок в продольную полоску, они дошли и до островов, обретя местные цветовые гаммы, характерные для определенного уезда. Образцы городской моды добавили разнообразия в народную одежду. Длинные женские кофты сменились вязаными жакетами , а мужчины стали носить короткие курткипиджаки . Прежние длинные сюртуки стали принадлежностью выходной одежды.

    Во второй половине ХIX века мужчины начали носить длинные брюки и шляпы - цилиндры . В мужской моде стали популярными и жилеты, А у женщин – лифы – безрукавки и шерстяные шали темных тонов с квадратными узорами.

    До конца Х IX века народная одежда сохраняла свою значимость, а в ряде районов (Западная Эстония, острова МУХУ и КИХНУ, Сетумаа) ее продолжали носить и в ХХ веке.

Одежда как знак

    На протяжении веков одежда играла разную роль в жизни человека.

    В былые времена одежда могла рассказать о своем хозяине намного больше, нежели в наши дни. По наряду было видно, замужем женщина или нет, вдовая или мать – одиночка; богат человек или беден, и даже – из каких он краев.

    Имущественное положение человека заметнее всего проявлялось в праздничной одежде. Выражение «разжиться кожаными штанами» означало, что человек разбогател. Высоко ценились и дорого стоили мужские и женские войлочные шляпы. А женская шапки – горшки тоже недешево стоили: в ту пору, когда корову можно было купить за 25 рублей, шапка, изготовленная городским шляпником, стоила 5 рублей. У состоятельных женщин ленты на шапках были из шелка подороже, более длинные и широкие, ниспадающие ниже пояса. У менее имущих ленты были подешевле, покороче и поуже.

    Начиная с ХVIII века у лютеран вступление во взрослую жизнь знаменовалось конфирмацией (первое причастие). По такому случаю девушка и юноша получали свой первый комплект нарядной одежды.

    Молодежь, прошедшая конфирмацию, жила весело и беззаботно, имея особый статус, позволявший им участвовать во всевозможных игрищах и развлечениях. Естественно, что девушки уделяли большое внимание своим нарядам. Отправляясь на качели или танцы, они надевали чистые белые блузки – рукава, извлекали из амбарных сундуков самые красивые и дорогие кофты и юбки. Понятно, что вышивка блузок – кяйсед и многоцветные полосы юбок несли весточку:

«Я проворная, ловкая, умелая. Я красива, взгляни на меня!»

Эстонский народный костюм.

    Праздничная одежда, т. е. народная одежда в классическом понимании, оставалась не столько практичной, сколько отвечала требованиям понятия красоты.

    Праздничная одежда эстонцев подразделяется на менее нарядную выходную одежду и особенно торжественную одежду, подчеркивавшую сословное положение.

    Выходную одежду надевали, отправляясь в гости и на ярмарку, а по воскресеньям в церковь. Ее надевали во время церковных праздников, а также на качели и танцы. Красивая одежда придавала человеку уверенность в себе, помогала ощущать собственную значимость.

    Нарядная одежда по крою мало отличалась от повседневной, однако шилась непременно из более качественного материала и украшалась с особой тщательностью и любовью – ведь в ней человек представал перед всеми жителями деревни, и мастерство рукодельниц тут же бросалось в глаза.

«Всяк в пярнуской земле венки мои прославит.

Их лент концы в Германию дошли!

Плащей я золотом блистаю в Курземяе,

Куда их блеск поляка приманит.

Солидный муж – пожалует из Нарвы ,

моя краса его пленит».

    Чтобы выглядеть покрепче, девушки надевали несколько юбок одна на другую, и заталкивали в чулки сено – «чем толще ноги, тем краше невеста». Множество юбок свидетельствовали также о богатстве невесты.

    Незамужние девушки ходили с непокрытой головой. Распущенные или заплетенные в косу волосы украшали лентой либо венцом с лентами (обруч из картона или коры, обтянутый шелком).

    Замужняя же женщина должна была обязательно носить головной убор. Поначалу это были платки, а позднее – чепцы и шапки – горшки. «Идти под чепец» - означало выходить замуж.

Эстонская народная вышивка
(Eesti rahvustikand)

    Особенностью эстонской народной одежды является вышивка со своеобразным собственным орнаментом, а также с применением орнаментов других народов.

    Самый старый орнамент Эстонии был геометрическим и носил в себе эстетическое и магическое значение.

    Мотивы, которые использовались, были универсальными, известными во всем мире, основными были: колесо (круг), крест , роза и дерево жизни.

    Несмотря на то, что Эстония территориально очень маленькая страна, разнообразие вышивок народной одежды велико.

    В 18 веке вышивка была уже широко распространена. Узорами украшались рукава (päised), кокошники (tanu), наплечные платки, позднее – передники.

    До конца 18 - начала 19 века на хуторах было натуральное хозяйство. Одежда создавалась женскими руками, но рисунки кокошников и рукавов были сложными и требовали труда более опытных вышивальщиц.

    В конце 19 века начали собирать особенности народной одежды, а более основные исследовательские работы начались в 1-й половине 20 века.

    Цвету придавалось большое значение.

    Цветовая гамма вышивок не была широкой, но тем не менее, была довольно многозначительной:

    Теплый зеленый – цвет Земля, смерти, растущих растений;

    Желтый – Солнце;

    Глубокий синий – Небо, мышление

    Красный – Земля, сильная эмоциональность, кровь, огонь, любовь.

Народная одежда как национальный символ.

    С переходом к городской моде народная одежда впала в забвение. Столь высоко ценимые когда-то предметы национального костюма стали подвергаться осмеянию, их начали стесняться и порой с легким сердцем передавали в музейные собрания. Иногда их хранили в крестьянских сундуках как память о мастерстве прародительниц.

    Тем не менее, от поры национального пробуждения сохранилось представление о народной одежде как о силе, объединяющей людей.

    Первый Певческий праздник, на который съехались люди со всей Эстонии и где, объединенные общей песней, поняли, что вместе они и есть эстонский народ, прошел в 1869 году в Тарту.

Символика узоров в народной одежде.

    Также, как мы переводим чужие тексты на свой родной язык, так переводим на сегодняшний визуальный текст узоры своих матерей.

    У каждого переводчика и исполнителя (интерпретатора) есть более или менее свой собственный взгляд на вещи, на что-либо.

    Абсолютной правды не существует.

    Данные узоры собраны из многих поколений матерей Эстонии. При этом постоянно рождаются все новые узоры.

    Тот, у кого есть склонность видеть и создавать, способен сделать неповторимый выбор как в цвете, так и в узоре, добавляя свое волшебство.

    Мотивы, которые использовались, были универсальными, известными во всем мире, основными были:

    колесо (круг),

    крест,

    роза

    дерево жизни.

SÕÕR (колесо) – один из самых главных мотивов, космический знак, символизирующий Космос (universum), бесконечность, полноценность, порядок и гармонию.


Символ Солнца и знак Земли у всех народов.
Крест в кольце (rõngasrist ) – символ света и жизни в христианском значении, знак рукоположения в духовный сан.

Спицевое колесо (kodarrattas ) – знак священности и счастья. В христианском значении как монограмма Христа.


8 – конечная звезда – счастье, возрождение, имеет азиатское происхождение.

Rist ( крест) – символ равновесия, которое обозначает отношения между Землей и Небом.
Крест с многократным контурным повторением – знак защиты.


В Западной Европе – иногда как значение Дерева жизни, Дерева Мира с каменного века.

Roos (роза) – знак связанный с колесом.
В христианском значении - универсальный знак небесной полноценности, символ Бога.
Королева цветов –преданность, терпение, молчание.


5 - лепестковая роза – молчание;

6 – лепестковая роза – единение, единство, равновесие, счастье;
7 – лепестковая – священность;

8 – лепестковая – возрождение

Elupuu (дерево жизни) - С 3 – 5 веточками, в простых формах. Также есть с корнями, ветками, листьями.
Elupuuõie/kaksikristik
– цветок дерева жизни - символ плодовитости и зачатия. Также связывалось с Деревом Рая.

Архаичный:

1. существовавший в далеком прошлом.

2. Вышедший из употребления; устаревший,