Комнатные растения        16.07.2019   

Темперамент ребенка и воспитание. Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители

Уже с самого рождения все младенцы отличаются друг от друга. Один кричит громко и требовательно, другой - тихо и еле слышно. Кто-то спит целыми днями, просыпаясь только покушать, а кто-то и спит чутко, и ест неохотно... Почему же у только родившихся малышей такие существенные различия в поведении?

Все дело в таком врожденном свойстве нервной системы как темперамент. Эти заданные природой свойства личности и определяют активность ребенка, способность переключаться с одного вида деятельности на другую, реакцию на происходящее вокруг.

Итак, существует четыре основных типа темперамента:

- холерический

- сангвинический

- флегматичный

- меланхолический

Каждому из них присущи свои психологические особенности. Но какой либо вид темперамента в чистом виде практически не встречается. Чаще всего это некое сочетание различных типов, и можно говорить лишь о преобладании каких-либо черт.

Зачастую родители, не зная об особенностях темперамента своего малыша, сравнивают его с другими и детьми и испытывают переживания по поводу его поведения. Поэтому стоит познакомиться с характеристиками каждого из них, чтобы знать почему ваш ребенок ведет себя именно так, а не иначе.

Непоседы



Маленькие сангвиники - настоящие непоседы. Этот ребенок обожает бегать, прыгать, лазать. Он очень подвижен и ловок, почти не сидит на месте. Такой малыш приветлив, жизнерадостен и общителен. Он легко идет на контакт с малознакомыми людьми. Эмоции такого малыша крайне выразительны! Какой-то пустяк может его рассмешить или огорчить очень сильно.

Слезы на глазах маленького сангвиника высыхают также быстро как и появляются. Он не будет горевать слишком долго, быстро переключится на что-то интересное и забудет о печали. В компании сверстников он скорее всего будет заводилой. Этому поспособствует богатая фантазия и умение быстро придумать что-то интересное для всех. У малыша с сангвиническим темпераментом всегда повышенная эмоциональность и впечатлительность.

Найти интересное занятие для малыша-сангвиника дело простое и быстрое. А вот удержать на нем внимание, довести дело до конца ему сложно. Как только первоначальный, самый яркий интерес к делу проходит, такой ребенок предпочтет переключиться на новое дело. Этот момент может мешать и в учебе, и в повседневной жизни.

Родителям не стоит стыдить малыша за непостоянство. Это не лень или поверхностность, это - врожденное свойство темперамента. Поэтому нет смысла ругать кроху за несобранность, несерьезность, невнимательность, неаккуратность. Надо просто помочь ему постепенно научиться концентрировать на одном занятии как можно дольше, избегая однообразия.

Но не стоит потакать слабостям маленького непоседы. Ему нужен постоянный доброжелательный, но строгий контроль. Поиграл - убери игрушки на место, пришел с прогулки - помой руки, ложишься спать - развесь аккуратно свою одежду.

Не требуйте от ребенка долгого сидения на одном месте, ему это просто не по силам. Чередуйте активные игры и спокойные, вдумчивые занятия. Постепенно приучайте малыша доводить начатое до конца. Если устал, можно отдохнуть, по позже вернуться к оставленному делу и довести его до конца.

Как бы это не выглядело странно, но при всей свой контактности и общительности у маленького сангвиника много знакомых, но мало друзей. И этому тоже надо уделить внимание. Объясняйте ребенку, что такое дружба, учите внимательно относиться к чувствам других людей, не разбрасываться своими привязанностями.

Задиры



Если ваш кроха вспыльчив, несдержан, нетерпелив, то перед нами - малыш холерик. По сравнения с сангвиником он гораздо более устойчив в своих стремлениях и интересах. Такой ребенок очень настойчив и решителен. Он всегда четко знает чего он хочет и идет к своей цели напролом.

Такого малыша не напугает риск или отчаянное приключение. Его поведение спонтанно, он крайне импульсивен, подвержен вспышкам гнева. На детской площадке у него репутация драчуна и крикуна, он часто конфликтует со сверстниками. Такой ребенок излишне самостоятелен, всегда принимает решения сам, не умеет прислушаться к другим.

Но при всей своей несдержанности, холерик активен, смел и напорист. У него сильный характер и очень высокая активность. И это его неоспоримые плюсы. Не стоит постоянно одергивать маленького холерика, приводя в пример тихого и скромного малыша из соседней квартиры. Но вот научить ребенка самоконтролю, умению управлять своими эмоциями надо обязательно.

Ребенок с холерическим темпераментом нуждается в очень упорядоченном и щадящем режиме. Все дело в том, что процессы возбуждения нервной системы такого малыша преобладают над процессами торможения. Ребенку трудно успокоиться, заснуть, вовремя остановиться. Поэтому строгий режим - настоящее спасение для такого крохи. При соблюдении определенной последовательности действий из дня в день, организм ребенка сам настраивается на упорядоченную работу.

Особое внимание родителям стоит уделить таким моментам как умение уступать, не лезть без очереди, не вырывать из рук, уметь договариваться. Малышу необходимо научиться спокойно принимать поражение в некоторых играх или соревнованиях. Учить этому ребенка холерика придется путем ежедневных напоминаний, замечаний и подсказок.

Копуши



Вы привыкли постоянно торопить и подгонять своего ребенка? Значит у него преобладают черты флегматичного темперамента. Такой малыш молчалив, медлителен и спокоен. Ему трудно переключить свое внимание, привыкнуть к новой обстановке. У него редко бывают выраженные эмоции - он редко хохочет до упаду и расстраивается до слез. Говорит и двигается он медленно, с паузами, как будто через силу. Не любит подвижные и шумные игры, старается остаться в стороне.

Но вместе с тем у такого ребенка отличная память, он любит во всем порядок и добротность. Маленький флегматик трудно знакомится, сходится с людьми. Но зато он верный и преданный друг, который умеет поддержать и выслушать. Ребенок флегматик очень ответственен и пунктуален. Такие дети обычно очень любят конструирование, занятия требующие внимательности и сосредоточения.

Самая главная ошибка взрослых - это подгонять и торопить такого малыша. Вместо того, чтобы проявлять недовольство нерасторопностью и неловкостью крохи, сделайте упор на его сильные стороны: уравновешенность, невозмутимость, терпимость, самообладание и старательность.

Очень хорошо использовать такой прием как визуализация времени. Например, купите песочные часы или заведите будильник. Объясните ребенку, что дело или поручение должно быть закончено, когда пересыплется весь песок или зазвенит будильник. Это поможет малышу флегматику собраться и мобилизовать свои силы.

Следите, чтобы такой ребенок не спал слишком долго днем, не засиживался за столом над тарелкой или у телевизора. Маленького флегматика необходимо тормошить и учить соревноваться. Объясните ребенку что такое работа в команде, когда от скорости выполнения его части работы зависит успех общего дела. Хуже всего, если малоподвижность превратится в леность, а ровность характера - в равнодушие. Поэтому хвалите кроху за каждое проявление расторопности, находчивости и настойчивости.

Тихони



Маленький меланхолик не только тихий и робкий, он еще и доверчивый, добрый и открытый ребенок. Поэтому он будет чувствовать себя уютно только в привычной обстановке рядом с близкими и любящими людьми. У ребенка меланхолика повышенная тревожность. Он зачастую может испугаться незнакомого взрослого или активного сверстника. Для него характеры низкая активность, тихая речь, замкнутость, неуверенность в себе. Такой малыш предпочтет тихие игры и уединение. Ему не нужна компания, часто он кажется грустным и задумчивым. Именно по этой причине таких детей часто называют «маленькими взрослыми».

В то же время у маленьких меланхоликов очень богатый внутренний мир. Крайне высок уровень самоконтроля, что обеспечивает отличную обучаемость и высокое качество выполняемой работы. Они способны к состраданию и сопереживанию.

Если ваш кроха имеет меланхолический темперамент, самое главное научить его не бояться трудностей, развивать стремление к активности и самовыражению. Предоставьте малышу побольше самостоятельности и щедро хвалите за каждую маленькую победу: первому заговорить и познакомиться с другим ребенком, принять участие в детском празднике, сделать покупку в магазине...

Помните, что ваш кроха не переносит сильных раздражителей, таких как шум, множество новых лиц, большое количество новых игрушек. Поэтому очень важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Не проявляйте с ребенку меланхолику излишнюю строгость и требовательность, это вызовет лишь слезы и замкнутость. А вот на похвалу и ласку лучше не скупиться, все это поможет малышу поверить в свои силы и раскрепоститься.

В довершение сказанного, стоит добавить. Что нет плохих и хороших темпераментов. У каждого типа личности есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому не переделывайте вашего ребенка, а помогите ему сохранить свою индивидуальность и собственное «Я».

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В.С. Мерлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни. Первые признаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений.[ 2 ]

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.[ 15 ]

Уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.

Изменчивость темперамента в дошкольном возрасте разнообразна по своим формам и имеет специфические для данного возраста черты. В процессе изучения детей дошкольного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение темперамента в целом.

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различными влияниями.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей дошкольного возраста в процессе становления. [ 2 ]

      Характеристика детей дошкольного возраста по типу темперамента

В группе детского сада есть, как правило, дети разного темперамента – холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Что характерно для каждого типа темперамента детей?

Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома. Они быстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.

Общительность детей – сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Благодаря тому, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль, но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка – сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

В отношении ребенка – сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким» нарушениям порядка (не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушают привычки, для закрепления которых требуются время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом по сравнению с детьми других типов.

Сангвиники быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера. [ 2 ]

Ребенок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. [ 2 ]У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно - печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Выводы по 1 главе

Темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится

Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.

Темперамент во многом определяет поведение ребенка, способности к обучению и развитию, реакции на внешние раздражители. Зная темперамент ребенка, родители могут выбирать наиболее подходящие для него игры и методики обучения, правильно реагировать на проявление его чувств и эмоций – радости, гнева, страха, восторга, усталости и т.д. Что нужно знать родителям о темпераменте своего ребенка?

Что такое темперамент ребенка и чем он определяется?

Почему одни дети с удовольствием собирают конструкции из кубиков в полной тишине, а другим необходимо носиться по квартире, расшвыривая все на своем пути? Почему одни дети в шумной компании чувствуют себя как рыба в воде, а другие стараются отойти в тихий уголок, чтобы играть в полном одиночестве? Все детки разные, и в данном случае речь идет о детях с различными темпераментами.

Темперамент ребенка , или его тип высшей нервной деятельности, является врожденной устойчивой характеристикой и редко меняется по мере взросления ребенка. Темперамент определяет интенсивность нервных процессов человека, особенности баланса между возбуждением и торможением, уравновешенность и скорость смены настроения.

Что влияет на формирование темперамента ребенка ? Так как темперамент не формируется в течение всей жизни, а является врожденной характеристикой человека, то и внешние факторы на него существенно повлиять не могут. Обычно ребенок наследует темперамент мамы или папы, либо в нем проявляются черты обоих родителей в равной степени.

С какого возраста проявляется темперамент ребенка ?

Темперамент ребенка начинает проявляться с самого рождения. Это выражается в той скорости, с которой малыш переходит от улыбки к плачу и наоборот, в его реакции на близких и малознакомых людей и даже в том, насколько быстро и легко ребенок засыпает. Но все это в значительной мере связано и с физиологическим состоянием малыша, поэтому точно определить темперамент ребенка можно только в период начала становления его личности – около трех лет.

Типы темпераментов в психологии

В классической психологии различают четыре основных типа темперамента:

  • Cангвиники. Характеризуются живостью, возбудимостью, быстрой сменой настроений и легкостью в переживании неудач.
  • Холерики. Также как и сангвиники, холерики отличаются быстротой нервных реакций, возбудимостью, резкой сменой настроений, но при этом они неуравновешенны и склонны к длительным переживаниям.
  • Меланхолики отличаются медлительностью нервных реакций, длительностью перехода из одного настроения в другое. Легко ранимы и долго переживают любые, даже незначительные, неприятности.
  • Флегматики, также как и меланхолики, характеризуются медлительностью нервных реакций. При этом они невозмутимы, уравновешены, слабо подвержены влиянию внешних факторов.

Темперамент ребенка и особенности воспитания

Определив темперамент ребенка и зная его позитивные и негативные свойства, родителям будет проще воспитывать и обучать малыша.

Ребенок – сангвиник…

…обычно подвижен, активен, доверчив, спокойно и доброжелательно относится даже к малознакомым людям, страстно увлекается каждым новым делом. Дети-сангвиники, как правило, довольно быстро начинают говорить, они красноречивы и общительны. Ребенок-сангвиник доверчив и открыт, ему крайне важно мнение окружающих. Он готов совершать необдуманные поступки, чтобы заслужить похвалу. При этом и критику малыш воспринимает вполне спокойно, легко переживает неудачи, быстро забывает обиды. Вообще ребенок-сангвиник в раннем детстве причиняет родителям минимум неудобств – он жизнерадостен, легко увлекается любой предложенной игрой и быстро успокаивается, даже если что-то его расстроило.

Недостатком детей-сангвиников является непостоянство. Увлекаясь новой для себя деятельностью, ребенок может буквально «свернуть горы», но надолго запала обычно не хватает.

Как помочь ребенку не бросать начатое дело? Ругать и критиковать малыша бесполезно – дети-сангвиники не будут долго переживать и обижаться, а просто забудут о неприятном разговоре. А вот искренняя похвала за дело, доведенное до конца, может быть очень сильной мотивацией. Поощрить ребенка можно не только ласковым словом или объятием, но и добавлением нового «почетного значка» в таблицу успехов, вывешенную на самом видном месте.

Воспитывая ребенка-сангвиника, родителям следует общаться с ним на равных, не допускать в общении с малышом снисходительного тона, строить отношения исключительно на взаимоуважении, а не на непререкаемом родительском авторитете.

Ребенок-холерик…

…активен и подвижен, красноречив и убедителен, решителен и целеустремлен. Дети-холерики часто успешны в обучении, они настойчивы, выразительны, общительны.

При этом дети-холерики злопамятны и агрессивны, подвержены частой смене настроения и тяжело поддаются убеждению.

В детстве ребенок-холерик часто капризничает, плачет, кричит без видимой причины и устраивает оглушительные истерики. Он быстро утомляется, но тяжело засыпает. Такие дети, как правило, не реагируют на запреты, они часто ссорятся со сверстниками и обижаются на взрослых. При этом ребенок-холерик редко бывает одиночкой: ссорясь с приятелями и задирая их, он, тем не менее, всегда остается в центре внимания и часто становится в компании лидером.

Если темперамент ребенка – холерик, в детстве он может доставлять родителям множество неприятностей из-за своей вспыльчивости и раздражительности. Родителям приходится постоянно сдерживать ребенка, направлять его энергию в мирное русло, занимать его различными игровыми или развивающими активностями. И это дает положительный эффект: увлекаясь новым занятием, ребенок-холерик прилагает все усилия и добивается потрясающих результатов.

Очень полезны для ребенка-холерика занятия спортом: спорт позволяет выплескивать избыток энергии, стабилизирует нервную систему. Кроме того, амбициозные и целеустремленные дети-холерики обычно достигают высоких спортивных результатов.

Ребенок – меланхолик...

…мягок, доброжелателен, склонен к проявлению сочувствия, чувствителен и сердечен.
Вместе с тем ребенок-меланхолик очень раним и застенчив, не уверен в себе, легко поддается чужому влиянию, с трудом переживает критику и обиды.

В детстве ребенок-меланхолик капризен и плаксив. Дети-меланхолики очень «ручные», ни на шаг не отпускают родителей и боятся посторонних. Они очень быстро утомляются, особенно от общения с большим количеством людей.

Взрослея, ребенок-меланхолик становится стеснительным и обидчивым. Любая мелочь способна вывести его из равновесия, любая критика воспринимается как трагедия. Меланхоликам сложно дается обучение, так как они рассеянны, быстро устают и отвлекаются. Зато именно среди меланхоликов встречается самый большой процент творческих натур.

Воспитывая ребенка с меланхолическим темпераментом, следует ограждать его от стрессовых ситуаций. Утомляясь при играх и общении со сверстниками, переживая критику и обиды, ребенок стремится домой, как в убежище, и он должен твердо знать: «Мой дом – моя крепость!», быть уверен, что дома его поймут и защитят.

Для ребенка-меланхолика особенно важны любые проявления родительской любви: ласковые слова, объятия, поцелуи, маленькие семейные традиции, такие, как совместные прогулки по выходным или сказки на ночь.

Если учеба дается ребенку с трудом, не ругайте и не критикуйте его. Дети-меланхолики очень стараются достичь успехов, но им не всегда это удается из-за рассеянности и повышенной утомляемости.

Зато в творчестве потенциал ребенка-меланхолика проявляется в полную силу. Помогая ребенку подобрать хобби, нужно, конечно, ориентироваться на его интересы. Выбор достаточно широк: это может быть скульптура или музыка, живопись или рукоделие, танцы или художественная гимнастика – главное, чтобы занятие доставляло ребенку удовольствие.

Ребенок-флегматик…

…миролюбив и уравновешен, стрессоустойчив, рассудителен, обаятелен и целеустремлен. Добивается своего при любых обстоятельствах, одинаково спокойно относится как к критике, так и к похвалам.

С другой стороны, ребенок-флегматик инертен и малоподвижен, упрям и консервативен, с трудом принимает решения и не склонен к яркому проявлению эмоций.

Ребенок-флегматик не доставляет родителям хлопот: он мало капризничает, ему не требуется постоянное внимание, он спокойно играет один. Единственное, что может беспокоить родителей ребенка-флегматика – низкая адаптируемость малыша. Он с трудом привыкает к детскому саду и вообще к новому режиму, ему не нравятся новые блюда и новые товарищи. Но, привыкнув к изменениям, ребенок-флегматик становится столь же спокоен и невозмутим, как прежде.

Обучение ребенка-флегматика продвигается медленно, но верно. Информация, хоть иногда и запоминается с трудом, остается в голове малыша чуть ли не на всю жизнь. Кроме того, флегматики обычно обладают огромным потенциалом в сфере точных наук, легко решают логические задачи.

Родителям, воспитывающим ребенка-флегматика, не нужно торопить малыша. У него все получится, пусть и не сразу! В своем неторопливом и размеренном темпе он способен не только догнать своих более энергичных сверстников, но и оставить их далеко позади.

Если ребенок проявляет склонность к спорту, обратите его внимание на дисциплины, требующие точности и выносливости. Также многие дети-флегматики увлекаются шахматами.

Каким бы темпераментом ни обладал Ваш ребенок, главное – слушать и слышать его, учитывать его мнение и интересы. Желаем Вашим малышам новых успехов и побед!

Инструкция

Этот тип темперамента отличается неуравновешенностью, агрессией, высокой возбудимостью. Дети – решительны и бесстрашны. Они часто самостоятельны, всегда знают, чего хотят. Они не любят одиночества, а в компании стремятся быть лидерами. Правильное воспитание должно проявить в таком ребенке инициативу, увлеченность и организованность. Холерики быстро включаются в игру, но также быстро им она надоедает. Поэтому важно занять такого ребенка активными, подвижными играми. Но игры должны быть непродолжительными, с большим и резким выбросом энергии. Это может быть футбол, баскетбол, ритмичные танцы, соревнования. В воспитании таких детей нужно быть спокойными и терпеливыми. Читайте ему добрые и спокойные книжки, не ругайте его, а объясняйте, что его поступок был плохим и неприятным для окружающих.

Сангвиник

Этот тип темперамента отличается непостоянством. Ребенок – сангвиник легко и быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эти дети любознательны, дружелюбны, активны, жизнерадостны. Они не обидчивы, быстро забывают обиды и перестают плакать. Такой ребенок легко заводит новых друзей, любит компании, поэтому можно предложить ему коллективные игры. Это могут быть танцы, футбол, волейбол и т.д. В силу большой подвижности ребенка – сангвиника не стоит отдавать его в «сидячие» кружки. Дети – несобраны, часто рассеяны и несерьезны, но правильное воспитание поможет родителям проявить в нем целеустремленность в учебе. Для привлечения внимания к учебе родителям такого ребенка нужно много заниматься индивидуально: читать книжки, смотреть развивающие мультфильмы, собирать конструкторы.

Флегматик

Этот тип темперамента отличается спокойствием и неторопливостью. Такие дети молчаливы, медлительны, спокойны к происходящему вокруг. Они любят постоянство: одни и те игрушки, своя личная посуда, хорошо знакомые люди. Фантазия таких детей развита слабо, поэтому не стоит оставлять ребенка самому себе, нужно постоянно заинтересовывать его новыми занятиями. Дети – мало двигаются, любят поспать. Из-за этого спортивные игры их мало интересуют. Но такие дети упорные, всегда добиваются своих целей. Они стабильны, хорошо запоминают все новое. Такие дети усидчивы и поэтому для них подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликация, вышивание, музыка или бальные танцы. Флегматиков очень трудно заинтересовать чем-то новым, но они с удовольствием играют в то, что хорошо знакомо.

Меланхолик

Этот тип темперамента отличается задумчивостью, непонятностью, замедленностью. Такие дети быстро устают, они малоподвижны, с трудом переключаются с одного занятия на другое. Если у ребенка – меланхолика плохое настроение, то это надолго. Если его обидеть, то он будет долго плакать и глубоко переживать. Меланхолики бояться чужих людей и незнакомых обстоятельств. Но, привыкнув, с удовольствием общаются со сверстниками. Такие дети мягкие по характеру, отзывчивые, открытые. Им подойдут спокойные игры и занятия. Они полюбят спокойные фильмы или передачи про животных, чтение книг, лепку или рисование. Такие дети в будущем могут писать стихи, которые будут наполнены совсем недетскими мыслями. Дети – любят одиночество, часто играют одни. Родители должны уделять им много внимания и заботы, дарить тепло и любовь.