Флористика        08.05.2019   

Тесты для изучения дошкольников. Тесты для детей

Тестирование дошкольников разными методами проводят и в детских садах, и перед поступлением в школу. Тесты для дошкольников помогают узнать о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании и обучении; психологические факторы, которые могут мешать ребенку нормально развиваться; особенности, на которые следует обратить внимание при поступлении в школу и дальнейшем обучении.

Тестирование стало обязательным в большинстве учебных заведений. Образовательный процесс все время меняется, вносятся коррективы, образовательный план усложняется или упрощается, школы переходят на специальные формы обучения. Все это требует от ребенка усилий, способности к адаптации. А родители не всегда способны оказать своим детям квалифицированную помощь в этом вопросе даже хотя бы потому, что не знают, в чем именно следует помогать. Именно для этого существуют тесты для дошкольников.

В этой статье мы разберем разновидности диагностики, что все эти тестирования могут нам рассказать о наших детях, на что следует обратить особое внимание и к каким советам прислушаться.

Для чего нужна диагностика дошкольников

Диагностика дошкольников, методики различных видов и направленностей введены повсеместно, начиная с поступления в детский сад. Представляют они собой своеобразное тестирование. Разные методики действуют по-разному, однако есть у них одно общее свойство. Все они помогают родителям и педагогам разобраться в эмоциональном и психологическом состоянии ребенка, определить его готовность к школе или детскому саду, уровень знаний, сообразительность и многое другое.

Например, некоторые тестирования могут показать особенную предрасположенность будущего ученика к определенным предметам. Тогда имеет смысл отдать ребенка в специализированную школу с уклоном на иностранные языки, математику, лингвистику, информатику и так далее. В случае же если тестирование показывает недостаточный багаж знаний и умений, всегда можно заранее подготовиться к поступлению в учебное заведение и наверстать упущенное по какой-либо причине.

Также тестирование помогает разобраться в межличностных отношениях, комплексах, проблемах в семье, различных психологических отклонениях от нормы, найти пути решения проблемы и, что особенно важно, первопричину нарушения.

Ниже представлены некоторые особенно популярные методики диагностики по разным целевым направлениям.

Психологическая готовность к школе

Диагностика дошкольников, методики проверки готовности к школе - очень важный момент при поступлении в образовательное учреждение. Подмечено, что все дети развиваются по-своему, со своей скоростью и усердием. Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет учиться, тем быстрее и лучше будет развиваться. Вспоминая свой собственный опыт, люди часто жалеют, что не пошли в школу раньше на год или даже два, так как складывается ощущение потерянного впустую времени. Однако такая постановка вопроса не всегда соответствует действительности. Дети могут быть просто не готовы к процессу школьного обучения. К моменту поступления в школу должны проявиться некоторые качества, без которых учеба будет даваться достаточно тяжело. Например, усидчивость, любопытство, способность запоминать и анализировать поступающую информацию.

Для того чтобы оценить готовность к обучению, существует диагностика дошкольников. Методики предлагаются следующие:

  • Тест Керна-Йерасека - наиболее обширный тест, затрагивающий множество сторон развития ребенка.
  • "Дорисуй мышкам хвосты" и "Дорисуй ручки зонтикам" - тест помогает определить, насколько развита мелкая моторика рук.
  • Интерпретация пословиц - помогает увидеть развитость мышления и способность объяснять явления своими словами.

Диагностика познавательной сферы и внимания

Для процесса обучения очень важно учитывать степень внимательности определения внимательности достаточно широко и в ассортименте распространены в педагогической среде. Заданий различного содержания на эту тему достаточно много, и все они являются эффективными и показательными.

Для определения внимательности используют следующие тесты для детей 5 лет: "Найди и вычеркни", "Корректурная проба", "Треугольники". В первом тесте ребенку дают лист с нарисованными на нем различными За определенный промежуток времени необходимо особенным способом зачеркнуть фигуры определенного типа. В конце занятия итог подсчитывается с помощью формулы:

  • S = (0,5N - 2,8n) : t, где

    S - конечный результат, то есть коэффициент усидчивости и восприимчивости ребенка,
    N - количество просмотренных фигур,
    n - количество ошибок,
    t - время выполнения работы.

При "Корректурной пробе" на листке напечатаны буквы. Ребенок должен зачеркнуть три названные преподавателем в каждой строчке.

"Треугольник" требует от дошкольника рисования определенного типа этой фигуры на каждой строке. Психолог фиксирует ошибки и время выполнения работы, на основании чего затем объявляет результат.

К таким тестам относится и графический диктант по клеточкам для дошкольников. Ребенок под диктовку рисует линии и фигуры, расположенные особенным, заданным преподавателем, образом.

Диагностика математического развития

Математика для школьника - это не только дисциплина. Развитый математический склад ума позволяет ребенку анализировать поступающую информацию, гораздо быстрее ее усваивать, а также применять на практике. Поэтому диагностика дошкольников, методики математического развития которой являются неотъемлемой частью, обязательно проводится в учебных учреждениях разных уровней подготовки.

Среди игровых диагностик выделяют такие, как "Найди такой же", "Собери бусы", "Собери картинку". На этом этапе важно выяснить, насколько ребенок способен составлять общую картину из разных фрагментов, находить схожесть предметов, сопоставлять цвет, размер и геометрические формы.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников: методики

Стабильное эмоционально-психологическое состояние - залог продуктивного обучения, быстрого освоения в незнакомой обстановке, способности к самореализации и построению социальных связей. В процессе обучения в школе или детском саду ребенок приобретает не только знания об окружающем мире в ходе изучения конкретных дисциплин, но и учится осознавать собственную личность, ее положение в социуме, контактировать с людьми (сверстниками и учителями).

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников методики имеет достаточно разнообразные. Целью же их является выяснение самопозиционирования ребенка в окружающем мире и обществе, а также нахождение путей коррекции возможных комплексов и сбоев. Диагностика младших дошкольников проводится следующими методами:

  • Ролевые - ребенку предлагается принять и проиграть определенную роль (животное, члены семьи, неодушевленные предметы, сказочные персонажи).
  • Психогимнастические игры - в процессе таких игр у детей формируется принятие собственного имени и качеств характера, способность к самопознанию.
  • Коммуникативные игры - эти игры помогают детям научиться вербальному изложению своего отношения к окружающим людям, высказыванию собственного мнения и потребностей, оказыванию поддержки, контакту с окружающим обществом.

Интеллект и умственное развитие

Диагностика деятельности дошкольников может проходить несколькими путями и тестированиями. Некоторые касаются исключительно способности к концентрации, другие отражают свободу фантазии и воображения, третьи показывают умение сопоставлять и так далее. Методики диагностики старших дошкольников призваны, в первую очередь, показать готовность ребенка к поступлению в школу, а также устранить самым быстрым путем возможные недочеты в образовании и понимании окружающего мира. Перед выпуском из детского сада с дошкольниками часто проводят следующие занятия:

  • "Скульптура" . Данный тест показывает, насколько хорошо развиты у ребенка наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический виды мышления. Заключается задание в том, что ребенку за 5-10 минут предлагается вылепить из пластилина скульптуру. За результат выставляется от 0 до 10 баллов:
    0-1 - соответственно, если ребенок так и не смог придумать, что он будет лепить, за отведенное на задание время;
    2-3 балла выставляется за простейшие формы (шарик, кубик, брусок и так далее);
    4-5 баллов - простая поделка с маленьким количеством деталей;
    6-7 баллов - необычная поделка, но без особенного задействования фантазии;
    8-9 - скульптура оригинальна, с достаточным количеством фрагментов, но до конца не проработана;
    10 баллов - все вышеуказанные условия соблюдены.
  • "Узнай фигуры" . Данная методика отражает развитость вида памяти, ответственной за узнавание. Данный вид развивается в наиболее раннем возрасте и отвечает за дальнейшее становление способности усваивать и хранить информацию.

Межличностные отношения

Ни одна личность не может формироваться в изолированности. Для человека важна социальная среда, а уж для маленького человека - тем более. В процессе своего роста дети контактируют с родителями, родственниками, ровесниками, старшими и младшими детьми, учителями, тренерами и так далее. Все эти отношения влияют на становление личности и ее качеств. Будущее ребенка напрямую зависит от его общества и окружения. Для того чтобы определить, насколько благотворно влияют общественные отношения, существуют специальные тесты для детей 5 лет и старше.

Один из наиболее знаменитых и часто используемых - Детский апперцептивный тест Беллак. С помощью этого исследования можно выявить ведущие мотивы и потребности ребенка, как ребенок воспринимает своих родителей и относится к ним (в том числе в аспекте семейной пары), особенности взаимоотношений с другими людьми, выявить внутриличностные конфликты, определить работу защитных психологических механизмов, узнать страхи, фобии, нарушения психики, помочь справиться с негативными их последствиями.

А. Л. Венгер: вклад в диагностику развития школьников

Леонид Абрамович Венгер - один из наиболее выдающихся российских и советских психологов, которые посвятили свою жизнь исследованиям особенностей психологического развития дошкольников. Большинство современных тестов так или иначе ссылаются на работы, которые когда-то проводил А. Л. Венгер. Доктор наук исследовал особенности развития восприятия окружающего мира и сенсорного воспитания маленьких детей. На основе этих данных он создал первые методики диагностики развития дошкольников. На основании его изысканий созданы программы "Развитие" и "Одаренный ребенок".

Эти методики используются повсеместно в российских детских садах. Заключаются они в обучении ребят использовать и самостоятельно создавать самые разнообразные схемы, планы, чертежи. Итогом становится формирование специфического образного мышления.

Один из самых используемых его тестов - рисуночный. Диагностика способностей дошкольников определяется исходя из особенностей сделанных ими рисунков человека, существующих и вымышленных животных, динамических изображений семьи. По рисункам можно определить соответствие миропонимания ребенка фактическому возрасту, выявить социальные роли и доминирующие личности из окружения и в семье, определить серьезные психические нарушения, депрессии, страхи и так далее.

Диагностика развития речи дошкольников

Диагностика речи дошкольников - важный момент для любого ребенка, определяющий его поступление в учебные заведения и способность продуктивно контактировать с миром. То, насколько хорошо он овладеет способностью излагать в устной форме свои мысли и понимать речь, будет зависеть, насколько правильно его поймут окружающие люди (в том числе учителя), и насколько качественно будет усвоена информация извне.

Если графический диктант по клеточкам для дошкольников отражает, насколько развита внимательность и концентрация у ребенка, то для диагностики устной речи требуются свои методы, в основном вербальные.

Для разных возрастных групп используют разные тесты, что вполне естественно. В различные этапы взросления ребенок должен овладевать все новыми способностями, планка тестирования должна подниматься в соответствии с требованиями к возрасту.

Итак, для возрастной группы от трех до шести лет используют методику "Словарная мобильность". Данная методика содержит около шести заданий разной направленности и отражает объем словарного запаса. К тому же показывает, насколько ребенок может использовать знакомую лексику в повседневной жизни и различных ситуациях, требующих моментальной реакции.

Для старшей возрастной группы используются более сложные тесты, показывающие, уровень развития речи, продуктивность ассоциаций, способность осмысления ситуаций на основе зрительного и слухового восприятия. К таким тестам относят В заданиях этого имеются такие как "Вставьте пропущенные слова", "Расставьте точки и запятые", пересказ услышанного фрагмента текста, пересказ прочитанного материала, составление предложений из заданного набора слов, описание происходящего на динамических картинках, соотношение различных синтаксических форм предложений к картинкам, отражающим их смысл, и так далее.

Профессиональное самоопределение

Все чаще в современных детских садах и школах проводят тестирование по в возрасте от пяти до восьми лет. Необходимость данного тестирования обсуждается регулярно. Методики имеют своих сторонников и, конечно, противников. Однако введено данное тестирование не просто так.

Современная модель образования все больше старается сделать программу обучения компактной и узкоспециализированной. Все меньше предметов становятся обязательными, все больше переходят в статус факультативов и дополнительных занятий. А потому самоопределение в профессиональном плане в столь раннем возрасте, по мнению многих специалистов образовательной среды, - разумная экономия средств и времени. Специализированные тесты помогают узнать особенно ярко выраженные стороны характера и менталитета, хобби, привычки, занятия, которые приносят наиболее приятные ощущения, а затем помогают подобрать будущую профессию на основании полученных данных.

Порой ребенок самостоятельно не может определиться с интересами и желаниями, в этом случае такой тест может ему подсказать, чем он может заняться в свое свободное время, на какие кружки или тренировки записаться, какие предметы изучать с репетитором на дополнительных занятиях. Но вот ограничивать дошкольника результатами теста не следует. Как бы ни менялась утвержденная система образования, развитие для формирования личности требуется всестороннее и полноценное. Такой тест может помочь определиться с жизненными увлечениями, но уж никак не должен урезать объема информации, положенной для гармоничного развития маленького человека.

Психологические тесты для дошкольников

Предложите ребенку пройти простые тесты. Для него это будет новым видом игры. А пока он будет «играть», вы займетесь исследовательской работой и расшифровкой внутреннего мира своего малыша. Какой он, этот мир? Что радует ребенка? Что огорчает? Есть ли у него страхи и неуверенность? Любит ли он фантазировать? Не испытывает ли он одиночества в семье?

Тест «моя семья»

У детей свои представления о семье, своя теория о «ячейке общества». Хотите узнать, что ваш ребенок думает о взаимоотношениях с ближайшими родственниками? Дайте ему альбомный лист, цветные карандаши, достаточно времени и попросите: «Нарисуй нашу семью».

Желательно, чтобы вас не было рядом, когда малыш выполняет задание. Он должен быть свободен и раскрепощен, у него не должно быть установок: нарисовать как можно лучше, чтобы понравилось.

Пусть это будет развлечение для малыша, а для вас - материал для исследования.

Если у ребенка плохое настроение, он был свидетелем семейного конфликта накануне, отложите тест для более подходящего момента.

Если ребенок задает вопросы типа: «А как рисовать?», «А что рисовать?» или «С чего начать?», это говорит о том, что, по сути, он не знает, что же это такое - «семья». Это камушек в ваш огород. Нужно выяснять и устранять причины такого неведения. Конечно, это работа для всей семьи.

Обязательно обсудите готовый рисунок с малышом, даже если вам «все и так понятно». Важно проговорить вслух, уточнить некоторые моменты, малыш вам поможет в этом и охотно поделится своими размышлениями. Задавайте вопросы: «А кто это? А рядом кто? А сколько у него пальцев на руках?»

РАСШИФРОВКА ТЕСТА

1. Все ли на месте? Прежде чем приступить к толкованию теста, вы должны знать, что ничего лишнего и случайного в детском рисунке не бывает. Все важно, все несет свой смысл и имеет эмоциональную окраску (нажим карандаша и цвет в том числе). Если ребенок не включил в рисунок кого-то из членов семьи, он не просто «забыл». Он вытесняет этого человека на уровне подсознания. Насколько это глубоко и каковы причины? Возможно, эти отношения можно скорректировать самостоятельно, а, возможно, понадобится помощь специалиста. Если ребенок забыл изобразить себя на рисунке, на это указывают, как минимум, две причины: «я никому здесь не нужен» или «мне и без этой компании неплохо живется».

2. Размер изображения . Здесь работает простой закон: чем больше нарисованный персонаж, тем значимее он для ребенка. Если братик или сестричка получились великанами, а мама с папой - лилипутами, признайте, что родители для малыша в данный момент играют второстепенную роль.

3. Чужаки среди своих . Случается, что дети дорисовывают вымышленных персонажей или даже технику. В их представлении они являются полноправными членами семьи. Это могут быть приятели, соседи, животные (реальные и несуществующие), сказочные персонажи, машины. Наличие подобных персонажей говорит о том, что ребенку не хватает общения, понимания, эмоциональной близости в семье, и он ищет это вне дома.

4. Выше-ниже . Обратите внимание, как расположены персонажи на рисунке. Чем выше изображение, тем больше власти. Соответственно, чем ниже на листе образ, тем меньше у него прав и полномочий. У вас есть возможность узнать, кто же правит балом в вашей семье (если вы еще об этом не знаете ©).

5. Расстояние между персонажами . Это важная деталь в детском рисунке, которая указывает на психологическую дистанцию между ребенком и разными членами семьи. Близкое расположение персонажей друг к другу или их прикосновения говорят о взаимопонимании между родственниками.

6. Какой я? Если малыш рисует себя маленьким, в углу рисунка, это говорит о его низкой самооценке. Если же он нарисовал себя гигантом, занимающим большую часть пространства, у него хорошее мнение о себе, любимом. В принципе, у детей дошкольного возраста самооценка нередко завышена: они ведь «принцы и принцессы». Со временем, когда детский эгоцентризм растворится, этот налет «избранности» у большинства детей сотрется.

7. Домашние животные. Если ваш ребенок нарисовал вашего четвероногого члена семьи рядом с собой, не обижайтесь: это самый родной «человек» и самый близкий друг. Ведь он ничего не требует, не заставляет мыть руки перед обедом, складывать игрушки, не ругает за грязные штаны и т. д. Ему ничего не надо, он просто машет хвостом от радости и дарит свою животную, но такую бескорыстную любовь. Слишком большая эмоциональная привязанность к домашним животным может говорить о том, что ребенок не получает достаточно внимания со стороны людей.

8. Кнопка тревоги. Тот персонаж, который нарисован с большим нажимом, обведен несколько раз, заштрихован, вызывает у «художника» наибольшую тревогу. Тревожность может спровоцировать кто угодно в семье. Нередко взрослые (особенно старшего поколения) неосознанно устанавливают свои программы и табу, а для ребенка они могут нести негативную информацию и страх. Тревожность также может выражаться несмелыми движениями карандаша, слабыми линиями и штрихами.

9. Голова и глаза . Самый большеголовый член вашего семейства - самый умный. Особое внимание обратите на зеркало души человека - глаза. В психологии эта часть лица отражает наше эмоциональное состояние, это источник слез, печалей или радости. Если глаза огромны, - это крик о помогци, высокая тревожность, необходимость в ласке и поддержке. Если же они наоборот маленькие (в виде точек или щелочек), здесь можно прочитать запрет на выражение эмоций, сдержанность, страх проявить себя, слабость, неуверенность, подавленность.

10. Уши . Огромные уши говорят о желании прислушиваться к чужому мнению. Тот, у кого самые большие уши, самый покладистый и покорный. Для него важно «общественное мнение», критика окружающих, похвала или порицание. Если ребенок нарисовал себя с большими ушами, это может отражать качества аудиала: он воспринимает мир с помощью слуха, и это является его ведущим информационным каналом. Кроме того, большие уши могут говорить о настороженности, тревожности: малыш, как радар, все время улавливает подозрительные сведения о себе и мире.

11. Рот . Обратите внимание на размер рта. Если он большой, открыт, заштрихован, - это источник крика, обид, неудовлетворенности, агрессии, причем выраженной. По большому счету, это даже хорошо: лучше выражать и выплескивать свои чувства, чем копить и сдерживать их. Если рот нарисован в виде маленькой черточки, точки или вообще отсутствует, значит, у персонажа есть табу на выражение своих эмоций, в первую очередь, негативных. Такой человек боится высказывать собственное мнение, полагается на волю других, ему лучше выполнить приказ, чем взять инициативу в свои руки. Наличие зубов говорит о том, что персонаж защищается путем нападения.

12. Шея . Эта часть тела является связующим звеном между разумом и чувствами. В японской духовной традиции, например, есть понятие «кокоро» - место, где встречаются ум и сердце, их гармоничное слияние. Возможно, шея и является этим местом. Если она нарисована, значит, у персонажа есть здравый смысл, рациональный ум, воля над чувствами. Отсутствие шеи - знак бесконтрольных эмоциональных проявлений.

13. Руки . Это наши проводники в мире отношений, свершений, целей, устремлений. Ими мы «прощупываем» наши возможности, с их помощью мы реализуем наши способности и таланты. Обратите внимание на наличие и количество пальцев на руках. Если они есть, это говорит об уверенности в своих силах, возможности максимально проявлять себя в мире. Пальцы левой руки отражают связи в кругу семьи, пальцы правой - за ее пределами. Большие руки говорят о широте взглядов, смелости и могуществе.

14. Ноги . Это наша опора, уверенность, сила, твердость. Крепкие ноги с большими стопами говорят о том, что персонаж хорошо заземлен и чувствует мощную поддержку своего рода. Тонкие, повисшие в воздухе ноги указывают на оторванность от мира, страх перед неизвестностью, неуверенность в себе. Кроме того, ноги символизируют открытие новых просторов, возможность передвижения в жизни, перемены и трансформации в психическом пространстве человека.

Глаза человека, если в них смотреть по-настоящему, а не вскользь, несут много информации. Заглядывайте как можно чаще в глаза вашему ребенку. Делайте это не с целью - «а ну-ка скажи правду», - ас любовью. Когда вы беседуете с малышом, присядьте, опуститесь на его уровень. Это поможет вам установить отношения типа «ребенок-ребенок», а не «родитель-ребенок». Чем чаще ваш «внутренний ребенок» будет выходить на связь с вашим малышом, тем больше у вас будет шансов понять природу детского сознания и принять ее такой, какая она есть.

Грустный факт

Результаты многочисленных тестирований психологов говорят о том, что современные дети все чаще ленятся изобретать, мыслить творчески, фантазировать и мечтать. Если попросить ребенка нарисовать что-нибудь просто так, он, чаще всего, изображает примитивные вещи: точки, палочки, кружочки. Этому есть объяснение. Дети сильно ориентированы на оценивание со стороны взрослых, на результат и похвалу, а не на процесс ради удовольствия.

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку - самых плохих. На средней ступеньке - ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька - тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости - 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) - 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней - 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, - 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания - 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5-6 случаях - 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3-4 случаях - 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1-2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем - 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5-6 предметов - 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета - 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов - 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане - 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению - 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого - 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение - 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб - 1 балл.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант - пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно - 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень - 16-20 баллов.
Средний уровень - 10-15 баллов.
Низкий уровень - 0-9 баллов.

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными. В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы:

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования - анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· внимание,

· память,

· воображения,

· мышление.

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можноточно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы: