Флористика        11.05.2019   

Традиции казахов, которые удивляют иностранцев

В мусульманском празднике Курбан-Байрам (у казахов называется Курбан Айт) есть обыденно-праздничные смерти жертвенных животных и череда соседских гостеваний с ритуальными трапезами... В маленькой деревне у границы с Казахстаном этот день был очень умиротворенным. Ключевые слова: вечность, род, принятие судьбы, добрососедство.

Аул Карасарт - маленький казахский анклав на границах Карасукского района Новосибирской области - три улицы, несколько десятков домов, более 60 семей. Праздник жертвы Курбан Айт здесь отмечают здесь всем селом четыре дня. Первый день накануне посвящают покойным. В этот день дастархан накрывают в домах, потерявших своих близких в прошедшем году. Следующие три дня гостей принимают последовательно одна за другой все три улицы Карасарта.

Утром мужчины отправляются в первый по улице дом, чтобы выразить уважение хозяевам и пожелать им благополучия в новом году....

Женщины помогают друг друг в приготовлени праздничной трапезы

За световой день человек должен пройти не мене семи домов; в каждом преклонить колени перед столом, произнести добрые пожелания и получить свою долю садака и саркыт.
Саркыт - гостинец, часть трапезы, которую раздают гостям, обычно женщинам. Его передают близким, чтобы те вкусили от гостеприимного дастархана, приобщились к счастью и благополучию хозяев, совершивших жертву. Жертвенная трапеза является гарантией будущего.




Праздник Курбан Айт в Карасарте, как и полагается по традиции - это совместное усилие по преображению мира во имя живых.

Счастье каждого становится результатом коллективного творчества и смыслом застолья, которое объединяет людей в их противостоянии смерти и совершается раз год в Праздник Жертвоприношения...

Обычно животное режут накануне, повалив на землю головой в сторону Мекки, произнеся «Биссмиля» и спустив по правила кровь. Жертва приносится во имя живущих. Она возникает из потребности жить в согласии с людьми и миром, преодолевая потери и предупреждая возможные несчастья. Подержаться за животное при разделке полагается и детям, и взрослым, чтобы, согласно обычаю, проститься с бедами и болезнями ушедшего года. Детей приучают не бояться смерти, дающей жизнь

Женщины выкладывают на большие круглые блюда белые прозрачные сочни, на них - дымящиеся куски свежей баранины, разделанной по казахской традиции - по суставам

Главное блюдо праздника - бешбармак. Мясо и тонкие пластины теста варят в котлах и кастрюлях в Карасарте весь день. Дымки поднимаются над кухнями и дворами аула. Хозяйки передают эстафету друг другу, переходя из одного дома в другой.

Разделение туши барана соотносится с традиционным делением общества на страты - самому почетному или старшему по возрасту гостю за столом дают жанбас (тазовую кость), следующему по рангу - жилик (бедренную кость и голень). Перед главой стола, старейшиной, читающим молитву, ставят баранью голову. Он должен разделить ее между присутствующими.

В этот день в ауле Карасарт практически в каждом доме накрывают не менее трех дастарханов - низких круглых столов. На дастархан во время Курбан-Айта в ауле Карасарт может прийти любой - и уважаемый аксакал и человек опустившийся. В это день не отказывают никому. Перед жертвой, как перед лицом жизни и смерти, все гости этого дома и этого мира оказываются равными. Застолье Курбан-айта объединяет и уравнивает всех

К бешбармаку гостям подают бульон. Трапезу завершает чай.

До конца дня улица должна быть пройдена..

Женщины угощаются за отдельным столом

В доме Алтая (так зовут хозяина) мы смотрели передачу из главных мечетей

Все происходящее во время застолья, все сказанное и съеденное за столами Курбан-Айта в ауле Карасарт освящается молитвой. С нее начинается трапеза; заканчивается она благопожеланием. Молитва становиться частью жертвоприношения-трапезы, дарующей благополучие.

Алтай на перекуре

Нарядная Айман Кульманова встречает гостей

Праздничное казахское застолье строится по законам ритуала. Все ее участники должны соблюдать правила: гости рассаживаются, согласно статуса и возраста - старейшины в «верхней» части дома (у дальней от входа стене справа) гостю запрещено делать замечания по поводу того, как он ест; запрещено демонстрировать пренебрежительное отношение к еде, нельзя оставлять надкусанный хлеб; нельзя дуть на бульон или чай, потому что охлажденная таким образом пища считается непригодной; запрещено брать куски левой рукой. Нельзя входить в дом с жующим ртом; но выходить из дома, пережевывая еду - хорошая примета

В рамках застолья, имеющего сакральный прецедент, все приобретает особый смысл. Даже кот, крутящийся у стола, становиться напоминанием о высоком. В Карасарте рассказывают легенду о том, как однажды на халате Пророка задремал бродячий кот. Люди хотели согнать его, а Пророк отрезал полу, чтобы не потревожить животное, которое имеет божественное благословление

Благодарность движет людьми, считающими себя избранными перед лицом жертвы: чем дольше длится агония барана, чем дольше выходит его дыхание, тем более достойным является человек, совершивший ритуал. Долгое дыхание умирающего считается комплиментом зарезавшему. Смерть одного становиться спасением для многих

Отдавать дань традициям и Всевышнему очень важно для сохранения единства народа. Поэтому сайт поздравляет всех мусульман с великим праздником Курбан-айт. Пусть беды обходят стороной ваш дом, а близкие всегда будут здоровы! Давайте вспомним историю Курбан-айт в Казахстане и разберемся, в чем суть этого праздника.

Что такое Курбан-айт?

Это самый большой праздник мусульман. Курбан-айт в 2018 году пройдет с двадцать первого по двадцать третье августа. Его отмечают через семьдесят дней после Ораза-айт, десятого числа двенадцатого месяца по календарю Зуль-хиджа.

Этот праздник является завершением паломничества по святым местам ислама. Верующие отправляются в долину Мина, которая находится к востоку от Мекки. Там они совершают обряд побития шайтана.

Каждый бросает по семь камней в три джамарата (три стены, а до этого столбы). Паломники символически повторяют действия пророка Ибрахима, который бросал камни в искусителя.

На Курбан-айт приносят в жертву животное во славу Аллаха. Начинается действо ранним утром. Тем, кто не совершал паломничества, рекомендуют перед праздником один день поститься. Мусульманину необходимо помыться, привести себя в порядок, надеть чистые одежды и отправиться в мечеть. Там совершается коллективная праздничная молитва.

После молитвы люди делятся на группы и проходят улицами, восхваляя Аллаха. Далее они возвращаются к мечети и проходят на специальную площадь. Там мулла произносит хутбу, в которой разъясняет, зачем нужно приносить жертву.

После проповеди все, кто может себе это позволить, приносят жертву Всевышнему в виде животного. По священным канонам можно выбрать между:

  • бараном или овцой не младше семи месяцев;
  • коровой старше двух лет;
  • козой не моложе одного года;
  • верблюдом, прожившим не менее пяти лет.

В обряде запрещено использовать больных, тощих и обезображенных животных. Баран, как и все прочие, должен быть упитанным и сильным. Не допускаются слепые, бесхвостые животные, с отпиленными рогами или обрезанными ушами.

Перед жертвоприношением необходимо наточить нож, но в присутствии животного этого делать нельзя. Барану связывают ноги и кладут головой в сторону Мекки. После этого нужно произнести такбир и перерезать животному горло.

Суть праздника - показать милосердие, величие Аллаха и приблизиться к нему в этих добродетелях. Поэтому животное разделывают, а мясо делят на три равные части. Одну треть оставляют для себя и семьи, вторую - отдают нуждающимся родственникам и соседям, а третью - обездоленным, которые этого попросят.

Категорически запрещается получать выгоду от жертвенного животного. Ни шкуру, ни рога, ни мясо нельзя продавать. Всем этим можно пользоваться или дарить. С человеком, разделывающим тушу, нельзя расплачиваться мясом. Допустимо подарить или дать, если тот беден.

Праздничные дни в Казахстане проходят в национальных играх кыз-куу и кокпар. Люди принимают гостей. В каждом доме накрывают праздничный дастархан.

Курбан-айт в Казахстане: история

По преданию, праздновать Курбан-айт начал пророк Мухаммед в память об Ибрахиме, который прошел тяжелое испытание Аллаха.

Долгое время у Ибрахима не было детей, и только в 86 лет у него появился сын Исмаил. Аллах решил испытать его. Пророку приснился сон, в котором архангел Джабраил сказал ему, что Всевышний хочет, чтобы тот принес ему в жертву единственного ребенка.

Ибрахим, как и его сын, не смели противиться воле Аллаха. Во время приготовлений шайтан пытался искусить его и заставить не подчиниться Всевышнему, в качестве ответа пророк закидал его камнями.

Когда Ибрахим был готов принести жертву, Аллах сделал так, чтобы нож не причинил вреда Исмаилу. Джабраил спустился к пророку и в качестве жертвы предложил барана. Так Всевышний испытал веру и преданность, а также показал свое величие и милосердие.

На территории Казахстана начали праздновать Курбан-айт в период X–XIII веков, когда в Центральной Азии распространилась мусульманская вера.

Жертвоприношение на Курбан-айт - это не просто убийство животного ради мяса, это искреннее намерение приблизиться к Всевышнему. И так же, как Аллах проявил милосердие к Ибрахиму и его сыну, необходимо дарить любовь своим родным и близким. Поздравляем с праздником Курбан-айт! Будьте добры и не забывайте традиций!

Жертвоприношение является одной из самых древних и распространенных форм религиозного культа. Оно появилось задолго до формирования современных религий, в период палеолита, когда возникли первые формы анимизма. Этот обряд был связан с желанием древних людей умилостивить духов природы и духов предков. В более поздний период жертвоприношения стали частью религиозных верований народов по всему миру. В Древнем Египте они были связаны с поклонением многочисленному пантеону божеств, олицетворяемых с определенными животными. К примеру, в честь богини плодородия и домашнего очага Бастет, изображаемой с головой кошки, в жертву приносили котят. В честь бога солнца Гора мумифицировали соколов, в жертву богу-крокодилу Себеку приносили соответствующих рептилий.

В Греции и Риме жертвы были средством, помогающим добиться милости и расположения богов. Античная культура разделяла кровные и бескровные жертвы. В качестве бескровной жертвы принималось сожжение благовоний, а также возлияния на алтарь жидкости (чаще всего вина). Кровавые жертвы приносились по особому случаю или в определенные праздники. Выбор животного для жертвоприношения был обусловлен предпочтениями того или иного божества. Деметре приносили в жертву преимущественно свинью, а Дионису — козла, так как свинья наносит вред полям, а козел — винограду. Известна традиция массовых и торжественных жертвоприношений — гекатомб. Так называлось одновременное заклание ста быков. Его совершали в периоды войн и эпидемий. По представлениям греков, принесенные в жертву животные должны были соответствовать определенным требованиям, быть здоровыми и упитанными и не использоваться в хозяйстве.

Обряды жертвоприношений также были широко распространены среди народов Мезоамерики. К примеру, у майя они были частью ежегодных праздников и ритуалов.


В определенный период среди различных народов распространение получила практика человеческих жертв. В Финикии и Карфагене в жертву богам приносили детей. На раннем этапе греческой истории человеческие жертвы совершались в период таких мистических празднеств, как мистерии Диониса, а также в периоды бедствий, чтобы удовлетворить гнев богов. В Риме в жертву чаще всего приносили преступников и рабов. Эта традиция была отмена в 97 г. до н. э. Из всех цивилизаций особенно прославились человеческими жертвами ацтеки. По их представлениям, человеческая кровь была необходимым условием для поддержания жизни богов. Жертвы приносили в знаменательные дни и праздники, а также в преддверии важных событий. По некоторым данным за всю свою историю ацтеки принесли в жертву около 136 тысяч человек.

В монотеистических религиях обряд жертвоприношения обрел более символический смысл по сравнению с языческими верованиями. Долгое время жертвоприношения являлись основой еврейского священнослужения. У иудеев принесение в жертву животного стало средством искупления грехов и очищения от них. В христианстве жертвоприношение приобрело еще более условную форму и преобразовалось в евхаристию — таинство вкушения крови и тела Христа.


История появления праздника Курбан Айт

Мусульманский праздник Ид аль-адха, известный у нас под названием Курбан Айт, стал частью религии во второй год хиджры (мусульманское летосчисление), то есть в 624 году. По поверью, его учредил сам пророк Мухаммед в память о событии, связанном со его предшественником, пророком Ибрахимом. Об истории появления праздника и его традициях рассказывает доктор исторических наук, заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова, Заур Гафурович Джалилов :

— Возникновение праздника связано с жизнью и деяниями пророка Ибрахима, в библейской традиции известного под именем Авраам. По представления мусульман, Ибрахим был ханифом, то есть человеком, исповедующим единобожие. Он пытался доказать своему народу несостоятельность язычества, говоря, что солнце, звезды и луна каждый день изменяются, а значит, не могут быть божествами. По преданию, когда его отец Азар и другие соплеменники уехали из города, он пробрался в святилище и разрушил идолов, оставив главного и обвинив его в содеянном. Люди не поверили Ибрахиму, и он пытался использовать это, как доказательство ложности веры в идолов. Он был изгнан из общины. Позже Ибрахим и его сын перестроили Каабу — главную мусульманскую святыню в Мекке — и стали ее хранителями.

Согласно Корану, истоки праздника Курбан Айт восходят к испытанию, посланному Аллахом Ибрахиму. Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына. Не посмев противиться желанию Аллаха, он пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле своего Бога. В последний момент, когда пророк уже был готов совершить жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав свою покорность и преданность. Жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.


Традиция празднования Курбан Айт и жертвоприношения животного распространилась на территории Центральной Азии вместе с исламом. Это произошло в X-XIII веках. Обряд хорошо вписался в ранее существовавшие обычаи кочевых скотоводов.

Первые достоверные описания празднования Курбан Айт казахами встречаются в русских источниках XIX века.


Суть праздника

Мусульманские богословы по-разному трактуют суть праздника Ид аль-адха (Курбан Айт), однако все сходятся в том, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха. В Коране сказано:

«Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!»


— Суть праздника состоит в приближении к Богу, обращении к нему. Само слово «курбан» в мусульманской традиции означает приближение. В традиции народов Средней Азии, помимо религиозного, большое внимание уделяется гуманистическому аспекту этого торжества. По традиции, в дни Курбан Айт верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся. Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни, — рассказывает Заур Гафурович.


Помимо прочего, Ид аль-адха неразрывно связан с паломничеством мусульман в Мекку. За день до праздника верующие, совершающие хадж, поднимаются на гору Арафат. В день жертвоприношения они семикратно обходят Каабу и совершают символическое побитие шайтана камнями.


Обряды и традиции празднования Курбан Айт

Праздник отмечают через 70 дней после дня окончания великого поста — Ид аль-Фитр, в 10-й день месяца Зуль-хиджа. Ядром празднования Курбан Айт является обряд жертвоприношения и праздничный намаз. Каноны этих традиций остаются неизменными среди мусульман во всех странах мира.

За день до праздника верующим рекомендуют держать пост (за исключением тех, кто совершает паломничество в Мекку). После захода солнца за день до Ид аль-адха мусульмане громко читают такбир, восхваляя Аллаха. Празднование Курбан Айт начинается с раннего утра. Перед молитвой верующий совершает омовение, подстригает волосы и ногти, надевает чистую одежду. Также рекомендуется душиться благовониями.

В мечетях в этот день совершают ид-намаз, или праздничную молитву. Молитва совершается коллективно в два ракаата (порядок слов и действий при намазе). В начале ид-намаза произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».


После молитвы верующие, собираясь в группы, обходят улицы, произнося такбир и воздавая хвалу Аллаху. Затем они вновь отправляются в мечеть или на специальную площадку, где мулла читает праздничную проповедь, разъясняющую суть хаджа и жертвоприношения. Затем мусульманин может принести жертву.

По канонам ислама, в качестве жертвы может выступать овца и коза (не моложе года), корова (не моложе двух лет) и верблюд старше пятилетнего возраста. Запрещается приносить в жертву одноглазое, хромое, хилое или больное животное, а также животных с обрезанными рогами, хвостами или ушами.


Перед жертвоприношением мусульманин должен наточить нож (нельзя делать этого при жертвенном животном), а также отвести свою жертву в сторону от стада.


Перед обрядом верующий говорит о своем намерении принести жертву. Затем произносится такбир. Непосредственно перед закалыванием произносится фраза «Бисмилляхи, Аллаху акбар».


Во время жертвоприношения животному связывают ноги. Его кладут головой к Мекке. Умерщвляют жертву, разрезав горло и основные артерии, выпуская таким образом кровь. После того как жертва испустила дух, ее разделывают на три части. Одна часть животного остается хозяину, другую раздают бедным родственникам и соседям, а третью отдают в качестве милостыни.


33677

У каждого народа свои причуды: в Греции не рекомендуется хвалить в гостях, скажем, вазу или картину, иначе хозяину придется ее вам подарить. В Индии в семейном кругу не говорят «спасибо». На Тибете при встрече показывают друг другу язык. Какие традиции и особенности есть у нас, которые удивляют представителей других стран?

1. Бет сипау

Одной из самых необычных особенностей нашего народа иностранцы считают поглаживание лица после бата (слова благословения). Казахи щедры на слова, поэтому бата дают часто: перед дальней дорогой, испытаниями, в благодарность за угощение, гостеприимство, доброту и так далее. Благословение произносят обычно старшие по возрасту. Руки в это время складываются в виде чаши, которая, по поверьям, наполняется благодатью от сказанных пожеланий.Протирая лицо после бата, человек как бы впитывает ее в себя. Также не принято покидать дастархан, не дав благословения за съеденную трапезу.

2. Употребление конины

Как говорится, только в Казахстане можно покататься на лошади, а потом съесть ее. И это действительно пугает многих иностранных гостей, в культуре которых лошадей считают величественными, прекрасными и благородными созданиями, которых нельзя кушать. Казахи тоже считают лошадей прекрасными животными, мясо которых идеально сбалансировано по своему составу, легко усваивается в отличие от говядины, имеет согревающий эффект, гипоаллергенно и нейтрализует воздействие радиации. А еще из конины готовят қазы. Как можно не есть қазы, правда?

3. Чаепитие

Турция занимает лидирующие позиции по потреблению чая в мире. Но у них есть свои чайные плантации. Так что с ними все понятно. Турки просто обязаны пить чай, чтобы не дать урожаю пропасть. Но как казахи, не имя в стране ни одной чайной плантации, умудряются постоянно употреблять чай? Где там англичанам с их файф-о-клок ти рядом с казахом, который в 12 ночи можем выступить с предложением «шай ішпедік пе?». Еще иностранцев удивляет тот факт, что мы можем добавлять в чай тары, талқан, соль, сахар, сметану, молоко и прочее. Мы пьем чай как в мороз, так и в жару. И это еще не все. Каждая казахская девочка рождается с особым геном, позволяющим ей в будущем определить правильный цвет и ту невидимую границу в пиале, выше которой наливать нельзя.

4. Шашу

Грильяж в лицо, это, знаете ли больно. Но надо. И это лучше, чем курт в лицо. Все вместе это называется «шашу». И об этом лучше сразу предупредить друга-иностранца.

Шашу – это обряд осыпания сладостями и монетами. Во время кризиса и девальвации – только сладостями. Шашу выполняют, когда женятся, когда приезжают сваты, когда роженицу выписывают из дома, когда приходят гости и так далее. Шашу сиволизирует богатство, сладкую жизнь и изобилие. Шашу делают только женщины. Все конфеты после шашу принятно собрать, чтобы унести с собой кусочек изобилия. Поэтому шашу очень любят дети.

5. Сарқыт

Бешбармак для иностранцев, как Джастин Бибер для Канады, – о его связи с Казахстаном знают все. Вообще казахская кухня, несмотря на обилие мяса, приезжим нравится. Вот только они не могут понять, для чего после шумного застолья гости начинают складывать в пакеты оставшееся угощение – сарқыт. Сарқыт – это обязательно банан, яблоко, конфеты «Мишка на севере» и жирный баурсак. Желательно, чтобы все смешалось. Особенно старательные гости добавляют туда куски мяса и теста. Видимо, чтобы не готовить дома на следующий день.

6. Сүйінші

Сүйінші – благодарность за хорошую новость или, скорее, за новость о том, что есть хорошая новость. И, чтобы услышать ее, надо дать вестнику подарок, деньги или другое вознаграждение. Казахи издревле соблюдали этот обычай. Актуален он и по сей день. Изменилась лишь цена подарка. Раньше за хорошую новость вестник даже мог выбрать подарок сам. Практичным иностранцам этот обычай не совсем понятен.

7. Көрімдік

Еще один способ делать деньги из воздуха. Көрімдік – чаще всего денежный подарок, который преподносится за впервые увиденного ребенка, невестку, машину и прочее. Шустрые казахи умудряются брать көрімдік и за новое платье, компьютер, планшет и корочку диплома. Чтобы окончательно шокировать и разорить иностранца, можно сначала попросить сүйінші за весть об окончании вуза, а затем взять с него көрімдік за диплом.

Через 70 дней после завершения Ораза айта начинается Курбан айт. Во время Курбан айта верующие делают жертвоприношение. Так же, как и в Ораза айт, в первый день праздника мусульмане собираются в мечети или у одного из почитаемых аксакалов и читают айт намаз. Основной целью Курбан айта является чтение Корана и жертвоприношение в память о тех, кто покинул этот мир. В течение трех дней айта в мечети, в домах верующих читаются суры из Корана и молитвы, посвященные в первую очередь всем пророкам, а также в память родных и близких.

В первый же день праздника, после чтения праздничного намаза, приносят жертву. Традиция жертвоприношения сохранилась до сих пор. Обычно в жертву приносят овец, коз, верблюдов или коров. Другие виды животных или звери не могут быть принесены в жертву. Животные, которых приносят в жертву, должны быть здоровыми и упитанными. Существует определенный порядок проведения жертвоприношения: жертвенное животное переворачивают на левый бок, направляя его голову в сторону Мекки, прежде чем забить животное, мулла читает молитву, закалывает животное мусульманин. Мясо принесенного в жертву животного раздается неимущим, из оставшейся части мяса готовят блюдо, которое должны отведать все домочадцы, близкие и соседи.


В древности у многих народов мира были случаи, когда в жертву приносили детей. Соблюдая данную традицию, пророку Ибрагиму было велено принести в жертву единственного сына - Исмаила. Как бы не было тяжело Ибрагиму, но он согласился, однако Всевышний в последний момент спустил с небес огромного барана. С тех пор в жертву стали приносить животных. Праздник Курбан айт проходит в день завершения хаджа в Мекку, в течение которого совершается ритуал жертвоприношения. Хадж в Мекку является одной из обязанностей для мусульманина. Совершающие хадж мусульмане в честь успешного завершения паломничества также совершают обряд жертвоприношения.

В дни празднования Курбан айта в течение трех дней во всех домах накрывается стол. Дастархан обычно бывает по-настоящему праздничным и обильным, а хозяева - хлебосольными. Любой человек, пришедший поздравить с праздником, радушно встречается хозяевами. Каждый, пришедший поздравить с праздником, произносит слова: «С праздником Курбан айт!» и должен отведать мясо животного, принесенного в жертву. Дети, пришедшие на праздник, получают небольшие подарки. Ребенка, появившегося на свет в праздничные дни, называют звучными именами: Айткали, Курбангали, Айтбай и т.д.