Флористика        27.06.2020   

Трудовое воспитание дошкольников. Формирование положительного отношения к труду. Формирование у учащихся положительного отношения к труду Способы формирования положительного отношения к труду взрослых

Воспитание положительного отношения к труду начинается, очевидно, с формирования у дошкольников и младших школьников уважительного отношения к труду своих родителей, нянечек, персонала школы, о чем пишет А. А. Люблинская (1977). Но для этого дети должны понимать, какой труд вкладывают взрослые, выполняя ту или иную работу. В проведенном А. А. Люблинской опросе детей 12-х классов о том, где и кем работают их матери, что они делают на работе, трудно ли им работать, в подавляющем большинстве ответов обнаружено полное непонимание детьми сути труда близкого им человека. «Моя мама инженер. Работает на заводе». - «Что делает?» - «Ходит по заводу и распоряжается. Работа нетрудная. Ведь мама только распоряжается, а работают рабочие»; «Моя мама кассир в сберегательной кассе. Деньги получает и записывает. Работа совсем не трудная. У нее есть счеты и такая машинка. Она все делает сама».

«Можно ли ожидать, - задается вопросом А. А. Люблинская, - что дети будут уважать труд своих матерей, если они так поверхностно, так примитивно представляют его себе? Не может быть воспитано в этом случае и уважительное <...> отношение к человеку-труженику» (С. 114).

Возможно, требовать от дошкольников и первоклассников правильного представления о характере труда в той или иной профессии еще рано, но добиваться уважительного отношения к любой профессии и вкладываемому в то или иное дело труду - необходимо. Ведь это сказывается на культуре поведения детей на улице, в школе, дома. Уважающие труд других людей учащиеся не будут сорить, ходить по газонам, пачкать и портить вещи и т. д.

Воспитание положительного отношения к труду включает:

  • воспитание уважения к людям труда и продуктам их деятельности;
  • воспитание у школьников желания трудиться (трудолюбия);
  • формирование понимания, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека;
  • осознание важности и социальной значимости труда каждого человека для развития всего общества;
  • воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;
  • воспитание творческого отношения к любому труду.

Трудолюбие - это не только осознание человеком того, что сущность жизни - труд. Это приобретение навыка или привычки - морально-этической привычки трудиться. <...>

Воспитать это моральное качество не просто. В этом убеждает нас практика учебной и воспитательной работы. Были в нашей школе различные виды трудовой деятельности учащихся: обучение в мастерских, производственное обучение, общественно полезный труд, труд на совхозных и колхозных полях. Все это было, но далеко не всегда нам удавалось достигать необходимых воспитательных результатов: часть детей после окончания школы так и не были подготовлены к труду и не приобрели этого бесценного морального качества - трудолюбия. Почему?

Может быть, в школе просто не было достаточного количества учебных часов на физический производительный труд для учащихся, и в этом решение всего вопроса? Достаточно ввести с 1-го класса обучение трудовым умениям, а в старших классах не только увеличить количество часов на труд, но сделать его производительным - и проблема воспитания трудолюбия будет автоматически решена?

В этом, на мой взгляд, таится большая опасность. <...> Когда говорят об ученическом труде, то, как правило, имеют в виду только физическую деятельность учащихся на уроках трудового обучения, при выполнении общественно полезного труда, производственной деятельности и т. д. А это приводит к смешению двух близких, взаимопереплетающихся, но все же разных понятий: трудовое воспитание и трудовое обучение. Ведь трудовое обучение (навыкам, умениям, профессии) ни в коем случае не гарантирует воспитания трудолюбия: может воспитывать, а может и не воспитывать или воспитывать недостаточно. Все дело в том, что чаще всего трудовая деятельность учащихся (включая и учебную) рассматривается как универсальное средство трудового воспитания. Забывается о том, что воспитывает не сама трудовая деятельность как таковая, а те межличностные отношения, которые создаются при этом. Еще А. С. Макаренко предупреждал, что с точки зрения воспитания труд может быть нейтральным или даже вредным, если не будет создана необходимая организация этой деятельности. Педагогам необходимо продумать, как эту деятельность организовать, чтобы она была не только производительной (что важно!), но и по-настоящему воспитывающей. <...> Очень важно, чтобы учащийся добросовестно и постоянно участвовал в различных видах деятельности, которые имеют для него общественную или личную значимость. Только тогда будет происходить не только процесс воспитания трудолюбия, но и сопутствующих и крайне необходимых для трудовой деятельности навыков: трудовой дисциплины, аккуратности и ответственности.

Естественно, воспитание положительного отношения к труду не должно ограничиваться беседами с учащимися, проведением с ними экскурсий на предприятия. Необходимо приобщать школьников к различным посильным для них видам труда. Эти задачи должны решаться не только на уроках труда, но и на уроках физики, химии, биологи, физкультуры и других.

Ставя своей целью формирование у молодежи реальной потребности в труде, привычки работать, следует иметь в виду, что достичь этого у одного и того же лица по отношению ко всем видам труда, конечно, невозможно и вместе с тем вряд ли необходимо. Пробудить у одного и того же человека любовь ко всякому виду труда - невыполнимая задача. <...> Нельзя любить каждый вид труда и желать заниматься им. Но недопустимо и обратное: неуважение к тем или иным, имеющим общественное значение видам труда, в том числе к тем из них, которые в силу сложившихся условий оказались менее квалифицированными, менее богаты интеллектуальным содержанием.

Задачей учебно-трудовой деятельности является формирование у учащихся психологической готовности к труду как устойчивого психического состояния личности (Фарапонова Э. А., Ушнев С. В., 1990). Психологическая готовность к труду характеризуется такими качествами, которые обусловливают положительное отношение к трудовой деятельности, возможность ее активного творческого осуществления, актуализацию этой возможности при возникновении общественной и личной необходимости. Психологическая готовность к труду - сложное многоуровневое образование, включающее в себя как личностные компоненты - особенности мотивов, интересов, отношения к труду, определенные качества личности, важные для продуктивной трудовой деятельности, так и операциональные - систему политехнических знаний, общетрудовые умения, особенности технического мышления.

Формирование психологической готовности к труду - процесс длительный и многоэтапный. В школе учащиеся проходят через первый этап - допрофессиональную трудовую подготовку, включающую учебно-трудовую деятельность и общественно полезный производительный труд (работы по благоустройству пришкольных участков, полевые работы и т. п.).

В исследовании А. Б. Орлова (1979) было показано, что для склонных к профессионально-трудовой деятельности учащихся свойственны «развитые перспективы»: их намерения во времени простираются далеко в будущее, тогда как у не имеющих сформированной склонности к труду они простираются не далее чем на один год. Для первых характерна внутренняя ответственность за результаты своих действий: они рассматривают их как следствие в значительной степени личных, контролируемых факторов - знаний, умений, способностей, силы воли и т. п. Вторые успешность или неуспешность результатов своих действий приписывают таким неконтролируемым факторам, как случай, судьба.

Э. А. Фарапонова и С. В. Ушнев отмечают:

«Характерным недостатком традиционной организации трудового обучения является то, что на уроках труда и в производительном труде учащиеся в основном выполняют по заданным извне разработкам, плану отдельные изолированные операции, которые также извне контролируются и оцениваются».

При этом самостоятельности, инициативности, творчества и осмысленности всего трудового процесса не требуется. Слабо используется совместная и коллективно-трудовая (при включенности всего класса) деятельность. Необходимость ее обусловлена тем, что при совместной учебно-трудовой деятельности формируются отношения взаимопомощи, ответственной зависимости, стремление достичь общей цели. Коллективная учебно-трудовая деятельность способствует обсуждению индивидуальных проектов, поиску оптимальных вариантов решения трудовой задачи, что способствует формированию навыков общения и взаимодействия (Ушнев С. В., 1985, 1986; Фарапонова Э. А. с соавт., 1989).

Достаточно укоренилось в практике и в психолого-педагогической литературе неправомерно узкое понимание труда как деятельности по созданию материальных ценностей. <.> Однако продуктами труда в условиях современной культуры являются не только материальные ценности в традиционном значении слова, но также информация, полезные действия по обслуживанию людей, упорядоченность социальных процессов. <.> Если так, то ресурсы и возможности трудового воспитания, обучения школьников существенно расширяются. А именно если можно интерпретировать как труд не только собирание металлолома, подметание мусора в парке или сборку магнитных защелок на школьном конвейере, но и работу по сбору, упорядочению, оформлению сведений, по шефству над младшими, по организации сверстников, тогда и сфера трудового воспитания может пониматься как более широкая и она может быть не добавкой к многим интересным делам, а органичным компонентом любого школьного и внешкольного дела. <.> Таким образом, чтобы воспитание стало по существу трудовым, совсем не обязательно (и вместе с тем недостаточно) поставить каждого школьника к рабочему месту в цехе, в мастерской, на ферме.

В справедливости этих слов можно убедиться, если вспомнить, как слесарь-водопроводчик Афоня из одноименного фильма «обучал» своих подопечных этому ремеслу.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе .

Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу практических методов можно отнести организацию труда детей в природе .

В детском саду, как начальной ступени обучения, труду в природе уделяется много внимания, так как это единственный вид производительного труда доступного детям. В этом труде даже маленькие дети получают определенные результаты, нужные и полезные для всех детей. Своеобразием труда в природе является то, что, этот труд направлен на создание материальных ценностей. Это дает возможность воспитывать уважение к труду в природе.

Очень большое значение имеет труд в природе, для умственного воспитания детей. И.П. Павлов указал, что одним из видов деятельности, максимально способствующей развитию детского познания, является труд. В нем участвуют наибольшее число анализаторов, он способен изменять окружающую действительность.

Процесс труда в природе связан чисто мыслительными операциями: это – получение необходимых знаний, осознание цели труда, обдумывание трудовых действий, оценки результатов труда. Труд в природе требует от детей сообразительности, внимания, наблюдательности, формирует умения и навыки, на основе которых возникает сознательное отношение к труду.

Труд в природе – это способ формирования различных умений и навыков. В процессе роста растений изменяются обязанности детей по уходу, что обеспечивает разнообразие трудовых операций и воспитывает у детей трудолюбие .

Для формирования трудолюбия необходимо:

1. Привлекать внимание детей к наблюдению труда взрослых, показывать значение этого труда, подражать труду взрослых.

2. Создавать определенную трудовую атмосферу для обучения детей необходимым навыкам и умениям, без которых не может быть реализовано, стремление трудиться.

3. Воспитывать осознанный интерес к цели и содержанию своего труда в природе.

В труде у детей воспитывается такие положительные черты характера, как целеустремленность, настойчивость воля, добросовестность, ответственность .

В труде по уходу и выращиванию растений и животных дети становятся более организованными, более аккуратными, а иногда преодолевают свой страх перед животными во время ухода за ними. В коллективном труде на огороде, в цветнике рождаются общие радостные переживания, дети проявляют взаимопомощь, возникает дружба детей. Дружеские взаимоотношения детей в труде помогают им активно получать знания и умения, направляют развитие познавательных интересов к жизни растений.

Организованный труд в природе воспитывает эстетические чувства ребёнка. Выращивая с детьми красивые цветы на клумбах, комнатные растения в групповой комнате, делая красивые и ровные грядки, ухаживая за яркими аквариумными рыбками и птицами, мы воспитываем у детей действенное чувство красоты, художественный вкус, умение замечать в окружающей среде красивое, наслаждаться этой красотой и создавать прекрасное собственным трудом.

Очень полезен труд в природе для физического развития ребёнка. Труд проходит в большинстве случаев на свежем воздухе и очень разнообразен по характеру движений. Это копка земли, посев семян, высадка рассады, поливка, прополка и т.д. В процессе работы у ребенка развиваются различные мышцы тела, спины, живота, груди, рук и ног. Физическая работа способствует усилению деятельности сердца, легких и других органов, укрепляет нервную систему, поднимает аппетит. Труд в природе доставляет детям радость, удовольствие, воспитывает положительное отношение к труду, но труд в природе будет полезен только в том, случае, если он правильно организован.

Таким образом, правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах.

При формировании самостоятельности, инициативы, осознанного отношения к труду в природе эффективными являются приемы, которые позволяют детям занимать активную позицию от начала до конца трудового процесса. Это совместное обсуждение предстоящей работы, поддержание детской инициативы, высказывание сомнения взрослого в успехе деятельности, положительная оценка действий ребенка, своевременная помощь и совет взрослого партнера, обсуждение итогов работы и ее оценка, сравнение результатов и т.д.

Список литературы

1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]/Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 2008. – 103с.

2. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] /Т.А. Маркова - М.: Просвещение, 1991.

3. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.В. Русскова; Под. Ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1984. с.51-55

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Кулышева Юлия Сергеевна

МБДОУ № 79, воспитатель

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является содействие гармоничному развитию личности ребенка, которое невозможно без формирования знаний о социальной действительности. Эти знания составляют основу человеческого сознания, выступают как важнейший компонент в структуре личности, влияют на ее отношение к миру.

Трудовая деятельность способствует развитию умственных и физических возможностей детей, эстетическому и нравственному развитию. В труде воспитываются такие значимые качества как чувство взаимопомощи, ответственность, трудолюбие и т.д.

В п. 2.6. Федерального государственного стандарта дошкольного образования в числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается труд как свой собственный, так и труд других людей – детей и взрослых.

У современных дошкольников отмечается несоответствие между желанием трудиться и способностью принимать участие в труде. Как отмечает Т.А. Маркова, у некоторых детей желание трудиться развивается быстрее, чем формируются трудовые навыки, степень выраженности желания трудиться у многих детей достаточно низкая, отсутствуют основы приучения к труду в семье. Недостаточное физическое развитие, неустойчивость внимания, слабое развитие регуляторных функций, самоконтроля, силы воли приводят к трудностям освоения трудовых навыков .

Трудности формирования положительного отношения к труду взрослых обусловлены также тем, что мир профессий взрослых усложняется, возрастает количество профессий, более сложными для понимания детей становятся сами виды деятельности, гораздо меньше у детей опыта соприкосновения с миром профессий, редко дети бывают на экскурсиях на разных предприятиях, не обогащается в должной мере трудовой опыт детей в детском саду, в семье уделяется недостаточное внимание трудовому воспитанию детей. Поэтому возникает необходимость в организации целенаправленной педагогической работы по формированию осознанного отношения к труду взрослых.

С.А. Козлова считает, что применительно к дошкольному возрасту отношение к труду взрослых можно рассматривать как устойчивое положительное отношение к труду взрослых, основанных на знании различных видов труда взрослых, понимание значения труда взрослых и готовности по мере взросления осваивать данные виды деятельности .

Структура отношения к труду включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент отношения к труду взрослых включает в себя знания и представления детей о профессиях, о видах деятельности, которые характерны для взрослых людей, о их значении в жизни человека и общества.

Аффективный компонент характеризуется тем, что включает в себя эмоциональное отношение, располагающееся между полюсами симпатии и антипатии к тому или иному виду труда взрослых.

Поведенческий компонент отражает стремление ребенка знакомиться с какой-то конкретной профессией и видом деятельности, наличие интереса к ней, желание знать как можно больше и стремление освоить эту профессию в будущем, т.е. элементарные формы профессиональной мотивации.

В работах Л.В. Загик, Г.С. Малуновой и других авторов подчеркивается, что формирование отношения к труду взрослых является важной составляющей общего процесса трудового воспитания детей, и оно основывается на нескольких аспектах. Прежде всего, необходимо отметить, что отношение к труду взрослого формируется на основе осознания сущности данного труда, его ценности, понимание взаимосвязи между действиями отдельных людей, результатами их труда и определенными событиями, явлениями, ситуациями в жизни конкретного ребенка. Поэтому очень важно формировать у детей представления о труде взрослых, о разных профессиях, об их отличительных признаках, об их значениях, о том, какую роль они играют в жизни каждого человека .

В.И. Логинова отмечает, что следующий важный аспект отношения к труду взрослых заключается в воспитании целого ряда положительных качеств личности. Положительное отношение к труду взрослых способствует воспитанию в детях таких качеств, как: трудолюбие, уважение к труду других людей, аккуратность, внимательность, отзывчивость, ответственность, дисциплинированность и т.д..

Повышение осведомленности детей дошкольного возраста в вопросах труда взрослых, знакомство детей с процессом трудовой деятельности, производственным процессом, элементарными трудовыми действиями – все это играет немаловажную роль в формировании у них стремления осваивать какие-либо трудовые действия, развивать собственные умения и навыки.

Р.С. Буре и другие авторы выделяют три основных направления формирования положительного отношения к труду взрослых: наблюдение за трудом взрослых, частичная помощь взрослым, организация совместной деятельности взрослых и детей .

Как указывает Т.А. Маркова, формирование осознанного положительного отношения к труду взрослых взаимосвязано с расширением представлений старших дошкольников об окружающей действительности с развитием у них способности к обобщению, развитию их собственного опыта участия в посильном труде, которые помогают осознавать общественную значимость труда и взаимосвязь людей в различных видах деятельности .

Как подчеркивает В.И. Тютюник, сюжетно-ролевая игра, являясь ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте, выступает одним из наиболее распространённых и эффективных наряду с непосредственной трудовой деятельностью детей, средств формирования положительного отношения к труду взрослых .

В работе Р.С. Буре одним из средств формирования положительного и осознанного отношения к труду рассматривается коллективный труд детей. Организация различных дежурств, регулярные поручения, труд в природе, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей способствуют достижению высокого результата в плане воспитания отношения к труду . Ещё одним немаловажным аспектом формирования осознанного отношения к труду взрослых является взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания.

В исследованиях Т.А. Марковой, отмечается, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является стремление помогать взрослым, поэтому совместная деятельность является оптимальной формой для формирования осознанного отношения к труду и развития собственной трудовой деятельности дошкольников. Осознание значимости труда способствует возникновению желание помогать взрослым, а опыт совместной деятельности формирует отношение к труду взрослых .

Таким образом, организация педагогической работы по трудовому воспитанию включает в себя формирование осознанного положительного отношения к труду у старших дошкольников осуществляется на основе расширения представлений о труде взрослых, его значимости, формировании у детей трудовых умений и навыков, взаимодействия со взрослыми. Для этого используются разные средства: наблюдения, экскурсии, игры, трудовые поручения, изучение художественной литературы, проектная деятельность.

Литература:

  1. Буре, Р. С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие / Р.С. Буре. - СПб. : «Детство-Пресс», 2006. - 139 с.
  2. Загик, Л. В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Л.В. Загик.- М., 2013. – 184 с.
  3. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. - М. : «Просвещение», 2012. - 271 с.
  4. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - М. : «Детство-Пресс», 2008. - 224 с.
  5. Малунова, Г. С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе / Г. С. Малунова. – М.: АПК и ППРО, 2005. - 208 с.
  6. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
  7. Тютюнник, В. И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте / В.И. Тютюник // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2009. - № 4. - C. 39-48.

Задачи:

Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатом труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников:

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.

Формы организации труда:

  1. Поручения.
  2. Дежурства.
  3. Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий: Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд - в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 20й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателей решить более сложные задачи трудового воспитания:

Приучать детей договариваться о предстоящей работе;

Работать в нужном темпе;

Выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг с другу с просьбой, договориться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

  1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
  2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию(*умение и желание доводить начатое до конца, стремление сделать его хорошо).
  4. Разъяснить детям значимость их труда.
  5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
  2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
  3. объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т.п.).
  4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративного - прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
  5. объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
  6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  7. Учить доводить начатое дело до конца.
  8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
  9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
  11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

  1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
  2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
  3. Расширить представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
  4. Формировать потребность трудиться.
  5. Воспитывать любовь к труду.
  6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий.

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.

В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыкав в различных видах труда. Формируется осознание отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформировать навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Самообслуживание

1-я младшая

Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

2-я младшая

  1. т.п.).

Средняяя

  1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок - чистить, просушивать.
  2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратным, опрятными.
  3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
  5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.
  6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом.
  7. Учить детей полоскать рот после еды.
  1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
  2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью(мыть, протирать, чистить, убирать на место).
  3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
  5. Развивать желание помогать друг другу.
  6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.
  7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.
  8. Учить опрятно убирать постель.

Подготовительная

  1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставит на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью.
  2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
  3. Учить самостоятельно готовит материалы и пособия к занятии.
  4. приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание стремления трудиться на общую пользу. Постепенно у дошкольников возникает определенное отношение к труду, в нем они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

При ознакомлении с трудом взрослых (строителей, хлеборобов, животноводов, врачей и пр.) у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Осуществление этих желаний детей возможно лишь при непосредственном включении их в трудовую деятельность.

Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.

Основными видами трудовой деятельности старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой комнате, дома и на участке); ручной труд, связанный с изготовлением игрушек-самоделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, и доступный труд по уходу за животными и растениями.

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 5--7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответсвие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли - все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

Не менее важен характер самого труда, его особенности. Так, поделки игрушек из бумаги, приготовление печенья, сбор овощей и ягод - труд разнообразный и эпизодичный. В нем много новизны и эмоциональности. Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой, напротив, однообразный, повторяющийся изо дня в день. Эти виды труда требуют от ребят большего терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что дети гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по самообслуживанию в детском саду и дома. Наводя порядок в своем игровом хозяйстве дома, убирая за собой кровать, приводя в надлежащий вид обувь, одежду, вытирая пыль с мебели и пр., они должны понимать необходимость этого труда.

Задача педагогов, родителей - воспитывать у них положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие.

В связи с этим большое значение имеет формирование у детей одновременно трудовых умений и навыков, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Последние два момента наиболее значимы при воспитании у детей желания трудиться. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда чрезвычайно низка. И во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются. На первый план здесь выступают не столько трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудится (общенародный праздник, награждение мамы почетной грамотой, возвращение в детский сад сверстника после болезни и т. д.). Таким образом, мотивы морального и общественного характера = труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам -- очень важны для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети прежде всего должны уяснить цель трудовой деятельности.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.

Поводится коллективная уборка участка детского сада. Группа разделена на два звена, и воспитатель предлагает им соревноваться: какое звено быстрее закончит работу, тому будет вручен флажок. Воспитателю кажется, что сделано все необходимое для активного включения ребят в труд. Однако из беседы с детьми выясняется, что цель деятельности для них заключается в том, чтобы быстрее закончить свою работу и получить флажок. Здесь флажок из стимула активизации трудовой деятельности превратился в самоцель. В результате - равнодушное отношение ребят к этому труду, споры из-за того, кто быстрее закончил работу, тому принадлежит флажок.

Кажется, дети выполняли полезное дело, но накопления нравственного опыта трудового поведения не произошло, поскольку была забыта общественно значимая цель труда, и в процессе труда, и по его окончании имели место отрицательные поступки детей (ссоры, нечестность в достижении результата).