Садовые растения        21.06.2019   

Творческое воображение - приемы и методы. Приемы развития фантазии и воображения

Увеличение – уменьшение объекта

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта. В повседневной жизни или в играх наблюдайте и обсуждайте с малышом вопросы:

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? (свеча, мороженое, воздушный шарик, овощи при тушении) А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (человек, растения, животные, снежный ком, тесто) Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достать до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звѐзды и т. д. Поиграйте в Великанов (ходьба на цыпочках с высоко поднятыми руками) и Карликов (ходьба на корточках). С ребенком постарше пригласите в гости невидимого волшебника Увеличенияуменьшения. Вот он прикоснулся к столу, и стол теперь стал размером с комнату… или с дом! Что можно делать с таким столом? Что в этом хорошего, а что плохого? А теперь стол уменьшился и стал размером с ладошку… А что, если увеличилась только одна ножка у стола?.. Обсуждайте. Можно слепить или нарисовать необычные предметы. Деление – объединение Прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на то, что объекты окружающего мира состоят из составных частей. Сначала называйте сами, потом предлагайте ребенку самому назвать, из чего состоит автомобиль, тело человека, из чего вы вместе будете делать тесто для пирога и т.п. Игра «Звери спрятались » Эта игра очень нравится детям. Выберите несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку. Чем старше ребенок, тем больше может быть игрушек, в том числе и не очень знакомых. Малышу до 1,5-2 лет покажите игрушки, которые будут с ним играть – «прятаться», и уберите их, чтобы ребенок мог определить игрушку именно по ее части, а не глядя на оставшиеся. С детьми постарше можно сразу приступать к «пряткам». Сделайте ширму из стула, столика, можно даже использовать большую книгу. Прячете игрушку и показываете только кусочек. Ушки, хвостик, лапку или спинку. Угадает ли ребенок, кто это высунулся? Если нет, то внимательно рассмотрите игрушки вместе, обратите внимание на цвет, форму, характерные особенности игрушки и попробуйте поиграть еще раз. Обязательно поменяйтесь местами, пусть теперь ребенок прячет игрушку, а вы «пытаетесь» угадать.

Пригласите в гости волшебников Деления и Объединения. Вот Волшебник Деления коснулся машинки, и она распалась на кузов, колеса, двери, двигатель… а Волшебник Объединения соединил колеса и 2 цветных карандаша. Попробуйте сконструировать необычные предметы, слепив их пластилином или связав веревочкой. Что получилось? Для чего нужен новый предмет?Оживление - окаменение В повседневной жизни оживляйте различные предметы, разговаривайте с ребенком от имени ложки или ножниц, придавайте им человеческие качества, рассказывайте об их «чувствах», побуждайте ребенка включаться в вашу игру, разговаривать от лица предметов. Ребенку постарше предложите изобразить какой-то предмет. Пусть мама станет чайником, а малыш чашкой. Рассказывайте, что думают ваши предметы, общайтесь между собой. Психологи этот приѐм называют «Эмпатия»,- умение посмотреть на мир, на себя глазами другого, умение почувствовать внутренний мир другого. Обратите внимание ребенка на прием оживления материала в книгах (живое дерево - Буратино, живые овощи - Чипполлино, живое тесто - Колобок, живой снег – Снегурочка) Чтобы наглядно увидеть прием окаменения, заморозьте воду в холодильнике, можно опустить в воду живые листочки и понаблюдать, что с ними стало, когда вода замерзла. Поиграйте в известные игры Замри-отомри, Море волнуется раз… Можно превратиться в птичек, которые весело летают, но когда приближается кошка, замирают на месте, чтобы она их не заметила. Обсудите с ребенком на прогулке, что было бы, если бы Волшебник окаменения коснулся бабочки или кузнечика? А что, если каменной стала постель? Важно, чтобы ребѐнок смело оживлял неодушевлѐнное, и, наоборот,- мог «живое» превращать в неодушевлѐнное. Преобразование признаков времени Фантазирование основано на изменении признаков времени. Для преобразования берутся разные свойства времени: ускорение и замедление, перепутывание, остановка, обратный ход, машина времени. В повседневной жизни обсуждайте с ребенком ход времени: используйте понятия сегодня, вчера, завтра, познакомьтесь с временами года и днями недели. Для наглядности можно повесить на стену «паровозик времени» с названиями дней недели, и каждый день обращать внимание ребенка, какой день сегодня, закрепляя соответствующий указатель. Рассказывайте ребенку о его раннем детстве: он не умел говорить, учился ходить, еще раньше ползать, до этого только лежал и переворачивался. Поговорите о том, что будет, когда малыш подрастет – пойдет в сад, школу, на работу.

Игра «Малыш-ребенок-взрослый » Взрослый дает команды ребенку: Малыш – ребенок ползает или лежит на спинке и дрыгает ногами; Ребенок – бегает, прыгает; Взрослый – спокойно ходит, можно надеть какой-либо предмет одежды (очки, шляпу) или взять портфель. Обсуждайте последовательность привычных действий: чистка зубов – взять щетку, намочить, выдавить пасту, почистить зубы, прополоскать рот, вымыть щетку, поставить на место. Попробуйте в качестве игры делать повседневные действия очень быстро или медленно. Что получается? А если попробовать в обратном порядке? Обращайте внимание ребенка на жизненные циклы растений, животных. Наблюдайте за растениями на подоконнике или на улице, вырастите вместе с ребенком какое-либо неприхотливое растение, например кресссалат.

Простейшие приемы фантазирования:

а) составление фантастического рассказа о дереве;

б) увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?

в)упражнение «Робинзон Крузо». Находимся на нео­битаемом острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?

г) посмотри на мир чужими глазами .

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сто­рон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замеча­ется другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хло­пья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание - «продолжить рассказ». Но сделать это не­обходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отне­сешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рас­сказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В ходе выполнения этого задания очень важно стре­миться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от кри­тики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яр­кие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В даль­нейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.

Естественно, что от такого простого, условного пере­мещения на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способнос­ти талантливого творца, называющейся сверхчувстви­тельностью к проблемам, но первые шаги в этом на­правлении мы уже сделали;

д) составьте рассказ от имени другого персонажа. Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по состав­лению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям фор­мулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».



При выполнении этого задания надо поощрять са­мые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжет­ной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривыч­ный для себя образ;

е) составьте рассказ, используя данную концовку.

Иного подхода требует упражнение составить рас­сказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логич­ность и оригинальность изложения.

Примеры концовок:

· «Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

· «Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

· «Котенок сидел на дереве и громко мяукал»;

ж) сказка наизнанку.

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачи­вании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогич­на игре «Наоборот».

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказ­ку и предложите поменять характер у ее героев - поло­жительный характер на отрицательный и наоборот. Пред­ложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Пред­ложение о смене характера может быть разным:

1.Злая волшебница заколдовала героев...

2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а зло­му стало его жалко и он подобрел...

3.Совершил отрицательный герой один-единственный хороший поступок, и ему это так понравилось, что стал...

4.Герой проглотили волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, съел волшебную конфету, сказал однажды плохое слово и...

Все эти варианты предложены нашими детьми, пред­ложите своим детям подумать и придумать свои вер­сии, и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.Примеры. Красная Шапочка злая, а волк добрый... Золушка, непослушная девчонка, довела до белого кале­ния добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому ге­рою стать его... начинкой, то есть Колобок съедает всех по очереди...



Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получается результативным или частично, или полностью - это уже зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наи­знанку» применен к одному или ко всем элементам дан­ной сказки. Метод «выворачивания наизнанку» годится не только для пародирования - с его помощью можно научиться нащупать исходную точку для вольного рас­сказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении;

з) перевирание сказки.

Дети - консерваторы в отношении сказок, им хо­чется, чтобы все повторялось много раз. Но наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить как бы в па­родию - появляется другой угол зрения, на сказку мож­но посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно и изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка...» Дети: «Не Желтая, а Красная!»

Взрослый: «Ах, да, Красная! Позвал ее папа и ска­зал...» Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к тете...» И так далее.

1- й вариант. После того как дети вас исправили, про­должайте рассказывать немного текста реальной сказ­ки, а потом снова ее меняйте, но линию настоящей сказ­ки ведите до конца.

2- й вариант. Изменяя сказку в самом начале, веди­те ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Дети играют не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой, бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам;

и) сказка в заданном ключе.

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Если дети знакомы со сказочным треугольником (вепольный анализ), предложите им сменить поле действия, время действия.

Например: Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха?

Красная Шапочка живет сейчас...

Это мы изменили время действия. Можно использо­вать оператор РВС - растянуть время до бесконечности или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия:

Колобок живет на 10-м этаже с лифтом...

Теремок стоит на высокой-высокой горе или в море...

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Старая сказка в новом ключе, приспособленная к новому сюжету, звучит совершенно неожиданно и для нас, и для самих детей.

Можно предложить детям проиллюстрировать сказ­ку - каждый, самый интересный на его взгляд, мо­мент - получится иллюстрированная книга;

к) что было потом.

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнув­шись от самого интересного места или вопроса, предло­жить детям подумать: «А что было потом?»

Если работать по системному принципу, то продол­жение сказки можно вести и в надсистеме, и в системе, и в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы из­меняем и продолжаем всю надсистему сказки.

Например: залез медведь на крышу теремка, тере­мок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок мед­ведя, советуют, как поступить дальше. Потом все вмес­те строят новый теремок для зверушек.

Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

А туфелька Золушки? Что с ней стало после заму­жества Золушки? Золушка отдала ее маленькому вол­шебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке;

л) «карты Проппа».

Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» и в своем исследо­вательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, и выделил постоянные функции сказки, кото­рые всегда находятся в одной и той же последователь­ности. Согласно системе Проппа, этих функций трид­цать одна, но, разумеется, не во всех сказках наличе­ствуют все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.

Сказка может начинаться с первой функции, с седь­мой или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

Главных функций двадцать:

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем.

7. Волшебные дары.

8. Появление героя.

9. Сверхъестественные свойства.

10. Борьба.

11. Победа.

12. Возвращение домой.

13. Прибытие домой.

14. Ложный герой.

15. Трудные испытания.

16. Беда ликвидируется.

17. Узнавание героя.

18. Ложный герой изобличается.

19. Наказание антигероя.

20. Свадьба.

Так как дети-дошкольники еще не умеют читать, предлагаем вам символическое изображение каждой карточки, придуманное нашими детьми. Предложите своим, они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.

Ход игры: детям раздаются «карты», лучше если они будут сидеть за одним столом или разделены на подгруп­пы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбираете героя, о котором будете сочинять сказку.

В первые дни игры лучше карты держать по поряд­ку (можно пронумеровать - цифры старшие дети зна­ют хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.

Но ребята любят тасовать «карты» и придумывать свои правила. Например, строить рассказ на вытащенных на­угад одной или двух картах. И начать сочинять с конца. Преимущества «пропповских карт» очевидны: каж­дая из них - целый срез сказочного мира, и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка;

м) сказка «калька».

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с раз­личными степенями узнаваемости или полностью изме­ненную.

Берется популярная, хорошо знакомая сказка и сво­дится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. Например, сказка «Золушка». Вспоминая сказку с деть­ми, записываете на доске основные этапы сказки.

Так как буквенное обозначение трудно запоминает­ся детьми, можно использовать цветовое или геометри­ческое обозначение:

Дом, дворец - Золушка -

Мачеха - Фея -

Сестры - Принц -

Обозначение взаимоотношений и действий придумать с детьми. Все придуманное детьми запоминается намного лучше и вызывает у них чувство гордости за свое твор­чество. В старших и подготовительных группах дети лю­бят буквенное обозначение, но каждую букву украша­ют каким-либо элементом, характеризующим этого ге­роя. Например, сказка «Теремок»:

Теремок - Мышка

Лягушка - Заяц -

Лиса - Волк -

Медведь -

По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:

· кто-то из героев этой сказки остается;

· сказка про окружающие детей предметы;

· сказка про любимую игрушку или любимого героя сказки;

· сказка про себя или про товарища. Главное - стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» веселый конец, как говорят дети.


Литература

Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск, 2008.

Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошколь­ников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. - М., 1997.

Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. - М., 2003.

Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у до­школьников. - М., 2002.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в под­готовительной группе (для детей с ФФН) на занятиях и в по­вседневной жизни и деятельности детей. - М., 1998.

Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. - СПб.: Паритет, 1999.

Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 1999.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах. - М., 2001.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дош­кольника приобретать знания. - Ярославль: Академия разви­тия, 2003.

Сохина ФЛ. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.

Филичева Т.Е. Дети с фонетико-фонематическим недоразви­тием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Тумано­ва. - М., 1999.

Филичева Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недораз­витием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Фи­личева, Г.В. Чиркина. - М., 1999.

Филичева Т.Е. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филиче­ва, А.В. Соболева. - Екатеринбург, 1996.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. - Воронеж, 1997.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


Введение

Глава 1. Технология развития мелкой моторики

Глава 2. Технология развития артикуляционной моторики

Глава 3. Технология развития фонематического слуха.

Глава 4. Технология развития речевого дыхания и голоса

Глава 5. Технология развития лексико – грамматических компонентов речи

Глава 6. Технология развития связной речи

Общая характеристика приемов

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение.

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками. Каждый из них представлен в отдельном разделе параграфа:

· Прием "Увеличение - уменьшение",

· Прием "Деление - объединение",

· Прием "Преобразование признаков времени"

· Прием "Оживление - окаменение",

· Прием "Специализация – универсализация",

· Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

Общая цель ТПФ

Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

5.1. Прием "Увеличение - уменьшение"

Описание приема

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

ПР.: увеличение – уменьшение признака размера (Великан – Лилипут); увеличение – уменьшение признака количества (неисчислимое множество солдат Урфина Джуса или один на целом свете Маленький Принц); увеличение – уменьшение специфического признака (волшебный голос Джельсомино, который разрушает стены из-за увеличения силы звука).

Технологическая цепочка построения тренинга

1. Предложить детям выбрать объект (стол).

2. Перечислить признаки выбранного объекта.

ПР.: стол имеет размер, части, место нахождения, цвет и т.д..

3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. Обсудить практическое применение полученного объекта.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся стола. Что с ним стало, зачем нам в группе непомерно огромный стол?

4. Провести преобразование части объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся ножки (подсистемы) стола. Что произойдет, как человеку использовать стол с огромной ножкой (устроить из него горку в группе)?

Юмористическая направленность обсуждения и решения ситуаций.

5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР.: Волшебник Увеличения Размера коснулся помещения, где обычно стоят столы. Как детям добираться до своих столов во время обеда, если комната стала величиной с город и расстояние между столами огромное, до двери в групповую комнату за полдня не дойти...

6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР. : Волшебник Обесцвечивания коснулся стола. Что произойдет, если стол постепенно станет прозрачным? Игра «Хорошо – плохо».

7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами:

· сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем;

· решение проблемных ситуаций и их моделирование;

· рисования, аппликация, лепка по теме занятия.

Педагог совместно с детьми анализирует литературные произведения на предмет наличия данного приема. Выясняет, как изменяется объект, свойство, его части и места действия в результате встречи с Волшебником Изменения Размера.

ПР. : определи, какой волшебник побывал в сказке "Мальчик-с-Пальчик" (“Карлик-Нос”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Джельсомино в стране лгунов”, “Незнайка”, “Горшочек каши”, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и др.).

Детей 2,5 - 3 лет знакомят с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр “Что стало большим? Что стало маленьким?”

Дети 4 лет самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуации, возникающие при этом.

Дети 5 лет самостоятельно определяют степень выраженности какого – либо признака объекта. Используя приемы увеличения – уменьшения, производят фантастические преобразования этого признака. Разрешают проблемные ситуации на основе анализа взаимодействия измененного объекта с окружающим миром.

ПР. : среди зимы медведь зарычал так громко, что в другой деревне услышали… Что из этого вышло?

Дети 6 - 7 лет дети самостоятельно используют прием увеличения – уменьшения для сочинения сказки или решения проблемной ситуации.

Производится продуктивная деятельность по итогам обсуждения.

ПР. : в изобразительной деятельности даются задания на основе использования приема изменения размера (изготовить макет солнечного города, где живут маленькие жители и растут огромные цветы и фрукты; нарисовать сюжет из сказки “Репка”, где репка выросла маленькая-маленькая).

Ожидаемые результаты

Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.

5.2. Прием "Деление- объединение"

Описание приема

Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

В работе с дошкольниками прием представлен двумя волшебниками: Волшебником Деления, который все делит, и Волшебником Объединения, который все объединяет. Основной принцип их действия - отсутствие всяких правил, алогичность деления и комбинирования.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Профессионал в Теория Решения Изобретательских Задач.
С огромным удовольствием пытаюсь решать его задачки на триз..

Приемы:
ПРИЁМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ»

Назначение приёма фантазирования (ПФ) «Сделать наоборот»: показать объект с противоположной стороны, с противоположной функцией (см. Таблицу № 4). Всего выявлено четыре подприёма у ПФ «Сделать наоборот».

Таблица № 4:
Модели применения ПФ «Сделать наоборот»

(к 5.1.2. ПФ «Сделать наоборот»): К.С.Петров-Водкин описывает своё состояние, находясь на земле и падая на неё: «… предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я ещё никогда… не получал. Решив, что впечатление… случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету (Выделено Автором. - Ф. Р.). Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приёмы. Очертя глазами весь горизонт,воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью,- я очутился как бы в чаше, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода. …Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях её массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене»/Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. -Л. -1982. -С.271/.

Ровная планета по горизонту преобразована в вогнутую планету. Метод художника получил название в искусствоведении - «сферическая перспектива».

Некоторые задания (игры):

* Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу… После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам?
Ответ: Мудрец посоветовал поменяться конями.
* Попал Джованнино в прекрасную страну. Идёт и радуется, как всё красиво кругом. Вдруг навстречу местный житель.
- Что это за страна? - спросил Джованнино.
- Это Нестрана. Страна, где очень много невещей.
- Как это? - не понял путешественник.
И местный житель всё объяснил. Оказывается в чудесной стране вместо точилок школьники носили с собой неточилки, которые делали из карандашных огрызков целые карандаши. Вместо вешалок взрослые пользовались невешалками, с которых одежду просто снимали, когда нужно. Покупать ничего не нужно, ведь есть неденьги. Приходи и бери, что захочешь.
Как вы думаете, какие ещё есть невещи в этой Нестране.
* Можно рекомендовать любую форму подвижной игры. Например, использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым.
* Зарядка «Наоборот»: педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть - привстать, повернуться направо - повернуться налево и т.д.).

Результат:
Обучаемые должны сознательно применять приём фантазирования «Сделать наоборот» (и его подприёмы) в изобразительной деятельности, лепке и конструировании объёма, добиваясь фантастического образа. Этот приём позволит решать сказочные задачи, ситуации и сочинять своих героев, свои сказки.

Зачем учить фантазированию? У дошкольников воображение само по себе зашкаливает, такую историю расскажут, что только держись…

Вынуждена не согласиться.

Во-первых, в наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации (не надо ничего додумывать, все увидишь на экране) далеко не у всех воображение развивается так, как положено, без отставания (но дети молодцы, сопротивляются потокам навязанных образов).

Кто забыл, напоминаю, что воображение – это фундамент творческой личности

Во-вторых, знать приемы фантазирования – это осознанно их использовать для придумывания преобразований и усовершенствований. Такое умение называется управляемая фантазия .

Level up от простого сочинения небылиц, как говорится

А еще, уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывая фантастические сюжеты для игр и рассказов.

Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение, уменьшение, дробление, объединение, наоборот . Именно эти простые приемы легли в основу многих сказок и фантастических произведений. Поэтому сегодня именно художественная литература поможет мне проиллюстрировать прием увеличения-уменьшения.

Суть очень простая: представим себе, что какой-то объект стал огромным-преогромным. Или наоборот, очень-очень маленьким. Что из этого получится?

Вот появился Гулливер: каково ему будет среди маленьких человечков, какие трудности у него возникнут?

Или, наоборот, уменьшились Карик и Валя, стали меньше букашки. Как им перемещаться, как добыть еду, спастись от опасности?

Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. Например, возьмем водопроводную трубу. Увеличим – получится тоннель, уменьшим – соломинка для сока.

А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя, шезлонг или книгу? При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве?

Вот картинки для примера, и, конечно, можно придумать еще множество вариантов.

Теперь уменьшаем предметы и задаем такие же вопросы.

Еще можно увеличивать не весь объект целиком, а только его часть. Таким нехитрым способом был придуман Чебурашка.