Комнатные растения        27.07.2019   

Учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему: Личная гигиена детей дошкольного возраста

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!

Светлана Сафонова

Соблюдения правил личной гигиены - необходимое условие сохранения здоровья ребёнка. Родители должны являть им в этом пример, достойный подражания.

Дети ещё в дошкольном возрасте легко усваивают элементарные правила ухода за своим телом. Эти навыки необходимо повседневно закреплять и в дальнейшем. Однако наблюдать приходится и иное : именно с приходом в детский сад некоторые ребята начинают пренебрежительно относится к выполнению гигиенических правил . Необходимо повседневно, терпеливо и упорно настаивать на выполнении правил личной гигиены .

Приучать детей не только в детском саду, но и дома выполнять все правила личной гигиены . Ежедневно утром и вечером перед сном надо мыть лицо, шею и руки и ноги с мылом! (Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливание и не сушить кожу; этим требованием более всего отвечает "Детское" и "Глицериновое" мыло.) У ребёнка должно быть отдельное полотенце для рук, ног и лица. Особенное внимание нужно обращать на ногти на руках они должны быть аккуратно подстрижены.

И конечно, постоянно нужно доводить до сознания детей , соблюдение гигиенических правил не не только их личное дело . От здоровья каждого очень часто зависит здоровье того, кто рядом, - близких в семье, товарищей и залог успеха каждого!

Публикации по теме:

Цель: содействие стремлению детей к соблюдению правил личной гигиены, поддержанию и укреплению своего здоровья. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-эксперимента в средней группе «Правила гигиены» Задачи: заложить основы экспериментирования; систематизировать знания правил личной гигиены; развивать гигиенические навыки (мытье рук,.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знать каждому положено» Итоговая работа слушателей курсов повышения квалификации Выборгского района 2016-17г. Педагогический проект для детей старшего дошкольного.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ласточка» Конспект познавательной викторины на.

Презентация игры для старшего дошкольного возраста «Знаем правила дорожного движения!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках недели "Знакомства с правилами дорожного движения" мною разработана методическая игра: "Знаем.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы Срок реализации: две недели Тип проекта: краткосрочный Создание проблемы:.

Проект по безопасности детей дошкольного возраста «Правила безопасности в нашей группе» (вторая младшая группа) Городской округ города Выкса МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка».

Не секрет,что личная гигиена ребенка – залог крепкого здоровья и иммунитета. Научив малыша простейшим основам ухода за собственным телом, вы убережете его от болезнетворных микробов и вирусов. Однако будьте готовы к тому, что привить чаду привычку мыть руки и купаться не «из-под палки» может оказаться довольно непросто. Вырабатывать навыки личной гигиены у детей рекомендуется в игровой форме, привлекая внимание маленьких непосед сказками о Мойдодыре, вкусно пахнущей косметикой и собственным примером.

Обучение ребенка личной гигиене: 5 частых ошибок

Знакомить детей с правилами ухода за собой необходимо уже с раннего возраста. Каждый новый день новорожденного должен начинаться с маминых слов: «Доброе утро, давай сделаем потягушки, умоем личико». Очень важно, чтобы этот ритуал повторялся регулярно. Уже в 1,5-3-летнем возрасте детки охотно поддаются обучению и все схватывают на лету, поэтому то, что вы вложите в чадо сейчас, послужит фундаментом для самоорганизации во взрослой жизни.

В то же время родители часто допускают серьезные ошибки, которые не только замедляют процесс обучения ребенка личной гигиене, но и могут привести к абсолютно противоположному результату. Рассмотрим, чего не стоит делать, если вы не хотите, чтобы малыш вырос грязнулей:

  1. Нередко родители все делают вместо детей: умывают, вытирают личико, выдавливают на щетку зубную пасту и т. д. Несложно догадаться, что в таком случае карапуз ничему не научится – у него просто не будет такой возможности;
  2. Нежелательно оставлять ребенка без присмотра во время гигиенических процедур до тех пор, пока не получите уверенности в том, что он уже умеет выполнять все действия самостоятельно. В лучшем случае зубная щетка послужит маленькому художнику кистью, а кафельная плитка станет достойной заменой мольберта; в худшем – дегустатору клубничного шампуня может потребоваться медицинская помощь. Помогайте малышу, делайте все вместе с ним, чтобы наглядно показать, как правильно умываться, чистить зубки и т. д;
  3. Не торопите детей – стремление управиться в рекордные сроки может стать причиной небрежности и неаккуратности в будущем. Для взрослых личная гигиена является повседневной привычкой, но для карапуза это увлекательный ритуал. Со временем он станет механическим, однако попытки добиться этого искусственно могут напрочь отбить естественный интерес у ребенка к личной гигиене;
  4. Если хотите привить чаду гигиенические привычки, не стоит запугивать его кариесом, опасными бактериями и прочими страшилками. Этот метод не является действенным, поскольку в большинстве случаев дети понятия не имеют, о чем идет речь и почему этого нужно бояться;
  5. Если у ребенка что-то не получается, он не позволяет стричь себе ногти или мыть голову, не нужно нервничать и продолжать неприятную процедуру, невзирая на упорное сопротивление. Запомните: никакого насилия! Это лишь усугубит ситуацию – личная гигиена начнет вызывать у малыша негативные эмоции, что точно не приведет ни к чему хорошему.

Основные правила личной гигиены для детей

К 6-летнему возрасту малыш должен полностью освоить все гигиенические процедуры и выполнять их без помощи и напоминания со стороны старших. Давайте рассмотрим основные правила личной гигиены для детей:

  • Уход за ротовой полостью

Ребенок должен чистить зубы утром после завтрака и вечером перед отходом ко сну с использованием детской зубной пасты и собственной щетки, менять которую следует ежемесячно. Чтобы минимизировать риск возникновения кариеса, приучите чадо полоскать рот кипяченой водой после каждого приема пищи.

  • Гигиена лица, ушей, носа, шеи и ног

Малышу следует умывать лицо и шею дважды в день (утром и вечером), а также по мере необходимости. Прежде чем ложиться в постель, он должен вымыть ноги, если ранее не принимал ванну или душ. Со всем этим карапуз в состоянии справиться самостоятельно; задача родителей – проконтролировать. Носовые ходы нужно чистить по надобности, а уши – раз в неделю при помощи ушных палочек с ограничителями. Ногти на ногах стригут каждые 3-4 недели. Эти процедуры личной гигиены для ребенка достаточно сложные, поэтому их следует выполнять под контролем старших.

  • Уход за волосами

Дети дошкольного возраста в состоянии научиться расчесываться без посторонней помощи. Подарите ребенку личную расческу и объясните, как ею пользоваться. Если у девочки длинные волосы, желательно, чтобы прическу ей помогла сделать мама. Родителям мальчиков рекомендуется посещать с сыном парикмахерский кабинет 1 раз в два месяца. Не менее важно вовремя мыть голову. Делать это необходимо 1-3 раза в неделю (в зависимости от типа волос) с использованием детского шампуня.

  • Гигиена рук и ногтей

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен четко осознавать, что мыть руки с мылом необходимо перед приемом пищи, после посещения туалета и прогулки на улице. Раз в неделю маме следует подстригать ему ногти на руках.

  • Гигиена половых органов

Приучайте малыша подмываться 1-2 раза в день теплой водой с мылом. Для целей интимной личной гигиены у ребенка должно быть отдельное полотенце.

  • Уход за телом

Ребятишкам дошкольного возраста рекомендуется 1 раз в неделю купаться в ванной и ежедневно по вечерам принимать душ. Конечно, если малыш очень любит водные процедуры, а для вас это не является обременительным, можно разрешить ему плескаться чаще – 2-3 раза в неделю. В жаркое время года предложите ребенку принимать душ не только перед сном, но и с утра. 4.9 из 5 (25 голосов)

Чистка зубов, умывание, купание — какие ещё правила личной гигиены актуальны для детей школьного возраста? Давайте пробежимся по основным.

Правила личной гигиены для детей

Личная гигиена — это то, к чему следует приучать с самого детства. Как показывает практика, дети, родители которых вовремя не привили им необходимые навыки, на всю жизнь остаются неаккуратными. Таких людей называют по-разному: неряха, замухрышка, замарашка, поросёнок… Общество придумало немало синонимов для обозначения нечистоплотного человека. И для того, чтобы ни один из горе-терминов нельзя было адресовать вашему чаду, вам придётся немного поработать.

Правила личной гигиены просты. В них нет ничего замысловатого. Подрастающий малыш не способен выполнять все до единого из них самостоятельно. Поэтому первые годы жизни маме и папе придётся помогать своему крохе. Спустя время все привитые навыки будут с лёгкостью реализованы без родительской помощи.

Правила личной гигиены для детей школьного возраста

Правила личной гигиены для малышей и для детей школьного возраста начинаются одинаково — с мытья рук. Перед обедом, после туалета, после прихода с улицы, после общественного транспорта.

Умывание

Утреннее умывание — ещё одно обязательное правило. Приучите ребёнка умываться в нижнем белье. В этом случае он не забрызгает школьную форму и не измажет её зубной пастой. Кстати, о зубной пасте: чистить зубы необходимо два раза в день — утром и перед отходом ко сну. Приучив чадо делать именно так, вы избавите его от необходимости часто посещать стоматолога в будущем.

Уход за волосами и ногтями

Ухаживать за волосами и ногтями ребёнка мамам и папам приходится даже тогда, когда чадо ходит в среднюю школу. Но здесь важно другое. Важно научить кроху обращать внимание на состояние ногтей и волос. Если он сам подходит к вам с просьбой подстричь ногти или расчесаться, значит, вы на верном пути.

Интимная гигиена

Обязательным правилом является ежедневная интимная гигиена и купание (будь то утренний душ или вечерний). Интимная гигиена важна для девочек и мальчиков абсолютно одинаково. Объяснить ребёнку необходимость ежедневного мытья — одна из основных родительских задач в этой области.

Что ещё должен уметь школьник?

Вы ознакомились с основными правилами личной гигиены. Но это отнюдь не все умения, которыми должен обладать ребёнок школьного возраста. Что же он должен уметь делать кроме этого?

  • Использовать салфетки за трапезой,
  • прикрывать ладонью рот во время чиханья или кашля (врачи рекомендуют кашлять и чихать в согнутый локоть, дабы избежать распространения вирусов),
  • мыть фрукты и овощи перед употреблением,
  • заботиться о своём внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость содержания в чистоте лица, рук, прически, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Чтобы облегчить ребенку освоение этих навыков, надо сделать процесс обучения доступным и интересным. Прививать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности малыша и степень его самостоятельности.

Надо, надо умываться…

Утреннее и вечернее умывание, чистка зубов, мытье рук перед едой, содержание в чистоте своего тела – обязательные мероприятия в процессе воспитания гигиенических навыков. Формирование этих привычек необходимо начинать еще в раннем детстве.

Объясните крохе, зачем нужно мыть руки перед едой, после общения с животными, прогулки, пользования туалетом и просто если они испачкались. В годовалом возрасте можно воспитывать эту привычку, основываясь на ощущениях ребенка. Например, перед мытьем рук можно дать малышу мыло в красивой обертке, предложить развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло! Какое душистое. Понюхай, как вкусно оно пахнет. Наверное, мыло хорошо пенится. Давай проверим!» А после мытья можно вместе с малышом рассмотреть его ручки, отметив, какие они чистые и красивые.

Детям постарше будет интересен небольшой рассказ о вредных микробах, которые живут, например, на улице и могут попасть на руки ребенка, и о том, как можно быстро избавиться от них, вымыв руки с мылом.

Чтобы понятно объяснить малышу, что такое микробы, можно нарисовать их и рассказать о них, используя сказочные сюжеты. Изобразите на листе бумаги не только «страшных» микробов, но и «рыцарей», которые с ними борются, мыло, воду и т.д. Знакомя кроху с подобными терминами, избегайте запугивания, жизненных историй с плохим финалом и т.п. Нужно детально объяснять все ребенку на уровне игры или рисунка, тогда не возникнет проблем с пониманием и приучением малыша к личной гигиене. Расскажите крохе, как мечтают его пальчики помыться, как им стыдно, что они грязные, как теплая водичка ждет его.

По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. И наоборот, назидание, приведение нелицеприятных примеров начисто лишает ребенка интереса к гигиеническим мероприятиям. Поэтому, знакомя малыша с правилами гигиены, стоит избегать рассказа о неприятных последствиях невыполнения этих правил, запугивания ребенка («Не будешь мыть руки – будет болеть живот/ съедят микробы/ заболеешь» и т.п.). Воспитание полезных привычек должно строиться на позитивном, доверительном отношении к миру.

Обучая малыша гигиеническим навыкам, лучше всего основываться на ощущениях, которые может испытывать ребенок: приятном запахе, ощущении чистоты, полезности для здоровья и самочувствия.
Для формирования необходимых навыков большое значение имеют и атрибуты гигиены: зубная паста, зубная щетка, шампунь, пена для ванны, мыло в мыльнице. Пусть все эти средства имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные дополнения, привлекающие внимание малыша, и способствуют проявлению интереса к гигиеническим процедурам.

У ребенка должно быть индивидуальное полотенце яркой расцветки с забавными рисунками, чтобы кроха мог безошибочно отличить его от личных вещей других членов семьи.

Все вещи малыша должны иметь в ванной постоянное место. После того как крохе исполнится 1–1,5 года и можно будет обучать его умываться самостоятельно, эти предметы должны быть для него доступны.

Лучше всего хранить вещи в специально отведенном для ребенка шкафчике или на полочке в ванной комнате, подвешенной на уровне роста малыша. Это необходимо для того, чтобы кроха смог все рассмотреть и самостоятельно достать из шкафчика необходимую вещь для проведения очередной гигиенической процедуры. Также важно иметь в ванной невысокую устойчивую скамеечку, чтобы ребенок мог дотянуться до крана с водой.

В гости к Мойдодыру

Аккуратности, умению следить за собой, содержать себя в чистоте нужно учить спокойно, ненавязчиво, в игровой форме, сохраняя, однако, незыблемую систему обязательных требований.

Привлекайте внимание ребенка к проведению гигиенических мероприятий средствами фольклора например, перед каждым мытьем рук или умыванием прочтите малышу небольшой стишок или потешку:

Знаем, знаем, да, да, да!
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, –
Мы пришли умыться!

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Буль-буль-буль, журчит водица.
Мы умеем сами мыться.

Умойтесь вместе с ребенком, приговаривая «умывалочку»:

Вместе с мамой кран откроем –
Пусть бежит водичка,
Она чисто Оле (Саше и т.д.) моет
Руки, шею, личико!

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия лучше разделить на несколько операций. Например, при мытье рук ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, стараясь не разбрызгать воду, и насухо вытирает.

Необходимо несколько раз повторить последовательность действий вместе с малышом, чтобы он успел их запомнить. На начальном этапе формирования навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия.

Можно подобрать или изготовить для ребенка небольшую памятку, на которой будет изображена последовательность действий при мытье рук, умывании и т.д., и прикрепить ее на стену в ванной. Например, основные действия при мытье рук можно изобразить в виде отдельных картинок:

Первая картинка: засучиваем рукава.
Вторая картинка: моем руки водой под краном.
Третья картинка: намыливаем руки мылом.
Четвертая картинка: смываем мыльную пену водой.
Пятая картинка: вытираем руки полотенцем.

Эти несложные для взрослых действия ребенок усвоит не с первого раза. Для годовалого малыша самостоятельное мытье рук является сложной задачей, но все равно следует предоставить крохе возможность самостоятельно выполнять эти действия, открыв и закрыв за ним кран с водой, отрегулировав ее температуру и при необходимости помогая на всех этапах освоения навыка.

Обучая кроху быть аккуратным, опрятным и чистым, можно использовать наглядное изображение противоположных состояний: грязное – чистое. Можно приобрести или изготовить подобные карточки, на которых изображены неумытый и чистый ребенок, неопрятный малыш и аккуратно одетый и т.д. Показывая карточку, эмоционально окрашивайте свой рассказ, выражая позитивное или негативное отношение в зависимости от изображения.

С годовалым крохой можно поиграть в игру «Кукла Маша купается». Покажите ребенку куклу и скажите: «Кукла Маша давно не мылась, у нее грязные лицо и ручки. Давай скорее умоем Машу». Отправляйтесь с малышом в ванную и покажите, как правильно моет кукла ручки, как нужно ее умывать, приговаривая:

Маша, мой лицо и шейку,
Мойся мылом хорошенько.
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай.

Для трехлетнего ребенка игра усложняется: предложите ему самостоятельно вымыть кукле лицо и ручки. Направляйте его действия подсказками. Потом предложите малышу самому умыться и вымыть руки.

Деликатные проблемы

Самостоятельно посещать туалет кроху можно учить не ранее 1,5–2 лет – до этого времени его нервная система не способна распознавать сигналы, идущие от органов выделения.

Приучая малыша к горшку, необходимо обозначить несколько правил соблюдения чистоты и опрятности. Пусть ребенок пробует самостоятельно снимать и надевать штанишки. Упростите процесс снятия одежды: надевайте крохе штаны на резинке, без бретелек и пуговиц.

Научите ребенка вытираться после опорожнения кишечника или мочевого пузыря, используя при этом мягкую туалетную бумагу или гигиенические салфетки. Конечно, сначала все будет получаться не очень хорошо. Деликатно направляйте действия малыша, но позвольте ему все делать самостоятельно. Не настаивайте, если у ребенка по какой-либо причине нет желания выполнить все самому – просто еще не пришло время. Обязательно проговорите состояние малыша после гигиенической процедуры: «Вот теперь все чисто, сухо, хорошо». Приучите кроху мыть руки после туалета.

Даже научившись самостоятельно ходить в туалет, ребенок время от времени может написать в штанишки. Не ругайте его за это, не упрекайте и не стыдите!

В стремлении малыша к самостоятельности важно деликатно и мягко направлять его действия и с пониманием относиться к неудачам.

Можно отработать навык самостоятельного посещения туалета и изучить гигиенические правила, привлекая к этому любимую игрушку малыша. Желательно, чтобы на ней были те же элементы одежды, что и на крохе: трусики, штанишки. Попросите ребенка повторять вслед за игрушкой последовательность действий: снять штанишки и трусики. Усадите игрушку рядом с крохой на импровизированный «горшок». Побуждайте малыша повторять действия игрушки: «Смотри, чтобы сходить в туалет, Зайка снимает штанишки. И ты снимай тоже». Таким же образом обучите ребенка вытираться, надевать трусики, мыть руки после туалета.

Чей носовой платок?

Когда малышу исполнится 1,5–2 года, его надо начинать учить пользоваться собственным носовым платком. Платок должен всегда находиться в кармане одежды ребенка. Объясните, что носовой платок необходим, чтобы вытирать нос во время насморка; чтобы протереть грязные руки, если нет рядом крана с водой; чтобы вытереть рот или стереть с одежды пятно, если испачкался. Расскажите крохе, что носовой платок – это личная индивидуальная вещь для каждого человека и пользоваться ею может только хозяин. Платок должен быть личным, чтобы избежать переноса микробов другому человеку. Объясните малышу, что при кашле или чихании нужно отворачиваться и прикрывать рот и нос платком. А лучше всего приучать ребенка пользоваться одноразовыми бумажными платочками. И главное – следить, чтобы у малыша в карманчике уличной одежды всегда была упаковка или несколько штук таких платков.

Игра «Постираем платочки» поможет ребенку 2–3 лет следить за чистотой личных вещей. Налейте немного воды в тазик и, протянув ребенку мыло, предложите ему самостоятельно постирать свой носовой платочек.

Предварительно нужно показать, как правильно это сделать. Повесьте платок сушиться, а когда он высохнет, покажите малышу, как правильно свернуть его. Пусть ребенок потренируется аккуратно складывать платочек, класть его в карман и доставать оттуда.

Я возьму свою расческу…

Объясните малышу, зачем нужны другие личные вещи: расческа, салфетка, полотенце. В своем рассказе раскройте важность и необходимость иметь у себя личные вещи, не брать их у других людей и не разрешать пользоваться своими личными вещами.

Малышу в 1,5–2 года можно показать, как правильно пользоваться расческой. Причешите кроху, а затем предложите ему сделать это самостоятельно.

При расчесывании волос ребенка используйте небольшие стишки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.

Причешу сынишку –
Вихрастого мальчишку!
Приглажу чубчик,
Красавец, мой голубчик!

Укрепить навык пользования расческой можно, предложив причесать маму, папу, других членов семьи. Только не забудьте, что у каждого должна быть своя расческа.

Трехлетнему малышу можно показать, как содержать в чистоте свою расческу – вымыть ее с мылом, вытереть и положить в специально отведенное место. Расческу, которой ребенок пользуется в детском саду, можно положить в специально сшитый чехольчик.

Сменим трусики и майку

Устройте вместе с крохой стирку, поменяв ему белье. Пусть малыш сам положит в барабан стиральной машины свои трусики и майку, а затем немного посмотрит, как машина стирает эти вещи.

В возрасте 2–3 лет можно показать ребенку, как стирать белье вручную. Предоставьте ему возможность самостоятельно намылить трусики, постирать и прополоскать их в небольшом тазу, а затем помогите отжать мокрую ткань и повесить сушиться. Так ребенок не только учится ухаживать за собой и своим телом, но и приобретает необходимый трудовой навык.

Во время стирки можно объяснить крохе, что такое нижнее белье и почему оно так называется. Расскажите ребенку, что нижнее белье нужно обязательно менять каждый день после подмывания или купания. Обозначьте важность этих моментов для чистоты и здоровья. Объясните малышу, что это необходимо для поддержания чистоты своего тела.

Покажите крохе место в шкафу, где лежит его нижнее белье, и каждый вечер просите доставать оттуда чистые трусики. Этот ежедневный повторяющийся ритуал будет своего рода сигналом ребенку, что нужно принять вечерний душ и сменить белье.

Скажите малышу, что грязную одежду нужно складывать в корзину для белья, а затем стирать, чтобы она вновь стала чистой. При наблюдении за действиями мамы, освоении и многократном выполнении тех же действий приобретенный навык становится прочным, постепенно перерастая в привычку.

Не забудем про ножки…

Объясните крохе, что, придя домой с прогулки и сняв уличную обувь, необходимо переобуваться в домашнюю.
Перед сном надо мыть ноги, потому что на них особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Пусть кроха стоит в ванне или душе, а вы будете поливать его ножки водой. Предложите двухлетнему ребенку попробовать самостоятельно помыть себе ноги. Для этого можно налить в детскую леечку немного теплой воды и показать малышу, как правильно лить воду на ножки.

Также необходимо каждый день менять носочки и колготки. Объясните малышу, что редкое мытье ног и ношение грязных носков может привести к неприятному запаху и болезням. По этой же причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. Скажите ребенку, что в бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки. Можно рассказать крохе небольшую историю о том, как его ножки за день вдоволь набегались, устали, стали грязными, на них скопилось много микробов. И теперь нужно помочь им вновь стать чистыми, отдохнуть за ночь, чтобы завтра целый день ходить, бегать, прыгать.

Следует приучать детей бережно относиться к вещам, одежде. Ложась спать, малыш 2–3 лет может аккуратно сложить одежду, поставить рядом с кроватью свою домашнюю обувь. Если у него что-то не получается, нельзя подчеркивать его неумение, а надо подсказать, как исправить ошибку, и доделать все по возможности с участием ребенка.

Полезные правила

Прививая ребенку правила гигиены, необходимо соблюдать постоянство в условиях. Вначале просто повторяйте ритуал умывания, чистки зубов и т.д. каждый день, без исключения. А затем предоставьте ребенку больше самостоятельности. Тогда это не будет подчинением взрослому, а войдет в привычку и станет нормой.

Нужно объяснять малышу, почему тот или иной навык значим для здоровья, почему важно выполнять правила.
Обучение должно быть последовательным и постепенным в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Формирование того или иного навыка надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью малыша, привычкой его поведения.
Гигиенические навыки и умения могут быть сформированы у ребенка только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования.
Поведение взрослого должно служить для малыша примером во всех его действиях и поступках.

Обед и этикет

Культуру еды часто тоже относят к гигиеническим навыкам.

Перед едой нужно тщательно вымыть руки. Здесь подойдет небольшой рассказ или сказка о вредных микробах, которые «прилипли» к ручкам, пока ребенок гулял, играл. И теперь этих микробов нужно смыть водой, чтобы они не попали в организм вместе с пищей. Существует много детской литературы, в которой в интересной для ребенка форме говорится о важности мытья рук перед едой.

Обучите кроху правилам поведения после приема пищи. Маленькие дети редко бывают аккуратны за обедом, но все поправимо: покажите ребенку, что после еды, если испачкался, нужно вытирать рот салфеткой или умыться.
Обратите особое внимание крохи на то, что есть нужно всегда за столом дома или в специальных местах – в столовой, кафе и что не следует принимать пищу на улице. Если кто-то угостит малыша конфетой, нужно съесть ее дома, предварительно вымыв руки. Данное правило можно аргументировать рассказом о микробах, о том, что есть на улице, «на ходу» вредно для животика и, чтобы он не заболел, нужно принимать пищу дома, за столом, вымыв руки.

Для того чтобы закрепить навыки гигиены и правильного поведения за столом, поиграйте с малышом в игру «Кукла обедает». Понадобится набор кукольной посуды, кукла или любимая мягкая игрушка. Попросите ребенка покормить куклу по всем правилам. Проговаривайте и подсказывайте каждый этап организации обеда: «Сейчас мы вымоем Кате ручки с мылом», «Посади ее за стол правильно», «Нужно повязать ей салфетку, чтобы она не запачкала одежду». Можно задавать малышу наводящие вопросы, попутно исправляя ошибки в его действиях. Например: «Что нужно вымыть перед тем, как сесть за стол? Покажи, как ты моешь ручки Кате», «Что нужно повязать кукле, чтобы она не испачкалась во время еды?», «Смотри, Катя запачкалась. Как помочь Кате снова стать чистой и опрятной?».

Таким же образом можно обыграть правила: «Перед едой надо мыть руки с мылом», «Фрукты и овощи перед едой нужно мыть», «Есть следует не торопясь».

Еще один вариант – обыграть с игрушкой (перчаточной куклой) небольшие рассказы о правилах приема пищи, например отрывки из стихотворения З. Александровой «Мой мишка»:

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку,
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей!

На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между ребенком и игрушками.

Сюжетов для рассказов и инсценировок можно придумать очень много: про рубашку (платьице), которая убежала от малыша, оттого что он забывал засучивать ее рукава во время мытья рук; про куклу, которая постоянно шмыгала носом и не хотела пользоваться носовым платком; про непослушного мальчика, который все время забывал, где его тапочки, и т.д.

В обучении малыша правилам гигиены важную роль играет собственный пример родителей. Например, трудно научить кроху пользоваться за обедом салфеткой, если она редкая гостья на вашем столе. Необходимо помнить, что формирование правильных представлений о гигиене, чистоте и режиме питания возможно только в том случае, если все члены семьи следуют единым правилам.

Страницы