Комнатные растения        18.08.2020   

Уровень духовно нравственного развития. Научная электронная библиотека. Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В ходе исследования мы выделили критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В научной литературе под критерием оценки воспитанности понимают признак, мерило, на основании которого производится оценка чего-либо. Критерий оценки воспитанности − признак, по которому можно судить об уровне воспитанности человека, оценить результаты воспитательной деятельности. Мы выделяем в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Каждый из выделенных критериев включает ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Показателями духовно-нравственной воспитанности младших школьников по когнитивному критерию выступают: полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях; степень интереса к этим знаниям. Показателем духовно-нравственной воспитанности младших школьников по эмоционально-ценностному критерию является: степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Поведенческий критерий можно оценить по следующему показателю: наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении; степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

В процессе планирования экспериментальной работы определены уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Как отмечает Ю.А. Конаржевский, переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:

1) усложнением развития элементов, приводящим к усложнению структуры;

2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры;



3) одновременным совершенствованием элементов и структуры .

Мы выделили три уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. приложение А): низкий, средний и высокий. Охарактеризуем их.

Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень. Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Низкий уровень. У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

В исследовании уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется определять с помощью диагностики. Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников (см. приложение Б).

Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы:

1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников (ориентируясь на эталон);

4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

При проведении диагностики необходимо придерживаться следующей логики действий:

1) постановка целей диагностики;

2) определение критериев, показателей, уровней духовно-нравственной воспитанности, младших школьников;

3) отбор методов диагностики (построение диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

4) осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

5) фиксирование результатов диагностики для статистико-математической обработки и определение уровня духовно-нравственной воспитанности у каждого ученика и в целом по классу;

6) анализ и обобщение результатов диагностики.

Основываясь, на алгоритм логики действий, определена диагностическая программа сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Диагностическая программа изучения уровней сформированности

духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Критерий Показатель Признак проявления Уровень Балл
1. Когнитив- ный 1. Полнота и объем знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях Знания полные, разносторонние, всегда применяются на практике Высокий
Знания достаточные, сравнительно разносторонние, не всегда применяются на практике Средний
Знания отрывочные, бессистемные, редко применяются на практике Низкий
2. Степень интереса к этим знаниям Интерес устойчив и разносторонен Высокий
Интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием Средний
Интерес не проявляется Низкий
II. Эмоцио нально-ценностный 3. Степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия Устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Убежденность в необходимости им следовать в жизни Высокий
Неустойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев убежденность в необходимости им следовать в жизни Средний
Нейтральное отношение к нравственно ценностям. Имеет не сложившиеся убеждения им следовать Низкий
III. Поведе нческий 4. Наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно -нравственным ценностям в поведении Имеется практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Высокий
В большинстве случаев присутствует готовность следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Средний
Имеет незначительный Низкий
практический опыт готовности
следовать нравственным
ценностям в реальном
поведении
Продолж. табл. 2.1
5. Степень способности ценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям Дает правильную оценку поведения своего и окружающих, может ее мотивировать во всех ситуациях Высокий
В большинстве случаев дает правильную оценку поступков своих и окружающих, может ее мотивировать Средний
Не умеет мотивировать и Низкий
правильно оценить поведение,
от самооценки поступков
уклоняется

Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе проводилось исследование духовно-нравственной воспитанности младших школьников (2-3 классы) с использованием неизменяемых критериев, показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Мы разработали «Диагностическую программу изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется использовать общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, ранжирование, социометрические методы.

Последовательное применение диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов духовно-нравственного воспитания учащихся.

В дальнейшем на констатирующем этапе экспериментальной работы будет определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников будем определять методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза будет служить «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников».

2.1 Констатирующий эксперимент выявление уровня духовно нравственного развития по методике

Целью нашей работы является - повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения программы «Истоки».

Методическая работа в ДОУ должна быть направлена на решение следующих задач: нравственное воспитание дошкольник

1. активизировать педагогов на осознание актуальности проблемы;

2. повышать профессиональную компетентность педагогов через создание системы работы по внедрению технологии «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина;

3. обучить эффективным способам работы с детьми;

4. создать предметно-пространственную среду, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

5. обучить педагогов эффективным способам общения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Наша работа по этому направлению осуществляется в три этапа:

1 этап - информационно - аналитический

2 этап - практический

3 этап - контрольно - оценочный

1. Информационно-аналитический этап

1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.

2. Анкетирование педагогов.

3. Анкетирование родителей.

4. Анализ уровня духовно - нравственного развития детей.

Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию.

В ходе диагностики профессиональной компетенции педагогов детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатели не показали отличных знаний теоретических и практических основ духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.

2 этап - практический

Работа по духовно - нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:

Работа с педагогическими кадрами;

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Взаимодействие с социумом.

1. Повысить профессиональный уровень знаний педагогов по данному вопросу.

2. Создать условия, благоприятные для работы с детьми.

3. Формировать у родителей активную позицию по вопросам духовно - нравственного

воспитания.

4. Активизировать взаимодействие с социумом.

Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства используются самые разнообразные формы и методы работы с детьми.

Консультации («Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ, семьи, общественных организаций», «Ознакомление и изучение программы «Социокультурные истоки», «Влияние слова на внутренний мир ребенка») пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.

2.2 Формируюшющий эксперимент

Проводится с детьми среднего и низкого уровня, описание методики работы

Когнитивные показатели развития детей

Оценка в баллах

Старшая группа (5-6 лет)

3 балла - много знает, уверенно рассказывает, почти всегда проявляет осведомлённость или рассуждает в ответ на вопрос взрослого; сам проявляет интерес к познанию; задаёт вопросы в процессе беседы; приводит примеры из собственного опыта; идентифицирует себя с защитниками Отечества; имеет знания о жизненных ценностях: верности родной Земле; послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам и др.;

2 балла - частично осведомлён, знает и размышляет о жизненных ценностях с помощью взрослого, называет не все параметры; проявляет заинтересованность и активность в разговоре;

1 балл - называть затрудняется, мало осведомлён, отвечает только с помощью взрослого; нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен;

0 баллов - не знает, не осведомлён, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни.

Примечание

На основе итоговой суммы баллов, полученной в результате сложения баллов по всем показателям, по каждому аспекту качества образования выводится интегративно-комплексная оценка духовно-нравственного развития ребёнка. Для этого используется пятибалльная система интегративно-комплексной оценки, представленная ниже.

Пять баллов соответствуют высокому уровню,

4 балла - уровню развития выше среднего,

3 балла - среднему уровню,

2 балла - уровню развития ниже среднего,

1 балл - низкому уровню духовно-нравственного развития ребёнка.

Уровень духовно- нравственного развития ребёнка по содержательному аспекту качества образования на промежуточном этапе диагностики

Диагностическая беседа с детьми 5-6 лет

1. Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 1).

О каких защитниках Отечества ты узнал из первой части этой книги для развития? Назови их имена. За что люди благодарны русским богатырям?

Чем бы ты хотел походить на русских богатырей?

Что ты чувствуешь, когда рассказываешь о наших богатырях?

2. Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 2, «Защитник Отечества»).

О каких подвигах богатырей (Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича) ты можешь рассказать?

Какие качества нужны защитнику Отечества?

Почему наш народ помнит и любит богатырей?

Хочется ли тебе стать защитником России?

3. Тема занятия «Радость послушания».

Послушный ли ты сын (дочь)?

Что значит «быть послушным»?

Почему нужно слушаться старших?

Кого и в чём ты недавно послушался?

Что ты чувствуешь, когда поступаешь так, как советуют взрослые?

Как в русских народных сказках проявляется радость послушания?

4. Тема занятия «Светлая Надежда».

Какой праздник мы недавно отмечали?

Какие пожелания родным и близким вы подарили в Рождество?

Какие подарки вы подарили и получили на Рождество?

Какое чудо произошло в рождественскую ночь?

Какую добрую Надежду получают люди в Рождество?

5. Тема занятия «Доброе согласие».

В каком деле важно доброе согласие?

Как проявляется согласие в вашей семье?

Легко ли приходить к согласию в жизни?

Что ты чувствуешь, когда соглашаешься со старшими?

Друзьями?

6. Тема занятия «Добрые друзья».

У тебя есть друзья?

Кого можно назвать настоящим другом?

Считаешь ли ты себя настоящим другом?

Что нужно делать, чтобы дружба сохранялась и крепла?

7. Тема занятия «Добрые дела».

Какие дела считаются добрыми?

Какие добрые дела ты успел совершить?

Почему важно делать добрые дела?

Что ты чувствуешь, когда совершаешь добрые дела?

8. Тема занятия «Мудрое слово».

Где можно встретиться с мудрым словом?

Какие мудрые слова ты запомнил?

Чему тебя научили мудрые слова?

Кого можно назвать мудрым и почему?

9. Тема занятия «Мудрые люди».

Кого из твоих близких людей можно назвать мудрым?

Какие мудрые советы дали тебе взрослые?

За что мы благодарны мудрым людям?

Какой мудрости научили тебя наши сказки?

формирования основ духовно - нравственного развития ребёнка 5-6 лет (старшая группа) в процессе освоения программы «Социокультурные истоки»

Когнитивные показатели развития ребёнка старшей группы по освоению духовно-нравственных категорий

1.3. Вера, Надежда, Любовь, София

Дата проведения

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

1.3.1. Представление об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской.

Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 1)

1.3.2. Представление о качествах характера собирательного образа былинного богатыря.

Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 2, «Защитник Отечества»)

1.3.3. Знания о необходимости послушания старшим людям. Знания правил жизни в среде сверстников.

Тема занятия «Радость послушания»

1.3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается.

Тема занятия «Светлая Надежда»

1.3.5. Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.

Тема занятия «Доброе согласие»

1.3.6. Представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств.

Тема занятия «Добрые друзья»

1.3.7. Представления о добрых делах, их значении.

Тема занятия «Добрые дела»

1.3.8. Знания о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах.

Тема занятия «Мудрое слово».

1.3.9.Представление о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них.

Тема занятия «Мудрые люди»

Итоговая сумма баллов по содержательному аспекту качества образования

Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по содержательному аспекту качества образования

2. Коммуникативный аспект качества образования

Показатели развития коммуникативных умений ребёнка старшей группы

Дата проведения

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

Ребёнок проявляет

2.1. Речевые умения:

2.1.1.Понятно вести диалог с педагогом.

2.1.2.Выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного.

2.1.3.Говорить выразительно, эмоционально.

2.1.4.Говорить самостоятельно в ресурсном круге.

2.1.5.Говорить самостоятельно в паре.

2.1.6.Понятно и грамотно формулировать свои мысли.

2.1.7.Высказываться экспромтом, без предварительной подготовки.

2.2. Социально-психологические умения:

2.2.1. Вступать и поддерживать разговор, беседу со сверстниками и взрослыми.

2.2.2. Слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят).

2.2.4.Приходить к общему решению (умение согласиться с участниками ресурсного круга).

2.2.5. Вступать в общение на нравственные темы.

2.2.6. Поддерживать общение.

2.2.7. Завершать общение.

2.2.8. Приходить в паре к общему решению (умение договориться, согласиться).

2.3. Психологические умения:

2.3.1. Проявлять эмоции в общении.

2.3.2. Проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь).

2.3.3. Снижать излишнее напряжение в общении.

2.4. Нормы речевого этикета:

2.4.1.Умение использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения.

2.4.2.Умение использовать ситуативные нормы приветствия.

2.4.3.Умение высказать просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие, упрёк.

2.5.Умение пользоваться невербальными средствами общения:

2.5.1.Использовать интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность.

2.5.2. Использовать смех, шум, аплодисменты.

2.5.3.Использовать жест, мимику, взгляд, позы, движения.

2.5.4.Выбирать дистанцию общения и пространственное расположение.

Итоговая сумма баллов по коммуникативному аспекту качества образования

Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по коммуникативному аспекту качества образования

3. Управленческий аспект качества образования

Показатели развития управленческих

способностей ребёнка старшей группы

Дата проведения

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

3.1.1.Управляет собственной деятельностью.

3.1.2.Управляет деятельностью пары.

3.2.1.Делает нравственный выбор.

3.2.2.Делает нравственный выбор, принимает решение, за которое отвечает.

3.3.1.Управляет знаниями (в том числе знаниями о нравственности).

3.4.1. Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогом и родителями, соблюдает правила общения в ресурсном круге.

3.4.2. Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогом и родителями, согласовывает свои действия с действиями других людей, соблюдает правила общения в паре и в микрогруппе.

3.5.1.Действует по образцу и инструкции педагога в книгах для развития и альбомах для рисования.

3.6.1. Представляет собственное решение в ресурсном круге.

3.6.2. Представляет собственное решение и совместное решение пары, группы.

3.7.1. Работает с литературной и литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.

3.8.1.Структурирует время, выделенное для выполнения задания.

3.9.1.Проявляет настойчивость и самостоятельность в достижении цели.

3.10.1.Соподчиняет собственные мотивы поведения с поставленной целью.

Итоговая сумма баллов по управленческому аспекту качества образования

Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по управленческому аспекту качества образования

4.Психологический аспект качества образования

Показатели развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка старшей группы

Дата проведения

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

4.1.1.Распознаёт эмоции других людей (близких, сверстников, работников детского сада).

Проявляет:

4.2.1.Внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы.

4.2.2. Послушание, правдивость и ответственность.

4.3.1. Чувства:

Благодарности родным и близким людям, сверстникам, родной природе;

Радости от красоты построения окружающего мира.

4.4.1.Положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие к миру и людям.

4.4.2.Общительность, открытость активность, самостоятельность, терпение.

4.5.Мотивационные показатели социального развития личности дошкольника

Ребёнок проявляет:

4.5.1.Мотивацию взаимодействовать со сверстниками, педагогом и родителями в АФО:

В ресурсном круге;

4.5.2.Мотивацию совместно со сверстниками и взрослыми достигать значимых социокультурных результатов, развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия.

4.6.Мотивационные показатели психологического развития личности дошкольника

Ребёнок проявляет:

4.6.1.Природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всём его многообразии.

4.6.2.Интерес к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира в совместной со взрослым деятельности.

Итоговая сумма баллов по психологическому аспекту качества образования

Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по психологическому аспекту качества образования

5. Социокультурный аспект качества образования

Показатели социокультурного развития личности ребёнка старшей группы

Дата проведения

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)

Ребёнок проявляет:

5.1.1.Доброжелательность, заботу, доброту, по отношению к окружающим.

5.1.2.Доброжелательное отношение к героям литературных произведений.

5.1.3.Внимательное, заботливое отношение к миру природы

5.1.4.Уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда.

5.1.5. Дружеские чувства.

5.1.6.Чувства доверия, внимания, сострадания, уважения.

5.1.7.Послушание, навыки доброжелательного и добродетельного поведения: соучастие, сопереживание, сорадование в радости.

5.2.1.В конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.

5.3.1.Усвоил первый социокультурный опыт родного народа (присоединён к прошлому опыту, умеет переосмыслить настоящий опыт, способен ориентироваться на будущее; знает об отечественных традициях, поддерживает их соответственно возрасту).

5.3.2.Способен на самоопределение и самоидентификацию.

Итоговая сумма баллов по социокультурному аспекту качества образования

Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по социокультурному аспекту качества образования

Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на четыре года развития ребёнка дошкольного возраста. Все занятия по программе и работа по книгам для развития позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания детей 3-7 лет. Итоговые занятия и книги для развития направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных навыков, управленческих способностей, эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Каждый год развития детей является своеобразным этапом формирования духовно-нравственного стержня личности маленького ребёнка. На каждом этапе развития программой предусмотрено решение определённого круга задач по всем пяти аспектам качества, что к концу учебного года позволяет ребёнку достигать определённых результатов в духовно-нравственном становлении.

В таблице, приведённой ниже, представлены обобщённые итоговые результаты формирования основ духовно-нравственного развития детей 4, 5, 6 и 7 лет. Данные показатели позволят педагогу при выполнении мониторинга более грамотно подойти к определению уровня сформированности основ духовно-нравственного развития дошкольников.

Таблица поэтапных достижений формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

Аспекты качества образова-ния

Первый год развития

(Ребёнок 4 лет)

Второй год развития

(Ребёнок 5 лет)

Третий год развития

(Ребёнок 6 лет)

Четвёртый год развития

(Ребёнок 7лет)

1.Ребёнок на первоначальном уровне ознакомлен с социокультурными категориями Слово, Образ, Книга.

представления о своём имени, именах родных людей, о том, как ласково они звучат из уст близких людей, употребляет их в общении с другими людьми.

1.2. Знает о добрых словах и их значении в жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и вызвавшего его чувства.

1.3.Поёт самостоятельно в играх с куклами колыбельные песни, исполняет их в совместной со сверстником и взрослым деятельности.

1.4.Знает о праздниках Рождества и Нового года, о добрых делах, совершаемых в праздник для других.

1.5. Имеет представление о влиянии доброго слова и доброго дела на чувства мамы. Выражает маме и другим близким людям любовь и заботу.

1.6. Знает песенки, потешки, стихотворения о солнышке, читает их наизусть. Знает о том, что солнышко дарит свет, тепло и радость.

представление о добром мире, о добрых отношениях с окружающими, рассказывает о маме-защитнице.

представление о доброй книге, рассказывает о добрых чувствах к ней.

1.9.Имеет любимую книгу, рассказывает о том, чему доброму научила она ребёнка.

2.Ребёнок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил социокультурные категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души

представления о дружной семье и домашнем тепле, о ценности семьи в жизни человека. Рассказывает о том, что в дружной семье все стремятся как можно чаще быть вместе, все проявляют друг к другу внимание и заботу, каждый находит в ней радость и утешение.

представления о родном доме как начале всех добрых путей и дорог. Рассказывает о дорогах добра.

представления о родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса, «полного загадок и чудес». Рассказывает о том, что лес согревает, радует, кормит и лечит человека.

2.4. Знает о домашних животных и о добром заботливом отношении к ним. Рассказывает о том, как люди проявляют любовь и заботу к братьям меньшим.

представление о значении труда в жизни человека, об уважительном отношении к людям труда. Рассказывает о том, как в его семье и он сам относится к людям труда, какие трудовые поручения имеет. 2.6. Имеет

представление о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки.

2.7. Знает о словах благодарности, о чувствах, которые они вызывают. Говорит слова благодарности маме и другим близким людям.

представление о Светлом празднике Троицы, о радости людей и природы в праздник.

3.Ребёнок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил духовно-нравственные категории

Вера, Надежда, Любовь, София

представления

об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской.

представления

о качествах характера собирательного образа былинного богатыря. Рассказывает об известных русских богатырях.

3.3. Знает о необходимости послушания старшим людям. Знает и соблюдает правила жизни в среде сверстников.

3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается.

представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.

представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств. Рассказывает о своих друзьях.

представление о добрых делах, их значении в жизни. Рассказывает о своих добрых делах.

3.8. Знает о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых формах фольклора, сказках, былинах, сказах, к «месту» употребляет в речи мудрые слова.

представление о мудрых людях, знает мудрые советы, полученных от них. Рассказывает о мудрых людях, которые находятся рядом.

4.Ребёнок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил социокультурные категории Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника

4.1. Знает о нравственных уроках родных сказок, о мудрости сказочного слова.

представления

о силе и значении напутственного слова. Знает слова-напутствия.

4.3.Знает об этапах жизненного пути человека. Рассказывает об этапах своей жизни, родителей, бабушек-дедушек.

4.4.Знает о праведной жизни Преподобного Сергия Радонежского.

4.5. Знает о жизненном пути Преподобного Сергия Радонежского, о его добрых качествах, роли в победе войска Дмитрия Донского на поле Куликовом.

представление о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; рассказывает, кем он будет, когда станет взрослым. Знает о мастерах и рукодельницах; рассказывает о том, какими мастерами славится родной край.

представление о качествах старания и терпения и их значении для человека в жизни.

4.8. Знает о семейных традициях, о празднике Пасхи, рассказывает о традициях своей семьи.

представление о добрых книгах, которые были для ребёнка хорошими учителями в период дошкольного детства. Рассказывает о своих любимых книгах, о том, чему доброму они его научили.

4.10. Знает об употреблении слов благодарности для всех, кто помог детям вырасти добрыми и умными. Употребляет в жизни слова благодарности по отношению к родным и близким людям.

Возможности использования элементов теории вероятностей и статистики на уроках математики в начальной школе

Первый шаг на пути ознакомления младших школьников с миром вероятности состоит в длительном экспериментировании. Эксперимент повторяют много раз при одних и тех же условиях, а детям предлагают указать результат...

Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами духовной музыки

Эксперимент проводился с сентября 2011 по май 2012 года. В нём были задействованы 20 учеников хорового отделения ДМШ № 7 города Иркутска. Как было сказано ранее...

Игровые технологии в начальной школе

Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра -- очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно...

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания...

История возникновения и развития систем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Елизавета Ивановна Тихеева - яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить...

Развитие ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста

В рамках нашего исследования, следующим этапом экспериментальной части работы стало изучение ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи...

Аналіз психолого-педагогічної літератури дає підстави узагальнити, що суть і завдання розумового розвитку достатньо обгрунтовані в науково-теоретичному доробку...

Розумовий розвиток старших дошкільників як психолого-педагогічна проблема

Проблема розвитку творчих здібностей дітей дошкільного віку стає все більш актуальною. Зміни, що відбуваються в нашій державі, зумовлюють необхідність виховання покоління, зорієнтованого на розвязання складних інтелектуальних проблем...

Синтаксический разбор в начальных классах

Современные проблемы правового воспитания и правовой активности личности

Стратегический курс на ускорение социально-экономического развития страны нацелен на преобразование всех сторон жизни российского общества, активизацию системы политических, общественных и идеологических институтов...

Теория свободного воспитания Руссо и свободного образования Толстого: общее и особенное

Проблема свободного воспитания насчитывает более чем двухвековую историю, если считать что у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо. Данное определение исторических рамок имеет условный характер, и мы в полной мере согласны с позицией Г.Б. Корнетова...

^

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие — основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух - ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что - дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.


Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности - это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек - не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.


Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание - освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие - формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира - телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.


Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один - в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.


Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель -вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье - подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.


Воскресная школа — один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.


Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении - помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья — основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.


Творческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития - научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры — один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.


13. Бюттнер Т. Лео Фробениус - исследователь Африки: достижения и заблуждения // Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.

14. См.: Семенов Ю. Философия истории. М.: Современные тетради, 2003. 776 с.

1. Hippocrates. O vozdukhakh, vodakh i mestnostyakh // Izbrannye knigi - Selected books. Moscow. 1994. P. 304.

2. Aristotle. Politika // Works: in 4 vols. Vol. 4. Moscow. 1983. P. 601.

3. Polybius. Vseobshchaya istoriya . Vol. I. SPb. 1994. P. 363.

4. See: Boden G. Metod lyogkogo poznaniya istorii , transl. M. S. Bobkov. Moscow. 2000. 416 p.; G. Boden SHest" knig o gosudarstve // Antologiya mirovoy politicheskoy mysli - Anthology of world political thought: in 5 vols. Vol. 2. Moscow. 1999. Pp. 689-695.

5. See: Semenov Yu. Filosofiya istorii . Moscow. Sovremennye tetradi, 2003. 776 p.

6. See: Dubo J.-B. Kriticheskie razmyshleniya o poehzii i zhivopisi . Moscow. 1976. P. 391.

7. See: Montesquieu Ch. Montesk"e SH. O dukhe zakonov // Selected works. Moscow. 1955. P. 366.

8. Ibid. P. 391.

9. Ibid. P. 392.

10. Cit. on: Yu. Semenov Filosofiya istorii .

12. See: Ratzel F. CHelovek kak zhiznennoeyavlenie na zemle . 2nd ed. Moscow. Librokom. 2011. 58 p. (Academy of fundamental research: Ethnology).

13. Buettner T. Leo Frobenius - issledovatel" Afriki: dostizheniya i zabluzhdeniya // // Izuchenie istorii Afriki. Problemy i dostizheniya - The study of the history of Africa. Problems and achievements. Moscow. 1985.

14. See: Yu. Semenov Filosofiya istorii . Moscow: Sovremennye tetradi, 2003.

О. В. Устинова, С. В. Дейнеко Оценка уровня духовно-нравственного развития общества

Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать общественные ценностные. В статье представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.

Mass media are the most significant means of socialization capable to transform social values. The paper gives the results of social study on the role of mass media in spiritual-moral development of contemporary society.

Ключевые слова: общество, духовно-нравственное развитие общества, ценности, социализация, средства массовой информации.

Keywords: society, spiritual-moral development of society, values, socialization, mass media.

Духовно-нравственное развитие общества в условиях социальных изменений может протекать вполне успешно, если рассматривать человека как высшую ценность, а идеи антропоцентризма и гуманизма - основой общественных процессов. Переход к прогрессивному информационному обществу не исключает, что средства массовой информации могут стать доминирующим агентом социализации личности, тем более что важным атрибутом информационного общества выступает так называемое «информационное сознание», которое является продуктом нарастающей информатизации и лежит в основе глобального информаци-

© Устинова О. В., Дейнеко С. В., 2014

онного пространства. Нельзя не согласиться на этот счет с Л. Г. Исаевой, что средства массовой информации «являются наиболее доступным и влиятельным механизмом формирования личности» .

С целью выявления роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества авторами был проведен социологический опрос жителей городов Тюменской области (без автономных округов). Выборка включала 264 мужчины и 272 женщины (49,3 и 50,7% соответственно). Относительное большинство респондентов (59,0%) представлено молодежью (лицами в возрасте до 35 лет).

Формирование выборки осуществлялось случайным образом на основании списков с шагом, величина которого определялась для каждого населенного пункта пропорционально общей численности жителей в возрасте 18 лет и старше.

На первом этапе исследования респондентам были заданы вопросы, позволяющие установить иерархию их ценностей. Результаты опроса показали, что в числе безусловных ценностных приоритетов жителей Тюменской области находятся образованность (63%) и здоровье (63%). Однако лидирующая позиция «достаток» (68,3%) заставляет более детально рассмотреть полученные результаты. Так, 40,8% респондентов постулируют высшей ценностью «обретение достатка» (табл. 1).

Таблица 1

Распределение жизненных ценностей (приоритетов) респондентов_

Ценность (приоритеты) Позитивные Нейтральные Негативные

Ранг Очень важно Важно Не очень важно Неважно Неприемлемо Ранг

Иметь достаток 1 40,8 2 7,5 17,4 14,2 0,0 15

Быть образованным 2 38,6 24,4 27,5 9,5 0,0 17

Быть здоровым 3 34,2 28,8 23,7 13,3 0,0 16

Иметь детей 4 15,5 36,4 31,3 3,8 13,0 14

Иметь друзей 5 13,9 37,7 15,2 33,2 0,0 8

Иметь личную свободу 6 20,3 29,4 25,6 24,7 0,0 11

Быть уважаемым 7 20,6 28,5 20,3 30,7 0,0 9

Иметь семью 8 18,7 27,8 36,7 10,8 6,0 13

Жить верой 9 11,7 25,9 21,2 41,1 0,0 6

Обрести признание 10 13,0 19,0 47,8 20,3 0,0 12

Помогать другим 11 6,6 22,2 31,0 32,3 7,9 7

Получать помощь от других при необходимости 12 2,8 20,3 27,8 44,0 5,1 5

Жить трудом 13 8,9 12,3 14,9 35,8 28,2 1

Быть любимым 14 5,1 15,5 50,3 28,2 0,9 10

Быть терпимым к людям другой веры 15 7,9 10,8 29,7 28,5 23,1 3

Нести ответственность 16 1,6 14,2 29,4 27,5 27,2 2

Состоять в браке 17 5,4 6,0 38,9 19,9 29,7 4

Можно предположить, что многие из перечисленных приоритетов рассматриваются респондентами как производные от достатка, что в некоторой степени отводит на второй план выводы о меркантильности современного российского общества. Так, возможно, образование, здоровье, наличие семьи и детей, уважение, социальный статус индивида и т. д. ставятся ими в зависимость от собственного благосостояния.

Полученные результаты соотносятся с мнением Архиепископа Тобольского и Тюменского Дмитрия, по мнению которого, «молодое поколение разделяет совершенно иные ценностные ориентиры: для одних - это отдых и развлечения; для других - красивая и комфортная жизнь, для третьих - собственное благополучие и карьера, для четвертых - главными остаются ценности благополучия своей семьи, здоровья, хорошей оплачиваемой работы» .

Анализируя результаты опроса, нельзя не обратить внимание на девальвацию целого ряда общечеловеческих ценностей, таких как семья, труд, взаимопомощь, ответственность. В наибольшей степени обесценившимся предстает институт брака, поставленный респондентами на последнее место в рейтинге: лишь 11,4% респондентов считают брак важным и очень важным, а 29,7% - неприемлемым. Это отчасти объясняет такое распространенное яв-

ление, как гражданский брак. Все больше семей образуется самопроизвольно, без регистрации государством, и так же спонтанно распадается. Так, например, в 2010 г. в России на 1000 женщин в незарегистрированном браке состояли 87 (16,5%).

В списке ценностей, получивших «негативные» оценки, лидирует «труд» - 63,9% респондентов считают трудовую деятельность неважным или неприемлемым элементом их жизни.

Авторы рассматривают крайние варианты оценок («очень важно» и «неприемлемо») как радикальные. Так, высказывания некоторых респондентов в духе «уважение любой ценой», «дружба любой ценой» скорее свидетельствуют об определенных внутриличностных проблемах индивида, а не об отклонениях в духовно-нравственном развитии. То же самое можно сказать о негативных оценках относительно взаимопомощи (в сумме 13%).

Полученные результаты интересны также с позиции степени однородности или разобщенности регионального социума относительно оценки ценностей (рис. 1).

Иметь достаток

Быть образованным

Быть здоровым

Иметь детей

Иметь друзей

Иметь личную свободу

Быть уважаемым

Иметь семью

Жить верой

Обрести признание

Помогать другим Получать помощь от других при необходимости

Жить трудом

Быть любимым

Быть терпимым к людям другой веры

Нести ответственность

Состоять в браке

Рис. 1. Степень консолидации регионального социума по поводу оценки ценностей

На рис. 1 черным цветом представлена доля нейтральных оценок, слева от которой размещены положительные, а справа - отрицательные оценки респондентов. Представленные данные могут быть интерпретированы следующим образом: чем больше размер строки по сравнению с нейтральной оценкой, тем выше степень консолидации общества в оценке соответствующей ценности. Относительно одинаковые по размеру строки указывают на относительное равенство позиций, постулируя отсутствие в обществе консенсуса по обсуждаемому вопросу.

Авторы делают вывод, что в наибольшей степени респонденты единодушны в положительной оценке благосостояния, здоровья, образования и деторождения. Консолидация вокруг негативных оценок наблюдается в отношении института брака, труда, веротерпимости и

ответственности. Также обращает на себя внимание нарастающая тенденция индивидуализации, проявляющаяся в неготовности оказывать помощь и нежелании ее принимать. Настораживает тот факт, что почти половина населения не рассчитывает на помощь со стороны.

На втором этапе исследования оценивалось восприятие респондентами негативных социальных явлений (ложь, насилие, супружеская неверность и т. д.). В частности, интерес представляла их позиция по вопросу допустимости или недопустимости этих явлений и, как следствие, готовность поступиться моральными принципами при определенных обстоятельствах.

Респонденты проявили единогласие в негативной оценке такого «социального недуга», как оставление детей: не было зафиксировано ни одного варианта ответа «приемлемо» или «скорее приемлемо». В то же время аборты являются приемлемыми по мнению почти половины опрошенных женщин и мужчин (46,3 и 46,9% соответственно) (рис. 2.).

Оставление детей Предательство Преступление Промискуитет Физическое насилие Оскорбление других Нездоровый образ жизни Ложь Аборт Курение Сквернословие Супружеская неверность Двойные стандарты Стяжательство Мелкое правонарушение Шантаж или угрозы Эгоизм Внебрачные связи

80 -60 -40 -20 0 20 40 60 80

I I Скорее приемлемы ЦЦ Однозначно приемлемы

1,913,8 9,2 |5Т

Рис. 2. Доля респондентов мужчин (слева) и женщин (справа), считающих приемлемыми негативные социальные явления

Среди женщин не особо значимыми с точки зрения общественно порицаемых явлений выделены внебрачные связи (70,2%), эгоизм (67,0%) и шантаж с угрозами (62,1%). Более половины мужчин считают приемлемыми внебрачные связи, курение, шантаж и угрозы, эгоизм и стяжательство, а женщин - мелкое правонарушение, стяжательство, двойные стандарты, супружескую неверность, сквернословие и курение.

Результаты опроса согласуются с результатами других исследований. Так, в 2008 г. председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике А. В. Очирова на Парламентских слушаниях со ссылкой на Институт социологии РАН привела статистику, согласно которой «среди молодёжи 55% готовы переступить через моральные нормы для достижения успеха. От 30 до 50% молодёжи не считают неприемлемым проституцию, обогащение за счёт других, хамство, пьянство, взяточничество, аборт, супружескую измену, публичное проявление неприязни к другим национальностям» .

Таким образом, несмотря на то что ценность «жить верой» отнесена респондентами на девятое место «позитивных ценностей», примерно четверть опрошенных допускают внебрачные связи, возможность применения угроз для достижения собственных целей, приемлют эгоизм, стяжательство и сквернословие.

На третьем этапе исследования авторы выявляли факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на систему ценностей респондентов. Для этого респонденты были разделены на людей с позитивной духовно-нравственной установкой (те, кто «не приемлют негативные социальные практики») и «людей с негативной духовно-нравственной установкой» (все остальные) (рис. 3).

■ приемлемо □ скорее приемлемо

□ скорее неприемлемо □неприемлемо

Рис. 3. Распределение респондентов относительно приемлемости негативных социальных практик

Респонденты с негативной духовно-нравственной установкой отметили как наиболее значимые следующие факторы (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос о факторах, оказавших наиболее существенное влияние на их систему ценностей

Факторы воздействия Мужчины Женщины Всего

чел. % к итогу чел. % к итогу чел. % к итогу

% к муж. Ранг % к жен. Ранг Ранг

Респонденты с позитивной духовно-нравственной установкой

Так принято в семье 59 11,0 50 9,3 109 20,3

Влияние образования (школы) 48 9,0 53 9,9 101 18,8

Живу по канонам религии 34 6,3 42 7,8 76 14,2

Другие варианты 12 2,2 9 1,7 21 3,9

Респонденты с негативной духовно-нравственной установкой

Общественное мнение: «так все поступают» 25 4,7 21 3,9 46 8,6

Так принято в семье 15 2,8 16 3,0 31 5,8

Так поступают мои друзья 16 3,0 14 2,6 30 5,6

Навязывают СМИ 51 9,5 63 11,8 114 21,3

Другие варианты 4 0,7 6 1,1 10 1,9

Итого 264 274 536 -

Представленные данные свидетельствуют, что наиболее значимыми с точки зрения воздействия на духовно-нравственное развитие общества факторами являются семья (26,1% от общего числа респондентов), средства массовой информации (21,3%) и школа (18,8%).

Среди респондентов с негативной духовно-нравственной установкой наиболее существенными являются такие факторы, как влияние средств массовой информации (21,3%) и влияние общественного мнения (8,6%). Автор полагает, что фактор «общественное мнение» отчасти целесообразно рассматривать как элемент воздействия средств массовой информации, в связи с тем что последние выступают средством транслирования и распространения ценностных установок среди социальных групп.

В заключение авторы делают следующие выводы. Среди ценностных ориентаций респондентов приоритеты отводятся благосостоянию и производным от него образованию и здоровью. Традиционные ценности, такие как семья, вера, труд, взаимопомощь и уважение, относятся большинством респондентов на второй план, что свидетельствует об «обнищании» духовных начал в развитии современного социума.

В структуре ценностей, разделяемых индивидами, в большей степени негативно воспринимаются труд, веротерпимость, брак и ответственность. Также выявлена девальвация института брака и некоторых общекультурных компонентов духовности и нравственности, таких, например, как вера.

Более половины опрошенных считают приемлемыми такие проявления бездуховности, как внебрачные связи, мелкие правонарушения, шантаж, эгоизм, супружеская неверность, сквернословие и т. д. При этом налицо ассимиляция двойных стандартов, характерных для общества с деградирующей нравственностью, проявление которой заключается в неприятии обществом предательства на фоне допустимости супружеской неверности. Общество сознательно или под воздействием сторонних сил претерпевает девальвацию и подмену общечеловеческих ценностей в угоду навязываемым извне стереотипам.

Выявленное нежелание помогать другим и получать помощь говорит о дискретизации общества. Нельзя не согласиться с тем, что духовно развитому обществу свойственны синергия и единство, тогда как отсутствие последнего является признаком его духовной деградации.

Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием.

Примечания

1. Исаева Л. Г. СМИ как фактор формирования духовной культуры российского общества: дис. ... канд. филос. наун. Уфа, 2005. С. 112.

2. Дмитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский. Нравственность как основа образования // Сибирская православная газета. 2008. 12 сент. URL: http://ihtus.ru/112008/ st03.shtml.

3. Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на тему «О концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защите их нравственности». 2008. 01 июняю URL: http://www.detirossii.ru/13124.php.

1. Isaeva L.G. SMI kak faktor formirovaniya dukhovnoy kul"tury rossiyskogo obshchestva: dis.... kand. filos. nauk Ufa. 2005. P. 112.

2. Dmitri, Archbishop of Tobolsk and Tyumen. Nravstvennost" kak osnova obrazovaniya // Sibirskaya pravoslavnaya gazeta - Siberian Orthodox newspaper. 2008, 12 Sep. Available at: http://ihtus.ru/112008/ st03.shtml (in Russ.).

3. Transcript of parliamentary hearings of the State Duma Committee on family, women and children on the theme «On the concept of state policy in the field of spiritual and moral education of children in the Russian Federation and the protection of their morals». 2008. 01 June. Available at: http://www.detirossii.ru/ 13124.php (in Russ.).