Садовые растения        04.11.2019   

Воспитание будущего читателя. Из опыта одной мамы

Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»

Воспитывать читателя

Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.

Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!» , которая состоит из следующих пунктов:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека;

Способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

Чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

Начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

Помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

Помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».

Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:

Название;

Главный герой, действующие лица;

Значение слов

Моё мнение.

Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:

-создание проблемно-поисковых ситуаций , настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;

-беседы-дискуссии , которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение (например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);

-использование приёма устного словесного рисования ;

-словарная работа , особенно при чтении сложных текстов;

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.

- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.

- Цитатная характеристика героя . Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…

Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ МЕТОДИКА А. М. КУШНИРА Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Когда начинать читать Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой. Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно. Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям. Возможные ошибки родителей 1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов. 2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность. 3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель). 4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще. 5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст. 6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения. КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ До чтения: осваиваем алфавит Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности. Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук наложится на букву. Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др. Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность. Первый этап: читает мама Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению. Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть. Обратите внимание! На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал. Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием. Второй этап: берем в руки указку Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка. Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке. Далее можно использовать аудио запись вместо собственного громкого чтения. При записи текста (со скоростью 40-50 слов в минуту.) не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами. Третий этап: наращивание темпа Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту. Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова. Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно. Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме. Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса. Четвертый этап: чтение-«схватывание» Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст. Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно. И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать. ЗА И ПРОТИВ Плюсы методики 1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса. 2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже. 3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального. 4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно. 5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно. Минусы методики 1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил. 2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу. 3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным. Кому не стоит заниматься по Кушниру Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным. Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго. Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

« Начальная школа-детский сад №13»

Воспитываем талантливого читателя

(сундучок мудрых мыслей)

учитель начальных классов

Томилова К. И.

Байкальск-2015г.

Родительское собрание «Растим талантливого читателя»

Форма проведения –сундучок мудрых мыслей (родительский всеобуч)

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников,интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи :

1. Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин.

2. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.

3. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение,

4. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей по привлечению детей к чтению.

Предмет деятельности:

Формирование устойчивого интереса со стороны родителей к привлечению к чтению своих детей.

Ожидаемые результаты:

1. Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей.

2. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.

3. Разработка плана мероприятий по вовлечению детей в круг чтения

Актуальность : В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер . С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения . Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения. Мы поговорим как воспитать талантливого читателя? Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособностина рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающимсреди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Главная миссия чтения сегодня – воспитать людей творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом. Людей способных двигать страну вперёд кпроцветанию. У руля этого воспитания стоите вы – уважаемые родители. Семья становится социальным институтомпо поддержке чтения в стране. Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средствапроведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Обьясните, почему так произошло?

Отец решил приобщить своего 11- летнего сына к чтению великих произведений, на которых вырос сам, но оказалось: ужепоздно.

Ребёнок утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения – основу всякого творчества. Вывод напрашивается сам собой: начинать нужно с раннего детства, когда ребёнок весь ввашей власти.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая».

Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению. Весь месяц мы собирали в сундучок мудрые мысли. Сейчас по группам обсудим.Цепочка мнений родителей.

Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытатьсяпроанализироватьспособ приобщения ребёнка к чтению.

Возможные варианты «советов» родителей.

1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, илитого хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Комментарий учителя .Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном,радуются новой покупке и тут же листают её.

2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно.Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.

4группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Можно даже журналы.

Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.

5 группа . Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие«шажки»

вперёд. Помните,что и у вас не сразу получалось.

Комментарий учителя. Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой,вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен работать продуктивно.

6 группа. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнокобычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.

Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять и совместными мероприятиями.

Итак подведем итоги. Книга будит эмоции. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция.

Чтение повышает интеллект. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь.

Чтение помогает в учёбе. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональнойвыразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.И, безусловно, если ребёнокчитает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Книги формируют самообразовательные навыки. . Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

Чтение побуждает к нравственным поступкам.Ве ра в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Памятки, в которых немало полезных советов

ДА

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать

Решение –коллективное и домашнее чтение произведений Н.Носова. Итог проведение литературного праздника в декабре с театрализацией произведений, проведением викторины, награждение лучших читателей.

Вот в чем главное дело”.

К.Д. Ушинский

История книги длится десятки веков, и перерыва в ней не предвидится. Задумаемся вместе над тем, что ответил американский писатель Гарри Гаррисон на вопрос о будущем книги, о том, сохранится ли она в ее нынешнем виде: «А что ей угрожает? Компьютеры? .. Да, это здорово: компьютерные игры, Интернет... Однако, книга - совсем другое дело, у читателя с нею складываются глубоко личные отношения... Ведь что отличает человека от животного? Речь? Конечно, хотя примитивные ее формы есть у некоторых других видов. А вот письмом - речью, записанной на бумаге, - никто, кроме нас, похвастаться не может. Так что читать и быть человеком - это одно и то же, и пока мы есть, будет и книга»

Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Литература показывает цели, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед.

У нас всегда есть идеал в жизни, к осуществлению которого мы стремимся. Идеал - это наше представление о совершенном человеке, о совершенстве в жизни. Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, наслаждения, потому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей. Понятно, что в литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрицательных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает реализации идеала в жизни.

Словесное искусство позволяет читателю понять многие общечеловеческие проблемы, обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий мир. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.

Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литератуpы - вот в чем задача педагогов. И если мы хотим видеть ребенка подготовленным к жизни, давайте сделаем его грамотным читателем.

Ничто так не преображает человека, не выделяет его среди других, как умение по-настоящему читать книги. Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной, развитой эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами, общественно приемлемыми потребностями и поведением. Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию. У него достаточная степень развития таких психических процессов, как память, внимание, воображение, и, что актуально сейчас, человек, знающий свою культуру, свой язык, открыт к восприятию другой культуры, иных языков.

В деле воспитания читателя неизмеримо велика роль взрослых: матери, отца, бабушки, деда, воспитателя. В.Г. Белинский утверждал: детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека. Необязательно, чтобы все сразу «везти с поклажей воз взялись». Думается, важную роль в этом деле должен сыграть воспитатель, любящий и знающий литературу, имеющий вкус в отборе произведений для детского чтения, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой.

Всего этого у воспитателя может и не быть. Но обязательно ДОЛЖНО быть искреннее желание сделать ребенка читателем, прислушаться к советам специалистов, грамотно следовать их рекомендациям.

Чтобы воспитать ребенка читателем, ребенку нужно читать!

Что и как, об этом мы и поговорим.

Процесс воспитания талантливого читателя начинается в семье. Желательно, чтобы в домашней библиотеке были разные типы книг для детей разного возраста. Расскажите об этом родителям.

Ребенку до года нужны книжки-игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги положительно влияют на развитие мозга ребенка.

Целесообразно иметь в домашней библиотеке книжки-элерманы – книжки, листы которых сделаны из картона. Ребенок, предупрежденный вами о том, как следует обращаться с книгой, не будет бояться нечаянно, разорвать страницу или измять ее.

Подрастая, маленький читатель получает другие типы книг: книжку-вырубку, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте, и книжку-панораму, снабженную движущимися фигурками, оживляющими содержание. Это уже настоящие книги, но, покупая их, нужно смотреть, чтобы и текст там был настоящим, авторским, не порченным по воле издателей. Малого ребенка следует приобщать к большой литературе, а не к разного рода сокращениям, пересказам, комиксам. Уже давно не ведутся споры о том, что такое настоящая детская книга. «Хорошая детская книга должна отличаться тем свойством, что ее с удовольствием читают и взрослые», - сказал академик П. Л. Капица. Приобретайте книги, интересные вам, их внимательно прочтут и ваши дети.

В домашней библиотеке нужно иметь разные виды детской литературы - прозу, поэзию, драматургию. Разные жанры - рассказы, авторские сказки, стихи, повести, романы-сказки. Должны быть представлены и фольклорные жанры - народные сказки, как русские, так и зарубежные, песенки, потешки, считалки, загадки и т. д.

Необходимо читать книги разнообразного содержания: произведения из детской жизни или жизни семьи, природоведческие, о детских играх и игрушках. Но подборка произведений не должна быть стерильной. Ребенок не должен читать только о хорошем, уютном, симпатичном. С раннего возраста ему надо показывать многообразие жизни, поэтому необходимо читать детям книги о непростой истории нашего государства, войнах и походах, о непростых, а порою и трагичных человеческих отношениях. Не стоит формировать у ребенка пристрастие к чему-то одному: фантастике или приключениям, сказкам или стихам. Надо читать все, находить интересное в многообразии. Не стоит ограничиваться книгами только одного автора, каким бы достойным он ни был. В детской библиотеке должна быть как русская, так и зарубежная литература.

Детям от 3 до 7 лет свойственно одушевлять героев, ребенок считает, что они существуют реально и находятся где-то рядом. Для маленького ребенка литературное произведение - это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в 3аюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.

В дошкольном возрасте формируются эмоции ребенка, в том числе и эмоции страха, нужно быть осторожным в выборе сказок, где действуют Баба Яга, Бармалей и т.д., в выборе времени чтения, в комментариях к этим текстам. Сказка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем читать ее малышу, нужно прочесть или хотя бы просмотреть самому. Содержание сказок далеко не всегда понятно и своевременно для ребенка (сказки о неверных женах, об отношениях мужа и жены, о социальных отношениях и т. д.). Сложным бывает и язык сказок: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения.

Но, даже овладев техникой чтения, ребенок долго еще по-детски относится к книжным событиям и героям как к действительно бывшим, живым, настоящим. Ребенку-дошкольнику свойственно одушевлять все на свете: таковы особенности его психики. Не спугните его фантазии тогда, когда услышите детское повествование, оживляющее страницы книги. Так надо. Это пройдет с возрастом и с накоплением читательских представлений о литературе как об искусстве. Посягнув на его вымысел, вы можете невольно лишить его дара творца.

Еще у малыша должна быть книга «нашего» детства, любимая нами и памятная для нас. Именно с нее начните серьезное приобщение ребенка к литературе: ведь ничто так не помогает в деле, как любовь к чему-либо, тем более такая светлая и искренняя, какая может быть только в детстве. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти - и взрослому, и ребенку - единый заряд спрессованного человеческого опыта. Вот почему так важно совместное чтение.

Настоящая детская книга всегда иллюстрирована. Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно - образным (4 года и старше) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в его сознании. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой, иллюстрированной книге.

Необходимо обращать внимание на качество иллюстраций, четкость изображения, доступность их малышу. Главная задача иллюстрации - служить книге. Она тесно связана с текстом, им порождена. «Ясность, простота и выразительность» - таковы требования ребенка к иллюстрации

И еще одно существенное замечание, картинки в детской книжке для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребенку легче разобраться в цветном рисунке, цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

По большому счету, у взрослого, читающего книгу ребенку, должно быть двойное зрение. Он должен не только руководствоваться своим представлением о читаемом, но еще и постараться предугадать, предусмотреть реакцию ребенка. А если этого не случится и дар понимания души маленького читателя у вас не обнаружится, не ругайте его за то, что ваши представления о прочитанном и его ассоциации не совпадают

Очень часто на восприятие книги ребенком воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта. Детское видение текста, явно расходящееся с авторской идеей, тоже надо корректировать, рассуждая вместе с ребенком над смыслом произведения, над тем, что его точка зрения интересна, но авторский взгляд и авторское понимание происходящего важнее.

Не спешите беседовать с детьми сразу после чтения текста. Надо понять, что книги писались не для того, чтобы их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали. Установите правило: дайте им и себе пережить прочитанное, подумать над ним и переключиться с одного вида деятельности на другой, т. е. от той стадии, которую В. Г. Белинский называл стадией «восторга» (эмоционального, непосредственного восприятия), перейти к стадии «истинного наслаждения», когда произведение воспринимается умом, когда происходит анализ прочитанного.

Сумейте сохранить в ребенке то чувство, которое не только предшествует пониманию происходящего в тексте, но порою надолго, до самого взросления, является определяющим для постоянного возвращения человека и к конкретному художественному произведению, вызвавшему это чувство, и к литературе вообще.

Литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. Самое большое удовольствие от чтения и ребенок, и взрослый получают тогда, когда, по выражению М. Цветаевой, «проваливаются в книгу», когда поглощены ею без остатка.

В режиме дня должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать «на ходу». Нельзя читать во имя чего-то.

Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. Авторитарное приобщение к книге вызывает ее стойкое неприятие.

Запомните: восприятие ребенком книги, литературы, равно как искусства вообще, латентно (скрыто). Вам кажется, что ребенок не понимает текст и ничего не может воспроизвести. Это не всегда так. Проходит какое-то время, и при условии систематического чтения малыш начинает рассуждать о прочитанном очень интересно. И вы убеждаетесь: ваши труды не пропали даром.

Восприятие или глубинное постижение сути читаемого - это процесс, тесно связанный с возрастом, читательским опытом ребенка, поэтому взрослому всегда нужно помнить о доступности текста, доходчивости его смысла и языка, объеме и времени чтения.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем, он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока ребенок сам не научится читать. Его речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слогов. Словарный запас и жизненный опыт не настолько велики, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. Ему бывает, не ясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. Зная эту особенность детского восприятия, воспитатель должен читать не спеша, ясно выговаривая звуки речи, предварительно объяснив то, что может быть действительно непонятным.

Специалисты рекомендуют давать возможность ребенку слушать аудиопродукцию с 4 лет. Сообрание дисков и кассет с записью сказок, литературных произведений для детей, исполняемых известными артистами, чтецами писателями и поэтами, не заменит книги, но дополнит и разнообразит общение ребенка с художественным словом.К этому времени у него выработается осознанное отношение к процессу слушания и восприятия художественного слова без участия взрослого.

Слушая чтение, ребенок наблюдает за взрослым, его мимикой, жестами. Диск или кассета лишают его такой возможности. Он должен воссоздавать художественный образ «без посредников». Именно это и важно для эстетического развития малыша, поэтому обязательно нужно пользоваться достижениями современной аудиотехники.

Приобщая ребенка к книге, необходимо воспитывать в нем уважение к ней как к делу рук человеческих: научить правильно, обращаться с книгой, рассказать о таких понятиях, как «автор», «писатель», «поэт». Начиная чтение, нужно всегда обозначить имя автора книги и ее название и по мере взросления ребенка приучить его поступать так же. Это читательская культура, фундамент которой закладывается в раннем детстве.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Грамотный читатель, или талантливый читатель, как называл его С. Я. Маршак, - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию, оценить и проанализировать ее. Это безупречный тип читателя. У него с годами вкус к книге, к процессу чтения и анализу прочитанного только растет. Это потом, а сейчас…

P.S. «По части чтения мы, взрослые читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению:

2. Право перескакивать.

3. Право не дочитывать.

4. Право перечитывать.

6. Право на боваризм.

9. Право втыкаться.

10. Право молчать о прочитанном.»

Даниэль Пеннак

Справедливо ли это?

- -


Чтение = удовольствие. Эта формула – единственно верная в воспитании настоящего Читателя. Об этом нужно всегда помнить родителям. Но как же достичь такого равенства? О некоторых приёмах и маленьких хитростях привлечения детей к чтению продолжают рассказывать сотрудники центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина Светлана Александрова и Татьяна Плохотник.

Современные дети уже в 5-6 лет начинают читать. И именно в этом возрасте многие родители допускают роковую ошибку, «убивающую» едва родившегося читателя – они перестают читать ребенку вслух. Но техника чтения малыша еще слишком слаба. Он не в состоянии самостоятельно читать большие объёмы текста, получая от этого удовольствие.

Все усилия уходят на то, чтобы сложить вместе отдельные буквы, несколько слов. Где уж тут добраться до общего смысла прочитанного!

Из опыта одной мамы:

Нам набрать скорость чтения помогли… комиксы! Летом после первого класса поехали с ребёнком в дальнюю поездку на поезде, надо было чем-то занимать сына. В активные игры в вагоне не поиграешь, вот и купила разных комиксов – о супергероях, знакомых по мультикам. Всю дорогу сын сидел, как мышка, только странички шуршали. Оказалось, это именно тот формат, что ему был тогда нужен – крупные картинки почти на всю страницу, текст под ними в пять-семь строк Это он читал самостоятельно, а книжки побольше читали вместе. Комиксами сын «переболел» буквально за три-четыре месяца, но зато ко второму классу пришёл, уже читая бегло, и перестал бояться объёмных книг.

Но получать удовольствие, только лишь набрав скорость чтения, не получится. Самое главное – вывести ребёнка на чтение содержательное, то есть понимание текста, углубление в текст. Придумывайте любые маневры, любые игры, чтобы ребёнок сам захотел читать.

Ни в коем случае не акцентируйте внимание на ошибках при чтении, не упрекайте – поправлять ребёнка нужно очень аккуратно, незаметно. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребёнка, ведь это действительно его маленькие победы!

В специальной литературе описаны самые разные игровые методы приобщения детей к чтению. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребёнка, который уже наработал технику чтения, но читать не любит. Читательское любопытство в нём ещё не разбужено.

Родители выбирают интереснейший текст (в соответствии со вкусами своего ребенка), начинают читать и останавливаются на самом интересном месте. Причина – невероятная занятость, срочные домашние дела и у мамы, и у папы… но книжка – вот она! Бери, читай! И обязательно расскажи потом, чем же закончилось дело! Ребёнок без особого энтузиазма берётся за книгу, но желание узнать, что случилось с литературными героями слишком велико. Через какое-то время к нему присоединяются и взрослые, оставив свои дела. Они хвалят ребёнка за стремление читать и чтение уже вместе. Постепенно технический навык перерастает в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо, к примеру, от Карлсона, где литературный герой в двух строчках сообщает малышу, что его любит и хочет с ним дружить. И что «там-то и там-то» он спрятал для него подарок. Подарок в нужном месте находится. Ребёнок подозревает игру, но с радостью в неё включается.

На следующее утро ещё одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, к примеру, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как малыш дёргал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днём письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребёнка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берётся за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя.

Не уверены, что данный метод подойдёт современным детям, хотя кому-то, может быть, и стоит попробовать.

Метод неграмотной татарской женщины

Жили мать и сын. Были они очень бедны. Женщина даже грамоты не знала. Сын же был одарённым мальчиком: он сам выучил все буквы. Чтобы научить ребёнка читать, эта женщина придумала свой способ. Когда она садилась чистить картошку, то говорила мальчику: «Помоги мне, сынок; мои руки будут меньше болеть, если ты почитаешь мне книжку». И так три раза в день. С каждым днём сын читал всё лучше и лучше, а мать говорила ему: «Я вот неграмотная, а ты у меня учёным станешь»; и сын соглашался с ней. Её слова действительно сбылись, а метод татарской женщины помогает многим приобщить детей к чтению.

Конечно, нужно понимать, что одного универсального приёма приобщения к чтению нет. Возможно, для вашего ребенка вам придётся комбинировать несколько предложенных методик, или даже изобрести свою.

Чтение должно стать ежедневной полезной привычкой, такой же, как чистить зубы или умываться. И задача взрослого – выработать эту привычку и у своего ребёнка, и у себя самого. Ведь самая действенная методика привлечения детей к чтению – это окружающие их читающие взрослые.

Покупайте книги, дарите их ребёнку! Ходите вместе в книжный магазин и давайте малышу возможность самому выбрать книгу.

Оставляйте печатные материалы везде, где ребёнок может их увидеть.

Разрешите ребёнку «заведовать», к примеру, кулинарными рецептами, и, когда готовите, просите читать их вслух.

Играйте в настольные игры, предполагающие чтение.

Собирайте домашнюю детскую библиотеку и запишите ребёнка в библиотеку.

Предлагайте ребёнку до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Если у ребёнка появляются вопросы, предложите ему поискать вместе ответ в книге.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

Читайте с ребёнком книги о том, как мастерить своими руками.

Спрашивайте мнение ребёнка о книге, которую он читает.

Читайте ребёнку и вместе с ним перед сном каждый вечер.

Продолжение следует!