Дарим цветы        04.11.2019   

Воспитание читателя. Метод неграмотной татарской женщины

Умение читать, понимать написанное необходимо, оно незаменимо, как при чтении ценников в магазине, так и при чтении серьёзных документов. Всё зависит от навыков читателя, от его умения читать, которые несомненно прививаются в детстве.

Все хотят воспитать в ребёнке-дошкольнике "талантливого читателя" (С.Я. Маршак). Вас может смутить такое утверждение: ведь ребёнок еще не читает сам, он только слушает чтение, и может ли быть талантливым читателем слушатель? Ответ на этот вопрос несомненно должен быть утвердительным. Ведь читая ребёнку, Вы формируете у него начитанность, то есть знание литературных произведений, их героев, интерес к чтению, познанию нового, стремление к культурному совершенствованию. В процессе чтения Вы приобщаете ребёнка к литературе как к искусству, открываете ему мир литературных образов, красоту и величие русского языка. Ребёнок слушая , учится пониманию литературного произведения: воображение рисует ему героя, его образ, события, участником которых он становится. Поступки персонажа говорят о его взглядах, помыслах и характере. Для ребёнка открывается духовный мир человека, вся сложность человеческих отношений, нравственных понятий, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Проходя с героями через всевозможные испытания, переживая по ходу развития сюжета, ребёнок делает свой выбор: становится на сторону героя, противостоит вместе с героем персонажам, олицетворяющим зло и творящим несправедливость. Такая чувствительность к литературному образу, желание помочь герою, способность к активному содействию и сопереживанию, формирует нравственную и духовную позицию ребёнка в жизни, а тяга к чтению и является наиболее важной характеристикой "талантливого читателя".

Но талантливый читатель должен и воспитывается талантливыми произведениями. Поэтому отбор необходимого материала для детского чтения очень трудная и непростая задача. Трудность усугубляется ещё и тем, что речь здесь идет о первом опыте ребёнка, то есть первой встрече с художественной литературой на важнейшем этапе развития его личности - этапе дошкольного детства.

Сказки - это своего рода пособие, которое обучает на примере сказочных или вымышленных персонажей, птиц, животных, насекомых, природных явлений, что хорошо, а что плохо. Незаметно для себя ребёнок готовится к тому, с чем придётся ему столкнуться в жизни, как нужно реагировать, относиться и поступать в затруднительных ситуациях. Люди в стародавние времена (когда сочинялись народные сказки) были вероятно, помудрее ныне живущих, они не хотели рассказывать детям заранее о тех трудностях, с которыми впоследствии им неминуемо придётся столкнуться самим, со временем почувствовать на себе все тяготы жизни, и незаметно для самих детей подготавливали их к этим трудностям, спокойному отношению к ним, а следовательно растили психически здоровых людей, с устойчивой психикой.

В сказках зачастую используется психологический эффект "заманивания" - сказка и её сюжет привлекает ребёнка, и незаметно для себя он постигает основные законы жизни.

В сказке "лиса и журавль", есть такая поговорка: "Как аукнется, так и откликнется" – точно так же как и в сказке происходит и в жизни: ведь когда добрым расположением пренебрегают, используют в своих целях, то отношения в лучшем случае прекращаются. Всем хорошо известны выражения "Битый не битого везёт", "Мерзни, мерзни, волчий хвост!", "Ловись, рыбка, и мала, и велика!" (

Все их знают, слышали и запомнили в раннем детстве, а помнят всю жизнь, даже в большой старости люди сохраняют эту информацию, воспоминания из детства. Действующие лица участвующие в сказке: животные, птицы могут быть забыты, но суть заложенная всего в нескольких словах, в одной фразе остаётся с человеком всю жизнь, не забывается с годами.

Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»

Воспитывать читателя

Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.

Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!» , которая состоит из следующих пунктов:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека;

Способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

Чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

Начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

Помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

Помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».

Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:

Название;

Главный герой, действующие лица;

Значение слов

Моё мнение.

Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:

-создание проблемно-поисковых ситуаций , настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;

-беседы-дискуссии , которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение (например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);

-использование приёма устного словесного рисования ;

-словарная работа , особенно при чтении сложных текстов;

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.

- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.

- Цитатная характеристика героя . Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…

Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.

Для детей врагом №1 родители считают телевизор. Иное дело - чтение! Это активный вид деятельности. Больше того, когда ребенок остается один на один с книгой, он включается в творческий процесс. В хорошей литературе нет однозначных „картинок" (как по телевизору), малыш вынужден сам создавать образы в уме. Но как же приобщить кроху к чтению?

Любой родитель прекрасно понимает, что прививать навык чтения необходимо с раннего детства. До того, как ребенок пойдет в школу, он должен привыкнуть к книге, сделать ее своим другом, полюбить читать. Не зря говорят: чтение сближает. Проводя вместе время за книгой, например вечером перед сном или в выходные, вы становитесь ближе друг другу, общаетесь с малышом. Для ребенка очень важно пережить внутреннее единство с родителем. Такое единство особенно ощутимо, когда люди занимаются чем-то вместе. Однако недостаточно просто раскрыть сказку „Снежная королева" на странице 23 и декламировать малышу историю в лицах. Ребенку необходимо ощущать ваше участие.

Потому отключитесь от своих взрослых забот и погрузитесь в детство. Слушайте, что говорит ваше чадо, во время чтения обращайте внимание на реакцию малыша. Способность к такой „настройке" психологи называют эмпатией. Термин подразумевает взаимную чувствительность родителя и ребенка, ощущение внутреннего контакта. Помимо создания такой близости, чтение дает вашему малышу массу других „бонусов". Вот лишь некоторые из них:

  • Расширяет кругозор.
  • Служит развлечением.
  • Обогащает словарный запас ребенка.
  • Развивает навык внимательности и усидчивости.
  • Тренирует память.
  • Развивает творческие способности.
  • Компенсирует возможный недостаток общения.
  • Развивает воображение.
  • Воспитывает моральные ценности.

Мнение психолога

„Несомненно, чтение очень полезно для ребенка. И сказки, обычно являющиеся основной детской литературой, играют большую роль в его психическом развитии. Важно также правильно подобрать сказки. Чтобы книга помогла достичь воспитательных целей, учитывайте возрастные особенности малыша. Обратите внимание на то, как ребенок преломляет сказочные образы в игре, рисовании, лепке. Используйте „сказочный" материал для развития творческих способностей малыша. Учтите, что, слушая сказку, малыш впервые знакомится с книгой как объектом и получает образец литературного творчества. Чтение сказки (не важно, читает ли сам ребенок или это делают родители) играет определяющую роль в развитии воображения. А оно понадобится вашему малышу в период обучения в школе. Воображение - фундамент любого творчества ".

Дети изначально тянутся к чтению. Ведь для них это совершенно новый род деятельности. Ребенок воспринимает почти как волшебство момент, когда из-под его пока неуверенной ручонки на бумаге появятся буквы, из которых складываются слова. И эти слова он сам сможет прочесть. А сколько радости доставляет крохе прочитанная вывеска на магазине: ПРО-ДУК-ТЫ! И все же цель родителя не столько „привить любовь к чтению", сколько - не убить в ребенке желание читать. К сожалению, нередко мамы и папы допускают одни и те же ошибки.

Как не отбить охоту к чтению

Не торопите кроху. Позвольте ему просто слушать сказку, воспринимать ее сначала как нечто волшебное, а затем и самому принимать участие в процессе чтения. Например, вы просите малыша пересказать прочитанное, а он мнется, бормочет. Вы раздражаетесь, забывая, что кроха всегда чувствует ваше настроение. Вы начинаете сомневаться: „Может, он плохо понимает, что ему говорят, или у него проблемы с восприятием или слухом, а может, он слишком медлительный?" Во-первых, у каждого малыша свой ритм. К тому же, слушая сказку, ребенок ждет любимый момент или наслаждается описанием замка. Он все прекрасно понимает, но позвольте ему приобщаться к чтению в своем темпе.

Позвольте малышу рассматривать книги. Не ругайте его за выдумки, если он водит пальчиком вдоль строчек и говорит, что может „все-все здесь прочесть". Дети - настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего мира.

Не покупайте слишком много книг. Пусть у ребенка будет одна, любимая. Заставить шкаф в детской литературой - еще не означает добиться интереса к книгам.

Часто ребятишки просят читать одну и ту же сказку, например про Дюймовочку. Скоро кроха начнет вас поправлять: „Ты пропустила кусок!", потом - перебивать: „Дай-ка посмотреть, как пишется". Со временем малыш захочет читать вместе: следить по строчкам за вами или всего лишь делать вид. А когда выучит буквы, вы непременно услышите: „Дай мне прочесть. Я уже знаю это слово".

  • Дети по природе любознательны, поощряйте их попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес малыша может сыграть решающую роль в пристрастии к чтению.
  • Читайте с ребенком регулярно. 15 минут сказки перед сном - пусть это будет добрая традиция.
  • Не забывайте о том, что личный пример родителя многое значит.

Работа над ошибками

1. Не используйте чтение как награду („Убери игрушки, тогда почитаю") или наказание („Не хулигань, а то вечером не прочту тебе сказку").

2. Не превращайте чтение в экзамен („А теперь скажи, кто отравил Белоснежку. Ты не помнишь? Ну тогда давай еще раз прочтем"). В таком случае ребенок уже не думает о сказке. Он изо всех сил напрягается, чтобы вспомнить подробности, боясь разочаровать маму. Вы преследуете благородную цель, развивая память малыша. Но такие допросы с пристрастием могут напрочь отбить охоту брать книгу в руки. Не превращайте телевизор в запретный плод. Поступая так, вы лишь подогреваете интерес ребенка. Кроха начнет думать, что телевизор - подарок к празднику, и отношение к нему будет соответствующее.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

« Начальная школа-детский сад №13»

Воспитываем талантливого читателя

(сундучок мудрых мыслей)

учитель начальных классов

Томилова К. И.

Байкальск-2015г.

Родительское собрание «Растим талантливого читателя»

Форма проведения –сундучок мудрых мыслей (родительский всеобуч)

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников,интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи :

1. Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин.

2. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей.

3. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение,

4. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей по привлечению детей к чтению.

Предмет деятельности:

Формирование устойчивого интереса со стороны родителей к привлечению к чтению своих детей.

Ожидаемые результаты:

1. Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению их детей.

2. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.

3. Разработка плана мероприятий по вовлечению детей в круг чтения

Актуальность : В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер . С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения . Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения. Мы поговорим как воспитать талантливого читателя? Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособностина рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающимсреди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Главная миссия чтения сегодня – воспитать людей творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом. Людей способных двигать страну вперёд кпроцветанию. У руля этого воспитания стоите вы – уважаемые родители. Семья становится социальным институтомпо поддержке чтения в стране. Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средствапроведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Обьясните, почему так произошло?

Отец решил приобщить своего 11- летнего сына к чтению великих произведений, на которых вырос сам, но оказалось: ужепоздно.

Ребёнок утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения – основу всякого творчества. Вывод напрашивается сам собой: начинать нужно с раннего детства, когда ребёнок весь ввашей власти.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая».

Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению. Весь месяц мы собирали в сундучок мудрые мысли. Сейчас по группам обсудим.Цепочка мнений родителей.

Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытатьсяпроанализироватьспособ приобщения ребёнка к чтению.

Возможные варианты «советов» родителей.

1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, илитого хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Комментарий учителя .Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном,радуются новой покупке и тут же листают её.

2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно.Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.

4группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Можно даже журналы.

Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.

5 группа . Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие«шажки»

вперёд. Помните,что и у вас не сразу получалось.

Комментарий учителя. Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой,вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен работать продуктивно.

6 группа. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.

Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнокобычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.

Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять и совместными мероприятиями.

Итак подведем итоги. Книга будит эмоции. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция.

Чтение повышает интеллект. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь.

Чтение помогает в учёбе. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональнойвыразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.И, безусловно, если ребёнокчитает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Книги формируют самообразовательные навыки. . Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

Чтение побуждает к нравственным поступкам.Ве ра в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Памятки, в которых немало полезных советов

ДА

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать

Решение –коллективное и домашнее чтение произведений Н.Носова. Итог проведение литературного праздника в декабре с театрализацией произведений, проведением викторины, награждение лучших читателей.

ирина васильевна акулова
Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя»

Консультация для родителей

Как .

Чтение для ума – тоже, что упражнения для… тела.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по - видимому радикально меняется. Педагоги, родители , воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать .

Вот некоторые советы, как воспитать из ребенка читателя .

1. Больше читать ребенку , но только тогда, когда ему этого хочется. Не отказывайте, когда ребенок просит прочесть книгу. Если вы заняты, скажите ему об этом, но добавьте, что когда вы освободитесь, то обязательно ему почитаете . Это заставит ребенка с нетерпением ждать момента чтения.

2. Книги должны подходить ребенку по возрасту , должны быть интересны ему. Если вы видите признаки усталости, или ребенок начинает елозить – отложите чтение, продолжите после. Перед тем как продолжить чтение, спросите у ребенка , о чем ог узнал в предыдущий раз.

3. Дети очень любят, когда им перечитывают полюбившуюся книгу. Не отказывайте. Очень хорошо, что есть любимая книга. Если книга была прочитана много раз , можно в очередной раз попросить ребенка пересказать её (например, так : «Я устала, давай поменяемся, и ничего, что ты не умеешь читать , ты можешь мне все рассказать). При этом помогайте ребенку , с чего все началось, что было потом, чем закончилось.

4. Даже когда дети сами научатся читать , им нравится, когда читают взрослые . Если ребенок просит вас почитать , не отказывайте под предлогом того, что он уже сам умеет. Да, умеет, но не так хорошо, к тому же иногда приятно послушать, как читает мама .

5. Прежде чем начать читать книгу рассмотрите её. Расскажите, как называются её части : обложка, форзац, листы, страницы. Обратите внимание на иллюстрацию на обложке, какая сцена из книги на ней изображена. Покажите, где написана фамилия автора, где название, как они расположены на листе. В другой раз можно обратить внимание на фамилию художника, где она написана, ее расположение. Если есть содержание, посмотрите его, порассуждайте вместе с ребенком , для чего оно нужно и т. д.

Учите ребенка извлекать полезную информацию из всего. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в мире книг.

6. При покупке новой книге выбирайте её вместе с ребенком . Рассмотрите обложку прочтите фамилию автора, вспомните, читали ли вы произведения этого автора и т. п., как в пункте 5.

7. используйте прием щадящего чтения. Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого можно использовать иллюстрированные познавательные детские книги. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

8. Когда малыш станет чуть постарше, можно сходить с ним в детскую библиотеку. Но перед этим расскажите о том, что такое библиотека, для чего она нужна. Спросите, хочет ли он там побывать? В самой библиотеке расскажите ребенку о её работе . Походите между стеллажей, побеседуйте. Если ребенок захочет , запишитесь и станьте постоянным читателем библиотеки .

Используемая литература.

1. Черенкова Елена Феликсовна.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по ПДД «Правила поведение на проезжей части» «Правила поведение на проезжей части» Каждый год увеличивается количество транспорта в городах, следствие этого и увеличивается поток автомобилей.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ЗОЖ Памятка для родителей «Формирование у ребенка правильной осанки» - У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул,.

Консультация для родителей «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.