Дарим цветы        04.11.2019   

«Воспитание читателя – воспитание Человека». Из опыта одной мамы

17.11.2015

На вопрос, который не задаёт только ленивый, - «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Дискуссии на Втором педагогическом форуме во Владимире и IX Ассамблее Русского мира в Суздале наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смысловому восприятию текста.

Наталья Кулибина, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, начальник научно-методического отдела по русскому языку

«Сограждане, поздравляю!

Мы с литературой, но… без читателя!»

Дм. Быков

Грустный вывод, сделанный Дмитрием Быковым несколько лет тому назад, остается актуальным и сегодня. Мероприятия и это только подтвердили. «Вечные ценности русской литературы» (тема Ассамблеи) остаются для большинства подрастающего поколения, по словам , «в прихожей цивилизации» .

На вопрос, который не задаёт только ленивый, – «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Понимаю, что моя позиция весьма уязвима, потому что я не работаю в школе, не знаю школьной программы по русскому и литературе, но могу судить по результатам, так как преподаю в вузе.

Второй педагогический форум и IX Ассамблея Русского мира, несмотря на обилие ярких положительных впечатлений, одним из которых было Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со словами «литература огромным куполом поднялась над Русью, став щитом её единства, её нравственности» , сказанными о давно прошедшем времени, лишь подтвердили мои неутешительные выводы.

Дискуссии на секции форума «Развитие читательской культуры», круглом столе Ассамблеи «Чтение и литература: чему учить?», а также просто разговоры в кулуарах с участниками – учителями-словесниками, преподавателями вузов, неравнодушными и заинтересованными – наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смыслового восприятия текста (обучение технике чтения в начальной школе не в счёт).

Школьный курс литературы предполагает изучение истории и теории литературы, а не самой литературы. Он требует от учителя, а тот, в свою очередь, – от ученика, прежде всего, литературоведческого анализа художественного произведения. Важно знать, к какому литературному направлению принадлежит тот или иной писатель, уметь интерпретировать художественное произведение в литературоведческих категориях и т. п. Причём выполнять это необходимо по готовым образцам, представленным в учебниках и научных изданиях. Самостоятельное понимание текста художественного произведения не приветствуется, поиски смысла отдельных текстовых единиц (как сказано и почему так сказано?) и всего текста в целом попросту выпадают из этой стройной конструкции.

В своё время ещё Г. И. Богин в своей книге «Филологическая герменевтика» писал, что мы постоянно наблюдаем, как люди анализируют тексты, предварительно не прочитав, не поняв их. Думаю, школьные учителя-словесники и преподаватели вузов, где в том или ином объёме изучается литература, могут привести немало таких примеров. Другое дело, как их оценить: как нормальное явление (аналогично запоминанию таблицы умножения или периодической таблицы Менделеева) или как трату сил и времени, в результате внушающую стойкое отвращение к этому виду деятельности.

Прекрасно понимаю, какую бурю возмущения вызовут эти слова у многих представителей педагогического сообщества, особенно его литературоведческой части. Очень хочу, чтобы меня поняли правильно: пафос направлен не против коллег – учителей и преподавателей литературы, а против сложившейся в образовании ситуации, которая вынуждает их действовать таким образом, нередко против их воли.

На заседаниях секции форума и круглого стола Ассамблеи были выступления замечательных учителей литературы, которые вынуждены выносить занятия, направленные на формирование интереса школьников к литературе, за пределы обязательных уроков и собственно программы по литературе.

Кто-то ставит спектакли по произведениям классиков, вовлекая в кастинг на роль, например, Хлестакова чуть ли не всех восьмиклассников мужского пола, причём тех, у кого совсем нет актёрских данных, записывают в комиссию экспертов. У кого-то ученики составляют карту Москвы Грибоедова, что требует, конечно, поездок по городу, экскурсий, «изучающего» чтения текстов, направленного на поиск адресов, и пр. В другой школе издаётся литературный журнал, а ещё в одной создается литературный музей…

Спектакли, журналы, музеи, экскурсии – всё это очень интересно и, безусловно, полезно для подрастающего поколения, но весьма опосредованно влияет на развитие у учащихся умения смыслового восприятия текстов, так необходимого любому образованному и культурному человеку (см. «Письма о добром и прекрасном» Дм. С. Лихачёва), на формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы и осознание того, какое это удовольствие – читать книги!

Симптоматично, что победителем в конкурсе секции «Развитие читательской культуры» Второго педагогического форума, на которой были представлены все те проекты учителей литературы, о которых я писала выше, стал проект «Янтарь – дар солнца», представленный учителями химии и географии(!). Это – словарь, в котором ученики обобщают (работа ещё продолжается) различную информацию о янтаре: химические и физические свойства, географию распространения, медицинские рекомендации по применению, фотографии украшений с янтарём и т. п.

Этакое «протестное» голосование: все представленные проекты не имеют отношения к воспитанию читателя, возвращению его к великой русской литературе, но «Янтарь – дар солнца» ‒ оригинальный проект, демонстрирующий, к тому же, межпредметные связи!

На этой секции был и мой доклад «Как вернуть нашей великой литературе читателя?» По просьбе аудитории, во второй день работы форума мне было предоставлено время для показа фрагмента урока, что я с удовольствием и сделала: провела «открытый урок» по стихотворению А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Надо сказать, что урок по этому стихотворению является как бы визитной карточкой моей методики обучения пониманию текстов, я проводила его не одну сотню раз в самых разных аудиториях (российских и зарубежных школьников, студентов, преподавателей), но таких вопросов, а точнее, замечаний, как в этот раз, не было никогда.

Коллегу-литературоведа (не знаю, школьного или вузовского) возмутил тот факт, что я взяла вариант текста 1911 года (сборник «Вечер»), а не 1966 (сборник «Бег времени»). «Приговор» прозвучал так: «Вы не имеете права брать неканонический вариант текста» . Различия вариантов касаются одной строчки, даже одного слова:

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озёрных глухих берегов... (1911)

У озёрных грустил берегов... (1966).

Благодаря первоначальному варианту стихотворения (1911 ‒ год написания стихотворения), опубликованному в сборнике «Вечер» 1912 года, читатель получает возможность самостоятельно понять, что отрок выбирает тихие, безлюдные, заросшие берега, места уединённые, где можно без помех думать, мечтать, грустить… а также предположить, что бродил он осенью, когда и шума птиц в парке уже нет, они улетели… (этот прогноз подтверждается в следующих стоках: шелест шагов).

После всей этой работы я всегда предлагаю вариант «Бега времени» (1966) и спрашиваю, какой больше нравится? Все без исключения школьники и студенты выбирают первый вариант, объясняя, что он позволяет «больше думать» , а что отрок грустил, и так понятно (сам глагол уже не нужен). Взрослые слушатели не так единодушны: кто-то под давлением авторитета великой Ахматовой соглашается с ней и выбирает второй вариант, а кто-то простодушно признаётся, что глагол «грустил» легче объяснить, чем прилагательное «глухих». Показательно, что юным читателям не нравится то, что проще, они предпочитают «много думать». Но моё объяснение не удовлетворило коллегу-литературоведа.

Второе замечание, также из стана литературоведов, касалось моего предложения подобрать синонимы к слову отрок , чтобы понять смысл его употребления в этом контексте, точнее, того, что ближайшим синонимом оказалось слово подросток .

Сопоставление характеристик двух слов (отрок – устаревшее, редкое, книжное; подросток – нейтральное, общеупотребительное, частотное) позволяет читателю сделать вывод: «отрок жил давно» , «это редкое слово для редкого человека» , «подростков много, а отрок один» , «она хочет сказать, что он необыкновенный» (реальные ответы учащихся). Эти рассуждения приближают читателя к пониманию того, кто герой стихотворения.

Однако коллега-литературовед настаивал, что нельзя (!) использовать слово подросток на том основании, что оно… «нарушает стихотворный размер» (в нём три слога, а в отроке – два) и лучше взять слово… парень . Мои доводы, что я не переписываю стихотворение, а слово парень не является синонимом к слову отрок , приняты не были.

И прежде мне приходилось выслушивать авторитарные суждения литературоведов, претендующих на монопольное право истолкования художественных произведений, но то, с чем я столкнулась на этот раз, произвело неизгладимое впечатление. Подавляющее большинство участников секции, школьные учителя русского языка и литературы, по крайней мере, те, кто высказал мне своё мнение, не приняли аргументов литературоведов и заинтересовались моей методикой обучения пониманию. Вопросы, которые они задавали, свидетельствуют о желании включить её в свою педагогическую практику.

Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения

Уроки чтения, которые я предлагаю (обучение смысловому восприятию, пониманию текстов), ориентированы на непосредственную работу с художественным текстом. Литературоведческий подход – на анализ художественного произведения, в который, помимо текста, входят ещё и биография автора, прототипы героев и событий, исследования специалистов, переложения на язык других видов искусства (экранизации, театральные постановки и пр.) и многое другое, что остается вне поля зрения обычного читателя, даже квалифицированного.

Эти подходы вполне могут ужиться в рамках одной учебной дисциплины – литературы. Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения.

Уроки чтения, о которых я говорила в давней лекции, размещённой , сегодня жизненно необходимы, в противном случае наша литература навсегда останется без читателя. Но не хочется заканчивать статью на грустной ноте…

Уроки чтения ведь могут быть не только в школе, а, например, как мобильные приложения в смартфоне или планшете, а ещё как видеоуроки ‒ онлайн-сервисы, которые можно скачать на свой компьютер.

Закачал аудио- или видеофайл с интересным текстом – и учись читать, точнее, читай и думай над тем, что читаешь, но только «с чувством, с толком, с расстановкой»… Этакий маленький «праздник, который всегда с тобой»!

Мы работаем над этим!

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ?

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения . Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа - спорт, и единственные книги в доме - кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом. Не забывайте о том, что личный пример родителя многое значит.

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни : через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первая книга может появиться уже где-то в 3-4 месяца. Это может быть пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик. Эти книжки можно жевать, а потом стирать, и я не бояться, что ребёнок откусит кусок странички. Книжки можно делать самим. Изготовление занимает максимум часа три: берёте квадратики ткани, разные по цвету и текстуре (бархат, драп, атлас и т.д.), вкладываете внутрь тонкий слой синтепона, чтобы странички были более упругими и не мялись. Сшиваете квадратики в виде книжки, а в середине каждой странички нашиваете аппликацию для одежды (такие аппликации продают в магазинах).

Первые книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев , но только под присмотром, так как в этом возрасте ребёнок грызёт гранит науки в прямом смысле. Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекались на вторую.

Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой? Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне - про еду и обжор, в ванной (предварительно заламинируйте лист!) - про грязнуль и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т.д. После этого в поэтическое воспитание ребёнка включаются все родственники, и весёлые рифмы будут сопровождать малыша весь день, что бы он ни делал.

Месяцев в 10 уже можно давать в рукипервые книжки со стихами . Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз. Постепенно приучайте малыша к правилу, если на вопли «поиграй» или «помоги» мама может и не отреагировать, то просьба «почитай» удовлетворяется всегда (в конце концов, маленькая книжечка отнимает от силы минуты 2 времени).

Есть дети, которые в процессе чтения пытаются попрыгать, покувыркаться, залезть маме на спину, переворачивать страничку раньше, чем Вы успеваете её дочитать и т.д. В этом случае заведите правило: читаем, только если ты сидишь. И пока не дочитана это страница - на следующую не переходим. Так книги не читают, и всё тут. Или мы будем читать правильно - или никак.

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь. Причём тут прыгать не позволяется. Можете посадить кроху себе на колени.

Превратите покупку книг в праздник . Например, раз в две недели ходите в книжный магазин вместе. Это - знаменательное событие. Заранее оговаривайте с малышом, сколько книг купите и про что. Бродите, выбирайте около получаса, а потом идите «отметить» покупку в ближайший кафетерий песочным колечком с орехами и соком. Пусть право на посещение книжного магазина ребёнок получает за какие-то заслуги: мужественно вёл себя на прививке, хорошо выступил на празднике в детском саду, выучил несколько цифр и т.п. Дома новая книга сразу прочитывается и детально рассматривается.

Книжки для очень подвижных детей должны быть с большим количеством картинок. А текст под иллюстрацией - минимален. Иначе у ребёнка ослабевает внимание. Хорошо помогает удержать непоседу, если Вы по тексту показываете на картинке, где что и где кто. «Где Карабас-Барабас? А где Буратино? Видишь, Карабас-Барабас рассердился. Посмотри, какое у него злое лицо. Покажи, как Карабас-Барабас рассердился. А почему он рассердился?».

Будьте привередливы к тексту и иллюстрациям , не покупайте книгу только из-за яркой обложки. Перечитывайте текст книги, просматривайте иллюстрации. Иллюстрации должны соответствовать тексту: если в книге говорится о злом Бармалее, то и лицо у Бармалея должно изображать злость. У многих сказок бывают разные концовки, на что надо обращать внимание. Скажем, имеется конец сказки «Морозко», где дочка-Ленивица привозит подарок от Мороза, который оказывается обычной сосулькой, и все над ней смеются. А есть концовка не для малышей: Ленивица замерзает в лесу, и её косточки привозят матери: «заголосила тут старуха, да поздно было».

Из этого можно вывести правило, что книги должны соответствовать уровню развития Вашего крохи . Кто-то уже в 2 года читает Носова, а кто-то в пять лет больше всего любит «Где обедал воробей». Если ребёнок сопротивляется определённой книге, значит он до неё ещё не дорос. Постараётесь достать адаптированную книгу, укороченный и упрощённый вариант.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы . Даже самый неусидчивый ребёнок завораживается, глядя на статичные картинки на стене его комнаты. К тому же, просмотр диафильмов - это таинственный ритуал: мама или папа задёргивают шторы, достают проектор, что-то налаживают… и начинается…

Обратите внимание на книги с наклейками . Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать и играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, пусть каждый прочитает наизусть короткое стихотворение про каждую игрушку. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу… А ещё продаются книги на СD . Здесь важна последовательность: сначала Вы читаете ребёнку раз пять книгу. Потом включаете диск и показываете малышу, что запись точно соответствует тексту и иллюстрациям в книге. Обычно раза с третьего прослушивания ребёнок понимает смысл действа. Здесь Ваш ребёнок найдёт весёлые мелодии, разыгранные по ролям стихи и песни.

Попробуйте сами писать книги . Например, если в магазинах нет ни единой книги о том, как мальчик должен помогать маме и папе, соберите из всех книг про самостоятельность девочек и переделайте их в стихи про самостоятельность мальчиков. Можете сочинить их сами, потом распечатайте стихи, сформируйте книжку формата А5 (сложенный пополам лист из альбома для рисования). Иллюстрации частично вырежете из старых журналов, частично нарисуйте от руки. И «выпускайте» собственные книги: про зимние развлечения, про Рождество, про весну, про детский сад и т.д. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём - составлять книги вместе с ребёнком. Например, если Вы недавно ходили на выставку кошек, то сделайте вместе с ребёнком об этом книгу. Садитесь рисовать и изобразите всё, что Вы делали утром. Пусть малыш на небольших листочках рисует: это - мы идём смотреть, это - дом, где были кошки. Это - кошки в клетках. А это - самая красивая белая кошка. Потом рисунки скрепите, подпишите текст. Получается книжка-малышка о хорошо проведённом воскресенье. А ещё можно лепить сказку из пластилина, устраивать кукольный театр на дому или ходить в настоящий театр. Единственное, что мало способствует приучению к чтению - телевизор . Большинство родителей отмечают, что те сказки, что есть в виде мультфильмов, дети реже просят читать.

Не торопите кроху. Позвольте ему просто слушать сказку, воспринимать её сначала как нечто волшебное, а затем и самому принимать участие в процессе чтения. Например, Вы просите малыша пересказать прочитанное, а он мнётся, бормочет. Вы раздражаетесь, забывая, что кроха всегда чувствует Ваше настроение. Вы начинаете сомневаться: «Может, он плохо понимает, что ему говорят, или у него проблемы с восприятием или слухом, а может, он слишком медлительный?» Во-первых, у каждого малыша свой ритм. К тому же, слушая сказку, ребёнок ждёт любимый момент или наслаждается описанием замка. Он всё прекрасно понимает, но позвольте ему приобщаться к чтению в своём темпе.

Позвольте малышу рассматривать книги. Не ругайте его за выдумки, если он водит пальчиком вдоль строчки и говорит, что может «всё-всё здесь прочесть». Дети - настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего мира.

Не покупайте слишком много книг. Заставить шкаф в детской литературой - ещё не означает добиться интереса к книгам.

Часто ребятишки просят прочитать одну и ту же сказку. Скоро кроха начнёт Вас исправлять: «Ты пропустила кусок!», потом - перебивать: «Дай-ка посмотреть, как пишется». Со временем малыш захочет читать вместе: следить по строчкам за Вами или всего лишь делать вид. А когда выучит буквы, Вы непременно услышите: «Дай мне прочесть. Я уже знаю это слово».

Дети по природе любознательны, поощряйте их попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес малыша может сыграть решающую роль в пристрастии к чтению.

Читайте с ребёнком регулярно. 15 минут сказки перед сном - пусть это будет добрая традиция.

И ещё, важный момент - надо прививать и культуру обращения с книгами . Рисование в книжках пресекается сразу и жёстко. Книги нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе «они обижаются и уходят к другим детям». Книги должны находиться в пределах досягаемости ребёнка. Пока книг мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению.

Итак, чтение книг помогает…

· Расширяет кругозор

· Служит развлечением

· Обогащает словарный запас

· Развивает навык внимательности и усидчивости

· Тренирует память

· Развивает творческие способности

· Компенсирует возможный недостаток общения

· Развивает воображение

· Воспитывает моральные ценности

Работа над ошибками

1. Не используйте чтение как награду («Убери игрушки, тогда почитаю») или наказание («Не хулигань, а то вечером не прочту тебе сказку»)

2. Не превращайте чтение в экзамен («А теперь скажи, кто отравил Белоснежку. Ты не помнишь? Ну тогда давай ещё раз прочтём»). В таком случае ребёнок уже не думает о сказке. Он изо всех сил напрягается, чтобы вспомнить подробности, боясь разочаровать маму или папу. Вы преследуете благородную цель, развивая память малыша. Но такие допросы с пристрастием могут напрочь отбить охоту брать книгу в руки.

3. Не превращайте телевизор в запретный плод. Поступая так, Вы лишь подогреваете интерес ребёнка. Кроха начнёт думать, что телевизор - подарок к празднику, и отношение к нему будет соответствующее.

Как же воспитать читателя? Как привить любовь к книгам? Прежде всего скажу, что любовь нельзя привить, она просто может случиться или нет. А интересом можно заразить. Но только в том случае, если книги — часть и вашей жизни. Поэтому советы такие:
1. Если вам кажется, что нужно читать сказки Пушкина, но вам, родителю, они не понятны, не интересны, то не нужно сказок Пушкина. Читайте детям те книги, которые интересны и вам. Пусть это будет хоть инструкция для стиральной машинки. Пусть это будет что-то по физике. Пусть это будет справочник садовода. Если вы этим увлечены, ребенок почувствует ваш настрой, увидит как горят ваши глаза, будет стараться понять, что же здесь такого, что так маму или папу зацепило.

А тон вашего голоса, тембр, ритм речи — все будет направлено на то, чтобы увлечь малыша, заразить своей любовью. Только тогда он почувствует истинный интерес, увидит, какое удовольствие доставляет чтение и познание, а это прекрасный опыт.
2. Не делайте из чтения обязанность. Читать «не надо». Если для вас чтение — обязанность, если вы не чувствуете удовольствия, читая, а делаете это лишь для ребенка, то и для него это станет обязанностью, чем-то скучным.
3. Ответьте себе на вопрос: зачем я читаю? Зачем моему ребенку нужно читать книги? Нет такой цели: читать книги. Книги читают для чего-то. Если вам просто нужна информация, то ее можно получить очень разными способами, не обязательно читать. Если для вас чтение — это удовольствие, обучение, читайте вместе с ребенком.
Чтобы хорошо учиться, кстати, тоже не обязательно читать. Некрасивая правда состоит в том, что школа часто не способствует любви к литературе, но требует ее знания ради отметки. Это логично, что дети подстраиваются под эту кривую систему, читая краткое содержание и скачивая сочинения из интернета.
Если вы хотите подарить ребенку возможность получать удовольствие от чтения, покажите почему это любите вы. Покажите, что можно узнать из книг, как это может пригодиться, что это за инструмент такой — книга, для чего он. И этого будет достаточно.
4. Начинайте знакомить ребенка с книгами с самого раннего возраста. И не прекращайте читать вместе, как только он научится читать. Наоборот, как только это произойдет очень важно, чтобы вы читали ему много. Иначе чтение грозит быстро превратиться только в неподъемный труд. Ведь у него вначале будет получаться не слишком бегло, смысл ускользать, а в школе к чтению добавится новый минус — за чтение оценивают, читательские способности сравнивают. А куда же уходит удовольствие? Вот тут и происходит поломка у многих детей. Читайте со школьниками просто так, не требуя анализа текста, не задавая вопросов. Просто читайте вместе. Через какое-то время пробудится его естественная потребность читать самому.
5. Читайте только книги по возрасту и в соответствии с уровнем восприятия вашего ребенка. Если ваши друзья уже прочли с трехлеткой муми-троллей, а вы еще нет, не нужно соревноваться или считать своего ребенка отсталым.
6. Следуйте за способом чтения своего ребенка. Не стремитесь при совместном чтении закончить книгу во что бы то ни стало. Часто дети прерывают чтение вопросами, комментариями. Иногда история пробуждает в них какие-то воспоминания и им не терпится это тут же обсудить. Постарайтесь не раздражаться на это, не ругать ребенка за неусидчивость, не расстраиваться и не навешивать ярлыков «мой ребенок не любит читать». Наоборот, это говорит о том, что книга сделала свое дело — связала вас общей темой, пробудила в ребенке мысль и творчество. Некоторые дети (у меня такая дочь) во время чтения могут предложить: «Теперь я тебе буду читать». При этом читать они могут не уметь, но самозабвенно будут рассказывать вам разные истории, перелистывая страницы. Это тоже хорошо. Впрочем, если ваш ребенок всего этого не делает, это не означает, что книга ему бесполезна.
7. Обсуждайте прочитанное. Отвечайте на вопросы во время чтения и обсуждайте происходящее в книге. Например, так: «Как тебе кажется, почему Бенни забрал у братика соску и убежал?» В то же время не нужно устраивать допрос (особенно со школьниками осторожнее). Если видите, что ребенку сложно и не интересно такое общение, не настаивайте. Пусть это будет его тайной, что он понял в книге и какое впечатление она на него произвела. Если вам обоим интересно, то вы читаете «даром».
8. Не учите ребенка читать раньше, чем у него появится потребность в этом, возникнет интерес к буквам и словам. Это может отбить у него охоту к чтению в будущем. Естественная потребность читать у детей проявляется около 5-6 лет. Интерес к буквам не означает, что ребенок готов.
9. Говорите с ребенком. Обсуждайте ваш день, слушайте, что рассказывает он. Устная речь развивает мастерство рассказчика, ребенок сам становится сочинителем историй, а уж потом заинтересовывается тем, как это делают другие — писатели.
Слушайте ребенка внимательно, обращайтесь к нему в разговоре, обсуждайте с ним что-то, а не просто «воспитывайте» и давайте указания.
Основой успешного обучения чтению является хороший словарный запас, а он формируется благодаря разговорам. Он зависит от словарного запаса вашей семьи, круга общения ребенка, от тех книг, которые вы читаете вместе. к тому же, когда ребенок столкнется с большой литературой, чем меньше непонятных слов для него там будет, тем с большей вероятностью он втянется в книгу.
10. Помните, чтение — это удовольствие, а не работа. Все, что нужно родителю — это поддержать природный энтузиазм, не делать из чтения наказание, а из телевизора или планшета награду.

Малыш возьмет в руки букварь, кубики, азбуку, начнет заниматься. Пройдет год-два, и любой ребенок более или менее научится складывать буквы в слоги и слова. Можно ли назвать этот навык чтением? С натяжкой! Ведь чтение – это увлекательный мир, полный приключений, переживаний, слез, веселья. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением? Над этим вопросом задумался кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», директор НИИ школьных технологий, заместитель начальника управления школьных технологий Министерства образования РФ Алексей Михайлович Кушнир. Так появилась методика воспитания Читателя. Дети, занимавшиеся по Кушниру, любят книги и умеют не только быстро читать их, но и размышлять, переживать, анализировать. А еще они очень грамотно пишут. Почему же традиционным методикам не удается добиться таких высоких результатов? В чем секрет Алексея Кушнира?

ЧЕТЫРЕ МИНУСА ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК, И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

Вот малыша начали учить читать (не важно как – по звукам, буквам или слогами). Цель многих, даже разных, методик одна – формирование навыка чтения, а собственно чтение является отсроченным и весьма отдаленным событием. Ребенку предлагается огромный объем подготовительных упражнений, его заставляют многократно прочитывать по слогам короткие и примитивные букварные тексты. О понимании, тем более переживании прочитанного и речи нет. Словом, он выполняет бездумную, механическую работу, смысла которой не понимает. Период овладения приемлемой техникой чтения растягивается на годы. И каков же результат? Если, начиная читать, дети любят книгу (ведь они выросли на сказках, которые им читали родители), то к школе они чуть ли не ненавидят ее и чтение тоже.

В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя.

Кушнир считает, что чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не как его этапный суррогат. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. От этой установки и надо отталкиваться.

Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов. Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом появляются сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения.

Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.

Пишут безграмотно

Сложность русского языка заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Говорим «карова», но пишем-то «корова». Нужно запомнить написания всех слов, которые нельзя проверить. Казалось бы, для малыша, возможности памяти которого просто безграничны, это не такая уж и сложная задача. Но тут в дело освоения грамотности вмешивается методика обучения чтению.

Современные, принятые в школе программы основаны на фонематическом методе и обучают сначала звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит. А слышать его научили очень хорошо. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Утверждение, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, никто не подвергает сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука и умеет выделять звуки из речи.

Учебные программы начальной школы во времена наших мам и бабушек были построены на ином принципе – зрительном. Детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова. Малыши сразу привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате в экзаменационном сочинении на десять страниц текста было не более двух-четырех ошибок.

Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Нормально, природосообразно, просто – двигаться от слова к букве.

Читают медленно

Как начинают учить читать малыша? Вслух. Его учат правильно выговаривать буквы, читать громко и с выражением. Но Кушнир уверен, что громкое чтение письменного текста – это не чтение, а иная отдельная деятельность, в которой чтение исполняет служебную роль. Чтение вслух – это дополнительная сложность, а вовсе не тренировка навыка чтения.

Читать вслух не только сложно, но и вредно – уверен Кушнир. У ребенка создается устойчивый стереотип – выговаривать слова. И он продолжает их выговаривать, проговаривать даже тогда, когда читает про себя. Это ограничивает скорость чтения. В итоге – темп чтения молча (про себя) лишь незначительно превышает скорость чтения вслух. Для обучения быстрому чтению уже требуется переучивание.

Читают и не понимают

У чтения вслух есть и еще один минус.

Озвучивание и осмысливание текста – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Был проведен такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети поймут еще меньше, чем взрослые. В итоге нередко школьники умеют бегло озвучивать тексты, но абсолютно не понимают, что они читают.

Что делает малыш, если нужно понять текст? Кушнир доказал, что на начальном этапе обучения ребенок возвращается к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется еще один стереотип: обратное движение глаз – регрессия, действующая всю жизнь и сокращающая полезное время чтения. По методу Кушнира дети учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу слова.

ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ

Кто учитель

Кушнир не советует родителям учить детей читать. Чтение – очень важный и ответственный навык. Если научить неправильно, то можно навсегда отвратить ребенка от чтения, закрыть доступ к информации. Так что неуверенному в своих силах родителю лучше за эту задачу не браться, а довериться специалистам. У мам и пап другая задача – уверен Кушнир – сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем. Путь к этому один – читать ребенку книги вслух. И делать это нужно до 16-17 лет. Необходимо создать дома традицию семейного чтения. И тогда ребенок не бросит чтение.




Когда начинать

Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой.

Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно.

Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям.

Возможные ошибки родителей

1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов.

2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность.

3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель).

4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще.

5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст.

6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения.

Дочтение: осваиваем алфавит

Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности.

Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук належится на букву.

Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др.

Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность.

Первый этап: читает мама

Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению.

Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть.

Обратите внимание!

На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал.



Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием.

Второй этап: берем в руки указку

Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка.

Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке.

Далее можно использовать магнитофонную запись вместо собственного громкого чтения. Записываете текст на магнитофон со скоростью 40-50 слов в минуту. При начитывании текста на пленку не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами.

Третий этап: наращивание темпа

Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту.

Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова.

Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно.

Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме.

Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса.

Четвертый этап: чтение-«схватывание»

Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст.

Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно.

И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать.

ЗА И ПРОТИВ

Плюсы методики

1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.

2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже.

3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.

4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.

5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно.

Минусы методики

1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.

2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.

3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.

Кому не стоит заниматься по Кушниру

Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.

Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.

Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мы учились читать сразу целыми словами. Очень успешно. И в школе все было просто: либо очень повезло, либо этот фонематический анализ для умеющих читать детей не страшен. На грамотности моих отпрысков это никак не отразилось.


Сын научился читать рано, сразу целыми словами, не по слогам. Но у него очень хорошая зрительная память: если он видит слово, то он сразу запоминает, как оно пишется. Некоторые слова произносит так, как они пишутся: говорил «яйцо», выделяя голосом «яй», сейчас часто слышу от него «сЕгодня», вместо привычного «сиводня». Логопед его слушала и сказала, что фонематический слух у сына «плоховато» развит. Но я подумала, что такие диагнозы четырехлетнему ребенку ставить рановато и внимания не обратила. А сейчас я вообще не понимаю, нужно ли нам делать упражнения на развитие фонематического слуха или нет. Ведь прекрасно читает и пишет! Видимо, этот анализ нужен, чтобы путался и безграмотно писал.


Наблюдая за сыном и его одноклассниками, вижу, что фонематический анализ и чтение от звука к букве отнимает массу сил у хорошо читающих детей, а нечитающих вообще вгоняет в ступор.


Мой Саня научился читать именно так сразу целыми словами. Оказывается, это методика Кушнира. Я не знала, просто все интуитивно делала правильно. Садилась рядом с ним и читала следя пальчиком по строкам. Самый подходящий вариант для него оказался. У нас, правда, бывают сложности с осознанием прочитанного, если вслух читаем. Или чтение и понимание, или громкое выразительное чтение в пустоту. Но, как я поняла, вслух читать и не нужно. Вот и хорошо!


Мне очень понравился метод Кушнира. Только моему сыну быстро надоело водить пальчиком по строкам. Не тот характер.


Старшего начинала учить читать с двух лет. К этому времени он знал (мог показать) все буквы. Пытались читать сразу целыми словами (по Доману), но дело не пошло. Сынок принципиально не понимал, зачем это надо. Ну, узнавал в три года несколько словечек из списка (папа, мама, собака, панда, яблоко и прочее), и все. Потом учились по таблице Зайцева. К сожалению, склеить кубики нам так и не удалось. К первому классу мы поняли, что читает он очень плохо. И его это не очень интересует. А потом нам попалась книжка «Капельки солнца». Стали читать вместе. Очень интересные тексты, сыну нравилось. И к весне он читал уже много, и книжки начали «толстеть». За «капельками» пошли веселые истории про детей, потом приключения, фантастика и прочее. В девять лет за два дня прочитал толстенный том «Гарри Поттера».


Мой сын пошел в первый класс. Я в шоке от новых методик обучения. Фонематический анализ! Для меня в университете фонетика была одним из самых трудных предметов. Бедные дети! Хорошо, мы научились читать заранее без всякой фонетики. А то бы к десятому классу, кроме азбуки, так бы ничего и не прочел.

На мой взгляд (филолога), именно обучение вдумчивому чтению про себя способствует развитию грамотности, чутью языка. А фонетику надо оставить до пятого класса.

ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ШКОЛЕ И ДОМА
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами... учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далёкие от наших глаз вещи...» Это раздумья о книге великого педагога и учёного 17 века Яна Амоса Коменского. В большинстве своём классики педагогической мысли придавали чтению, и именно детскому чтению, исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека - его интеллекта, воли, характера, психики. Сегодня педагоги по-прежнему убеждены в том, что одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление лично сти, является к н и г а. Последнее десятилетие социального и духовного разлома в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Из самой читающей страны мира Россия превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу. Частично, конечно, это объясняется объективными причинами: общим сокращением свободного времени, когда за бесчисленными делами на работе и дома не то что почитать - поесть некогда, распространением новых средств передачи информации. Телевидение, радио, Интернет доступны (может быть, даже слишком доступны) и стремительно входят в нашу жизнь. В результате первым отказывается от чтения молодое поколение. И это несёт в себе огромную опасность. Ведь книга - не только источник знаний (теперь таких источников масса, и нет оснований предпочитать только один из них на том основании, что так делали наши Щукина Юлия Вячеславовна
отцы и деды). Это часть нашего внутреннего мира, средство воспитания и развития эстетического чувства. Мне почему-то кажется, что произведение, прочитанное на мерцающем экране компьютера, производит иное впечатление, нежели толстый том, над которым до того смеялись и плакали десятки людей. Реальность, однако, такова, что молодёжь читает практически только произведения «модных» авторов, переводить бумагу на которые - часто только неоправданное изничтожение лесных ресурсов. Сегодня, говоря о чтении, его функции, его роли и месте в современной жизни, мы видим перед собой острую проблему, решать которую необходимо уже на государственном уровне. В современном обществе существуют два принципиально разных подхода психологов к чтению, к его смыслу и функциям. Один подход - сегодня очень распространённый - сводит чтение к получению информации, а информацию - к набору фактов, которые читатель узнаёт из текста. Определённая такими взглядами психолого-педагогическая практика формирует читателя поверхностного, некритического, нетворческого. Сторонники второго подхода, напротив, подчёркивают, что чтение - это сотворчество читателя с автором, что оно требует восприятия и понимания текста не только на уровне описанных фактов. По мнению педагогов, этот подход становится особенно важным, когда речь идёт о детском чтении и о чтении художественной литературы, где велика роль эмоционального сопереживания. Тем более, что сегодня обращает на себя внимание и тревожит тот факт, что дети стали хуже воспринимать художественные тексты. На то есть и объективные, и субъективные причины. Всё тот же возрастающий ритм жизни. Внедрение в быт ребёнка телевидения и компьютера, подготовка к школе вместо игры -всё это приводит к информационным перегрузкам и, как следствие, к снижению собственной познавательной активности. Родители смотрят на чтение исключительно как на получение ребёнком полезной информации. Детскую литературу они заменяют детскими энциклопедиями. Привыкая к фрагментарному, отрывочному тексту, к набору сведении, ребёнок уже не может видеть целостно и другие, в частности, художественные тексты. Не воспринимается подтекст, второй план, утомляют описания, авторские отступления; не возникает эмоционального Щукина Юлия Вячеславовна
отклика, сопереживания. Эти факторы, в свою очередь, определяют выбор литературы для чтения. Круг замыкается, и прорвать его может только специально организованный процесс воспитания маленького читателя, поскольку времена, когда это происходило естественным путём, к сожалению, прошли. Престиж чтения снижается - это уже факт на сегодняшний день, деловое (учебное) явно преобладает над свободным, а свободное - становится всё более развлекательным, частью массовой культуры. Неоспоримо сегодня то, что школа, в широком смысле слова, непосредственно влияет на объём и характер чтения. Именно школе принадлежит значимая роль воспитания талантливого читателя, ведь чтение - это искусство - процесс творческий, поэтому очень важно научить ребёнка читать правильно. Читать можно по-разному, - утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой - сто книжек в месяц, - скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово...» Для того, чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. Учиться читать надо всю жизнь! Основные взаимозависимые слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, интерес к литературному процессу - всё это воспитывает школа, в частности уроки литературы. Кто такой талантливый читатель? Это человек, умеющий самостоятельно выбирать книгу, составить список произведений по определённой теме и найти их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Талантливый, то есть творческий, читатель владеет привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. У него развиты потребность в чтении и навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания. Воспитать талантливого читателя - значит научить его методам работы с различными произведениями - конспектированием, цитированием, выписками, пользованием словарями, справочниками. Способность творческого чтения - важнейшая предпосылка общего становления и развития личности, одна из основ того духовного багажа, который Щукина Юлия Вячеславовна
предостережёт человека от разлагающего влияния «художественной» антикультуры и активизирует интерес к высокому искусству разных видов и жанров. Поэтому вызывает беспокойство спад интереса к чтению, особенно произведений высокого искусства именно в детстве, когда интенсивно формируется личность, её мировоззрение. С этим непосредственно связано всё то негативное в поведении подростков, юношества. Значение работы по воспитанию грамотного творческого читателя небывало возрастает сегодня, когда на головы юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для понимания которых нужны добротная подготовка, вкус, умение анализировать. Одна из высших радостей педагога - видеть, как ученик сам захлопывает дверь фабрики бестселлеров, чтоб зайти отвести душу к другу Бальзаку. Интенсивно развивающаяся в детстве личность нуждается в проявлении своих человеческих возможностей. Эстетическое восприятие и оценка художественного произведения, освоение жизни на этой основе эмоционально активно и, следовательно, даёт широкий простор для проявления человеческих возможностей. Духовная природа человека проявляется и обогащается в творческом чтении, т.е., читая, человек «осуществляет» себя. В.А. Сухомлинский сказал: «Чтение открывает перед детьми прежде всего мир собственной души, маленький человек познаёт величие человеческого духа, проникается чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей». Но это происходит только тогда, когда чтение становится потребностью, когда оно внутренне необходимо, личностно значимо. Необходимо помнить, что ядром творческого чтения является эстетическое восприятие произведения. Оно всегда содержательно и эмоционально. Это личностно окрашенное, индивидуально-неповторимое отношение к предмету восприятия, к его содержанию и форме. Эстетическое восприятие, как и художественный вкус, - категории мировоззренческие. Л.Н. Толстой писал: «Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны». Щукина Юлия Вячеславовна
Итак, воспитание творческого читателя, его художественного вкуса, понимания эстетической сущности и ценности произведений литературы имеет несомненное значение для того, чтобы уберечь учащихся от дурного чтива, чтобы повысить их интерес к тому, что составляет подлинное богатство духовной культуры народа, и усилить таким образом её воздействие на формирование мировоззренчески, нравственно зрелой личности школьника-читателя. В заключение хочется ещё раз обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашёл в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушёл в жизнь с пустой душой». Замечательные слова, в которых наша главная задача - задача педагогов - учить и учить приобщению к радостям жизни в мире книг. Чтение является сложно структурированной системой, что не может не отразиться на основных терминах. Среди них: читательская социализация, читательское развитие, культура чтения: читательское сознание и общение, читательская деятельность. Если читательская социализация – процесс и результат усвоения и воспроизведения опыта, накопленного человечеством в чтении, то читательское развитие – закономерные количественно-качественные изменения в личности читателя в ходе читательской социализации. Эти изменения происходят в трех сферах читательского развития (сознания, деятельности и общения), тесно связанных между собой. Культура чтения – совокупность достижений личности в читательском развитии, во всех трех ее сферах в соответствии с определенным этапом онтогенеза. Вывод: Учащиеся читают в основном программный материал, чаще увлекаются фантастикой, прислушиваются к рекомендациям учителей Существует немало методик, которые помогут ученику погрузиться в стать Щукина Юлия Вячеславовна
внимательным, увлеченным читателем. Рекомендации предлагаются для учителей и родителей.
Рекомендации

1. Игра в чтение
 Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш - ведущий программы "В гостях у сказки". Обычно дети с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Задания можно корректировать, подстраиваясь под домашнее задание в школе. Этот метод можно использовать и в школе - как один из вариантов опроса.  Объявите себя уставшей и попросите ребенка почитать что-нибудь "от усталости". К концу чтения "происходит чудо": мама выздоравливает от хандры.
2. Создавайте книги сами!
С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно - чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.
3. Метод Кассиля
Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.
4. Метод Искры Даунис (детского психолога)
Щукина Юлия Вячеславовна
Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то. Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино. Вариантов писем много - главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего. На уровне подсознания закрепляется связь: чтение - подарок - удовольствие.
5. Самый действенный прием - читайте сами!
На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов. И, конечно, ваш ребенок вряд ли захочет брать книги в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать. Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.
Как приучить к чтению подростка
Безусловно, воспитывать любовь к книге необходимо с раннего детства. А что делать, если малыш - уже далеко не малыш? Не станешь же с 15-летним верзилой играть в "подброшенное письмо" или читать ему на ночь сказки.Главное - не отчаиваться. Книголюба можно воспитывать в любом возрасте. Вот несколько советов. 
Беседуя

подростком,

приводите

примеры

книг
. Например, обсуждая какую-то ситуацию, можно сослаться на аналогичный пример из Щукина Юлия Вячеславовна
литературы. Со временем ребенок привыкнет обращаться к опыту литературных героев. 
Выбирайте

книги

учетом

интереса
ребенка. Если юноша отказывается читать, но с увлечением гоняет в компьютерные гонки, подберите книгу об автомобилях. Если девочка постоянно вертится возле зеркала, предложите ей почитать о стилях в модной индустрии. Благо, сейчас предостаточно любой литературы. Здесь важно не просто предложить книгу, но и обсудить ее потом. Пусть ваш ребенок расскажет о своем увлечении, и о том, что нового он узнал из книги. Начало положено, а это немаловажно! 
Собирайте домашнюю библиотеку
. Электронные книги, тем более аудиокниги хороши, когда процесс уже запущен. А пока любовь к книге только зарождается, лучше предлагать бумажные книги, с этим особым запахом типографской краски, шуршащими страницами. Пусть у подростка постепенно складывается своя библиотека, где будут присутствовать книги, которые ему интересны. И неважно, что это будет - собрание комиксов, детективы Донцовой или вампирские саги. У каждого любовь к чтению начинается с той особенной Книги, которая приоткрыла дверцу в чарующий мир Слова. А если ребенок уже начинает читать, рано или поздно такая Книга появится и у него.
Литература
1.Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я/И.И. Тихомирова. - 2004 2.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 2:Растим читателя-творца. - 2009 3.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 1:Чтение как творчество. - 2009 Щукина Юлия Вячеславовна
Щукина Юлия Вячеславовна