Комнатные растения        04.11.2019   

«Воспитание читателя – воспитание Человека». Воспитание будущего читателя

Как же воспитать читателя? Как привить любовь к книгам? Прежде всего скажу, что любовь нельзя привить, она просто может случиться или нет. А интересом можно заразить. Но только в том случае, если книги — часть и вашей жизни. Поэтому советы такие:
1. Если вам кажется, что нужно читать сказки Пушкина, но вам, родителю, они не понятны, не интересны, то не нужно сказок Пушкина. Читайте детям те книги, которые интересны и вам. Пусть это будет хоть инструкция для стиральной машинки. Пусть это будет что-то по физике. Пусть это будет справочник садовода. Если вы этим увлечены, ребенок почувствует ваш настрой, увидит как горят ваши глаза, будет стараться понять, что же здесь такого, что так маму или папу зацепило.

А тон вашего голоса, тембр, ритм речи — все будет направлено на то, чтобы увлечь малыша, заразить своей любовью. Только тогда он почувствует истинный интерес, увидит, какое удовольствие доставляет чтение и познание, а это прекрасный опыт.
2. Не делайте из чтения обязанность. Читать «не надо». Если для вас чтение — обязанность, если вы не чувствуете удовольствия, читая, а делаете это лишь для ребенка, то и для него это станет обязанностью, чем-то скучным.
3. Ответьте себе на вопрос: зачем я читаю? Зачем моему ребенку нужно читать книги? Нет такой цели: читать книги. Книги читают для чего-то. Если вам просто нужна информация, то ее можно получить очень разными способами, не обязательно читать. Если для вас чтение — это удовольствие, обучение, читайте вместе с ребенком.
Чтобы хорошо учиться, кстати, тоже не обязательно читать. Некрасивая правда состоит в том, что школа часто не способствует любви к литературе, но требует ее знания ради отметки. Это логично, что дети подстраиваются под эту кривую систему, читая краткое содержание и скачивая сочинения из интернета.
Если вы хотите подарить ребенку возможность получать удовольствие от чтения, покажите почему это любите вы. Покажите, что можно узнать из книг, как это может пригодиться, что это за инструмент такой — книга, для чего он. И этого будет достаточно.
4. Начинайте знакомить ребенка с книгами с самого раннего возраста. И не прекращайте читать вместе, как только он научится читать. Наоборот, как только это произойдет очень важно, чтобы вы читали ему много. Иначе чтение грозит быстро превратиться только в неподъемный труд. Ведь у него вначале будет получаться не слишком бегло, смысл ускользать, а в школе к чтению добавится новый минус — за чтение оценивают, читательские способности сравнивают. А куда же уходит удовольствие? Вот тут и происходит поломка у многих детей. Читайте со школьниками просто так, не требуя анализа текста, не задавая вопросов. Просто читайте вместе. Через какое-то время пробудится его естественная потребность читать самому.
5. Читайте только книги по возрасту и в соответствии с уровнем восприятия вашего ребенка. Если ваши друзья уже прочли с трехлеткой муми-троллей, а вы еще нет, не нужно соревноваться или считать своего ребенка отсталым.
6. Следуйте за способом чтения своего ребенка. Не стремитесь при совместном чтении закончить книгу во что бы то ни стало. Часто дети прерывают чтение вопросами, комментариями. Иногда история пробуждает в них какие-то воспоминания и им не терпится это тут же обсудить. Постарайтесь не раздражаться на это, не ругать ребенка за неусидчивость, не расстраиваться и не навешивать ярлыков «мой ребенок не любит читать». Наоборот, это говорит о том, что книга сделала свое дело — связала вас общей темой, пробудила в ребенке мысль и творчество. Некоторые дети (у меня такая дочь) во время чтения могут предложить: «Теперь я тебе буду читать». При этом читать они могут не уметь, но самозабвенно будут рассказывать вам разные истории, перелистывая страницы. Это тоже хорошо. Впрочем, если ваш ребенок всего этого не делает, это не означает, что книга ему бесполезна.
7. Обсуждайте прочитанное. Отвечайте на вопросы во время чтения и обсуждайте происходящее в книге. Например, так: «Как тебе кажется, почему Бенни забрал у братика соску и убежал?» В то же время не нужно устраивать допрос (особенно со школьниками осторожнее). Если видите, что ребенку сложно и не интересно такое общение, не настаивайте. Пусть это будет его тайной, что он понял в книге и какое впечатление она на него произвела. Если вам обоим интересно, то вы читаете «даром».
8. Не учите ребенка читать раньше, чем у него появится потребность в этом, возникнет интерес к буквам и словам. Это может отбить у него охоту к чтению в будущем. Естественная потребность читать у детей проявляется около 5-6 лет. Интерес к буквам не означает, что ребенок готов.
9. Говорите с ребенком. Обсуждайте ваш день, слушайте, что рассказывает он. Устная речь развивает мастерство рассказчика, ребенок сам становится сочинителем историй, а уж потом заинтересовывается тем, как это делают другие — писатели.
Слушайте ребенка внимательно, обращайтесь к нему в разговоре, обсуждайте с ним что-то, а не просто «воспитывайте» и давайте указания.
Основой успешного обучения чтению является хороший словарный запас, а он формируется благодаря разговорам. Он зависит от словарного запаса вашей семьи, круга общения ребенка, от тех книг, которые вы читаете вместе. к тому же, когда ребенок столкнется с большой литературой, чем меньше непонятных слов для него там будет, тем с большей вероятностью он втянется в книгу.
10. Помните, чтение — это удовольствие, а не работа. Все, что нужно родителю — это поддержать природный энтузиазм, не делать из чтения наказание, а из телевизора или планшета награду.

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ?

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения . Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа - спорт, и единственные книги в доме - кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом. Не забывайте о том, что личный пример родителя многое значит.

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни : через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первая книга может появиться уже где-то в 3-4 месяца. Это может быть пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик. Эти книжки можно жевать, а потом стирать, и я не бояться, что ребёнок откусит кусок странички. Книжки можно делать самим. Изготовление занимает максимум часа три: берёте квадратики ткани, разные по цвету и текстуре (бархат, драп, атлас и т.д.), вкладываете внутрь тонкий слой синтепона, чтобы странички были более упругими и не мялись. Сшиваете квадратики в виде книжки, а в середине каждой странички нашиваете аппликацию для одежды (такие аппликации продают в магазинах).

Первые книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев , но только под присмотром, так как в этом возрасте ребёнок грызёт гранит науки в прямом смысле. Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекались на вторую.

Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой? Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне - про еду и обжор, в ванной (предварительно заламинируйте лист!) - про грязнуль и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т.д. После этого в поэтическое воспитание ребёнка включаются все родственники, и весёлые рифмы будут сопровождать малыша весь день, что бы он ни делал.

Месяцев в 10 уже можно давать в рукипервые книжки со стихами . Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз. Постепенно приучайте малыша к правилу, если на вопли «поиграй» или «помоги» мама может и не отреагировать, то просьба «почитай» удовлетворяется всегда (в конце концов, маленькая книжечка отнимает от силы минуты 2 времени).

Есть дети, которые в процессе чтения пытаются попрыгать, покувыркаться, залезть маме на спину, переворачивать страничку раньше, чем Вы успеваете её дочитать и т.д. В этом случае заведите правило: читаем, только если ты сидишь. И пока не дочитана это страница - на следующую не переходим. Так книги не читают, и всё тут. Или мы будем читать правильно - или никак.

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь. Причём тут прыгать не позволяется. Можете посадить кроху себе на колени.

Превратите покупку книг в праздник . Например, раз в две недели ходите в книжный магазин вместе. Это - знаменательное событие. Заранее оговаривайте с малышом, сколько книг купите и про что. Бродите, выбирайте около получаса, а потом идите «отметить» покупку в ближайший кафетерий песочным колечком с орехами и соком. Пусть право на посещение книжного магазина ребёнок получает за какие-то заслуги: мужественно вёл себя на прививке, хорошо выступил на празднике в детском саду, выучил несколько цифр и т.п. Дома новая книга сразу прочитывается и детально рассматривается.

Книжки для очень подвижных детей должны быть с большим количеством картинок. А текст под иллюстрацией - минимален. Иначе у ребёнка ослабевает внимание. Хорошо помогает удержать непоседу, если Вы по тексту показываете на картинке, где что и где кто. «Где Карабас-Барабас? А где Буратино? Видишь, Карабас-Барабас рассердился. Посмотри, какое у него злое лицо. Покажи, как Карабас-Барабас рассердился. А почему он рассердился?».

Будьте привередливы к тексту и иллюстрациям , не покупайте книгу только из-за яркой обложки. Перечитывайте текст книги, просматривайте иллюстрации. Иллюстрации должны соответствовать тексту: если в книге говорится о злом Бармалее, то и лицо у Бармалея должно изображать злость. У многих сказок бывают разные концовки, на что надо обращать внимание. Скажем, имеется конец сказки «Морозко», где дочка-Ленивица привозит подарок от Мороза, который оказывается обычной сосулькой, и все над ней смеются. А есть концовка не для малышей: Ленивица замерзает в лесу, и её косточки привозят матери: «заголосила тут старуха, да поздно было».

Из этого можно вывести правило, что книги должны соответствовать уровню развития Вашего крохи . Кто-то уже в 2 года читает Носова, а кто-то в пять лет больше всего любит «Где обедал воробей». Если ребёнок сопротивляется определённой книге, значит он до неё ещё не дорос. Постараётесь достать адаптированную книгу, укороченный и упрощённый вариант.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы . Даже самый неусидчивый ребёнок завораживается, глядя на статичные картинки на стене его комнаты. К тому же, просмотр диафильмов - это таинственный ритуал: мама или папа задёргивают шторы, достают проектор, что-то налаживают… и начинается…

Обратите внимание на книги с наклейками . Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать и играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, пусть каждый прочитает наизусть короткое стихотворение про каждую игрушку. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу… А ещё продаются книги на СD . Здесь важна последовательность: сначала Вы читаете ребёнку раз пять книгу. Потом включаете диск и показываете малышу, что запись точно соответствует тексту и иллюстрациям в книге. Обычно раза с третьего прослушивания ребёнок понимает смысл действа. Здесь Ваш ребёнок найдёт весёлые мелодии, разыгранные по ролям стихи и песни.

Попробуйте сами писать книги . Например, если в магазинах нет ни единой книги о том, как мальчик должен помогать маме и папе, соберите из всех книг про самостоятельность девочек и переделайте их в стихи про самостоятельность мальчиков. Можете сочинить их сами, потом распечатайте стихи, сформируйте книжку формата А5 (сложенный пополам лист из альбома для рисования). Иллюстрации частично вырежете из старых журналов, частично нарисуйте от руки. И «выпускайте» собственные книги: про зимние развлечения, про Рождество, про весну, про детский сад и т.д. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём - составлять книги вместе с ребёнком. Например, если Вы недавно ходили на выставку кошек, то сделайте вместе с ребёнком об этом книгу. Садитесь рисовать и изобразите всё, что Вы делали утром. Пусть малыш на небольших листочках рисует: это - мы идём смотреть, это - дом, где были кошки. Это - кошки в клетках. А это - самая красивая белая кошка. Потом рисунки скрепите, подпишите текст. Получается книжка-малышка о хорошо проведённом воскресенье. А ещё можно лепить сказку из пластилина, устраивать кукольный театр на дому или ходить в настоящий театр. Единственное, что мало способствует приучению к чтению - телевизор . Большинство родителей отмечают, что те сказки, что есть в виде мультфильмов, дети реже просят читать.

Не торопите кроху. Позвольте ему просто слушать сказку, воспринимать её сначала как нечто волшебное, а затем и самому принимать участие в процессе чтения. Например, Вы просите малыша пересказать прочитанное, а он мнётся, бормочет. Вы раздражаетесь, забывая, что кроха всегда чувствует Ваше настроение. Вы начинаете сомневаться: «Может, он плохо понимает, что ему говорят, или у него проблемы с восприятием или слухом, а может, он слишком медлительный?» Во-первых, у каждого малыша свой ритм. К тому же, слушая сказку, ребёнок ждёт любимый момент или наслаждается описанием замка. Он всё прекрасно понимает, но позвольте ему приобщаться к чтению в своём темпе.

Позвольте малышу рассматривать книги. Не ругайте его за выдумки, если он водит пальчиком вдоль строчки и говорит, что может «всё-всё здесь прочесть». Дети - настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего мира.

Не покупайте слишком много книг. Заставить шкаф в детской литературой - ещё не означает добиться интереса к книгам.

Часто ребятишки просят прочитать одну и ту же сказку. Скоро кроха начнёт Вас исправлять: «Ты пропустила кусок!», потом - перебивать: «Дай-ка посмотреть, как пишется». Со временем малыш захочет читать вместе: следить по строчкам за Вами или всего лишь делать вид. А когда выучит буквы, Вы непременно услышите: «Дай мне прочесть. Я уже знаю это слово».

Дети по природе любознательны, поощряйте их попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес малыша может сыграть решающую роль в пристрастии к чтению.

Читайте с ребёнком регулярно. 15 минут сказки перед сном - пусть это будет добрая традиция.

И ещё, важный момент - надо прививать и культуру обращения с книгами . Рисование в книжках пресекается сразу и жёстко. Книги нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе «они обижаются и уходят к другим детям». Книги должны находиться в пределах досягаемости ребёнка. Пока книг мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению.

Итак, чтение книг помогает…

· Расширяет кругозор

· Служит развлечением

· Обогащает словарный запас

· Развивает навык внимательности и усидчивости

· Тренирует память

· Развивает творческие способности

· Компенсирует возможный недостаток общения

· Развивает воображение

· Воспитывает моральные ценности

Работа над ошибками

1. Не используйте чтение как награду («Убери игрушки, тогда почитаю») или наказание («Не хулигань, а то вечером не прочту тебе сказку»)

2. Не превращайте чтение в экзамен («А теперь скажи, кто отравил Белоснежку. Ты не помнишь? Ну тогда давай ещё раз прочтём»). В таком случае ребёнок уже не думает о сказке. Он изо всех сил напрягается, чтобы вспомнить подробности, боясь разочаровать маму или папу. Вы преследуете благородную цель, развивая память малыша. Но такие допросы с пристрастием могут напрочь отбить охоту брать книгу в руки.

3. Не превращайте телевизор в запретный плод. Поступая так, Вы лишь подогреваете интерес ребёнка. Кроха начнёт думать, что телевизор - подарок к празднику, и отношение к нему будет соответствующее.




Формы работы с книгой: Рекомендательный список литературы для сверстников Участие в общешкольных мероприятиях Интеллектуальные игры Конкурс сочинений о чтении, книге и библиотеке Реклама книги Презентация книги Неделя детской книги Аннотация на книгу «Уроки громкого чтения» «Уроки тихого чтения»


Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус. Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус.



Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками; Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками;


Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций.








Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы. Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы.


Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы. Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы.


Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др. Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др.



Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10% Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10%





Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека. Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека.


Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца! Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца!




Из опыта работы
учителя литературы высшей категории
Майоровой Светланы Станиславовны
ГБОУ Гимназия №-205
Г.Санкт-Петербург

Те из наших учеников, кто открыл
книгу без нашей помощи, будут
и дальше читать, как читали. Наши
самые яркие объяснения, как маяки,
помогут самым любознательным
из них ориентироваться в океане
чтения.
Даниэль Пеннак

Как часто мы, учителя литературы, сетуем на то, что дети не читают. Проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя литературы - воспитать читателя, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения?

Проработав в школе 21 год, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению классики учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературы. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе».

Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок литературы к своим ученикам, которых знаю уже несколько лет, или к тем, кого вижу впервые.

На своих уроках стараюсь использовать разные виды чтения:

  • вслух (учителем или заранее подготовленными учащимися);
  • про себя (самостоятельно или вслед за учителем);
  • по ролям;
  • выборочное;
  • чтение вслух по кругу;
  • и др.

Всегда помню о том, что чтение должно быть действенным, поэтому в работе с детьми мне помогают приёмы активизации внимания, которые по сути являются начальным этапом анализа произведения:

  • читаем и подчёркиваем;
  • читаем и выписываем;
  • читаем и формулируем (вопросы, проблемы, задания);
  • читаем и составляем тест;
  • читаем и подбираем ассоциативные ряды;
  • читаем по кругу;
  • читаем и рисуем.

Расскажу о двух, наиболее эффективных.

Чтение по кругу - приём, который можно использовать как в 5 классе, так и в 11 классе. Как говорит петербургский учитель-методист И.А.Мухина, «организация урока начинается с организации пространства». Поэтому при чтении эпизода «Убийство старухи процентщицы» из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ученики садятся вокруг (или по периметру) большого стола, и каждый читает свой отрывок эпизода. Учитывая, что дети в последнее время вслух читают плохо, заранее распечатываю каждому его отрывок и даю домашнее задание - подготовить выразительное чтение и выписать в тетрадь толкование незнакомых слов из словаря. Чтение на уроке проводится без комментариев учителя. Домашнее задание после такого урока может быть дифференцированным. Приём помогает глубоко почувствовать силу психологизма Достоевского. Термин «психологизм» ввожу на следующем уроке.

Приём чтение и рисование использую во всех классах с 5 по 11. Например, в 5 классе создаём палитру рассказа Набокова «Обида» и пишем на ней средства художественной выразительности. Дома (или в классе) ученики отвечают на вопрос: зачем писателю понадобилось так много красок?

К 9 классу ученики, работающие регулярно с рисунками , способны создавать эйдос-конспекты - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

Достоинство этого приёма в том, что задействован весь класс, а значит, работа каждого будет оценена. Кроме того, сочетание чтения и творчества помогает учителю проверить уровень восприятия произведения учителю, а ученикам - по-новому взглянуть на сам процесс чтения.

В своей работе руководствуюсь пятью «не бойтесь»:

  • не бойтесь, если летом дети не прочитали «книги по списку»;
  • не бойтесь читать своим ученикам вслух (даже - и особенно - старшеклассникам);
  • не бойтесь делать паузы во время урока;
  • не бойтесь вовремя остановиться и оставить ребёнка-читателя наедине с книгой;
  • не бойтесь читать то, что читают ваши ученики, и обмениваться с ними впечатлениями о прочитанном.

Как часто слышу от своих учеников: - это читать просто невозможно, тем более летом!» На вопрос: «Кто всё-таки прочитал?» - поднимаются 1-2 руки, и слышится комментарий: «Думал, умру со скуки». Ничего не говорю, улыбаюсь и… начинаю читать поэму с самого начала, медленно, без комментариев и обязательно с выражением, ведь пока только я знаю, что Гоголя без выражения читать нельзя. Педагогическое терпение подсказывает мне, что надо читать и ждать, потому что «любознательность не вынуждают, её пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий» (Пеннак).

А потом делаю паузу (на самом, как мне кажется, интересном для них), даю задание, в котором обязательно должна проявиться связь «я и автор» или «я и герой» и жду… следующего урока. Наблюдаю небольшой прогресс: почти все готовы самостоятельно читать «Мёртвые души» и делиться со мной своими открытиями. По результатам творческих работ учащихся вижу, что книга прочитана, понята и уже не вызывает такого скептического к себе отношения, потому что найдено самое главное - её актуальность, связь с читательским «Я» каждого, а значит, понимание её права называться классикой. Работая с детьми, всегда помню слова французского писателя, педагога Даниэля Пеннака: «Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться».

В своей работе уже много лет использую элементы французских мастерских.

Опираясь на труды Л.Выготского, развиваю у своих учеников ассоциативное мышление, эмоциональное восприятие и воображение. Любой анализ художественного произведения начинаю с поиска, со столкновения «двух эмоциональных полюсов» (Выготский).

Поисковый метод стал основным в моей работе с гимназистами. Развивая аналитическое мышление, готовлю своих учеников к участию в исследованиях и проектах, ведь высшая награда для ученика и учителя - стать коллегами-филологами, показать своё со-творчество.

Сколько книг прочитали мои ученики благодаря урокам литературы! Сколько книг прочитала я благодаря моим ученикам-исследователям! Мы вместе расширяем наш круг чтения, что помогает работать над такими темами, как «Утопия алчности» или роман об Идеальном человеке?

(По роману Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».)», «Тема детства в современной литературе (по романам Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Василия Аксёнова «Ленд-лизовские»).

И снова я иду к ученикам, чтобы посвятить их в таинство чтения и вместе постичь то «чудное мгновенье», когда они сами становятся творцами.

17.11.2015

На вопрос, который не задаёт только ленивый, - «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Дискуссии на Втором педагогическом форуме во Владимире и IX Ассамблее Русского мира в Суздале наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смысловому восприятию текста.

Наталья Кулибина, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, начальник научно-методического отдела по русскому языку

«Сограждане, поздравляю!

Мы с литературой, но… без читателя!»

Дм. Быков

Грустный вывод, сделанный Дмитрием Быковым несколько лет тому назад, остается актуальным и сегодня. Мероприятия и это только подтвердили. «Вечные ценности русской литературы» (тема Ассамблеи) остаются для большинства подрастающего поколения, по словам , «в прихожей цивилизации» .

На вопрос, который не задаёт только ленивый, – «почему дети не читают?» есть очень простой ответ: «Потому что их этому не учат!» Ни дома, ни в школе. Понимаю, что моя позиция весьма уязвима, потому что я не работаю в школе, не знаю школьной программы по русскому и литературе, но могу судить по результатам, так как преподаю в вузе.

Второй педагогический форум и IX Ассамблея Русского мира, несмотря на обилие ярких положительных впечатлений, одним из которых было Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со словами «литература огромным куполом поднялась над Русью, став щитом её единства, её нравственности» , сказанными о давно прошедшем времени, лишь подтвердили мои неутешительные выводы.

Дискуссии на секции форума «Развитие читательской культуры», круглом столе Ассамблеи «Чтение и литература: чему учить?», а также просто разговоры в кулуарах с участниками – учителями-словесниками, преподавателями вузов, неравнодушными и заинтересованными – наглядно показали, что в школьной программе нет места обучению смыслового восприятия текста (обучение технике чтения в начальной школе не в счёт).

Школьный курс литературы предполагает изучение истории и теории литературы, а не самой литературы. Он требует от учителя, а тот, в свою очередь, – от ученика, прежде всего, литературоведческого анализа художественного произведения. Важно знать, к какому литературному направлению принадлежит тот или иной писатель, уметь интерпретировать художественное произведение в литературоведческих категориях и т. п. Причём выполнять это необходимо по готовым образцам, представленным в учебниках и научных изданиях. Самостоятельное понимание текста художественного произведения не приветствуется, поиски смысла отдельных текстовых единиц (как сказано и почему так сказано?) и всего текста в целом попросту выпадают из этой стройной конструкции.

В своё время ещё Г. И. Богин в своей книге «Филологическая герменевтика» писал, что мы постоянно наблюдаем, как люди анализируют тексты, предварительно не прочитав, не поняв их. Думаю, школьные учителя-словесники и преподаватели вузов, где в том или ином объёме изучается литература, могут привести немало таких примеров. Другое дело, как их оценить: как нормальное явление (аналогично запоминанию таблицы умножения или периодической таблицы Менделеева) или как трату сил и времени, в результате внушающую стойкое отвращение к этому виду деятельности.

Прекрасно понимаю, какую бурю возмущения вызовут эти слова у многих представителей педагогического сообщества, особенно его литературоведческой части. Очень хочу, чтобы меня поняли правильно: пафос направлен не против коллег – учителей и преподавателей литературы, а против сложившейся в образовании ситуации, которая вынуждает их действовать таким образом, нередко против их воли.

На заседаниях секции форума и круглого стола Ассамблеи были выступления замечательных учителей литературы, которые вынуждены выносить занятия, направленные на формирование интереса школьников к литературе, за пределы обязательных уроков и собственно программы по литературе.

Кто-то ставит спектакли по произведениям классиков, вовлекая в кастинг на роль, например, Хлестакова чуть ли не всех восьмиклассников мужского пола, причём тех, у кого совсем нет актёрских данных, записывают в комиссию экспертов. У кого-то ученики составляют карту Москвы Грибоедова, что требует, конечно, поездок по городу, экскурсий, «изучающего» чтения текстов, направленного на поиск адресов, и пр. В другой школе издаётся литературный журнал, а ещё в одной создается литературный музей…

Спектакли, журналы, музеи, экскурсии – всё это очень интересно и, безусловно, полезно для подрастающего поколения, но весьма опосредованно влияет на развитие у учащихся умения смыслового восприятия текстов, так необходимого любому образованному и культурному человеку (см. «Письма о добром и прекрасном» Дм. С. Лихачёва), на формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы и осознание того, какое это удовольствие – читать книги!

Симптоматично, что победителем в конкурсе секции «Развитие читательской культуры» Второго педагогического форума, на которой были представлены все те проекты учителей литературы, о которых я писала выше, стал проект «Янтарь – дар солнца», представленный учителями химии и географии(!). Это – словарь, в котором ученики обобщают (работа ещё продолжается) различную информацию о янтаре: химические и физические свойства, географию распространения, медицинские рекомендации по применению, фотографии украшений с янтарём и т. п.

Этакое «протестное» голосование: все представленные проекты не имеют отношения к воспитанию читателя, возвращению его к великой русской литературе, но «Янтарь – дар солнца» ‒ оригинальный проект, демонстрирующий, к тому же, межпредметные связи!

На этой секции был и мой доклад «Как вернуть нашей великой литературе читателя?» По просьбе аудитории, во второй день работы форума мне было предоставлено время для показа фрагмента урока, что я с удовольствием и сделала: провела «открытый урок» по стихотворению А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Надо сказать, что урок по этому стихотворению является как бы визитной карточкой моей методики обучения пониманию текстов, я проводила его не одну сотню раз в самых разных аудиториях (российских и зарубежных школьников, студентов, преподавателей), но таких вопросов, а точнее, замечаний, как в этот раз, не было никогда.

Коллегу-литературоведа (не знаю, школьного или вузовского) возмутил тот факт, что я взяла вариант текста 1911 года (сборник «Вечер»), а не 1966 (сборник «Бег времени»). «Приговор» прозвучал так: «Вы не имеете права брать неканонический вариант текста» . Различия вариантов касаются одной строчки, даже одного слова:

Смуглый отрок бродил по аллеям

У озёрных глухих берегов... (1911)

У озёрных грустил берегов... (1966).

Благодаря первоначальному варианту стихотворения (1911 ‒ год написания стихотворения), опубликованному в сборнике «Вечер» 1912 года, читатель получает возможность самостоятельно понять, что отрок выбирает тихие, безлюдные, заросшие берега, места уединённые, где можно без помех думать, мечтать, грустить… а также предположить, что бродил он осенью, когда и шума птиц в парке уже нет, они улетели… (этот прогноз подтверждается в следующих стоках: шелест шагов).

После всей этой работы я всегда предлагаю вариант «Бега времени» (1966) и спрашиваю, какой больше нравится? Все без исключения школьники и студенты выбирают первый вариант, объясняя, что он позволяет «больше думать» , а что отрок грустил, и так понятно (сам глагол уже не нужен). Взрослые слушатели не так единодушны: кто-то под давлением авторитета великой Ахматовой соглашается с ней и выбирает второй вариант, а кто-то простодушно признаётся, что глагол «грустил» легче объяснить, чем прилагательное «глухих». Показательно, что юным читателям не нравится то, что проще, они предпочитают «много думать». Но моё объяснение не удовлетворило коллегу-литературоведа.

Второе замечание, также из стана литературоведов, касалось моего предложения подобрать синонимы к слову отрок , чтобы понять смысл его употребления в этом контексте, точнее, того, что ближайшим синонимом оказалось слово подросток .

Сопоставление характеристик двух слов (отрок – устаревшее, редкое, книжное; подросток – нейтральное, общеупотребительное, частотное) позволяет читателю сделать вывод: «отрок жил давно» , «это редкое слово для редкого человека» , «подростков много, а отрок один» , «она хочет сказать, что он необыкновенный» (реальные ответы учащихся). Эти рассуждения приближают читателя к пониманию того, кто герой стихотворения.

Однако коллега-литературовед настаивал, что нельзя (!) использовать слово подросток на том основании, что оно… «нарушает стихотворный размер» (в нём три слога, а в отроке – два) и лучше взять слово… парень . Мои доводы, что я не переписываю стихотворение, а слово парень не является синонимом к слову отрок , приняты не были.

И прежде мне приходилось выслушивать авторитарные суждения литературоведов, претендующих на монопольное право истолкования художественных произведений, но то, с чем я столкнулась на этот раз, произвело неизгладимое впечатление. Подавляющее большинство участников секции, школьные учителя русского языка и литературы, по крайней мере, те, кто высказал мне своё мнение, не приняли аргументов литературоведов и заинтересовались моей методикой обучения пониманию. Вопросы, которые они задавали, свидетельствуют о желании включить её в свою педагогическую практику.

Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения

Уроки чтения, которые я предлагаю (обучение смысловому восприятию, пониманию текстов), ориентированы на непосредственную работу с художественным текстом. Литературоведческий подход – на анализ художественного произведения, в который, помимо текста, входят ещё и биография автора, прототипы героев и событий, исследования специалистов, переложения на язык других видов искусства (экранизации, театральные постановки и пр.) и многое другое, что остается вне поля зрения обычного читателя, даже квалифицированного.

Эти подходы вполне могут ужиться в рамках одной учебной дисциплины – литературы. Сначала понимание текста, а потом ‒ любой из видов его анализа, но не наоборот и не вместо чтения.

Уроки чтения, о которых я говорила в давней лекции, размещённой , сегодня жизненно необходимы, в противном случае наша литература навсегда останется без читателя. Но не хочется заканчивать статью на грустной ноте…

Уроки чтения ведь могут быть не только в школе, а, например, как мобильные приложения в смартфоне или планшете, а ещё как видеоуроки ‒ онлайн-сервисы, которые можно скачать на свой компьютер.

Закачал аудио- или видеофайл с интересным текстом – и учись читать, точнее, читай и думай над тем, что читаешь, но только «с чувством, с толком, с расстановкой»… Этакий маленький «праздник, который всегда с тобой»!

Мы работаем над этим!