Необычные растения        08.04.2019   

Воспитательное значение народных игр. Запреты должны быть обоснованными. Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Гузалия
Воспитательное значение народных игр

Нет ни одного народа , который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание , осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает , что следует пренебрегать опытом воспитания , который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности : это устное народное творчество , музыкальное народное творчество , народные игры , праздники, декоративно-прикладное искусство традиции и обычаи.

Очень большое воспитательное значение имеют народные игры . Ещё в девятнадцатом веке Е. А. Покровский, врач-гигиенист, педагог и этнограф, составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887, в котором, прежде всего, раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия ,памяти, воображения ребенка, его находчивости, остроумия, догадливости, смелости, мужестве, желание, обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры , рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их» . Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению. Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство - самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых народных игр , наполняет их новым содержанием отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток («Маляр и краски» татарская («Любишь-не любишь» русская(«Тилирам» чувашская);соревновательного задора («Перехватчики» русская («Луна и солнце?» чувашская); движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами («Золотые ворота» русская, («Водяной» удмуртская); заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками («Яков, где ты?» русская, («Рыбки» чувашская).

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба» , «Скачки на конях» татарские). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей («Тимербай» татарская, «Горелки» русская). Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре , но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» татарская, «Каравай» русская).

Подвижные народные игры требуют от участников быстроты : быстро убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуки, зрительные тактильные сигналы(«Расходитесь» чувашская, «Жмурки» русская, «Скок-перескок» татарская).Постоянно изменяющаяся обстановка в игре требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости («Умей быть ловким» чувашская).Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу («Цепи кованы» русская, «Тилирам» чувашская).Игры с частым повторением напряженных действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии развивают выносливость организма («Море волнуется» русская).Игры, связанные с частыми изменениями направления движений, способствуют воспитанию гибкости тела .

Велико значение народной игры в нравственном воспитании ребенка . Подвижные игры носят коллективный характер связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга, в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми.

Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования,а именно с метанием предметов на дальность(«Сбей городок» русская, «Кто дальше бросит?» татарская, «Летучая мышь» чувашская) ,игры с перетягиванием(«Татарская борьба» , игры с бегом («Расходитесь» чувашская, «Скачи на конях» татарская).Они просты и доступны детям дошкольного возраста, приучают их к анализу своих движений, сравнению с действиями других детей. Эти игры воспитывают в детях честность , дисциплинированность, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях.

Среди народных игр выделяются хороводные игры. Они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. В хороводах передается веселье, душа предков («Луж-лужочек» русская)

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

воспитание

воспитания, мн. нет, ср. (книжн.).

    Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание.

    перен. Систематическое воздействие на развитие класса, общества в каком-н. отношении. Воспитание масс. Политическое воспитание.

    Обладание навыками, отвечающими требованиям, предъявляемым средой. Быть коммунистом - это значит давать пример воспитания и дисциплины. Ленин.

    В буржуазном обществе - светская воспитанность. Человек без воспитания.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

воспитание

    1. Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

      Обучение навыкам какой-л. профессии, совершенствование профессионального мастерства.

  1. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

воспитание

целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Воспитание

процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

В. тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды ≈ печать, радио, телевидение (см. также Социализация). На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Основные виды В. ≈ семейное, или домашнее (см. Семейное воспитание), и общественное (общественно-организованное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.

В. ≈ всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются В. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, В. имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитии физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам В. существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений. Разоблачая идеологов буржуазии, отрицавших эту зависимость, К. Маркс и Ф. Энгельс писали в «Манифесте Коммунистической партии»: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т.д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 443).

В первобытном обществе В. ещё не носило характера специфической деятельности, оно ограничивалось простым усвоением жизненно-практического опыта старших поколений младшими. В. осуществлялось главным образом в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было направлено прежде всего на физическое развитие подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками. Опыт В. обобщался тогда в виде житейских правил, которые устно передавались из поколения в поколение. Поскольку в первобытном обществе не существовало классов, все дети получали примерно одинаковое В. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило некоторые различия в В. мальчиков и девочек.

С возникновением классов В. становится классовым; класс эксплуататоров использует его для укрепления своего господства. Знатные и богатые «свободные» люди Древней Греции и Рима получали разностороннее по тому времени В. и образование в различных учебно-воспитательных учреждениях. В. рабов и их детей ограничивалось подготовкой к тяжёлому физическому труду. Таким образом В. усиливало и закрепляло исторически возникшее в классовом обществе разделение физического и умственного труда.

При феодализме В. носило ярко выраженный сословный характер. В. детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы. Так, дети светских феодалов получали преимущественно рыцарское В. Дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. Дети ремесленников в ранний период средневековья также получали подготовку к жизни в своих семьях: позднее, в связи с развитием ремесла и торговли, появились цеховые школы для детей ремесленников и гильдейские школы для детей торговцев. Во всех школах большое место занимало религиозное воспитание. Ф. Энгельс указывал, что в период средневековья «... монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» (там же, т. 7, с. 360). Религия была объявлена единственным источником истины, наука рассматривалась как «служанка религии». Средствами воспитательного воздействия церкви являлись богослужение, проповеди, поучения, исповедь.

В буржуазном обществе на смену сословной школе приходит школа классовая. Буржуазное В., проникнутое частнособственнической, стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия. Дети имущих классов, которых готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее В. в привилегированных учебных заведениях. В школах для народа, по выражению В. И. Ленина, детей рабочих и крестьян «... не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 303).

В современных условиях в капиталистических странах углубляется дифференциация В. различных социальных групп населения. Господствующая система как в государственных, так и в частно-предпринимательских учебных заведениях носит классовый характер и приводит, как правило, к раздельному обучению и В. детей имущих и неимущих слоёв населения в разных типах школ. На основе отбора («измерения интеллекта» путём так называемых тестовых испытаний) дети состоятельных кругов общества, имеющие возможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в привилегированные средние школы, открывающие доступ к высшему образованию, детям из менее обеспеченных семей доступ к высшему образованию затруднён. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув острой критике буржуазное В., выдвинули принципы нового, пролетарского В., которые в дальнейшем стали программными требованиями социалистов и коммунистов в области народного образования.

В первые годы строительства социализма в СССР В. И. Ленин говорил: «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества» (там же, с. 301). В своей речи на 3-м съезде РКСМ (1920) В. И. Ленин выдвинул основные задачи В. человека нового, социалистического общества: формирование научного мировоззрения на основе овладения и критического освоения всего богатства знаний, накопленного человечеством; В. молодёжи в труде, ибо «только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами» (там же, с. 317); В. коммунистической нравственности, в основе которой лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.

Основные принципы В. детей и юношества в социалистическом обществе: связь В. с жизнью, с практикой коммунистического строительства, В. в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность и систематичность процесса В., учёт возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы В. Особенно большое место занимают методы убеждения и упражнения в процессе организации разнообразной деятельности воспитанников. К методам педагогического воздействия относятся также поощрение и наказание.

Вопросы теории и методики коммунистического В. наиболее полно и последовательно раскрыты в трудах Н. К. Крупской, М. И. Калинина, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и других советских педагогов и партийных деятелей.

В социалистических странах создана широкая сеть государственных воспитательных учреждений, в которых В. осуществляется планомерно и систематически, по определённым программам, людьми, получившими специальную педагогическую подготовку (см. Воспитатель). В дошкольном воспитании детей значительная роль принадлежит дошкольным учреждениям. Среди учебно-воспитательных учреждений важнейшее место занимает школа . Научность и коммунистическая идейность преподавания основ наук, эффективность различных приёмов и методов обучения, развивающих самостоятельность, инициативу и познавательные способности учащихся, правильная организация уроков, взаимопомощь в учении, рациональный режим учебной работы и, наконец, влияние личности учителя ≈ всё это способствует решению воспитательных задач. Вместе со школой В. детей и подростков ведут внешкольные учреждения . Большая воспитательная работа проводится в школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях и т.д. Активное участие в В. детей и молодёжи принимают пионерская и комсомольская организации. Значительную роль в формировании мировоззрения и морального облика молодых людей играют высшие учебные заведения.

Воспитательное воздействие на человека оказывается и в зрелые годы. В. взрослых осуществляется в процессе их производственной и общественной жизни, а также в результате воспитательной работы, проводимой партийными, государственными и общественными организациями, культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, клубами, дворцами и домами культуры, музеями, лекториями и т.д.).

На современном этапе строительства коммунизма в СССР главным в идеологической работе является «... воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры» (Программа КПСС, 1969, с. 117).

Формирование нового человека ≈ строителя коммунистического общества ≈ главная цель коммунистического воспитания, которое предполагает выработку научно-материалистического мировоззрения, превращение норм коммунистической морали в личные убеждения и правила повседневного поведения, интернациональное В. в духе дружбы народов, всестороннее развитие духовных и физических способностей людей, В. у них высоких эстетических вкусов. Всестороннее развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, становится реальным благодаря равным возможностям, которые представляются каждому члену социалистического общества для творческого труда и образования, для развития индивидуальных способностей и дарований во всех областях производства, науки и культуры.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968; Ленин и проблемы народного образования, М., 1961; Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, пункт 1, 2; Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957; Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958; Шацкий С. Т., Избр. педагогические сочинения, М., 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1962.

Н. И. Болдырев.

Википедия

Воспитание (журнал)

«Воспита́ние» - журнал для родителей и наставников, выходивший ежемесячно с 1860 по 1863 год.

Воспитание (значения)

Воспитание :

  • Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
  • Воспитание - журнал для родителей и наставников, выходивший ежемесячно с 1860 по 1863 год.

Воспитание

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка . По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. В английском языке отсутствует аналог русскому слову «воспитание». Русское слово «воспитывать» будет переводиться на английский множеством других слов – обучать, тренировать, ставить на ноги и т.д.).

С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев.

При этом трудно говорить о социализации как о воспитании применительно к традиционным культурам.

В современных обществах выработан набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти. Такие практики социализации детей носят системный характер и называются методами воспитания. Появляется профессия воспитателя или учителя, чья деятельность состоит исключительно в воспитании и обучении детей. Этим современные общества принципиально отличаются от традиционных культур, где социализация детей проводилась всеми членами племени или деревни просто как часть обычной жизни общины.

Необходимо заметить, что некоторые начала воспитательных технологий существовали и в традиционных первобытно-общинных сообществах в виде института возрастных инициаций мальчиков.

Примеры употребления слова воспитание в литературе.

Если светское воспитание Лоры Абердин началось, когда она еще не достигла совершеннолетия, и продолжалось год, то сейчас ей было не больше двадцати трех лет.

Большое внимание уделено в книге становлению и воспитанию молодых воздушных бойцов, авангардной роли коммунистов и комсомольцев в боевых делах.

Мы должны признать условную рациональность строгого обращения с ребенком, если надеемся убедить педагога, вынужденного применять авторитарный метод воспитания , в возможности обойтись без такого метода на основе профилактики невротических состояний.

Талантливый слесарь, талантливый электросварщик, талантливый агротехник, талантливый животновод - вот идеал нашего воспитания , и я глубоко верю в этот идеал.

Ее можно, конечно, улучшить, сделать более соответствующей условиям нашей Московской области путем отбора и гибридизации и в то же время, соответственно ее требованиям, создать высокую агротехнику, которая и будет являться фоном воспитания , условием, которое формирует породу.

Яровизация зерновых культур, яровизация картофеля, летние посадки картофеля, выращивание семян на высоком агротехническом фоне с целью воспитания высокоурожайных свойств у них и многие другие приемы проверены на миллионах гектаров, и в высокой эффективности их не сомневаются ни агрономы ни рядовые колхозники.

На следующий день вундеркинд и акселерат Алешка воспользовался отсутствием Нури, чтобы внести свою, не предусмотренную программой лепту в дело экологического воспитания молодого поколения.

На следующий день вундеркинд и акселерат Алешка воспользовался отсутствием Нури, чтобы внести свою не предусмотренную программой лепту в дело экологического воспитания молодого поколения.

Наши успехи в разработке программы воспитания юных субоперантов встречены с восхищением, равно как и новые школы для акселератов ВЭ и телепатические тренировки.

Гемэлиел, ныне очень редко наслаждавшийся беседой со своим старым другом коммодором, вступил не так давно в дружескую компанию, состоящую из цирюльника, аптекаря, адвоката и приходского сборщика акциза, с которыми имел обыкновение проводить вечер у Танли и прислушиваться к их спорам о философии и политике с большим удовольствием и пользой, в то время как его повелительница правила по обыкновению дома, посещала с большою помпою соседей и главной своей заботой почитала воспитание возлюбленного своего сына Гема, который был теперь четырнадцати лет от роду и отличался столь порочным нравом, что, несмотря на влияние и авторитет матери, его не только ненавидели, но и презирали как в стенах, так и за стенами дома.

Весьма правдоподобно, что добрый господь бог, узрев две души с благородными именами, соединенные узами священного таинства, приумножает их доходы и ниспосылает им на воспитание ангелочка, назначение которого - поддерживать фамильную славу своими добродетелями, хорошими манерами и красотой.

Однако во имя воспитания полноценного члена коммунистического общества, думая прежде всего о нем, о моем сыне, я готов простить свою заблудшую, легкомысленную и обманутую жену, дабы она вернулась с сыном домой, если академик Анисимов найдет в себе порядочности не препятствовать этому.

Постоянно следует учитывать возможность построения новых двоичных систем, не переданных по традиции, а созданных по архетипическим нормам, опирающимся и на направленное социальное воспитание праворукости, и на биологические и физические проявления асимметрии и парности, способствующие развертыванию двоичной системы противопоставлений.

Несущественное значение греческая атлетика играла и в воспитании воинов.

Умненький, красивый собою и получивший несколько светское воспитание , Бакланов решительно казался Венявину каким-то полубогом.

Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие ребенка
Игра, как отмечает П.А.Чумаков, это сознательная деятельность,
направленная на достижение условно поставленной цели.
Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом
руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх
воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер,
привычки, организаторские способности, творческие возможности, что
позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из
детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми,
помогают установить с ними более тесный контакт.
Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную
деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается
сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил
справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и
объективно оценивать поступки других.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные,
музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по­
своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе.
Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали
специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят
в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные
игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода -
гиподинамии.
Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из
поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр,
наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры

создается множество усложненных
обогащаются,
вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее
совершенствуются,
достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по
существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных
движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю,
упражнения с предметами - и потому являются самым универсальным и
незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и
разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых
ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и
творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный
характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и
умственных сил, необходимого для достижения успеха. Игра должна
органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с
другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети
устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо
успокоить, если надо сделать интересным какое­то задание, трудовой процесс
- в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым
помощником педагога.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.

Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, -- это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию».

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр -- развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А.П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями психики, ставят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка

Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.

В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. При этом руководящая роль воспитателя сохраняется. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".

Известно, что у ребят усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество, что в игре ребенку понятна сама необходимость новых знаний и способов действия.

Если на занятиях дети выполняют задания взрослого, то в игре они решают собственную задачу.

Методика организации развивающих игр

Развивающие игры мы проводим чаще всего в помещении, в условиях класса, школы. Этих игр существуем много. Например, "Чьи это слова?":

Кто, в какой книге, и о ком сказал: "Он с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале?"

Кем и о ком написаны эти стихи: "Любимых детских книг творец и верный друг ребят, он жил, как должен жить боец и умер, как солдат?"

  • различные задачи на смекалку.
  • отгадывание полученных чисел.
  • отгадывание задуманных чисел (х·3+6):3=?

Чтобы получить задуманное, надо от полученного вычесть два.

  • всевозможные викторины

Методика проведения познавательных игр всем известна.

Если в подвижных играх командное соревнование, то тут чаще всего на лучшего и сообразительного ученика, на личное первенство.

"Конкурс смекалки"- это комплексная игра-соревнование, охватывающая самые различные виды деятельности детского коллектива. Продолжается она весь учебный год.

Условия конкурса краткие, четкие, ясные:

ответы на задачи-задания сдаются в письменном виде (вопрос переписывать не надо). Надо указать имя, фамилию, класс, номер задачи и решение;

б) за правильный ответ, решение присуждается один балл;

в) тот, кто решит любую задачу первым, получит три балла, кто сдаст решение вторым - два, а остальные - по одному;

г) зачет в игре лично- командный: балл получит не только участник, но и его класс;

д) участники и коллективы, набравшие число баллов, по окончании игры награждаются призами.

Главное - это широкое разнообразие вопросов-заданий из самых разных областей знаний, разнообразных по степени серьезности и глубины. Сочетаются сложные и легкие задачи, требующие именно смекалки.

Второе условие - учет возраста. Хотя игра общешкольная и большинство вопросов доступны всем, все же для уравнения шансов нужно подготовить, например, серию "Только для учащихся 1-10 классов", куда включить загадки, шарады, ребусы, скороговорки и пр.

Третья отличительная черта конкурса - совместное участие детей и взрослых. Присутствие педагогов в игре повышает интерес детей. Успехи в конкурсе помогают детям по-новому себя проявить, занять в коллективе совершенно новые позиции.

Литературные игры

В наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизмеримо возрастает. А читают современные дети все меньше и меньше, т.к. существует жесткая конкуренция телевизора, компьютера и т.п.

Основная задача литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумыванию сказок, дать информацию о книгах, пользующихся устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературных игр - приохотить ребят к чтению, а также к придумывание сказок, дать информацию о книгах, пользующих устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературной викторины, дети обязательно должны сказать, кто автор данного литературного произведения, как оно точно называется. За верный ответ на каждый вопрос - одно очко, за знание фамилии автора и названия книги- по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.

Решая литературные кроссворды, также желательно указывать автора литературного произведения и его название, даже если они не фигурируют в вопросах.

Подвижные игры

Активный отдых - наиболее эффективный способ восстановления работоспособности организма.

Произведенные специалистами исследования показали, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности детей является целенаправленное использование перемен и послеурочного времени в виде игр и спортивных развлечений. Это обеспечивает правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности.

Приступая к проведению игры, воспитатель располагает учащихся таким образом, чтобы все участники хорошо его видели и слышали, объясняет содержание и правила игры. Основные движения игроков воспитатель показывает сам, а взаимодействие между несколькими игроками с помощью играющих. Он указывает назначение линий, проводимых на площадке. Обязательно надо предупредить о сигналах, которые будут даваться для начала и остановки игры.

Надо четко ограничить пределы игровой площадки, чтобы не возникали споры, связанные с переходом через линии.

При проведении игры на местности очень важно выбрать точные правила или, если сделать это затруднительно, назначить в каждой команде посредников, которые на месте разрешают возникающие споры. К проведению игр желательно привлекать старшеклассников.

При проведении игр на новом месте обязательно осмотреть состояние площадки или помещения и устранить все, что может быть причиной травм.

Подвижных игр существует очень много. Классификация их сложная; буду говорить о тех играх, которые нам приходится проводить в процессе работы с детьми. Это:

а) подвижные игры,

б) спортивные игры и состязания,

г) "Ярмарка подвижных игр".

Подвижные игры разделяются на игры малой, средней и большой интенсивности.

Игра малой интенсивности.

Все участники игры могут стоять или сидеть, водящий отходит на некоторое расстояние. В это время выбирают "заводилу", который показывает любые движения, принимает различные позы, а все повторяют. Водящий должен узнать, кто "заводила". Угадывает - выбирают нового "заводилу" и нового водящего. Игра продолжается. Дети эту игру принимают и охотно в неё играют.

2) Игра средней интенсивности с бегом отдельных ребят.

Играющие делятся на две равные по числу игроков команды и становятся в шеренги на противоположных сторонах площадки. Перед носками игроков каждой шеренги проводится черта. По указанию капитана одной из команд начинается "вызов". С правого фланга этой команды выходит игрок. Он подбегает к противоположной шеренги. Навстречу ему все игроки этой команды вытягивают правую руку. Он три раза касается рукой то одного, то другого игрока и громко произносит: "Раз, два, три!" - быстро убегает к себе за черту. Вызванный игрок должен догнать убегающего раньше, чем тот успеет перебежать черту. А если догнал, то возвращается в свою команду с пойманным игроком. Он становится и стоит позади этого игрока. После этого другая команда направляет своего игрока.

Длительность игры устанавливается по усмотрению руководителя. Побеждает команда, которая к концу игры будет иметь больше пленников.

3) Игры большей интенсивности. Сюда можно отнести всевозможные салочки или пятнашки. Например, салочки с ленточками. У каждого из играющих за воротничком ленточка длиной 35-40 см, а водящий этой ленточки не имеет. Он бегает за играющими, стараясь выхватить у них ленточку. У кого он выхватит ленточку, тот становится водящим. Игра продолжается.

Салочки - пересекалочки уже без ленточек. Один игрок может спасти товарища, преследующего "салкой". Для этого надо пробежать между ними. Теперь "салка" должен гнаться за тем, кто пересек его путь.

Салки по-турецки. Для спасения от преследующего "пятнашки" надо присесть по-турецки, т. е. скрестить ноги.

Салочки с домиками на одного, двоих и т. д. В этих играх все дети бегают. Эти игры большой интенсивности. Длительность игры устанавливает руководитель.

Методика организации и проведения подвижных игр

Организовать игру могут взрослые, а могут сами дети, а руководить игрой должны взрослые.

Из чего же складывается руководство?

  1. Теоретическая подготовка и планирование.
  2. Организация игры.
  3. Оценка игры и поведения играющих, рекомендации на будущее.

Теоретическая подготовка и планирование в свою очередь состоят из:

а) знание живых игр,

б) изучение теории из сборника игр,

в) планирование в соответствии с общим планом работы и индивидуальными особенностями воспитанников и воспитателя.

Организация игры подразделяется на следующие разделы:

а) объяснение игры или показ игры,

б) обеспечение времени, места и инвентаря,

в) организация играющих, выборы ведущего, водящих, команд и др.

г) контроль за ходом игры, поведением играющих,

д) регулирование интенсивности и длительности игры. Завершение игры.

е) место педагога в игре; наблюдатель, участник, ведущий, судья и т. д. - любая игровая роль.

Прежде всего надо говорить о хорошем, подчеркнуть удачи ребят. Сделать это надо кол-лективно.

Дифференцированный подход к учащимся требуют учета возраста, пола, состояние здоровья, уровня физической подготовленности, психологических черт характера каждого ученика. Для этого надо постоянно наблюдать за каждым играющим, беседовать, иметь объективные сведения о его здоровье от врача.

Дети с ослабленным здоровьем требуют особенно тщательного индивидуального подхода. Их надо удерживать от больших напряжений, но в то же время постоянно увеличивать нагрузку за счет большей продолжительности участия в игре.

"Ярмарка подвижных игр" (из опыта работы)

Описание

Подобрать 10-12 игр: "Заяц и морковка", "Переход через болото", "Танец с картошкой", "Витязи", "Проворные мотальщики", "Петушиный бой", "Перетягивание каната", "Бег в мешках", "Узнай номер" и др.

Приготовить реквизит для каждой игры (канат, мешки, морковку, рисунок с изображением зайца, листочки с двузначными номерами, булавки, повязки на глаза и т.д.)

За 5-6 дней до праздника педагогу надо провести все эти игры со своим классом (2-3 игры в день). Потом выбрать из числа детей по 2 игровика на каждую игру и предложить им провести эти игры самостоятельно со своими товарищами.

Выдать игровикам судейские свистки, по сигналу которых начинается или заканчивается игра.

Из плотной бумаги вырезать кружочки и написать на них свою фамилию. Это будут жетоны, которые игровики выдают победителям (по одному за каждый выигрыш).

Выбрать 2-3 девочек (по желанию) - это продавцы. Одеть их в русские костюмы. Помочь им изготовить ценники на призы (таблички с указанием жетонов за каждую покупку).

Ярмарку лучше всего проводить на улице, где легко рассредоточить детей, избегая большого скопления в одном месте.

Накануне повесить объявление с сообщением о проведении "Ярмарки подвижных игр".

В назначенный день и час дети всей школы (лагеря) выходят на улицу. Игровики приглашают их поиграть, объясняют им правила игры и проводят эти игры.

Победители получают жетончики и, набрав нужное количество для покупки, бегут "в магазин" и получают призы. Ими могут быть игрушки, конфеты, надувные шарики, поделки кружка "Умелые руки" или "Мягкая игрушка".

Игровики (а их на каждой игре по два) во время праздника чередуются. Это дает возмож-ность им самим быть участниками.

Во время проведения игр включить веселую музыку, иногда можно объявить снижение "цен".

В конце праздника поблагодарить и наградить игровиков, убрать территорию.

В празднике игр принимает участие с большим интересом все дети. Игры дарят им массу положительных эмоций. Каждая победа, каждый приз сопровождается детской радостью.

Описание некоторых подвижных игр и методика их организации.

У этой игры несколько названий: "салки" , "пятнашки" , "ляпки", "догонялки":Но как играть понимают все. Стоит одному крикнуть: "Давайте в салочки!" "Чур, не я" - и сразу все заторопятся, закричат: "Чур, не я! Чур, не я!" Кто крикнул последним, тот- водит: гонится за разбегающими во все стороны игроками и старается "осалить", "за-пятнать" кого-нибудь, т.е. коснуться его рукой. Тогда водит уже "осаленный". Он гониться за остальными игроками (только что водившего салить нельзя), а они не должны убегать за установленные границы площадки.

В салки можно играть на коньках, на лыжах, на велосипеде, плавая, ныряя, перекидываясь мячом. Есть салочки с "домиками" (начерченные на земле кружки), когда нельзя салить преследуемого, если он встал в свободный домик. Бывают салки с "домиками на двоих", когда нельзя салить игроков, схватившихся за руки, с "домиками в ряд", когда нельзя салить ребят вставших в ряд из четырех человек. Еще легче спасаться от салки в игре "салочки- приседалочки", где нельзя салить присевшего, в "пятнашках по-турецки", где нельзя салить присевшего по-турецки, т.е скрестив ноги.

Веселая эстафета

Когда хочется не просто состязаться, но и просто повеселиться, в таком случае надо предложить веселую эстафету.

Например, каждая пара игроков из одной команды прежде чем бежать, встает спиной друг к другу и сцепляется сзади согнутыми в локтях руками, продев их под локти напарника. Таким образом, после старта один торопится бежать лицом вперед, другой поспевает как может спиной вперед.

Вот где проверятся характеры - умение не теряться в самых непривычных условиях!

Эстафета-ромашка

Эта игра популярна была в "Артеке" и "Орленке". Участники разбиваются на несколько равных команд, в которых по 5-10 человек, выбирают капитанов, придумывают для своей команды шутливое название. Организаторы заранее изготавливают ромашку - желтый картонный круг и лепестки из плотной белой бумаги, прикалываемые булавкой. Команды получают одинаковое количество лепестков (1-2) и уединяются, чтобы придумать интересные неожиданные задания друг другу и записать их по одному на каждом лепестке. Лепестки прикрепляют к середине ромашки в произвольном порядке надписями вниз. Каждая команда отрывает для себя лепесток и уходит готовить задание:

1. Разыграть мимическую сценку "У зубного врача", "На рыбалке", "У фотографа".

2. Сочинить маленький рассказ по началу, например: "До полета осталось 5 минут:"

3. Изобразить известную картину "Охотники на привале" Перова, "Опять двойка" Решетникова и др. и оживить её (показать дальнейшее развитие событий).

4. Составить сюиту из танцев разных народов.

5. Произнести с разной интонацией одно и то же слово, фразу, например: "Неплохо!", "Ну и ну!", "Пустите, пожалуйста" (на подготовку 10-15 минут.) Команды собира- ются и начинают свои выступления.

Оценку выполнения заданий может вести специально выбранное жюри.

Конкурс барона Мюнхгаузена

Кому не известен этот неутомимый фантазер, выдумщик веселых небылиц. Ну, а кто не любит весело фантазировать? Проводится конкурс: чья история окажется самой неправдоподобной и смешной - тот получит приз "самого барона Мюнхгаузена".

Приглашаются те, кто любит посмеяться и не обижается, попав в комическое положение. Каждый играющий должен выбрать себе название какой-нибудь кухонной вещи: сковороды, мясорубки и т.д. Водящий спрашивает одного из игроков, а тот должен отвечать только названием выбранной им вещи. Например, водящий спрашивает: "Что у вас на носу?" - "Сковорода", "На чем вы сидите?" - "На сковороде". Если спрашиваемый рассмеется или собьется в ответе, он сменяет водящего или платит фант- смотря по уговору. В этой игре можно нахохотаться до слез, особенно весело зрителям, которые даже прощают несколько излишний шум.

Литература

  1. "Русские народные подвижные игры", М.Литвинова, "Просвещение",1986 г.
  2. "Игры-шутки, игры-минутки", С. Шмаков, "Новая школа", 1993г.
  3. "Играйте с нами -играйте сами", Москва, "Русский язык", 1991г.
  4. В.Л. Заворотов "Группа, где всем интересно", Москва, "Просвещение", 1989г.
  5. Минкин "Игры и развлечения в группе продленного дня".
  6. Былеев, Коротков, Яковлев "Подвижные игры" , "Физкультура и спорт", 1977г.