Флористика        19.10.2019   

Вредные привычки у школьников. Вредные привычки современного школьника и их влияние на организм

Цель: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних посредством взаимодействия школы и родителей.

Задачи:

Рассказать родителям о влиянии вредных детских привычек на взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;

Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении вредных привычек.

Форма проведения: обучающий практикум.

Подготовительная работа: родители заполняют дома таблицу «Вредные привычки у моего ребёнка» (см. приложение №1).

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы поговорим с вами о вредных привычках, причинах, их вызывающих, а так же попробуем разобраться, как предотвратить появление вредных привычек, либо искоренить их, если они, всё-таки, уже появились у наших детей

Дома вам было предложено заполнить таблицу. Вы уже определили, есть ли вредные привычки у вашего ребёнка, каковы причины их появления и как вы с ними пытаетесь бороться.

Давайте вместе попробуем ответить на ряд вопросов.

Что такое привычка?

Какие бывают привычки?

Когда появляются привычки?

Где и как дети приобретают привычки?

(Родители высказываются, обмениваются мнениями).

Итак, привычка- это поведение, действия, ставшие для ребёнка обычными или постоянными.

Многие вредные привычки могут появиться в школьные годы. Однако, не стоит во всём обвинять учителей или сверстников. Многие привычки (плохие или хорошие) мы приобретаем в семье.

Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода.

2. Обучающий практикум

Давайте запишем на доске все наиболее часто встречающиеся вредные привычки.

(Учитель с помощью родителей записывает привычки на доске).

Ребёнок говорит неправду.

Ребёнок ябедничает.

Ребёнок берёт чужие вещи.

Ребёнок грызёт карандаш.

Ребёнок говорит плохие слова.

Рассматривается отдельно каждая привычка;

Родители высказывают свои мнения по поводу причины возникновения данной привычки;

Родители приводят примеры проявления данной привычки у своего ребёнка (по желанию);

Родители предлагают (делятся опытом) способы и приёмы устранения данной ошибки;

Учитель подводит итог дискуссии: обобщает всё, сказанное родителями ранее, приводит примеры из своего опыта, педагогической литературы, читает рекомендации.

1. Ребёнок говорит неправду

Наверняка это случалось и до того, как малыш пошёл в школу. Но враньё маленького ребёнка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьёзные неприятности и иногда ставит родителей в крайне неловкое положение.

Пример.

Ирина, мама восьмилетней Кати, встретила учительницу дочери. Та сочувственно посмотрела на неё и спросила: «Ну как у вас дела? Катюша рассказала о конфликте в семье. Надеюсь, всё разрешилось?» Ирина чуть сквозь землю не провалилась.

Оказалось, что никаких проблем не было. Просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а учительнице, что не может делать задания из-за семейных проблем.

Мало наказать ребёнка за ложь, надо построить отношение с ним так, чтобы подобная ложь впредь не повторялась.

Что делать?

Постараться понять ребёнка, в какой бы ситуации он не оказался;

Исключить жёсткие наказания;

Как можно чаще демонстрировать ребёнку свою любовь, а не воспитательные принципы;

Постараться самим, особенно при детях, ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т.п., чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребёнок возьмёт с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

2. Ребёнок ябедничает

В начальной школе у детей складываются первые серьёзные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом.

Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребёнку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителей, ребят.

Что делать?

Пресекайте подобные поступки или, по крайней мере, никак их не поощряйте;

Объясните ребёнку, почему людям не нравятся ябеды;

Пояснить, что жаловаться и «стучать» - не одно и то же, что рассказывать взрослым о чём-то опасном и угрожающем.

3. Ребёнок берёт чужие вещи.

Воровство - это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадёт чужие вещи, не обращая внимания на своё окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Всё же, часто дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята 13 лет неблагополучных в психологическом смысле семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, когда происходит что-то неординарное, а обделённый вниманием ребёнок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать?

Ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить ребёнку, что, даже если он в чём-то очень сильно нуждается, воровство - не способ решения проблемы.

Не осуждать его публично. Если кража произошла в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников - с плохой ситуацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.

Не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему.

Не напоминайте всё время о проступке и не уделяйте ему слишком большого внимания.

Лучше подумайте о том, как проводить с ребёнком больше времени.

4. Ребёнок грызёт карандаш.

Многие дети, когда волнуются или раздумывают над сложной задачей, любят крутить в руках или грызть карандаш, линейку, ручку. Родители часто видят в этом вредную привычку, в то время как психологи считают такое поведение первым признаком усталости или стресса.

Что делать?

Постараться не давить на ребёнка: «Ты не должен этого делать во что бы то ни стало!»

Быть гибче во всём, что касается школьных обязанностей. Вы можете помочь ребёнку сделать уроки и даже выполнить трудное задание за него, если знаете, что ему будет так спокойнее идти завтра в школу.

Даже если успехи ребёнка кажутся вам недостаточными, не делайте из этого проблему и не требуйте слишком многого.

5. Ребёнок говорит плохие слова.

Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства ребёнок слышит задолго до того, как идёт в первый класс. И, конечно, сам их произносит до тех пор, пока не поймёт, что это неприлично. В подростковом возрасте часто ребёнок ругается для того, чтобы почувствовать себя взрослым и независимым.

Что делать?

Не использовать в своей речи ненормативную лексику;

При каждом новом плохом слове вашего чада спокойно объяснять ему, что так говорить не стоит.

6. Ребёнок постоянно опаздывает.

В младшей школе дети ещё не могут следить за временем и часто опаздывают. Подростки делают это, чтобы привлечь внимание окружающих и показать свою независимость.

Что делать?

- школьникам первых-вторых классов нужно помогать ориентироваться во времени, напоминать о важных делах.

3. Выступление школьного психолога (учителя)

Даже мелочи могут много значить.

Взрослые нередко совершают ошибку, не замечая тех мелочей в поведении детей, которые ведут их в правильном направлении. Вместо этого мы ждём каких-то громадных сдвигов, чтобы только потом отметить перемены. При таком отношении ждать придётся очень долго. На самом деле, большие перемены не произойдут, если игнорировать перемены маленькие.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок двигался в нужном направлении, внимательно следите за отдельными конкретными признаками того, что поведение улучшается, каким бы незначительным это улучшение не казалось. Так вы поможете ему измениться и установить хорошие отношения с другими людьми.

Привычка отдавать должное улучшению в поведении детей - это метод, который мы называем поощрением небольших перемен. Он поразительно эффективен, но обычно мало используется.

Детям нужно давать возможность порадоваться их маленьким победам. Если они ликуют по поводу небольших достижений, то потом будут проявлять настойчивость и от малых подвигов смогут перейти к большим свершениям.

Как можно вознаграждать перемены в поведении ребёнка?

Воспользуйтесь данной программой.

1) Нацельтесь на то, чтобы изменить всего один стереотип в поведении ребёнка. Например, он вовремя одевался по утрам или перестал драться с младшим братом;

2) Сформулируйте, чего конкретно вы хотите добиться, и опишите ход событий на манер сценария. Ваши пожелания должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы и ребёнок мог понять их. Не говорите: «Веди себя хорошо» или «Возьмись за ум». Этого не достаточно, чтобы объяснить, чего именно вы добиваетесь. Ваш образцовый сценарий должен давать описание активного положительного шага, которого вы ждёте от своего ребёнка. Не говорите что-то вроде: «Больше не драться». Не драться он не будет! Подумайте о том, как, по вашему мнению, должен был бы поступить ребёнок в той ситуации, когда он плохо себя ведёт.

3) Запишите ответ на такой вопрос: «Что именно может стать первым признаком перемен к лучшему в поведении моего ребёнка?» Пытаясь определить первый признак перемен, выберите наименьший из возможных заметных вам проступков. Не перехлёстывайте, не ждите слишком многого. Спокойная игра с братиком в течение двух минут или надевание одного предмета одежды каждое утро - уже маленькие примеры улучшения. Таким образом, если ребёнок надел один носок, это уже признак того, что есть движение в правильном направлении.

4) Расскажите ребёнку, чего вы добиваетесь. Сядьте рядом с ним и прямо объясните, в чём состоит проблема, какие поступки вы ждёте от ребёнка, в чём вы усматриваете первые признаки перемен. Дайте ребёнку шанс высказать своё мнение о том, что он считает первым признаком перемен. Если он предложит нечто другое, отличное от того, что вы надеялись услышать, проанализируйте его мнение. Если его идея не имеет отрицательной направленности, попробуйте с ним согласиться.

5) Понаблюдайте какое-то время и постарайтесь заметить, когда ребёнок не совершает дурных поступков и когда он делает первый шаг к намеченному позитивному типу поведения. Подтвердите, что заметили первые признаки изменений к лучшему. Например, если ребёнок сам, без напоминания, надевает какой-то предмет одежды, скажите ему: «Я вижу, ты без напоминания сам надеваешь рубашку!»

6) Говорите ребёнку, что вы обратили внимание на его успехи. Пишите небольшие записки с признанием его успехов и кладите их в коробочку для школьного завтрака или на его письменный стол. Делайте это два-три раза в день. Например, если ребёнок сделал уроки до того, как усесться перед телевизором, на следующий день положите в его портфель записку, в которой отметите это. Такие записки необходимы, так как у детей вырабатывается привычка не замечать ваши критические замечания, так что они начинают не реагировать и на положительные замечания.

7) Заведите дневник и отмечайте в нём положительные перемены в ребёнке. Это поможет тщательнее следить за его продвижением к цели. В этом методе продвижение к намеченному типу поведения важно разбить на такие малые шажки, которые дадут нам множество поводов отмечать улучшения в поведении. Не забывайте помечать каждый раз, когда такая перемена произошла.

Две ошибки взрослых, которые могут затруднить путь к успеху:

1. Мы не замечаем малых улучшений.

2. Мы позволяем себе реплики с подкалыванием.

(Родителям раздаются памятки «Семь шагов к хорошему поведению» (см. приложение)).

4. Подведение итогов

Учитель и психолог выслушивают вопросы родителей.

Учитель предлагает родителям проверить себя, исправить ошибки в своей таблице.

1. Определитесь со своими ценностями.

2. Хвалите за хорошее поведение.

3. Не упускайте шанса извлечь урок.

4. Следите за тем, что смотрит ваш ребёнок.

5. Говорите о последствиях.

6. Помогите вашему ребёнку взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Закономерности детского воспитания.

- Будьте нужны своему ребёнку.

Позвольте ребёнку испытать естественные последствия его поведения.

Подчёркивайте хорошее.

Учитывайте характер вашего ребёнка.

5. Решение собрания

Оказывать детям помощь и поддержку в преодолении вредных привычек.

Приложение 1

Анкета для родителей

Вредные привычки ребёнка

Причины появления

Способы искоренения привычки

Полученный результат

Говорит неправду

Ябедничает

Берёт чужие вещи

Грызёт карандаш

Постоянно опаздывает

Говорит плохие слова

Памятки для родителей

«Семь шагов к хорошему поведению»

1. Поставьте цель изменить один определённый стереотип в поведении.

2. Опишите себе поведение, которого вы добиваетесь, на манер сценария.

3. Запишите ответ на такой вопрос; «Что было бы первым признаком изменения в поведении ребёнка?»

4. Объясните ребёнку, чего вы добиваетесь.

5. Покажите, что вы заметили, что ребёнок идёт к поставленной цели.

6. Оставляйте ребёнку записки, где вы признаёте, что заметили его успехи.

7. Ведите дневник, в котором делайте записи об изменениях к лучшему.

1. Определитесь со своими ценностями (решите для себя, какие качества наиболее ценны для вас, и поступайте так, как бы вы хотели, чтобы поступили ваши дети).

2. Хвалите за хорошее поведение (акцентируйте внимание на тех поступках, которые достойны вашего одобрения, ищите, за что можно похвалить ребёнка).

3. Не упускайте шанса извлечь урок (беседуйте с детьми, разъясняйте ситуацию).

4. Следите за тем, что смотрит ваш ребёнок («Если дети бесконтрольно сидят у телевизора, видят на экране насилие и секс, у них, скорее, сложится искажённое представление о том, как строить свои отношения с людьми. Дети импульсивны по натуре, хорошие привычки не формируются сами собой»).

5. Говорите о последствиях (родители могут советоваться с детьми при выборе наказания, которое будет справедливым - к детям приходит осознание того, что их голос что-нибудь, да значит. В более взрослом возрасте дети будут готовы к ситуациям, которые потребуют от них выбора (пить алкоголь или нет, принимать наркотики или нет…).

6. Помогите ребёнку взглянуть на ситуацию с другой стороны (представить себя на месте того, кого он обидел).

«Закономерности детского воспитания»

Будьте нужны своему ребёнку!!!

1. Позвольте ребёнку испытать естественные последствия его поведения (если вы постоянно оберегаете ребёнка от падения, он никогда не научится сам подниматься).

2. Подчёркивайте хорошее (ежедневной критики должно быть по крайней мере в три раза меньше, чем позитивных действий, особенно физических проявлений ласки и любви).

3. Учитывайте характер вашего ребёнка (от характера ребёнка зависит степень его активности, умение сосредоточиться, реакция на новое и экспрессивность. Доказано, что попытки изменить вышеперечисленное - бесполезны).

Чтобы скачать материал или !

Вредные привычки у школьников.

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Задача родителей и педагогов - начать борьбу с ними на самых ранних этапах возникновения. Отметим сразу, что вредные привычки школьников на то и вредные, что вполне могут нанести здоровью ребенка существенный вред.

У школьника младших классов под влиянием стресса может появиться привычка грызть ногти. Даже сложно себе представить, сколько именно микробов накапливается под грязными ногтями, и какой вред здоровью они могут принести.

Кроме того, может появиться у ребенка и вредная привычка грызть карандаши, ручки и прочие канцелярские принадлежности. В этой вредной привычке скрыта немалая опасность для школьника. Проглоченный колпачок от ручки или кусочек карандаша вполне может привести к асфиксии.

Дабы побороть это явление, обязательно следует втолковать ребенку, к каким именно последствиям может привести это поведение. Довольно часто привычка грызть предметы возникает на фоне стресса, вот почему профилактикой вредной привычки детей будет устранение факторов, которые вызывают переживания.

Что же касается вредных привычек подростков-школьников, то они еще более пагубны для здоровья детей.

Перекусы на переменах также можно отнести к вредным привычкам. Очень многие школьники, к сожалению, игнорируют обед в школьной столовой и «перебиваются» фаст-фудом. Конечно же, пополнение энергетических запасов необычайно важно для детей в этом возрасте, но родителям следует следить за тем, чтобы энергию ребенок получал из здоровых продуктов.

Употребление жевательной резинки также вредно для организма школьника, кроме того, в процессе жевания уровень внимания и концентрации снижается, что приводит к плохим оценкам в дневнике.

Вредные привычки детей школьного возраста для каждой возрастной категории могут быть своими, причем, чем старше становится ребенок, тем более пагубные привычки может он обрести, например, это может быть зависимость от мобильного телефона для школьника.

Задача родителей и педагогов - начать борьбу с ними на самых ранних этапах возникновения.

Как только ребенок начинает овладевать знаниями и становится школьником, необходимо с самого начала следить за тем, чтобы у него не появилось вредных привычек при выполнении домашних заданий.

Одна из таких вредных привычек является манера слюнявить палец при перелистывании страниц книги или тетради. Часто такая привычка перенимается у кого-то из старших в семье. После домашних хлопот на кухне или стирки, кожа на пальцах становится сухой и листать страницы журналов и книг становится неудобно.

В результате такой вредной привычки ребенок может заболеть очень неприятными заболеваниями: инфекционным стоматитом, гингивитом, дизентерией, подхватить гельминты и т.д.

Поэтому покупая ребенку книги и тетради, обязательно объясните, что типографская краска, которой напечатаны буквы, очень вредна при попадании в организм. Перед тем, как ребенок садится делать уроки, нужно обязательно помыть руки.

Если страницы плохо переворачиваются, то в канцелярском кабинете можно приобрести специальную губку. Эта губка смачивается водой, и можно увлажнять пальцы с помощью нее, чтобы страницы легче перелистывались.

Еще одна вредная привычка школьника грызть или сосать грифель карандаша и даже стержни ручки. Вред от такой привычки такой же, как и в предыдущем случае. Грифели карандашей и чернила не предназначены для внутреннего употребления, и могут вызвать нежелательные последствия, попав на губы, слизистые ткани гортани и в кишечник.

Как отучить ребенка от такой вредной привычки? Запреты тут не помогают. Если дети грызут и сосут карандаши и ручки, это означает, что они напряжены или волнуются за свою успеваемость.

Если у вашего ребенка появилась такая привычка, купите такие товары для школьников, которые сложно грызть. Например, вместо деревянных карандашей купите металлические, у которых грифель задвигается. Можно купить ручки и карандаши с фигурными наконечниками в виде веселых персонажей.

Во время выполнения домашних заданий следите, чтобы ребенок брал в руки карандаш или ручку только тогда, когда ему нужно писать. А во время обдумывания задания ручка должны находится в стаканчике.

Такие вредные привычки у детей обычно проходят к 9-10 годам.

Детское курение - очень распространённая проблема, и многие семьи сталкиваются с ней. Что же делать взрослым в такой ситуации, как вести себя, чтобы он не начал курить? Что делать, если ребенок уже попробовал сигареты?

Первое, было доказано - ни угрозы взрослых, ни попытка напугать, ни наказания не могут уберечь ребенка от курения. Не редко все происходит наоборот, чем больше «нельзя», тем привлекательнее для детей будут сигареты.

Нужно помнить - если школьник уже попробовал курить, он непременно захочет снов это повторить, тайком от взрослых. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от вредной привычки, нужно начать формировать отношение малыша к курению еще до того, как он попробовал «запретный плод».

Если ребенок еще не пробовал сигареты

Если ещё не курил, то попытайтесь сформировать у него нужное взрослым отношение к курению.

Перед тем, как проводить беседу о вреде курения, взрослым надо бросить курить самим, ведь примером вы все испортите. Статистика говорит, что большая часть курящих подростков появляется в тех семьях, где родители курили.

1. Говорить надо в спокойных тонах, не угрожая и не запугивая, просто покажите факты, и если есть необходимость - неприятные фотографии и примеры.

2. Как бы взрослых не волновала эта тема, не нужно использовать приказного тона, шантажа, ругани и угроз в разговорах о курении. Подростки могут поднять бунт и назло взрослым начать курить.

3. Взрослые могут рассказать подростку истории из своей жизни, связанные с вредными привычками и с тем, что многие дети именно в школе пробуют курить, но не нужно превращать такой опыт в привычку.

Если ребенок курит

Если взрослые узнали, что их подросток уже пробовал или постоянно курит, то в первую очередь, попытайтесь узнать причину курения.

Как правило, они пробуют курить либо, хотят быть такие, как взрослые, либо курения для них кажется «модным» занятием, либо не хочет отличаться от курящих одноклассников, либо делает взрослым назло.

Стоит не забывать, что в классе ребенок проходит через испытания характера и воли, и многие курят из боязни показаться «белой вороной» или «слабаком».

1. Взрослым, которые не хотят или не могут бросать курение, лучше всего не хранить сигареты в карманах одежды или дома, чтобы не делать их легкодоступным для своих детей.

2. Курение нельзя объяснять «взрослостью»: такой образ может быть очень привлекательный для подростка, а связав с ним вредные привычки, он будет изо всех сил стараться достичь «идеал».

3. Разговор о курении должен проходить в спокойной обстановке, не нежно себя вести агрессивно. Нельзя обговаривать все минусы и плюсы вредных привычек.

4. Постарайтесь доказать или объяснить подростку, что в будущем некурящие люди все равно будет «модными» в любом коллективе. Хорошо, если есть возможность его познакомить с преуспевающим некурящим человеком, который мог бы стать большим авторитетом для юного поколения.

5. У многих случаях полезна консультация детского психолога, однако к этому надо прибегать очень деликатно и осторожно, чтобы не возник резкий протест подростка.

#пeдaгoгикa

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

МБОУ «Лицей №4»
Рузаевского муниципального района

Исследовательская работа


Тема: «Вредные привычки современного школьника и их влияние на организм».
Секция: Первые шаги в науку.
Руководитель: Гавычева Елена Александровна,

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4».

Введение 3

1 Особенности вредных привычек и их влияние на здоровье человека 5

2 Самые опасные виды вредных привычек 6

2.1 Вредная привычка: алкоголь 6

2.2 Вредная привычка: курение 7

2.3 Вредная привычка: наркотики 8

3 Социологический опрос учащихся 10

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

Данная проблема носит актуальный характер в современных условиях жизни каждого человека. И поэтому мы решили провести данное исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди молодежи, поскольку молодёжь является основой нашего общества.

Целью нашей исследовательской работы является выявление состояния данной проблемы на данный момент времени в лицее № 4 г. Рузаевка, изучение теоретических аспектов, природы вредных привычек молодёжи, их влияния на здоровье и успеваемость учащихся.

Для выявления состояния данной проблемы нами были предложены следующие задачи :

1) изучить литературу по данной теме;

2) выписать из источников самые опасные виды вредных привычек

3) проанализировать влияние каждой исследуемой вредной привычки в отдельности;

5) определить роль и место изучаемой проблемы в жизни человека ;

6) указать пути решения данной проблемы;

7) провести соцопрос среди учащихся старших классов.

В данной работе использованы следующие теоретические методы исследования :

1. Выборка материала по теме.

2. Анализ литературы по теме.

3. Обобщение изученного материала.

5. Выводы по собранному материалу.

Тема данного исследования особенно актуальна, поскольку в последнее время всё чаще наблюдаются случаи употребления алкоголя, табака и наркотиков среди молодежи, в том числе и подростков. Ещё хуже, когда подростки делают из этих вредных привычек культ . С помощью них дети «становятся старше», как сами считают, выделяются из миллионов сверстников, самовыражаются, забывают о своих проблемах на некоторое время , считают наркотики баловством, не осознавая, что в будущем, совершив большую ошибку в молодости, сильно поплатятся своим здоровьем. В этом и заключается актуальность нашей исследовательской работы .

Объектом исследования послужили учащиеся 5 и 9 классов лицея №4 в г. Рузаевка.

1 Особенности вредных привычек и их влияние на здоровье человека

В настоящее время по данным социологов в России за последние 5 лет тенденции употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних растут и составляют 20-30% от проявления алкоголизма среди взрослых. За последние годы также возросла тенденция совершения преступлений в нетрезвом виде, дорожно-транспортные происшествия являются не исключением.

2.1 Вредная привычка: алкоголь


Помимо того, что само состояние алкогольного опьянения зачастую толкает человека на безумные, подлые и некрасивые поступки, последствия его действия плачевны для организма.


  • Во-первых, алкоголь разрушает иммунную систему, ткани и органы и особенно деструктивно влияет на кору головного мозга. Он постепенно вызывает замедление работы мозга и отмирание его клеток.

  • Во-вторых, алкоголь губительно действует на детей еще до их рождения: увеличивает шансы рождения больного и недоношенного младенца. Дети алкоголиков развиваются медленнее своих сверстников.

  • В-третьих, употребление алкоголя сокращает жизнь человека на 10-15 лет.

  • А также алкоголь приводит к нарушению обмена веществ
Таким образом, употребление алкоголя приводит к биологическому старению и социальной деградации личности.

2.2 Вредная привычка: курение


Сигареты вызывают сильнейшее привыкание, из-за чего бросить курить крайне сложно. Вред от курения проявляется как снаружи, так и разрушает организм изнутри.

Итак, в ходе работы нами были изучены следующие этапы влияния курения на организм человека:


  • Никотин портит структуру ногтей, цвет и крепость зубов, влияет на цвет кожи и силу волос. Обычно курильщика легко определить по желтоватому цвету кожи, налёту на зубах и всегда неприятному запаху изо рта. Дело в том, что курение негативно влияет на выделение секретов желудка, из-за чего он постепенно начинает гнить;

  • Сигареты негативно влияют на структуру внутренних органов, в частности сосудов. У курильщиков к старости сосуды становятся неэластичными и хрупкими. Также у курящих сужаются сосуды , появляются спазмы;

  • Никотин вызывает повышение кровеносного давления. У курящих оно на 10 миллиметров ртутного столба выше, чем у тех, кто никогда не курил;

  • Курильщики более подве ржены инфарктам, язве желудка и стенокардии. Также «традиционной» болезнью курильщиков считается хронический бронхит. Смола, которая оседает на фильтре сигареты, затрудняет защиту дыхательных путей, из-за чего курильщики тяжело переносят любые болезни, связанные с горлом, лёгкими и бронхами.

  • Курение также негативно сказывается на здоровье ребёнка, особенно если женщина курит во время беременности. Дети часто болеют, легко простужаются и отстают в развитии.
Как показали исследования, в одной сигарете содержатся опасные для жизни вещества, а именно:

  • Бутан (из которого изготовляют жидкость для зажигалок);

  • Никотин (средство от насекомых);

  • Стеариновая кислота (из нее получают воск для свечей);

  • Мышьяк (в котором содержатся различные яды);

  • Угарный газ и многие другие .

2.3 Вредная привычка: наркотики


Наркотические вещества любого вида вызывают наибольшее привыкание и наносят самый тяжелый вред организму. То есть, если для того, чтобы бросить курить и пить зачастую достаточно силы воли, то для победы над наркотической зависимостью нередко требуется помощь специалиста.

Изучив материалы по данной проблеме, мы установили следующие особенности влияния наркотических веществ на организм человека:


  • Наркотики вызывают бессонницу и при этом постоянное состояние сонливости, бледность, заторможенность реакции, частое чихание и заложенный нос.

  • Наркотики поражают мозг человека и нарушают психику.

  • Все наркоманы, вне зависимости от вида принимаемого наркотика, долго не живут. Например, кокаинщики живут не больше четырёх лет. Конопля отупляет до состояния овоща за 3-4 года. Поклонники морфина спустя 2-3 месяца регулярного употребления теряют интерес ко всему и перестают за собой следить, превращаясь в бомжей.
Самое печальное то, что вредные привычки человека наносят вред, не только себе, но и окружающим их людям. Пьяные за рулём, буйные от любого вида опьянения, бестактные люди, обрекающие окружающих на роль пассивных курильщиков, безответственные родители, плодящие больных и недоразвитых детей. Это не просто те, кто сознательно шагает в могилу, но и те, кто тянет за собой многих других.

3 Социологический опрос учащихся


Как уже было отмечено, объектом нашего исследования являются учащиеся среднего (5-7 классы) звена и старшего (8-11 классы) звена лицея №4 города Рузаевка. В анкетировании приняли участие 40 человек: 20 мальчиков и 20 девочек. Исследование мы проводили выборочно при помощи анкетирования.

Анкетирование выглядит следующим образом.

Дорогой друг!

Я и мои помощники, учащиеся 3 «В» класса, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ , только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать.

Заранее благодарим!

I Алкоголь

1. Пробовали ли Вы когда-нибудь алкогольные напитки?


б) нет

2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

а) чтобы снять напряжение (стресс)

б) чтобы повысить своё настроение

в) чтобы поддержать компанию

г) ваш вариант ответа __________________________________________
_______________________________________________________________

3. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно

б) не более трех раз в неделю

в) не более двух раз в месяц

II Курение

1. Пробовали ли Вы когда-нибудь курить? Курите ли Вы сейчас?
б) нет

в) пробовал(а), но не курю

2. Количество выкуриваемых Вами сигарет?

а) 1-10 сигарет в день

б) 10-20 сигарет в день

в) более пачки в день

3. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)

а) желание повзрослеть

б) влияние компании

в) хотел попробовать

г) свой ответ __________________________________________________

III Наркотики

1. Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик?


б) нет

2. Если да, то с какой целью?

а) желание новых ощущений

б) под воздействием других людей

в) ваш вариант ответа __________________________________________


__________________________________________________________________

Как Вы считаете, какие негативные последствия несут в себе все эти пороки ? _______________________________________________________
__________________________________________________________________

Ваш пол:

а) мужской

б) женский


Вопрос №

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение, %

Среднее звено

Старшее звено

Среднее звено

Старшее звено

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

I

1

а)

2

-

6

4

20

-

60

40

б)

8

10

4

6

80

100

40

60

2

а)

-

-

2

-

-

-

20

-

б)

-

-

1

3

-

-

10

30

в)

2

-

3

1

20

-

30

10

г)

-

-

-

-

-

-

-

-

3

а)

-

-

-

-

-

-

-

-

б)

-

-

-

-

-

-

-

-

в)

-

-

3

-

-

-

30

-

II

1

а)

-

-

1

-

-

-

10

-

б)

2

9

2

7

20

90

20

70

в)

8

1

7

3

80

10

70

30

2

а)

-

-

1

-

-

-

10

-

б)

-

-

-

-

-

-

-

-

в)

-

-

-

-

-

-

-

-

3

а)

4

1

4

1

40

10

40

10

б)

3

-

3

2

30

-

30

20

в)

1

-

1

-

10

-

10

-

г)

-

-

2

-

-

-

20

-

III

1

а)

-

-

-

-

-

-

-

-

б)

-

-

-

-

-

-

-

-

2

а)

-

-

-

-

-

-

-

-

б)

-

-

-

-

-

-

-

-

в)

-

-

-

-

-

-

-

-

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

  • среди учащихся-мальчиков среднего звена алкоголю подвержено 20% человек; среди учащихся-девочек употребляющих алкоголь не наблюдается;

  • что касается учащихся-мальчиков старшего звена, то здесь мы имеем дело с 60% человек, которые хотя бы раз пробовали спиртные напитки. Среди девочек пробовали спиртные напитки 40% учащихся;

  • среди учащихся среднего звена курить пробовали 80% мальчиков и 10% девочек; среди учащихся старшего звена – 70% мальчиков и 30% девочек;

  • основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения;

  • наркотическому воздействию никто не подвержен;

  • как и предполагалось ранее, большинство учащихся высказали мысль о том, что основным негативным последствием этих привычек является вред здоровью.
Таким образом, как показал анализ проведенной работы, учащиеся старшего звена лицея №4 осознают, что вредные привычки пагубно влияют на их здоровье.

Заключение

В данной работе мы постарались раскрыть сущность вредных привычек и их влияние на организм человека.

Любое употребление наркотиков, а к ним относится и курение, и алкоголь, и сами наркотики быстро разрушает организм.

В заключение отметим , что каждый человек волен сделать свой выбор, по какому пути ему идти. Идти по пути получения удовольствий от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной взрослой жизни. Или идти по ложному пути получения удовольствий от приема наркотических веществ, а значит, по пути быстрого уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.

В современном мире альтернативой вредным привычкам может служить спорт. Занимайтесь спортом, отказывайтесь от вредных привычек и ведите здоровый образ жизни!

Список использованной литературы

1 Гемкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно / Л.Л. Гемкова, Н.Б. Славков. – М.: «Просвещение», 2008. – 96с.

2 Данилин А., Как спасти детей от наркотиков. – «Врачи предупреждают». – М.: «Центрополиграф», 2000. – 384с.

3 Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! / Б.Г. Комиссаров. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 128с.

4 Не болей! Аллергия от «А» до «Я». Приложение к журналу «Здоровье» №4. – М.: Изд. Дом «Здоровье», 2006. – 64с.

5 Петренко Л.Ф. Коварный враг / Л.Ф. Петренко. – М.: «Знание», 2007. – 35 с.

6 Энтин Г.М. Когда человек себе враг / Г.М. Энтин. – М.: «Знание», 2008. – 124 с.

7 Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя / В.Н. Ягодинский. – М.: «Просвещение» 2009. – 97с.

8 http://rudocs.exdat.com/docs/index-85727.html

9 http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Западное управление министерства образования и науки Самарской области Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»

Секция «Здоровье школьников»

Вредная привычка школьников

Выполнила:

Тузова Анастасия Евгеньевна,

учащаяся 2В класса

ГБОУ СОШ №4 г. Сызрани

Руководитель работы:

Афанасьева Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

г. Сызрань, 2014г.

Введение.

На протяжении всей истории существования человека ему были присущи те или иные вредные привычки, от которых, несмотря на возникновение множества новейших технологий люди так и не смогли от них избавиться.

В своей работе я решила выяснить причины возникновения такой вредной привычки, как грызть карандаши и попытаться найти способы борьбы с нею.

Гипотеза: грызть карандаши и ручки является вредной привычкой младших школьников и от неё надо избавляться.

Цель работы: исследовать данную проблему и предложить возможные способы избавления от этой вредной привычки.

Задачи:

    определить действительность существования такой привычки, как грызть простые карандаши и ручки, у младших школьников и её масштабность;

    изучить причины возникновения этой вредной привычки;

    рассмотреть положительные и отрицательные аспекты данной проблемы с медицинской, психологической и эстетической сторон;

    выяснить возможные способы борьбы с данной привычкой;

    побудить детей к формированию хороших привычек.

Методы исследования:

    анкетирование учащихся 2-4 классов ГБОУ СОШ №4 г. Сызрани и их родителей;

    анализ литературных источников и интернет - ресурсов;

    беседа с медицинским работником, классным руководителем, психологом;

    определение алгоритма избавления от данной привычки.

Объект исследования: совокупность социальных отношений, являющих средой возникновения и существования вредных привычек.

Предмет исследования: простой карандаш во рту ребенка.

Понятие «вредная привычка» и причины её появления у детей.

Привычка – сложившийся способ поведения.[ http :// slovari . yandex . ru ]

Привычка – автоматизированное действие, особая форма поведения человека в определенных условиях. [ http :// ru . wikipedia . org / wiki ]

Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.

Как показывает статистика, две трети россиян (78%) признают, что имеют одну-две вредные привычки. Самой распространенной вредной привычкой остается курение (72%). 79% россиян считают вредной привычкой грызть ногти, карандаши, ручки, считая её безобидной, не мешающей окружающим.

Вредные привычки детей – действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии.

Наиболее распространенными вредными привычками среди детей являются:

    обманывать старших и сверстников;

    грызть карандаши и ручки;

    ябедничать;

    брать чужие вещи;

    быть зависимыми от мобильного телефона, телевизора, персонального компьютера;

    курение.

В проводимом мною анкетировании принимали участие 60 учащихся 2-4 классов ГБОУ СОШ №4 и их родители. Результаты анкет показали, что учащиеся нашей школы знают достаточное количество вредных привычек.

Наличие грызть карандаши и ручки отмечают у себя 22 учащихся (37%). Часть родителей признались, что в детстве у них была аналогичная привычка, а некоторые продолжают это делать и по настоящее время, особенно когда нервничают.

Половина родителей отмечают, что их дети периодически берут карандаши и ручки в рот. Но в тоже время мамы считают эту привычку неопасной.

Таким образом, можно отметить, что с возрастом дети могут избавиться от этой привычки. Возникнув в детстве, это вредная страсть у кого-то исчезает, а у кого-то нет. Кроме того можно отметить неодинаковое отношение взрослых к этой проблеме.

Психологи утверждают, что любая привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания, а может перерасти в устойчивые черты характера.

Среди причин возникновения вредных привычек у детей психологи отмечают:

    недостаток внимания к ребенку со стороны родителей (матери, родных, близких);

    желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;

    психологические или физические проблемы у ребенка;

    стремление избавиться от скуки или успокоиться;

    особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;

    подражание старшим или своим сверстникам.

Влияние вредной привычки на развитие школьника.

«Не берите ручку в рот!», «Не грызите карандаши!», «Не ерзайте на стуле!» очень часто мы слышим такие реплики от наших родителей или учителей. Можно не сомневаться, что многие выдающиеся люди, сочиняя свои творения, покусывали кончик карандаша или ручки. И все они признавали, что данное занятие вредно.

Так ли это на самом деле? Попытаемся разораться в данном вопросе.

Убедиться в правильности вышеуказанных доводов мне помогли беседы с медицинским работником, психологом. Все они однозначно заявляют, что это очень вредная привычка. Многие врачи называют данную вредную привычку болезнью школьников.

С точки зрения медицины можно отметить следующие негативные моменты:

    ребенок вносит вместе с карандашом в полость рта дополнительную инфекцию, способствующую в дальнейшем появлению стоматита, фарингита, ангины, тонзиллита. Кроме того, у ребенка могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника.

    Зачастую на прилавках магазинов продают некачественные канцелярские товары, которые содержат вредные вещества, накапливающиеся в печени ребенка;

    У ребенка, имеющего привычку грызть карандаши, могут возникнуть проблемы с зубами. Эмаль зубов довольно быстро разрушается, и постепенно начинает развиваться кариес. Механическое воздействие карандашами делает детские зубы неровными (испорченный привкус на всю жизнь);

    Любое действие, часто повторяющееся, может, в конце концов, перерасти в привычку (вырабатывается зависимость).

С точки зрения психологии такое неполезное действие нельзя рассматривать как болезнь, оно возникает из-за неуравновешенности нервной системы. Чаще такая привычка наблюдается у детей, которых с младенчества воспитывали жестко или же наоборот мало уделяли внимания. Такой ребенок ищет компенсацию, успокоение или отвлечение в доступных ему действиях.

Многие дети приобретают данную привычку с приходом в школу, так как начинают испытывать стресс, а также сказывается влияние смены обстановки и длительные нагрузки. Ребенок начинает нервничать, переживать, а карандаш или ручка в свою очередь помогают ему снять нервное напряжение.

Опасность состоит в том, что нередко такая привычка превращается в черту характера. Одна вредная привычка часто может породить другую, и они могут в будущем привести к возникновению у ребенка комплексов, неврастении.

Способы борьбы с вредными привычками.

Итак, большинство сходятся во мнении, что грызть письменные принадлежности – это вредно и порой даже опасно. Но что же делать, как избавиться от этой вредной привычки?

Психологи отмечают, что взрослым это сделать проще, так как у них развита сила воля, у детей же, наоборот.

Рассмотрев анкеты, прочитав учебную литературу и статьи в Интернете, а также пообщавшись со специалистами, мы пришли к выводу, что данная работа должна вестись комплексно: ребенок – родители – медицинские работники – психологи – педагоги.

Какими же способами можно для этого воспользоваться:

    Снять стресс, волнение, успокоить ребенка можно переключив его внимание на что-то более приятное, подбодрить ребенка, вовлечь его в ситуацию успеха.

    Если ребенок испытывает затруднения при подготовке заданий, родителям нужно ему помочь, попытаться объяснить упущенный материал, постепенно приобщая его к самостоятельной работе. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и постепенно забудет про карандаш.

    Необходимо тактично проводить с ребенком беседы, указывая на неэстетичность данной привычки. Важно при этом помнить о собственном примере в данном вопросе.

    Чаще во время занятий переключать внимание детей на игру, способствовать смене видов деятельности, атмосферы в помещении.

    Применять «народный способ» - смазывать конец карандаша или ручки горькими или невкусными смесями (перец, горчица, соль).

    Использовать при письме канцелярские принадлежности с красивыми оригинальными наконечниками.

Если же по какой-то из причин, вы все еще не избавились от данной привычки, предлагаю вам воспользоваться следующими советами :

    Покупайте канцелярские товары немецких фирм производителей (так как по результатам независимых экспертиз химический состав карандашей назван самым безопасным).

    Купите карандаш итальянского дизайнера Чечилии Фелли (сделан из лекарственного растения – корня солодки, он не повредит желудку, а также оставить приятный привкус во рту).

    Применяйте карандаш дизайнера Дейва Хаккенса (90% корпуса у данного карандаша состоит из леденцов, успокаивающих нервную систему).

Заключение.

Таким образом, в результате моего исследования, я выяснила, что данная проблема была, есть и будет актуальна на протяжении длительного времени и борьба с ней, это не только задача отдельного человека, но и всего государства в целом.

Чаще всего причины этого явления – психологические. Привыкание к вредному происходит незаметно, по постепенно, день ото дня, формируется тяга к привычному, необдуманному действию.

Если же привычка сформировалась и приняла уже устойчивый характер, то необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а стараться искать пути преодоления именно с этой привычкой. А победа может быть возможна только тогда, когда в усилиях принимают участие все стороны, желающие как можно скорее избавиться от негативных последствий. Если же не справиться с этим на более ранних этапах, то в более позднем возрасте это привычка может перерасти в другие более вредные привычки или нанести вред всему организму ребенка.

Моя работа может помочь ребятам и их родителям понять, что брать школьные принадлежности в рот это не только вредно, но и неэстетично. Данный материал можно использовать во время бесед, на классных часах, родительских собраниях с целью углубления знаний о вредных привычках и формирования серьезного отношения детей к своему здоровью.

Свое выступление хочется закончить стихотворением о вредной привычке неизвестного автора

Совсем не встает перед нею вопроса

О том, что жевать не положено косу.

А ниже – мальчишка с футбольным мячом.

Шнуровка мяча для него нипочем.

И ловко свою проявляя сноровку,

Он прямо зубами хватает веревку.

И рядом – другой. Резко сдвинувши брови,

Вгрызаясь в науку, уроки готовит.

При этом как будто конфету тянучку

Сжевал карандаш и дошел уж до ручки.

Как будто бы мелочи это, а все же

Зубами за вещи хвататься негоже.

Ведь ясно: обычно и грязны, и колки

Бывают булавки, а также иголки.

И каждый, наверное, слышал не раз

О том, что под ногтем скрывается грязь.

А грызть карандаш? Разве это годиться?

Нельзя ж за его чистоту поручиться.

Мы знаем, конечно, что всем это ясно,

И все же ведем разговор не напрасно:

Чтоб меньше встречалось привычек таких,

Невредно напомнить о вредности их.

Литература

    Алексеева А.А. «Что делать, если ребенок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.» – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

    Большая советская энциклопедия : В 30 т. – М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

    Белсон П., Галбрайт Д., Эспеланд Г. «900 практических советов родителям и детям» - М., Русское слово, 2010. – 196 с.

    Гусева Н.А. «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» - М., Просвещение, 2007. – 250 с.

    Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы» - СПб.: Речь, 2008.- 226с.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб: Питер, 2002.- 689с.

    http://slovari.yandex.ru/ Словарь по общественным наукам.

    http :// slovari . yandex . ru

    http :// ru . wikipedia . org / wiki

Анкета для учащихся 2 – 4 классов

    Какие вредные привычки ты знаешь?

Курение

22 человека

37%

Грызть ногти

22 человека

37%

Грызть ручки (карандаши)

18 человек

30%

Алкоголизм

11 человек

18%

Чавкать за столом

8 человек

13%

Свистеть

7 человек

12%

Выкрикивать во время урока, перебивать старших

4 человека

2. Имеешь ли ты вредную привычку грызть (тащить в рот) посторонние предметы (карандаш, ручку)?

Да

22 человека

37%

Нет

38 человек

63%

    Как реагируют на эту привычку взрослые (родители, учителя)?

Никак

19 человек

32%

Ругают словесно

31 человек

52%

Наказывают

4 человека

Другой вариант

6 человек

10%

4.Назовите причины, почему вы сосете ручку, карандаш, другие предметы?

Руки не дают покоя

20 человек

33%

Я этого не делаю

21 человек

35%

Нервничаю

10 человека

16%

Пытаюсь сосредоточиться

16 человек

27%

5.Что необходимо, по-вашему, сделать, чтобы эта привычка у Вас исчезла?

Контролировать себя

19 человек

32%

Применить силу воли

17 человек

28%

Отвлечься на что-то другое

13 человек

22%

Намазать ручку чем-нибудь

6 человек

10%

Не брать предметы в руки, пока они не нужны

12 человек

20%

6.Как Вы думаете, влияет ли эта привычка на здоровье человека?

Да

49 человек

82%

Нет

11 человек

18%

7.Как Вы думаете, отвлекает ли Ваше внимание привычка сосать предметы?

Да

44 человека

73%

Нет

16 человек

27%

Анкета для родителей

1.Ваш пол

2.Ваш возраст

3. Сталкивались ли Вы с такой вредной привычкой, как сосание ручки (карандаша)?

4. Как Вы считаете, каковы причины существования этой привычки?

5. Сосет ли Ваш ребенок ручку (карандаш)?

6. Считаете ли Вы эту привычку опасной и почему?

7. Как Вы считаете, почему ребенок «тащит» предметы в рот?

8.Какие методы борьбы с этой привычкой Вы используете?

Результаты анкетирования:

Варианты ответов

количество

А) женский

Б) мужской

А) от 20 до 30 лет

Б) от 30 до 40 лет

В) от 40 до 50 лет

А) нет

Б) да, в детстве имел такую привычку

В) имею ее и сейчас

А) нервозность

Б) нечем заняться

В) помогает сосредоточиться, лучше думать

Г) из детства на уровне подсознания

А) Да

Б) Нет

А) Нет

Б) Да, потому что:

Некрасиво

Портится эмаль зубов

Можно проглотить мелкие детали ручки и подавиться

А) воображает

Б) чтобы сосредоточиться

В) инстинкт

Г) нервничает

Д) успокаивается

Е) просто так

Ё) скучно

Ж) так дети познают окружающий мир

З) не знаю

И) рефлекс

Й) повторяет за взрослым

А) не обращаю внимания

Б) одергиваю руку

В) ругаю словесно

Г) пытаюсь перевести его внимание на что-то другое

Д) объясняю

Е) намазать ручку чем-нибудь горьким

Беседа с медицинской сестрой ГБОУ СОШ №4 г. Сызрани

Марковой Светланой Павловной

(беседа проведена 08.04.2014 г.)

Светлана Павловна, как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать канцелярские принадлежности вредной привычкой?

Конечно. Корни этой привычки надо искать скорее в раннем детстве ребёнка, даже в младенчестве. Среди врачей есть мнение, что чаще всего тащат посторонние предметы в рот недоласканные дети (или, как говорят сами врачи на своем языке, те, кто «не дососал мамину грудь»). Недостаток ласки со стороны родителей или пережитый ребенком стресс приводят к тому, что ребенок таким образом пытается компенсировать этот недостаток, «успокоиться». На мой взгляд, эта привычка носит скорее психоневрологический характер.

Чем вредна эта привычка?

Микробы, которые оседают вокруг нас, могут попасть в организм. Ребенок бегает, играет, при этом постоянно трогая различные предметы. Этими же руками он берет свои письменные принадлежности и тащит их в рот. Хорошо ещё, если это его ручки, а если нет? До этого ребенок может схватить и ручку двери туалета, на которой могут быть яйца глистов. Они попадают в организм, вызывая болезни кишечника, которые требуют обязательного лечения.

Какие способы борьбы с данной вредной привычкой Вы бы посоветовали?

Прежде всего, необходимо приучить ребенка контролировать свое поведение. Могу посоветовать так же способ, известный уже давно: намазать кончик ручки (карандаша) чем-нибудь горьким или жгучим. Но самое главное, это забота и внимание со стороны родителей, чтобы ребенок успокоился, перестал испытывать внутренний страх. Тогда у него просто не будет возникать необходимости тащить что-то постороннее себе в рот.

Беседа с медицинской сестрой ГБУЗ СО Сызранская стоматологическая поликлиника отделение №2

Как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать карандаши и ручки вредной привычкой?

Да, безусловно.

Почему эта привычка вредна?

Когда ребенок берет посторонние предметы в рот, которые чаще всего грязные, в рот попадает грязь и микробы и развивается такая неприятная болезнь полости рта, как стоматит. Лечить стоматит не так-то легко. Кроме того, что человек испытывает болезненные ощущения при еде, может подняться температура и потребоваться стационарное лечение.

Назвать универсальный способ борьбы нельзя. Я считаю, что на этот вопрос должен ответить индивидуально каждый родитель. Именно родители знают особенности своего ребенка, и, исходя из них, могут подобрать верный способ избавления от этой вредной привычки.

Беседа с психологом

ГБОУ центр диагностики и консультирования г.о. Сызрань

Меренковой Анастасией Валерьевной

Как Вы думаете, является ли привычка грызть и сосать карандаши и ручки вредной привычкой? Почему?

Это можно назвать неприятным навязчивым действием. Вред от неё для окружающих скорее эстетический. А вот для самого сосущего предметы – это вредная привычка и симптом более глубинных нарушений в организме.

Определить причины этой проблемы очень сложно. Такая привычка восходит от детских впечатлений и условий воспитания ребёнка.

Какие способы борьбы с этой привычкой Вы могли бы посоветовать?

Прежде чем лечить или бороться с навязчивыми действиями, нужно найти психологические причины этого. Я советую родителям, которые озаботились таким поведением своего ребёнка, подойти к проблеме комплексно: обратиться к психологу, педагогам, врачам, родным. После всестороннего исследования проблемы, сформировать план коррекции.

Самая распространённая причина – тревожность. Следовательно, необходимо её снять. Ни в коем случае нельзя ругать, запрещать, запугивать ребёнка. Нужно его отвлечь в момент волнения, переключить на другой вид деятельности, успокоить, вселить силы. Нельзя в классном коллективе выделять ребёнка, имеющего такую привычку, наказывать его, грубо одёргивать. Это только усугубит проблему. Вместе с тем, необходимо мягко, с юмором, по-доброму напоминать ребёнку, чтобы он не засовывал в рот письменные принадлежности.


Анализ состава материалов, используемых при производстве карандашей.

Разделяют два основных типа карандашей: качественные и некачественные.

Качественные карандаши не содержат свинец. Они содержат графит, одну из форм углерода – не более ядовитую, чем дерево, в которое он «завернут». Даже краску сегодня делают без свинца.

Глину и графит сутками перемешивают и сушат, а воздушные пузырьки между ними заполняют жирами. В зависимости от того, карандаш какой твердости хотят получить на выходе, грифели опускают то в чан с воском (для твердых стержней), то со стерианином, а для мягких – и вовсе в кондитерский саломас, который добавляют в шоколадки и майонез.

С цветными карандашами проще: замесил массу – и полдела сделано. Красители только пищевые на основе свеклы, моркови и даже трав. Экологическую безопасность качественных карандашей подтверждают документы, в том числе европейский сертификат качества.

Древесные оболочки для таких карандашей изготавливаются из «живого», ничем не обработанного дерева. В дощечках вырезают желобки, туда кладут стержни, потом дощечки склеивают клеем ПВА (он тоже съедобный). Как, впрочем, и нитроцеллюлоз – природный углевод, из которого делают эмаль для карандашей.

Но дорогие канцтовары могут позволить себе далеко не все. Поэтому чаще всего в ранец к ребенку попадают дешевые, некачественные ручки, ластики и другие принадлежности. Дети тоже подогревают обстановку, пытаясь выпросить у мам и пап какую-нибудь яркую безделушку. Так, например, «ручки-змейки» - простейшую ручку, обмотали синтетическим мехом, а сверху приклеили комок из остатков меха и перьев, изображающих зверька. Писать такой «ручкой» нельзя, держать неудобно. Каким клеем пользовались производители, и что за перья скрывают ручку, никто не знает. Более того, в обилие меха обитают клещи и клопы. С укусами насекомых, живущих в таких ручках, к врачам обращались неоднократно. «Товар не подлежит обязательной сертификации» - вот что написано

на некачественном товаре для детей.

Вывод : покупая канцтовары, необходимо убедиться в его качестве. На этикетке товара обязательно должны быть данные производителя, информация о возрастной категории и безопасном использовании на русском языке. Продавец обязан предоставить экземпляр любого товара без упаковки, чтобы можно было внимательно рассмотреть будущую покупку. Сильный запах, облезающая краска, некрепко сидящие съемные детали, грубые швы – веские причины забраковать вещь. Кроме того, не стоит покупать подобные товары в сомнительных местах.

Съедобный карандаш Дэйва Хаккенса


Matitizia - карандаш, сделанный из солодки


По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2–3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Общая заболеваемость среди 15–17-летних подростков за последние 3 года увеличилась на 14,7%. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 25,5%, психическими расстройствами – на 24,5%, заболеваниями костно-мышечной системы – на 20,9%, болезнями системы кровообращения – на 17%.

Наиболее распространённая проблема среди старших школьников это курение. К курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира. Изучение образа жизни школьников в развитых странах с высоким уровнем жизни указывает на высокую распространенность вредных привычек. Так проведенное обследование швейцарских школьников 12-14 лет показало, что до 80% из них рискуют стать постоянными курильщиками. Первый опыт курения 20-30% школьников Украины и Беларуси приобретают в младшем школьном возрасте до 10 лет. К числу постоянных курильщиков среди 13-15-летних можно отнести каждого третьего мальчика и каждую пятую девочку (Даниленко Г.М., Клыгина И.А., 2006; Застенская И.А., Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф., 2006).

Наши данные мониторинга вредных привычек среди российских подростков за период с 2007 по 2012 г. позволили выявить две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая - преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. В отдельных выборках число курящих девушек среди старшеклассников было больше, чем среди юношей. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст- 12-13 лет. Этот факт говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы.

Обычно курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения.

У курящих школьников 9-х классов обнаруживается по сравнению с некурящими снижение ряда когнитивных функций-внимания, объема кратковременной памяти, снижение точности и скорости логических операций, ухудшение зрительно- моторной координации.

Ранние последствия табачной интоксикации были обнаружены у курящих школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на сравнительно малый стаж курения. Среди курящих были больше распространены жалобы по сравнению с некурящими на кашель, одышку, слабость. Жалобы подтверждались данными медосмотров и данными обращаемости за медицинской помощью.

Курение подростков способствует повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивало заболеваемость ОРЗ.

С увеличением возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является манифестным признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения - уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.

За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков.

В литературе встречается мнение, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком личностного психологического неблагополучия и является завершением процесса аномального (деструктивного) развития. В частности, выделяются следующие причины:

  • Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
  • Несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;
  • Наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в полиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д.) догоняют юношей.

Как мы видим вредные привычки среди молодежи, в том числе и среди старших школьников довольно распространенные явления. Их рост наблюдается с увеличением возраста подростка. Причем практически стирается граница между девушками и юношами, имеющими вредные привычки. Все это приводит к ухудшению здоровья старших школьников, к росту числа хронических заболеваний.

      Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек, в формировании здорового образа жизни

Здесь важную роль имеют игровые формы работы с подростками, как фактор формирования здорового образа жизни. Игра – это дело серьёзное, это вечный спутник детства. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. По мнению В. Даля – великого русского собирателя народной мудрости, когда-то сказал: "В игре да в дороге узнают людей”. Каждый из нас в игре само выражается на пределе всех своих сил и эмоций. Формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра имеет большое значение в педагогическом арсенале классного руководителя .

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Методика проведения игр, требующих от детей проявить и развивать физические умения и навыки, будет освещена чуть ниже.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни.

В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций. Лучше всего дают разнообразные знания о здоровом образе жизни, формируют их в качество личности воспитательные мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием школьников. В «реальном» режиме проходят соревнования по разнообразным видам спорта, спортивные игры в виде эстафет, отдельных силовых конкурсов.

С.А. Шмаков своей книге "Игры учащихся – феномен культуры” утверждает, что интеллектуальные игры, весьма привлекательные для подростка. Речь идёт о "Брейн-ринге”, КВН-ах, "Поле чудес”, "Что? Где? Когда?”, "Счастливый случай”. Для подростков восьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действа. Например, "Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения. По желанию подростков, процесс может быть оформлен декорациями - атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители. А, как известно посредником между учащимися и их родителями является классный руководитель.

В своей книге М. И. Рожков "Организация воспитательного процесса в школе” приводит следующие принципы работы с родителями. Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:

Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка .

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и школы. Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый участник этого содружества.

Что приобретают родители, семья?

  • - возможность получить новые знания о здоровье;
  • - возможность приобщения к "живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
  • - возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;
  • - возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
  • - возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
  • - возможность способствовать укреплению семьи.

Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Итак, что приобретает классный руководитель?

  • - возможность через общения с родителями получить новые знания о здоровье расширить собственный кругозор;
  • -найти поддержку решению собственных проблем в опыте других людей;
  • - лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей; повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.

И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи. Для того чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы.

Наша школа ежегодно проводит – месячник под названием "Операция подросток”. Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у учащихся в отношении употребления алкоголя, табака, повысить роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации.

  • 1. Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина на организм.
  • 2. Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.
  • 3. Способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.
  • 4. Приобретение учащимся навыка сказать "нет”.

Большой интерес у старшеклассников вызывает деловая ролевая игра "Скажи "нет” табакокурению”. Старшеклассники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит сообщения о вреде курения и выступают перед учащимися младших и средних классов.

Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в "Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи - данные анкетирования по школе. Статистики - статистические данные о смертности, связанной с курением.

Примерно по такому же сценарию проходит деловая ролевая игра "Скажем "нет” алкоголю”. Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы - о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения. Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации от отказу от алкоголя.

Работа с родителями старшеклассников проводится по определенной системе, используются различные формы: беседы на медицинские и правовые темы, круглые столы, конференции, консультации психолога и социального педагога. Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

В этой связи реализация образовательных программ, направленных на поддержку здоровьезберегающих технологий, профилактику рискованного поведения и формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, является все более актуальной.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому целью программы является вооружение школьников старших классов системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима дня и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни в повседневной жизни школьников, устойчивом противодействии негативных воздействий.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что здоровье слагается из общей совокупности психического, физического и нравственного состояний человека. В школах должна проводится постоянная работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей. Это необходимо для того, чтобы изменить отношение подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Немаловажную роль в этом процессе играет классный руководитель. Так как именно он является связующим звеном между семьей ученика и школой – территорией здоровья.

Практическая часть

Страницы