Комнатные растения        22.08.2019   

Взаимосвязь между собой методов и приемов воспитания

Методы, средства, приемы воспитания

Оценивая воспитательную технологию как систему методов воспитания, которая позволяет учителю решать множество педагогических задач, важно определить условия, позволяющие ему успешно их использовать. Уточним круг вопросов, имеющих практическое значение.

Метод воспитания как основной элемент технологии представляет собой определенный способ однородного педагогического воздействия на учеников и школьные коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Чтобы раскрыть его содержание, следует уяснить, какие стороны педагогической деятельности учителя находят в нем отражение.

Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Это, прежде всего, своеобразно организованная деятельность; каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих в этом процессе субъектов; оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств; методы воспитания выполняют вполне определенные функции; любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Деятельность учителей по воспитанию школьников имеет комплексный характер. Комплексный подход к воспитанию, представляющий собой скоординированное взаимодействие всей многообразной педагогической деятельности учителей, общественных организаций и коллективов в процессе всех видов труда и отдыха, предполагает использование системы методов воспитания – совокупности взаимосвязанных методов, объединенных единой целью (замыслом).

Средства и приемы составляют основу методов воспитания , они связаны между собой и на практике применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются учителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.).

Приемы воспитания – это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Совокупность средств и приемов играют воспитательную роль лишь тогда, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность. Владение средствами и приемами воспитания позволяет учителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.

Методы воспитания применяются учителем комплексно, во взаимосвязи, непосредственно и опосредованно. Их главное предназначение состоит в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод изолированно от других. Только применение совокупности методов в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательных целей. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

Исходным моментом для построения системы методов является уточнение их роли в педагогической практике. В повседневной жизни учитель, как правило, не задумывается о том, какой метод применить для решения воспитательной задачи. Однако для определения принципиальной педагогической линии поведения в сложной ситуации ему необходимо знать определенную совокупность возможных решений. Овладение методами воспитания и их системное применение позволяют не только четко представлять, что делать при повседневном воспитании школьников, но и определять перспективы воспитательной работы, выявлять эффективные средства достижения ее целей.

На выбор конкретных педагогических методов влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы : состояние работников и коллектива, психологические особенности учителя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обусловливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания. Это такие факторы, как уровень сознательности человека и зрелости коллектива, степень духовно-нравственного развития людей, освоенный стиль воспитания, потребность в использовании новых взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и др. Они определяют основу системы методов воспитания, которые обусловливают качественные изменения ведущих параметров всего воспитательного процесса.

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никакой метод не действует изолированно, формируя определенную характеристику социального субъекта. В педагогике существует несколько классификаций методов воспитания. Одна из них выделяет такие методы, как убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример. Другая базируется на традиционных методах (убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение) и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика. Третья включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающих к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы.



Традиционно сложившаяся в педагогике система методов, их классификация в определенной последовательности или по группам на современном этапе развития общества уже не может удовлетворить потребности в сложной и многообразной деятельности учителей. Это обус­ловлено, во-первых, требованиями современного этапа развития страны и характером профессиональной деятельности; во-вторых, новыми достижениями собственно педагогической теории и практики; в-третьих, результатами расширяющегося сотворчества педагогики с различными областями человековедения (социологией, психологией, акмеологией и пр.).

Поэтому при классификации методов воспитания были учтены совокупные стороны данного целостного процесса и прежде всего его основные функции. В соответствии с этими ориентирами предложено выделить наиболее действенные методы воспитания и представить их такими группами:

· традиционно принятые – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

· инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

· неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких);

· тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) – социально-психологические тренинги, деловые игры, и др.;

· рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

Воспитание как процесс использования воспитательных методов предстает очень сложной, многогранной, но обязательной и приоритетной функцией руководителя. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может использоваться в более или менее изолированном виде. Однако без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет достижение воспитательной цели. Такой подход позволяет полнее учесть исторический опыт, современные достижения педагогической науки и практики, которые творчески, во взаимодействии с другими сферами познания и преобразования вооружают педагогические кадры продуктивными воспитательными моделями, алгоритмами и технологиями.

Опыт показывает, что процесс воспитания всегда протекает в рамках воспитательной системы и опосредуется ею. Исходя из того, что в воспитательном процессе учитель непосредственно взаимодействует с подчиненными, можно предложить ему взять за основу воспитательной технологии систему методов воспитания традиционного и инновационного характера. В числе таких методов целесообразно рассмотреть убеждение, упражнение, поощрение, пример, принуждение, убеждающее воздействие, тренинг и др.

Система методов воспитания школьников призвана выполнять ряд функций. Важнейшими из них являются: передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом); организация поведения учеников и классных коллективов в соответствии с установленными нормами и правилами; стимулирование духовных и физических сил людей в процессе обучения в школе; предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения; разрешение возникающих конфликтов и др.

Важно, чтобы учитель непрерывно совершенствовал методы воспитания. Здесь можно выделить такие направления, как общая оптимизация технологии воспитания и совершенствование всей системы воспитательных методов; обогащение воспитательной практики продуктивными методами; овладение новыми приемами, средствами и действиями, которые составляют основу вновь применяемых методов и др.

Чтобы уверенно и эффективно применять воспитательные технологии и их ведущие компоненты – методы воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо быть достаточно подготовленным к этой работе. Важно не только иметь представление о воспитательных технологиях и их взаимосвязанных компонентах, но и знать характерные для методов воспитания средства и приемы, условия оптимального выбора и применения избранных методов и многое другое. Рассмотрим некоторые вопросы из этого перечня и, прежде всего, обратим внимание на традиционные методы воспитания, средства и приемы их реализации.

В отечественной педагогике главным методом воспитания традиционно признается метод убеждения , так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Убедить человека – это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков.

Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом.

Слово, речь педагога – мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом обеспечивает сочетание содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ школьнику общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; ссылка на опыт одноклассников; личный пример учителя и др. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от ряда условий, которые облегчают процесс превращения знаний, теоретических положения, идей в личные убеждения.

Важнейшим условием является убежденность самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словами и поступками. Успешно убеждать других может только тот, кто сам твердо убежден в том, о чем говорит. Это чрезвычайно важное и необходимое качество воспитателя. Личная убежденность учителя, глубокая вера в правоту своего дела, справедливый характер целей позволяют воспитателю оказывать благотворное влияние на сознание людей.

Условиями успешного убеждения выступают справедливость, честность и искренность воспитателя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Успех убеждения достигается также умением воспитателя ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жестов.

Важными условиями действенности метода убеждения являются широкий общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и профессиональный опыт.

Успех убеждения зависит и от педагогического такта воспитателя, понимания им психологии человека. Тактичное взаимодействие с учениками предполагает прежде всего искреннее стремление воспитателя помочь им найти истину, преодолеть ошибочные взгляды и заблуждения. Такт исключает проявление учителями высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.

Необходимым условием успешного убеждения людей является дифференцированный подход к различным категориям школьников.

Непременным условием эффективности процесса убеждения является связь с жизнью. Конкретный материал, взятый из жизни страны, повышает убедительность речи, усиливает аргументацию, доказательность, воспитательную силу.

В воспитании широкое применение находит метод упражнения . Упражнение – специальная, многократно повторяемая человеком деятельность – необходимо для совершенство­вания навыков поведения в различных ситуациях.

Метод упражнения позволяет каждому воспитателю и самому воспитуемому быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения.

Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случае оно тесно связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до автоматизма.

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, смелости, решительности, инициативы являются высокая сознательность и глубокая убежденность человека. Чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет закалять свою волю и характер, тем больше будет он проявлять инициативы, творчества.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который подразумевает последовательность, плановость и регулярность. Это значит, что руководитель должен планировать объем и очередность нагрузок, влияющих на развитие положительных привычек, на совершенствование волевых качеств.

Для того чтобы успешно использовать метод упражнения при формировании качеств личности, необходимо всесторонне учитывать возрастные, психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности людей. Чтобы не допустить моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки следует постепенно.

Важным методом воспитания является пример . Пример учителя, выдающихся личностей в процессе воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю человека. Суть этого метода состоит в целенаправленном систематическом воздействии воспитателей на школьников личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию. Не имея богатого жизненного опыта, навыков поведения в различных ситуациях, школьники вынуждены искать образцы правильного поведения. Это черта исторически сформировалась у человека как потребность.

В процессе воспитания на положительном примере необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и лично значимым и ценным. Чем глубже осознают люди его общественную ценность, чем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на самоотверженные действия.

Влияние положительного примера тем сильнее, чем ярче, эмоциональнее описывается обстановка, в которой происходила деятельность, служащая примером для подражания, дается характеристика преодолеваемых трудностей. Такое описание примера вызывает чувство гордости, восхищения, заставляет прочувствовать обстановку, в которой находился герой, наглядно представить ее.

Положительный пример приобретает воспитательную силу в том случае, если он органически связан с высокими качествами личности учителя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Практика показывает, чем организованнее и требовательнее к себе учитель, тем выше организованность и самодисциплина его подчиненных.

Значительное место в воспитании занимает метод поощрения . Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда, а достижение общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Поощрения являются важным средством воспитания. Это очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от воспитателя серьезного и вдумчивого отношения.

Для того чтобы поощрение оказывало необходимое воздействие, при его применении следует соблюдать ряд педагогических условий.

Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач. Действенность метода поощрения зависит и от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрения. Недопустимо превращать один и тот же вид поощрения в обыденное дело, да еще приуроченное к празднику.

Любое поощрение предполагает гласность. Ведь поощрение имеет воспитательное значение не только для того, кто его получил, но и для остальных школьников. Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех к поступкам товарища, вызвать у них чувство восхищения, желание подражать хорошему гримеру, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению. Для того чтобы обеспечить гласность, поощрение следует проводить в торжественной обстановке, на собрании. При этом важно правильно выразить сущность поступков, за которые человек поощрен, отметить достигнутый результат, наиболее ярко проявившиеся черты личности, степень его усердия, инициативы и творчества.

В воспитании используется и метод принуждения – система средств и приемов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, призванных исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Принудить человека – значит заставить его выполнять волю учителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед классом.

Этот метод применяется после того, как все другие методы воздействия на человека были исчерпаны и не дали желаемых результатов. В руках воспитателей имеются различные формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, наложение дисциплинарного взыскания, общественное осуждение. Для того чтобы взыскание возымело нужный воспитательный эффект, при его применении целесообразно соблюдать определенные педагогические требования.

Прежде всего, необходимо глубоко разобраться в существе поступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на человека, совершившего проступок.

Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как сам его оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления. Исправить поведение нарушителя может только такое средство, которое заставит его почувствовать свою вину, осознать ее и понять, что жить и поступать надо иначе. До наложения взыскания необходимо в личной беседе установить причины проступка, степень осознания человеком своей вины и оценки поведения. Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно учитывает характер проступка и его влияние на окружающих. Любое воздействие, будь то замечание, критика, категорическое требование, предупреждение, взыскание должно быть справедливым. Несправедливое взыскание оскорбляет человека, подрывает авторитет учителя, наложившего взыскание, отрицательно влияет на состояние дисциплины, нравственную атмосферу коллектива.

Немаловажное значение имеет порядок наложения взыскания и приведение его в исполнение. Педагогически оправдано объявлять взыскание лично или в кругу товарищей. Это необходимо для того, чтобы провинившийся пережил чувство вины, ответственности перед товарищами. Кроме того, таким образом предупреждаются проступки со стороны других школьников.

Совершенно недопустимо наложение взыскания на весь коллектив вместо наказания непосредственных виновников. Огульное и массовое применение взысканий способствует возникновению и развитию отрицательного морально-психологического климата в коллективе, может привести к круговой поруке.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания людей во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, служебного и нравственного авторитета, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства, всестороннем развитии личности, духовных и физических сил, удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методом примера, упражнения, поощрения, принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии. Педагогика исходит из того, что успехи в воспитании достигаются с помощью воспитательных технологий, которые позволяют скоординированно использовать весь арсенал методов воспитания, все эффективные средства и приемы воспитательного воздействия.

Система воспитания в учебном заведении или семье представляет собой организованную совокупность всех компонентов воспитательной деятельности, используемых для достижения заданных целей. Здесь важно найти целесообразное место каждому приему, звену, цепочке и целостной воспитательной технологии. Именно они составляют организационно-методическую основу воспитательной деятельности руководителя, каждого родителя.

  1. Условия эффективности воспитательной деятельности

Эффективность воспитательной деятельности достигается:

· организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;

· социально-ценностной, целевой и содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией в ранках продуктивных модели, алгоритма и технологии;

· обеспечением положительной мотивации в учебе, труде, раскрытием и реализацией сущностного потенциала каждого школьника;

· достижением сплоченности коллектива, согласия в семье, обеспечивая ему целостность как субъекта жизни, деятельности;

· личным отношением к выполнению должностных обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;

· всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Критерии эффективности воспитательной деятельности:

· достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием школьников, сплочением коллектива, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и результатах учебы и труда;

· соответствие воспитательной работы объективным законам воспитания, правовым нормам, решаемым задачам и потребностям людей;

· оптимальность системы воспитательной деятельности и действенность воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;

· уровень мастерства и искусства учителя в воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного деятельностно-воспитательного процесса, в решении практических задач и конкретных проблем.

Учет условий эффективности воспитательной деятельности ее и объективная оценка в соответствии с указанными критериями позволят добиваться высоких результатов в воспитании. В реальной практике это обеспечит соответствие воспитательной работы в школе новым решаемым задачам.

Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учениками и с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе.

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали учащиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть мнение большинства. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионером?»

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть эту историю как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.

Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь - добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Прием «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Еще по теме 3. Приемы воспитания:

  1. § 145. Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии Стнлксгические приемы 1.
  2. Нарушения при поиске и приеме на работу Дискриминация при приеме на работу
  3. Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
- 106.00 Кб

Методы и приемы воспитания

  1. Понятие методов воспитания.

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Каждый метод реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.

Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. В основном эти изменения и представляют собой новые или впервые применяемые данным педагогом приемы воспитания. В связи с этим иногда метод определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать любых целей.

2. Классификации методов воспитания

Методов и особенно их различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогают лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку их система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации.

Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации, организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и другие). В данном случае общий признак «характер метода» включает направленность, применимость, особенность и некоторые другие его стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация И. Г. Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).

Методов на самом деле значительно меньше, чем-то количество, которое сегодня перечисляется в литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, все зависит от таланта композитора.

Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные . Бинарные методы предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания». Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую именно сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу : для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Примером использования метода убеждения может быть бе-седа с детьми о сказке СТ. Аксакова «Аленький цветочек».

Предметом обсуждения может стать отношение девушки дочери купца к страшному чудищу.

«Втапоры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зеленый сад дожидатися часу урочного и, когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» - и показался ей издали зверь лесной, чудо морское; он прошел только поперек дороги и пропал в частых кустах, и невзвидела света молода дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала неточным голосом и упала на дорогу без памяти. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молода дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле нее, горючьми слезами обливается и говорит голосом жалостным: «Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слышати, и пришло мне умереть смертью безвременною». И стало ей жалко и совестно, и совладала она с своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим, и заговорила она го лосом твердыим: «Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих ми лостей» покажись мне теперь же в своем виде давишнем; я только впервые испугалася». Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своем виде страшным, противным, безобразным, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темныя и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, и хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх ее совсем прошел. Тут пошли у них беседы пуще прежнего: день-деньской, почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждал ися, гуляли по зеленым садам, без коней катали-ся по темным лесам» Ь

После повтора этого эпизода сказки можно провести беседу по следующим вопросам.

1. Почему девушка, испугавшись чудища, все-таки стала с ним встречаться, несмотря на то что ей это было вначале неприятно?

2. Всегда ли первое впечатление о человеке помогает прайм льно воспринимать его?

3. Какой вывод мы можем сделать из нашего разговора? Детей надо логически подвести к выводу о том, что на

кете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят необычно, ведут себя не так, как все. На самом деле внешнее впечатление часто обманчиво. При помощи сказок и других бесед можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе и ого формирования лежат логические выводы, сделанные пмим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненгты метода стимулирования, как поощрение и накатине .

Поощрением может быть выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания : наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Описание работы

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. (Харламов И. Ф.) Любые методы направлены на достижении цели, но одни из них приводят к достижению цели быстрее, другие медленнее. Это зависит не только от сущности метода, но и от условий его применения. Один и тот же метод в разных случаях может привести к совершенно разным результатам. В задачи педагога входит определение наиболее подходящего метода в каждом конкретном случае, а так же его адаптация к конкретным условиям воспитательного процесса. Методы воспитания, определенные и изученные в педагогике, взяты из опыта педагогов прошлого. Они носят общий характер и не могут быть применены в чистом виде, так как, наверняка окажутся при этом малоэффективными. Воспитатель, если он хочет добиться наилучших результатов своей деятельности, находится в постоянном поиске и анализе отдельных элементов воспитания, способов воздействия на человеческую личность. При этом сущность выбранного им метода остается неизменной, переработке подвергаются лишь пути достижения цели. Такие пути, разрабатываемые педагогом для применения в конкретных условиях воспитания, называются приемами. Проблема создания новых, наиболее эффективных, приемов воспитания постоянно стоит перед педагогами всех сфер педагогической деятельности. Они могут быть взяты из опыта других педагогов или выработаны с помощью собственной практики. Знание уже известных и зарекомендовавших себя с хорошей стороны приемов воспитания, умение правильно применить их или воспользоваться их идеей является одним из главных показателей педагогического мастерства. Совокупность приемов воспитания, комплексно используемых педагогом, является средством воспитания. Средство – это обобщение отдельных приемов, наиболее подходящих для применения в конкретных условиях организованной воспитательной деятельности.

Сам по себе метод не может быть плохим или хорошим. Каждый метод, имея свои особенности и специфику, оказывается наиболее эффективным в определенной ситуации при определенных условиях. Выбор методов воспитания и его условия имеют глубокую причинную связь. Существует множество факторов, оказывающих влияние на выбор оптимального в данном случае метода. Правильный выбор возможен только при условии знания педагогом основных общих методов воспитания, их сущности и особенностей, условий применимости, понимания причин, по которым отдается предпочтение именно этому, а не другому методу. Рассмотрим некоторые основные причины, обуславливающие выбор методов воспитания.

1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов.

2. Возраст воспитанников. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания, разработанные с учетом психических и физиологических особенностей воспитанников каждой возрастной категории.

3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д. В любом коллективе существуют определенные этапы формирования и развития внутренних отношений, вместе с этим должны изменяться или частично трансформироваться и методы воспитания.

4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого и, соответственно, индивидуальный выбор методов воспитания, имеющих наибольший успех применительно к конкретному человеку.

5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства. В зависимости от их наличия и доступности выбираются и методы воспитания.

6. Отдавая предпочтение тому или иному методу, педагог руководствуется информацией о нем, собственным или чужим опытом его применения, анализирует все известные ему общие методы. Наиболее верное решение может быть принято при условии знания и понимания педагогом большого количества различных методов, наличия у него значительного опыта воспитания, развитость интуиции. Другими словами, выбор оптимального в данном случае метода напрямую зависит от квалификации педагога.

7. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели. При недостатке времени и, при этом, сложных целях и задачах, применяются более жесткие методы воздействия, требующие значительных усилий воспитанника и высокой квалификации педагога.

При выборе метода нужно учитывать все эти и другие, узко специализированные факторы. Важно ставить перед собой реальные достижимые цели, доводить до конца все задуманные действия, соблюдать логичное и поэтапное применение выбранного метода. Завершенность в любом начатом деле является хорошим примером для воспитанников и повышает авторитет педагога.

В настоящее время существует множество общих методов воспитания. Для того чтобы легче было выбрать из них наиболее подходящий, методы подвергают классификации, то есть упорядочению по определенному признаку. В зависимости от целей и задач воспитания, при выборе методов руководствуются наиболее подходящей классификацией. В современной педагогике наиболее объективной и часто используемой является классификация, предложенная Г. И. Щукиным, в основе которой лежит направленность воспитательного процесса. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности.

Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

Методы и приемы воспитания

Методы воспитания - это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы- это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять - одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.