Флористика        04.05.2019   

Забавная физика для детей. Понимать физику - значит понимать саму жизнь. Апрель - май

Приходя в этот мир, ребенок постепенно и увлеченно изучает свойства окружающей среды. Такие простые и привычные явления, как дождь, снег, роса, радуга и многие другие кажутся ему загадочными и необычайно интересными. Так появляются маленькие почемучки? Но в действительности, у ребенка просыпается интерес гораздо раньше, чем он научится говорить и сможет задать взрослым все свои "почему?"

Так может имеет смысл знакомить и объяснять малышу основные свойства окружающих его предметов прежде, чем он научится говорить? Ведь наблюдать и удивляться он уже умеет.

ГОРЯЧО-ХОЛОДНО

Думаю, многие родители стараются в первую очередь научить своего ребенка понимать, что такое горячо, а что такое холодно. Ведь когда он потянется к кружке с горячим чаем, к утюгу или любому другому предмету, контактируя с которым может получить ожог, Вам будет достаточно произнести слово "горячо" и малыш отдернет руку.

ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ

Казалось бы, элементарные школьные знания по физике, но малыш еще не знает, что такое физика, равно как и что такое школа. Он наблюдает, участвует, задает вопросы и делает выводы. Наверняка, в первые два года своей жизни он наблюдал дождь и лужи, а потом видел, что они куда-то деваются. Наверняка, он видел, как взрослые кипятят воду в чайнике, как из него идет пар, как заваривают чай и не разрешают брать кружку, пока чай не остынет. Все это может происходить само собой, или взрослые могут обратить внимание ребенка на пар из чайника и объяснить, что же за процессы там происходят.

ПАР - ЭТО ВОДА?

Предложите ребенку вместе приготовить чай. Если его это предложение заинтересовало, тогда налейте вместе с ним в чайник воду. Обратите внимание ребенка на то, что в чайнике, кроме воды, ничего нет. Поставьте чайник на плиту, а если он электрический, то включите. Теперь вам остается только наблюдать. Когда чайник закипит, спросите, что это выходить из носика чайника, словно джин из лампы, ведь в чайник ничего кроме воды вы не наливали. Неужели вода? Чтобы наглядно доказать ребенку, что пар - это та же вода, просто подержите в струе пара ложку, но будьте осторожны, не обожгитесь. На ложке образуются капельки воды и начнут капать. Если возьмете вместо ложки тарелку, то ребенку и вовсе можно будет предложить поводить пальчиком по тарелке, убеждаясь на ощупь, что пар - это вода.

Вывод: вода превращается в пар при нагревании.

Более научное объяснение для старших деток:

Кипящий чайник «выпускает» пар, когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара.

ВИДЕО КАК ВОДА СТАНОВИТСЯ ПАРОМ И РОСОЙ


ЗАСТАВЛЯЕМ ВОДУ ПОЯВИТЬСЯ

Если за окном сыро и холодно, а дома тепло и уютно, самое время наблюдать, как запотевают окна, рисовать на них разные картинки и объяснять малышу, что это тоже вода. Чтобы объяснить это явление более взрослому почемучке, предложите ему наполнить стакан водой и поставить его на часок в холодильник. Когда же ребенок достанет охлажденный стакан, то сможет увидеть, как на его стенках появляются капельки воды. Почему так происходит? Дело в том, что холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха конденсируется, то есть сгущается, и появляется в виде капель на стенках стакана.

ВОДА ПРЕВРАЩАЕТСЯ, ВОДА ПРЕВРАЩАЕТСЯ...В ЛЕД

Следующий этап - это превращение воды в лед и обратно. Рано или поздно малыш заинтересуется таким интересным и немаленьким предметом интерьера Вашей кухни, как холодильник. Что ж, можно повесить на него детский замок, а можно объяснить ребенку что это за шкаф и для чего он нужен. Позже, он будет знать где лежат его продукты, тот же творожок или йогурт и брать их на завтрак.

Если малыш уже сидит и играет в ванной во время купания, то вполне можно предложить ему прикоснуться к волшебному миру физики. С утра возьмите несколько лоточков, налейте вместе туда воды и поставьте в морозилку. Обратите внимание малыша на то, что в морозилке холодно, пусть немного подержит там ручонку, а вода жидкая и может переливаться и плескаться. Вечером же, прежде чем приступать к банно-ванным процедурам, достаньте лотки из морозилки. Предложите малышу потрогать водичку, постучите по ней, она уже не разливается, потому что превратилась в лед, стала твердой, холодной. Ребенок, наверняка, захочет поиграть льдом в ванной, опустит его в теплую воду, подержит под струей воды и, если кусок был достаточно большой, разделит его таким образом пополам. А потом холодная игрушка исчезнет.

ВАРИАНТЫ ИГР СО ЛЬДОМ - ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Что еще попробовать сделать со льдом?


  • положить в лоток маленькие предметы (игрушки), залить их водой и заморозить. Позже играть в ванной во время купания.
  • залить формы для льда водой и добавить в нее ягоды либо фрукты. К примеру заморозить листочки мяты либо кусочки лимона, а позже добавлять их в чай. Неплохая идея для жаркого лета.
  • положить кубики льда на две тарелочки. Одну поставить на стол, вторую - в холодильник или на балкон, если на дворе холодно, и наблюдать, где быстрее лед растает.
  • налить в два стакана воду - в один горячую, во второй холодную, опустить туда кубики льда и наблюдать, где скорей растает.
  • взять лоток из под конфет или форму для льда, налить туда воду и разукрасить ее разными цветами (можно использовать гуашь, можно пищевой краситель), заморозить, а позже наблюдать как цветные льдинки тают. А чтобы наблюдать было интереснее, положите на одну тарелочку красные и желтые льдинки, на вторую желтые и синие, а на третью красные и синие и наблюдайте, как талая вода окраситься в оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Если этот опыт ребятне понравится, предложите сделать цветное колесо и открыть для себя капиллярные силы и цветные чудеса . Еще цветными льдинками мы рисовали на бумаге и на фольге, наблюдая, что промокнет и впитает цвет, а что нет.

ВОДА ИЗ ПОЛНОГО СТАКАНА НЕ ВЫТЕКАЕТ

Еще один маленький фокус по физике, который наверняка удивит Ваших любознательных деток, довольно прост. Налейте в стакан теплой воды. Спросите малышей - что произойдет, если Вы положите кусочек льда в воду? Ответ скорее всего будет следующий: "Вода разольется". А теперь попробуйте. Осторожно опустите кубик льда в стакан, не расплескивая воду. Наблюдайте, как уровень воды будет подниматься по мере таяния льда, но не переливается. Почему так происходит? Дело в том, что когда вода превращается в лед, она расширяется и занимает больше места, чем в жидком состоянии. Поэтому, когда кубик льда растаял, уровень воды остался практически прежним.

Программа занятий в кружке «Физика для малышей»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Исполнитель: воспитатель МАДОУ №59

г. Кушва

2013 г .

Пояснительная записка.

Что я слышу - забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю - я понимаю.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность , протекающая в форме экспериментальных действий. Как доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.

Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.

Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного , во всех видах деятельности.

Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу волшебников», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.

Определила цель:

Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.

Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Программу « Физика для малышей» составила с учетом детских интересов и возможностей. В основе программы представлены методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования, и методические разработки «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» , «Детское экспериментирование» , «Неизведанное рядом» . Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией.

Иными словами, данная программа не является искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводилась 2 раза в год: вводная – октябрь, итоговая май. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией. Что позволяет сделать выводы о том, как дети умеют наблюдать, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

В данной программе разработан цикл занятий по темам: «Из чего все сделано?» (знакомство со стеклом, пластмассой, железом, бумагой); знакомство с физическими явлениями «Свойства воды», «Магнетизм», «Электричество». Особенностью курса является выделение специального времени на занятия в кружке «Школа волшебников», направленного на развитие основных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Предметно - информационная

Деятельно - коммуникативная

Ценностно - ориентированная

Сентябрь - ноябрь

Вода

Способствовать

накоплению у

детей конкретных

представлений о свойствах воды (льется, течет, прозрачная, чистая вода не имеет вкуса и т. п.)

Делать выводы на основе

полученных знаний о свойствах воды. Объяснять изменение агрегатного

состояния воды под воздействием температуры

Уметь проводить и

объяснять опыты в ходе

которых, выявляются свойства воды. Уметь

выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать

Понятно для окружающих

выражать свои мысли

Декабрь - февраль

Магнетизм

Познакомить

понятиями

«магнит»,

«магнетизм»

Способствовать

накоплению у детей

конкретных представлений о

магните и его свойствах:

притягивать к себе металлические предметы, область применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. п.)

Учить самостоятельно делать выводы на основе

практического опыта с

магнитом. Учить определять

какие предметы притягиваются к магниту

Учить пользоваться

полученной информацией

Март - май

Электричество

Познакомить детей

с понятием

«электричество»,

«электрический

ток», «статическое электричество»

Сформировать у детей

представление об устройстве розетки, выключателя, вилки, структуре проводов, электрической лампочки, устройстве электроприборов; создании статического электричества

Уметь устанавливать

причину возникновения

статического электричества,

собирать простейшую

электрическую цепь

Знать меры

безопасного

взаимодействия с

электричеством

Занятия в кружке « Физика для малышей» (старший дошкольный возраст)

Не регламентированная деятельность

Диагностика

Вода

Занятие «Какая она вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды: льётся, течёт, прозрачная, некоторые вещества в ней растворяются, закипает при температуре 100 , замерзает при 0

Работа в опытно - экспериментальной лаборатории

« Три состояния воды»

Цель: объяснить изменение агрегатного состояния воды под воздействием температуры

Занятие – путешествие «Путешествие «капельки» в природе»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

Итоговое занятие, КВН

Цель: обобщить полученные знания о свойствах воды

Тематическая выставка в уголке книги по теме «Вода»

Изготовление необходимого оборудования для проведения опытов с детьми и родителями (цветные льдинки, водяная карусель)

Наблюдения и опыты со снегом, водой, льдом на участке детского сада.

Чтение литературы познавательного содержания с последующим обсуждением

С водой, снегом, льдом.

Цель: выявить место исследовательской

деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников.

Магнетизм

Практическое занятие «Мы фокусники»

Цель: научить детей выделять предметы взаимодействующие с магнитом.

Изготовление магнитного театра по сказке «Колобок».

Цель: объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картин.

Чтение литературы познавательного содержания: Сикорук для малышей, Дитрих А.

Заготовки сказочных персонажей для театра на магнитах

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Изготовление театра на магнитах

Электричество

Занятие « Невидимый работник»

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»

Лабораторная работа «Волшебники»

Цель; установить причину возникновения статического электричества, выявить взаимодействие двух наэлектризованных тел

Практическое занятие «Почему светится лампочка»

Цель: помочь детям понять принцип работы электроприборов

КВН «В мире электричества»

Цель: обобщить полученные знания по данной теме.

Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество – друг, электричество – враг», «Это надо знать»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов.

Дата

Тема

Качественные составляющие образованности

Предметно-

информационная

Деятельно- коммуникативная

Ценностно-

ориентированная

Сентябрь

Стекло

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений

о признаках и свойствах

Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах стекла

Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых выявляются свойства стекла

Понятно для окружающих

выражать свои мысли. Знать меры безопасного

взаимодействия со

Октябрь - ноябрь

Металл

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений о признаках и свойствах металла

Уметь рассуждать, сравнивать результаты

проверок, наблюдать

Уметь выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать выводы.

Учить пользоваться

полученной

информацией

Декабрь - январь

Пластмасса

Познакомить детей со свойствами пластмассы

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о пластмассе

Учить самостоятельно делать

выводы на основе практического опыта с пластмассой. Уметь

обследовать предметы с

разных сторон, выявлять зависимости

Развивать дружеские

Февраль - март

Дерево

Познакомить детей со свойствами дерева

Способствовать расширению знаний детей о свойствах дерева

Уметь делать выводы на основе ранее полученных знаний

Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи

Апрель - май

Бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о свойствах бумаги

Учить самостоятельно делать выводы на основе практических действий с бумагой

Развивать чувство взаимовыручки

Рукотворный мир.

Тема

Регламентированная деятельность

Не регламентированные

Диагностика

Стекло

Занятие « Прозрачное чудо»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами стекла (твердость, хрупкость, структура поверхности)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин стеклянных предметов»

Цель; создать условия для расширения представлений детей о свойствах и качествах стекла, воспитывать аккуратность при работе со стеклом

Тематическая выставка в уголке экспериментирования« Прозрачное чудо»

Изготовление родителями и детьми необходимых приборов для проведения опытов

Наблюдения и опыты со стеклом

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «Радости и огорчения»

Металл

Сюжетно – ролевая игра «На выставке металлов»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами металла (структура поверхности, твердость, прочность), развивать речь детей, активизируя их словарь

Занятие «Откуда пришел металл»

Цель; познакомить детей с металлургическими предприятиями города, продолжать развивать познавательную активность детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Город мастеров»

Дидактическая игра «А ну – ка отгадай»

Наблюдения и опыты с металлом

Экскурсии; к шахте «Южная», в музей по теме «Наш карьер»

Методика «маленький исследователь»

Выставка детских рисунков по данной теме.

Пластмасса

Занятие – путешествие по теме «Пластмассовая сказка»

Цель; способствовать усвоению детьми представлений о свойствах и качествах пластмассы, развивать умение обследовать предметы

Сюжетно – ролевая игра Магазин пластмассовых игрушек»

Цель; формировать у детей представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности

Цель; закрепить имеющиеся у детей знания о свойствах и качествах стекла, металла, пластмассы, развивать умение договариваться с другом для решения общей задачи, обогащать словарь детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Виды пластмасс»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов с пластмассой

Выставка детских рисунков

«Моя любимая пластмассовая игрушка»

Дерево

Занятие – путешествие «Приключения Буратино»

Цель; актуализировать знания детей о свойствах и качествах дерева, развивать умение обследовать предметы, воспитывать желание помочь другим

Музыкальная гостиная «В гости к матрешкам»

Цель; способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах дерева, поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов и экспериментов с деревом

Тематическая выставка в экспериментальном уголке

Дидактическая игра «Тонет, не тонет»

Выставка детских рисунков на тему «Матрешка»

Методика «Радости и огорчения»

Цель; выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников

Бумага

Занятие – путешествие «Бумажное царство»

Цель; формировать представления у детей о свойствах и качествах бумаги, развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей

Мастерская «Мастерилки»

Цель; показать детям как из бумаги можно изготовить различные игрушки: развивать аккуратность при работе с бумагой

Итоговое занятие «В гостях у Незнайки»

Цель; расширить имеющиеся знания детей о качествах и свойствах бумаги, дерева: развивать умение детей планировать свою деятельность

Тематическая выставка в уголке экспериментирования «Мир бумаги»

Дидактическая игра «Попробуй угадай»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Открытие мастерской, где будут изготавливаться;

«Дом, в котором я живу»

«Шапочка от солнца»

«Кораблик для путешествий»

«Автомобиль будущего»

Выставка детских работ из бумаги

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов ребенка

Посещая факультативные занятия « Физика для малышей дети знают, что

Вода

Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи. Для здоровья человеку

необходима чистая вода.

Значение воды для жизни растений, животных, человека. Знают о том, что вода в наши дома поступает из Туринского водохранилища . Народнохозяйственное значение воды.

Электричество

Знают меры безопасного поведения с электроприборами.

Знакомятся с работой электростанции - это источник тока, поступающего в наши дома. Источником электричества, поступающего в наши дома является Н. Туринская ГЭС.

Стекло

Знают меры безопасного обращения со стеклом.

Металл

Знают о предприятиях города (КЗПВ, Волковский рудник, шахта « Северная») которые занимаются добычей и переработкой руды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд Сайз, 1995.

Дитрих А., Юрман Г., «Почемучка». М, 1992.

Крейг А., Росни К.,» Наука энциклопедия» М. 1994

, «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург, 1995

«Физика для малышей». М. 1983

«Детское экспериментирование». Москва, 2003 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М., 2003.

, «Неизведанное рядом». М.,2005

«Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира». Владимир, ВОИУУ, 2001.

» Комбинированное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»». Вопросы психологии. 1990 № 5.

Матюшкин A. M. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». Москва, 1972.

Приложение

Конспекты занятий.

Из чего всё сделано? Три состояния вещества и воды.

Цель. Развитие любознательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

- развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;

Познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличие друг от друга;

На примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.

Материал и оборудование:

- подкрашенная жидкость в прозрачном стакане;

Вода, лед в формочках;

Спиртовка;

Схемы построения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии Эксперименты:

1. Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в холодильнике или на улице в морозный день.

2. Моделирование трех состояний вещества:

Взявшись крепко за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;

Легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;

Свободно распределиться по группе, как «газ».

3. Двум детям (один в рукавичках, другой – нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед. Найти причину таянья льда и разной скорости таянья.

DIV_ADBLOCK611">

Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах.

Частички соли в воде распределяются между частичками воды, и их становиться не видно, но они не куда не делись, поэтому вода соленая.

Тема «Жидкость. Свойства воды.»

Цель. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

DIV_ADBLOCK612">

6. Взять стакан с чистой водой и понюхать ее. Имеет ли она запах?

7. Налить в тарелку немного воды и подогреть на пламени спиртовки. Что произошло? Куда делась вода из тарелки? Какое свойство воды обнаружилось?

8. Составить схемы проделанных опытов.

Выводы:

1. Первое свойство воды: выталкивает более легкие предметы.

2. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

3. Если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.

4. В результате растворения в воде сахара, соли, кристаллов марганца получаются растворы (сладкий, соленый, марганцевый). Мы обнаружили еще одно свойство воды: растворитель.

5. Сравнение жидкости воды и масла показало, что масло более вязкая жидкость.

6. Чистая вода не имеет запаха, вода из - под крана пахнет хлоркой, газировка пахнет ягодами и т. п. Значит вода может иметь или не иметь запаха. Запах ей придают различные растворенные в ней вещества.

7. Если в тарелку налить немного воды и подогреть, то вода испариться, превратиться в газ. Мы обнаружили, что при нагревании жидкость превращается в газ.

8. Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины организма. В воздухе также находится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.

Тема « Газ. Свойства воздуха»

Цель. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

- уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;

Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Эксперименты:

3. Накачать спущенную велосипедную шину. Что сделало ее упругой?

4. Опыт «Пузырьки – спасатели». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда маленькие кусочки пластилина. Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать. Объяснить полученные результаты.

5. Объяснить, почему круг для плаванья наполняют воздухом?

6. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

7. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Перевернуть стакан, опустить его в таз с водой. Лист бумаги остался сухим. Объяснить почему.

8. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Выводы:

1. Воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.

2. Пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.

3. Велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой. На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.

4. Круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.

5. Шарик начинает надуваться, потому что газ в шарике согревается и расширяется, воздуху в шарике становиться тесно. При нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. Воздух, который был в стакане, не позволил намочить лист бумаги. Значит, стакан не пустой, а наполненный воздухом.

7. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Тема «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе)».

Цель. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи:

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе;

Закрепить представления о расширении тел при нагревании и использование этого свойства человеком;

Стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании (в термометре) и его возможной опасности;

- уточнить представления детей о горении, напомнить о необходимости всегда соблюдать правила безопасности;

Сформировать представления детей о том, что теплый воздух поднимается вверх;

Совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно – следственные связи

Эксперименты:

1. Поставить пластмассовую открытую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

2. Измерить температуру горячей и холодной воды. Объяснить как работает термометр.

3. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения? Объяснить опасность пожаров.

4. Горящую свечу опускать и поднимать в проеме открытой двери. Объяснить, почему пламя свечи отклоняется внизу в сторону комнаты, а вверху – в сторону улицы.

5. Назвать основные виды осадков. Подумать: почему зимой выпадает снег, а летом дождь? Что происходит со снегом весной? Куда девается вода, выпавшая на землю?

Выводы:

1. При нагревании воды и воздуха в бутылке шарик сам начал надуваться. Значит, при нагревании тела расширяются.

2. Термометр работает по принципу теплового расширения.

3. В результате горения от спички остался уголь, свеча оплавилась и парафин потек. После сжигания листьев, бумаги тоже остается зола. Огонь опасен во время пожара, он уничтожает дома, даже города. В домашнем очаге огонь приносит тепло и уют.

4. Холодный воздух в комнате опускается вниз и стелется по полу, а теплый – поднимается вверх, поэтому свеча отклоняется в комнату вниз, а в сторону комнаты – вверх.

5. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в легкий невидимый пар и поднимается вверх. Но чем выше от поверхности Земли, тем воздух холоднее, и водяной пар охлаждается, превращается в мельчайшие капельки воды или мельчайшие льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность Земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут ее в океан. Так на земле происходит постоянный круговорот воды в природе.

Тема «Магнит и его свойства»

Цель. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»:

Сформировать представления о свойствах магнита:

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Эксперименты:

1. « Рисует магнит». Данный эксперимент демонстрирует, какой узор образуют магнитные поля вокруг магнитов различной формы.

Засыпать железные опилки в бумажный стаканчик. Положить магниты на стол. Накрыть магниты листком бумаги. Насыпать на бумагу тонкий слой железных опилок. Рассмотреть получившиеся узоры.

2. «Парящий самолет». Продемонстрировать детям, как с помощью магнита можно подвесить бумажный самолетик в воздухе.

Вырезать из салфетки крыло длинной 3 см. посередине проткнуть его булавкой, чтобы получился самолет. Привязать к булавочной головке нитку. Положить магнит на край стола так, чтобы один его конец выходил за край, и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть нитку, пока самолет не повиснет в воздухе. Что произошло?

Выводы:

1. Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту – чем ближе, тем сильнее. У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольного магнита оно всегда сильнее, чем посередине.

2. Самолет остается в воздухе, пока находится близко к магниту. Сила притяжения магнита зависит от того, насколько упорядочены магнитные скопления атомов, которые ведут себя наподобие маленьких магнитов. До соприкосновения булавки с магнитом находящиеся в булавке атомы находились в беспорядке. Количество атомов, которые собираются в группки и выстраиваются в булавке по прямой линии, зависит от силы магнита. Как у магнита, так и булавки есть свойства магнита. Они с достаточной силой притягиваются друг к другу, чтобы преодолеть земное притяжение и заставить самолет находиться в «подвешенном» состоянии

Тема «Электрический ток. Виды электричества.

Цель. Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с явлением электричества.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «электричество», электрический ток;

Объяснить природу молнии;

Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Эксперименты:

1. Потереть воздушный шарик о волосы. Что произошло?

2. «Электрическая расческа». Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги (7 * 20 см). Нарезать на бумаге длинные тонкие полоски, оставляя край не тронутым. Быстро расчесаться (волосы должны быть чистыми и сухими). Приблизить расческу к бумажным полоскам, но не касаться их.

3. «Щелчок». Эксперимент проводиться для того, чтобы познакомить детей с тем, что заряженные частицы издают звук. Отрезать от салфетки полоску (3 * 20 см). Пластилином прикрепить скрепку к столу так, чтобы она была в вертикальном положении. Оберните шерсть вокруг пластика и быстро протащите пластик через ткань. Проделайте это три раза. Быстро поднесите кусок пластика к верху скрепки. Что услышите?

Выводы:

1. Волосы поднимаются вверх – наэлектризовались.

2. Бумажные полоски тянуться к расческе. Когда мы причесываемся, заряженные частички как бы стираются с волос и попадают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась волос, получила заряд. Бумажная полоска притягивается к расческе, потому что тоже имеет заряд.

Для многих школьников физика является довольно сложным и непонятным предметом. Чтобы заинтересовать ребенка этой наукой родители используют всевозможные ухищрения: рассказывают фантастические истории, показывают занимательные опыты, приводят в пример биографии великих ученых.

Как проводить опыты по физике с детьми?

  • Педагоги предостерегают, не стоит знакомство с физическими явлениями ограничивать лишь демонстрацией занимательных опытов и экспериментов.
  • Опыты должны в обязательном порядке сопровождаться подробными объяснениями.
  • Для начала ребенку необходимо объяснить, что физика является наукой, изучающей общие законы природы. Физика изучает строение материи, ее формы, ее движения и изменения. В свое время известный британский ученый лорд Кельвин довольно смело заявил, что в нашем мире существует лишь одна наука – физика, все остальное — обычное собирание марок. И в этом высказывании есть доля истины, ведь вся Вселенная, все планеты и все миры (предполагаемые и существующие) подчиняются законам физики. Конечно, высказывания самых именитых ученых о физике и ее законах вряд ли заставят младшего школьника отбросить в сторону мобильник и с упоением углубиться в изучение учебника физики.

Сегодня мы попытаемся предложить вниманию родителей несколько занимательных опытов, которые помогут заинтересовать ваших детей и ответить на многие их вопросы. И как знать, может, благодаря этим домашним экспериментам, физика станет любимым предметом у вашего ребенка. И в самом скором времени в нашей стране появится свой Исаак Ньютон.

Интересные опыты с водой для детей - 3 инструкции

Для 1 эксперимента вам понадобится два яйца, обычная пищевая соль и 2 стакана с водой.

Одно яйцо необходимо осторожно опустить в стакан, наполненный на половину холодной водой. Оно сразу же окажется на дне. Второй стакан наполните теплой водой и размешайте в нем 4-5 ст. л. соли. Подождите, пока вода в стакане станет холодной, и аккуратно опустите в него второе яйцо. Оно останется на поверхности. Почему?

Объяснение результатов опыта

Плотность простой воды ниже плотности яйца. Именно поэтому яйцо опускается на дно. Средняя плотность соленой воды существенно выше плотности яйца, поэтому оно остается на поверхности. Продемонстрировав ребенку этот опыт, можно заметить, что морская вода является идеальной средой для обучения плаванию. Ведь законы физики и в море никто не отменял. Чем вода в море более соленая, тем меньше требуется усилий, чтобы держаться на плаву. Самым соленым считается Красное море. Из-за большой плотности тело человека буквально выталкивается на поверхность воды. Учиться плавать в Красном море – сплошное удовольствие.

Для 2 эксперимента вам понадобится: стеклянная бутылка, миска с подкрашенной водой и горячая вода.

При помощи горячей воды прогреваем бутыль. Выливаем из нее горячую воду и опрокидываем горлышком вниз. Устанавливаем в миску с подкрашенной холодной водой. Жидкость из миски начнет самостоятельно затекать в бутылку. Кстати уровень подкрашенной жидкости в ней будет (по сравнению с миской) существенно выше.

Как объяснить результат опыта ребенку?

Предварительно нагретая бутылка наполнена теплым воздухом. Постепенно бутыль охлаждается, и газ сжимается. В бутылке давление понижается. На воду оказывает влияние давление атмосферы, и она поступает в бутылку. Ее приток остановится лишь тогда, когда давление не выровняется.

Для 3 опыта понадобится линейка из оргстекла или обычная пластмассовая расческа, шерстяная или шелковая ткань.

В кухне или в ванной отрегулируйте кран так, чтобы из него текла тонкая струйка воды. Попросите ребенка сильно потереть линейку (расческу) сухой шерстяной тряпочкой. Затем ребенок должен быстро приблизить линейку к струе воды. Эффект его поразит. Струя воды будет изгибаться, и тянуться к линейке. Забавный эффект можно получить, используя одновременно две линейки. Почему?

Наэлектризованная сухая расческа или линейка из оргстекла становятся источником электрического поля, именно поэтому струя вынуждена изгибаться в ее сторону.

Более подробно обо всех этих явлениях можно узнать на уроках физики. Любому ребенку захочется почувствовать себя «повелителем» воды, а это значит — урок уже никогда не будет для него скучным и неинтересным.

%20%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%203%20%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85

%0A

Как доказать, что свет движется по прямой?

Для проведения опыта потребуются 2 листа плотного картона, обычный фонарик, 2 подставки.

Ход эксперимента: В центре каждой картонки аккуратно вырезаем одинаковые по диаметру круглые отверстия. Устанавливаем их на подставки. Отверстия должны находиться на одной высоте. Включенный фонарь располагаем на заранее подготовленной подставке из книг. Можно использовать подходящую по размеру любую коробку. Луч фонаря направляем в отверстие одной из картонок. Ребенок встает с противоположной стороны и видит свет. Просим ребенка отойти, и смещаем в сторону любую из картонок. Их отверстия больше не находятся на одном уровне. Ребенка возвращаем на то же место, но света он уже не видит. Почему?

Объяснение: Свет может распространяться только по прямой линии. Если на пути света возникает препятствие, он останавливается.

Опыт – танцующие тени

Для проведения этого опыта потребуется: белый экран, вырезанные картонные фигурки, которые необходимо привесить на нитках перед экраном и обычные свечи. Свечи нужно поставить за фигурками. Нет экрана – можно использовать обычную стену

Ход эксперимента: Зажгите свечи. Если свечу отодвинуть подальше, то тень от фигурки станет меньше, если свечу сдвинуть вправо, фигурка передвинется влево. Чем больше свечей вы зажжете, тем танец фигурок будет интересней. Свечи можно зажигать по очереди, поднимать выше, ниже, создавая очень интересные танцевальные композиции.

Интересный опыт с тенью

Для следующего опыта вам понадобится экран, довольно мощная электролампа и свеча. Если направить свет мощной электролампы на горящую свечу, то на белом полотне проявится тень не только от свечи, но и от ее пламени. Почему? Все просто, оказывается и в самом пламени имеются раскаленные светонепроницаемые частицы.

Простые опыты со звуком для младших школьников

Эксперимент со льдом

Если вам повезет, и вы у себя дома найдете кусочек сухого льда, то сможете услышать необычный звук. Он довольно неприятный – очень тонкий и воющий. Для этого нужно сухой лед положить в обычную чайную ложку. Правда, звучать ложка сразу же перестанет, как только охладиться. Почему появляется этот звук?

При соприкосновении льда с ложкой (в соответствии с законами физики) выделяется углекислый газ, именно он заставляет вибрировать ложку и издавать необычный звук.

Забавный телефон

Возьмите две одинаковые коробочки. В середине дна и крышки каждой из коробочек проткните дырку при помощи толстой иглы. В коробочках разместите обычные спички. В сделанные отверстия протяните шнурок (длиной 10-15 см). Каждый конец шнурка нужно завязать за середину спички. Желательно использовать рыболовную леску из капрона или шелковую нитку. Каждый из двух участников эксперимента берет свою «трубку» и отходит на максимальное расстояние. Леска должна быть туго натянута. Один подносит трубку к уху, а другой ко рту. Вот и все! Телефон готов – можно вести светскую беседу!

Эхо

Из картона сделайте трубу. Ее высота должна быть около трехсот мм, а диаметр около шестидесяти мм. На обычную подушку разместите часы и накройте их сверху изготовленной заранее трубой. Звук часов в данном случае вы сможете услышать, если ваше ухо будет находиться прямо над трубой. Во всех остальных положениях звука часов не слышно. Однако если вы возьмете отрез картона и поместите его под углом в сорок пять градусов к оси трубы, то звук часов будет прекрасно слышен.

Как провести с ребенком дома опыты с магнитами - 3 идеи

Играть с магнитом дети просто обожают, поэтому они готовы включиться в любой эксперимент с этим предметом.

Как вытащить предметы из воды при помощи магнита?

Для первого эксперимента потребуется масса болтиков, скрепок, пружинок, пластиковая бутылка с водой и магнит.

Детям дается задание: вытащить из бутылки предметы, не замочив при этом руки, ну и стол естественно. Как правило, дети быстро находят решение этой задачи. Во время опыта родители могут рассказать детям о физических свойствах магнита и объяснить, что сила магнита действует не только сквозь пластик, но и сквозь воду, бумагу, стекло и т.д.

Как сделать компас?

В блюдце надо набрать холодной воды и на ее поверхность положить небольшой кусочек салфетки. На салфетку аккуратно кладем иголку, которую предварительно натираем об магнит. Салфетка намокает и опускается на дно блюдца, а иголка остается на поверхности. Постепенно она плавно поворачивается одним концом на север, другим на юг. Правильность самодельного компаса можно сверить по-настоящему.

Магнитное поле

Для начала нарисуйте на листе бумаги прямую линию и положите на нее обычную железную скрепку. Медленно подвигайте к линии магнит. Отметьте то расстояние, на котором скрепка притянется к магниту. Возьмите другой магнит, и проведите тот же эксперимент. Скрепка притянется к магниту с более далекого расстояния или с более близкого. Все будет зависеть исключительно от «силы» магнита. На этом примере, ребенку можно рассказать о свойствах магнитных полей. Прежде чем рассказывать ребенку о физических свойствах магнита, нужно обязательно объяснить, что магнит притягивает далеко не все «блестящие штучки». Магнит может притягивать только железо. Такие железки как никель и алюминий ему «не по зубам».

Интересно, Вы любили в школе уроки физики? Нет? Тогда у Вас есть прекрасная возможность вместе с ребенком освоить этот очень интересный предмет. Узнайте, Как провести дома интересные и простые , читайте в другой статье на нашем сайте.

Удачных Вам экспериментов!

Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и не важно. Главное, что вы постоянно в своей жизни сталкиваетесь с физическими явлениями, только может быть, не подозреваете об этом. Почему происходит то или иное явление вы узнаете в школе, — всему свое время. А те, кто в школе был, и все забыл, не расстраивайтесь), здесь есть все и для всех. Мало ли что в жизни пригодится.

Почти научные опыты на кухне

Опыт первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.

Опыт второй. Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда после тропического ливня выглядывает жаркое солнышко, и много-много других потрясающе интересных явлений.

Протяни нитку через лед

Выходит, что обыкновенный лед - вещь нешуточная, порой даже опасная. Но есть у него слабое место. Лед можно разрезать… проволокой!

Положи брусок льда или большую сосульку на спинки двух стульев. Накинь на этот лед петлю из стальной проволоки толщиной не более 0,5 мм и подвесь к ней два утюга. Медленно, но неуклонно проволока врезается в лед. Все глубже, глубже… И вот уже бух! Утюги упали, проволока прошла насквозь. Смотри-ка, а ледяной брусок цел, словно его и не резали. Как это могло случиться?

Искуснее Колумба

«Христофор Колумб был великий человек,- писал один школьник в своем классном сочинении,- он открыл Америку и поставил яйцо». Оба подвига казались юному школьнику одинаково достойными изумления. Напротив, американский юморист Марк Твен не видел ничего удивительного в том, что Колумб открыл Америку. «Было бы удивительно, если бы он не нашел ее на месте».

А я осмеливаюсь думать, что не много стоит второй подвиг великого мореплавателя. Вы знаете, как Колумб поставил яйцо? Попросту придавил его к столу, сломив скорлупу в нижней части. При этом он, разумеется, изменил форму яйца. А как поставить яйцо, не меняя его формы? Этой задачи отважный моряк так и не разрешил.

Между тем это несравненно легче, чем открыть Америку и даже самый крошечный островок. Укажу вам три способа: один - для вареных яиц, другой - для сырых, третий - для тех и других.

Центробежная сила

С центробежной силой мы встречаемся гораздо чаще, чем сами подозреваем. Вы кружите вокруг руки камень, привязанный к бечевке. Вы чувствуете, как бечевка при этом натягивается и грозит разорваться под действием центробежной силы. Старинное оружие для метания камней - праща - работает той же силой. Центробежная сила разрывает жёрнов, если он заверчен слишком быстро и если он недостаточно прочен. Если вы ловки, та же сила поможет вам выполнить фокус

«Физика на воздушных шариках»

1 видео

Фокусы с водой

1 видео

Физика на кухне

1 видео

Rubens Tube physics experiment

1 видео

Опыты с мыльным раствором и проволочными контурами

1 видео

Занимательные физические опыты "Мой брат волшебник"

1 видео

Физические опыты - "Космос у тебя дома"

1 видео

Дым из воды

1 видео

Законы физики - батарейка и шуруп

1 видео

Занимательная физика в вопросах и ответах Сайт Елькина Виктора

Я. И. Перельман Занимательная физика

Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения.

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики , научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Физика для самых маленьких (для детей от 2 до 10 лет)

Если Ваш ребенок спрашивает Вас почему снег тает и превращается в воду, а вода кипит и превращается в пар, значит настало время познакомить его с нашим фильмом. «Физика для самых маленьких» - это та программа, которая поможет ему найти ответ на очень многие вопросы. Зайчик и его новый друг Робот в легкой и увлекательной манере объяснят Вашему ребенку как устроено все в окружающем нас мире с точки зрения великой науки Физики. Кстати, советуем посмотреть фильм всей семьей, потом будет легче отвечать на детские «Почему?» и «Как?». Размер файла мультика: 365.34 МБ

Плывущий по воздуху

Для дела нам понадобятся листы папиросной бумаги, полоски картона, немного казеинового клея или ПВА (но не силикатного), старые газеты, ножницы, линейка и угольник.

Запускать шар лучше с напарником - один держит его за петлю, другой наполняет воздухом.

Аккуратно склеенный шар может продержаться в воздухе довольно долго и одолеть большие расстояния. Конечно, если помещение позволяет.

Странные звуки

Возьми двухлитроваую бутылку из-под лимонада, монету, которой можно накрыть горлышко бутылки, чашку воды.

1. Положи на несколько минут в морозильник пустую незакрытую бутылку.
2. Смочи монетку водой.
3. Накрой монеткой вынутую из морозильника бутылку.

Через несколько секунд монетка начинает подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издаёт звуки, напоминающие щелчки. Монетку поднимает воздух, который в морозильнике сжался и занял меньший объём, а теперь нагрелся и начал расширяться.

Могучее дыхание

Возьми одежную вешалку, крепкие нитки, книгу.

1. Привяжи книгу с помощью ниток к одёжной вешалке (см. рис.)
2. Повесь вешалку на бельевую верёвку.
3. Встань около книги на расстоянии примерно 30 см. Изо всех сил подуй на книгу Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуй на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуй ей вслед. И так несколько раз.

Оказывается, такими повторяющимися легкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Возьми лист бумаги, пустую стеклянную банку, две жестяные банки.

1. Поставь две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положи сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
3. Поставь наверх пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь согни лист бумаги гармошкой (рис. А, Б, В, Г).
5. Положи эту «гармошку» на две жестяные банки и поставь на неё стеклянную банку (рис. Д). Гармошка не прогибается.

Умные игры - Физика

Выпуск набора «Юный физик» для проведения 50 опытов по электричеству приурочен к столетию выхода в свет классического трехтомного труда Тома Тита – «Занимательная наука». Слова, написанные в предисловии к ее первому изданию, остаются актуальными и сегодня: «Среди опытов, описанных в этой книге, есть простые затеи, которые будут развлечением для родителей и детей, собравшихся вечером за столом. И другие здесь есть затеи, – настоящие научные опыты; они заставят полюбить физику, чудесную науку, которой мы обязаны открытием пара, телефона, фонографа, и которая, быть может, завтра откроет нам новые тайны. Париж, 1 января 1890 г.» Набор «Научные развлечения» – игра для детей от 7 до 14 лет.

Личный опыт в проведении опытов

Расскажу, что мы делали дома, а то пишу пишу про опыты, все это болтовня, а это так сказать, доказательства.
Ну, во-первых, Ребенок приходит с кружка «Мое первое путешествие в науку, опыты по физики и химии», и пытается повторить опыты дома, если конечно это возможно, так как для некоторых опытов необходимо специальные реактивы.
Вот, что нам с папой было показано:
1.Налила воду в стакан и перевернула его вверх дном. Как и следовало ожидать, вода вылилась. Затем, она еще раз налила воду в тот же стакан, накрыла его листком бумаги, плотно прижала листок к краю стакана, перевернула стакан и отпустила листок. Результат – вода не выливается. Фокус удался только с третьего раза.
2.Фольга, которая умеет танцевать. Опыт простой, вот, что необходимо сделать. Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
3. Спасение шарика. Все мы знаем, что если проколоть шарик, то он лопнет. Доча показала, что можно проткнуть шарик, и он останется цел. Вы можете так же повторить этот опыт. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
4. Преломление света . Это самое простое, стакан наполнить водой, поставить в него ручку или карандаш, и посмотреть.
Опытов было не мало, я к сожалению не все помню, и не все могу описать.
5. А так, мы развлекались на пляже. Притащили из дома с собой лупу, и показали ей,
, как лупа фокусирует солнечные лучи. Для начала мы направляли лупу на каплю воды и наблюдали. Потом пытались поджечь бумагу, белую и черную. Делали выводы, о том, что загорится быстрее, и почему. Под конец отпуска, хозяин, выпилил нам красивый кусочек фанерки, мы написали имя ребенка, и место, где отдыхали. А выжгли эти надписи доча вместе с папой. Опыты конечно сопровождались объяснениями, рассказывали, что именно благодаря своему свойству фокусировать лучи света в одной точке, лупа и увеличивает предметы. До того, как выйти на пляж с лупой, объяснили, что нельзя через лупу смотреть на солнце сгорит глаз. То, что это не шутка, папа сразу подтвердил, поджег кусок бумаги, которая мгновенно вспыхнула. И главное, чтобы дочка не решила экспериментировать самостоятельно, старались прятать лупу подальше, и давали ей лупу, только в нашем присутствии.
6. Наша почемучка замучила нас тем, а как сделать лупу самим, ответ на ее вопрос получился таким. Ведь капля - это естественная линза, увеличивающая предметы. Для малыша это будет удивительное открытие. Заранее подготовьте пластмассовую пластинку: вырежьте при помощи раскаленного инструмента дырочку диаметром 5-6 мм. Края отверстия отшлифуйте. Предложите малышу пальцем осторожно нанести на дырочку каплю воды и посмотреть сквозь нее на цветок, букашку, сосновую иголку, семечко одуванчика. Пусть он сам обнаружит, что капля воды - это природная линза. Подсказку нашли на сайте, http://www.danilova.ru.
7. Вот еще какой опыт можно провести, используя солнечные лучи. Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения русского ученого-физика Матвея Петровича Бронштейна, автора научно-популярных книг "Лучи икс", "Солнечное вещество" и др. Его вклад в создание квантовой теории гравитации и популяризацию науки высоко оценивали отечественные и зарубежные учёные.

В честь этого события мы подготовили для вас небольшую книжную подборку по теме "Физика" для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Александр Никонов, Яков Перельман, Елена Качур - вот неполный перечень авторов, книги которых вошли в нашу тематическую подборку.

8 книг на тему

"Физика для детей"

Матвей Бронштейн. Солнечное вещество. Лучи икс. Изобретатели радиотелеграфа

" Книга "Солнечное вещество", принадлежащая перу безвременно погибшего талантливого физика Матвея Петровича Бронштейна, представляет собой незаурядное явление в области мировой популярной литературы.

Она написана настолько просто и увлекательно, что чтение ее, пожалуй, равно интересно любому читателю от школьника до физика-профессионала. Раз начав ее, трудно удержаться и не дочитать до конца". (Лев Ландау, 1956 г.)

Книга действительно написана ясным и чрезвычайно увлекательным языком, при этом нет никаких чрезмерных упрощений при подаче материала. Книги Бронштейна можно считать золотым стандартом научно-популярной литературы для детей.

Александр Никонов. Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснить детям

Понимаете ли вы теорию Стивена Хокинга и теорию относительности?Знаете ли и сможете ли доступно объяснить основы квантовой физики?Хотите понять самую модную науку XXI века?

Неважно, учитесь ли вы в школе или уже давно закончили ее. Если вы любознательный человек, то эта книга для вас.

Самая главная наука - это физика! Так начинает эту книгу известный публицист, популяризатор теоретической науки Александр Никонов.

Здесь вы сможете узнать: зачем нужны атомы и как они устроены; что такое электричество; виды взаимодействия в окружающем мире; откуда берется время; сколько и каких элементов содержится в организме человека.

Для старшего и среднего школьного возраста


Яков Перельман. Занимательная физика

"Занимательная физика" написана ни много ни мало сто лет назад!

Но благодаря тому, что книга поясняет и иллюстрирует фундаментальные законы физики, её содержание остаётся актуальным и сегодня.

Автор в увлекательной форме рассказал о путешествиях на Луну, о том, можно ли создать вечный двигатель, и даже о том, как мы пьём. А также о многом другом, что каждый день происходит вокруг нас.


Издательство

ИД Мещерякова



Доминик Воллиман, Бен Ньюман. Профессор Астрокот и его приключения в мире физики

Профессор Астрокот вновь отправляется в увлекательное путешествие. На этот раз - в мир физики. Физические явления окружают нас повсюду. Прогуляйтесь и убедитесь в этом сами. Вот ветер раскачивает деревья, солнце согревает всё живое, пища дарит нам силы.

Из книги вы узнаете: из чего все состоит, о ткуда берется электричество, п очему корабль не тонет в воде, а самолет держится в воздухе, к ак мы различаем цвета, м ожно ли создать плащ-невидимку и многое другое.

Для среднего школьного возраста

Лассе Левемарк. Физика без приборов

Веселые и познавательные опыты француза Тома Тита уже более ста лет помогают детям всего мира изучать окружающий мир через игру.

В Швеции, неподалеку от Стокгольма, есть даже специальный научный центр, каждый посетитель которого может поставить собственный опыт по физике, химии, биологии, астрономии, математике и провести исследование самых разных явлений природы. Сотрудники Центра и подготовили эту книгу занимательных экспериментов по физике и химии.

Для среднего школьного возраста

Издательство

ИД Мещерякова

Любовь Вайткене. Физика

Почему железная дорога летом длиннее? Почему шарик лопнет, если его сильно надуть? Отчего к магниту притягиваются все металлические предметы? Почему мы, надев лыжи, можем совершенно спокойно перемещаться по снегу, а без них проваливаемся в него?

В этой увлекательной книге вы не только получите ответы на самые интересные вопросы, но и найдете объяснение физическим явлениям которые мы встречаем на своём пути каждый день.

Здесь вы узнаете как сделать собственными руками компас, барометр или даже парашют! Благодаря этому изданию, вы с легкостью объясните все законы физики и полюбите эту непростую науку.

Для среднего и младшего школьного возраста

Яков Перельман. Для юных физиков. Опыты и развлечения

Эта книга поможет расширить кругозор ребенка, позволит обогатиться новыми знаниями о природе и пробудит умение творчески мыслить.

Здесь представлены легкие для выполнения опыты, которые можно проделать с окружающими нас предметами. Забавные истории, увлекательные задачи, парадоксальные сопоставления помогут привить интерес к познанию окружающего мира.

Материал написан в жанре занимательной науки, содержит кладезь полезных теоретических и практических знаний и предназначена для учащихся средней школы и их родителей, для учителей и всех тех, кто сохранил в себе способность удивляться окружающему нас миру.

В книге представлены еще две работы автора: "Не верь своим глазам!" и "Развлечение со спичками".

Для младшего школьного возраста

Елена Качур. Увлекательная физика

Почему предметы падают на пол, а не на потолок? Почему мяч не тонет в воде?

Откуда берётся эхо? Отчего во время грозы гремит гром и как появляется радуга?

Ответить на эти и многие другие вопросы любознательному Чевостику поможет его старший друг дядя Кузя. Для этого они отправятся в увлекательное путешествие, в котором познакомятся с необыкновенно интересной и важной наукой - физикой!

Вместе с маленькими читателями они будут наблюдать за интересными явлениями, а дядя Кузя объяснит их физическую природу.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Приятного и полезного чтения:)