Необычные растения        27.09.2019   

Задержка темпов речевого развития. Коррекция темповой задержки речи. Осмотр у специалистов – что должны проверить

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим с вами о такой проблеме как задержка развития речи у ребенка. Многие из родителей с наслаждением радуются достижениям своего малыша и не придают значения появляющимся проблемам. Это происходит до того момента, пока не требуется срочного вмешательства. Только бы не опоздать…

О темповой задержке речевого развития у детей можно говорить, если у малышика лепет и первые его слова появляются не в положенное время (в 6 месяцев и в год), а намного позже. И если ребенок в полтора года не строит простейшую фразу. Если после 3 лет проблема сохраняется, то нужно уже проводить специальную диагностику речевых функций и психики малышка.

Но, не смотря на то, что имеется задержка развития речи, предметная и игровая деятельность формируются своевременно. А возникшие проблемы с речью могут впоследствии проявляться в виде не грубых речевых ошибок, которые могут сохраняться практически до школы. Например, использование множественного числа каких-либо слов: стулы, тарелков, книгов и так далее.

Задержка развития речи характерна больше для мальчиков, которые созревают немного позже девочек. Но диагноз только на основании многократного обследования малыша, основываясь на динамике развития речи.


Влияние внешних факторов на задержку речевого развития

Задержка развития речи может быть обусловлена и внешними причинами. В первую очередь в этом повинны просчеты в воспитании, неблагоприятное окружение малыша, дефицит общения.

Многие мамы буквально «сканируют» своего ребенка на предмет его желаний. Не позволяют и слова сказать — угадывают по глазам: посмотрел ребятёнок на грушу — на тебе грушу, посмотрел на машинку — бери скорей, играй!

Естественно, это будет очень сильно тормозить развитие речи. Зачем напрягаться, пытаться что-то выговорить, работать язычком, когда достаточно лишь выразительно посмотреть на свою мамочку!

Вообще, родители подразделяются на два типа: одни разговаривают с ребенком очень мало, от того ли, что очень заняты, или ещё от чего. Малышу даже не с кем пообщаться, он всё время занят сам с собой. Другой вариант — это мама, которая без устали «трещит», ведает малышу обо всем, что видит и о чем думает.

С такой мамой в разговоре ребенок буквально не может и слова вставить. А если его о чем-либо и спрашивают, то фраза строится так, что ответить на неё можно одним словом или кивком головы: «Ты будешь пить компот?», «Пойдем гулять?», «Будем читать сказку?»

В таких условиях малышу уже совсем и не хочется развивать свои речевые навыки.

Профилактика задержки развития речи у детей

Профилактика — это уже и есть помощь в решении проблем. Учите детей выражать свои эмоции, высказывать свое мнение, свои желания. Главенствующая роль здесь принадлежит, конечно же, родителям. Обязательно нужно установить полный контакт со своим ребятенком, поощрять развитие его речи.

А начать такую «работу» нужно ещё до рождения — с первых мгновений после зачатия, в первые же дни, недели.

Расскажите своему малышу о своих впечатлениях, обо всём том, что случается с Вами. Расскажите, что Вы купили для него, какое оно всё красивое, яркое.

Каждый день начинайте словами: «Доброе утро!». В течение дня общайтесь с пузиком: «Сейчас мы пойдем гулять в парк», «Я тебя очень люблю!». Заканчивайте день пожеланием спокойной ночи.

Эти разговоры укрепляют взаимосвязь мамы и малыша, служат развитию интеллекта и стимулируют развитие речи.

Почаще включайте приятную (лучше классическую) музыку. Она воздействует на оба полушария мозга одновременно. Почитайте стишки, прибаутки, рассказы — всё это разовьет литературный вкус у Вашего человечка и создаст прочную основу, которая поможет в будущем освоить родную речь.

Всё понимает, но сказать не может…

Если Вы не сумели во время беременности так делать, то не надо переживать. Всё это можно догнать и позже. Для этого разработаны специальные нормы, на которые и надо ориентироваться родителям.

В нежном возрасте в ответ на обращение к себе малыш издает какие-либо звуки. Затем, примерно с полугода, начинается гуление. В этот момент можно помочь малышку. Говорите почаще с ним, обращайте его внимание на свои губы, лицо, проговаривайте протяжно определенные звуки.

До года малыш понемногу лепечет, у него появляется понимание речи. Продолжите занятия в том же ключе, проговаривайте все режимные моменты: «Сейчас мы пойдем гу-у-лять», «Будем ку-у-паться». Ребеночек посмотрит на Ваши губы и попытается повторить за Вами.

Во время игр с ребенком не забывайте спрашивать: «Где неваляшка?», «Где пирамидка?».

Малышок станет поворачивать голову и искать глазами названный предмет.

Если же он этого не делает, поднесите его или игрушку к нему и скажите: «Вот неваляшка» или «Это пирамидка».

Учите с ребенком простые действия: «Дай ножку», «Помаши рукой», «Подними ручку».

Попробуйте петь на ночь колыбельные, . Слушайте вместе музыку, детские песенки.

Где-то к году малыш может уже произнести некоторые облегченные слова-обозначения: «би-би» — машинка, «мя» — кошечка, «ля-ля» — куколка и так далее. В годовалом возрасте ребенку можно давать простые задания: принеси мячик, положи зайку. Маленький человечек почти не говорит, но всё понимает!

Появление в речи глаголов и местоимений

К полуторагодовалому возрасту в речи ребенка наблюдается огромный скачок, а именно — появляется фраза. Когда малыш играет, он может комментировать свои действия простыми словами и предложениями: «Машинка биб-биб», «Кукла бах».

Предлагаю вашему вниманию книги для малышей:

  • Эрик Карл «Десять резиновых утят ». Слушая и рассматривая эту книгу, малыш сможет узнать, каким образом игрушки появляются на свет и как попадают в магазины; познакомиться с обитателями морских глубин и научится считать до 10. Также ребенок сможет развить основные навыки ориентации в пространстве, назвать стороны света.
  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница ». В этой замечательной книге примерно 30 страниц и не больше 200 слов. 200 слов, которые родители читают своим малышам на двадцати четырех языках уже в течение сорока лет.
  • Лучшие книги для малышей - сказки на ночь, сказки-мультфильмы, первые стихи

В 2 года в речи начинают появляться предложения из трёх слов. В обиходе присутствует местоимение и прилагательное. Ребенок про себя уже говорит «Я».

В разговоре задавайте такие вопросы, отвечая на которые малышу придется давать развернутый ответ: «Ты будешь есть кашу или рагу? — «Я буду есть рагу». В это время дети очень активно обогащают свой словарный запас.

Трёхлетние «почемучки»

В возрасте трёх лет малыш использует развернутые предложения. Постарайтесь подробно и как можно точнее отвечать на все его вопросы. Постоянно читайте вместе с ребенком, попросите его пересказать сказку, рассказ, попробуйте . Обязательно вместе с малышом выполняйте артикуляционную гимнастику.

Примеры её можно найти в различных методичках по логопедии. Работайте с ладошками малыша, развивайте мелкую моторику руки.

В этом плане очень хороши занятия лепкой или .

Детки постарше уже могут собирать мозаику, паззлы, конструктор. Хороши также шнуровка и застегивание пуговичек.

Подводим итоги

Есть такие родители, сетующие на то, что у них не хватает времени для занятий с малышом. Но, позвольте! Времени у всех ровно столько, сколько его было и у великих людей, например, Да Винчи, Микеланджело, Бетховена…

Предлагаю вам скачать электронную книгу Ольги Богдановой
«Учусь говорить правильно за 20 минут в день ».
Это уникальная логопедическая методика для работы с детьми дома и в детском саду.

Ведь решать проблемы с речевой задержкой у детей можно и на прогулке, и во время поездки в транспорте из детского сада, во время покупок в магазине.

Пусть малыш расскажет Вам истории про своего любимого героя или сказок, а Вы слушайте внимательно, задавайте вопросы, расскажите свою историю!

Это и будет самым верным и коротким путем к исправлению задержки развития речи у Вашего малыша. Подумайте о своём стиле общения с ребенком, вспомните — что и как Вы ему говорите. Это крайне важно!

Посмотрите видео « Причины задержки речи. Что делать, если ребенок не говорит?» :

Не забудьте поучаствовать в ! Победителя ждёт денежный приз. Подписывайтесь на и полайкайте, пожалуйста, кнопочками соцсетей — поделитесь с друзьями информацией).


Личность ребёнка начинает формироваться с первых месяцев его жизни и зависит не только от физических данных и условий жизни малыша, но и от такой важной формы познания мира, как речь и общение.

Речь не является врождённым свойством человека, а передаётся от воспитателей (сначала членов семьи, затем друзей и учителей) и развивается, постепенно усложняясь. Обучить своё дитя речевым навыкам, раскрыть его потенциал общения и помочь овладеть родным языком - обязанность каждых родителей.

Развитие речи опирается на три главных компонента: органы речи, особенности психики и процесс обучения. И проблемы могут касаться каждого из них.

Что такое темповая задержка речевого развития

Нормальный ход формирования речи протекает с одинаковыми стадиями у всех детей, индивидуальные отличия могут быть во времени перехода от одной стадии к другой. Значительное отставание малыша в речи становится отчётливо заметно лишь к 3-4 годам, когда становится сложно скорректировать недостатки, так что чем раньше вы распознаете симптомы, тем легче будет справиться с проблемой.

В задержке речи малыша можно заподозрить не только по его ошибкам, но и по нежеланию общаться, признакам непонимания и отсутствию должной реакции на ваши слова. Для каждого возраста есть свои контрольные моменты.

Симптомами задержки речевого развития принято считать следующее:

  • отсутствие отклика на зов в возрасте 3 месяцев и старше;
  • ребёнок не проявляет интереса, когда слышит шум, музыку, речь рядом с собой;
  • в 4 месяца не освоены губные звуки - «б», «м», «п»;
  • в полгода малыш, кажется, не чувствует разницы в вашей интонации, не пытается повторить её;
  • годовалый ребёнок не пытается имитировать взрослую речь, ограничен односложными словами, зовёт мать только плачем;
  • в 2 года не отвечает на простой вопрос, не показывает названное ему слово на картинке;
  • в 3 года отсутствует фразовая речь, малыш понимает только односоставные команды (например, не понимает фразы «Возьми… и подай…»);
  • в 4 года не общается с другими людьми, так как понимает взрослую речь с трудом;
  • в 3-4 года речь ребёнка понимают только члены семьи, так как он говорит неразборчиво или неправильно употребляет слова.

Таким образом, ребёнок с возрастом должен осваивать речевые навыки в определённом темпе, отставание от которого более чем на три месяца считается критичным.

Когда без медицинской помощи не обойтись

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана разными причинами. Замедление темпа освоения речи в одних случаях легко исправить занятиями с логопедом, в других требуется вмешательство невропатолога и даже хирурга.

Невропатия, возникшая от родовой травмы или врождённого заболевания, должна лечиться под контролем специалиста. Прогнозы при раннем обнаружении болезни и адекватном лечении в целом благоприятные. Однако игнорировать проблему и затягивать с лечением нельзя.

Задержка психо речевого развития может быть признаком аутизма, в этом случае логопед не сможет оказать достаточную помощь. Обследование (консультация детского невропатолога, психолога, энцефалограмма и томограмма мозга) дадут достаточно информации, чтобы выявить дефект и принять меры.

Органы речи должны развиваться нормально. Молчание ребёнка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков даёт основания для осмотра на предмет дефектов полости рта, мягкого и твёрдого нёба, костного строения черепа, челюстей. Если такие дефекты отсутствуют, можно ограничиться занятиями в кабинете логопеда или домашним их вариантом.

Как помочь ребёнку без логопеда

Посещение логопеда и детского дефектолога крайне необходимо для диагностики, ведь только квалифицированным специалистом может быть выявлена задержка психического и речевого развития. Самая внимательная мать не в состоянии дать профессиональную оценку на уровне опытного врача.

Если вы решили своими силами устранить дефект речи своего малыша, вам потребуются некоторые методики, благодаря которым можно ускорить развитие речевого центра ребёнка.

Отличные результаты дают настольные игры для детей от 1 до 3 лет. Вам понадобится несколько наборов детского лото с красочными карточками, а вот буквы лучше отложить до 4-5 лет. Кубики с разнообразными простыми фигурами тоже пригодятся.

Для развития мелкой моторики приобретите один-два набора конструкторов (соответственно возрасту, без деталей, которые ребёнок может проглотить или засунуть в нос, ухо), маленькие кубики для постройки «замков », небольшие игрушки реально существующих животных и объектов (заяц, лисичка, гриб, ведёрко, автомобиль, самолёт).

Занимаясь по полчаса дважды в день, старайтесь заинтересовать ребёнка предметом, скажите название каждого, проверяйте, понял ли малыш, может ли он правильно указать на предмет по вашему вопросу.

Картинки из лото нужно складывать в разных последовательностях, неустанно проговаривая названия предметов, изображённых на них. Например, сегодня сложите лото по цветам, завтра - по формам, усложните задачу и научите ребёнка выбирать из карточек только картинки животных, естественно, с вашими подсказками.

Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет много рассказывать. Обучение в этом возрасте не строится на догадках малыша, он не может «сообразить », что «медвежонок » и «зайчик » - это «животные ». Даже если вы научите его этому слову, уровень абстракции малыша в 2-3 года не так высок.

Продолжайте называть и рассказывать о предметах, но не заставляйте ребёнка «вычислять » сложные для него вопросы.

Техника массажа для лучшей речи вашего малыша

Заниматься можно не только играми в слова.

Активизировать центр речи в левом полушарии можно с помощью специального массажа при задержке речевого развития:

  • массаж ладоней и пальчиков нужно проводить ежедневно в одно и то же время, около 10 минут;
  • растереть лёгкими движениями ладони;
  • растереть тыльную сторону кисти;
  • круговыми движениями размять запястные суставы;
  • быстро растереть каждый пальчик отдельно;
  • сгибать и разгибать четыре пальца руки и отдельно - противостоящий большой пальчик;
  • осторожно растягивать пальцы, наклоняя их к тыльной стороне кисти около 1 минуты;
  • хлопковый массаж по ладоням около 1 минуты;
  • поиграть с ребёнком, прося его ловить всеми пальчиками ваш палец, который нужно быстро отдёргивать и снова вкладывать в детскую ладошку.


Продолжать массаж нужно длительное время - полгода-год. Делайте перерывы, но не больше, чем на 2 дня. Настаивайте, если ребёнок не расположен к массажу, но не насилуйте в случае бурной негативной реакции.

В ноябре нам поставили этот диагноз - «темп. задержка развития речи, близкая к норме». Это я сходила в специальный центр у нас районный.

Когда нужен логопед. Темповая задержка речи у детей

Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители – его главные проводники в окружающем мире.


Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко – и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.

Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:

«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»

Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.

В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития – то есть простовременное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.

Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:

1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:

«Иди ко мне на ручки»

«Дай мне мячик».

«Принеси мне мячик».

«Возьми мячик и положи его на столик».

«Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу».

Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).

В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:

«Посади мишку на столик, под столик, около столика».

«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).

«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».

2. У него хорошее слуховое внимание. Ребёнок определяет и дифференцирует звуки окружающей среды (пение птиц, шум автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.

3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Задержка речевого развития не позволяет ему задать вопрос, но он использует обходные пути: подводит взрослого к интересующему его предмету, жестами или мимикой обозначая свой интерес.

4. Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику.

Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии . Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).

Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.

Большинству детей в период развития речевой функции необходим толчок коммуникативного, социального свойства. Это могут быть игровые занятия в группе со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, или индивидуальные услуги логопеда.

Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом.

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто - родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно - ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам - «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных - «мяу», «гав-гав» и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны - ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года : не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года : знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) - это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи - ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи - речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи - ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку - ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка - ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека - в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи - ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи , связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное - не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист - дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению - главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры - лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно - в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент - чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)