Флористика        23.09.2019   

Занятие в подготовительной группе по теме дыхание. Конспект НОД «Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхани. Игра-аттракцион «Чей нос»

Конспект открытого занятия

"Как мы дышим"

(подготовительная группа)

Воспитатель: Коротких С.А.

Программное содержание

    Показать детям взаимосвязь человека и мира природы.

    Рассказать о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений.

    Познакомить с составом и свойствами воздуха.

    Формировать представление о красоте природного мира, о положительном и отрицательном воздействии человека на атмосферу земли.

    Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека.

    Расширить и обобщить знания о вредных и полезных факторах, влияющих на функции носа.

    Закрепить гигиенические правила по уходу за носом, напомнить правила этикета.

    Продолжить работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.

Материалы: трубочки, чашка с водой, стакан, стаканчики для каждого ребенка, плакат « Строение органа дыхания», плакаты на экологическую тему « Лес», «Г ород с загрязнениями, фишки белые, черные (для изображения модели воздуха).

Ход занятия

Сюрприз - в сундуке Хрюша - он там задохнулся.(кашляет, ему плохо)

Воспитатель:

-(помогает Хрюше сесть). Ребята все живое на земле дышит. Дышат растения, животные и конечно же человек. Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим.

Предложить детям на несколько секунд задержать дыхание, а потом снова наполнить легкие воздухом.

    Вот видите на долго задержать дыхание невозможно.

Мальчик рассказывает стихотворение:

    Без дыханья жизни нет Без дыханья меркнет свет Дышат птицы и цветы,

Дышат он, и я, и ты.

Воспитатель:

    Ребята! (подходит к столу вместе с детьми)

А теперь проведем несколько опытов.

Воспитатель берет стакан и помещает в емкость с водой (прозрачную чашу). Стакан опускаем прямо. Вода в стакан не набралась.

Воспитатель:

    Ребята! Как вы думаете, почему не набралась вода?

Дети:

    Потому - что внутри стакана находиться воздух.

Воспитатель:

    Проведем еще эксперимент.

Воспитатель надувает мыльные пузыри, и они летят.

    Как вы думаете, почему летают пузыри?

Дети:

    Внутри воздух.

Воспитатель:

    Воздух ребята невидимый и прозрачный.

Проведем еще один эксперимент - устроим бурю в стакане.

Дыхательная гимнастика: «Буря в стакане».

Все дети подходят к столу и дуют в трубочку. (На столах стоят прозрачные стаканчики с трубочками для каждого ребенка).

Воспитатель:

Что же это за невидимая сила - воздух, которая устраивает такую бурю? А как воздух попадает в наш организм?

Дети садятся на стульчики. Воспитатель подходит к плакату « Строение дыхательных путей человека».

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку: Ребенок; Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть сможешь что угодно.

(Нос - сон)

Воспитатель:

    Нос это важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку,- одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, для того чтобы в них не попала грязь. Нос так же согревает воздух, чтобы дыхательные пути не переохлаждались. Итак, куда попадает воздух?

Дети:

    В легкие.

Воспитатель:

    Встанем, вдохнем, выдохнем.

При вдохе легкие наполняются воздухом, при выдохе воздух выходит.

Проводиться игра под музыку: « Прикрепи хрюшке носик».

Воспитатель:

Воздух ребята состоит из: (смоделировать из кружков)

    Вдыхаем мы кислород, а выдыхаем углекислый газ. Для нормального дыхания в воздухе должно содержаться необходимое количество кислорода. Для дыхания необходим чистый воздух.

    Когда воздух чист и свеж - дышится легко, появляются бодрость, хорошее настроение. В городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. А на улице?

Дети:

    Деревья и кусты.

Воспитатель:

Ребята как вы думаете, где воздух чище - в городе или в лесу? (показать плакаты) Где легче дышится и почему?

    Задание детям

Смоделировать из черных и белых кружков воздух улицы города и воздух луга

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, может ли человек влиять на чистоту воздуха?

Как? Что для этого нужно делать?

Дети:

    Не засорять природу, сажать побольше деревьев. Воспитатель:

    Дыхание через нос (а не через рот) считается единственно правильным, т.к. при нем меньше опасности надышаться пыли, простудиться или заболеть ангиной. Так же ребята запомните:

    нельзя ковырять в носу посторонними предметами;

    стараться избегать мест с загрязненным воздухом;

    сильно сморкаться.

Проводиться игра: « Угадай Чей Нос»
(по картинкам)

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом творчества «Октябрьский»

Открытое занятие

для родителей оздоровительной секции
"Гимнастика маленьких волшебников"
(дети младшей группы)

"Как мы Колобка искали"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Открытое занятие
подготовлено:

педагогом дополнительного образования
Е. А. Бодрых

Липецк – 2016

Действующие лица: ведущая, Бабушка (тростевая кукла), Волк (ростовая кукла)
Оборудование: зал украшен цветами и лентами, бабушка (кукла); скамейка, массажные мячи, 2 обруча, крышечки, резиновые мячи по количеству детей, надписи на стульях для родителей, туннель, мячик «Колобок», ростовая кукла «Волк».

Цель: с помощью игр и заданий создать положительный эмоциональный настрой.
Задачи:

Образовательные: закрепить умение правильно выполнять дыхательные упражнения, элементы самомассаж, закрепить выполнение цикличных упражнений (ходьба, бег, прыжки с продвижением вперед, упражнения на равновесие, лазанье).

Развивающие: укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия,

Воспитательные: воспитывать чувства доброго, заботливого отношение к маме и бабушке.

Оборудование: бабушка (кукла); скамейка, массажные мячи, 2 обруча, крышечки, резиновые мячи по количеству детей, надписи на стульях для родителей, туннель, мячик «Колобок», ростовая кукла «Волк».

Ход:
Дети и родители сидят в зале.

Педагог: Ребята, сегодня у нас праздничное занятие. Мы пригласили ваших мам, бабушек, но есть гостья, с которой вы пока еще не знакомы.

Бабушка: (грустно) Здравствуйте ребятки!

Педагог: А почему ты, бабушка такая грустная?

Бабушка: Расстроил меня один сорванец, а как его зовут, отгадайте:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался

Дети: Колобок!

Бабушка: Он самый! Убежал, а мне без него очень грустно!

Педагог: Бабушка, не расстраивайся. Ребята наши очень добрые, смелые, ловкие – они помогут тебе Колобка отыскать. А ты домой возвращайся, да нас в гости жди.
Бабушку увести за дверь.
А нам нужно посчитаться, кто станет первым и покажет нам дорогу.

(Дети становятся в круг, один ребенок по считалке выбирает водящего.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять.Нам друзей не сосчитать,А без друга в жизни туго,Выходи скорей из круга.

Педагог: Путь неблизкий, а вдруг нам по дороге опасности встретятся. Боюсь одной мне с вами не справиться. Придется мам звать на помощь. Посмотрите мамы, на стульчиках у вас надписи, у кого надпись «сопровождающий» выходите к нам.
(Две мамы строятся в колонну вместе с детьми.)
Ну, а теперь в путь!

(Проводится разминка "По дорожке". (Ходьба: на носках, руки на пояс; на пятках, руки согнуты в локтях за спиной «бабочки»; ходьба с упором на ладони и ступни ног «жучки»; прыжки с продвижением вперед, держась друг за друга «паровозиком» бег с изменением направления, ходьба).
(После разминки мамы садятся)
Педагог: Смотрите, ребята мы пришли к озеру. Сколько здесь всего интересного. Давайте пригласим «смотрителей» озера, а то, как бы чего не вышло.
(Выходят две мамы, становятся в круг.)
Я нашла бутылочку, на ней написано «Волшебная водичка». Давайте спросим у смотрителей озера можно такую воду пить?
Нельзя. Но мы с вами знаем, как любую воду превратить в волшебную.
Педагог разливает воду в стаканчики и говорит вместе с детьми «волшебные слова».
Теперь, эта вода придаст нам силы, чтобы дойти до цели.

(Полоскание горла минеральной водой.

Педагог: Прямо у нас на пути, лежит сломанное дерево. Как вы думаете, справимся мы с этим испытанием? А как с этим справится, покажут «Прыгуны».
Выходят мамы.

Прыжки в высоту с места.

Педагог: Перед нами мост, нам нужно по нему пройти. Здесь без помощи «проводников» нам не обойтись.
Выходят двое взрослых ставят скамейку и следят за тем, что бы все дети прошли по тропинке.

Дети проходят по гимнастической скамейке.

Подходят к корзине с массажными мячами.

Педагог: Посмотрите, как они похожи на Колобка. Может быть, его заколдовала злая волшебница? Давайте позовем «Сказочницу», и ее помощников может они помогут.

Выходит бабушка (из зрителей) и две мамы. Сказочница рассказывает сказку про Колобка.

Дети выполняют комплекс самомассажа с массажными мячами "Колобок".
Выкатывается Колобок.
Педагог: Смотрите, а вот и Колобок, это наша сказочница его расколдовала. Где же ты был, проказник, бабушка так за тебя волновалась.

Педагог берет Колобка в руки, он ей «шепчет на ухо».

Педагог: Да, что ты говоришь?... От волка убегал? Цветы на клумбе помяли? Ну, это не беда! Мы с ребятами новые посадим, у нас и семенами необычные есть.

(Дети садятся вокруг обручей и выкладывают ножками из крышечек цветочки.
Входит бабушка.

Педагог: А вот и бабушка нас встречать вышла. Колобка мы нашли, они с волком в догонялки играли, цветы твои поломали, вот он и убежал. А цветы мы новые посадили необычные такие, только к празднику расцветают.
В зал входит волк.
Волк: Я прошу у вас прощенья за такое поведенье,
Теперь знаю, где играть, чтоб проблем не создавать.
Вам ребята всем спасибо, помогли сегодня нам
Я принес для вас подарки, а цветы для милых дам.

Бабушка: Молодцы, внучата! Порадовали бабушку, только чего же вы ждете, подарки разбирайте, да мам и бабушек с праздником поздравляйте!

Педагог: Действительно, молодцы сегодня ребята.
Мы хотели показать вам, как мы стараемся хорошо заниматься, чтобы быть сильными, ловкими и здоровыми. И без вашей помощи, вы сегодня смогли в этом убедиться, нам не обойтись.
Поздравление с праздником.

Раздача цветов.

13PAGE 14515


Приложенные файлы

Тамара Костюшова
Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования «Чем мы дышим»

Цели и задачи : познакомить детей с органом дыхания «лёгкие» , чем мы дышим и как мы дышим ; дать детям понятие, что такое кислород и углекислый газ; продолжить работу над развитием речи детей; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброе отношение к природе и желание заботиться о своём организме; прививать любовь к физическим упражнениям.

Оборудование : плакат «Органы дыхания» , одноразовые тарелки с киндером, стаканчики одноразовые, вода, трубочки, воздушные шарики, нарисованное солнышко, тучки, 2 мешочка.

Ход занятия:

Дети, у вас хорошее настроение? Я тоже немного волнуюсь, как и вы? На этот случай у меня есть 2 волшебных мешочка : один – с плохим настроением, второй – с хорошим. Сначала откроем мешочек с плохим настроением и спрячем в него плохое настроение и волнение. А теперь откроем мешочек с хорошим настроением, пусть его содержимое заполнит всю нашу комнату. Закройте глаза и почувствуйте прилив бодрости.

Сегодня у нас занятие по познавательному развитию. И мы с вами поговорим о том, как и чем дышит человек .

Кто знает, чем мы дышим ?

Правильно, мы дышим воздухом , кислородом. А откуда берется кислород?

Правильно, кислород образуют деревья.

А есть ли воздух в нашей комнате? А если не было бы воздуха?

Ребята, мы с вами делаем вдохи и выдохи. Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. А растения, наоборот, вдыхают углекислый газ, а выдыхают кислород. Какой из этого можно сделать вывод? Растения надо беречь, заботиться о них.

Воздух очищают

Создают уют.

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

Что означают первые строчки? (поглощают углекислый газ)

2. Работа со слайдами «Органы дыхания»

Ребята, на слайдах показано, как человек дышит . Как вдохнули, куда попадает воздух? (нос, рот, горло, трахею, лёгкие)

Повторите – трахея, лёгкие.

Положите ладони на грудь, вдохните, теперь выдохните. Лёгкие при вдохе увеличиваются, и при выдохе – уменьшаются. Наши легкие как 2 воздушных шарика. А что внутри шарика? Конечно, внутри шарика воздух. А откуда он взялся?

А шарики лёгкие или тяжёлые?

Физкультминутка

(ВДОХ) Воздух мягко набираем,

(ВЫДОХ) Шар воздушный надуваем.

(ВДОХ) Пусть летит он к облакам,

(ВЫДОХ) Помогу ему я сам.

3. Опыт «Киндер бегает» (сдувание киндера на тарелочке)

Молодцы, ребята.

Опыт (продувание воздуха через трубочку в стакан с водой)

Что вы увидели? (пузырьки)

А откуда они взялись? (воздух выходит в виде пузырьков)

Воздух имеет цвет? (нет)

А запах? (нет)

Ребята, я сейчас включу фен, какой воздух идёт? (горячий)

Значит, какой бывает воздух? (тёплый, холодный, горячий)

4. Заключительная часть.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что делали?

Чем мы дышим ? На что похожи наши лёгкие?

Как беречь органы дыхания? (не есть снег, не пить холодную воду)

А как можно развивать свои легкие? (заниматься физкультурой, делать лечебную гимнастику)

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

Ребята, на этом наше занятие заканчивается , если оно вам понравилось, то прикрепите на доску солнышко, а если нет – тучку. Чтобы ваши лёгкие были здоровыми, развивайте их. Для этого вам дарю воздушные шарики.

Программное содержание:

- обогащать и уточнять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; ;

- вызывать желание беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и .

Материал: картинки – схемы строения органов дыхания, зеркала, набор ароматических бутылочек, воздушные шарики, слуховые трубки (фонендоскоп), соломинки и мыльная вода.

Ход занятия

Воспитатель (В.). , о том, как важно быть здоровым. Сегодня к нам на занятие вновь придет медсестра и продолжит нашу подготовку к путешествию.

В. Отгадайте загадку: «Меж двух светил я в середине один». (Это нос.) Рассмотрите в зеркалах свой нос: какой он? Носы могут быть разными по форме - прямыми, курносыми (вздернутыми), пуговкой или картошкой. А может быть у кого-нибудь нос напоминает пятачок?

Что умеет наш нос? (Втягивает и выдыхает воздух, различает разные запахи .) Умеете ли вы правильно определять запахи? Как надо распознавать запахи из незнакомых сосудов? Надо держать сосуд недалеко от носа и помогать пальчиком воздуху попасть к носу небольшой порцией. Можно крышечку от сосуда водить вправо-влево в пяти-семи см от носа и медленно втягивать воздух. Попробуйте определить по запаху содержимое ароматических бутылочек! (Дыня, малина, лимон, яблоко, лук, хозяйственное мыло, нашатырный спирт и др.) Какие из запахов приятные? Какие вызывают раздражение?

Медсестра. Здравствуйте, ребята! Чем вы занимаетесь?

В. Мы изучаем, что умеет наш нос!

Медсестра. А теперь попробуйте зажать пальчиками свой нос: хорошо ли вам дышать? Значит, какое самое главное назначение носа? (Дыхание.) Когда у человека насморк, он дышит ртом. Удобно ли ротовое дыхание? Нет, неудобно есть, пить. Но ротовое дыхание еще и вредно для здоровья: с воздухом через рот могут попасть микробы, холодный воздух опасен для горла. Когда же мы дышим через нос, воздух путешествует по его длинным каналам и успевает согреваться. Поэтому зимой очень важно дышать только носом.

Рассмотрите картинку - схему строения носа! Чем покрыты внутренние стенки носовых каналов? (Волосками.) Они задерживают пылинки, попавшие с воздухом при вдохе. А при выдохе они вылетают наружу.

А что происходит, если в нос попадет что-то более тяжелое, чем пылинка – ворсинки от одежды, пух? (Мы чихаем.)

Медсестра. Стенки носовых каналов еще покрыты слизью. Для чего она нужна? Слизь делает воздух влажным, что тоже помогает правильному дыханию. Но при заболевании слизь набухает, перекрывает носовой канал. Поэтому избытки слизи надо обязательно вычищать сильным выдохом в носовой платок. Носовой платок должен быть всегда при вас. Есть ли у вас с собой чистый носовой платок? (Дети показывают.)

Ребята, а что вредно для носа? В нос нельзя засовывать посторонние мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горошинки), нельзя ковырять нос пальцем. Что может произойти случайно при резком и сильном вдохе?

Проследите по схеме, куда дальше идет воздух из носовой полости? Воздух попадает по трубочкам в большие мешочки – легкие. Посмотрите на «рентгеновский» снимок легких человека! Они защищены грудной клеткой. Работают легкие, как мешки-гармошки – растягиваются с помощью мышц грудной клетки, диафрагмы (показывает на схеме) и всасывают воздух в себя, надуваются, как воздушный шарик.

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса, нащупайте ребра и глубоко вдохните воздух. Почувствуйте, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие. А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Такой эксперимент можно провести и с помощью воздушного шарика. (Дети надувают по одному шарику.) Это упражнение очень полезно для мышц грудной клетки, способствует очищению легких. Еще очень полезно надувать мыльные пузыри. Сейчас мы немного отвлечемся и поиграем: «Кто больше надует мыльных пузырей?!»

А какие вы знаете физкультурные упражнения для грудной клетки? Выполним некоторые из них!

Физкультминутка.

1. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Руки согнуть в локтях перед собой на уровне груди. Ритмичными движениями разводим руки в стороны, соединяя при этом лопатки на спине - вдох. Возвращаемся в И.п. – выдох. Повторяем 5-7 раз.

2. И.п.: то же.

Согнутые в локтях руки развести в стороны на уровне груди. Локти прижаты к бокам. Ритмичными движениями поднимаем руки вверх – вдох, опускаем – выдох. Таким образом мы помогаем максимально расширяться грудной клетке. Повторяем 5-7 раз.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, туловище наклонить вперед на 90 0 , руки прямые развести в стороны.

Вращаем туловище в стороны, максимально размахивая руками. Так мы укрепляем мышцы спины и развиваем подвижность позвоночника.

4. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Одна рука опущена вдоль туловища и прижата локтем к поясу, другая поднята вверх и прижата локтем к уху. Выполняем ритмичные наклоны в сторону опущенной руки. Через 5-6 наклонов меняем руку.

5. После любых быстрых движений - прыжков или бега – необходимо восстановить ровное и спокойное дыхание. Это делается с помощью ритмичных медленных взмахов руками.

И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч. Руки прямые разведены в стороны. Обхватываем грудь обеими руками – выдох.

Возвращаемся в и.п. – вдох. Повторить 5-8 раз.

В. Продолжим наше занятие! Как вы думаете, что вредно для наших легких? (Холодный воздух, микробы и вирусы, пыль.)

В каких случаях человек простывает, переохлаждается? (Пьет холодную воду, быстро ест мороженое большими кусками, не по погоде одет.)

Правильно. А еще очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем отличаются эти снимки?

Вредно не только само курение, очень опасно находиться в помещении с курящими людьми и дышать этим отравленным воздухом. Поэтому во многих учреждениях для курящих людей отводятся специальные места для курения, где они не вредят здоровым людям.

Очень вредно вдыхать воздух около работающего транспорта, гулять вдоль автотрасс. Растения вдоль дорог впитывают в себя вредные вещества, очищая немного воздух, но при этом отравляются сами. Поэтому никогда не собирайте ягоды на обочинах дорог.

Что происходит с загрязненными легкими? Какие признаки заболевания проявляются у человека? (Он начинает кашлять.) Кашель – это очень резкий и сильный выдох через открытый рот. Кашель может очистить верхние дыхательные пути, если мы поперхнемся крошкой еды. Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды, кушать на ходу!

Как врачи проверяют наши легкие? (Слушают специальной трубочкой - фонендоскопом, делают снимки – рентген и флюорографию.) Сейчас вы самостоятельно сможете послушать свои легкие с помощью фонендоскопа и проверить чистоту дыхания у товарища с помощью трубочки, уха. У здорового человека дыхание ровное, почти не слышно движение легких. А при заболевании легких доктора слышат хрипы, хлюпанье (если в легких скапливается слизь, мокрота), шуршание (при жестком дыхании).

Как спасать наши легкие? Тяжелые заболевания лечат доктора лекарствами.

Что полезно для наших легких? (Свежий воздух.) Что загрязняет воздух? (Курение, выхлопные газы транспорта, трубы фабрик и заводов.) Что спасает человека и все живое от загрязненного воздуха? (Растения.) Где самый чистый воздух? (В лесу, около моря, в горах.)

Поддерживать здоровье всех дыхательных путей можно, если знать следующие правила:

Соблюдать температурный режим;

Соблюдать чистоту в помещении (влажная уборка, проветривание);

Регулярно гулять на свежем воздухе;

Развивать мышцы грудной клетки;

Избегать мест для курящих и загазованных улиц.

Все эти правила вы сможете запомнить, если придумаете к ним картинки-символы. Такое задание я предлагаю вам выполнить дома вместе с родителями!

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области

« Как мы дышим и зачем?»

Образовательная область «Познание»

Разработала:

Сокольникова Н.М.,

воспитатель

Троицкий,

2013

Сокольникова Н.М.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №1 «Снежинка» поселка Троицкий

Тема занятия по валеологии с элементами ОБЖ: «Как мы дышим и зачем?»

Цель: сформировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с органами дыхания: нос, трахея, бронхи, лёгкие и дать простейшие представления об их строении и их функциональном назначении;
  2. Обучить основам безопасности жизнедеятельности для сохранения здоровья органов дыхания, правилам поведения в природе, для сохранения чистоты воздуха;
  3. Формировать валеологические знания и осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни и умения отображать полученные знания в речи;
  4. Обогащать словарь детей.

Развивающие:

  1. Развивать основы валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для укрепления своего здоровья;
  2. Развивать наглядно-образное мышление и логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
  3. Формировать умения делать выводы и умозаключения с использованием элементарных опытов;
  4. Развивать связную и доказательную речь;

Воспитательные:

  1. Воспитывать валеологическое сознание у детей, стремление заботиться о своём здоровье;
  2. Воспитывать валеологические взгляды, суждения о фактах и явлениях, ухудшающих здоровье органов дыхания;
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

Оздоровительные:

  1. Способствовать выработке правильного дыхания и произношения;
  2. Профилактика простудных заболеваний;
  3. Способствовать обогащению органов дыхания кислородом и очищению их с помощью дыхательных упражнений.

Предварительная работа:

Чтение произведений Г.Юдина «Кислородная зажигалка», С.Е. Шукшина «Как устроено наше тело?», беседа, рассматривание иллюстраций, картин. Энциклопедия «Человек».

Занятия « Я и моё тело», «Какие мы?»

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Что ты знаешь о...»

Сюжетно ролевая игра «Поликлиника».

Обогащение словаря: бронхи, лёгкие, трахея, органы дыхания, грудная клетка.

Оборудование: картины с изображением органов дыхания, разрезные схемы с органами дыхания, корзина с фруктами, фартук с изображением органов дыхания, перфокарты, маленькие зеркала (по количеству детей), Д/и «Чей нос?», стаканчики с трубочками (по количеству детей).

Ход занятия

Дети заходят в группу и становятся в центре полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми! Давайте поприветствуем, друг друга и улыбнемся!

Сегодня к нам в гости пришёл маленький Кислородик, который приглашает нас отправиться с ним в удивительное путешествие в страну Лёгких. И для того, чтобы попасть туда, вам необходимо выполнить несколько заданий.

Первое: отгадать загадку:

Воспитатель:

Вот гора, а у горы-

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос).

Дети: нос.

Воспитатель: правильно. Дети, внимательно посмотрите друг на друга: вы видите как мы похожи, а носики у всех разные: у кого-то курносый, у кого-то прямой. Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. На самом деле, даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Дети, а для чего же нужен нос?

Дети: Дышать, определять запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что носы бывают разные. Ведь нос есть и у человека, и у птицы, и у животного. Итак, задание номер два: Вот, угадайте, чей это нос? (показывает нос поросёнка).

Дети: это нос поросёнка.

Воспитатель: опишите, какой он?

Дети: круглый, маленький.

Воспитатель: А, как он называется?

Дети: пятачок.

Воспитатель : (показывает нос птицы) Чей это нос?

Дети: это нос птицы.

Воспитатель: какой он?

Дети: узкий, длинный.

Воспитатель : а, как называется нос у птицы?

Дети: клюв.

Воспитатель показывает нос слона. Чей это нос?

Дети: это нос слона.

Воспитатель: правильно, опишите его.

Дети: он большой, длинный, тяжёлый, мощный.

Воспитатель: а как называется нос у слона?

Дети: хобот.

Воспитатель: молодцы, а теперь, давайте проверим, как наши носы умеют определять запахи, и поиграем в игру « Угадай фрукт по запаху». Дети, подойдите ближе к столу и зажмурьте крепко глазки, только, чур, не подглядывать! Итак, я вам буду предлагать фрукты, а вы должны понюхать и сказать, какой это фрукт (Воспитатель предлагает детям разные фрукты, если ребёнок затрудняется назвать, ему помогают остальные).

Воспитатель: Ребята, маленький Кислородик говорит, что вы все справились с заданием, но вы немножко устали и поэтому сейчас мы с вами выполним физкультминутку, чтобы немножко отдохнуть и расслабиться.

Станьте прямо, спинка ровненькая, начинаем:

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим. (Дети выполняют движения в соответствии со словами текста).

Воспитатель: Хорошо, а сейчас, садитесь на стульчики, будьте внимательными, путешествие Кислородика начинается. А как вы думаете откуда?

Кто что вкусное принёс –

Всё учует детский…нос.

Воспитатель: Да, именно с носа. Закружило, завертело, понесло, и с воздушным потоком маленький Кислородик попал в ваш носик. Маленький, аккуратный носик оказался для него целой пещерой. Ребята, пока Кислородик летел в ваш носик, к нему по дороге цеплялись кусочки грязи и пыли, от которых он, как ни старался, освободиться не мог. Влетев в нос, Кислородик стал натыкаться на бесчисленные мельчайшие реснички, которые казались для него огромными деревьями, и он очень испугался. Но потом он заметил, что когда он пробирается через густые заросли ресничек, от него отскакивают пылинки и кусочки грязи, которые прицепились по дороге. Кислородик обрадовался и стал пробираться вперёд ещё быстрее, от чего ему стало немного теплее и даже жарко.

Так вот, ребята, нос – важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает лёгкие, чтобы в них не попадала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы дыхательные пути не охлаждались. Вот почему важно дышать носом.

Из носа Кислородик тёплый и чистенький попал в длинный-предлинный туннель, который называется «трахея». Трахея похожа на трубочку, по которой наш Кислородик и попадает в бронхи, а бронхи, ребята, похожи на корни дерева и затем он попал в самое знаменитое место - лёгкие. Все маленькие Кислородики мечтают здесь побывать. Лёгких два. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков, покрытых сетью тоненьких, толщиной с волос, кровеносных сосудов. Лёгкие размещаются в грудной клетке вместе со своим соседом - сердцем. В этой клетке имеются не только «стены» - ребра, но и «пол», только не деревянный, а из мышцы. И тут наш герой заметил, что он не один. Вокруг него собралось множество таких же, как и он путешественников. От этого лёгкие расширились, увеличились, и случилось неожиданное: лёгкое больше не смогло вмещать никого, т.к. места были заняты. Оно поднатужилось и резко сжалось, вытолкнув из себя всех посетителей, среди которых был и Кислородик. От таких изменений всё перемешалось, и наш герой попал в красную реку. Кислородик знал, что люди называют красной рекой кровь. А туннель, по которому течёт эта река – кровеносными сосудами.

И вот, наш Кислородик стал мореплавателем. И теперь он посетит все интересные места: руки, ноги, голову, животик, спинку, ушки, грудку, пальчики. Где бы не побывал Кислородик, везде его встречали местные жители - клетки. И всем Кислородик раздавал подарки, и от этого всем было легко и радостно. Кислородик побывал во всех знаменитых местах, раздал подарки, и его доставили снова в лёгкие, где он встретил своих друзей. И все были в восторге от путешествия, они захотели вернуться назад на улицу и рассказать о своём путешествии всем-всем-всем. А для того, чтобы выбраться наружу, они попросили лёгкое помочь им, и оно согласилось, Оно поднатужилось, расширилось и выпустило всех друзей из себя.

От того, что они побывали в путешествии, друзья разважничались и стали придумывать себе новые имена. И наш Кислородик придумал себе новое имя – Углекислый газ. Но потом друзья успокоились и разлетелись в разные стороны. И с тех пор всё новые и новые Кислородики отправляются в путешествие по этой стране. Клетки тоже подружились с путешественниками и оттого, что их любят, они наполняются красотой и здоровьем.

Воспитатель: дети, давайте повторим, куда сначала попадает воздух?

Дети: В нос.

Воспитатель: что с ним там происходит?

Дети: очищается от пыли и согревается.

Воспитатель: затем, куда….

Дети: в трахею.

Воспитатель: на что она похожа?

Дети: на трубочку, на длинный туннель.

Воспитатель : правильно и затем…

Дети: в бронхи.

Воспитатель: на что они похожи?

Дети: на корни дерева.

Воспитатель: и, наконец, куда…

Дети: в лёгкие, которые состоят из пузырьков и покрыты сетью кровеносных сосудов.

Воспитатель: Лёгкие, так же как и сердце, должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а лёгкие – воздух. В воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода. При вдохе грудь поднимается, лёгкие расширяются, и свежий воздух попадает в легкие, (воспитатель одевает ребёнку фартук с изображением органов дыхания).

Дети, посмотрите, где у человека находятся лёгкие, а теперь покажите, где у вас находятся лёгкие. Положите ладонь на грудь и вдохните глубоко. Вы чувствуете, как ваша грудь расширилась, и лёгкие наполнились воздухом? Ещё раз вдохните и выдохните. При выдохе лёгкие сжимаются, и воздух выдыхается. Воспитатель: Лёгкие – наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот, давайте, выполним несколько дыхательных упражнений, чтобы помочь нашим органам дыхания и наполним их кислородом.

Дыхательная гимнастика: упражнения « Насос», «Сердитая ворона», «Жук», «Собака нюхает одуванчик».

Воспитатель: Дети, а как можно увидеть, что мы дышим?

Дети: подуть.

Воспитатель: правильно. Подойдите к столам. Давайте проведем опыт. Возьмите стаканчики и подуйте в трубочку. Что вы увидели?

Дети: пузырьки в воде.

Воспитатель: правильно, а в пузырьках находится воздух. Но в выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на зеркальце, оно запотело. Теперь, проведите по нему пальцем – остался след.

Воспитатель: Ребята, присядьте. Возьмите конвертики и достаньте содержимое. Что нарисовано на картинках? Разложите картинки так, чтобы было видно, как воздух поступает в лёгкие. (Дети работают за столом с разрезными схемами органов дыхания). Молодцы, все справились.

Воспитатель: (показывает 2 рисунка: со здоровыми лёгкими и лёгкими курильщика). Дети, чем отличаются эти лёгкие друг от друга?

Дети: на одной картинке розовые лёгкие, а на другой чёрные.

Воспитатель: А розовые легкие, у какого человека?

Дети: у здорового.

Воспитатель: А чёрные?

Дети: У того, кто курит.

Воспитатель: Как вы думаете, почему лёгкие у курящего человека чёрные?

Дети: потому, что дым попадает в лёгкие.

Воспитатель: если человек курит, это очень вредно для здоровья, т.к. дым попадает в лёгкие. Курение – это яд. Что может произойти с человеком, который курит?

Дети: он может заболеть, у курильщиков плохо пахнет изо рта, желтеют пальцы.

Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, нужно беречь органы дыхания. Дети, а как надо беречь органы дыхания?

Дети: чаще выезжать за город, дышать свежим воздухом. Проветривать помещение, избегать резких колебаний температуры, не следует сильно напрягать голосовой аппарат, нельзя есть, и пить сильно холодные продукты, нельзя курить, не следует дышать загрязнённым воздухом.

Воспитатель: а как вы думаете, где воздух чище?

Дети: в лесу, в деревне.

Воспитатель: ребята, а что ещё мы с вами делаем с утра, чтобы быть бодрыми и здоровыми?

Дети: зарядку, гимнастику, массаж.

Воспитатель: давайте мы с вами немножко потренируемся и выполним массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний, чтобы быть бодрыми и здоровыми. Встаньте возле своих мест и приготовьтесь:

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да-да-да!

Нам простуда не страшна.

Воспитатель: Для дыхания необходим свежий воздух, а в городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. И нам с вами, для того, чтобы воздух оставался чистым необходимо соблюдать некоторые правила. Ребята, сейчас вы по очереди будите подходить ко мне, брать карточку и рассказывать, что нельзя делать в лесу.

Дети по очереди берут карточки и рассказывают правила поведения в лесу.

Воспитатель: ребята, давайте хором скажем, для чего же нам необходим воздух?

Дети: Он нам нужен для того, чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный, а когда он очень грязный,

Говорим мы: « Ах! Ох! Ух! Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… воздух.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем мы с вами занимались? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, ребята, мне тоже очень понравилось. Вы знаете, маленький Кислородик оставил вам на память подарки: вот эти воздушные шарики. Я хочу, чтобы вы дома надули их и ещё раз совершили путешествие вместе со своими мамами и папами.


Страницы