Необычные растения        09.10.2019   

Знаменитые женщины-путешественницы. Интересные факты о женщинах-путешественницах Русские женщины путешественницы вместе с мужьями

Английские женщины-путешественницы второй половины XIX века

А.Э. Афанасьева В наше время не стоит удивляться ничему, на что отваживаются женщины W.G.Blaikie. Lady Travelers. (1896) .

Феномен женщин-путешественниц является одной из наиболее интересных особенностей викторианского периода истории Англии. Викторианский период, как называют годы долгого правления королевы Виктории (1837 - 1901), известен как время значительного подчинения женщин, когда суровая общественная мораль строго регламентировала их жизнь, ограничивая ее пределами домашней сферы и сводя их деятельность лишь к занятию домашним хозяйством и заботе о семье. Однако именно в эти годы все более заметным явлением в жизни английского общества становятся путешествия женщин, совершаемые в самых разных частях света - от Балкан до Южной Америки, - и этот факт представляет собой разительный контраст с мрачной картиной женской несвободы викторианской эпохи.

Деятельность путешественниц свидетельствует о многообразии вариантов социальной активности женщин викторианского периода, в том числе за пределами Англии. Ее исследование в русле гендерной теории дает возможность, с одной стороны, выявить стратегии, позволявшие женщинам выходить за пределы предписанного им круга занятий, с другой стороны, - проследить определенные изменения в восприятии гендерных ролей, происходившие в общественном сознании в это время. Кроме того, рассмотрение деятельности путешественниц на территориях британского господства или влияния способствует осмыслению роли женщин как в процессе имперской экспансии, так и в повседневной жизни империи. Анализ взглядов английских путешественниц и тех критериев, с которыми они подходили к оценке других народов и культур, способствует лучшему пониманию представлений британцев о культурно и этнически "другом", а также выявлению характера кросс-культурных связей на имперских территориях.

Как видим, аспекты возможного анализа деятельности английских путешественниц довольно многообразны. В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на одном из них, а именно, на рассмотрении феномена женщин-путешественниц как явления социальной жизни Великобритании, добавляющего новые штрихи к портрету английского общества викторианского периода.

Несмотря на то, что путешествие в европейской культуре всегда считалось занятием мужским, во все времена среди путешественников встречались и женщины. Первое описание путешествия, совершенного европейской женщиной, относится к IV в. и принадлежит перу аквитанской аббатиссы Эджерии. Как и другие редкие свидетельства женщин-путе- шественниц средневековья и раннего нового времени, оно повествует о паломничестве в Святую Землю: на протяжении долгих лет паломничество оставалось единственным легитимным способом путешествия для женщин.

В XVIII в. появляется новая, светская традиция женских путешествий, начало которой, как считается, было положено публикацией леди Мэри Уортли Монтегю в 1763 г. ее "Писем, написанных во время путешествий в Европе, Азии и Африке". С этого времени число женщин, путешествовавших по вполне светским мотивам, неуклонно возрастало, и в XIX в., особенно во второй его половине (на которую и приходится большая часть викторианского периода), количество написанных ими "Удивительных приключений", "Странствий" и "Путевых заметок" исчислялось сотнями. К концу века появились специальные руководства для путешественниц, свидетельствующие о распространенности явления, а современник отмечал, что "женщина-путешественница перестала быть редкостью; теперь утонченно воспитанные женщины поднимаются на Монблан, проникают в леса Норвегии, переправляются через Тихий океан, пересекают пустыни и посещают далекие острова..." .

Увеличение числа путешествующих жен-щин во второй половине XIX века было частью общей тенденции, характерной для высших и средних слоев английского общества викторианского периода. Количество британцев, выезжавших за пределы своей страны, возрастало с каждым годом. Если в 1830-х гг. Ла-Манш пересекали ежегодно около 50000 пассажиров, то к 1913 году соответствующие цифры составили более 660000 . Многие были вынуждены совершать поездки в силу профессиональной необходимости, призывавшей их в самые разные уголки огромной Британской империи. Однако все больше викторианцев выезжало из Англии по собственному желанию. Это обстоятельство имеет для нас тем более важное значение, что именно к их числу принадлежало и большинство путешествовавших женщин.

Отмечая многочисленность британцев за рубежом, известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье писал: "Англичане - везде, за исключением Лондона, где обретаются лишь итальянцы и поляки" . Это ироническое замечание имело под собой вполне реальную основу. Викторианцы переживали настоящий туристический бум. Именно в это время появляется организованный туризм, связанный прежде всего с именем Томаса Кука: предприимчивый уроженец Лестера вошел в историю британского досуга как первый устроитель групповых экскурсий по разработанным им же туристическим маршрутам. Численность этих групп могла быть весьма значительной: описывая одну из них, Изабелла Бертон, жена известного английского путешественника, сообщает о 180 участниках тура по Сирии . Для тех же, кто предпочитал путешествовать самостоятельно, издавались многочисленные путеводители по странам Европы и Востока, наиболее авторитетными среди которых считались издания Мюррея.

География путешествий была довольно обширной: британцев можно было встретить в странах Европы - Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции; большой популярностью среди уставших от туманов родины англичан пользовалась Италия с ее "роскошным летом, изобилием цветов и плодов, нестерпимой жарой и ослепительной яркостью" . Многие интересовались Новым Светом: путешествие в Соединенные Штаты или Канаду было не просто отдыхом, но привлекало прежде всего возможностью наблюдений над обществом нового типа. Особой притягательностью обладал Восток: один из наиболее популярных туристических маршрутов викторианского периода пролегал из Египта через Синайский полуостров на Ближний Восток. Тур по библейским местам, по словам современницы Фрэнсис Пауэр Кобб, доставлял путешественникам небывалое "удовольствие от созерцания тех мест, которыми с детства было очаровано воображение" .

Мотивы для путешествий могли быть самыми разнообразными. Так, описывая Каир в 1873 г., английская путешественница Амелия Эдвардс отмечала: "Здесь и больные в поисках здоровья, и спортсмены, охотящиеся на крокодилов, государственные служащие на отдыхе, корреспонденты, собирающие слухи, коллекционеры, разыскивающие папирусы и мумии, ученые, интересующиеся только наукой, и непременная свита бездельников, которые путешествуют из любви к путешествию или для удовлетворения своего праздного любопытства" . Как видим, спектр причин, привлекавших британцев за границу, был довольно широк.

Путешествия в столь значительных масштабах стали возможны благодаря целому ряду благоприятных факторов, сложившихся ко второй половине XIX в. К ним относились, прежде всего, успехи в развитии транспорта. Активное строительство железных дорог - как в Европе, так и в Азии, - появление пароходов давало возможность передвигаться значительно быстрее и комфортнее, чем в предыдущие годы. Дорога, занимавшая ранее четыре месяца при благоприятных условиях, теперь требовала не более четырех недель.

Важным для английских путешественников обстоятельством являлось могущество Британии, ее высокий авторитет в мире, поддерживаемый экономическим благосостоянием и военной мощью, - все это обеспечивало им ощущение безопасности пребывания за рубежом. В наибольшей степени это относилось к регионам британского влияния - таким, как Средиземноморье - и территориям Британской империи. Обладание империей было

одним из самых мощных стимулов к путешествию: где еще можно было удовлетворить свой интерес к экзотической природе и народам, продвигаясь под защитой английского флага? Помимо исследователей-географов, миссионеров, колониальных чиновников, для которых путешествия были неотъемлемой частью профессиональной деятельности, на территории империи устремлялся целый поток любителей, желавших внести свой вклад в исследование имперских земель и народов или же просто расширить кругозор.

Все более значительную долю от числа путешествующих в викторианский период составляли женщины; при этом они совершали поездки не только по относительно безопасной и знакомой Европе, но и отваживались на путешествия по малоисследованным территориям Африки и Ближнего Востока. Разница между опытом каждой из них была существенной, однако делать некоторые обобщения вполне возможно.

Прежде всего, большинство англичанок-путешественниц викторианского периода принадлежали к среднему классу . Тенденцию путешествовать создавали женщины из семей нетитулованного дворянства, духовенства, врачей, коммерсантов и средней руки промышленников. Английский средний класс богател и увеличивался в размерах; в этой среде путешествие постепенно становилось необходимой частью образования - не только мужского, но и женского.

Вопреки расхожему стереотипу викторианской путешественницы как эксцентричной старой девы (который до сих пор нередко можно увидеть в посвященных им публикациях), большинство их составляли женщины замужние . Нередко они оказывались в отдаленных от Англии землях благодаря профессиональной карьере своих мужей (иногда братьев) - военных, чиновников, миссионеров, исследователей на службе Британской империи. Стереотип "старых дев" сформировался благодаря нескольким незамужним путешественницам средних лет, чья деятельность получила наиболее широкую известность - Изабелле Берд, Энн Тэйлор, Марианне Норт, Мэри Кингсли и др., однако эти женщины отнюдь не представляли большинства.

Важной особенностью, объединяющей практически всех путешественниц, было стрем- ление описать и опубликовать свои впечатления от поездки. В Англии второй половины XIX в. жанр "описания путешествий" был одним из наиболее востребованных читательской аудиторией. Наряду с естественным интересом человека к разного рода необычным историям, существенную роль сыграл здесь всплеск интереса британцев к неевропейским культурам, обусловленный дальнейшим расширением империи. Книги о путешествиях, по выражению Б. Мелман, стали "одним из оплотов викторианской издательской индустрии" ; нередко они занимали верхние строчки в списках наиболее продаваемых изданий, вытесняя религиозную и рекомендательную литературу. Большинство из них и в это время принадлежало перу путешественников мужского пола, однако (по сравнению с предыдущим периодом) во второй половине XIX в. произошел настоящий прорыв женщин- писательниц в эту до тех пор почти эксклюзивно мужскую область литературы. Публикации приносили значительные доходы, и этим во многом объяснялось стремление путешественниц сделать рассказы о своих приключениях достоянием общественности. Чтобы подчеркнуть своеобразие испытанного, женщины прибегали к обычным для путешественников приемам: заголовки их книг акцентировали внимание на экзотичности места путешествия ("Десять дней на Масляной реке", "Египетские гробницы и сирийские святыни") или протяженности маршрута ("Тысяча миль вверх по Нилу", "От Гебрид до Гималаев"). Но кроме этого, в их распоряжении был гораздо более действенный способ привлечь внимание к книге: подчеркнуть саму принадлежность автора к слабому полу. Такие заголовки, как "Путешествие, совершенное леди на французском военном корабле" или "Жизнь леди в Скалистых горах", фиксировали необычность присутствия женщин в столь нетипичной обстановке, придавая повествованию ореол неординарности.

Отвечая ожиданиям читателей, тексты книг изобиловали описаниями приключений, удивительных случаев и любопытных эпизодов, изображениями туземных народов и красот тропической природы. Однако далеко не все путешественницы собирали различные сведения

о посещенной ими стране лишь для удовольствия читателей. Для целого ряда из них сбор информации был попыткой внести посильный вклад в научное знание: вторая половина XIX века - время возникновения этнографии и антропологии, интенсивного развития биологии, географии и других естественных наук; прогресс этих дисциплин требовал накопления фактов. Работа женщины-исследова-тельницы была, как правило, неформальной: их инициативы довольно редко поддерживались на официальном уровне. До XX в. женщины были исключены из большинства сообществ специалистов. Так, Лондонское Королевское географическое общество, самый крупный и авторитетный покровитель географических исследований в викторианский период, долгое время сопротивлялось допуску женщин в свои ряды. Женщинам-исследовательницам разрешалось лишь читать доклады о проделанной ими работе, но не голосовать или занимать пост в Обществе. В связи с этим некоторые путешественницы предпочитали членство в других, менее консервативных (но и менее авторитетных) организациях, таких, как Королевское азиатское общество, Шотландское королевское географическое общество и др. Только в 1913 г., после двадцатилетней кампании, проходившей весьма эмоционально и в самом Лондонском географическом обществе, и в британской прессе, Общество приняло окончательное решение, разрешавшее женщинам вступать в его ряды . Аналогично складывались отношения путешественниц и с другими официальными научными организациями. Вплоть до конца XIX века их работа считалась любительской и потому не всегда достойной внимания профессионалов.

Пренебрежение специалистов результатами работы женщин не было единственной проблемой, с которой приходилось сталкиваться путешественницам. В конце концов, не все из них были столь амбициозны. Гораздо сложнее было другое: в эпоху господства идеологии разделенных сфер женщины, отправлявшиеся в длительную поездку по так называемым "неевропейским территориям", должны были преодолевать настороженное, если не сказать негативное, отношение общества к подобным инициативам. Само решение путешествовать было в определенной мере вызовом принятым нормам женского поведения, вступало в противоречие с идеалом женской пассивности, культивируемым в викторианский период.

Отношение общества к путешественницам было неоднозначным и в значительной степени зависело от наличия или отсутствия в их поездках спутников мужского пола. Женщины, отправлявшиеся в отдаленные земли вместе с мужьями, находились под их охраной и защитой, одновременно выступая в роли помощника мужа среди опасностей пути. Как следствие, они неизменно удостаивались похвал и одобрения общества, превозносившего их храбрость и преданность супругу .

Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Независимо от физических способностей, умения защищать себя в опасных ситуациях и числа компаньонок, их относили к разряду "незащищенных", что подразумевало определенную эксцентричность. Важным способом убедить общество в своей лояльности предписанным нормам поведения было стремление путешественниц следовать всем остальным установлениям викторианской морали - от манеры поведения и соблюдения английских традиций до обязательного ношения исключительно женской одежды. Последняя особенность, наверное, наиболее ярко свидетельствует о противоречивости и неоднозначности статуса женщины-путешественницы как в глазах общества, так и в своих собственных. Женская одежда викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов для путешествия: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была бы намного более уместной в тех суровых условиях, в которых им приходилось передвигаться. Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях. Так, Мэри Кингсли подчеркивала преимущества "хорошей толстой юбки" во время странствий по африканским болотам . Другая известная путешественница, Изабелла Берд, прочитав в "Таймс" о том, что она ездит верхом в

Скалистых горах в "мужском платье", сочла своим долгом просить одного из друзей вступиться за ее честь и отхлестать оскорбившего ее корреспондента газеты . По мнению английской исследовательницы Кэтрин Стивенсон, "носить брюки, даже в африканских джунглях или горах Тибета, было равносильно признанию в поддержке женской эмансипации" . Отказаться от привычной одежды в пользу более удобной означало примкнуть к так называемым "новым женщинам", чей свободный образ мыслей и поведения шокировал и раздражал общество. Выбирая привычный обществу облик, путешественницы тем самым как бы убеждали его в своей нормальности и безобидности. То же относилось и к избранному ими способу передвижения: они предпочитали ездить верхом исключительно в дамском седле, находя мужской способ езды неприемлемо "неэлегантным" для женщины . Описывая свои действия в пути, путешественницы неизменно представляли собственное поведение как безупречно женственное, подчеркивая свое "истинно женское любопытство" , неприятие жестокости и насилия, внимание к деталям, эмоциональность. Все это давало основания заверениям Уильяма Блэйки в 1896 г. о том, что при всей своей тяге к путешествиям англичанки "ни разу не обнаружили качеств, несовместимых со скромностью, грацией, мягкостью, которые всегда должны признаваться надлежащим украшением этого пола" .

Деятельность женщин-путешественниц, безусловно, была эмансипирующей по своей сути: путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы, все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Общество, по выражению Б. М. Ингемансон, начинало привыкать к "маленьким дозам мобильности женщин" . В то же время стереотипы женского поведения, существовавшие в общественном сознании, накладывали особый отпечаток на их слова, дела и даже внешний облик. Внимание путешественниц к одежде, поведению, так же, как и особые приемы повествования, определялось их стремлением примирить свою деятельность с идеологией викторианской эпохи. Опыт английских путешественниц еще раз демонстрирует значимость гендерных стереотипов и норм поведения в жизни общества.

Список литературы Blaikie, W.G. Lady Travellers. //Blackwood"s Magazine.Vol.160 (July, 1896). P.49. Adams, William H.D. Celebrated Women Travellers of the Nineteenth Century. L.,1883.

P.383. Цит. по: Frawley, Maria H. A Wider Range: Travel Writing by Women in Victorian England. Rutherford,1994. P.110.

Pemble, J. The Mediterranean Passion:Victorians and Edwardians in the South. Oxford,1987. P.1.

Ibid. Burton, Isabel. The Inner Life of Syria, Palestine and the Holy Land from my Private Journal.

L., 1875. /Unsuitable for ladies: an anthology of women travellers - selected by J.Robinson . - Oxford, 1994. P.133.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks and Unfrequented Valleys: A Midsummer Ramble in the Dolomites. 1873. Reprint. Boston, 1987. P.1. Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.21.

Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.20. Ibid., p.21. Mitsi, E. Roving Englishwomen in Greece: Gendering Travel Writing. http://www.women.-it/

quarta/workshops/writing1/efterpimitsi.htm

Melman, B. Women"s Orients: English Women and the Middle East, 1718-1918: Sexuality, Religion and Work. Basingstoke, 1992. P.34.

Middleton, D. Victorian Lady Travellers. L., 1965. P.14. См., например, о Флоренс Бэйкер: Blaikie, W.G. Op.cit., p.56-58; предисловие редактора

к "Африканскому журналу" Кэтрин Питрик: Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.673.

Kingsley, Mary. Travels in West Africa. Congo Francais, Corisco and Cameroon.1897. /Un- suitable for ladies, p.214.

Middleton, D. Op.cit., p.8. Stevenson, Catherine B. Victorian Women Travel Writers in Africa. Boston,1982. P.3. Цит.

по: Ingemanson, B.M. Under Cover: The Paradox of Victorian Women"s Travel Costume. /Women and http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/14_4/ - h1#h1

the Journey: the Female Travel Experience. - ed. by B. Frederick and S. McLeod. Pullman,1993. P.7.

Edwards, Amelia. Untrodden Peaks... p.XXXII. Цит. по:Ingemanson, B.M. Op.cit., p.8. Petherick, Mrs. Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June,

1862). P.674. См. также: Duff-Gordon, Lucy Lady. Letters from Egypt. 1863-1865. NY., 1972. P.18,19; Colvile, Zelie. Ten Days on an Oil River. //Blackwood"s Magazine. Vol.153 (March 1893). P.378, 380-382.

Blaikie, W.G. Op.cit., p.66. Ingemanson, B.M. Op.cit., p.5.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http:// www.yspu.yar.ru

Когда мы говорим об отважных искателях приключений, бесстрашных путешественниках и покорителях новых земель, мы обычно имеем в виду мужчин, бородатых и суровых, которые отправляются в путь, одержимые амбициями или жаждой острых ощущений. Тем не менее, истории известны женщины, которые нарушили многовековую традицию, оставили домашний очаг и пустились на приключения. Женщины-путешественницы странствовали по миру и вели бурную жизнь, полную приключений, потому что хотели расширить свой кругозор, следовали за любимым, или просто потому, что не могли усидеть дома.

Леди Эстер Стэнхоуп (1776-1839)

Леди Эстер Стэнхоуп

Леди Эстер Стэнхоуп родилась в семье Чарльза Стэнхоупа, 3-го графа Стэнхоупа, в 1776 году. Страсть к путешествиям проявилась у леди Эстер уже в раннем возрасте, когда она попыталась переправиться на лодке во Францию, но была быстро перехвачена взрослыми и возвращена домой. Активная, независимая и умная девушка, Эстер в 1803 году стала хозяйкой, а затем и секретарем, в доме будущего премьер-министра Великобритании, Уильяма Питта-младшего. После его смерти Эстер была назначена пенсия за старания. Именно этот доход дал ей свободу передвижения.

Некоторое время леди Эстер жила в Лондоне, затем переехала в Уэльс, а затем навсегда и отправилась в Афины. По слухам, когда Эстер Стэнхоуп прибыла в греческую столицу, лорд Байрон бросился в море, чтобы поприветствовать ее. Она якобы должна была стать тайным агентом и шпионить за Наполеоном. Но британские дипломаты положили конец этим планам, и леди Эстер и ее маленькая семья вынуждены были отправиться в Египет. По пути в Каир у Родоса корабль попал в сильнейший шторм, леди Эстер со спутниками спаслись, но все их вещи погибли. Леди Стэнхоуп была вынуждена надеть мужскую одежду, что продолжала делать до конца жизни. Она посетила за два года Гибралтар, Мальту, Ионические острова, Пелопоннес, Палестину, Сирию и Ливан. Леди Эстер первой из европейцев посетила некоторые восточные города, в которых встречала очень теплый прием.

Эмир радушно принял ее, и с тех пор она называла себя «королевой Эстер», и ничто не могло поколебать ее убеждения.

Последние годы жизни леди Эстер Стэнхоуп провела в уединенном особняке в горах неподалеку от ливанского города Сайда на средиземноморском побережье.

Энни Смит Пек (1850-1935)


Энни Смит Пек

Энни Пек с детства интесовалась наукой, и еще до тридцати лет получила ученую степень магистра филологии. Знание классических языков - латыни и греческого - позволило ей стать первой женщиной, изучавшей археологию в Американской школе классических исследований в Греции. Впервые интерес к альпинизму проснулся у Пек только в 44 года, когда она своими глазами увидела мощь и величие горы Маттерхорн. Она начала упорно тренироваться и вскоре покорила гору.

Вернувшись в Америку, Энни Смит Пек посвящала все время альпинизму, покоряя вершины Южной Америки и пытаясь найти самую высокую гору Нового Света. В 1904 году она поднялась на гору Сората в Боливии, а в 1908 году стала первым человеком, поднявшимся на гору Невадо-Уаскаран (6768 м) в Перу (Peru), северная вершина которой впоследствии была переименована в ее честь. О своих восхождениях Энни Смит написала несколько книг, выступала с лекциями о своих приключениях и продолжала заниматься альпинизмом до глубокой старости.

Самое громкое восхождение альпинистка совершила в 1909 году: 61-летняя Пек покорила вершину Коропуна в Перу, водрузив на ней флаг с лозунгом «Право голоса для женщин!». Свое последнее восхождение Энни Смит Пек совершила в возрасте 82 лет.

Гудридур


Гудридур

Гудридур родилась в Исландии примерно в 980 году н.э. Историю ее жизни донесли до нас великие исландские саги. Гудридур выпала судьба путешествовать на гораздо большее расстояние, чем большинству ее современников. Отец отвез Гудридур в колонию в Гренландии, основанную Эриком Рыжим, и выдал замуж за Торстейна, сын Эрика. Вместе с мужем и другими поселенцами-викингами она отправилась на запад от Гренландии. Путь этой экспедиции лежал в Винландию - так викинги называли Северную Америку. К сожалению, эта экспедиция не увенчалась успехом, и на обратном пути Торстейн умер.

Вернувшись в Гренландию, Гудридур снова вышла замуж. Вместе с новым мужем, Торфиннром, она предприняла еще одну попытку добраться до Винландии и основать там поселение. В Саге Гренландии описаны два года, которые просуществовала эта исландская колония в Новом Свете. Гудридур родила первого ребенка-европейца на земле Нового Света - сына Снорри. Сага Гренландии рассказывает о странных людях, аборигенах, которых колонисты называют «скрелингами». Вначале скандинавы вели торговлю со скрелингами, но потом между ними началась вражда, победа в которой осталась за скандинавами. Однако опасаясь более серьезных нападений и войны, скандинавы вернулись в Гренландию. Вместе со своими соплеменниками Гудридур приняла христианство. Когда ее муж Торфиннр умер, Гудридур решила совершить паломничество в Рим, где встретилась с Папой и рассказала ему о своих приключениях. Вернувшись в Гренландию, она стала монахиней и остаток своей долгой и интересной жизни провела в уединении.

Гарриет Чалмерс Адамс (1875-1937)


Гарриет Чалмерс Адамс

Любовь к путешествиям и природе Адамс унаследовала от отца, который, не имея сыновей, часто брал Гарриет с собой на конные прогулки в горах. В возрасте четырнадцати лет она сопровождала отца в годовой экспедиции на лошадях через мексиканские территории. Вскоре после того, как Гарриет вышла замуж за инженера Фрэнка Адамса, его пригласили на работу в Мексику. Для влюбленных это время превратилось в долгий медовый месяц. Чалмерс посетила все руины поселений ацтеков и майя, многие из которых были обнаружены незадолго до этого. Гарриет была очарована Латинской Америкой, и по ее просьбе Фрэнк согласился на должность в горной корпорации, что позволила им свободно путешествовать по Южной Америке.

Желая задокументировать свои путешествия, Гарриет научилась фотографировать. Именно великолепные фотографии и способность увлекать читателей и слушателей рассказами об увиденном сделали Адамс одним из самых известных путешественников своего времени. Со временем она научилась превращать свои впечатления в статьи для журналов и даже выступала с лекциями об увиденном. Наиболее известны ее репортажи о Южной Америке, но Гарриет Чалмерс также посетила Азию, а когда началась Первая мировая война, стала военным корреспондентом. Поскольку в то время женщина не могла стать полноправным членом Географического общества, Гарриет Чалмерс Адамс основала «Общество женщин-географов» и стала его первым председателем.

Фрея Старк (1893-1993)


Фрея Старк

В некрологе Фрею Старк называют «последней романтической путешественницей». Именно романтический взгляд на окружающий мир так полюбился читателям ее туристических репортажей. За свою долгую (Фрея Старк дожила до ста лет) и богатую приключениями жизнь она объездила почти весь мир. Ее детство и юность прошли в Италии, где она жила с бабушкой. В 9 лет ей подарили «1000 и 1 ночь» и маленькая Фрея «заболела» Востоком.

В юности из-за проблем со здоровьем большую часть времени она проводила дома, с книгами: много читала, изучала языки. В 13 лет Фрея попала в аварию на фабрике, несколько месяцев восстанавливалась после пересадок кожи и за это время выучила латынь. Далее девушка посвятила себя полностью своему увлечению - изучила персидский и арабский язык и в конце 1920-х гг. отправилась на Ближний Восток. В своей второй книге, «Долина ассасинов», Фрея Старк рассказывает, как стала первой европейкой, ступившей на землю Луристана, Иран, и как впервые увидела разрушенные замки ассасинов. Вернувшись из этой экспедиции, Фрея опубликовала первую из почти тридцати книг о путешествиях, которые пользуются успехом и у современного читателя.

Кроме того, в Египте Фрея Старк создала демократическую политическую группу для борьбы с фашистской пропагандой, распространяемой немецкими агентами. После войны она продолжила путешествовать и писать, за что в 1974 году была награждена орденом Британской Империи.

Нелли Блай (1864-1922)


Нелли Блай

Нелли Блай - одно из самых известных имен в списке женщин-путешественниц, но изначально Нелли Блай звали иначе - Элизабет Кокрэн. Большинство путешествий и приключений журналистки Нелли Блай связаны с ее работой в газете New York World. Это была эпоха «сенсационной» журналистики, и первый репортаж Блай был посвящен разоблачению условий содержания пациенток в сумасшедшем доме для женщин. Выдавая себя за душевнобольную, Блай добровольно легла в клинику и на собственном опыте испытала все «прелести» изоляции на острове. Кормили пациенток испорченной прогорклой пищей, медсестры были жестоки и равнодушны, а условия содержания мало подходили для людей. Статья Блай стала прорывом в области журналистских расследований, спровоцировала скандал в обществе и послужила толчком к реформе психиатрических больниц.

Следующее приключение Нелли Блай принесло ей мировую славу. Она стала единственной женщиной, захотевшей побить рекорд героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеаса Фогга. Нелли Блай отправилась в путь 14 ноября 1889 года с единственным «козырем» - особым иностранным паспортом, подписанным государственным секретарем США. Ее путешествие началось с морской болезни, но закончилось триумфом.

Во Франции Блай встретилась с Жюлем Верном, который полагал, что ей удастся завершить кругосветное путешествие за 79 дней, но никак не за 75, как она надеялась. Блай переправилась через несколько морей, прошла через Суэцкий канал, побывала в Коломбо и Адене, посетила колонию прокаженных в Китае, купила обезьянку и вернулась обратно в Нью-Йорк, потратив на это 72 дня 6 часов 10 минут 11 секунд.

Луиза Бойд (1887-1972)


Луиза Бойд

Луиза Бойд родилась в богатой семье и в дальнейшем использовала свое большое наследство для изучения арктических регионов, которые она так любила. Бойд стала первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом (в 1955 году). Путешествуя по Европе после смерти родителей в 1920 году, Бойд провела некоторое время на Шпицбергене, где и влюбилась в красоту льдов. Ее первая арктическая экспедиция состоялась в 1926 году; она занималась кино-и фотосъемкой арктической флоры и фауны. Благодаря охоте на белых медведей Бойд получила прозвище «Диана Арктики». Ее также называли «ледяной женщины» за ее полные приключений исследования Гренландии. Бойд не только изучала фьорды и ледники, но и открыла подводный горный массив в Северном Ледовитом океане.

Самая известная экспедиция Луизы Бойд - участие в поисках знаменитого антарктического исследователя Руаля Амундсена, который исчез, оказывая помощь сбитому итальянскому дирижаблю. Бойд пролетела десять тысяч миль на своем самолете, но Амундсена так и не удалось найти. За участие в этой поисковой экспедии Бойд - первая женщина, не являющаяся подданной Норвегии - была награждена королем Хоконом VII орденом Святого Олафа. Бойд вернулась в США и возглавила пять экспедиций в Гренландию, за что была особо отмечена Географическим обществом. На Гренландии есть территория, названная в ее честь Землей Луизы Бойд.

Кира Салак (1971-


Кира Салак

Кажется, что золотой век приключений и открытий давно миновал, и путешествия превратились для женщин в приятное развлечение. Но жизнь Киры Салак, журналистки и профессиональной искательницы приключений, доказывает, что в мире есть еще немало неизученных мест и «темных пятен».

Салак достойно продолжает традиции знаменитых женщин-путещественниц. Получив степень кандидата наук в области литературы и туристического репортажа, Кира Салак отправилась в долгое путешествие по Папуа-Новой Гвинее. Этот опыт она превратила в книгу «Четыре стороны» (Four Corners). С тех пор она написала много книг. Отважным ее приключением было в Конго, где она прошла по следу горных горилл. Салак тайно провезли в страну украинские контрабандисты оружия. Об этом путешествии Кира написала статью, за которую получила несколько профессиональных наград. В городе Буниа Салак встретилась с несколькими детьми-солдатами из местной милиции.

В ее стиле нет и следа викторианской сентиментальности, которую традиционно ожидают от британской журналистики, но ведь Салак описывает явления, которые не оставляют места для подобных эмоций. В своих менее шокирующих репортажах Кира Салак открывает увлекательный мир, который мы, живущие в век, когда путешествовать легко и приятно, часто не замечаем.

Гертруда Белл (1868-1926)


Гертруда Белл

У Гертруды Белл множество достижений, но лучше всего ее помнят сегодня благодаря ее роли в образовании национального государства в Ираке после Первой мировой войны. Белл во многом была первой: первой женщиной, получившей высшую ученую степень по истории в Оксфорде; первой женщиной, написавшей документ для британского правительства. Она совершила два кругосветных путешествия. Однажды, поднимаясь на гору в Швейцарии, Белл попала в метель и два дня провисела на страховочной веревке.

Свое истинное призвание Белл нашла, когда отправилась в Тегеран, чтобы навестить своего дядю. На Ближнем Востоке она учила местные языки и изучала археологию. Многие археологи, работающие в то время на Ближнем Востоке, также были агентами британской разведки, как, например, Лоуренс Аравийский, с которым Белл познакомилась на раскопках.

В 1915 году вновь работала с Лоуренсом, в Каире, в Британском Арабском бюро. Ее знание Ближнего Востока нашло широкое применение в мирное время. В Басре Гертруда Белл встретилась и установила контакты со многими важными местными жителями, в том числе с будущими королями Ирака Абдуллой и Фейсалом. На послевоенных конференциях, посвященных британскому влиянию на Ближнем Востоке, Белл выступала за самоуправление Ирака и некоторое время была негласным советником короля Фейсала. Гертруда Белл похоронена в Багдаде, столице государства, которое она помогла создать.

17:44 6.03.2009

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Каждый может назвать хотя бы одного путешественника, а кто знает знаменитых женщин-путешественниц

О великих путешественниках написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Эти мужчины покоряли океаны, переходили горы, открывали новые земли и жили в диких племенах. Каждый может назвать хотя бы одного путешественника, но как насчет знаменитых женщин-путешественниц?

В России есть лишь одна повсеместно известная путешественница – отважная лягушка из рассказа Гаршина. Кого-то такое положение вещей, возможно, и повеселит, но в основном оно способно вызвать у представительниц прекрасного пола лишь праведный гнев. Давайте же не будем давать феминисткам очередного повода кричать о дискриминации, а сделаем небольшой экскурс в историю женских странствий по свету.

Первыми путешественницами, отвоевавшими у мужчин право самостоятельно ездить по свету и вступать в члены географических сообществ с собственными открытиями, стали англичанки, и случилось это в XVIII веке. Именно тогда интересовавшаяся географией леди Мэри Уортли Монтегрю решительно подоткнула юбки и отправилась в путешествие по Европе, Азии и Африке, а потом описала свои впечатления в книге. Но поначалу женщин-путешественниц не воспринимали всерьез, их инициативы не поддерживались, а книги считались чтивом для скучающих светских львиц, которым еще не пришла в голову такая прихоть, как путешествия куда-то, кроме как «на воды». Плюс ко всему, это была неслыханная дерзость и эмансипация.

Однако вслед за англичанками колесить по миру начали американки, и к концу XIX века женщина, поднявшаяся на Монблан или отправившаяся изучать Сирию, уже никого не удивляла. Сейчас маршруты и исследования женщин-путешественниц имеют такое же значение и заслуживают такого же внимания, как и их коллеги сильного пола. Однако имена большинства путешественниц так и остаются неизвестными широкой публике. Поэтому рассказываем о некоторых отважных девушках, которые и коня на скаку могут остановить, и море им по колено, и белые медведи не пугают.

Александра Толстая
Английская аристократка, член Королевского географического общества, не однофамилица, а самая что ни на есть настоящая наследница графа Льва Толстого. У авантюрной и смелой Александры две большие страсти - путешествия и лошади. В 1999 году она впервые в современной истории повторила маршрут Великого шелкового пути от Туркмении до Китая. Экспедиция, которую тогда возглавила Александра, состояла из четырех девушек-наездниц и одного мужчины-проводника. По дороге Александра написала исследовательскую книгу.

Ее следующий маршрут пролегал из России в Монголию, а затем она снова решила пройти исторический путь и повторить легендарный переход 1935 года из Ашхабада в Москву (тогда конная экспедиция прошла 4000 километров за 84 дня), и даже лошадей выбрала той же породы – ахалтекинцев. С первого раза затея не удалась из-за изменившихся с того времени государственных границ, и экспедиции Александры удалось дойти только до Оренбурга.

Упорная девушка вернулась в Англию, а через два года все-таки довела дело до конца и триумфально закончила маршрут в Москве у памятника Жукову после восьми месяцев пути. Александра живет сразу в нескольких странах и никогда нигде не задерживается подолгу, но основным своим домом считает Россию и Англию. Все свои экспедиции Толстая организовывает и проходит вместе с мужем - после покорения Великого шелкового пути она вышла замуж за того самого единственного мужчину-проводника – профессионального наездника, мастера спорта по конкуру Шамиля Галимзянова.

Кристина Хойновская-Лискевич
Уникальная польская путешественница, ставшая первой женщиной в мире, в одиночку совершившей кругосветное плавание. По образованию Кристина – инженер-кораблестроитель, по профессии – капитан дальнего плавания, по пристрастиям – яхтсменка. Такая женщина просто не может не быть экстремалкой.

Покорительница океанов начала свою кругосветку в 1976 году на Канарских островах в порту Лас-Пальмас. Плыла Кристина на океанской яхте с веселым названием «Мазурка», проектированием и постройкой которой руководил ее муж. От Канарских островов она отправилась в направлении Барбадоса, в Карибское море и Панамский канал, затем в Тихий океан, на Таити, Фиджи, в Австралию, Индийский океан и южный берег Африки.

Через два года после старта Хойновская-Лискевич вернулась в Лас-Пальмас, в порту ее встречали бурными овациями. На воде Кристина провела в общей сложности 401 день, остальное время ушло на заходы в порты. По возвращении полька тут же стала легендой, ее имя занесли в Книгу рекордов Гиннесса, а сама она написала книгу о том, как справлялась с опасной и тяжелой работой и как ей удалось выйти невредимой из всех штормов, преодолеть рифы и спастись от ураганов.

После кругосветки Хойновской-Лискевич океан начал манить женщин, и 10 лет спустя другая мореплавательница - австралийский конструктор парусных лодок Кэй Котти совершила еще более рисковое путешествие – она прошла кругосветку за 189 дней без единого захода в порт!

Любовь Случевская
Российская путешественница прославилась совсем недавно. В 2006 году она в одиночку пересекла пять стран Африки, стартовав в Хургаде и завершив свой поход на острове Занзибар в Танзании. Экспедиция Случевской была культурно-этнографической и проводилась в рамках проекта передвижной выставки рисунков (который она сама же и придумала) «Африка – Дружественный мир». Египет, Судан, Эфиопию, Кению и Танзанию путешественница прошла с рюкзаком, в котором лежали рисунки российских детей, и в каждой стране она устраивала выставки.

Путешественница совсем не была готова к тому, что жители африканских стран настолько активно захотят поучаствовать в проекте, что к концу пути она несла уже рисунки не только российских, но и африканских ребят. Обратный путь Любовь проделала по тому же маршруту, и все путешествие заняло у нее четыре месяца – и туда, и обратно передвигалась она пешком или автостопом. Путь дался ей легко: она рассказывает, что за первые полтора месяца адаптировалась и к климату, и к местной пище и научилась быть ко всему готовой, а пограничники не чинили ей никаких препятствий, так как знали о цели ее путешествия. Самое неприятное случилось в конце пути – в Танзании на нее напали трое бандитов, отнявшие сумку с личными вещами и документами. Вернувшись, Случевская задумала на будущее новый и более опасный маршрут: Марокко, Мали, Мавритания и Сенегал.

Лив Арнесен и Энн Бэнкрофт
Норвежская арктическая исследовательница не раз заслуживала звания «Первая женщина в мире, которая…». В 1991 году бывшая школьная учительница Лив Арнесен стала первой женщиной в мире, которая организовала и возглавила первую женскую экспедицию в Гренландию. Правда, полноценной экспедицией это назвать нельзя – она вышла в путь с двумя спутницами и прошла только три дня, потом женщины вернулись из-за урагана. Но через год Лив вдвоем с подругой снова отправились в путь и на этот раз пересекли Гренландию за 23 дня. Затем Лив стала первой женщиной, которая в одиночку на лыжах добралась до Южного полюса. Она шла пятьдесят дней при температуре от – 40 до –60 градусов, таща за собой санки с 85 килограммами снаряжения и 15-килограмовый рюкзак.

Четыре года назад 51-летняя Лив скооперировалась с 50-летней американкой Энн Бэнкрофт, и они задумали совместное отчаянное пересечение Северного Ледовитого океана. Энн к тому времени уже носила звание первой женщины в мире, достигшей Северного полюса на собачьей упряжке. Путешественницы задумывали 100-дневную экспедицию с прямой связью с радиослушателями Норвегии, но им пришлось прервать маршрут из-за смещения арктического льда – вместе с поломанным снаряжением их эвакуировали с дрейфующей льдины. Перед маршрутом женщины были уверены, что их главной проблемой станут встречи с белыми медведями, а никак не отколовшаяся льдина. Несмотря на неудачу, Лив и Энн не отказались от своей идеи и задумывают повторить путешествие.

Марло Морган
Американка Морган совершено не собиралась прославиться как путешественница, однако жизнь ее повернулась именно так. Медик по образованию, она принимала участие в государственной реформе медицины в Австралии. И однажды ее австралийский коллега предложил Марло совершить путешествие вглубь континента к коренным племенам. В результате американка, которая к тому времени уже вышла на пенсию, прожила в племени австралийских аборигенов четыре месяца. Встретили ее недружелюбно, сожгли все ее вещи вместе с техникой и деньгами, которые она привезла с собой.

Аборигены называли себя племенем «истинных людей» и никого не хотели принимать к себе, но Морган удалось их расположить. Женщина приняла их образ жизни: питалась их едой, ходила вместе с ними на охоту, принимала участие в ритуалах и обрядах. По возвращении путешественница написала книгу об этом племени. Правда, она считала, что жила в совершенно неизвестном австралийским географам, этнографам и властям диком племени, и думала, что совершает настоящее открытие. И хотя в этом она ошиблась и о племени было известно, книга все равно стала бестселлером…

Они рушили стереотипы один за другим, а их решительности и бесстрашию могут позавидовать современные мужчины. Кто она, женщина, проложившая южную границу Ирака? А как насчет выиграть пари о том, что дама сможет объехать вокруг света на велосипеде за 15 месяцев? Пять удивительных историй о женщинах «нового поколения» из разных уголков мира

Дети, кухня, церковь - на протяжении веков именно этими сферами ограничивалась социальная роль женщины. И хотя красавиц, ломающих стереотипы, хватало в любую эпоху, по-настоящему «слабый пол» заявил о себе в XIX веке. Женщины-врачи и ученые, журналистки и университетские преподавательницы, полицейские и политики, изобретательницы и путешественницы. О последних из них мы и расскажем.

Мать Ирака: Гертруда Белл (1868–1926)

У многих ли женщин (да и мужчин) есть подобные титулы? Многие ли писали в письмах: «Я провела сегодняшнее утро очень продуктивно. Я проложила южную границу Ирака»?

Гертруда Белл могла бы на оба вопроса ответить «да». Она родилась в богатой семье, относившейся к британскому истеблишменту, и оказалась на Востоке в 24 года, после окончания Оксфорда, по приглашению своего дяди-дипломата. В Персии Гертруда обзавелась знакомыми и научилась понимать непростые восточные нравы. Затем были многочисленные археологические экспедиции по Сирии, Аравии, Йемену. Со временем экстравагантная англичанка стала «королевой пустыни» и весьма уважаемым человеком, для которого были открыты шатры всех арабских шейхов и старейшин.


Фото: xlsemanal.com

Началась Первая мировая война, и Гертруда Белл стала сотрудницей секретной разведки и главным, наряду с Лоуренсом Аравийским, консультантом по запутанным ближневосточным делам. Не без ее участия после войны, окончившейся падением Османской империи, была сформирована новая политическая карта региона. Именно она добилась создания Ирака и Иордании.

Гертруда Белл прожила остаток жизни в любимом ею Багдаде, а после смерти была забыта на долгие годы. Историческая справедливость была восстановлена лишь недавно: в 2015 году в прокат вышел фильм с Николь Кидман «Королева пустыни», посвященный этой уникальной женщине.

Вокруг света на двух колесах: Энни Лондондерри (1870–1947)

Будущая «королева велосипедов» родилась в Риге, но ребенком вместе с семьей эмигрировала в США. Девочка выросла, счастливо вышла замуж и родила троих детей. Всё шло по накатанной, но в 1894 году солидная миссис Коэн-Копчовски неожиданно бросилась в беспрецедентную авантюру. По словам самой Энни, которая была прирожденным мастером самопиара и большой выдумщицей, катализатором стало пари о том, сможет ли женщина объехать вокруг света на велосипеде за 15 месяцев и при этом еще заработать $5000 (по другим данным - $10 000).


Фото: happyride.se

Второй пункт Энни начала реализовывать сразу, потому как денег на путешествие не было. Она договорилась с производителем минеральной воды «Лондондерри Лития Спринг Уотер» о том, что в обмен на $100 добавит название компании к своему имени и повесит рекламу на велосипед.

И вот Энни Лондондерри, взяв для комфорта белье на смену и дамский револьвер, отправилась в путь. Она триумфально вернулась в США ровно через 15 месяцев. Хотя злые языки и утверждали, что Энни путешествовала не столько на велосипеде, сколько с ним, но тем не менее она вошла в историю как яркий пример «новой женщины».

Леди Сенсация: Нелли Блай (1864–1922)

Элизабет Джейн Кокрейн из пенсильванской глубинки ждала судьба примерной супруги и матери. Верхом экстравагантности стала бы деятельность в качестве активистки-благотворительницы или автора дамского журнала. К счастью, не случилось ни того ни другого. Из романтической девушки, обожающей розовые платья, Элизабет превратилась в репортера Нелли Блай, которая отдала предпочтение нелегкому и даже опасному жанру журналистских расследований. Она смело брала темы, «о которых леди не должны знать»: жизнь в трущобах, тяжелое положение женщин из рабочего класса, пациентов психиатрических больниц и т.д.


Фото: thedailybeast.com

Вершиной ее журналистской карьеры стала работа в New York World Джозефа Пулитцера. В 1888 году, в полном соответствии со своим прозвищем Леди Сенсация, Нелли Блай предложила редакции совершить кругосветное путешествие. Она намеревалась побить рекорд Филеаса Фогга - героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Путешествовала Нелли налегке: саквояж с дамскими мелочами и нижним бельем, пальто и деньги. Здесь не нашлось места даже для сменного платья (мудрое решение, если вспомнить, каким был дамский туалет в то время). Нелли победила: вояж занял всего 72 дня.

Никогда не поздно: Делия Эйкли (1869–1970)

Тревел-карьера Делии Эйкли началась в 1906 году, когда ей стукнуло 37. За несколько лет до этого она развелась с первым мужем и вышла замуж за Карла Эйкли - известного американского таксидермиста. Вместе они совершили несколько экспедиций в Африку для сбора экспонатов, причем Делия ничуть не уступала мужу: одного из убитых ею слонов можно увидеть в экспозиции Американского музея естественной истории в Нью-Йорке.


Фото: allday.com

Как оказалось, после 50 лет приключения только начинаются: развод в 1923 году и почтенный возраст не помешали Делии путешествовать по Африке уже в одиночку. Повесив ружье на стенку, она занялась этнографией и стала одним из первых западных исследователей, проникнувших в пустыню между Кенией и Эфиопией. Ей также удалось провести несколько месяцев в обществе пигмеев Заира. Не забывала Делия и о личной жизни: в 70 лет она в третий и последний раз вышла замуж. А умерла в 1970 году, прожив 100 насыщенных лет.

Путешественница-рабыня: Флоренс Бейкер (1841–1916)

Жизнь этой женщины была похожа на роман. В ней было всё: счастливое детство и последующее сиротство, рабство и чудесное спасение, впечатляющие путешествия, но главное - любовь.

Флора фон Зас родилась в Трансильвании в благородной венгерской семье. В смутное время Венгерской революции 1848 года родных девочки убили, а ее саму продали в рабство. Прошло 11 лет - Флора оказалась на невольничьем рынке в Видине, крупном турецком (а теперь болгарском) городе на Дунае. Ее ждала участь наложницы паши, но, к счастью, Флора попалась на глаза англичанину Сэмюэлю Бейкеру, и тот спас девушку.


Фото: bistrita24.ro

Вместе с ним теперь уже Флоренс отправилась в экспедицию на поиски истоков Нила. Путешественники открыли озеро Альберт и водопад Мерчисон, а вернувшись в Англию в 1865 году, поженились. За свои заслуги Бейкер получил золотую медаль Королевского географического общества и был пожалован в рыцари. В 1869 году вице-король Египта Исмаил-паша обратился к нему с просьбой хоть что-то сделать с работорговлей в верхнем течении Нила, и супруги без колебаний отправились в Африку для решения столь чувствительной для их семьи проблемы, хотя речь шла, по сути, о военной кампании, а не о научной экспедиции. Прожили они вместе почти 30 лет, и этот впечатляющий союз смогла прервать только смерть Сэмюэля. Флоренс пережила мужа больше чем на 20 лет и была похоронена вместе с ним.

Женщины-путешественницы


© wikipedia.org

© Getty Images



© wikipedia.org



© wikipedia.org



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© Getty Images



© lauradekker.nl



© lauradekker.nl



© rosiearoundtheworld.co.uk



© Getty Images



© wikipedia.org

© wikipedia.org

Фото 1 из 15: © wikipedia.org

Когда заходит речь о женщинах-путешественницах, зачастую вспоминают только отважную лягушку из рассказа Гаршина. На наш взгляд, это крайне несправедливо, поэтому к 8 марта сайт решил выбрать восьмерку самых знаменитых представительниц слабого пола, в буквальном смысле покоривших мир.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Кристина Хойновская-Лискевич

Эта полька получила звание "Гранд-дама Океанов" и попала в Книгу рекордов Гиннеса за то, что первая из представительниц слабого пола совершила одиночное кругосветное плавание на яхте. Она доказала, что женщина на корабле - это не обязательно плохая примета.

На своей яхте под названием "Мазурка" Кристина Хойновская-Лискевич прошла через Атлантику и Панамский канал, вышла в Тихий океан, достигла Австралии, затем через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, вышла снова в Атлантику, где в марте 1978 г. замкнула кругосветную "петлю".

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Луиза Бойд

Эту путешественницу называли не иначе как "ледяная женщина". Такое прозвище она получила после своих длительных и полных приключений путешествий по Гренландии.

СОВЕРШИТЕ ВМЕСТЕ с нами .

Ей принадлежат не только исследования фиордов и ледников, но и открытие подводного горного массива в Северном Ледовитом океане, ее путешествия были полны неожиданностей и самых захватывающих приключений. Луиза стала также первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом в 1955 году.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Александра Толстая

"Спортсменка, активистка, комсомолка и просто красавица", - это все можно сказать об Александре Толстой. Только комсомолку надо заменить на "аристократка".

© wikipedia.org

Внучатую племянницу русского писателя Льва Николаевича Толстого всегда увлекали путешествия. В 1999 году Александра вместе с подругами организовала экспедицию по Великому Шелковому пути. Это был конный поход по территории Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Помимо 4-х отважных англичанок, в экспедиции принимал участие проводник - 35-летний Шамиль Галимзянов.

Впоследствии об этом замечательном путешествии Александра, как и Кристина Хойновская-Лискевич, написала книгу "Последние секреты Шелкового пути". Ее издали в Европе и США.

© wikipedia.org

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Элен МакАртур

Эту 34-летнюю британку называют "бегущая по волнам". В 2005 году она в одиночку обогнула земной шар за 71 день 14 часов 18 минут и 33 секунды, установив тем самым мировой рекорд.

Что самое интересное, каждый житель Великобритании мог с замиранием сердца следить за "одиссеей" смелой девушки, поскольку на борту ее яхты была установлена видеокамера. В интернете вы даже можете найти фильм об этом удивительном приключении, который называется The Official Record Breaking Story.

© Getty Images

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Рози Суэйл-Поуп

Хотите верьте, хотите нет, но эта смелая женщина осуществила кругосветное путешествие на… своих двух! Да-да-да, это не опечатка. Рози Суэйл-Поуп действительно обошла всю планету пешком (точнее, больше половины пробежала трусцой). Кругосветка заняла у нее долгих 5 лет! Путешественница пробежала более 32 тысяч километров, маршрут проходил через Европу, Россию, США и Канаду. И это в 57 лет!

© rosiearoundtheworld.co.uk

Самое интересное, что на такой подвиг она решилась после смерти своего мужа.

Мое сердце было разбито, и я должна была что-то делать, - рассказывает отважная англичанка.

И Рози в буквальном смысле решила убежать от плохих мыслей. Она достала карту мира, проложила маршрут и отправилась в путешествие. Естественно, без подготовки не обошлось.

© rosiearoundtheworld.co.uk

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Джессика Уотсон

Вспомните, какие интересы у вас были в 16 лет? Некоторых, думаем, родители еще без спросу в другой район города не отпускали. А вот школьница из Австралии по имени Джессика Уотсон в таком возрасте уже совершила кругосветное путешествие.

Справедливости ради стоит отметить, что и в ее случае родители были против и пытались отговорить девочку от рискованной затеи, однако та проявила характер.

Я терпеть не могу, когда кто-то пытается учить меня жизни, - заявила 16-летняя Джессика. - Я хотела испытать себя и сделать что-то такое, чем могла бы потом гордиться.

© Getty Images

И совершила! 210 дней провела в море австралийка, самостоятельно пересекла Тихий, Атлантический и Индийский океаны и преодолела около 42,6 тысячи километров. Правда, в Книгу рекордов Гиннеса не попала - там решили не регистрировать подобные достижения, чтобы не провоцировать на опасное путешествие остальных юных мореплавателей.

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Лора Деккер

"Она родилась на борту яхты у берегов Новой Зеландии", - этот факт из биографии 16-летней голландки Лоры Деккер уже говорит о многом. Девочка по-настоящему влюблена в море и уже в 14 лет попыталась совершить кругосветное путешествие на своей двухмачтовой яхте "Гуппи".

© lauradekker.nl

Тогда ее вернули домой, ведь никто разрешение на такое опасное плавание не давал. Точнее, родители, которые с малых лет привили своей дочке любовь к мореплаванию, были не против, но органы опеки забили тревогу.

Но ничто не могло унять страсть юной путешественницы покорить мир, и вот по достижению совершеннолетия она сделала попытку №2. На этот раз удачную. На своей небольшой лодке Лора Деккер преодолела ни много ни мало - 43 тысячи 450 километров. Поскольку голландка была немного младше Джессики Уотсон, именно ей отдали пальму первенства в рейтинге самых юных "кругосветников".

© lauradekker.nl

Самые знаменитые женщины-путешественницы - Сара Оутен

"Байдарка, велосипед и каяк" - именно эти три предмета стали лучшими друзьями британки Сары Оутен на длительное время. Видимо, ей стало мало рекорда, который она установила в 2009 году, когда в одиночку на лодке пересекла Индийский океан, и она решила обогнуть весь земной шар.

На каяке по Темзе через Ла-Манш во Францию. Далее - на велосипеде по Европе и Азии. Переправиться с континента в Японию она планирует через пролив Лаперуза на каяке, затем снова на велосипеде преодолеть острова Хоккайдо и Хонсю, на лодке пересечь Тихий океан, опять на двухколесном коне проехать поперек Северной Америки, снова на лодке пересечь Атлантику и вернуться в Лондон. Вот такой маршрут был у смелой женщины.

© Getty Images

Ее путешествие еще продолжается. За всеми обновлениями можете следить в блоге Сары Оутен.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: