Садовые растения        31.10.2019   

Золота кто такая у скифов. В Крым вернулось «скифское золото. Золотые артефакты древности. Их значение

Цитата сообщения Galyshenka ЗОЛОТО СКИФОВ
Скифией называли древние писатели далекое Северное Причерноморье. Геродот, знаменитый греческий историк и географ, прозванный «отцом истории», живший в V в. до н. э. и посетивший Скифию, посвятил ей четвертую книгу из девяти книг своей истории. Он сообщает о том, что до VIII—VII вв. до н. э. страна была населена киммерийцами, которые были изгнаны скифами.
Основным местным населением Северного Причерноморья в период появления греков являлись скифы. Их землями Геродот называет территорию между реками Петром (Дунаем) и Танапсом (Доном) с включением степного Крыма. На севере скифские земли не заходили севернее порогов Днепра.
Геродот, посетивший древнегреческую Ольвию (в устье Бугского лимана), находившуюся на скифской земле, лучше всего познакомился со скифами. Они не были единым племенем, а представляли собой родственные ираноязычные племена, объединенные в военный союз. Их занятия и уклад жизни были различны. Вблизи Ольвии жили каллипиды и алазоны, больше всего подвергавшиеся эллинизации, а с ними — «скифы-пахари», сеявшие хлеб не только для себя, но и на продажу. Скифы-земледельцы жили в районе Бугского лимана и нижнего течения Днепра, скифы-кочевники — в степях левобережья и правобережья Днепра, а также в степном Приазовье. Скифы царские — от Днепра до Дона, включая степной Крым.


Васнецов Виктор Михайлович "Бой скифов со славянами"


Скотоводами-кочевниками было господствующее племя царских скифов. У скифов-кочевников, по свидетельству Геродота, не было домов: «А живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома, одни на два, другие — на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В эти возы запрягают по две и по три пары безрогих волов».
Внешний облик скифов можно хорошо представить себе, видя изображения их на различных золотых или серебряных сосудах и на других драгоценных изделиях, найденных в скифских курганах.
Курганы — это искусственные земляные холмы, насыпанные над древними могилами или над каменными склепами. Иногда они достигают высоты до двадцати с лишним метров.
Курганы были призваны увековечить память погребенного под ним вождя, героя или просто богатого человека. Каменные ограды, окружавшие курганы, предохраняли насыпи от оползания, а статуи, стоявшие на вершинах курганов, или копья, воткнутые в насыпь по обычаю скифов, придавали курганам величественный вид.
Курганы — неисчерпаемый источник сведений о жизни этих исчезнувших народов.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик- курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мано-почалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою…» (А. П. Чехов).


Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид

Густая сеть курганов расположена вокруг Керчи, на противоположном берегу Керченского пролива (у станицы Сенной), за Анапой, затем в устьях Дона, Днепро-Бугского лимана, везде, где некогда находились древние города. Какие богатства таят в себе эти степные курганы, свидетелями каких бурных событий, происходивших в бескрайних степях и прибрежных городах, они были?



Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид


Боссоли Карло, картина "Крым, могила Митридата"

К западу от Золотого кургана, на горном кряже, идущем от горы Митридат, в 1830 г. тремя археологами — Дюбрюксом, Ашиком и Карейшей был исследован курган Куль-Оба (по-татарски— «холм пепла»).

Гробница в нем была открыта случайно при ломке камня. В ней оказалось настолько богатое погребение, совершенное по скифскому обряду, что предметы, найденные там, составили основное ядро мировой по значению коллекции древностей Боспора Киммерийского, хранящихся в Эрмитаже.

Склеп: квадратная камера с уступчатым сводом, с дромосом, расположенным сбоку камеры. Особенностью является применение деревянных балок наряду с плитами в перекрытии дромоса, а также устройство деревянного потолка, закрывающего уступчатый свод камеры и придающего ей некоторое сходство с деревянным шатром.
В склепе, по-видимому, был полог с нашитыми на нем золотыми штампованными бляшками.



Скифский всадник. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, IV в. до н. э

В восточной части склепа, в деревянном катафалке, украшенном живописью, с царственной роскошью погребен мужчина. На голове его — золотая диадема, а под ней был войлочный остроконечный убор, украшенный золотыми фигурками скифов.

На шее — золотая гривна в виде жгута из шести толстых проволок с изображениями конных скифов па концах и тонким филигранным орнаментом с голубой и синей эмалью. Вес гривны 461 гр. Скифы настолько любили золотые украшения, что даже мужчины носили ожерелья и браслеты.






У знатного покойника Куль-Обы золотые браслеты были на верхней части правой руки в виде обруча с чеканными изображениями, на обоих руках над локтями и на кистях рук — в виде золотого жгута, на концах которого сфинксы с женскими головами; резьбой мастерски переданы их прически, ожерелье на шее и оперенье крыльев.


Браслет с протомами сфинксов
Первая пол. IV в. до н.э.
Курган Куль-Оба

Рядом с покойником в специальном отделении, отгороженном перегородкой, находилось оружие: железный меч с обложенной золотом рукояткой, на которой оттиснуты борющиеся звери; рукоятка нагайки, оплетенная золотой лентой; горит — футляр для лука с золотой обивкой. На горите изображено фантастическое животное — гиппокамп и хищные звери, терзающие оленя и антилопу, а также вытеснено имя греческого мастера Порнаха. Рядом лежал точильный камень также в золотой оправе и роскошная ритуальная чаша-фиала, покрытая искусными чеканными изображениями, среди которых повторяются голова скифа и маска горгоны.



Фиала (др.-греч. ἡ φιάλη) — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек, священный предмет, который скифы носили их на поясе.
Фиала Середина IV в. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба

Напротив входа в склеп стоял другой катафалк или саркофаг из кипарисового дерева, отделанный тонкими пластинками из слоновой кости с выгравированными и раскрашенными рисунками. В нем была погребена женщина — жена или наложница. Голову ее украшала диадема в виде электровой полосы с розетками и пальметтами, оттиснутыми изображениями грифонов и крылатых демонов. К диадеме пристегнуты крупные золотые медальоны с изображениями головы греческой богини Афины в шлеме, воспроизводящими голову статуи работы Фидия.


Височная подвеска с изображением головы Афины
Первая половина IV в. до н.э. Золото, эмаль.

Скифская знать, приобщенная к высокой культуре греческих городов, ценила и приобретала их прекрасные изделия, и скифские гробницы для нас оказались сокровищницей древнегреческих художественных произведений.
Золотые височные подвески, найденные в кургане Куль-Оба и составлявшие часть женского головного убора, — уникальное произведение греческого ювелирного искусства. По композиции и декору они принадлежат к серии изделий, широко распространенных у боспорской знати в IV в. до н.э. Диск-медальон с прикрепленной к нему ажурной подвеской в виде сетки из цепочек и розеток, инкрустированных цветной эмалью, украшен рельефным изображением головы Афины в шлеме с тремя фигурками сфинксов. По описанию Павсания, такой шлем венчал голову знаменитой Афины-Девы, созданной Фидием для храма Парфенон в Афинах. Огромная деревянная статуя, декорированная золотом и слоновой костью, не сохранилась и дошла до нас только в римских копиях. Сюжет рельефа медальона, вероятно, был навеян оригиналом Фидия. Таким образом, куль-обские подвески являются редким и самым ранним воспроизведением знаменитой скульптуры.


Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль.
Курган Куль-Оба. Около 350 гг. до н. э.

Уши украшали найденные рядом серьги превосходной греческой работы, шею — золотое ожерелье и золотая гривна, заканчивающаяся фигурами лежащих львов. Сбоку лежали два золотых браслета с тиснеными изображениями грифонов, раздирающих оленей, и бронзовое зеркало, ручка которого обложена листовым золотом и украшена рельефами в скифском «зверином» стиле.


бронзовое зеркало с золотой ручкой


Кубок шаровидный, золотой с рельефными изображениями сцен из скифской жизни (IV век до н.э.) из кургана Куль-Оба в Керчи

На коленях покойной — электровый ритуальный сосуд с реалистическими изображениями скифов на привале после боя: военачальник слушает донесение воина; один воин перевязывает другому раненую ногу, другой — лечит зуб товарищу, третий — проверяет тетиву лука.


Вдоль третьей стены, но ближе к катафалку воина лежал скелет слуги-конюха, рядом с ним несколько железных ножей и дальше — в особом углублении в полу — кости лошади, греческий бронзовый шлем, бронзовые поножи и два железных наконечника копий. По всему полу склепа было рассыпано несколько сот бронзовых наконечников стрел и копий.



Скифский меч


Скифское золотое украшение из кургана Куль Оба в Крыму. Изображена церемония «питья клятвы» (братание).

Согласно сообщению Геродота скифы заключающие договор дружбы смешивают вино с кровью участников и смешивают в чаше. Затем опускают туда копье, меч, секиру и стрелы. Произносят длинное заклинание и выпевают содержимое.

Вдоль западной и северной стен склепа стоял ряд сосудов ритуального и бытового назначения: два (позднее потерянных) серебряных позолоченных таза и в них три круглых ритуальных серебряных сосуда излюбленной у скифов округлой формы, украшенные чеканными и позолоченными изображениями львов, терзающих оленей, диких уток, ловящих рыб.
Покойников снабдили запасами пищи и вина: в бронзовых скифских котлах найдены бараньи кости, а в больших глиняных амфорах — осадок от некогда заполнявшего их вина. Для трапезы положены бронзовое блюдо, два серебряных килика — сосуды для питья вина с греческой надписью.

В склепе под каменным полом находился тайник, в котором также были сокровища. Но он не был замечен археологами, а грабители, после снятия охраны, его взломали и ограбили. Спасены были только золотая чеканной работы бляха (весом 226 г) в виде стилизованной фигуры лежащего оленя с подогнутыми ногами и прижатыми к спине рогами, исполненного в скифском «зверином» стиле, но греческим мастером, судя по его подписи, а также золотые львиные головки от медной позолоченной шейной гривны.



Бляха в виде фигурки лежащего оленя
Курган Куль-Оба

Скифы создали свой особый стиль в искусстве, условно называемый в литературе «скифский звериный стиль», излюбленным сюжетом которого являлось изображение животных, особенно их борьбы. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.
Весь обряд погребения в Куль-Обе с ритуальным погребением умерщвленных жены и конюха, закланием коня, помещением котлов с мясом, большого количества оружия, металлической посуды, наличием гривн и драгоценных предметов IV в. до п. э., украшенных излюбленными у скифов звериными изображениями, говорит о погребении знатного скифа, быть может, правителя или даря территории, близкой к Пантикапею.

Куль-Оба со скифским погребением — не единственный скифский курган под Пантикапеем. Точно такая же скифская гробница и с такими же вещами была обнаружена вблизи, в кургане Патиниотии, названном по имени командира гребной флотилии, к которому попала часть вещей из кургана.
Скифские изделия из золота, меди, серебра этого времени находят в погребениях на Кубани, на Киевщине и в Донбассе



Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.


Золотая скифская пектораль

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.
Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра.

Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э.
Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).


Золотой гребень с изображением батальной сцены Конец V - Начало IV вв. до н.э.
Приднепровье, Запорожская областьКурган Солоха. Впускное погребение




Скифский шлем


Скифский шлем Ак-Бурунский курган

Прорезной узор шлема, повторяющийся кругом трижды, представляет три большие волюты, как бы вырастающие из листьев аканфа. Из волют выходит цветок лилии с отгибающимися листами. Внизу вокруг шапки идет ажурный фриз с закручивающимися стебельками. Весь рисунок восточного стиля. Шапка весит около килограмма, и на нее был надет золотой венец в виде лаврового венка- Своей формой золотой убор напоминает войлочный или кожаный колпак. По-видимому, в боспорских степях носили такие высокие шлемы, так как на многих росписях поздних склепов и каменных надгробий изображения воинов в подобных колпаках-шлемах



Сосуд со сценами охоты (позолота). Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха.
Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912—1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.


(Из предметов выставки в Голландии, которые не возвращают в Крым)


Змееногая богиня скифов


Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками
з-я четв. V в. до н.э.
Крым, Некрополь Нимфея, окрестности керчи


Пара серег с фигуркой Артемиды на лани
вт.четв. IV в. до н.э.
Крым, окрестности Керчи Некрополь Нимфея


Гривна Сарматская эпоха
Ростовская обл., г. Новочеркасск, Россия Курган Хохлач


Золотая Пектораль
Боспорское царство. IV в. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, Курган Большая Близница


Головной убор в виде калафа. Битва аримаспов с грифонами
IV вв. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, близ станицы Вышестеблиевской
Курган Большая Близница, каменный склеп 1

Трехбратние курганы(группы Ыч-Оба) расположены в 20 км на юго-запад от современной Керчи. . Монументальный уступчатый склеп из известняковых плит, сложенных насухо, находился в насыпи Старшего кургана. Он не был разграблен.



Диадема. Вторая половина IV века до н.э
Тонкое листовое золото. Найдена в 1965 году Д.С. Кирилиным в женском погребении в кургане группы Ыч-Оба под Керчью. Диадема украшены рельефными изображениями и орнаментальными узорами.

Найденные предметы принадлежали двум погребенным в склепе женщинам. Большая их часть относится к останкам старшей. Из обнаруженных погребальных украшений особенно интересны серьги в виде сфинксов, диадема, браслеты, перстень-скарабей, нашивные бляшки с изображением пегаса, орла, лотоса, пальметки, крылатой богини, так же бусы, колокольчики и так далее

Погребальная маска царя III в.до н. Э
Некрополь Пантикапея Керчь

В 1969 году рядом с Алматы был раскопан древний скифский курган. К радости казахских ученых он оказался не разграбленным и в руки археологов попала масса удивительных артефактов. По мнению специалистов, погребение принадлежало скифскому принцу, которого благодаря расшитому золотыми бляшками одеянию окрестили иссыкским «золотым человеком».


В захоронении найдено свыше 4 000 предметов золота, но главное, что найдена серебряная чаша с надписями.
Прочитать «иссыкское письмо» смог только ученый историк, сотрудник Института археологии и этнографии НАН Азербаджана Заур Гасанов.
Основываясь на своих исследованиях, азербайджанский историк настаивает на том, что царские скифы говорили на одном из наречий тюркского языка. Между тем известно, что скифы говорили на семи языках, об этом упоминает все тот же Геродот. Часть из них разговаривала даже на эллинском.
В период походов скифов на восток и сходу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. До н. Э. И в особенности в 4 в. До н. Э. - Влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. До н. Э. Скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.

Как стало известно, золото скифов из Крыма после выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» в Голландии будет возвращено… Украине. И вот словно по иронии судьбы на территории России археологи еще в прошлом году нашли скифскую «чашу Грааля».

В Ставропольском крае российские ученые неожиданно обнаружили сенсацию последних 50 лет - шедевры древней торевтики: изделия высокого мастерства были созданы греками по заказу скифов. Их царство с центром в Крыму просуществовало до II в. до н. э. (формально - до III века н.э., когда было сметено готами). Уникальные артефакты спасла от разрушения наблюдательность искателей.

В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет - было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего в себе не таит. Между тем…

Памятник я не буду называть пока - его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район - Шпаковский, - посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью "выграблен". Свидетельство тому - огромная яма. Но парадокс - золото как-то и не заметили...

В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики. Самая крупная находка (на фото выше и ниже) - предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны - два грифона терзают жеребца и с другой - два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, - водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. - Эти вещи первично можно датировать V–IV веками до н.э.».

Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.

Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей - так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки.

На втором шедевре торевтики мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены - лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова "украшена" тонко проработанной прической.

Как специалисты интерпретируют эти изображения?

Совершенно точно - это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования - это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.

Как эти предметы могли использоваться при жизни?

Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или номарху, который одновременно являлся и верховным жрецом - в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.

Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?

Первый этап - изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам многообещающие данные. В дальнейшем находки ждет процедура, необходимая для Государственного музейного фонда, - это их апробация и так далее. В дальнейшем эти вещи выйдут уже на публику.

Но даже в Эрмитаже или любом другом музее подобные драгоценности показываются не в открытом экспонировании, а в специальной кладовой с определенным режимом.

По словам Андрея Белинского, «теперь никакая выставка по скифскому золоту не будет полной без этих вещей: ведь такие предметы можно пересчитать по пальцам. Все они обогатили сокровищницу Государственного музейного фонда России и мира».

Золото скифов найдено в Ставропольском крае

Пока Украина и Россия в суде отстаивают право на золото скифов, оставшееся после крымского референдума в одном из музеев Голландии, коллекцией завладели украинские проходимцы. Они попытались оформить кредит под залог сокровищ на несколько миллионов евро

Гулящие бабы золотых скифов: К юбилею выдающегося археологического открытия в Донбассе Скифское золото, ставшее предметом разбирательства двух стран, едва не было потеряно навсегда, потому что на «ничейное» сокровище положили глаз предприимчивые украинцы. При этом, если бы все пошло по их плану, эту операцию можно было смело назвать аферой столетия. Но в самый последний момент схема дала сбой и мошенники оказались без миллионов евро наличными и под статьей. А все благодаря испанской полиции.

Золото раздора

Экспонаты крымских музеев отправились в Нидерланды на выставку «Крым — золотой остров в Черном море», которая проходила с 6 февраля по 28 мая 2014 года. Для заграничной экспозиции было отобрано все самое ценное из коллекций Национального музея Украины, Керченского и Бахчисарайского историко-культурных заповедников, Центрального музея Тавриды и заповедника «Херсонес Таврический».

Но в марте 2014 года в Крыму прошел референдум и полуостров стал территорией России. У правительства Нидерландов возник вопрос, кому же теперь отдавать бесценные экспонаты: в российский Крым или украинский Киев. В сентябре 2014 года на Украину вернули 19 экспонатов, ту часть коллекции, которая до описываемых событий хранилась в Национальном музее Украины. Остальные 565 экспонатов из музеев Крыма остались в Нидерландах и стали предметом отчаянного спора.

В январе 2015 года в Амстердаме начались слушания по делу о возврате коллекции на которую претендовали две страны.

14 декабря 2016 года Окружной суд Амстердама принял решение вернуть «скифское золото» Киеву. Вердикт вынесен на основании конвенции ЮНЕСКО, согласно которой художественные ценности должны быть возвращены суверенному государству, которое предоставило их для временной экспозиции. Суд обязал украинскую сторону выплатить амстердамскому музею Алларда Пирсона за хранение артефактов 111 тысяч евро. А музеи Крыма, потерявшим свою коллекцию, должны выплатить Украине и упомянутому голландскому музею 2,8 тыс. евро.

Тогда же на это решение была подана апелляция, суд по которой еще не состоялся. Процесс, затянувшийся на несколько лет, обошелся Украине более чем в 12 млн. гривен.

Разумеется, никто не мог и подумать, что на скифское золото положат глаз мошенники и, воспользовавшись сложившейся уникальной ситуацией, постараются его прикарманить.

Ловкость рук

Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! Фоторепортаж Спорные ценности, которые, по идее, должны храниться в амстердамском музее Алларда Пирсона, за сохранность которых Украины должна заплатить более ста тысяч евро, испарились.

Полицейские Испании уверены, что древнее золото сейчас находится в банковской ячейке одного из банков Мадрида. Позарившиеся на него жулики собирались получить крупный кредит в банке. А скифское золото должно было послужить залогом.

А началось все с того, что трое шустрых украинцев решили выдать себя за хозяев экспонатов, которые на самом деле принадлежат музеям. Расчет делался на то, что иностранцы не станут вдаваться в подробности. Представьте себе, аферистам это удалось.

Они состряпали документ о том, что якобы скифское золото принадлежит церковной общине УПЦ (Киевского патриархата) из села Бельковцы Житомирской области. Надо отметить, что бумаги были подготовлены в высшей степени профессионально: было указано состояние коллекции, количество экспонатов, их стоимость. Скреплена вся эта информация была подписью профессора археологии Киевского университета, который на самом деле является доктором геолого-минералогических наук, до 2012 года он занимал должность директора и главного бухгалтера Музея исторического культурного достояния.

Вооружившись этим документом, подельники без особого труда получили скифское золото у голландских музейщиков и переправили его в Испанию. Банк, в сейфах которого оказались исторические драгоценности, тоже был выбран с умом. С этим заведением сотрудничает Гильдия ювелиров Мадрида.

О реализации золота речь не шла. Повернуть такое мероприятие без огласки точно не удалось бы. Мошенники планировали втихаря взять под коллекцию деньги.

Украинские специалисты оценивали коллекцию в 1,5-2 миллиона долларов. Злоумышленникам удалось застраховать артефакты на 123 млн евро. Точнее, 22 мая текущего года один гражданин Украины получил согласие застраховать культурные ценности от всех рисков от страховой компании BKS Group (Испания, Мадрид). Однако в последний момент страховщики заволновались и решили проверить документы. Их ждал большой сюрприз.

Таинственное исчезновение

Замминистра культуры Светлана Фоменко , которой было поручено опекать коллекцию, незадолго до того как испанские полицейские узнали о предстоящей афере, уверяла, что золото на месте.

Полицейские Испании считают, что за дерзкой преступной акцией стоит известный украинский махинатор. Он действительно доктор геолого-минералогических наук, возглавлявший до 2012 года Музей исторического культурного достояния «Платар». Что не мешало ему оказаться замешанным в целом ряде скандалов.

Два года назад Владимир Индутный , так зовут гения надувательства, заставил говорить о себе, оказавшись причастным к махинациям с коллекцией картин. Полотна украинских художников стали объектом финансовых манипуляций банка «Таврика». Под залог коллекции многочисленные фирмы получали солидные кредиты, которые так и не вернули.

История без санкций: Пещеры Крыма манят спелеологов и археологов со всего мира Тогда проходимцу все сошло с рук и он продолжил заниматься своими оригинальными гешефтами. В принципе, и на этот раз он может выйти сухим из воды. Ведь в министерстве культуры Украины уверяют, что скифское золото никуда не девалось и находится все в том же музее Амстердама. В то же время, на Украине открыто уголовное производство по факту мошенничества в отношении трех украинцев, которых подозревают в перевозке по поддельным документам драгоценностей в Испанию и махинациям с кредитам.

Что такое скифское золото?

Скифов считают отважными воинами, непревзойдёнными ремесленниками, хорошими скотоводами. И являются самым загадочным народом, появившихся внезапно, что является небезосновательным.

Кроме храброго войска и бессердечности, проявлявшейся в связи с другими народами, они славились также и необыкновенной симпатией к богатству. Одним из образцов являются «богатые» местности для погребения.

Умерших погребали в насыпанных курганах, заполненных огромным числом золота, потому что оно являлось олицетворением вечной жизни и богатства. Наряд, в котором погребали умершего, был весь покрыт .

Люди разрабатывали своеобразную технику изготовления скифского золота , который представлен ручной вытяжкой фольги из золота, которую выравнивали в тоненькие бляшки, на которых были начертаны разные рисунки. Эту работу выполняли выученные ремесленники, а тайны творения , нашитые на их одежду, были переданы от одного поколения другому.

Кроме этого, при погребении знатных личностей, скифский народ укладывал в могилки большие золотые изделия. Также они накрывали аристократским металлом даже лицо умершего, делая маски, выполненные из золотой фольги. Но понять, каков масштаб золотого наследия этого народа нынешнему народу невозможно.

Быть может, первобытных местностей для погребения практически нет, хотя бы даже тех, где были похоронены знатные скифы. Но опытные кладоискатели определят, где запрятано золото без труда. Скифское золото фото можно увидеть ниже.

Целое золото скифского народа есть возможность увидать в Музее исторических драгоценностей Украины, называемую «Золотой кладовой». Золотые украшения скифского народа сделаны из низкой пробы и обладают только культурной ценностью, что является наследием людей, которые заселяли территорию нынешней Украины и востока Российской Федерации за 1000 лет до н. э.

История местопребывания золотого запаса скифского народа, который хранился в Музее исторических драгоценностей Украины, в настоящее время окутана той же тайной, как и история происхождения этого народа.

Скифское золото Крыма

Скифское золото Крыма заинтересовывает в различные времена разнообразные народы. Оно является волшебным. В девятнадцатом столетии художник Айвазовский нашёл девяносто один курган, а в Санкт Петербург направил изделия лишь из одной третьей части 1-го кургана. Царь рассердился на замысловатого мастера Айвазовского, который за золото скифов приобретал себе ступени в масонском ордене в Италии, которая была 2-м его домом.

Производство золотых изделий сопутствовалось с чудодейственными обрядами. В каждое изделие вкладывался свой назначенный смысл. Золото скифов элементарно скапливается в огромном количестве руководителями разнообразных уровней, которые включают и самих кладоискателей. Золотые запасы Крыма растрачивается из-за недопонимания его ценности. Ценность золота скифов состоит в его магичности.

Главным назначением при раскопках золота скифов является 3 жезла Гермеса, Трисмегиста и 3 жезла власти. Эти артефакты давненько не перестают беспокоить всех правителей. О них знают много людей, однако не знают, где их найти.

Есть предположение, что точкой разведки может быть Крым. Из-за этого рыли курганы мастер «девятого вала» художник Айвазовский, сюда приезжал Кардинал Ришелье, здесь были царские личности со всей планеты.

С двадцатых годов двадцатого века в Крыму функционировали работники ОГПУ-КГБ, после чего курганы стали опустошёнными. В тридцатые-пятидесятые годы двадцатого века в Крыму учащенно проживал Иосиф Сталин в районе Большая Феодосия, который тоже искал те самые 3 жезла власти, которые кроме могущества над народом, предоставляли бессмертие его владельцу. По приказу Сталина много холмов было срыто и потом засыпано искусственными холмами в степных местностях Крыма.

В 2007-2008 гг.. поиском золота скифов очень плотно в Коктебеле занялся премьер Крыма Анатолия Могилева, который возложил обязанности на Юрия Синежука, тесно сотрудничавшего с торговцем с рынка Аликом Гулиевым. скифов премьер Крыма Анатолий Могилев загружал на яхту и отправлял вместе с золотом в Стамбул, затем летел в своё поместье в Вене.

А.Могилев скифское золото Украины добывал очень скрупулезно, как и Айвазовский. Ведь за это золото скифов можно было приобрести популярные должности среди почитаемых личностей.

Однако наиболее важные артефакты забрал себе Синежук, потому что все свои находки он не передавал Могилеву, а отдавал своей бабушке Евдокие Мазепе, хорошо разбиравшейся в античных находках и занимавшейся магией. Отсюда следует, что Синежук обманывал не только Могилева, но и все правительство Украины, до которого мало что доходило.

Яблоня скифское золото

Яблоня «скифское золото» выделяется быстрой спелостью плодов, большой урожайностью, стойкостью к зиме в условиях Полесья и Лесостепи, неизменностью к парше и снисходительностью к мучнистой росе. Яблоня быстро растет, формирует вместительную крону на толстом штамбе.

Плоды появляются на пятом году жизни растения, имеют огромные размеры со средней массой сто восемьдесят грамм. Они имеют кожицу средней толщины, довольно таки твёрдую и гибкую с желтым и зеленым оттенком и апельсиновым розовощекостью со стороны солнца. Когда плод созревает, окраска становится золотистой и желтой с интенсивным подрумяниванием. В плоде имеются:

— сухие вещества 13,92-15,38%;

— Сахар 10,76-12,04%;

— кислота 0,44-0,72%;

— пектины 0,92-1,36%;

— витамин С 10,54-12,08 миллиграмм на сто грамм сырой массы.

Созревает плод в конце осени. Употребляют этот плод до окончания первого месяца зимы. Главным предназначением яблони «скифское золото» является употребление свежих плодов и производство качественного ясного сока.

4-музей скифского золота

В Нидерландах завязался суд по скифов в крымских музеях. 4-ре музея Крыма, где скифское золото размещено, которые перешли под власть Российской Федерации, требуют возвратить им скифскую коллекцию, которую демонстрировали в музее археологов Алларда Пирсона в ВУЗе Амстердама.

Экс позиционировали объекты из музея скифского золота Крыма. После добавления Крыма Российской Федерации подняли вопрос о том, кому отдавать изделия.

После закрытия выставки ценности из киевской коллекции возвратились в Крым, но украинские власти настаивают на том, чтоб в столицу Украины были отданы все ценности. Украинский вопрос суд Амстердама будет решать в ближайшее время.

В Окружном суде Амстердаме 5 октября начался суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из курганов Крыма, и коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция скифского золота состоит из 2 тысяч артефактов, была предоставлена четырьмя крымскими музеями для выставки в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года . Выставка «Золото скифов» побывала и в музеях Германии, и произвела Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию. Такой отказ сам по себе противоречит общепринятой мировой практике взаимодействия между музеями. Экспонаты предоставлялись на выставку четырьмя музеями Крыма , а вовсе не правительством Украины. Если экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть. Глава Крыма Сергей Аксенов не верит в справедливость судебного разбирательства вокруг спорной музейной коллекции золота скифов. «Судебным путем вряд ли решить этот вопрос. Всё это все не будет решено, пока не будет положительной политической воли. Процесс это политический, а не юридический и решаться должен в другом поле. Окружной Суд Амстердама ничего не решит», - считает Сергей Аксенов.

У России сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать от голландского суда непредвзятости никак не приходится.

В Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота, а коллекция готских, позднесарматских, боспорских предметов, найденных на территории Крыма, всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет, потому что скифское золото находится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.

Зададимся вопросом: откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось скифское золото?

Впервые золото скифов было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи и впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти все находки в Санкт-Петербург, и разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей, основанном в России русским градоначальником Керчи Иваном Стемпковским , осталась малая часть археологических находок, которая со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

Когда же золото скифских курганов попало из Керченского музея древностей в киевский Музей исторических драгоценностей Украины? В 1960-х годах. Украинское правительство решило создать в Киеве сокровищницу, подобную собраниям Москвы и Ленинграда.

Экспонаты во вновь созданный киевский музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который был включен в состав Украины в 1954 году. Из Керченского музея древностей и из музея Херсонеса в Киев вывезли практически всё — сотни предметов из золота.

При распаде СССР Россия решала с Украиной много вопросов: о вывозе ядерного оружия, делили армейское вооружение СССР, обсуждали статус Черноморского флота, но никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися на территории другого государства? Царские дворцы Крыма, ценнейшие музейные экспонаты остались в Крыму, и ими стала распоряжаться Украина.

Экспонат выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме.

Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была незаконной, так как изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР. Все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством в 60-х годах прошлого века, после незаконной передачи территории Крыма в 1954 году, тоже были незаконными. Никогда не поздно вернуться к вопросу о Реституции, предполагающей восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений, всё надо вернуть к состоянию «до 1954 года».

Из Керченского музея древностей практически все золотые предметы были вывезены в Киевский музей исторических драгоценностей Украины, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

России следует заявить свои права на скифское золото, хранящееся на территории Украины. Тем более, что его судьба вызывает серьезные опасения. Древние скифские украшения видели и на жене Виктора Ющенко, и на певице Софии Ротару. в скандальной истории с кражами картин из голландского музея фигурируют два имени - лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.

Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь окажется пропавшая коллекция скифского золота можно только догадываться!

В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу - украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню «Одна калина» певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье «Бабочка», браслеты, серьги и кольца , выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
По материалам: https://ria.ru