Необычные растения        30.04.2019   

Как распознать подростковую депрессию. Недосыпание и социальные проблемы подростков. Симптомы депрессивного состояния

Часто только в период полового созревания у девочек-подростков обнаруживаются какие-то отклонения в развитии, которые до этого момента протекали бессимптомно. В норме менструальная функция налаживается в возрасте от 9 до 16 лет, а в течение двух лет с момента менархе возможны физиологические сбои цикла. Аменорея – отсутствие месячных в течение шести и более месяцев. Почему возникает данное состояние? Насколько опасна аменорея у подростков и как ее лечить?

Читайте в этой статье

Виды и признаки

Половое созревание – ступенчатый процесс. На первом этапе у девочки начинают изменяться закладки молочных желез (набухает и темнеет ареолярная область). После этого появляется оволосение в области гениталий и подмышечных впадин, а из половых путей начинают выделяться бели. Параллельно с этим меняется психика ребенка, восприятие окружающих и т.п. Завершающим этапом полового созревания является налаживание менструальной функции.

Первые месячные в норме должны пойти у девочки не раньше, чем в 9, но и не позднее 16 лет. Также эти параметры могут немного смещаться ввиду конституциональных и национальных особенностей.

В случае, когда по достижению 16 лет месячных нет, следует говорить о первичной . Причин для развития подобного состояния множество — от пороков развития до патологии центральной нервной системы.

Если у девочки месячные начались в положенный период, но затем отсутствуют в течение 6 и более месяцев — это вторичная аменорея у подростков. В большинстве случаев она имеет лучший прогноз и шансы сохранения нормальной репродуктивной функции в дальнейшем выше по сравнению с первичной.

Важно знать, что на протяжении двух лет от начала менструальной функции у девочки могут наблюдаться различные нарушения менструального цикла, не всегда сразу устанавливается периодичность от 21 до 35 дней и нормальная продолжительность критических дней до 3 — 5 суток. Возможны как , так и — организм привыкает к новым условиям. Но любые подобные сбои не должны присутствовать после двух лет от начала менархе.

Причины аменореи

Окончательно установить, почему у девочки возникли нарушения менструального цикла, может только специалист после проведения хотя бы минимального обследования. Но чем раньше установлена проблема, тем больше вероятность решить ее наиболее благоприятным путем с возможностью в дальнейшем рождения здоровых детей.

Можно выделить следующие четыре группы причин для аменореи:

  • Различного рода функциональные нарушения, справиться с которыми не всегда просто. Но главное, что в этом случае нет проблем в строении и основной работе половых желез и связанных с ними структур.
  • Нарушение работы гипофиза или гипоталамуса. Это могут быть как приобретенные проблемы, так и врожденные.
  • Нарушение развития гонад. В этом случае наблюдается внешний облик практически здоровой девочки при серьезном изменении ее генетического материала.
  • Выявление пороков развития непосредственно половых органов.

Смотрите на видео о симптомах и причинах аменореи:

Функциональные нарушения

Особенно у девочек в период становления половой функции работа всех органов зависит от ее образа жизни и полученного генетического материала. Аменорея может быть вызвана следующим:

  • Конституцией девушки. Так, если задержка полового развития наблюдалась у кого-то из ближайших родственников, как по женской, так и по мужской линии, причем без нарушения репродуктивной функции и каких-либо других отклонений, высока вероятность подобного и у ребенка. При обследовании никаких отклонений не наблюдается. При этом часто возникает первая менструация и в 18 лет. Такие девочки отличаются от своих сверстниц некоторой инфантильностью, хотя половые органы развиты в соответствии с возрастом. Это всегда первичная аменорея у подростков.
  • На фоне анорексии. Известно, что при дефиците поступления питательных веществ организм пытается сократить все свои функции, в том числе «затухает» половая система, так как на вынашивание и рождение здорового малыша необходимо много сил и энергии. Также следует учитывать, что жировая ткань участвует в метаболизме эстрогенов, и ее дефицит приводит дополнительно к различным нарушениям. В итоге возникает функциональная аменорея.

Нарушение работы гипофиза и гипоталамуса

Гипофиз и гипоталамус выделяют большое количество активных веществ, которые регулируют функции многих органов. Что касается яичников, то это гонадотропины. Также гипофиз выделяет пролактин, которые отвечает за трансформацию молочных желез в период грудного вскармливания. Нарушение в образовании этих веществ и изменение чувствительности тканей приводят к :

Причины сбоя Почему это происходит
Гиперпролактинемия Патология связана с тем, что по какой-то причине (функциональная или опухоль гипофиза) происходит повышенное образование гормона. Девочка может вообще никак не ощущать каких-либо симптомов, но однажды возникает аменорея. Связано состояние с тем, что повышенный уровень пролактина изменяет продукцию гонадотропинов, что сказывается на функции яичников. Также гиперпролактинемия может возникать на фоне гипотиреоза (недостаточной функции щитовидной железы), патологии надпочечников и других заболеваний.
Синдром Кальмана Характеризуется сочетанием аменореи и отсутствием обоняния. Также заметно евнухоидное телосложение (длинные руки, высокий рост, недоразвитие половых признаков и т.п.). Синдром Кальмана связан с генетической мутацией и является наследственно обусловленным заболеванием.
Адипозо-генитальная дистрофия Связана с нарушением работы гипоталамуса и гипофиза. В результате на фоне неконтролируемого ожирения не происходит своевременного полового созревания. Умственное развитие при этом не страдает и соответствует возрасту.
Синдром Лоренса-Муне Характеризуется отставанием в половом развитии, наличием ожирения и снижением интеллекта, а также изменением на глазном дне, увеличением количества пальцев на руках и ногах, некоторыми другими симптомами. Часто данную патологию сопровождают другие пороки развития внутренних органов, которые приводят к летальному исходу еще в пубертанте.

Изменение генетического материала девочек

Часто до начала полового созревания сложно заметить какие-то отклонения в генетическом материале. Подростковая аменорея становится поводом для углубленного обследования, в результате и определяется патология. В норме набор должен быть XX. Изменения могут быть следующими:

  • Синдром Шерешевского- Тернера обусловлен наличием только одной Х-хромосомы. Данная патология встречается в одном из 2000 — 4000 новорожденных девочек. При этом характерен невысокий рост девушек, толстая шея с крыловидными складками. Половые признаки не выражены или заметны слабо, молочные железы не развиты. Обусловлено этим тем, что вместо яичников присутствует только их имитация из соединительной ткани, и, соответственно, нет необходимых гормонов.
  • Синдром Свайера и тестикулярной феминизации характеризуются тем, что по внешним признакам определяется девочка с отставанием в половом развитии, а при исследовании генетического материала — мужские данные, т.е. XY. Но при этом отсутствуют какие-либо половые гормоны в крови. Чаще всего до периода пубертанта патология не определяется ввиду отсутствия особых симптомов. После уточнения самоопределения и ощущения необходима заместительная гормональная терапия и иногда хирургическое вмешательство.
  • Синдром резистентных яичников обусловлен резким уменьшением чувствительности последних к ЛГ гипофиза. Подобное происходит вследствие мутации генов. В итоге у девочек при нормальном развитии наружных и внутренних половых органов возникают проблемы с месячными — первичная или вторичная аменорея в подростковом возрасте. Эти изменения приводят к бесплодию вследствие отсутствии овуляции.
  • Дефект в работе некоторых ферментов приводит к нарушенному образованию половых гормонов и соответствующим клиническим изменениям. В норме эстрогены образуются из андрогенов, а если не происходит этого, то появляются признаки вирилизации — повышенное оволосение по мужскому типу, увеличение клитора и другие.
  • (Штейна-Левенталя) также приводит к различной степени выраженности аменореи. Но истинная природа патологии не выяснена. Заболевание многогранное, проявляющееся различной степени кистозными изменениями в яичниках, нарушением гормонального фона и бесплодием.

Пороки развития половых органов

При нормальном общем самочувствии и хорошей функции яичников у девочек могут наблюдаться различные пороки развития половых органов, в связи с чем будет наблюдаться вторичная аменорея. Основные пороки связаны со следующими изменениями:

  • Недоразвитие верхней части влагалища и матки. При этом нижняя треть позволяет даже вести нормальную половую жизнь. Беременность в таких случаях возможна только с использованием ЭКО, в частности, суррогатного материнства.
  • Атрезия (сужение и заращение) цервикального канала, влагалища, а также при чрезмерно плотной девственной плеве. В подобных ситуациях у девочки менструальная кровь образуется, но не может выйти из полости матки или влагалища. Ежемесячные скопления выделений вызывают тянущие боли внизу живота у девочек, иногда с очень интенсивным характером. При обследовании, в том числе ультразвуковом, данные изменения хорошо видны и не вызывают особых трудностей.

Диагностика

Самостоятельно определить, почему возникли нарушения, практически невозможно.

Поэтому окончательно выяснить проблему сможет только специалист после досконального обследования девушки. В комплекс исследований чаще всего входят следующие:

  • Стандартный осмотр с определением веса, роста, конституции, наличия вторичных половых признаков и т.п.
  • Ультразвуковое исследование органов малого таза, при котором можно обнаружить нарушения в строении внутренних половых органов.
  • Функциональное исследование с определением уровня различных гормонов в крови. Обязательно определение ЛГ, ФСГ, тестостерона, эстрадиола, кортизола (образуется в надпочечниках), прогестерона, ДГЭА, пролактина, Т3 и Т4 (синтезируются в щитовидной железе) и некоторых других на усмотрение детского гинеколога или эндокринолога.
  • После комплексов обследования могут проводиться различные пробы с гормонами, чтобы проверить, отвечает организм на них или интактен.
  • В дальнейшем в большинстве случае необходимо выполнение рентгенографии черепа, КТ или МРТ головного мозга при подозрении на микроаденому гипофизу или патологию турецкого седла.
  • Исследование глазного дна позволяет заподозрить некоторые генетические нарушения и опухоли головного мозга.
  • Необходимо и определение кариотипа девочки для исключения хромосомных патологий.

Спектр обследования может быть расширен в зависимости от базовых результатов анализов по усмотрению лечащего врача.

Лечение патологии

Лечение аменореи у подростков напрямую зависит от причины, ее вызвавшей.

Комплексная терапия в некоторых случаях может восстановить менструальную функцию и даже нормализовать репродуктивный потенциал. Но некоторые варианты с генетическими изменениями, нарушением развития половых органов требует порою серьезных хирургических вмешательств.

Во многих случаях последующая беременность возможна только методом ЭКО, иногда с применением суррогатного материнства.

Основные направления консервативного лечения следующие:

  • Циклическая витаминотерапия, а также гомеопатия и средства на растительной основе. Например, часто используется циклодинон, тайм-фактор, цикловита и другие. Особенно они эффективны при функциональных нарушениях, вызванных стрессами, изменением питания, конституциональными особенностями и при наличии метаболической патологии, например, при сахарном диабете и т.п.
  • Родителям следует организовать максимально комфортные условия для жизни девочки: при необходимости снизить физические и умственные нагрузки, сбалансировать питание и т.п.
  • Седативные препараты, начиная от растительных сборов до антидепрессантов, помогают побороть функциональные нарушения, вызванные анорексией и другими заболеваниями. Важно для нормализации связей между гипофизом, гипоталамусом и половыми органами психическое равновесие. С этой же целью назначаются адаптогены (элеутерококк, женьшень и подобные).
  • Препараты для стимуляции собственной функции яичников, например, метионин, глютаминовая кислота и другие.
  • Часто на постоянной основе назначается заместительная гормональная терапия обычными оральными контрацептивами. Подобное лечение необходимо для имитации менструальной функции и сохранения здоровья при яичниковой недостаточности или аномалиях, связанных с этим.

Аменорея в подростковом возрасте — серьезная патология, на которую необходимо немедленно же обращать внимание и пытаться выявить причину нарушений. Чем раньше начато лечение, тем выше шансы на максимальную социальную адаптацию при генетических и других серьезных пороках. Сохранение или воссоздание репродуктивной функции возможно, к сожалению, не всегда.

10 24 246 4

Детский аппетит больше беспокоит родителей, нежели ребенка. Причем повышение аппетита встречается ими с радостью, а пониженный спрос в еде – с опаской. Довольно часто родители путают понятие голода и аппетита. Аппетит – более широкое понятие, не ограниченное физиологическими факторами. Это выборочное проявление голода. Оно меняется в зависимости от эмоционального состояния и предпочтений. Долгосрочная потеря интереса к еде приводит к обезвоживанию, анорексии и образованию кетоновых тел. Потому родителям важно контролировать питание подростка.

Отсутствие аппетита у подростков чаще всего происходит из-за гормональных изменений, а также из-за:

  • тревожного состояния;
  • инфекций;
  • проблем в школе;
  • смены сезона;
  • различного рода заболеваний.

В случае длительного отказа от еды и игнорирования этой проблемы, ребенку грозит истощение организма, сонливость, обезвоживание и чрезмерная потеря веса. Могут развиться такие заболевания как железодефицитная анемия (дефицита железа) и (полный отказ от еды).

В этой статье мы поговорим о причинах отсутствия аппетита у подростков, насколько это опасно. Также вы узнаете, что исключить, а что добавить в привычный рацион для повышения аппетита.

Какие могут быть причины

Самые распространенные – патологические и психологические.

Патологические причины

Инфекции : кишечного тракта при заражении глистами или инфекции ротовой полости. Аппетит может отсутствовать и во время приема лекарственных препаратов, которые принимаются для лечения инфекции.

Заболевания : ветряная оспа, пониженный гормональный фон щитовидной железы, корь или краснуха у ребенка может вызвать отсутствие аппетит из-за возникающих симптомов болезни: зуд, плохой сон, температура, рвота, беспокойство. Высокая температура во время гриппа, простуды, аллергии также является распространенной причиной снижения аппетита.

Психологические

Психологическое состояние: влияние друзей, отношения в школе и дома. Понаблюдайте за своим ребенком, поговорите с ним. Все ли у него в порядке в школе, есть ли причины по которым он может себя чувствовать подавленным или расстроенным. Возможно, беспокойство вызывает новый коллектив или понравившаяся девочка (парень). Не исключено, что отсутствие аппетита связано с попыткой привлечь ваше внимание.

Если наблюдаете, что подросток часто отказывается от еды, не стоит забывать и о таких факторах как смена сезона, нарушение сна, послеоперационный период, привычки рациона.

Способы повышения

Отсутствие аппетита у взрослого – это, как правило, следствие заболевания. У подростков, чаще всего, это связано с возрастным периодом.

Подбор правильных продуктов может решить проблему, а не бессмысленное вталкивание еды в ребенка. Лучше просто следить за количеством калорий, которые подросток потребляет.

Вместо того, чтобы сразу хвататься за лечение лекарственными препаратами или насильно принуждать ребенка к еде (что только усугубит проблему), воспользуйтесь списком полезных советов, которые способны повышать аппетит у сына или дочки.

Включите в рацион подростка витамины

Отсутствие витаминов грозит многими проблемами, потерей аппетита в том числе. Их не относят ни к питательным веществам, ни к пластическим. Но они необходимы для обменных процессов в организме. Если не насыщать организм витаминами, можно дать толчок к ожирению. Предпочтение лучше отдавать естественным витаминам – из фруктов и овощей. Витаминный комплекс – тоже своего рода химия. Главными помощниками будут витамины группы В, витамин D, а также кальций, железо и цинк.

Источники этих витаминов:

Исключите из питания ребенка вредную пищу

Все виды быстрой пищи нужно исключить из рациона подростка. Они содержат пустые калории. Никакой пользы организм из такой еды не получает. Также стоит ограничить сладкое: шоколад, выпечку, кондитерские изделия. Жиры способствуют повышению аппетита, но улучшать ситуацию всеми средствами в этом случае нельзя.

Приучите подростка к 3-4 разовому режиму питания.

Ввести в рацион повышающие аппетит продукты

    Фрукты:

    апельсин грейпфрут, лимон, абрикос, гранат, персик, яблоко, гранат;

    Ягоды:

    плоды рябины, ежевики, клюквы, барбариса;

    Травы:

    корень аира, полынь;

    Соки:

    свежевыжатые и пакетированные.

Используйте специи

Включите в его рацион такие приправы:

  • базилик;
  • укроп;
  • острый красный перец;
  • лавровый лист;
  • хрен;
  • горчица;
  • карри.

С лавровым листом и острыми специями стоит быть осторожным. Повышается нагрузка на поджелудочную железу.

Фитокомплексы

Проконсультируйтесь с врачом о наличии аллергии или противопоказаний у ребенка к составу фитонапитков.

Все перечисленные средства употребляются по столовой ложке не чаще четырех раз в день за 30 минут до приема еды.

Рецепт 1.

Вам понадобится:

Все смешать, нагреть, но не кипятить. Принимать после охлаждения.

Рецепт 2.

Понадобится:

  • Измельченные плоды аниса 1 ч.л.
  • Кипяток 1⁄4 л

Настой оставить на 40 минут.

Рецепт 3.

  • Высушенная полынь 1 ч.л.
  • Кипяченая вода 200 мл

Высушенную полынь залить кипяченой водой и настоять 30 минут.

Рецепт 4.

Подготовьте:

  • Сухие или свежие ягоды малины 2 ч. л.
  • Кипяток 200 мл

Ягоды залить 200 мл вскипяченной воды, настаивать 30 минут.

Прежде, чем использовать фитокомплексы, нужно проконсультироваться с педиатром. Травяные настои могут вызвать аллергию.

Обеспечить физическую активность

Научно не доказано, что физическая активность повышает аппетит. Но медики единодушно признают такой эффект. Физические нагрузки будут полезны не только для улучшения ситуации с едой, но и для всего здоровья в целом.

Профессиональный подход в вопросе тренировок обязательно приведет к понятию углеводного окна. Это 30-40 минут после нагрузки, когда организму наиболее всего нужно пополнить запасы энергии. Но здесь все зависит от вида нагрузки. Сразу запихивать дитя едой после тренировки не уместно.

Оптимальная продолжительность занятия – не менее 45 минут. После чего организм начинает активно сжигать калории. Для восполнения которых понадобится перекусить.

Оформление блюд

90% информации приходит к человеку через визуальный канал. От красоты оформления блюда зависит также и величина желания его съесть. Маркетологи «Макдональдса», «Бургер Кинга» и «MOS Burger» в логотипах своих компаний используют красный цвет. Считается, что он повышает желание съесть больше. Но это правда лишь отчасти. Красный цвет стимулирует активность человека, заставляет его действовать. То есть, купить человек может больше, а съесть – нет.

Частые "вопросы-ответы"

    Подросток ничего не ест, в чем причина?

    Если вы уверены, что ваш ребенок здоров, то отказ от приема пищи может быть следствием детских переживаний или психологического состояния. Часто подростки боятся набрать вес. Или же они уже столкнулись с травлей в школе из-за полноты. Отказ от еды может быть признаком анорексии. Иногда подростки пытаются протестовать – отказываются от еды, чтобы отстоять свои права, доказать что-то родителям, настоять на своем (ТВ и интернет влияют на принятие подобных решений). Следует проанализировать, как именно проходят семейные обеды. Иногда атмосфера настолько тяжелая, что ребенку лучше отказаться от еды, чем терпеть издевки или придирки. Особенно, если родители привыкли выяснять отношения во время еды. Может повлиять также то, что подросток перекусывает в школе или общепитах, поэтому по возвращению домой он уже не испытывает голода.

    Почему подростки много едят?

    Начнем с причин, вызванных недочетами воспитания. Например, у подростка слишком много свободного времени дома, ему нечем себя занять. Он смотрит ТВ, играет в игры, находится дома длительное время без нужной активности, ведет сидячий образ жизни. Поэтому он начинает перекусывать тем, что есть под рукой. Заканчивается это ожирением, пассивностью, снижением интереса к жизни. Повышенный аппетит, особенно у мальчиков, наблюдается у тех, кто активно занимается спортом (плаванием, боксом, бегом), посещает кружки. Так порция может быть больше, чем у сверстников. Бить тревогу не стоит, если ребенок тратит все полученные калории и питается здоровой пищей. Старайтесь готовить ему сами. Если вы заметили резкое увеличение аппетита следует проверить подростка на наличие гельминтов.

Чаще всего родители интересуются школьными успехами своих детей, но не обращают внимания на возможные признаки появления у них депрессии. Особенно высокий риск возникновения депрессивных расстройств наблюдается у девочек в подростковом возрасте, так как в этот период времени дети очень подвержены влиянию сверстников, могут переживать первую влюбленность, становятся очень восприимчивыми к комментариям окружающих по поводу своей внешности.

Подростковая депрессия возникает в связи с тем, что ребенок переживает один из кризисных периодов своей жизни: переход от детства к совершеннолетию. Незначительные проблемы в воображении подростка перерастают в непреодолимые трудности, в результате чего резко снижается самооценка ребенка.

Основные симптомы депрессии у девочек-подростков

Родители должны обратить пристальное внимание на появление следующих симптомов, сигнализирующих о возможной депрессии:

  • стремление к одиночеству. Девочка, которая раньше проводила все свободное время в компании сверстниц, вдруг перестает приглашать подруг в гости, отказывается от прогулок и даже перестает отвечать на телефонные звонки одноклассников. Все это является тревожным симптомом, так как свидетельствует о возможном начале возрастного кризиса у ребенка и наличии конфликта с окружающими людьми;
  • снижение успеваемости. Бывшая отличница может проявить равнодушие к учебе. В дневнике начинают появляться плохие оценки, вместо выполнения домашних заданий девочка часами «зависает» в интернете или откровенно бездельничает;
  • возникновение проблем с засыпанием, ухудшение качества ночного сна. В случае появления депрессии или даже обычного невроза у девочки может возникнуть бессонница, выражающаяся в затрудненном засыпании или частых ночных пробуждениях. Иногда режим дня может нарушиться настолько, что школьница засыпает тотчас же после уроков, а затем проводит чуть ли не половину ночи без сна;
  • нежелание общаться с родителями и другими членами семьи. Ранее дружелюбный и общительный ребенок вдруг начинает избегать разговоров с родными, пытается уединиться в своей комнате, проявляет недовольство даже при попытке обнять его или спросить о чем-то;
  • слишком сильная привязанность к интернету и социальным сетям. К сожалению, подобной зависимостью страдают не только девочки-подростки, подверженные возникновению депрессивных состояний. Вполне возможно, что скоро начнут создавать центры по борьбе с интернет-зависимостью не только у подростков, но и у взрослых людей. Во время депрессии ребенок не просто проводит значительную часть времени в интернете, но не может отвлечься даже на 10-20 минут, чтобы принять пищу или сходить в магазин. Как правило, подростки не допускают родителей к просмотру содержимого их страничек в социальных сетях, что еще больше усугубляет пропасть непонимания между взрослыми и детьми;
  • появление излишней раздражительности у подростка свидетельствует о наличии скрытого личностного конфликта. Таким способом ребенок пытается высвободить психическое напряжение, «докричаться» до родителей, сообщить им в завуалированной форме о своем состоянии;
  • усиление протеста по отношению к родителям, которое выражается в нежелании девочки помогать в домашних делах, убирать свою комнату, а в некоторых случаях – даже в пренебрежении своим внешним видом.

В развитых странах от депрессии страдают около 5% девочек-подростков, из них 15% подвержены возникновению биполярного расстройства, при котором аффективные состояния (беспричинные вспышки агрессии и раздражительности) периодически сменяются симптомами депрессии.

К сожалению, некоторые девочки-подростки в этом возрасте подумывают о самоубийстве. В основном столь мрачные мысли посещают детей в случаях, когда родители вовсе не обращают на них никакого внимания или, наоборот, проявляют гиперопеку.

Родителям девочек переходного возраста желательно как можно чаще общаться со своими детьми, но не приказным тоном, а с позиции друга или товарища. Можно вместе задумать и выполнить какие-либо действия: испечь торт по новому рецепту; приобрести желанного питомца и ухаживать за ним; попросить ребенка оказать помощь в освоении новых компьютерных программ.

Свою роль в воспитании девочки-подростка может сыграть и отец: организовать семейный туристический поход; научить дочь какому-либо важному ремеслу; помочь в освоении нового материала по некоторым школьным предметам; заняться вместе фотографированием или видеосъемкой.

Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверия между родителями и детьми, что, в свою очередь, позволит значительно снизить проявление симптомов депрессии и ускорить процесс адаптации девочки к будущей взрослой жизни.

Предупреждение: Данная статья написана в информационных целях, и не должна рассматриваться в качестве замены профессиональной медицинской консультации.

Запись к врачу абсолютно бесплатно. Найдите подходящего специалиста и запишитесь на прием!

В детском возрасте частота возникновения депрессивных состояний у мальчиков и девочек одинакова. Различия выявляются только в пубертатном периоде. По мнению специалистов, наиболее «опасный возраст» для девочек – 13-15 лет. Но мы рекомендуем не привязываться к жестким временным рамкам, поскольку уже в предпубертатном периоде, в возрасте примерно с 8-9 до 11-12 лет, повышается риск депрессивных расстройств. В этот период стоит быть более внимательными к поведению Вашей дочери.

Причины и последствия депрессий у девочек-подростков

Практикующие психотерапевты сходятся во мнении, что гормональная перестройка, которая происходит в организме девочки в период полового созревания, сама по себе может служить пусковым механизмом для развития депрессивного эпизода. В происходящих изменениях задействована вся нейроэндокринная система организма с ее сложными связями. Из-за неустойчивого гормонального фона возникают не только соматические расстройства, но и изменения психики.

Наблюдается как прямая, так и обратная связь депрессий с гормональными изменениями. Так, риск развития предменструальной дисфории у девочек появляется непосредственно с первого менструального кровотечения. С другой стороны, сама депрессия может служить причиной возникновения гормональных сбоев. Давно известен факт, что во время глобальных катастроф многие женщины утрачивают способность к зачатию в связи с прекращением месячных.

То же самое можно сказать и о «личных» катастрофах. Например, у девочек, перенесших депрессивный эпизод, наблюдаются следующие виды нарушений:

  • становление нормального месячного цикла происходит позже, чем у сверстниц – в 15-17 лет вместо 12-14;
  • изначально нерегулярные месячные (дисменорея);
  • исчезновение месячных (аменорея).

Кроме того, депрессия в пубертатном периоде – это большая вероятность повторения эпизодов у взрослой женщины. Если у девушки наблюдается задержка становления менструального цикла, нерегулярные месячные или их отсутствие, не связанное с физиологическими патологиями и соматическими заболеваниями, рекомендуем обратить внимание на эмоциональное состояние подростка.

Признаки депрессии у девочек-подростков

По данным исследований частота депрессий у девочек-подростков составляет 5-20 %. Такой разброс обусловлен тем, что депрессивные состояния в этом возрасте маскируются поведенческими нарушениями и очень часто принимаются за «обычные для подростков проявления характера». Само многообразие таких проявлений, отсутствие «привычки» у врачей общей практики оценивать саму возможность психоневрологического расстройства еще больше затрудняют диагностику.

Для подростковой депрессии характерны следующие признаки:

  • астенические проявления – повышенная утомляемость, снижение двигательной активности, головные боли, слабость, нарушения сна;
  • анорексия или булимия;
  • снижение успеваемости в школе, снижение внимания, способности к концентрации, выказывание идей об отсутствии способностей, боязнь посещения школы;
  • пассивность, эгоцентризм, капризность, апатичность;
  • резкая реакция на любые замечания родителей;
  • подавленное настроение, мрачность, недовольство своей внешностью, неверие в свои силы;
  • замкнутость, тревожность, страхи.

Толчком к развитию депрессий у девочек может служить любой травмирующий фактор. Например, несчастье со знакомыми, соматическое заболевание, переход в другую школу, переезд, ссоры в семье и даже неумение выразить мысли словами.

Наши рекомендации: если вы видите, что дочь стала неуправляемой, изменила круг общения, у нее резко изменился характер, не спешите списывать все эти симптомы на подростковый возраст. Обращайтесь к грамотному специалисту. На фоне нежелания подростка обсуждать свои проблемы с взрослыми, не стоит полагаться только на свои силы и пытаться самостоятельно справиться с ситуацией.

С точки зрения медицины, депрессия связана с нарушением баланса в мозгу нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. По мнению ученых, у подростков такие изменения могут происходить в результате болезни или стресса, вызванного трудностями переходного возраста. У девочек депрессия встречается чаще, чем у мальчиков, поскольку они более эмоциональны и подвержены срывам.

Девочки-подростки предъявляют к себе завышенные требования. Они придают большое значение своему внешнему виду, стремясь быть идеальными, чтобы привлекать мужское внимание. Гормональные изменения в организме, обусловливающие повышенную сальность волос и прыщи, а также прочие факторы создают целый комплексов по поводу мнимых недостатков. Увеличение мышечной массы и жировой ткани девушки рассматривают как вес, из-за чего изнуряют себя диетами, полностью отказываются от пищи, вызывают рвоту и т.д. В конечном счете, это приводит к .

Субъективная оценка своей внешности в сравнении с другими девочками также может вызывать немалый стресс. У более красивых, по мнению девушки, подруг и одноклассниц, как правило, ноги длиннее и стройнее, волосы здоровее и пышнее, идеальная фигура и правильные черты лица. На недовольство собственной внешностью накладывается сравнение с окружающими не в свою пользу, и постепенно девочка-подросток приходит к выводу, что со своими данными она не сможет составить достойной конкуренции другим девушкам в борьбе за внимание противоположного пола, что разрушительно действует на неокрепшую психику.

Не меньшую роль в возникновении депрессии у девочек переходного возраста играют отношения со сверстниками, учителями и прочим окружением. Отсутствие уверенности в себе и своих способностях, убежденность в собственной ущербности, иными словами, заниженная самооценка может создавать проблемы в общении, особенно с мальчиками, ведь именно в этом возрасте дружба сменяется влюбленностью. Если первая любовь окажется безответной или отношения сложатся неудачно, это усилит депрессивные настроения.

Невнимание или пренебрежительное отношение родителей к проблемам дочери-подростка, семейные неприятности (развод, материальные трудности, конфликты между членами семьи и т.д.) могут приводить к тому, что девочка замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и более не допускает туда никого. Если на этом этапе родители не окажут ей достойной поддержки, ситуация может вызвать тяжелую депрессию.

Девочки с высоким уровнем интеллекта, талантливые, одаренные и успевающие в учебе, много читающие и обладающие широким кругозором зачастую подвергаются унижениям и насмешкам в классе и оказываются изгоями. Сверстники относятся к умным девочкам негативно, поскольку неосознанно расценивают их успехи как предательство и противопоставление себя коллективу, хотя на самом деле испытывают к ним банальную зависть. Как правило, интеллектуально развитые девочки менее приспособлены к конфликтам и не могут себя защитить, поэтому в результате впадают в депрессию.

В любом случае девочкам, страдающим депрессией, вне зависимости от вызвавших ее причин требуется внимание родителей, друзей, а также помощь специалиста (психолога, психотерапевта, социального педагога). Это заболевание успешно лечится как с применением медикаментов, так и без них. Важно вовремя выявить депрессию и не допустить ее усугубления, поскольку запущенное состояние может привести к тяжким последствиям, в том числе алкоголизму, наркомании и суициду.