Комнатные растения        03.07.2019   

Каравай - традиционный символ свадьбы. Свадебный каравай: что важно знать об этой традиции молодоженам

Еще с давних времен на территории нашей страны существовало очень много примет и обычаев, связанных с хлебом. Наши предки дорожили им, как зеницей ока, берегли и поклонялись ему… Именно из такого вот культа и родился свадебный каравай, а также ряд традиций, связанных непосредственно с ним.

В те далекие времена хлеб считался даром, причем щедрым, которым награждала матушка-земля за труд, старание и терпение. Каравай как символ наивысшего плодородия и богатства присутствовал на различных славянских праздниках, ему уделяли большое значение. Но на свадьбах, неважно каких - богатых, бедных – большой и круглый каравай обязательно должен был присутствовать.

Круглый свадебный каравай символизировал собой Солнце, это пришло еще с язычества, где бог-Солнце должен был смиловаться и взять под свой покров и благословение брачующихся. Самим наличием каравая на свадьбе молодых нарекали на долгую и зажиточную жизнь.

Для приготовления каравая определялись каравайницы – все уже замужние женщины, но ни в коем случае не вдовы и не бездетные. Каравайниц могло быть 3, 5 или 7, среди них определялась главная или старшая каравайница, которая руководила процессами растворения и замеса теста, выпечкой каравая. Старшей каравайницей становилась женщина, живущая с мужем в добре и согласии, любви и счастье, у которой были трудолюбивые и отзывчивые дети.. Бытовало поверье, что так лад и счастливая семейная жизнь передастся от каравайницы и жениху с невестой. Иногда данную роль брала на себя крестная мама с одной из сторон.

Во время приготовления каравая женщины пели песни: так были песни-приговоры, оставшиеся с языческих времен: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового», а также читали молитвы, как бы прося Божьего благословения для молодых.

Поскольку каравай как бы отображал статус будущей семейной пары, то его пытались сделать не только вкусным, но и побольше, потолще повыше – так, порой, он выпекался размером в свадебный стол. Бывали случаи, когда каравай поднимался так высоко и запекался таким толстым, что его невозможно было вытащить из печи и приходилось вынимать по несколько рядов кирпичей из печи. После того, как каравай был готов, его украшали калиной, пшеничными колосками. Это было традиционным украшением: во-первых, в те времена свадьбы чаще проводились именно осенью в пору, урожая, как раз, когда и калина поспевала и пшеница стояла золотистыми колосками; во-вторых, калина была символом сильной и крепкой любви, а пшеница – благосостояния и достатка.

После каравай накрывали рушником и берегли подальше от посторонних людских глаз.

Накануне свадьбы выпекались и маленькие «каравайчики», их разносили вместо приглашений на торжество.

На купеческих и царских свадьбах караваи были невиданных размеров. Помимо каравайниц нанимались и каравайники, которые на носилках, обитых богатыми материями, чаще бархатом, доставляли каравай на стол.

И вот молодых встречали караваем, причем чаще им предстояло вкусить свадебный хлеб именно с середины, что означало зарождение новой жизни. Само по себе деление свадебного каравая символизировало потерю девственности невесты. После того, как караваем благословляли молодых, ему отводилась непосредственная роль и в церемонии одаривания, о ней даже говорили так: «на каравай покласть». То есть родственнику, гостю предлагалось отведать, принять каравай, а взамен что-то дать, одарить молодых. Разрезали, делили каравай крестные родители, а разносили кусочки – дети. Гостям негоже было уйти со свадьбы домой без кусочка свадебного каравая, а уже дома в семье его делили между всеми семейными, даже теми, кто не побывал на свадьбе. Считалось, что тому, кто отведает свадебный каравай, будет сопутствовать удача, особенно, если впереди предстояло какое-то новое дело или дорога.

Украшения с каравая раздавали присутствовавшим незамужним девушкам, словно пожелание также обрести счастье в семейной жизни и вскоре почувствовать на себе, что такое свадьба.

Данная традиция настолько крепко вошла в нашу славянскую культуру, течет в нашей крови, что мы до сих пор встречаем, уже скрепивших узы брака, молодых караваем с традиционными узорами-украшениями, благословляющими на богатую семейную жизнь в любви и согласии.

Скорее всего - круглый, который делят на свадьбе для угощения всех ее участников.

Название «коровай» известно только восточным и южным славянам. У западных славян для наименования главного свадебного хлеба часто используется термин «колач». В роли каравая могут выступать различные хлебные изделия, например большой пряник с украшениями, рыбный пирог на русском Севере.

В символике каравая сочетаются мужское и женское начала. Слово «коровай» этимологически связано с названием коровы, символизирующей невесту, а суффикс - ай позволяет видеть в каравае символ быка-жениха. Коровье-бычью символику каравая проясняют белорусские свадебные песни: в каравайном тесте замесился теленок, каравай рогат, сдобрен коровьим маслом и сыром. С рогами связаны названия украшений на каравае: скрученных из теста рожков, обвитых тестом веток.

С девичьей символикой связаны некоторые детали украшения каравая, в каравайных песнях каравай уподобляется невесте. Но каравай может соотноситься и с женихом. Караваю присуща фаллическая символика (ср. мотив коитуса в белорусских каравайных песнях: «Печь наша рогочет, караваю хочет», а также белорусский обычай сажать невесту на каравай перед брачной ночью). Не случайно каравай пекут лишь невесте-девушке, но не вдове. Мотив коитуса воплощают и фигурки на каравае: боров верхом на свинье, петух на курице, гусак на гусыне и т. п. Фаллическую символику имеют фигурки шишек на каравае, пара яиц, запекаемых в каравай (при дележе каравая их стараются украсть у дружки, чтобы Опозорить его), заяц как персонаж каравайных песен.

Как и некоторые другие символы брака, каравай обычно круглой формы, реже кольцеобразной. Внутрь каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшенной кашей, сыром.

На каравай помещают различные фигурки из теста (птички, животные, жених и невеста, ребенок, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды), опоясывают каравай ободом из теста, часто в виде плетеной косы, обвязывают белым полотенцем, красным поясом и др.

Каравай пекут у обоих молодых или только у невесты, обычно в канун свадьбы, изредка к обручению и даже наутро после брачной ночи, У восточных славян и у поляков месят тесто и пекут каравай женщины (каравайницы), не разведенные и не вдовы, обычно нечетное число. В Белоруссии дрова для печения каравая берут из трех дворов и от трех «счастливых» пород деревьев. У русских каравай пекут не только женщины, но и подруги невесты, ее мать, муж с женой, иногда в присутствии жениха, посаженного на вывернутую шубу. Воду после печения каравая выливают под плодовое дерево. В песнях в изготовлении каравая участвуют небесные силы: Бог месит, Пречистая святит, ангелы воду носят, муку сыплют, месяц в печь сажает, солнышко запекает.

Караваем как даром Божьим благословляют молодых, разламывают у них над головой, встречают им новобрачных после венчания. На свадьбе каравай ставят на стол перед молодыми (у русских, болгар), подвешивают над головой невесты (у сербов), выставляют перед переменой невесте головного убора (у поляков). У русских во время венчания невеста держит за пазухой две горбушки от обоих караваев, которые молодые потом вместе съедают для скрепления брачного союза.

Центральным обрядовым действием с караваем является его дележ - символическое деление общего блага на части и наделение каждого своей долей.

К участию в дележе каравая приглашают Бога, а при раздаче каравая гостям - «раздаривании на мир Божий» - высказывают пожелание наделить «счастьем-долей». У белорусов и украинцев середину каравая обычно дают молодым, нижнюю корку - музыкантам, а остальное раздают по старшинству гостям и посторонним. У восточных славян во время брачной ночи каравай часто находится в спальне новобрачных. У русских дележ и раздача каравая бывают связаны с дефлорацией невесты: каравай ломают после брачной ночи; в случае «честности» невесты гостям после брачной ночи подают курники, середину кулебяки наполняют рыбой (в противном случае оставляют пустой и затем посылают отцу невесты).

Свадьба имеет очень много традиций. Некоторые пришли к нам от наших предков, другие стали достоянием современной моды на эксклюзивные торжества. Но самой давней традицией, которая соблюдается абсолютно каждой парой, и по сей день - это встреча молодоженов праздничным караваем . Такая почетная роль встретить молодых хлебом и солью достается, конечно же, родителям, которые обязательно должны подготовить красивую речь.

Слова отца и матери во время встречи молодых с караваем - это первая речь и пожелания на свадьбе и первые наставления для новой супружеской пары. Как правило, родители невесты обращаются к жениху, чтобы тот оберегал и любил их дочь, а родители жениха обращаются к невесте, принимая её в свою семью. Кроме того, они обязательно должны дать напутствия новой семье, чтобы те не боялись трудностей и вместе протаптывали свою дорогу в жизни.

Встречают родители молодых с караваем в доме у жениха или в кафе непосредственно перед праздничным банкетом. Провести данный обряд можно просто, или же придумать сценарий вплоть до переодевания родителей в национальные костюмы. Это уже на усмотрение пары. Для данного обряда нужно также подготовить икону. Свекор должен держать в руках икону Иисуса Христа, тем самым благословляя пару.

Украшение свадебного каравая, символика

Существуют не только обряды со встречей, но и с украшениями каравая на свадьбу. Сам процесс выпекания - это особое таинство, с которым связано будущее семьи. В давние времена этим занималась только замужняя женщина, которая счастлива в браке, имеет здоровых детей. Пекли накануне бракосочетания в доме жениха, при этом женщина должна обязательно сначала надеть фартук, завязать косынку, умыться и прочитать «Отче наш».

Конечно, сейчас практически все заказывают этот важнейший атрибут в пекарнях, но стоит обязательно обговорить символические украшения на каравае, которые в обязательном порядке должны на присутствовать.

Ветки калины должны быть в числе украшений, так как именно они символизируют любовь.

Колосья пшеницы - это достаток и благополучие в семье.

Розочка - невинность и красота.

Виноградная гроздь означает богатство, а еще рождение много здоровых детей.

Очень важно разместить символы единения и связи. Символом этого могут быть пара голубей, лебедей, два кольца или сердечка.

Косичка, которая является самым популярным украшением пирогов, также должна украшать свадебный каравай, так как также является символом крепкой связи в паре. При этом косичку всегда пускают по краю кругом, это позволяет выпечке держать свою форму, быть более пышной, а это также очень важно, ведь чем пышнее и красивее, тем счастливее и богаче будет супружеская жизнь. Сами украшения, как правило, делают из пресного теста, что позволяет им хорошо держать форму и сохранять красивый белый цвет.

Среди более новых элементов, которыми также могут украсить, это имена молодых илидата бракосочетания , вылепленные из теста. Кроме того, в середине подготавливают место для соли. Немалую роль играет и размер: считается, чем больше он будет, тем счастливее и богаче будет семейная жизнь молодоженов. Форма должна быть круглой или овальной.

Конечно, есть и традиции, связанные с выпечкой данного важнейшего атрибута для свадебного торжества. Например, если появились после выпекания трещины, это сулило плохим знаком для семьи, а подгоревший знаменовал то, что муж будет строгий и ворчливый.

Не в коем случае нельзя выбрасывать остатки теста: из него делали шишки, которые потом раздавали гостям. Готовое изделие, накрывали полотенцем и прятали от посторонних глаз до самого торжества. Каждый должен уйти со свадьбы с кусочком праздничного пирога, ведь в противном случае считается, что гость и вовсе не был на свадьбе. Поэтому хотя бы по маленькому кусочку, но каждый гость должен его получить. Свой кусок несли домой, и угощали тех родных, кто не смог попасть на торжество, а маленькую его часть обязательно сушили и оставляли для оберега и защиты дома.

Пройдите тест


За какое из перечисленных качеств молодого человека (МЧ) ты больше ценишь?

— это сложившаяся традиция, которая зародилась еще у славян-язычников и укоренилась во времена Руси.

В те далекие времена хлеб считался даром, причем щедрым, которым награждала матушка-земля за труд, старание и терпение. Каравай как символ наивысшего плодородия и богатства присутствовал на различных славянских праздництвах, ему уделяли большое значение. Но на свадьбах, неважно каких: богатых, бедных - большой и круглый каравай обязательно должен был присутствовать.

Круглый свадебный каравай символизировал собой Солнце, это пришло еще с язычества, где бог-Солнце должен был смиловаться и взять под свой покров и благословление брачующихся. Самим наличием каравая на свадьбе молодых нарекали на долгую и зажиточную жизнь.

Для приготовления каравая определялись каравайницы - все уже замужние женщины, но ни в коем случае не вдовы и не бездетные. Каравайниц могло быть 3, 5 или 7, среди них определялась главная или старшая каравайница, которая руководила процессами растворения и замеса теста, выпечкой каравая. Старшей каравайницей становилась женщина, живущая с мужем в добре и согласии, любви и счастье, у которой были трудолюбивые и отзывчивые дети.. Бытовало поверье, что так лад и счастливая семейная жизнь передастся от каравайницы и жениху с невестой. Иногда данную роль брала на себя крестная мама с одной из сторон.


Во время приготовления каравая женщины пели песни: так были песни-приговоры, оставшиеся с языческих времен: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового», а также читали молитвы, как бы прося Божьего благословления для молодых.

Поскольку каравай как бы отображал статус будущей семейной пары, то его пытались сделать не только вкусным, но и побольше, потолще повыше - так порой он выпекался размером в свадебный стол. Бывали случаи, когда каравай поднимался так высоко и запекался таким толстым, что его невозможно было вытащить из печи и приходилось вынимать по несколько рядов кирпичей из печи. После того, как каравай был готов, его украшали калиной, пшеничными колосками. Это было традиционным украшением: во-первых, в те времена свадьбы чаще проводились именно осенью в пору, урожая, как раз, когда и калина поспевала и пшеница стояла золотистыми колосками; во-вторых, калина была символом сильной и крепкой любви, а пшеница - благосостояния и достатка.



После каравай накрывали рушником и берегли подальше от посторонних людских глаз.


Накануне свадьбы выпекались и маленькие «каравайчики», их разносили вместо приглашений на торжество.


На купеческих и царских свадьбах каравая были невиданных размеров. Помимо каравайниц нанимались и каравайники, которые на носилках, обитых богатыми материями, чаще бархатом, доставляли каравай на стол.


И вот молодых встречали караваем, причем чаще им предстояло вкусить каравай именно с середины, что означало зарождение новой жизни. Само по себе деление свадебного каравая символизировало потерю девственности невесты. После того, как караваем благословляли молодых, ему Свадебному караваю отвадилась непосредственная роль и в церемонии одаривания, о ней даже говорили так: «на каравай покласть». То есть родственнику, гостю предлагалось отведать, принять каравай, а взамен что-то дать, одарить молодых. Разрезали, делили каравай крестные родители, а разносили кусочки - дети. Гостям негоже было уйти со свадьбы домой без кусочка свадебного каравая, а уже дома в семье его делили между всеми семейными, даже теми, кто не побывал на свадьбе. Считалось, что тому, кто отведает свадебный

Не секрет, что большинство свадебных обычаев пришло к нам из Европы и Америки, однако до сих пор ценятся и родные славянские традиции: свадебный каравай, которым встречают молодых родители жениха, принимая в свой дом новую семью.

Традиция выпекать свадебный каравай

Выпекание пышного каравая является самой древней свадебной традицией: она пришла к нам еще с языческих времен поклонения стихиям, ведь каравай по форме напоминает солнце. У наших предков существовал целый ритуал, связанный с выпеканием, ведь по традиции свадебный каравай является самым сильным оберегом семейного счастья:

  1. Тесто замешивалось особым образом: для него необходимо было набрать воды из семи колодцев, а муки из стольких же мешков;
  2. Замешивать тесто позволялось только замужней женщине, живущей в достатке и воспитывающей здоровых счастливых детей;
  3. Каравай готовился огромного размера, какого только мог поместиться в печи;
  4. Отправлял заготовку в печь здоровый мужчина – эта процедуры была символом зачатия;
  5. Вся эта процедура проводилась в доме жениха накануне или в день свадьбы.

Украшению свадебного каравая не придавалось большое значение – чаще всего это были веточки калины или косички. Символичными украшениями являются пара голубей или лебедей, гроздья калины или винограда, розы и колосья пшеницы. Эти изображения или фигурки обозначают семейное счастье, достаток, верность и скорое появление потомства. Все это должно прийти в дом молодых после вручения каравая на свадьбе. У нас на сайте вам доступен .

Кто, когда и как встречает с караваем на свадьбе молодых

Для правильного вручения каравая на торжестве необходим рушник. Рушник – это вышитое полотенце, которое использовалось для свадебных обрядов в славянской культуре. Его края должны быть вышиты изображениями птиц: петухов, павлинов или соколов. Раньше рушник использовался и при сватовстве, и на девичнике и на венчании. Им связывали руки молодоженом, на него становилась невеста, прибыв к дому жениха.

Сейчас рушник используется для подачи и вручения каравая на свадьбе, а после и хранения остатков хлеба.

Традиционно караваем встречают молодых в доме жениха, сейчас все чаще это происходит перед входом в ресторан, так как дома свадьбу уже не празднуют. Кто держит каравай на свадьбе? Конечно, мать и отец жениха, которые поддерживают выпечку на рушнике с двух сторон. Хотя его может держать только мать, а отец в таком случае держит икону.

Как подавать каравай на свадьбу и что говорить при этом, обычно решают родители жениха, а также руководить процессом может ведущий: он может заранее подготовить приветственную речь, однако обычно мать и отец жениха сами знают, как хотят поздравить молодых.

При подаче также необходимо запастись небольшой емкостью для соли, которую ставят на верхушку выпечки или подает свободной рукой тот, кто держит каравай.

Кто в семье будет главный

Встреча с караваем на свадьбе начинается с поздравительной речи, произносимой родителями жениха: они призывают молодоженов беречь свое счастье и всегда обращаться за советом к старшим. Также мать жениха обычно объявляет новоиспеченную жену хозяйкой в доме молодых, принимает её в семью и даже нарекает своей дочерью. После этого ведущий или сами родители предлагают молодым отведать угощение и выяснить, кто в доме будет хозяин.

Солонка нужна как для обычая встречать с хлебом и солью, так и для интересного обряда. Жених и невеста поочередно отламывают кусок от каравая, после чего солят его и кормят им любимого. При этом ведущий или родители призывают посолить от всей души, чтобы отныне больше никогда друг другу в жизни ничем не солили. По другой традиции каравай откусывают без помощи рук: кто больше откусит, тот и будет в доме хозяин.

Чтобы рассмешить гостей и молодых, ведущему иди родителям можно сказать и так: «Теперь мы видим, кто больше отломал, тот и более… жадный!». Не забывайте, что традиции, как подавать каравай на свадьбу и что говорить при этом, всегда можно немножко изменить для поддержания веселого настроения.

После определения хозяина в семье встреча с караваем на свадьбе считается оконченной, и все гости приглашаются к столу. Это также древняя традиция – начинать праздничный банкет именно с каравая. Тот, кто держит каравай на свадьбе, передает его крестным отца или невесты. По традиции каравай на свадьбе делится крестными молодых на всех гостей, которые имеют возможность откусить немножко счастья молодых и для себя. Если кто-то из семьи гостя не присутствует на празднике, то часть куска приносилась домой для них.

Кого угощают караваем после встречи молодых

По славянским обычаям гости не имеют права отказываться от каравая – ведь в таком случае они проявят неуважение к молодым. В некоторых семьях было принято условно делить каравай на три части: верхушка для молодых, средняя часть для гостей, а нижняя для музыкантов: в неё вкладывались монетки на счастье, украшения каравая в виде птиц или косичек отдавались незамужним девушкам.

Что делать со свадебным караваем, в каждой семье решается по-разному. Например, некоторые семьи не предлагают каравай гостям, а заворачивают в рушник и едят дома, чтобы не растерять семейное счастье. Еще существует традиция относить оставшуюся часть в церковь в качестве пожертвования.

Так как свадебный каравай – символ счастья, гости или молодые могут засушить небольшой кусочек в качестве амулета. Раньше такой оберег брали с собой в дорогу путники для защиты от возможных неприятностей. Итак, вариантов, что делать со свадебным караваем после встречи молодых, большое количество, поэтому каждая семья выбирает для себя наиболее подходящий сценарий.

Чудесная славянская традиция: каравай на свадьбу, как его подавать и что говорить родителям и ведущему, каждая семья определяет по-своему, но чтить обычаи наших предков, безусловно, стоит, тем более, если они приносят удачу и счастье в новую семью. В наше время не проблемы — современные пекари смогут реализовать практически любую вашу задумку!