Комнатные растения        28.04.2019   

Конспекты занятий общение коммуникация тифлопедагога в доу. Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе ДОУ. Конспект

Меркулова Н.П.,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Конспекты специальных коррекционных

занятий по социально-бытовой ориентировке

(младшая группа)

Сентябрь. Занятие №1

Тема: «К нам приехали игрушки»

Форма проведения занятия: подгрупповая (2-4 чел.)

Предварительная работа:

Чтение детям стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Программное содержание:

Познакомить детей е игрушками в групповой комнате, с обо­бщающим понятием «игрушки».

Познакомить с местонахождением разных игрушек.

Показать приёмы осязательного обследования игрушек, на­зывая их и выделяя определенные качества и свойства (дети повторяют за тифлопедагогом).

Материал: коробка, игрушки: машина, кубики (по количеству де­тей), мяч, кукла.

Ход занятия:

(Дети сидят на ковре)

1 .Машина приехала

Тифлопедагог - Ребята, вы хотите поиграть? (Ответы детей).

И я хочу. В раздевалке что-то есть для вас. Пойду, посмотрю. (Выходит и ввозит в группу большую яркую машину).

В машине, в машине

Шофёр сидит.

Машина, машина

Едет, гудит.

Посмотрите, какая большая и красивая машина! (Подвозит маши­ну к детям, предоставляет им возможность рассмотреть ее и по­трогать, называет основные части машины, направляет руки детей для их осязательного обследования).

2.Строим башню

Тифлопедагог - Что машина нам привезла? (Достает из машины коробку с кубиками).

Это коробка. Посмотрите, какая коробка красивая! Что же в ней лежит? (Открывает, показывает детям деревянные кубики).

Посмотрите внимательно. Скажите, что это?

Сколько кубиков? Правильно, кубиков много.

Возьмите в одну руку кубик. Другой рукой погладьте его. (Вот так - показывает).

Ребята, вы почувствовали рукой, что кубик шершавый. Скажите: «кубик шершавый». Молодцы, правильно!

Кубик сделан из дерева. Еще можно сказать так: «Кубик дере­вянный». Повторите: «Кубик деревянный». Молодцы, правильно!

Положите кубик на коленки. Попробуйте ладошками обеих рук надавить на кубик. (Вот так - показывает). Вы почувствовали руками, что кубик твердый. Повторите: «Кубик твердый». Пра­вильно, молодцы!

Ребята, встаньте и подойдите со своими кубиками к столу. По­стучите кубиками по столу. (Вот так - показывает). Внимательно послушайте, как звучат деревянные предметы,

С кубиками интересно играть. Мы можем построить высокую башню. (Кладет свой кубик на стол).

Сережа, положи свой кубик сверху, а теперь ты, Саша и т. д.

Какая высокая башня у нас получилась из деревянных кубиков!

Ребята, повторите: «Кубики деревянные». Молодцы!

Ребята, сложите кубики в коробку. Молодцы, красиво сложили кубики!

3.Играем с мячом

Тифлопедагог - Что ещё лежит в машине? (Достаёт мяч).

Что у меня в руках? Правильно, это мяч. Посмотрите, как мяч

Ай да мячик, ай да мячик!

Как легко, легко он скачет! (Ударяет мяч о пол).

Ребята, можно еще сказать: «Мяч прыгает».

Как вы думаете, почему мяч прыгает (скачет)? (Выслушивает ответы детей).

Потрогайте мяч - Сожмите его ладошками. (Вот так - показывает).

Мяч сделан из резины, поэтому он упругий и легко прыгает. По­вторите за мной: «Мяч сделан из резины», «Мяч упругий», «Мяч легко прыгает»

Ребята, посмотрите, если нажать на мяч ладонями, вот так, - он сплющится. Сделайте также. А теперь уберите руки. Мяч снова стал круглым. (Тифлопедагог предлагает детям поочередно сжи­мать мяч ладонями).

Мяч может кататься. Посмотрите, как он катится. Давайте поиг­раем с ним. Я буду катить мяч по очереди каждому из вас, а вы мне. Встаньте напротив меня. (Вот так-тифлопедагог ставит де­тей напротив себя).

Следите внимательно за мячом. Я беру мяч двумя руками и от­талкиваю его от себя. Мяч покатился к Даше. Даша, присядь. Возьми мяч двумя руками. Не поднимай мяч. Он должен лежать на полу. А теперь оттолкни его от себя. Вот так: (показывает, как присесть и выполнить действия с мячом).

Смотрите, ребята, как я ловлю мяч двумя руками. (Затем игра продолжается с другими детьми).

Мы поиграли с мячом, теперь надо положить его на место. (Кладёт мяч на полку с игрушками).

Тифлопедагог подходит к машине и берёт в руки куклу.

4.К нам в гости приехала кукла

Тифлопедагог - Ребята, какая нарядная кукла приехала к нам в гос­ти! Зовут её Машенька. Она как девочка. Вот у нее голова. Посмотрите, какие у Машеньки красивые глаза, волосы! А вот у Машень­ки руки, вот ноги. На Машеньке надето платье.

Машенька умеет ходить, плясать. Её можно покатать в коляске, усадить за стол, положить в кровать. (Тифлопедагог вместе с деть­ми обследуют куклу и выполняют с ней все действия). Если Ма­шеньку уронить, ей будет больно. Давайте посадим её на полку к другим куклам. Пусть пока отдохнет.

Ребята, попрощайтесь с Машенькой. Пригласите ее еще прийти поиграть с вами. (Тифлопедагог дает детям словесные образцы).

5.Прощаемся с машиной

Ребята, машина вам нравится?

Смотрите, какой у неё большой кузов! Машина привезла нам сегодня много игрушек. Вспомните, какие игрушки привезла ма­шина. (Ответы детей),

Ребята, кубики, мяч. кукла и машина - все эти предметы назы­ваются одним словом «игрушки». «Игрушки» - от слова «играть». Повторите.

Поставьте машину в наш гараж. Когда пойдете на прогулку, возьмете ее с собой. Будете катать кукол, перевозить песок, возить машину по дорожкам.

    Провести игры «Собери в машину деревянные кубики», «Собери игрушки в машину». «Покатай в машине куклу (мишку, зайчика и т.д.).

Сентябрь. Занятие №2

Тема: «Маша-растеряша»

Форма проведения занятия: Подгрупновая (4-5 чел., причем, тифлопедагог подбирает детей, чьи раздевальные шкафчики рядом)

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Ф. Воронцовой «Маша - растеряша».

Рассматривание детьми одежды (своей и других детей).

Рассматривание цветных изображений одноименных предметов

Программное содержание:

Познакомить детей с помещением для переодевания (раздевалкой) и его назначением, с обобщающими понятиями «одеж­да», «обувь».

Учить находить свой шкафчик (по метке, по месту располо­жения среди других).

Учить отвечать на вопросы взрослых: «Что делают в разде­валке:», «Что это?», «Что ты положишь в шкафчик» и т.д. Дать детям образцы ответов.

Материал:

Предметы одежды, обуви (которые надеты в этот день на детях), набор цветных картинок с изображением предметов одежды, раз­девальные шкафчики, метки на шкафчиках (крупные, яркие цветные предметные изображения - для слабовидящих детей, простейшие рельефные изображения, выполненные в цвете -для слепых детей и слепых с остаточным зрением), комплект предметов (детская шапочка, шарф, куртка, рейтузы, ботинки).

Ход занятия:

(Дети полукругом стоят перед тифлопедагогом)

1.Вспоминаем рассказ про Машу-растеряшу

Тифлопедагог читает детям стихотворение:

В чем пойду гулять я? Потерялось платье!

Платье в горошину - Куда оно положено?

И на стуле нет, и под стулом нет.

Ребята, как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).

Правильно, о девочке Маше из рассказа «Маша - растеряша):. Почему так называют Машу - «растеряша»? (Ответы детей).

Вы не хотите быть похожими на Машу? Тогда давайте пойдем в раздевалку. (Тифлопедагог и дети проходят в раздевалку).

2.Учимся находить свой шкафчик

Тифлопедагог - Я расскажу и покажу, как правильно и аккуратно складывать свои вещи в шкафчик.

Посмотрите, как много здесь шкафчиков. Как же узнать свой шкафчик? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Свой шкафчик можно узнать по картинке, которая наклеена на дверцу. Вы помните каждый свою картинку? Назовите. (Дети по очереди называют каждый свою картинку).

А теперь поищем ваши шкафчики. (Тифлопедагог ведет детей от шкафчика к шкафчику, помогая им рассмотреть картинки). |

Ребята, свой шкафчик можно найти не только по картинке. Надо запомнить, чей шкафчик рядом. Встаньте каждый около своего шкафчика. Саша, скажи, чей шкафчик рядом с твоим? (Тифлопеда­гог берет руку ребенка и делает указательный жест в сторону со­седнего шкафчика). Правильно, Сережин. Наташа, а твой шкафчик рядом с чьим? Правильно, рядом с Колиным (указательный жест). Запомните своих соседей и будете помогать друг другу находить свои шкафчик.

А быстрее всех запомнит свой шкафчик Саша. Посмотрите, ребята, Сашин шкафчик рядом с окном.

3. Учимся убирать в шкафчик свои вещи

Тифлопедагог - Ребята, откройте свои шкафчики. Посмотрите, наверху есть полочка (указательный жест). На эту полочку вы бу­дете класть шапочки, шарфы, а зимой и варежки. (Кладет на верх-" нюю полку шапочку из комплекта предметов).

Найдите на боковых стенках своего шкафчика крючки. Покажите их мне. (Подходит к каждому ребенку. Берет руки ребенка в свои и направляет их для обследования крючков).

На них вы будете вешать куртку, кофту, пальто или шубку, брюки, колготки. (Вот так - тифлопедагог показывает - вешает на крючок куртку).

На нижней полочке (указательный жест тифлопедагога) будет стоять ваша обувь: ботинки, сапожки, туфли, босоножки. (Ставит ботинки на нижнюю полку).

Утром мамы помогли вам раздеться, аккуратно разложили и по­весили ваши вещи. Посмотрите внимательно, где что висит и лежит. (Тифлопедагог дает детям возможность рассмотреть содер­жимое своих шкафчиков).

4.Чему мы научились на этом занятии

Ребята, теперь вы знаете, для чего нужны эти шкафчики. Напом­ните мне. (Ответы детей). Правильно, молодцы! Вы знаете теперь, что шапочки и шарфики надо аккуратно складывать на верхнюю полочку (повторите, куда вы положите шапочку и шарфик), одежду надо вешать на крючки (повторите, куда вы повесите одежду), а обувь ставить на нижнюю полочку (повторите, куда вы поставите обувь). (Тифлопедагог сопровождает свои слова указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы все правильно запомнили! Теперь вы будете сами все брать из шкафчика.

Надо вещи убирать –

    В первой половине дня (если нет общеобразовательных занятий, связанных с зрительной нагрузкой) или во второй половине дня (используя дополнительное освещение) дать детям листы с кон­турными изображениями знакомых им предметов (одежда, обувь). Предложить заштриховать эти изображения, стараясь не заходить за контур.

Ноябрь. Занятие №1.

Тема занятия: «Игры с фигурками-человечками»

Форма проведения: подгрупповая (2-3 чел.)

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Узнай фигуру», «Подбери фигуру», «Почтовый ящик», «Найди предмет такой же формы».

Программное содержание:

Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осяза­тельным способом (обведение пальцами контура фигуры с одно­временным прослеживанием глазами), узнавать и правильно называть их.

Учить выделять части из целого.

Упражнять в назывании основных цветов.

Дать детям образцы описания своих действий, правильного

называния геометрических фигур и их цвета. Материал: корзинка, большие цветные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) с нарисованными «лицами» - это фигурки- человечки, указка с ярким наконечником, «Чудесный мешочек» с набором цветных геометрических фигур меньшего размера (по 2-3 на каждого ребенка), карточки к упражнению «Фигуры под зонтиком» (в верхнем ряду нарисованы три зонтика, в нижнем - геометрические фигурки -человечки: по 2 круга, треугольника, квадрата -вперемешку), черные фломастеры (по количеству детей).

Ход занятия:

1. Встречаем гостей

(Тифлопедагог выходит к детям с корзинкой в руках и I -сворит, что пригласила к ним гостей. Достает из корзинки поочередно круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки)

Тифлопедагог - Ребята, поздоровайтесь с гостями - фигурками-человечками! (Дети здороваются).

Давайте внимательно рассмотрим фигурки. (Тифлопедагог пока­зывает их детям, обводя контур пальцем. Внимание детей обраща­ется на цвет каждой фигуры). Обведите фигурки указательным пальцем. Вот так. (Показывает и называет каждую фигурку).

2. «Рисуем» фигурки человечков

Ребята, встаньте! Сейчас внимательно следите за указкой. Я рисую фигуру (круг, квадрат, треугольник) в воздухе. (Тифлопедагог на­зывает каждую фигуру). Делайте также, только «рисовать» вы будете пальцем. Вытяните вперед правую руку (левую, если ребенок левша). Все пальчики зажмите в кулак. А теперь выпрямите ука­зательный палец. Он будет вашим фломастером. Нарисуйте фи­гурку-человечка (круг и т.д.). (Дети «рисуют» фигуры в воздухе;

Тифлопедагог подходит к каждому ребенку и направляет его руку для правильной передачи в движении руки формы фигуры). Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

3. Выбираем для фигурок-человечков «печенье»

(Фигурки-человечки размещаются на фланелеграфе)

Тифлопедагог - Ребята, фигурки-человечки - наши гости. А гостей принято угощать чем-то вкусным. Мы угостим их «волшебным пе­ченьем». Для этого вы должны выбрать это «печенье» из «Чудесного мешочка».

Тифлопедагог достает из корзинки «Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур. Дети садятся за столы. Тифлопедагог по оче­реди подходит к каждому ребенку и предлагает ему достать из «Чудесного мешочка» любую геометрическую фигуру. Внимание ребенка обращается на то, что доставать фигуру надо двумя руками, предварительно тщательно ощупав ее.

Ребенок, к которому подходит тифлопедагог, достаёт из «Чудесного мешочка» геометрическую фигуру. Тифлопедагог предлагает обвести ее пальцем, назвать и положить перед собой. Так каждый ребёнок получает по 2-3 геометрические фигуры. (Тифлопедагог оказывает каждому ребенку необходимую ему помощь).

Проведение физкультминутки

4.Угошаем гостей «печеньем»

Тифлопедагог - Ребята, сейчас вы будете угощать человечков своим «печеньем». Каждый человечек будет подходить к вам. Вы должны угостить его «печеньем» такой же формы, как и он сам. Будьте вни­мательны! (Тифлопедагог поочередно снимает с фланелеграфа фи­гурки-человечков и обходят детей, собирая «печенье» (разноцвет­ные круги, квадраты, треугольники. Дети угощают человечков, а те благодарят их. Тифлопедагог дает детям соответствующие сло­весные образцы).

5. Поиграем с фигурками-человечками

Тифлопедагог - Фигурки-человечки очень веселые. Они любят играть с детьми. Давайте поиграем все вместе. (Тифлопедагог пред­лагает встать из-за столов и построиться перед ним в одну линию).

Внимательно слушайте мои слова и смотрите, что я делаю. Поста­райтесь делать всё вместе со мной. (Тифлопедагогог произносит слова, сопровождая их движениями. Дети проговаривают слова вместе с тифлопедагогом и повторяют за ним движения).

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. (Смотрят вправо, влево).

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. (Смотрят вверх, вниз).

Бабочки летали, крыльями махали. (Имитируют движения бабочек).

Дин - дон! Дин - дон!

Влево - звон, вправо - звон,

Дин - дон! Дин - дон! (Смотрят вправо, влево)

Прилетела пчела,

На нос села она. (Показывают пальчиком траекторию полета пчелы к носу).

6. «Фигуры под зонтиком»

(Тифлопедагог предлагает детям сесть за столы и раздает каждо­му по одной карточке).

Ребята, рассмотрите внимательно, что нарисовано на карточке. (Тифлопедагог направляет зрительное восприятие каждого ребен­ка указательными жестами). Что это? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Наши игры с фигурками-человечками про­должаются. Нужно помочь им спря- таться под зонтики, так как на­чинается дождь. Но под каждым зонтиком должны быть спрятаны одинаковые фигурки. Например: человечки - круги под одним, треугольники - под другим, квадраты - под этим зонтиком. Фло­мастером нужно провести линии от фигурок к их зонтикам. (Свои слова тифлопедагог сопровождает указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы правильно соединили фигурки-человечков с зонтиками! Человечки благодарят вас за интересные игры и прощаются с вами.

Скажите мне, какие геометрические фигуры приходили к нам в гости? (Ответы детей). Рекомендации воспитателям:

    Собрать с детьми птичку из геометрических фигур (по образцу).

Декабрь. Занятие №1.

Тема: «В гости к трем медведям»

Форма проведения: групповая (6-8 чел.)

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Лепка из пластилина мисочек разной величины.

Дидактические игры: «Расставим мебель в домике трех медве­дей», «Кому какая посуда»; игровые упражнения: «Обведи фигуру пальчиком», «Наложи треугольники (квадраты, круги) на контур», «Разложи фигуры по величине (треугольники, квадраты, круги)».

Программное содержание:

Упражнять детей в зрительно-осязательном выделении ве­личины предметов.

Учить устанавливать различия предметов по величине (большой, поменьше, маленький).

В процессе зрительно-осязательного обследования предметов развивать глазомер, мелкую моторику и осязание.

Дать детям образцы описания их действий. Материал: игрушки-медведи трех размеров, картинки, изобра­жающие лесной домик трех медведей, столовую и спальную ком­наты, предметы мебели, вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»), длинные веревки (4) для обозначения ручейков, ворота - низкие и высокие; набор кукольной мебели (стол, три стула, три кровати), кукольные мисочки и ложки (все предметы трех размеров), кукольные постельные принадлежности; указка с прикрепленной на конце крупным, ярким изображением бабочки.

Ход занятия:

Тифлопедагог говорит детям, что они отправляются в гости к трем медведям. Дорога ведет в лес. На пути к домику медведей встре­чаются препятствия.

1 .«Перепрыгни через ручеек»

Тифлопедагог подводит детей к первому из них - ручейку, обо­значенному на полу двумя веревками- Предлагает детям пере­шагнуть через ручеек. Вот так. (Показывает).

Дальше на пути второй ручеек, но уже шире. Тифлопедагог объясняет, что через этот ручеек нужно перепрыгивать. Пока­зывает, как это сделать. (Если кто-то из детей не справляется с за­даниями, тифлопедагог берет ребенка за руку и помогает пре­одолеть препятствие).

Тифлопедагог обсуждает с детьми, почему один ручеек удалось перешагнуть, а через в юрой пришлось перепрыгивать. Обращает их внимание на ширину ручейков- один узкий, а второй широкий.

2. «Пролезь под воротиками»

Тифлопедагог подводит детей к двум воротикам (низким и вы­соким), стоящим на некотором расстоянии друг от друга. Объясняет, что в лесу деревья старые, большие. Некоторые ветки очень низко растут. Под ними проходить нужно, пригнувшись, чтобы не по­царапаться. (Внимание детей обращается на высоту воротиков (одни воротики низкие, вторые - высокие).

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть воротики, измерить

их высоту руками. а затем пролезть под ними.

3.Вспомним сказку «Три медведя»

На мольберте вывешивается картинка лесного домика.

Тифлопедагог спрашивает, чей это домик. Выслушивает ответы детей.

Предлагает детям рассмотреть и ощупать игрушки-медведей. (Внимание детей обращается на то, что они разной величины, дети отвечают па вопросы: «Какой по величине этот медведь?», «Как зовут самого большого медведя?»).

На флапелеграфе размещаются вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»),

Дети говорят, какой медведь изображен на портрете (например, самый маленький) и как его зовут.

4. «Наведем порядок в домике трёх медведей» (Кукольные столы и стулья).

Тифлопедагог меняет изображение лесного домика на другую картинку, изображающую столовую трех медведей. Дети рассматривают картинку. Затем тифлопедагог предлагает детям навести порядок в доме, пока медведи на прогулке.

Дети ни столе расставляют мебель для столовой. Напротив каж­дого стула ставят на стол мисочку и кладут ложку соответствую­щего размера, объясняя свои действия. (Повторяют их описание за тифлопедагогом).

Проведение физкультминутки: «Проследим за полетом бабочки».

Тифлопедагог хвалит детей за хорошо выполненную работу. Говорит, что их глазки устали и им надо немного отдохнуть.

Тифлопедагог медленно перемещает бабочку в воздухе - на уровне глаз детей (слева направо, снизу вверх), а дети прослеживают глазами за ее перемещениями.

Тифлопедагог - Бабочка улетает. Покажите, как летает бабочка. (Дети имитируют ее движения).

5.«Спальня медведей»

Тифлопедагог размещает на мольберте картинку второй комнаты медведей - спальни. Дети рассматривают ее, показывают и называ­ют, где чья кровать. Рядом - па столе стоят три кукольные кроватки, лежат кукольные постельные принадлежности-подушки и одеяла к ним.

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть внимательно пос­тельные принадлежности и правильно разложить их на кроватях. (Помогает каждому ребенку соотнести предметы - постельные при­надлежности с кроватями - по величине).

Тифлопедагог говорит, что медведи будут очень довольны и

благодарны детям за, что они так хорошо навели порядок в их домике.

    Во время прогулки вылепить с детьми из снега фигуры медведей.

Декабрь. Занятие №2.

Тема: «Как мы мебель покупали»

Форма проведения : подгрупповая (4-5-чел.)

Предвари тельная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Бу­латова.

Рассматривание мебели в группе.

Игровое упражнение «Найти в группе предметы, сделанные из дерева».

Программное содержание:

Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель».

Дать представление о назначении некоторых предметов мебе­ли группы, спальни, раздевалки.

Учить узнавать предметы мебели с помощью зрения и ося­зания и правильно называть их. Познакомить с понятием «предметы, сделанные из дерева».

Дать детям образцы правильного называния предметов мебе­ли и описания их назначения.

Материал: цветные иллюстрации к скачке «Теремок»: макет до­мика-теремка; кукольная мебель: кровать, стол. стул. шкаф: мебель в помещениях группы; конструктор (деревянные неокрашенные кирпичики); большая игрушечная грузовая машина.

Ход занятия:

1. «Вспоминаем сказку «Теремок»

Тифлопедагог предлагает детям сесть на стульчики (или на ковер) возле себя. затем читает отрывок из сказки «Теремок»:

«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка - норушка. Увидела теремок, остановилась н спрашивает...»

Ребята, из какой сказки этот отрывок? Правильно, из сказки «Те­ремок». Давайте вспомним героев этой сказки. (На демонстра­ционной доске перед детьми размещены иллюстрации к сказке «Теремок». Дети называют героев сказки).

Вот как много зверей поселилось в лесном теремке! А что слу­чилось с теремком потом? (Дети рассказываю т).

2.Мебель нашей группы

Тифлопедагог - Ребята, а что нужно сделать, чтобы в теремке было удобно жить? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Правильно, нужны разные предметы. Давай те пройдем по помещениям пашей группы. Тифлопедагог проводит детей из группы в спальню, затем в раздевалку. Обращает их внимание на разные предметы мебели. (Подводит детей к каждому из называемых предметов мебели). Задает им вопросы: «На чем мы сидим"?». «На чем мы спим?». «Какой предмет нам нужен, когда мы хотим поесть, порисовать поиграть?». (Отве! 1)1 детей).

Молодцы, ребята, вы правильно ответили на мои вопросы! Все эти предметы можно назвать одним словом: «мебель». Повторите.

3.«Покупаем мебель для жителей «Теремка»

Тифлопедагог - Ребята, давайте подарим героям сказки мебель в их новый домик-теремок. Ведь они живут в лесу и не знают, где можно достать мебель. Л вы знаете? (Ответы детей).

Правильно, мебель продается в мебельном магазине. Мы с вами сейчас отправимся в мебельный магазин. (Тифлопедагог подво­дит детей к столу, на котором под салфеткой собрана кукольная мебель: кровать, стол, шкаф, стул. Убирает салфетку).

Мебельный магазин открыт. Давайте посмотрим, что в нём есть.

Тифлопедагог берет в руки стул и спрашивает детей;

Что это? Правильно, стул. На стуле можно сидеть. Вот спинка стула, вот сиденье. (Указательные жесты). У стула есть ножки. (Ука­зательный жест). Давайте сосчитаем, сколько ножек у стула. (Так­же обследуются остальные предметы кукольной мебели. Тифло­педагог помогает детям осязательно обследовать каждый предмет: берет руки ребенка в свои и проводит ими по частям кукольной мебели).

Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все предметы мебели и рассказали, для чего она нужна.

Эту мебель мы отправим в лес для жителей «Теремка». На чем можно её отвезти? Правильно, на грузовой машине. (Тифлопеда­гог просит одного из ребят привезти машину, которая стоит в иг­ровом уголке).

Возьмите мебель и осторожно погрузите в кузов машины. (Указа­тельный жест). Дети кладут все предметы в кузов машины. Тифло­педагог увозит машину в другую комнату. - Тифлопедагог- Машина повезла в лес мебель для «Теремка».

Ребята, сколько в теремке живёт зверюшек? Правильно много! А в магазине была всею одна кроватка, одни стол, одни стул, один шкаф. Что же нам делать? (Выслушивает высказывания детей).

Правильно, нужно больше мебели, чтобы веем хватило. (Тифлопедагог дает детям листочки с точечными изображениями мебели).

Когда у вас будет свободное время, вы на этих листочках нарисуете

Цели:

1) развитие зрительно-пространственной ориентировки в свободном пространстве на вертикальной плоскости (во 2-ой зоне глубины видимого пространства, в пределах которой еще возможна конвергенция, но аккомодация отсутствует (5-6м) .

2) продолжать учить активно оперировать пространственными представлениями (справа, слева, вверху, внизу, над, под) ; классифицировать птиц по признаку перелетности (перелетные, зимующие) ; развивать фонематический слух детей, учить выделять части тела птицы.

3) Развивать активную речь детей: названия птиц(голубь, ворона, кукушка, сова, журавль, скворец) . Учить употреблять в речи: над, под, вверху, внизу, слева, справа. Расширение активного и пассивного словаря детей за счет доказательной речи способа выполнения сенсорной операции, описывания местоположения птицы.

4) Воспитывать бережное отношение к птицам, аккуратность при закрашивании частей изображения. Воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.

Методы и приемы: наглядный (показ и рассматривание изображений птиц) , словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение) , практический (задачи развития зрительного восприятия осуществляются во внешнем плане, а результат решения проявляется в объяснении выбора объекта)

Материал: сеть, подвешенная к потолку, изображения птиц (рисунок 1) , панно частей света (рисунок2) , раздаточные карточки с изображениями птичьих гнездовий и птиц (рисунок 3)

Предварительная работа: рассматривание чучела птицы или изображения на картинке, беседа о внешних признаках птицы, способах ее питания.

Ход занятия

Мотивация: Из дома педагога пропала птица. Наверное, окно было открытым и она улетела. Педагог очень переживает и ищет ее. Просит детей поискать ее птицу. Может они ее найдут. Но искать нужно по описанию

1) “Узнай птицу по описанию и найди ее”. Работа по зрительному поиску на сети, подвешенной к потолку кабинета. Педагог описывает внешний вид птицы (кукушки) по алгоритму. Дети узнают ее, объясняют, почему они так думают и показывают длинным шестом, где она находится на сети.

Рисунок 1

2) Дидактическая игра “Улетает-не улетает” (классификация перелетных и зимующих птиц) Дети объясняют, почему перелетные птицы улетают на юг. Если дети не могут объяснить, то объясняет педагог, что перелетным птицам нечем будет питаться (насекомых не будет) , они могут замерзнуть. Дети вместе с детьми определяют стороны света, где находится юг, показывают. Можно предложить детям вертикальный стенд на стене.

Рисунок 2

3) “Помести птицу в свой дом”

Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка.
Дверь-кружочек, нет окна.
В доме пусто, тишина. (Скворечник)

Детям предлагаются карточки с изображением различных видов гнездования птиц: Скворечник, дупло, гнездо. Нужно поселить птицу в свое гнездо: скворца в скворечник, сову - в дупло, журавля в гнездо. Дети сами проводят линии, объясняют: “Веду линию вниз к средней картинке справа, потому что скворец живет в скворечнике. Веду линию вверх к верхней картинке справа, потому что сова живет в дупле. Веду линию вверх к нижней картинке справа, потому что журавль живет в гнезде”.

Рисунок 3

Зрительная гимнастика:

“Раз-два-три - повернись - в любую птицу превратись” Дети превращаются в птиц. “Лесничий” угадывает в какую птицу превратился ребенок. Если лесничий не угадывает, то ребенок сам объясняет в какую птицу он превратился.

4) Дидактическая игра “Узнай кто это”

5) Разукрашивание части тела птицы . Задание: разукрашиваем часть тела, которая находится на голове птицы, с помощью которой она питается (клюв) . Почему у этой птицы такой клюв? (зависит от характера пищи. Коротким клювом воробью удобно щелкать зерна, длинным и крепким клювом дятел долбит дерево, достает насекомых. Сова – хищная птица. Крючковатым клювом она может раздирать добычу) . Почему клюв находится сверху?

Итог занятия. Ребята, что сегодня в занятии вам понравилось? Что было сложным для вас? Педагог хвалит детей.

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности вторичных отклонений в развитии.

Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15-20 минут – в младшей и средней группах, 25 минут – в старшей и 30 минут – в подготовительной группе.

С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, (например, дети с тяжелыми зрительными нарушениями сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями), тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка. Целесообразно составлять индивидуальную программу обучения на недлительные сроки, например, на одну – две недели. Связано это с тем, что дети данной категории не сразу вступают в контакт с тифлопедагогом, очень долго и трудно включаются в процесс коррекционного обучения. Постепенно, по мере развития коммуникативных возможностей детей, овладения ими компенсаторными способами познания окружающего, они привлекаются к участию сначала в подгрупповых занятиях тифлопедагога, а затем и в общеобразовательных занятиях воспитателей.

С детьми, не имеющих тяжелых зрительных нарушений и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один – два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).

Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах (например, на синоптофоре). Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми (индивидуально и с подгруппами) специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-восстановительном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия (например, на лепке, аппликации, конструировании и т. д.) В этом случае он садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь. Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т. д., как правило, это дети с глубокими зрительными нарушениями или имеющие сопутствующие заболевания. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель , которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

    формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

    формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

    обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача , которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/Под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1997/ тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

    развитие зрительного восприятия;

    развитие осязания и мелкой моторики;

    ориентировка в пространстве;

    социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем видам коррекционных занятий. Другой вид комплексных занятий, в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.

Тифлопедагог строит свои занятия по следующей схеме.

Схема проведения специальных

ГБДОУ №42 Колпинского района Санкт- Петербурга.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. Тифлопедагог: Петухова Е.В. Логопед: Мельникова Н.В. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

ЦЕЛЬ: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский…) ;

Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Активизировать словарный запас по теме.
  2. Совершенствовать навык чтения слов.
  3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
  4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами по теме.
  5. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
  6. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
  2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
  3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
  4. Развивать логическое мышление и память.
  5. Закреплять умение детей ориентироваться в микро- и макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
  6. Развивать зрительно- моторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ:

  • Указки
  • Ковролин
  • Фланелеграф
  • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
  • Мягкий строитель
  • Тазик с водой
  • Игрушка- кораблик

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
  • Карта- путь
  • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Детский сад
  • Автобус
  • Вокзал
  • Город
  • Два трамвая
  • Корабль
  • Два изображения необитаемого острова

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
  • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
  • Разрезные части вертолета
  • Предметные картинки с транспортом
  • Трубочки

Музыкальное сопровождение

I. Вводная беседа:

ЛОГОПЕД:

Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

1. Летит птица- небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит (самолет)

2. Без разгона вверх взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский… (вертолет)

Про что эти загадки?
А к чему относится самолет и вертолет?
Какой еще транспорт вы знаете?
Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

Что относится к наземному транспорту, водному…

А как транспорт делится по назначению?

У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

Молодцы с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

ТИФЛОПЕДАГОГ:

За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по карте- пути последовательность путешествия на разном транспорте) .

Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин) . Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

ЛОГОПЕД:

Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) .

Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше?

Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

ТИФЛОПЕДАГОГ:

Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности.

Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход.

(под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой) .

Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем… (демонстрируются картины с видами города) .

Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

ЛОГОПЕД:

Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера) .

Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

(Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде) .

Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

ТИФЛОПЕДАГОГ:

Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно… (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия) .

Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

Наши дети - это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Нередко при этом наблюдается нарушение зрения, и тогда приходится обращаться к разным специалистам, в число которых входит тифлопедагог. Это профессия, возможно, мало кому знакома, и поэтому попробуем разобраться в ней.

Немного ясности

Тифлопедагог - это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения.

Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:

  • проведение обследования учащихся;
  • корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • активное участие в жизни школы;
  • помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.

Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени.

Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий.

Особенность профессии

Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза - это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями.

Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми.

Обязанности специалиста

Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.

Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.

Большинство детей, которые слабо видят или полностью потеряли зрение, не желают останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и заслуга педагогов, которые обучают всех детей необходимым навыкам, чтобы они в будущем могли работать в различных сферах производства.

История

В настоящее время существует целая наука под названием "тифлопедагогика", которая происходит от слияния двух слов: греческого τυφλός (слепой) и "педагогика" - и является разделом дефектологии. Однако у всего было начало, и основоположником этой науки является педагог из Франции В. Гаюи (1745-1822), который придерживался взглядов Д. Дидро.

У себя на родине и в России Гаюи основал первое образовательное учреждение, где слепой ребенок может получить хорошее образование. Благодаря ему было сформировано систематическое обучение слепых или слабовидящих. К тому же с этого времени к людям этой «категории» стали относиться более гуманно, как к любому полноценному человеку, который тоже нуждается в получении образования и рабочего места.

Тут стоит отметить еще одну личность - Л. Брайля (1809-1852), который является автором системы, изменившей традиционно используемое обучение слепых людей. Она основывается на комбинациях шеститочия и охватывает не только буквенные, математические, но и прочие символы. В результате слепые могут свободно писать и читать. Сам Брайль слепой с трехлетнего возраста. Сначала он был воспитанником Парижского национального института для лиц, потерявших зрение, а затем его деятельностью стала работа тифлопедагога.

Во Франции первая книга со была напечатана в 1852 году, а в России она появилась спустя некоторое время - в 1885 году. В России школы для незрячих начали появляться с 1807 года, и в течение XIX века было открыто несколько подобных учебных заведений. Обучение по тем временам стоило больших денег - около 300 рублей за год.

Можно ли стать тифлопедагогом

Если кто-либо заинтересовался данной профессией, то ее можно освоить в любом педагогическом вузе на факультете дефектологии. Однако одного желания мало, необходимо уметь работать с незрячими детьми. Также важно понимать, как инвалид по зрению воспринимает мир и как устроена его психика.

Помимо этого, нужно обладать многими необходимыми качествами. Нужно всегда оставаться добрыми к детям, любить их, быть ответственным. Но самое главное - это иметь стремление помогать слабым.