Флористика        09.05.2019   

Аутизм у детей: признаки и особенности воспитания. Аутизм у детей: советы для родителей, воспитывающих малыша с аутизмом

Ребенок, страдающий аутизмом, – это ребенок с особыми потребностями, и к его воспитанию нельзя подходить, как к воспитанию обычного малыша. У детей с аутизмом проблемы не только с взаимодействием с окружающим миром, но и с собственными родителями. Как же подойти к воспитанию малыша с аутизмом?

Диагноз и программа воспитания ребенка

Если ребенку поставлен диагноз "ранний детский аутизм", который может быть поставлен только детским психоневрологом после тщательного обследования, необходимо немедленно приниматься за воспитание и обучение ребенка, так как от этого зависит вся его дальнейшая социализация и возможность нормально функционировать в обществе. Если такой диагноз уже поставлен малышу, родителям должны определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для особых детей существует много программ, направленных на их обучение, и детский психолог поможет подобрать наиболее подходящую программу именно для этого малыша, помимо этого детский психолог разработает индивидуальный план для коррекции поведения ребенка с аутизмом.

Главное – создать условия

Самое главное, родители должны создать дома условия, чтобы ребенку с аутизмом было комфортно и он мог чувствовать себя защищенным. Необходимо оградить ребенка от встреч с людьми, если он противится контактам, постараться изолировать его от шума и резких звуков. Тем не менее такого ребенка нельзя выпускать из вида, так как при очередном приступе ярости он может нанести себе увечья, выбежав на проезжую часть улицы либо упав с высоты, или играя с острыми предметами.


Необходимо также как можно больше общаться с ребенком даже тогда, когда кажется, что он совершенно не реагирует на вас, пребывая в своем мире. К тому же, постоянно наблюдая за ребенком, вы быстрее научитесь понимать его жесты и действия. Старайтесь вслух проговаривать все, что вы делаете, объясняя свои действия. Помните, что ребенку с аутизмом значительно сложнее жить в этом мире, поэтому вы сами должны научиться понимать его и терпеливо продолжать общаться с ребенком.

Ваше тесное общение и постоянные беседы с малышом, а также объяснение всего, что происходит, способствует развитию эмоционально-чувственных качеств ребенка. Со временем, благодаря вашему постоянному вниманию, он научится общаться с близкими людьми, а также поймет, как можно выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

Игры для детей-аутистов

Следует предлагать малышу поиграть в игры, которые не требуют от него использовать речь. Такие дети охотно играют в лото, складывают головоломки, пазлы, выкладывают мозаику, занимаются аппликацией. С помощью совместной деятельности можно немного приблизить тот момент, когда ребенок научиться общению и взаимодействию.

Если ребенок проявил интерес к какой-либо игрушке или предмету, назовите предмет, дайте ребенку его потрогать и подержать в руках, чтобы у него были задействованы все анализаторы: слух, зрение, осязание. После многократного повторения ребенок привыкнет к предмету и обратит на него внимание.

Вкладывайте смысл в действия ребенка

Чтобы ребенок мог понять, что он видит перед собой, всегда рассказывайте ребенку что он видит перед собой. Если ребенок начинает разглядывать себя в зеркале, осторожно подключите свое объяснение изображения, чтобы у него понемногу развивалась речь.

Если ребенок без цели и смысла перекладывает и трогает предметы, необходимо постараться вложить смысл в его действия, чтобы его сознание потихоньку проникалось словесными обозначениями, а слова приобретали смысл и форму.

Проговаривайте все действия ребенка, а также свои, но не следует требовать ответов.

Постепенно, не спеша, приучайте малыша к общим занятиям, помогая избавляться от страхов.

Занятия с педагогом


Чтобы развитие ребенка с аутизмом проходило как можно более эффективно, необходимо, помимо домашних занятий, проводить занятия с педагогом. Коррекционные занятия по специально разработанной педагогом программе по развитию ребенка, страдающего аутизмом, рассчитаны на продолжительное время. Постоянно занимаясь с ребенком, можно добиться постоянного прогресса в развитии его психоэмоциональной сферы. Даже если вы сами это не в состоянии заметить, останавливаться нельзя, так как ребенок вернется к первоначальному уровню, а педагог поможет вам скорректировать занятия и научит подмечать происходящие с малышом положительные сдвиги.

Только любовь и терпение помогут ребенку адаптироваться в этом мире, чтобы иметь возможность сосуществовать с ним и со временем добиться успехов как в личной, так и в профессиональной сфере.

Подростки с расстройствами аутистического спектра имеют уникальные проблемы, которые часто трудно понять их родителям, учителям и сверстникам. Особенно тяжело приходится подросткам, пытающимся понять постоянно меняющиеся социальные ожидания. Все мы помним, как проходили через этот стресс. Наши тела меняются, друзья меняются, меняются и правила жизни. Так как люди с расстройствами аутистического спектра полагаются на последовательность и предсказуемость социальной среды, они вступают в эту и так непростую фазу жизни в исключительно неблагоприятных условиях. Поддерживая их в этом возрасте, необходимо понимать особенности синдрома и знать, какие навыки помогут им успешно жить и реализовать свой потенциал.

Без правильной поддержки подростки с расстройствами аутистического спектра могут в этот период погрузиться в себя. Они чувствуют крайнее одиночество и растерянность. Повышается риск депрессии и самоубийств в течение этих лет. Как непредсказуем социальный мир в подростковом возрасте, так непредсказуема и реакция подростков на этот стресс.


В последние годы это явление стало серьезной проблемой для родителей и педагогов. Эпидемия аутизма была выявлена более 15 лет назад. До этого считалось, что аутизмом страдает примерно один из 2500 детей. Теперь эта оценка составляет один ребенок на 110 детей. По мере того, как дети растут, все больше появляется учеников средней и старшей школы, а также студентов, страдающих аутизмом.

В прошлом многие из этих учеников были бы размещены в специальных учебных классах, отдельных от основного потока. Поскольку система образования улучшается, образование для детей с особыми потребностями, как в области развития, так и поведения, становится более доступным. Однако набор проблем подростков с аутизмом отличается от проблем подростков с другими нарушениями развития. Большинство детей с особыми потребностями очень общительны и легко выражают свои потребности и желания, для подростков же с расстройствами аутистического спектра коммуникация и понимание других людей даются с трудом. Их поведение может оказаться непредсказуемым для неподготовленного специалиста. Когда же они вступают в подростковый возраст, каждый аспект этого синдрома усиливается.

И преподаватели, и родители пытаются справиться с проблемами подросткового возраста ребенка, лучше понять их и помочь. Это выходит далеко за рамки простого раздражительного или угрюмого поведения, которое свойственно многим подросткам. Они не выходят из под родительского контроля и не хотят больше времени проводить с друзьями - часто они вообще не имеют друзей. Школа кажется им более угрожающей, чем когда-либо прежде. Они не могут чувствовать себя в безопасности и возвращаются домой с повышенной чувствительностью, гневом и печалью. Подростки, страдающие аутизмом, испытывают трудности с выражением своих эмоций. Многие регрессируют по сравнению с тем, чего они добились в предыдущие годы, проводят свое время в повторяющихся действиях, пытаясь контролировать свой мир самым доступным способом. Они легко раздражаются, что является общим для всех форм депрессии. И хотя они одиноки, они отчаянно хотят, чтобы их оставили в покое.

Как же им помочь? Как оценить потребности такой разнообразной группы подростков? Это не простой вопрос. Лица, страдающие аутизмом, обладают очень различными характеристиками. Они могут варьироваться от молчаливых до очень экспрессивных. Некоторые борются даже с самыми простыми социальными взаимодействиями, в то время как другие взаимодействуют легко, но не адекватно. Поведенческие проблемы могут варьироваться от отказа установить зрительный контакт до физической агрессии. Компульсивное поведение может быть таким простым, как желание организовать вещи на своем столе определенным образом, и таким тяжелым, как постоянно качание или повторение одной фразы снова и снова.

Визуальное представление


Для подростков с аутизмом важно, чтобы школа и общество были предсказуемы. Родители часто понимают, как сделать обстановку дома предсказуемой. Когда в семье происходит что-то новое (например, праздники, новая мебель, новое домашнее животное) они уже понимают, как подготовить к этим изменениям своего ребенка. Школьные же и общественные изменения часто приходят быстро и без предупреждения, однако существуют основные стратегии, которые могут помочь сделать даже такие ситуации более предсказуемыми.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто являются визуалами, и именно визуальные носители становятся первым шагов в обеспечении предсказуемости любой социальной среды. Это может быть график учебного дня или график, обозначающий последовательность ближайших событий. Для некоторых учащихся новую деятельность в школе (например, лабораторную работу или научный эксперимент) можно объяснить шаг за шагом на графике действий. Вся окружающая среда может казаться угрожающей, и подростки замыкаются в себя или стремятся уйти.

Визуальные образы могут представлять собой либо общий инструмент планирования, например, ежедневный график, либо поэтапный план для понимания какой-то деятельности от начала и до конца. Инструмент, который успешно работает в одной ситуации, может не работать в другой, так как разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному. Так же, как вы зависите от вашего органайзера или календаря для организации ежедневных действий и обязанностей, подростки, страдающие аутизмом, нуждаются в инструментах, помогающих им структурировать свою жизнь.

Визуальное представление облегчает приобретение новых навыков. Например, очень эффективным инструментом оказалось видео-моделирование, включающее в себя примеры выполнения нового навыка. Затем такое видео используется в качестве модели, чтобы обучить подростка новому навыку. Это способ иметь предсказуемую модель, которая соответствует примеру из реальной жизни. Видео дает четкую модель поведения, и подросток совершает действия с меньшим стрессом, чем с живым инструктором. Это помогает быстрее получить социальные навыки.

Практика

В дополнение к наличию визуальных представлений о каждодневных событиях, важно практиковать те действия, которые представляют самые большие проблемы. Подросток может не понимать, как ориентироваться во взаимодействиях в классе, школьных событиях или общественной деятельности. Любое взаимодействие может быть подробно разобрано и практиковаться. Это не только сделает его более предсказуемым, но и даст возможность разработать недостающий навык, который, возможно, не был нужен раньше.

Всякий раз, когда на горизонте появляется новый учитель, новый класс, новое событие, нужно попытаться получить как можно больше деталей.

Определить, чего можно ожидать, и заранее практиковать это в безопасной обстановке.

Например, посетить новый класс или заранее понаблюдать за предстоящей деятельностью. Убедитесь в том, что ученик имеет необходимые навыки и знает, например, к кому обратиться за помощью.

Развитие независимости

Одним из самых мощных методов помощи является развитие независимости. Существует большое число исследований, подтверждающих успешность этого метода в помощи людям с расстройствами аутистического спектра. Такой подход особенно полезен для социальных навыков и навыков преодоления трудностей, так как он помогает в то время, когда родителя или учителя нет рядом.

Существует множество различных процедур, используемых в этой форме лечения. В целом она учит людей наблюдать и контролировать свое собственное поведение. Процесс может включать в себя обучение специфическим социальным навыкам или стратегии преодоления, которые можно впоследствии использовать в потенциально сложных ситуациях. Это метод является чрезвычайно успешным. Умение пользоваться такими методами позволяет людям использовать их когда и где в них возникает необходимость. Это помогает подросткам с аутизмом организовать свое поведение и получить необходимые навыки, а в конечном итоге они сами становятся своими собственными терапевтами.

В конце концов подростки с аутизмом должны стать более независимыми, используя социальные, адаптивные и общественные навыки. При переходе в среднюю и старшую школу должна проводиться глобальная оценка текущего уровня независимости ребенка и того, каких долгосрочных целей еще предстоит достичь. Это может вызывать стресс, поскольку в школе ведется интенсивная социальная и учебная жизнь. Один из способов взглянуть на эту проблему - задать себе вопрос: «Насколько полезны учебные навыки, если мой ребенок не знает, как эффективно самостоятельно общаться и жить?» И хотя подросткам с аутизмом очень важно преуспеть в учебе, для них в равной степени важно развить навыки, которые помогут им работать и поддерживать отношения во взрослой жизни.

Качество жизни

Большинство из нас согласны с тем, что качество жизни человека как сейчас, так и в будущем, является лучшим компасом. В то время, как все родители хотят подготовить своих детей к самостоятельной взрослой жизни, принимать правильные решения в личной жизни и карьере, родители подростков с расстройствами аутистического спектра должны быть дополнительно вовлечены в развитие этих способностей. Такие родители часто начинают беспокоиться о том, как их ребенок будет ориентироваться в мире, еще до школы. Они должны понимать свои возможности и ресурсы, необходимые им при вступлении их ребенка в подростковый возраст.

Общей приоритетной задачей является постройка отношений. Этот процесс включает в себя поднятие социальных навыков на следующий уровень, чтобы узнать возможности дружбы и открытой дискуссии. Самое важное, что он включает в себя определение краткосрочных целей, которые являются и достижимыми, и значимыми. Это очень пугающе для подростков с аутизмом, поэтому частые успехи имеют особо важное значение, помогая облегчить страх и укрепить доверие.

То же самое справедливо и для навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни. Родители и ребенок должны договориться о важных для них целях в спокойной домашней обстановке. Эти цели могут включать в себя такие основные навыки, как приготовление пищи, уборка и поездки, но они также должны включать в себя и более сложные навыки, которые часто стоят на пути к более полной независимости, например, организационные навыки. Для того, чтобы добиться успеха вне дома, человек должен иметь возможность составить список своих приоритетов (покупка продуктов и вещей, посещение врача, друзей и т. д.) и организовать необходимые шаги для своевременного достижения этих задач. Другой важной задачей является обучение тому, как правильно обратиться за помощью и советом. Вне семейных отношений человеку с аутизмом необходимо определить соответствующие источники поддержки и узнать, как при необходимости искать и использовать помощь. Может показаться, что это задача для детей младшего возраста, но на самом деле гораздо сложнее искать поддержку взрослому, особенно если в социальной среде мало людей, знакомых с расстройствами аутистического спектра.

Хотя очень важно обучить подростков важнейшим жизненным навыкам и поощрять независимость, очень важно также обеспечить высокое качество жизни. Это должно начинаться с анализа того, что именно понимается под «качеством жизни» для конкретного человека и его семьи. Один из подходов заключается в том, чтобы собрать вместе людей в благоприятной обстановке для обсуждения конкретных возможностей и потребностей. Такая группа будет включать в себя семью, педагогов, близких людей, терапевтов и всех тех, с кем имеются значимые отношения. Цель состоит в том, чтобы понять, как жизнь этого человека прогрессировала до настоящего момента. Кто был его верными друзьями? Какие мероприятия или интересы приносили радость? Что удалось? Что не получилось? Что люди, сидящие вокруг, могут привнести в жизнь этого человека и кто еще должен быть вовлечен в это?

Очень трудно построить образовательную программу, необходимую для достижения успеха на многих уровнях, чтобы научиться независимости и обеспечить оптимальное качество жизни.

Стратегии обучения

Разработан целый ряд различных программ, нацеленных на обучение социальным навыкам и навыкам социальной жизни. Необходимо разрабатывать индивидуальную программу, соответствующую конкретным потребностям и результатам. Доказательная база для этих методов быстро расширяется, особенно в отношении их эффективности для людей с расстройствами аутистического спектра.

Лучшим началом будет найти сильного специалиста по поведению в вашем регионе. Если такого найти не удалось, можно продолжить поиск консультантов в Интернете.

Многие родители считают полезным видеть общий пример подхода к лечению, например, тот, который обращается к социальным навыкам.

  • Обучение подростков различным стратегиям самоконтроля, которые приводят к социальным успехам . Эти стратегии работают для уменьшения социальной тревожности и выявлению и организации социальных возможностей. Например, программа самоконтроля может включать в себя обучение тому, как избежать конкретных ситуаций, которые приводят к негативным последствиям, а также выявлению возможностей для успешной практики новых навыков. Она также может включать в себя конкретные поведенческие стратегии для снижения тревоги и самовознаграждения за успехи. Если существуют социальные модели поведения, стигматизированные у сверстников, программа поддержит замену этих моделей поведения на более подходящие, выполняющие ту же социальную функцию.
  • Оценка поведенческих проблем и поиск значимых моделей поведения . В подростковом возрасте человек разрабатывает множество способов справиться с социальной путаницей и стрессом. Один из подходов заключается в оценке каждого варианта поведения и отработке на практике лучших вариантов. В результате разрабатывается новый набор социальных навыков. Помимо основных навыков, необходимых для социального успеха, эти методы служат устранению барьеров и созданию условий для развития более широкого спектра социальных навыков. Например, если подросток повышает голос всякий раз, когда разговор становится трудным, необходимо заменить такое поведение на более подходящий навык, выполняющий ту же функцию, но уменьшающий беспокойство и меняющий социальное взаимодействие. Существует множество способов избежать сложных тем или ситуаций. Цель обучения состоит в том, чтобы выбрать варианты, лучше всего подходящие для конкретного человека и социальной ситуации.
  • Создание социальных возможностей, в которых подросток может испытать успех и повысить шансы приобретения друзей-сверстников. Подросток обучается новым навыкам, чтобы лучше понять своих сверстников. Этот процесс может оказаться самым трудным. Он включает в себя тесный контакт с семьей, школьным окружением, общественными контактами. Каждый случай индивидуален, имеет разные потребности, поэтому социальная поддержка каждого отдельного ребенка представляет собой новую головоломку.

Независимо от используемой стратегии очень важно иметь помощь профессионала, хорошо разбирающегося в оценке поведения и разработке различных программ поддержки разных потребностей. К ним относятся проблемы поведения, возможность справиться со стрессом, развитие социальных навыков, навыков общения, отдыха, заботы о собственном здоровье, развитие карьеры и отношений.

При выборе профессионала, который будет руководить обучением, убедитесь, что он или она разбирается во всех потребностях подростка или может получить консультацию другого специалиста, чтобы разработать эффективный план.

Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом - видео

К сожалению, такое явление, как детский аутизм, сегодня встречается все чаще. Дети в первые годы жизни нередко испытывают трудности в общении, ощущают себя в обществе не слишком уютно, иногда даже одиноко. Предпосылками этого могут служить сложные отношения в семье или же травмы, неосторожно нанесенные шаткой детской психике. Однако если ваш кроха излишне замкнут в себе, не идет на контакт, игнорирует зовущего его по имени человека – это должно натолкнуть родителей на мысль о развитии у него аутизма.

Главное в статье

Что такое детский аутизм?

Аутизмом признано заболевание, которое связано с видимыми нарушениями социальной приспособляемости ребенка, а также его речевых функций и психического развития. Лекарств от аутизма не существует, главной мерой для борьбы с ним является ранняя диагностика и применение эффективной комбинированной терапии и коррекции поведения.

В чем проявляется ранний аутизм у детей?

«Дети дождя», то есть малыши, у которых выявлен аутизм, не воспринимают окружающую их реальность и не имеют адекватной реакции на события, которые происходят вокруг. Нередко родители, замечая, что ребенок, которому уже исполнилось 2,5-3 года, не разговаривает и даже не владеет разговорным минимумом, характерным для своего возраста, не идет на контакт со взрослыми и сверстниками, считают его поведение просто проявлением индивидуальности, и очень удивляются, услышав от врачей диагноз «аутизм».

Основные признаки аутизма у детей

Выявляется детский аутизм уже в раннем возрасте – с полутора до трех лет, и выражается в расстройствах нервной системы, а именно в:

  • Неумении малыша устанавливать отношения с окружающими, даже с родителями. Детки, страдающие аутизмом, никогда не проявляют инициативы к общению, не смотрят в глаза, на их лицах трудно заметить улыбку. Они оказывают сопротивление, когда кто-то пытается взять их на руки или просто погладить по головке.
  • Отсутствии стремления к общению. Игры со сверстниками им чужды, а построить приятельские отношения они не состоянии, так как не понимают эмоций окружающих.
  • Гиперактивности и необоснованной агрессии. Любые неудачи вызывают у малышей-аутистов гнев и истерику, что может отражаться в физической атаке. При этом агрессия может быть направлена как на окружающих, так и на самого себя.
  • Узком круге интересов. Ребенок с аутизмом не стремится играть с игрушками, особенно с новыми. У него замедлено абстрактное мышление и слабо развита фантазия. Сам придумывать игры он не может, однако в состоянии повторить символичные, простые действия, замеченные за другими детьми или родителями.
  • Панике даже при малейшей смене привычной обстановки. Находясь в обществе, малыш-аутист испытывает дискомфорт, а иногда и тревогу. Он старается убежать или спрятаться от других, особенно, если кто-то старательно пытается вывести его на контакт.
  • Трудности приобретения новых навыков, стереотипности поведения. Малыши с аутизмом часто могут повторять одно и то же действие в течение долгого времени: подолгу смотреть в одну точку, раскачиваться, сидя на месте, повторять одно и то же слово и т.д.
  • Нарушении речевого развития. Многие дети-аутисты не разговаривают совсем, другие же заметно отстают по речевым навыкам от сверстников. До годика они могут не издавать звуков вовсе, а по достижении двухлетнего возраста их словарный запас крайне беден и состоит в основном из звуков и отдельных слогов.

Причины и диагностика аутизма у детей на ранних сроках развития

Учеными выдвигается масса причин и теорий происхождения аутизма, но ни одна из них пока не подтвердилась достоверно. И все же, выделим основные причины, по которым может развиться аутизм у ребенка:

  • модификации на генном уровне и наследственность;
  • аномалии развития головного мозга;
  • нарушение обмена веществ или гормональные сбои, перенесенные матерью в период беременности;
  • бактериальные или вирусные заболевания в период вынашивания малыша (краснуха, ветрянка);
  • употребление будущей матерью больших доз антибиотиков;
  • вредные привычки матери во время беременности.

Характер проявления аутизма у детей младше года

Давайте более подробно остановимся на том, какое поведение характерно для малышей, младше года, при котором можно заподозрить наличие аутизма:

  • малыш неадекватно реагирует на отсутствие матери: либо абсолютно не выдерживает даже минутного расставания с ней и впадает в истерику, либо наоборот, крайне холодно и отстраненно держится даже в ее присутствии;
  • задержка речевого развития: отсутствие гуления и произношения отдельных слогов до годовалого возраста;
  • малыш не улыбается и не реагирует на обращение к нему;
  • ребенка не интересуют коллективные игры и занятия с родителями;
  • нетерпение присутствия незнакомых людей, частые панические атаки, необъяснимые истерики;
  • отсутствие заинтересованности и копирования поведения взрослых;
  • малыш не проявляет интереса к игрушкам, а в качестве последних – нередко выбирает самые незаурядные варианты, например, предметы мебели.

Чем раньше будет начата коррекционная работа с ребенком-аутистом, тем с большей вероятностью этот малыш сможет адаптироваться и чувствовать себя комфортно во «взрослом» мире.

Развитие детей-аутистов после года

По достижении ребенком годовалого возраста признаки аутизма у него будут усиливаться, станут более заметными и выраженными. Мы приведем ряд рекомендаций для родителей, которые помогут скорректировать поведение малыша, помогут ему правильно развиваться и не слишком выделяться среди сверстников:

  • Прививать малышу необходимые навыки необходимо через частое повторение однообразных действий. Соблюдение четкого распорядка дня – главный залог успеха.
  • Нельзя резко изменять образ жизни, привычки ребенка и окружающую его обстановку.
  • С малышом нужно проводить как можно больше времени, активно общаясь с ним, рассказывая обо всем, что происходит вокруг.
  • Пытаясь установить контакт с малышом, важно действовать мягко, не повышать голос и не ругать его, крайне не рекомендуется его наказывать.
  • Очень важен эмоциональный контакт с ребенком. Мама должна чаще брать его на руки, играть с ним, ласково его называть.
  • Малыш не должен переутомляться, важно соблюдать перерывы между играми и занятиями. Оставьте ненадолго малыша наедине с самим собой, но не уходите далеко.
  • Систематическое выполнение с малышом физических упражнений в игровой форме поможет снять стресс и скажется на физическом развитии ребенка.
  • Если ребенок проявил инициативу в выполнении какого-либо действия, не спешите подавлять ее. Проявите терпение и последовательность действий в воспитании «особого» малыша, создайте для него стабильную обстановку.

Развитие речи детей-аутистов

Для большинства детей, у которых выявлен аутизм, характерна задержка речевого развития. Такие детки редко применяют речь для общения, поэтому до развития у малыша речевой функции можно использовать прочие методы коммуникации, после которых обязательно последует использование языка. Мы подготовили несколько основных правил, которые помогут вам самостоятельно способствовать развитию речи вашего крохи:

  • Замечайте и поощряйте любую инициативу ребенка: так малыш поймет, что он интересен и нужен, что его мнение и поступки важны для вас. Это хороший толчок для развития его фантазии, а соответственно, и речи.
  • В процессе игры не разговаривайте слишком много: проговаривайте слова медленно и протяжно, так малыш лучше их запомнит. Пусть ваши комментарии к игре и вопросы не будут слишком длинными и многочисленными.
  • Если малыш пытается что-то сказать и начинает проговаривать слово – помогите ему, постарайтесь понять и договорить его фразу: так ребенок быстрее научится моделировать слова и фразы, а позже – составлять предложения.
  • «Опуститесь» на уровень речи малыша, говорите понятными для него выражениями, не перегруженными сложными словами. Находится на одном уровне важно не только с точки зрения речи, но и телесно: нужно сидеть рядом с ним – на полу или на диване, главное, чтобы вам обоим было комфортно.
  • Используйте для ответа на вопрос малыша фразы из пары слов, старайтесь копировать звуки, издаваемые ним.
  • Обязательно дожидайтесь ответа малыша, не старайтесь слишком быстро заполнить все паузы в его речи. Важно дать возможность крохе сформулировать свои мысли, пусть и своеобразно.

    Возьмите за правило: подсказывать крохе ответ, отсчитав 10 секунд от заданного вопроса. Улавливайте и поддерживайте любые попытки ребенка к коммуникации.

Настойчиво, но мягко подавляя сопротивление ребенка, его нежелание общаться, родители могут дать понять ребенку, что общение словами для него возможно, а игры со сверстниками – не повод для тревоги, а большое удовольствие.

Восприятие родителей и проблемы в семьях, в которых подрастают дети-аутисты

Безусловно, воспитание ребенка, больного аутизмом, большая проблема для его родителей, особенно для мамочки, которая каждый день испытывает значительный стресс. Такие женщины не только очень ограничены в своей свободе, но и не ощущают в полной мере «радости материнства»: они слишком зависимы от своих детей, у них занижена самооценка, часто они считают, что не состоялись в роли матери. Ведь малыш с раннего возраста не способен «поощрить» ее своим поведением, не улыбается и не общается с ней даже на своем языке, не смотрит в глаза и предпочитает не бывать на руках. Он не выделяет ее из общей массы, соответственно, женщина не получает эмоционального отклика на свою заботу. В семьях, в которых подрастают детки-аутисты, нередки скандалы, депрессии родителей, вплоть до эмоционального истощения.

Но чтобы облегчить существование себе и маленькому человечку, необходимо воспринимать это обстоятельство адекватно, не делать из этого большой беды. Мы подготовили советы, которые облегчат вам участь и помогут вашей семье быть счастливой и полноценной, несмотря на эту неприятность.

  • Научитесь быть защитниками для своего крохи и использовать любую возможность, чтобы помочь ему.
  • Заводите знакомства с людьми, которые квалифицированы в вопросах аутизма: они обучат вас необходимым навыкам и дадут всю нужную информацию. Вы почувствуете себя сильнее и увереннее.
  • Родители малыша-аутиста чувствуют гнев и грусть одновременно, и это нормально. Главное, вашу злость нужно направить на борьбу с заболеванием, а не на реакцию людей на поведение вашего ребенка, и ни в коем случае не на него самого.
  • Спорить с мужем о проблемах, связанных с аутизмом не нужно: такие споры чреваты серьезными конфликтами в семье. Объедините свои усилия, научитесь отвлекаться от проблемы и не говорить о ней слишком часто. Любите своего малыша, несмотря ни на какие обстоятельства.
  • Любая, даже самая мелкая победа малыша должна быть по достоинству оценена родителями. Не стоит сравнивать его достижения с уровнем обычных детей – он сам себе индикатор.
  • Заведите дружбу с родителями, которые столкнулись с подобной проблемой, вы почувствуете их поддержку, ведь такие люди, как никто понимают ваши переживания.
    Научитесь жить, приняв данную ситуацию, и обстановка в вашей семье станет намного лучше!

Сложности в воспитании детей-аутистов у отцов

Отцам обычно удается избегать каждодневных проблем, связанных с воспитанием аутичного малыша, так как большую часть своего времени они заняты на работе. Однако это не значит, что они не переживают чувство вины и разочарования, хоть и не показывают своих переживаний в такой степени, как матери. На отцах также лежат проблемы, связанные с депрессивностью и раздражительностью супруги, которая переживает ежедневный стресс и проблемы, связанные с воспитанием особого малыша.

Многие мужчины осознают, что эти проблемы не кратковременны, а практически пожизненны, поэтому от них требуется особая выдержка, мужество, понимание, способность подставить свое плечо и стать настоящим защитником для своей семьи. Однако есть и такие, которые пугаются вороха неприятностей, который обрушился на их семью и, не в силах сопротивляться, они сдаются и начинают отдаляться от своего ребенка и жены. Если не удается справиться с проблемами в семье, стоит обратиться в специальный центр поддержки, где отчаявшемуся отцу объяснят, что происходит с его ребенком и помогут наладить с ним эмоциональный контакт, заставят поверить в свои силы.

Детское и подростковое развитие детей-аутистов

Детям, у которых выявлен аутизм, нужна коррекционная помощь, так как ранняя диагностика этой болезни и своевременная помощь специалистов – залог видимых результатов в будущем. Главными инструментами в борьбе с заболеванием являются общественная адаптация ребенка и психотерапия.

Общение со специалистом в психиатрии облегчает для ребенка адаптацию в обществе и вселяет ему интерес ко всему, что его окружает. На сегодняшний день для борьбы с аутизмом активно применяют арт- и зоотерапию, которые чудодейственно влияют на состояние психики детей, больных аутизмом.

В 40-50% случаев дети, страдающие от аутизма, посещают общеобразовательные учебные заведения вместе с обычными детьми, при этом педагоги уделяют им особое внимание. В то же время контакт с обыкновенными детьми служит мощным толчком в развитии детей с аутизмом.

Известные персоны: композиторы, художники и писатели-аутисты в истории

Возможно, для вас будет неожиданностью, но среди известных личностей и деятелей истории также есть люди, у которых был выявлен аутизм, и, несмотря на это они смогли многого добиться и заявить о себе на весь мир. Вот далеко не полный перечень тех, кто страдал в детстве от расстройств аутического спектра:

  • величайшие ученые Сократ, Исаак Ньютон, Дарвин по некоторым данным имели недиагностированные признаки аутизма в детском возрасте;
  • симптомы аутизма, такие как замкнутость, отсутствие речи до 5 лет, повторение однотипных фраз, были присущи и великому математику Альберту Энштейну;
  • Винсент Ван Гог – в детстве аутист, что не помешало стать ему великим, одаренным художником;
  • Вуди Аллен и Альфред Хичкок – талантливейшие режиссеры и культурные деятели в детстве страдали от аутических расстройств;
  • Боб Дилан – в поведении этого талантливого музыканта некоторые специалисты отмечают аутические тенденции;
  • Хикари Оэ – японский композитор с выраженными РАС;
  • писательница Виржиния Вульф имела странности, которые можно ассоциировать с аутизмом;

Вы убедились, что не стоит отчаиваться? А вдруг и у вас подрастает маленький гений? Просто любите его за то, что он есть и уделяйте малышу как можно больше внимания. Ну а в заключение, несколько видео о детях-аутистах, которые окончательно убедят вас в своих силах и настроят на положительный лад.

Видео о детях-аутистах

Дарья Яушева, социальный предприниматель и журналистка, растит шестилетнего сына, которому несколько лет назад диагностировали аутизм. Вместе с семьей, педагогами и единомышленниками она делает все, чтобы ее ребенок и другие дети с расстройствами аутистического спектра могли получать адекватную помощь, общаться, абилитироваться и расти в инклюзивном обществе. По просьбе НЭН Даша написала колонку о том, каково это – быть мамой ребенка с особенностями развития.

Вспомните тот момент, когда у вас родился ребенок. А теперь сделайте крохотный шажок назад по линии времени. О чем вы думали до его рождения? Помните, вы впервые разглядывали его долго-долго, когда он в пеленках лежал, сонный, очаровательный, пахнущий ни с чем не сравнимым грудничковым запахом?

Многие отвечают, что хоть раз, да задумывались о том, как ребенок будет расти, как будет выступать в костюме мушкетера (или Мальвины) на утреннике в детском саду, учиться в самой лучшей языковой школе, поступит в какой-нибудь вуз с приставкой «престижный», ну и так далее по списку. С женитьбой, детьми и стажировкой за границей.

После рождения сына мне посчастливилось прожить с такими мыслями четыре года. Мне это нравилось. Вообще, фантазии – это классно. Они мотивируют, воодушевляют, заставляют двигаться вперед тогда, когда накапливаются усталость и раздражение. Представишь себе в рабочем и домашнем чаду, ради чего это все, и жить снова хочется. А сколько тем для обсуждений с мужем по вечерам: на футбол или хоккей, в МГУ или в МГИМО, к твоим родителям или моим!

Когда ребенку исполнилось четыре с половиной года, на наших фантазиях суровая врачебная рука поставила штамп: «Аутизм». И расписалась: «к.м.н. Петрова А.В.». Я тогда, помню, прищурила глаз и посмотрела на сына каким-то новым взглядом. Примерно час я гадала: а не подменили ли его в роддоме, пока я выбирала, на какие кружки его буду записывать?

Расстройство аутистического спектра – это история без сценария. Это похоже на ситуацию, когда твой близкий пропал, а найти его не могут, и ты ждешь, не зная, что будет завтра. Страшно. Психологи утверждают, что неизвестность – это ключевой фактор стресса. А что мы делаем в таком состоянии? Для начала, решаем: копать или не копать. В смысле, информацию. Пока копаем, согреваемся, узнаем что-то новое, что-то пробуем – тут методика, здесь лекарство, к этому специалисту надо сбегать, а тут вроде и на личную терапию не мешает сходить.


Параллельно в голову приходят страшные мысли. Не о выпускном вечере в старшей школе – я уже перестала чего-то ждать, – а о том, что случится с сыном, если я, не дай бог, попаду под машину завтра. Правда, спросите любого родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Их самый большой страх – умереть раньше собственного дитя.

Во многих случаях личная терапия решает. Рано или поздно все эти демоны-дементоры, шепчущие: «а что, если…» («а что, если прививку сделают не ту?», «а что, если я отвернусь, а он в окно?», «а что,если это он такой из-за того, что я спала во время беременности на правом боку, а надо было на спине?», «а что, если его высмеют в новой группе?», «а что, если мы выйдем за порог, а он в свои шесть истерику в стиле трехлетки закатит?») начинают отступать, потому что появляются первые успехи: диета ли по показаниям дала результат, препарат подобрали верный, или поведенческая терапия сработала, или он просто что-то перерос.


Вот он подошел на улице к соседскому мальчику и улыбнулся. А тут он впервые долго и пристально смотрел в глаза. Мне. А тут он танцевал в саду в общем хороводе. После массажа стал засыпать не за час, а всего за 40 минут. И все это как снежный ком в хорошую погоду: крепче, прочнее, больше становится. А вот и зима подошла: «Давай письмо напишем дедушке Морозу». И он садится, пишет и приносит. Сам. «Подари мне поезд, – пишет, – и кису». И совершенно непонятно, по какому поводу слезы текут: потому что сын живое существо захотел, хотя еще вчера циклился на поездах и самолетах, или потому что выяснилось, что он умеет писать!

…Выбираю билеты на концерт: «Будем слушать виолончель или рояль? Рояль или виолончель?» «Мама, а давай, и то, и это», – отвечает и машет руками. Стиммит, говоря «нашим» языком. Отлично! Приезжают наши любимые Piano Guys. Покупаю билеты. Скоро мы пойдем на концерт и будем обсуждать успехи в музыкальной школе. Кажется, я снова начинаю что-то планировать. Может, в консерваторию пойдет?..