Флористика        14.05.2019   

Что такое богатство? Мысли на тему “Что такое богатство”

Богатство – это что такое? Под этим словом обычно подразумевается материальное положение человека или государства, когда они обладают рядом ценностей, количество которых намного превышает насущные потребности. Эти ценности могут быть как материальными, так и духовными. А также можно говорить о природных богатствах человека, которые играют огромную роль в его жизни.

Слово в словарях

Согласно формулировкам, данным в словарях, богатство – это:

  1. Наименование материальных и других ценностей, сосредоточенных в чьих-либо руках. Пример: Этот человек обладает огромным духовным богатством.
  2. Обозначение состояния обеспеченного человека. Пример: Послушайте совет: не выставляйте свое богатство напоказ.
  3. Разнообразие или обилие чего-то – в переносном смысле. Пример: Богатство красок на картинах художников эпохи Возрождения поражает зрителей.

В качестве синонимов к этому слову можно привести такие, как роскошь, изобилие, а в качестве антонимов: нищета, скудость, бедность.

Происхождение слова

Что касается происхождения этого слова, то оно берет начало в праславянском языке, откуда перешло в русский и во множество славянских языков: украинский, сербохорватский, словенский, польский, чешский. В них слова «богатство» и «богатый» имеют следующие значения:

  • Счастье.
  • Изобилие.
  • Достояние.
  • Доля.
  • Хлеб в зерне.
  • Хранимый богами.
  • Наделяющий господин.
  • Господин, бог.
  • Скот, тягловые животные.

В английском языке богатство обозначается двумя словами, что зависит от соответствующего оттенка значения. Когда говорят об обладании ценностями материального и финансового характера, употребляют слово weath, являющееся синонимом благосостояния. Когда же имеется в виду крайнее превосходство над прочими членами общества произносится richness. Те страны, которые намного богаче остальных обычно называются развитыми.

Богатство с разных точек зрения


Рассмотрим понимание этого слова в различных областях.

  • В общепринятом понимании богатство – это наличие в обществе или у отдельных людей ценностей различного характера. К таким ценностям относятся: денежные средства, средства производства, дома, квартиры, корабли, самолеты. А также это антикварные вещи, произведения искусства, природные богатства. Кроме указанных составляющих, можно говорить и о доступе к различным благам, таким как образование, здравоохранение, культура.
  • В социологической науке под богатым понимается такой человек, который имеет в своей собственности значительное количество ценностей относительно остальных членов общества, к которому он принадлежит.
  • Ученые-экономисты определяют богатство как разницу между имеющимися в данный момент активами и пассивами.
  • В том смысле, какой этому понятию придает Библия, это духовное богатство и высокие моральные качества.

Развитие взглядов на богатство


  • Адам Смит. Представитель классической школы, создавший теорию, описывающую природу капитала и способы оптимального накопления богатства.
  • Давид Рикардо. Дал развитие взглядам Смита, дополнив их оригинальными теориями – международной торговли и земельной ренты.
  • Томас Мальтус. Первым показал зависимость богатства страны от роста населения, который в значительной мере уменьшает его.
  • Джон Милль. Занимался углублением теорий своих предшественников, обосновав необходимость функционирования свободного рынка, способствующего наибольшему экономическому росту и приумножению богатства общества и отдельных людей.
  • Роберт Кийосаки и Бодо Шефер. Независимо друг от друга разработали психологический облик человека, при приобретении которого появляется возможность накопить богатство.
  • Карл Маркс. Автор «Всеобщего закона капиталистического накопления». Вывел мысль о том, что накопление на одном полюсе богатства одновременно ведет к накоплению на противоположном – нищеты, рабства, невежества и моральной деградации.

Российская мысль XVII-XIX века

В XVII-XIX веках в России церковная и общественно-экономическая мысль предлагала другой взгляд на сущность богатства. Например, в Домострое, а позже и у Ивана Посошкова (первого русского экономиста-теоретика) в «Книге о скудости и богатстве» рассматривается не только его материальный, но также и нравственный, этический характер.

Здесь делается упор на библейское понимание изучаемой нами категории, согласно которому, богатство человека является препятствием его вхождению в Царство Божие. В XIX веке старообрядец и промышленник Тимофей Прохоров издал работу под названием «О богатении». В ней он дал обоснование мысли о том, что богатство является необходимым условием для развития общества, науки и промышленности.

Особая миссия


Но согласно Прохорову, есть у богатства и другая сторона – это особая миссия, которую Бог возложил на человека. Создатель дал благосостояние во временное пользование, а затем он потребует отчета о том, как оно было использовано. Накопление и приумножение материальных ценностей каждым следующем поколением является естественным процессом.

Но при этом Прохоров отмечает, что гарантия успешности использования накопленных капиталов – это жизнь нравственная. По его мнению, «чистое богатение» необходимо и банкирам, и коммерсантам. Богатство будет полезным, если человек, его наживающий, живет по-божьему.

Экономист XX века Василий Яроцкий под богатством понимал всю сумму жизненных человеческих интересов в полном объеме, а не только то, что переводится в денежную оценку предметов и отношений.

В следующей части статьи рассмотрим вопросы о природных богатствах и труде людей, находящихся в тесной взаимосвязи.

Самый ценный ресурс


Один из видов богатства – это те ресурсы, которые даны человеку нашей планетой. Наиболее ценными из них являются полезные ископаемые. Это главный ресурс, который используется человеком для того, чтобы производить различные блага. К полезным ископаемым относятся природные вещества, находящиеся в земной коре и в морских недрах. Это нефть, газ, уголь, металлические руды, минералы. Их относят к невозобновляемым ресурсам, которые в конечном итоге будут исчерпаны.

Прочие виды ресурсов


К другим видам природных ресурсов относятся следующие:

  1. Воздух. Необходим человеку не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы осуществлять ряд технологических процессов – горение, окисление, охлаждение. При этом объем потребляемого воздуха относительно невелик, тогда как угрозой является его загрязнение автомобильными выхлопами и промышленными газами.
  2. Вода. Этот ресурс находится в таких водоемах, как ручьи, реки, озера, моря и океаны. Его используют во множестве разных отраслей, и служить он может очень долго, если не использовать его как место захоронения промышленных отходов.
  3. Солнце. Является природным источником тепла и света, очень выгодным при его оптимальном использовании.
  4. Растительный мир. Состоит из всей совокупности населяющих Землю растений. Для строительства используют древесину, фрукты и овощи – в питании, многие растения – в текстильной промышленности (хлопок, лен, конопля).
  5. Животный мир. К нему относятся и звери, и птицы, и рыбы, и рептилии, и насекомые. Помимо использования в качестве источника пищи, они являются сырьем для изготовления одежды, обуви, украшений, лекарств. Лошадей, быков, верблюдов, оленей, собак используют как рабочую силу.

Являясь основой богатства, природные ресурсы требуют приложения немалых человеческих усилий для того, чтобы оно было получено. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Движущая сила


Природные богатства и труд тесно взаимосвязаны. Труд является движущей силой в его приобретении. Без него нельзя:

  • Добывать природные богатства.
  • Работать над созданием капитала.
  • Производить товары и услуги.

Для экономики важным является труд людей различных профессий, умственный и физический. Оба этих направления неотделимы друг от друга. Это хорошо видно на примере строительной отрасли, ракетостроении, автомобильной промышленности, где необходим труд и простых рабочих, и талантливых ученых, архитекторов, инженеров.

Таким образом, богатство и труд по его созданию требуют получения высококачественного образования. В наш век, когда технологии достигни небывалого уровня развития, существование современной экономики немыслимо без образованных людей, без прогресса в области науки и техники.

Еще одной важнейшей составляющей трудового процесса является здоровье человека. Если люди постоянно болеют или ощущают плохое самочувствие, о качественном выполнении ими своих рабочих обязанностях не может быть и речи. Поэтому на первый план здесь выдвигается развитие медицины и пропаганда здорового образа жизни.

Каждый человек в глубине души мечтает стать богатым, чтобы не задумываться о завтрашнем дне и жить в свое удовольствие. Но что же такое богатство? Правильно ли люди истолковывают это понятие? И только ли материальные блага подразумеваются под этим словом? Быть может, категория богатства не столь узкая, как принято считать в обществе?

Значение понятия «богатство»

Существует множество определений данного термина. Так, богатство может пониматься как денежная обеспеченность или как широта возможностей человеческого ума и тела, благородство, умение сострадать, доброта и многие другие духовные качества. Богатство - это, с одной стороны, большое количество всевозможных материальных благ у человека, которые способствуют комфортной жизни. В таком значении данный термин, как правило, синонимичен доходу члена общества, что позволяет ему тратить много денег на имидж и приобретение

С другой стороны, богатство - это его интеллектуальный капитал, разнообразие эмоций и различные положительные качества. В этом смысле термин не привязан к каким-либо материальным объектам, будь то деньги или атрибуты роскошной жизни (шикарные дома, яхты, дизайнерские вещи и пр.). Богатство становится тем, что нельзя заметить с первого взгляда, не проникая в суть человеческой природы.

Синонимы слова «богатство»

Синонимы к слову «богатство» в основном описывают данный термин с материальной стороны. Так, самым распространенным синонимичным понятием является «роскошь». Роскошь - это наличие у человека дорогих предметов одежды, вещей, которые поднимают престиж в обществе и увеличивают уровень социального статуса. Это слово подразумевает лишь материальные блага, которые призваны сделать жизнь человека более комфортной.

Еще один синоним - изобилие. Изобилие означает огромное, несметное количество чего-либо. Это понятие, безусловно, может описывать как материальную, так и духовную состоятельность человека, но чаще оно все же употребляется для характеристики денежного дохода.

Слово «процветание» также в некоторых случаях может богатства. Это происходит в том случае, если речь идет о чем-то неодушевленном (городе, местности, поле, крае и т.д.). Словосочетание «процветающий город», например, может описывать населенный пункт с высоким уровнем жизни людей, благоприятными условиями для его развития.

Антонимы к слову «богатство»

Лексическое значение слова «богатство» можно объяснить также через антонимы. Так, самый распространенный из них - "бедность". Под этим словом можно понимать как отсутствие денежных средств на создание комфортных условий для жизни, так и узкий кругозор, скудность душевных качеств.

Другой антоним - "нищета". Это слово описывает худшее материальное и духовное состояние человека, нежели бедность. И снова данный термин описывает внешнюю и внутреннюю сферы жизни общества и отдельных ее членов.

Еще одним антонимом богатства является нужда. Это слово говорит само за себя. Оно включает в свое значение понятия о том, что человеку чего-то не хватает для комфортной сытой жизни, что его доход слишком мал для приобретения дорогих предметов обихода, престижных моделей одежды, технических новинок и т. д.

Символы богатства

В человеческой культуре сложились достаточно устойчивые представления о богатстве. В зависимости от обычаев и традиций каждого конкретного народа появились определенные символы и талисманы, которые помогают привлечь достаток и благополучие в дом.

Особенно широко тема богатства раскрывается в восточных культурах. Например, в Китае течение фэн-шуй объясняет не только то, какие талисманы нужно держать в доме для привлечения богатства и удачи, но и как они должны располагаться, чтобы энергии воды, воздуха, огня и земли не гасили Так, символ богатства в Китае - это одноименный иероглиф. Считается, что данное изображение необходимо поместить рядом с деньгами, чтобы их количество умножалось и возрастало, например, нарисовать на кошельке, положить в сейф клочок бумаги с таким рисунком, а также рядом с ценными вещами (в шкатулку с драгоценностями или с важными бумагами). Еще один талисман Поднебесной - монеты с квадратными прорезями. Его нужно вешать на веревочке в доме или носить на шее. Жаба с монеткой во рту также поможет привлечь богатство. По фэн-шуй необходимо разместить несколько фигурок в каждой комнате на юго-востоке спиной к входу. Это создаст иллюзию того, что жаба только что впрыгнула в комнату и принесла с собой деньги.

В русской культуре также есть символ богатства. Это подкова, которую традиционно вешают над входной дверью. Считается, что этот талисман приносит в дом богатство, счастье и удачу, а также прогоняет злых духов, которые портят вещи и отношения людей.

Боги богатства

Восточные народы поклоняются большому количеству богов, которые могут дать людям процветание, богатство и счастье. В индийской мифологии бог богатства - это Кубера. Это божество не только приумножает достаток, но и хранит секреты подземных сокровищ и драгоценных металлов.

То, какому богу поклоняться, зависит не только от предпочтений каждого человека, но и от того, под каким знаком зодиака он родился и в какой год по восточному гороскопу. Так, буддийскому божеству Дзамбала рекомендуется молиться людям, появившимся на свет в год Петуха или Обезьяны.

В древнегреческой мифологии бог богатства - Плутос. Он воспитывался с раннего детства двумя богинями: Тихе и Эйреной. Плутос приносит процветание и прибыль лишь тем, кто усердно трудится. Сам же он не умел правильно распоряжаться материальными благами, за что был наказан верховным богом греков Зевсом.

Высказывания о богатстве

Многие великие люди упоминали в своих цитатах богатство. Это цитаты, наполненные глубоким смыслом. «Самое большое богатство - жить и довольствовать малым», - так сказал о достатке греческий поэт и писатель Платон. Данное высказывание можно растолковать следующим образом: желая многого, человек становится жадным и перестает ценить то, что у него уже есть.

«Всё богатство - это продукт труда», - так охарактеризовал роскошь и изобилие Джон Локк, английский философ. Из его цитаты ясно, что большого материального состояния не добиться без усилий. Ничто не достается в жизни просто так.

Богатство как материальная категория

Первое значение слова богатство - наличие материальных благ, а именно денег. Большое количество денежных единиц позволяет человеку не задумываться о том, что покупать, чем питаться, где отдыхать. С другой стороны, богатство не обязательно должно быть эгоистичным. Например, многие известные люди жертвуют большие деньги на благотворительность, помогают международным организациям, отправляют в зоны вооруженных конфликтов. Все это примеры того, как богатство может служить на благо всему обществу, а не отдельному человеку.

Богатство как духовная категория

Материальная составляющая - лишь небольшая часть того, что входит в понятие «богатство». Это еще и умение, и желание делать добрые дела, обширные знания в различных сферах жизни, высокие нравственные принципы и твердые моральные устои. Вот к чему должен по-настоящему стремиться каждый человек, не ограничиваясь узкими представлениями о богатстве как о куче денег, которую можно бездумно тратить налево и направо на всевозможные удовольствия.

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.

Путь к богатству – это путь к чему? Кого можно считать богатым?

Является ли богатство синонимом большого дохода или наличия дорогой собственности? Для кого-то – может быть…

Деньги – это еще не богатство, и количество денег не может служить мерой богатства (вернее, может, но лишь косвенно). На самом деле, сами по себе деньги вообще не имеют никакой ценности – это всего лишь кусочки бумаги с цифрами и портретами. Ценность деньгам придают люди, согласные обменять эти бумажки на что-то нужное именно вам. Известно крылатое выражение: “в пустыне кружка воды стоит миллионы”. Действительно, при отсутствии возможности покупать что-либо деньги становятся абсолютно ненужными.

Как можно оценить богатство топ-менеджера, который зарабатывает несколько сотен тысяч долларов в год, но у него нет времени побыть со своей семьей? Или кто богаче – миллионер, умирающий от тяжелой болезни, или человек без средств, но с отличным здоровьем?

О настоящем размере богатства можно судить только по качеству жизни. По-настоящему богат только тот, кто может прожить свою жизнь так, как хочет именно он, даже если такая жизнь не связана с миллионами на банковском счету. Быть богатым значит жить в изобилии – таком изобилии, каким вы сами себе его представляете.

Богатство – способность поддерживать привычный образ жизни при отсутствии заработков в течение длительного времени.
Богатство – это свобода выбора. Выбора работать или не работать. Проводить свое время, так как хочется, не обращая внимания на финансовые ограничения.

Размер богатства в денежном выражении для каждого человека – разный и зависит от того самого “привычного образа жизни”. Только вы сами можете назвать сумму, которая означает для вас быть богатым. И пусть вы не попадете в список мультимиллиардеров, это не помешает вам наслаждаться богатством собственной жизни.

Узнайте больше: бесплатный курс "Как стать инвестором?"

В мире личных финансов любят воспитывать наивных инвесторов. Мол, инвестиции – это легко и просто. Выполняйте пару нехитрых правил, и вы разбогатеете быстро и без усилий.

Богатство – это изобилие у человека или общества материальных ценностей. К таким ценностям относятся деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.

Я бы разделил этот вопрос на две части.

Первое – это происхождение слова Богатство.

Второе – это понятие Богатства, то, что мы подразумеваем под этим словом, когда произносим слово Богатство. Современное значение этого слова.

Происхождение слова Богатство.

Несомненно – корень слова Бог. Очевидно, что слово Богатство сложилось из двух слов: Бог и дать, дал. То есть: Бог-дать, Бог-дал. Человек, не обделенный Богом, есть богатый человек. Что конкретно имеется в виду под тем, что все-таки дал бог человеку, можно только догадываться. Во всяком случае, получается, что Богатство – это то, что дал человеку Бог .

Современный взгляд на Богатство.

Какие ассоциации возникают у нас, когда мы произносим слово Богатство?

Это, прежде всего изобилие различных материальных благ.

Это все то, что человек желает иметь у себя в собственности.

Богатство ассоциируется с наличием большого количества денег, ибо все материальные блага мы можем получить только при помощи денег.

Богатый человек свободен во всем, потому что путь ко всем желаниям лежит через деньги.

Я умышленно сейчас опускаю тему о том, что человек должен быть богатым и духовно, что, мол, богатство портит людей. Потому, что – это разговоры в пользу бедных. А мы ведем речь о Богатстве.

И потом, покажите мне хотя бы одного из современных богатых людей, кого можно было бы назвать бездуховным или другим подобным словом?

Нет, ни тупых, ни притрушенных среди богатых людей.

В этот формат только не вписываются лишь те, кто получил богатство по наследству или случайно (огромный выигрыш в лотерею, например). Повезти может, конечно, любому человеку. А вот как дальше он сможет распорядиться своим неожиданным превращением в богача – это уже другой вопрос.

Если человек богат, то он, очевидно, заслужил этого. Бог ведь дал.

Поэтому осуждением богатых людей заниматься не будем. Не надо осуждать тех, кем мы сами в душе желаем стать.

Мне кажется, что каждый человек находится на «своей линии богатства». То есть, каждый из нас довольствуется тем, что он заслуживает от жизни на данный момент.

Можно ли разбогатеть и как это сделать?

Каждый человек, конечно, может разбогатеть, но, как это сделать – никто не знает. Иначе все давно были бы богатыми людьми. Вы можете прочесть много рекомендаций, разных методик о том, как стать богатым. Если вам суждено быть богатым, то вы давно сделали бы ЭТО.

Научиться стать богатым нельзя. (Может, и впрямь, все от Бога?!)

Если человек беден – это надолго.

Если вы не богаты – это навсегда! Почти навсегда...

Поэтому на нашем сайте вы не найдете ничего о том, что касается того, как стать богатым.

Зато обо всем остальном, что касается Богатства, здесь в изобилии!

С уважением, ваш К.Г.