Необычные растения        16.06.2019   

Езидская свадьба – дань традициям. Традиции езидских свадеб

Ези́ды - этноконфессиональная группа, говорящая на курдском диалекте курманджи и в основном проживавшая на севере Ирака, в частности в провинции Мосул, а также на юго-востоке Турции. После первой мировой войны в большинстве своем мигрировали в Армению, далее в Грузию и Россию, а также в страны Европы.

Чем же празднование езидской свадьбы отличается от свадеб других народов?

Традицией считается начинать езидские свадьбы в жилище жениха с раннего утра. Туда же приглашают и музыкантов. На церемонии бракосочетания присутствуют получившие приглашения родственники, хорошие знакомые и соседи. Около полудня жених отправляется за своей будущей супругой.

В доме невесты накрывают небольшой стол с угощениями прямо во дворе. Прибывшие подходят к столу, говорят какие-нибудь торжественные слова, касающиеся свадьбы, пьют и едят. Гости женского пола приносят невесте подарки на подносах. Их красиво раскладывают, заворачивая в прозрачный материал и перевязывая разноцветными ленточками. Традиция предполагает, что езидская свадьба не может обойтись без красной шали в качестве подарка для невесты. Также девушке дарят и свадебное платье, в котором она будет на торжестве.

Музыканты веселят всех своими мелодиями, а родственники невесты также дарят жениху кое-какие подарки. Перед тем, как жених заберет невесту из родительского дома, на езидской свадьбе исполняется танец «гованд». Его танцуют будущие молодожены.

Родители невесты также демонстрируют всем присутствующим все те подарки, которые девушка получила от родных жениха. Они благодарят за дары, дарят жениху от себя кольцо (его жених оденет невесте на свадебной церемонии). Еще чуть позже родители невесты показывают всем ее приданное, друзья жениха забирают приданое в его дом. Приданое должно включать все необходимое для жизни новой семьи. Основное в нем: одеяла, матрасы, подушки и постельное белье.

Перед трапезой невеста облачается в шаль, которая имеется у нее, и в шаль, которую ей преподнес будущий супруг. В них она находится в течение всей свадебной церемонии. Трапезничают гости в доме невесты не более трех часов. Потом гости наблюдают еще два обряда. Один, когда брат невесты трижды завязывает и развязывает ленточку вокруг талии девушки. Второй представляет собой выкуп подушки невесты у ее родных. После прохождения «испытаний» молодые уходят из дома невесты. Они следуют в жилище жениха.

Перед домом мать парня осыпает молодых сладостями. Жених же становится на возвышенное место и кладет яблоко на голову любимой. Яблоко символизирует плодородие и размножение.

Также на плечи молодоженам кладут символ богатства - лаваш. Перед порогом жених и невеста одновременно бьют по тарелке ногой, чтобы разбить ее. Если тарелку разбивает жених, то первым ребенком будет мальчик, если невеста - то девочка. Осколки тарелки собирают друзья новобрачных.

Когда проходят езидские свадьбы, музыка постоянно «в ходу». На свадебном пире женщины сидят отдельно от мужчин. Для правильного проведения свадебной церемонии назначается тамада.

Видео езидской свадьбы

Подпишитесь на рассылку сайта!

Кто такие езиды?

Езиды – это этнос, внутри курдского народа. То, как и откуда появились езиды, сейчас доподлинно неизвестно, то же можно сказать и о значении названия этноса. Более того, слово «езиды» вовсе лишено любой этимологии. Известно только то, что езиды пришли из Месопотамии и сейчас живут небольшими диаспорами во большинстве стран мира. Самые многочисленные диаспоры езидов те, что проживают в Армении, Ираке, Турции и некоторых странах СНГ. Менее значительные группы находятся в Америке и Европе.

Удивительно, но езидам удалось практически полностью сохранить свой язык, обычаи, традиции и уклады жизни с времен основания их народности и национального самосознания. Этот факт делает езидов одной из старейших народностей на планете Земля. Основу культуры езидов составляет их религиозная практика – езидизм, который был распространен в Месопотамии в доисламское время. С приходом ислама езидизм был признан неугодной религией и страд всячески притесняться и подвергаться гонениям. Его неоднократно пытались упразднить, уничтожить, реформировать, поэтому доработки и дополнения в эту традицию вносились регулярно. Свой современный вид он приобрел только к XIV – XV векам. Тогда он превратился в «лоскутное одеяло» из обрывков разных вероучений и религиозных направлений. Можно предположить, что именно такая неоднородность религиозных взглядов езидов и стала причиной постоянных репрессий и гонений, которые оказывали езидам другие народы. Но несмотря на все, этот этнос сохранил свою самобытность, культуру, религию. В качестве священного писания езидов выступают две книги: «Книга откровения» и «Чёрная книга». Интересно, при такой большой пастве, разбросанной по всему миру, существует только один храм, где езиды могут исповедовать свою веру.

Особенностью этого народа является то, что невозможно стать его частью, просто приняв езидизм. Езидом нужно родиться. При этом истинным езидом является только тот, кто был рожден от матери и отца, принадлежавших этой народности. Езиды живут в кастовом обществе. Касты всего две: миряне и духовенство. Ни один человек не может перейти оз одной касты в другую, то есть кастовые границы абсолютно непроницаемы. Общение между представителями разных каст также под строгим запретом. Статус человека, определяемый кастой, передается по наследству. Так, ребенок, рожденный в семье духовенства, автоматически становится священником, для этого ему не нужно учиться или поступать куда-либо не службу. В каждой семье дети обучаются нормам и традиции езидизма. За это отвечает отец, дядя или дедушка, то есть старший мужчина в роду. Женщинам прививать детям религиозность запрещено. Статус женщины у езидов весьма непривлекателен: она практически не имеет прав и проводит свою жизнь, рожая детей и работая по дому. Хотя это характерно для всех народов, придерживающихся ислама.

О культуре езидов можно говорить очень долго. Скажем лишь, что они празднуют все свои праздники в полном соответствии со всеми традициями и обычаями, которые корнями уходят в древность. Современные культурные тенденции не оказывают на них такого сильного влияния, как на другие национальные культуры. Езидам предписано часто молиться, при этом делается это согласно кастовым законам. Если это правило не соблюдается, что с преступником прекращается любое общение и его с позором выгоняют из общины. Скажем несколько слов о традиционной свадьбе езидов.

Свадьба езидов

Свадьба езидов и сейчас проходит по обрядам предков. Браки между представителями разных каст запрещены, поэтому жених и невеста должны принадлежать одной каче. Празднование свадьбы растягивается на семь дней. Но сейчас такое пиршество могут себе позволить только самые состоятельные семьи, остальные же ограничиваются двумя днями праздника. Утро первого дня праздника начинается с шумной стрельбы из ружья. Так мужчины селения отгоняют злых духов, чтобы те не могли помешать молодым создать новую благополучную семью. Вообще у езидов есть несколько сценариев свадебного торжества, выбор здесь зависит от состоятельности и зажиточности семей жениха и невесты. Можно провести обручение с колыбели, простое обручение, кражу невесты или ее добровольный уход в дом будущего мужа. иногда практикуется следующее: молодые брат и сестра из одной семьи сочетаются узами брака с сестрой и братом из другой. Но гораздо чаще встречается празднование обычной традиционной свадьбы, в которой проводится много интересных и зрелищных обрядов. За свадебным столом разрешено сидеть только мужчинам, в то время как женщины вместе с молодой женой кропотливо собирают приданное для невесты, а потом выводят ее танцевать. После окончания свадьбы муж приводит жену в свой дом, и начинается обычная повседневная жизнь молодой семьи.

Сегодня пост про езидов и их суровые нравы. Езиды – наиболее уязвимая часть иракского населения, так как они пытаются вести автономный образ жизни. Местные власти не обращают на них внимания, американские военным они тоже не интересны, зато они интересны мусульманам, которые считают их дьяволопоклонниками.

Немного истории:

Приблизительная численность езидов в мире оценивается от 700 тысяч до 1,5-2 миллионов человек, основная масса которых проживает в северном Ираке. В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». По переписи населения 2002 года в России проживает 31,3 тыс. езидов.

Из-за гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение окончательно сложилось к XIV-XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. Таус Малак - Верховный ангел Малак Тавус (Мелик-Тавус (= Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил или Азазель), изображаемый в образе павлина, является символом езидизма. Он был создан Всевышним первым из семи Архангелов, а затем поставлен во главе остальных Архангелов.

Мусульмане и христиане считают езидов "дьяволопоклонниками" только на основе того, что они почитают Малаки Тауса. Вот, что думают по этому поводу сами езиды:

"Подобное утверждение - плод глубокого заблуждения, не имеющего ничего общего с представлениями самих езидов об этом Архангеле. Езидизм, как религия, отвергает любое зло от Всевышнего. В езидизме нет злых духов и падших Ангелов, которые правят в аду грешными душами. В Езидизме считается, что добро и зло это одно целое, которое исходит от Всевышнего к каждому человеку."

Езиды верят, что в конце времен Бог помирится с павшим ангелом, а до тех пор езидам запрещено упоминать падшего ангела под разными названиями. Своим своеобразным мировоззрением езиды навлекали на себя ненависть окружающих народов, несмотря даже на свою лояльность ко всем религиям.

01. Порядка 10% населения Курдистана составляют последователи езидизма - уникального, традиционно курдского вероисповедания. Лалеш – святыня курдов-езидов. Это место равносильно Ватикану для католиков или Мекке для мусульман. Более того, у езидов просто нет других храмов и каждый член езидской общины, разбросанной по всему миру, обязан совершить поломничество в Лалеш хоть раз в жизни.

02. 6 октября начинается неделя паломничества езидов - Джамаи. Каждый езид, по мере возможности, собирается в путь, чтобы поклониться святым местам и быть освящённым в водах Кания Спи. Кто посещает Лалыш и совершает паломничество, тому дарят барат (букв. «грамота, подарок» - шарики, сделанные монахинями (факрая) из ила этого родника) в знак освящения.

03.

04. Вход в храм. Не территории нельзя ходить в обуви. Перед входом езиды целуют порог.

05.

06.

07. В храме можно загадать желание и завязать узелок.

08.

09.

10. Для мужских и женских желаний и узелков есть разные комнаты.

11.

12. В Лалеше так же находится вход в пещеру Зем-Зем, где находится священный для езидов "Белый Родник" - "Канья Спи".

13. Еще одна традиция - езиды с закрытыми глазами кидают платок на камень, нужно чтобы с трех попыток клаток попал на камень и не упал с него, тогда желание сбудется.

14.

15. А вот езидские красавицы.

16. Культ павлина чувствуется в одежде.

17.

18.

19.

20. Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращённого не находится места в кастовой системе. Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рождён от обоих родителей (от матери и отца) исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству.

21. Религиозные запреты: пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т. п.) - ныне соблюдаются редко.

22. Согласно езидским религиозным источникам, в течение 12 столетий 72 раза, периодически, учинялась резня - геноцид со стороны соседних исламских народов, с целью полного уничтожения их веры и культуры. Апогей исламского фанатизма достиг в 1915 г., когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), живущим на её территории.

23. Се харф-считаются тремя самыми страшными грехами у езидов:
- нельзя вступать в брак или во внебрачную связь с представителями других каст.
- езид не имеет право вступать в брак с иноверцем и, таким образом, переходить в иную веру.
- ни один езид не вправе поднять руки на представителя духовной касты.

Говоря о СЕ ХАРФ, о трёх смертных грехах, оно толкуются так, что после смерти, езид нарушивший эти три греха "на том свете", никогда, ни за какие благие дела не будет прощен.

24. Так вот, самая большая проблема у иракских езидов это второй пункт - браки с иноверцами. Мусульмане, кстати, положительно относятся если мужчина берет в жены езидку, они считают, что он спасает ее.

25. Но, сердцу не прикажешь и иногда браки между мусульманами и езидами все-таки случаются. Еще чаще случаются подозрения езидских девушек в связях с мусульманами. В обоих случаях их убивают. Такие истории происходят почти каждый месяц. Об ожном случае я уже рассказывал...

Жительница курдского городка Башика на севере Ирака, 17-летняя Дуа Халиль Асвад была насмерть забита камнями своими родными-мужчинами за то, что посмела влюбиться в юношу-суннита. Девушка была приговорена к смерти путем "праведного убийства" родственниками и местными религиозными лидерами. Ее обвинили в том, что она опозорила себя и семью, когда однажды вечером вернулась домой позже положенного срока. Разносились также слухи, будто Дуа приняла ислам, чтобы стать ближе возлюбленному.Все закончилось тем, что несколько мужчин ворвались в дом, где жила Дуа, вытащили ее на улицу и в течение получаса забрасывали камнями, пока девушка не умерла. За казнью наблюдала большая толпа. Местные органы правопорядка видели происходящее, однако не вмешались. Молодому человеку повезло больше, его не тронули, так как он был из влиятельной семьи. Вот сюжет CNN на эту нему. !!!НЕ СМОТРИТЕ ЕГО, ТАМ ПОКАЗАНО КАК УБИВАЮТ ДЕВУШКУ!!!

26. Мусульмане отреагировали на эту историю по-своему - убили в ответ 11 езидов, так как девушка после вступления в связь с мусульманином уже считалась мусульманкой. И такие истории происходят здесь довольно часто.

27.

28.

29.

Езидская свадьба начинается ранним утром в жилище жениха с обязательным приглашением музыкантов. Церемония бракосочетания предполагает присутствие самых хороших знакомых и давних соседей. Примерно около полудня жениха направляются к дому невесты. Там, посреди двора, родители новобрачной организуют небольшой стол с напитками и яствами.

Произносятся обязательные в таких случаях слова о торжественности данного дня. Среди гостей присутствуют те женщины, что приносят подарки невесте на так называемых сэни (круглых подносах) или в руках. Езидская свадьба предполагает особое отношение к дарам: подарки самым искусным образом разложены, они предварительно упаковываются в прозрачный материал и перевязываются разноцветными лентами. Езидская свадьба предусматривает не менее пяти подносов, но они обязательны. На одном из них обязательно находятся хэли (красная шаль) и платье для невесты, в котором она будет на свадьбе. На подносах также лежат сладости, стоят бутылки с шампанским и прочие подарки. Под веселую задорную музыку родные невесты принимают дары и отвечают своими подарками доверенным жениха. Сейчас в Москве проводятся достаточно часто, и уже перестали быть экзотическими.

Совместный танец «Гованд» предваряет отъезд невесты из родительского дома. Но перед этим все гости обязательно заходят в дом. Там со словами благодарности устраивается показ всех принесенных подарков всем присутствующим. Родственники невесты вручают жениху кольцо, которое вскоре наденет ему невеста во время самой церемонии. Новые езидские свадьбы проводятся с соблюдением всех традиций и обязательной демонстрацией приданого. Его забирают доверенные жениха, чтобы затем доставить до приезда молодых в дом. Приданое в основном состоит из постельного белья (нэвине буке): одеял, матрасов, подушек. Символична еще одна церемония перед началом трапезы в доме невесты - связывание воедино двух шалей - той, которая подарена женихом, с той, которая уже имеется у невесты. Новобрачная остается в них на протяжении всей дальнейшей церемонии. Общая продолжительность трапезы в доме невесты - в среднем от двух до трех часов.

Количество обрядов, которые проходят до отъезда невесты из родительского дома, этим не исчерпывается. Следуют еще два. В первом брат невесты (если таковой, конечно, имеется) трижды обвязывает и развязывает вокруг её талии ленту. Второй - выкуп женихом невестиной подушки. Как только действо состоялось, невесту, наконец-то, можно с чистой совестью и радостным сердцем увозить от порога родительского дома. У порога дома жениха его мать осыпает молодых сладостями, после чего жених встает на возвышение, возлагая на голову нареченной яблоко, - символ плодородия и размножения.

Во время следования в дом на плечи молодоженам попеременно кладется лаваш - символ семейного достатка. У порога дома одновременно ногами жениха и невесты должна быть разбита тарелка. Если это удается жениху - первым родится мальчик, если невесте - девочка. На свадебному пиру мужчины и женщины сидят отдельно. Езидская свадьба - это танцы и песни, причем музыка сопровождает весь церемониал. Для соблюдения традиций назначается тамада.

На своей свадьбе, в армянском селе Мушакан, 15-летняя Сона Амоян полчаса стоит босиком на холодном полу пока мимо нее проходят гости, приглашенные на свадьбу.

Сцены со свадьбы Омара и Соны Амоян.

Традиции езидской общины диктуют, что она не может разговаривать, сидеть или есть в присутствии родственников со стороны жениха.

Сона встретила своего жениха,16-летнего Омара на свадьбе.

После замужества она перестанет ходить в школу и переедет жить в его семью.

«Замужней женщине стыдно ходить в школу», - пояснила мать Соны. «Кроме того, какой молодой человек захочет, чтобы его жена ходила в школу?».

История Соны обычна для молодых езидских женщин в Армении, которые, как правило, бросают школу уже в 14 лет для того, чтобы подготовиться к замужеству. Мальчики учатся немного дольше и оставляют школу для, того чтобы стать пастухами. Это - традиционное занятие езидов в Армении.

Активисты предупреждают, что эти обычаи, создают риск маргинализации еще одного поколения езидских женщин, но традиционалисты говорят то, что замужество юных девушек является древней традицией.

«Это - общепринятый закон, так все и будет продолжаться. Если девушка зрелая, то я за то, чтобы ее выдавали замуж в 16 лет», - сказал председатель Национального союза езидов Азиз Тамоян.

Даже если матери недовольны тем, что дочери повторяют их судьбу, они говорят, что не в состоянии противостоять традиции.

По словам 38-летней Лилии Авдоян, которая присутствовала на свадьбе, она мечтала стать врачом. Однако когда ей было 16 лет, ее дедушка заставил ее бросить школу и выйти замуж. Сейчас такая же участь ждет ее 14-летнюю дочь.

«Мой муж заставил нашу дочь бросить школу, и я была здесь бессильна», - сказала она. «Дети часто жалуются на то, что они должны уйти и жить в другой семье. Они еще слишком молоды и все взваливается на их плечи», - продолжила она.

«Учителя армянских школ часто пытаются убедить родителей езидских детей одуматься и не заставлять своих детей бросать школу или хотя бы отложить это на некоторое время. Однако у родителей всегда наготове заученные ответы, такие как: “мой ребенок болен” или “он не успевает в учебе и не хочет учиться», - добавила Авдоян.

Езиды - это сплоченная община, которая исповедует единственную в своем роде религию и разговаривает на одном из диалектов Курдского языка. В Армении они представляют собой растущую общину, в которой семьи имеют по 8-10 детей.

По данным переписи населения 2001 года, в Армении проживает около 40,000 тысяч езидов, что составляет немногим более 1% от общей численности населения Армении, однако, по словам Тамояна, их количество достигло 60,000.

На свадьбе Сона стоя ждет, когда гости посмотрят ее приданое. Омар сможет зайти в комнату только после этого. До того, как уйти праздновать с другими мужчинами, он надевает на ее палец кольцо. Однако он успевает запретить женщинам, собравшимся вокруг его новой жены, не делать ей макияж.

«Без разрешения мужа женщина не может пользоваться косметикой или делать покупки», - сказала Авдоян. «Она не может произносить тост, разговаривать в присутствии свекра, учиться или работать».

Пример 23-летней Инессы является доказательством того, что не все родители езиды придерживаются традиционных взглядов.

У нее есть университетский диплом, и она сказала, что ее мать и отец поддержали ее желание получить образование. Она сказала, что и другим советует, по крайне мере, окончить школу, но добавила, что изменить взгляды семей, которые придерживаются старых традиций, невозможно.

Воспользовавшись моментом, когда родственники Омара вышли из комнаты, Сона ненадолго села отдохнуть. Затем она отправится в дом своего мужа в селе Мхчян.

Когда они уезжают, Омар смотрит из окна лимузина, выкрикивая соседям невесты: «Мы увозим девушку с вашей улицы!».

В Мхчяне, перед тем как войти в свой дом, Омар поднимается на крышу и старается попасть в голову своей жены красным яблоком, но промахивается. Ритуал предназначен для того, чтобы совместная жизнь была счастливой, а жена покорной.

Один из присутствующих, Ариф сказал, что после своей свадьбы он так сильно бросил яблоко, что его 14-летняя жена упала в обморок и у нее из носа пошла кровь.

«Ей дали воды, но она пришла в себя только через 15-20 минут», - вспоминал он. «Почему я должен чувствовать себя виноватым? Закон есть закон. Надо попасть яблоком в голову. Таков наш обычай. Даже сейчас, когда, например, моя жена не слушается меня, или когда я прошу принести стакан воды, а она медлит, я ее бью”, - продолжил он.

В будущем году 33-летний Ариф станет дедушкой.

Ануш Погосян, которая работает в Женском ресурсном центре в Ереване, сказала, что ранние браки являются «пороком» езидского сообщества, но очень трудно что-либо с этим сделать. Она не помнит, чтобы езидские женщины когда-либо обращались к ним за помощью.

«Брак, заключенный между подростками, является нарушением целого ряда прав», - объяснила она. «В частности, права на распоряжение собственным телом, поскольку очень часто в подростковом возрасте девушки физически или психологически не готовы к сексуальным отношениям».

«Брак в подростковом возрасте также приводит к нарушению права на свободный выбор», - продолжила она. «Подросток не может принять осознанное решение, и очень часто родители не считаются с мнением своих детей и заставляют их вступать в брак».

Этнограф Грануш Харатян, которая занимается изучением истории езидов, сказала, что изменения в езидских обычаях маловероятны.

«Езиды - принципиально закрытое общество», - сказала она. «Их традиции являются важнейшим символом для сохранения их этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Но элементы престижа, к примеру, то, что невесту со свадьбы забирают на лимузине, стали частью их обычаев и уживаются наряду со старыми традициями, не меняя их».

После приезда в свой новый дом, Сона стоит в центре гостиной и ждет следующую часть церемонии, во время которой ее свекровь подарит ей золотое украшение.

Только после этого она, наконец, сможет сесть.

Лусинэ Авакян, независимый журналист.