Комнатные растения        05.07.2019   

Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме. Учим ребенка одеваться без капризов и лишнего стресса

Заранее приготовьте для него чистые, глаженые вещи, которые ему предстоит одеть. Сложите их с вечера в удобное и легкодоступное для ребенка место. Не забудьте и о верхней одежде, ведь если перед выходом вы обнаружите пятно на куртке, о котором позабыли с предыдущей прогулки, скорость одевания точно не увеличится от того, что вы помчитесь его застирывать.

Попытайтесь не давить на ребенка и не использовать в его адрес замечания: «не так», «ты делаешь неправильно», «да где ты видел, чтобы так одевались», «ты забыл одеть, застегнуть, завязать», «давай быстрее, что ты как черепаха» и т.д. Лучше похвалите его и предложите свою помощь там, где она действительно необходима. Ведь вряд ли заболеет от обморожения верхних дыхательных путей, если пропустит пуговицу. И едва ли его арестуют на улице, если шапка будет надета задом наперед. А вот поощрение и похвала только усилят его уверенность в себе и ускорят процесс. В конце концов, огрех всегда можно незаметно поправить в лифте или транспорте.

Чтобы научить ребенка быстро одеваться, стоит попробовать отгородить его от всех плохих ассоциаций, которые могут быть связаны с этим нелегким процессом. Попробуйте на начальном этапе заменить водолазку, которую так тяжело натянуть через голову, кофтой на пуговицах и шарфом, а на молнии и шнурках - ботиночками на липучках. Понаблюдайте за , возможно, какая-то одежда трудно поддается ему. Попробуйте сначала убрать все, что вызывает у него трудности в одевании и плохие эмоции, и лишь со временем постепенно возвращайте «нелегкие» вещи в повседневную .

Вы можете провести одевание в игровой форме. Поставьте детские песочные часы и придумайте вознаграждение за то, что ребенок уложился в срок. Или устройте эстафету и одевайтесь наперегонки. Только учтите, что то , за которое одеваетесь вы, никак не может быть равно тому времени, за которое оденется ребенок. Если песочные часы будут рассчитаны на одну минуту, или вы оденетесь раньше, ребенок не только не справится с задачей, но еще и очень расстроится. В крайнем случае, отправьте ребенка одеваться немного раньше.

Мотивируйте ребенка . Объясняйте, что если вы сейчас поспешите, то у вас останется больше времени для вечерней игры, что вы успеете на самый волшебный автобус, что завтрак в саду будет вкуснее, если вы придете раньше. Говорите, как вы им гордитесь, какой он стал , самостоятельный, как вам приятно, что он уже умеет так одеваться сам. Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы. Многие вещи оказываются намного проще, чем кажутся.

Полезный совет

Попробуйте во время одевания убрать из поля зрения ребенка все вещи, которые могут его отвлечь.

Не отвлекайте его вопросами о том, все ли он взял для школы.

Не давайте никаких важных заданий в процессе одевания. Ребенок может забыть не только о них, но и о том, что не надел носки под сапоги.

Связанная статья

Подавляющее большинство родителей жалуются на утренние сборы ребенка в школу. Школьник не хочется рано просыпаться, встает с трудом, еле жует утреннюю кашу, капризничает, не хочет никуда идти. Родители нервничают, кричат, торопят и портят нервы и себе, и ребенку.

Когда, наконец, ребенок собран, до школы путь практически в бегах. А потом целый день бедные родители чувствую свою вину, и думают, как же помочь ребенку правильно организовать свое утро и избежать нервотрепки.

Как научить ребенка собираться в школу?

Для ребенка должен быть пример

Конечно, ребенок берет пример с взрослых. Умеет ли планировать свой день сам родитель? Так ли легко мама или папа собирается по утрам на работу? Конечно, в жизни случается разное, и не всегда получается все делать по плану, но ради ребенка нужно научить жить организовано и без спешки.

Родителю надо встать раньше своего чада

Родителю надо встать пораньше, уделить время себе, поднять настроение за утренним кофеем или чаем. А далее необходимо помочь малышу организовать свое утро. Так как у мамы или папы появилось свободное время для себя, остальное оставшееся время они могут уделить ребенку. Надо помочь достичь школьнику самостоятельности.

Планирование дня

Об утре необходимо позаботиться с вечера. Если ребенок поздно ложится спать, то и вставать с утра ему очень тяжело. За день малыш сильно устает как умственно, так и физически, поэтому полноценный отдых ему просто необходим. Если ребенок ляжет пораньше, то и вставать ему будет проще, да и получаться все будет намного легче.

Забота о гардеробе

Необходимо заранее позаботиться об одежде ребенка. Будет лучше, если она будет не только комфортной, но и легкой в одевании. Несмотря на то, что в таком возрасте ребенок это уже почти взрослый человек, все равно ему надо облегчить его новую жизнь хотя бы в этом. Лучше если одежда будет на удобных липучках или резиночках. В таком случае, ребенок сможет одеться самостоятельно и без лишних усилий. Тогда сохранятся нервы и у родителя и у школьника.

Разговор о грядущем дне

Так как ребенок еще не достаточно самостоятелен, он не может запомнить всю последовательность действий с утра. Будет намного лучше, если что-то ему будет напоминать о необходимых действиях. Например, можно сделать стрелочки, по которым он будет идти, и выполнять задания. Или же можно развесить картинки, которые будут служить напоминанием о том или ином процессе. Все шаги должны быть расписаны, от чистки зубов до одевания обуви. А результаты можно прикрепить на холодильник в виде отчета. Для ребенка это будет своеобразная игра, и он с радостью начнет собираться в школу.

Позитивный настрой

Пусть родитель разбудит ребенка не обычными словами, а поцелуем или забавной песенкой. Можно включить детскую музыку, но не стоит начинать утро с мультфильмов. Иначе, ребенок будет долго смотреть мультик и не захочет идти в школу.

Сборы с вечера

Лучше всего будет, если подавляющее большинство дел будет сделано с вечера. Например, вечером необходимо правильно сложить одежду, чтобы с утра ее было легко одеть. Портфель так же к утру уже должен быть собран. Это избавит от лишней суеты. Родитель должен контролировать сборы ребенка вечером, чтобы он ничего не забыл. Однако, важно, чтобы и в этом у малыша была определенная самостоятельность. Ему можно напоминать, но делать все за него не стоит.

Ролевая игра

Часто бывает так, что малыш не хочет оправляться в школу по самым простым причинам. Возможно, у него не сложились отношения с учениками или с преподавателем. Бывает так, что школьника в образовательном учреждении могут обижать. И тогда малыш сопротивляется походу в школу изо всех сил. В таком случает маме или папе надо поговорить с ребенком, мягко и не навязываясь. Надо узнать все ли у него хорошо складывается в школе, есть ли у него друзья, как к нему относятся педагоги. Если выяснится, что есть определенные проблемы, то надо предпринять соответствующие меры. Когда все проблемы будут решены или улажены, процесс сбора в школу пойдет быстрее.

Похвала

Хвалить ребенка обязательно надо. Например, если малыш быстро собрался и не опоздал в школу, маме или папе необходимо это отметить. Так же надо подчеркнуть, почему так случилось, что за это утро было сделано лучше всего. Родители могу предложить поощрение, оно может быть чисто символическим. Можно накапливать баллы за успешные сборы и в конце недели, в случае положительного результата, отправиться всей семьей в цирк или в зоопарк.

  • Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно
  • Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно
  • Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить
  • Советы по обучению ребенка одеванию

Освоение навыков самообслуживания - важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами - одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам - это меняет все!

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

    Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

    Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

    В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

    Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно

Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, - едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно - вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.

2 года

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).

3 года

Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).

4 года

Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.

5 лет

В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.

6 лет

Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.

Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить

Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.

"Мы опаздываем"

В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» - под таким девизом проходит каждое утро.

Уважаемые родители, пока вы не будете сами просыпаться (и ложиться спать!) по расписанию, соблюдать режим дня, действовать по расписанию, вы не прекратите опаздывать везде и всюду. Спешки по утрам можно избежать только одним способом - встать пораньше и подготовить все необходимое с вечера!

"Я сделаю лучше"

Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш

Исправить положение можно только регулярными упражнениями. Купите или смастерите для малыша игрушку-шнуровку, терпеливо и аккуратно поправляйте его, если пуговицы застегнуты в неверном порядке, объясняйте, как надеть ту или иную вещь без затруднений.

"Так намного спокойнее"

Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим - даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.

Дети капризничают во время одевания в двух случаях. Во-первых, если их непрерывно торопят и подгоняют (и тогда вам нужно взять на вооружение советы для опаздывающих родителей), а, во-вторых, если задача ребенку не под силу - и тогда дело можно исправить регулярными упражнениями. Пока же ребенок не освоился со шнурками и застежками, доверьте ему надевать нижнее белье, колготки, носки и рубашку, а верхнюю одежду помогите надевать (чтобы малыш не вспотел перед прогулкой) Постепенно предлагайте ему самому надеть новые предметы.

    Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.

    Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания - обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.

  • Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.

  • Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.

    Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.

  • Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!

  • Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!

    Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки - и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку - и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.

    Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.

Ваш малыш растет - пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые - может, они помогут делу!

Годовалые малыши, научившись ходить, начинают подражать взрослым – например, пытаются сами одеваться, надев колготки на голову или варежки на ноги.

Все это выглядит очень забавно, но только пытаешься начать учить ребенка, как правильно одеться, как встречается много трудностей.

Оказывается, малышу трудно запомнить последовательность, лево и право, а непослушные пальчики не могут застегнуть пуговки.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Есть проверенные способы и советы для родителей.

Зачем и когда учить самостоятельности

Некоторые родители начинают учить чему-то ребенка только потому, что «так надо в этом возрасте». Тут уже даже не важно, откуда такая информация.

  • Однако, если обучать новому навыку слишком рано, ребенку будет тяжело его освоить, он будет испытывать дискомфорт, вы – нервничать и переживать;
  • Если же затянуть с освоением умения, то ребенок просто привыкнет, что это и так делают за него – зачем самому-то учиться? И будет упрямиться нарочно, даже делать вид, что не получается.

Поэтому для каждого навыка – свое время, однако стоит учитывать характер ребенка и его индивидуальные особенности. Ведь и подход тогда должен быть разным даже к двум братьям или сестрам.

Знайте! Одевание или другие самостоятельные действия приучают ребенка к независимости. Ведь, как мы радуемся и хвалим малыша, когда у него что-то получилось!

Такие дети верят в свои силы, им проще обучаться новому, да и потом эта уверенность и самостоятельность переходят во взрослую жизнь.

Мы же хотим, чтобы наши дети были успешными и счастливыми людьми?

Конечно, хотим, а значит – должны иногда давать им свободу действий, не делая все за них.

Задача родителей в том, чтобы понять, как научить ребенка одеваться, при этом не ругая, не критикуя, помогая только тогда, когда это необходимо, но мягко и ненавязчиво.

А поэтому начинайте учить в любой удобный момент, когда вы никуда не торопитесь.

  1. Запаситесь терпением – всегда сложно учиться новому, вспомните себя, когда вы в последний раз чему-то обучались и долго не получалось;
  2. Даже взрослый не все понимает с первого раза, поэтому не надо спрашивать слишком много с ребенка.

В каком возрасте обучение будет эффективным? В 2-3 года.

Обычно перед садиком родители стремятся дать малышу необходимые для самообслуживания навыки. Начните с одевания простых вещей, когда увидите, что ребенок сам проявляет к этому интерес.

Это может быть и в 1,5 годика.

Пытается одеться – не мешайте, можете иногда давать небольшие подсказки, а помогайте, только если попросит.

Важно! Пусть в первый раз наденет майку навыворот или ботинки на разные ноги – не критикуйте. Главное – справился сам! В другой раз обратите внимание не только на то, как надеть, но и как это сделать правильно.

Способы обучения двухлетки

Как научить самостоятельно одеваться, чтобы не ранить тонкую душевную детскую психику и самим не перенервничать?

Порой мы воспринимаем некоторые события, связанные с детьми, чересчур остро. Поэтому первый совет – настройтесь на то, что не все может выйти с первого раза. И не стоит мучить себя и кроху «до победного» - не получилось сейчас, попробуем завтра.

Получайте удовольствие от общения со своим ребенком, превратите обучение в игру, которая понравится вам обоим, а не в тяжкий выматывающий труд.

Как научить ребенка одеваться в 2 года:

  • Однозначно: через игру;

Возьмите куклу или мягкую игрушку, покажите, как надеваете на нее кофточку, носочки, трусики. Объясняйте каждый шаг подробно и медленно.

А потом кроха пусть снимет все и попробует сам надеть одежду на игрушку. Не выхватывайте из рук, не говорите, что у него ничего не получается. Используйте нейтральные или позитивные выражения:«Почти получилось», «давай попробуем еще раз», «у тебя все получится».

  • Простые вещи, вроде носков, ребенок освоит быстро. Устройте «акцию» по надеванию носочков на всех членов семьи – сначала ребенок наденет носочки себе, потом маме, папе, бабушке, игрушкам. А после можно со всех снять и повторить!
  • Используйте специальные стишки и песенки для одевания: запоминая их, ребенок больше не забудет, где какая сторона у одежды, лево и право, последовательность и прочие нюансы;
  • В 2 года не требуйте слишком многого.

Вряд ли в этом возрасте ребенок сможет сам надевать куртку или застегивать пуговицы. Зато надеть трусики и штанишки ему по силам. Не надо оставлять его без помощи, договоритесь сразу, что надевает он, а с чем вы ему поможете.

Как научить трехлетку

Ребенка, в любом возрасте, обязательно надо хвалить за успехи, за каждое новое умение и проявление самостоятельности.

Как научить ребенка 3 лет одеваться:

  1. С помощью хитрости;

Это возраст упрямства, когда им хочется сделать наоборот, чтобы проявить свою значимость.

Пользуйтесь этим. Скажите заведомо не то, что хотите от ребенка. Например, скажите, чтобы он ни в коем случае не одевался сам. И выйдите из комнаты на время.

  1. Договаривайтесь;
  • Как со взрослым: ты сам одеваешься, а я тебе…тут у каждого свое, вам должно быть виднее, что можно предложить своим детям взамен;
  • Или это может быть просто распределение обязанностей. Расскажите, что делаете вы, а что малыш. Спросите, согласен ли он, считает ли это справедливым.
  1. Начинайте собираться заранее, с учетом того, что дети всё делают медленнее. Да, самостоятельно малыш будет одеваться дольше, поэтому дайте ему задание одеться примерно за полчаса до выхода, при этом, контролируйте процесс;
  1. На собственном примере. Покажите, как вы надеваете брюки, кофту, как определяете, где передняя и задняя стороны. Может понадобиться сделать это несколько раз;
  1. Если ребенок уже научился одеваться, но делает это медленно, устройте с ним соревнование или поставьте таймер на 10 минут. И всегда обязательно говорите, что в этот раз он справился чуть быстрее.

Важные правила для мамы

Вспомните себя, когда вас чему-либо учили.

  • Неприятно, когда относятся, как к медлительному и глупому существу, которое ни на что неспособно;
  • Обидно, когда стараешься, а тебя ругают;
  • Еще обиднее, когда получается, но не хвалят!

Старайтесь не допускать таких ошибок.

Еще поймите такую вещь, что мало научить, надо еще и следить каждый раз за выполнением:

  1. Сказали одеваться – наблюдайте, как ребенок это делает, чтобы увидеть возможные ошибки, подсказать, в случае необходимости, помочь;

Бывают кофты с тугой горловиной, штанишки, у которых не понять, где перед. Малышу не справиться с этими задачами самому, он только расстроится.

  1. Придумывайте разные игры с одеванием, не ограничиваясь чем-то одним.

Например, устройте «показ мод» с фотографированием. Или «маскарад».

Снимите на видео ребенка в одном наряде, поставьте на паузу. Пусть малыш переоденется и встанет на то же место в ту же позу. Включайте камеру снова. Если так сделать несколько раз, у вас будет видео, где ребенок «волшебным образом» оказывается в разных нарядах.

Пусть ваш ребенок будет не только любимым, но и уверенным в себе! Занимайтесь чем-то вместе с радостью и любовью.

Настройтесь на то, чтобы приятно удивляться успехам и не придавать значения неудачам. Отрегулируйте для начала свое душевное состояние и не ожидайте слишком многого. Спокойный родитель – спокойный малыш!

Начиная с двух-трех лет, ребенок начинает отстаивать свое право делать все собственными усилиями. В это время можно попробовать развить такой важный навык, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Умение одевать одежду самому напрямую зависимо от развития мелкой моторики, которая отвечает за умственное развитие.

Если вы наблюдаете у вашего малыша стремление все делать самому, вам останется только поощрить его, и тогда вам не придется делать никаких усилий, чтобы заставить его чему-то учиться. Попробуйте следовать некоторым рекомендациям психологов, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно.

Сначала тренируем навык самостоятельного раздевания, так как оно дается проще. Малыш, наблюдая за вашими действиями, уже к полутора годам сам, предвосхищая ваши действия, пытается снять шапку, варежки, носочки, а в два года уже способен снять штаны и кофту. Непременно похвалите его за каждое выполненное самостоятельно действие, поощряя к тому, чтобы малыш стремился все сделать сам. Вскоре он захочет и одеваться собственными силами.

От родителей требуется запастись терпением, ведь малыш все делает медленно и часто ошибается. Конечно, легче и скорее самой одеть малыша, чем ждать, пока он справится с неподдающейся застежкой или попадет в рукав. Однако ваше терпение окупится, и ребенок вскоре будет одеваться быстро и ловко. А пока можно лишь слегка помочь по его просьбе, зашнуровав ботинки или вывернуть колготки.

Ни в коем случае подвергайте критике действия ребенка, если он надел неправильно какую-то вещь. Если его оплошность не слишком очевидна, оставьте как есть. Главное - он оделся самостоятельно, у него есть повод для гордости. Похвалите его.

Если вы куда-то должны успеть в определенное время, то не стоит помогать малышу одеваться, лучше начать это делать заранее, дав ему дополнительное время на сборы. Вставайте чуть раньше, чтобы не лишать малыша возможности вовремя освоить понравившийся ему навык одевания.

Если малыш совсем не проявляет желания к одеванию, помогите ему, к примеру, надев лишь на одну ногу колготки или штаны и попросите продолжить самостоятельно. Предложите малышу самому снимать после прогулки одежду, которая ему поддается без труда. Если он почувствует, что процесс одевания-раздевания для него - не проблема, то с большей охотой будет за него браться.

Умение одеваться самостоятельно формируется не сразу, и ваша задача - помочь ребенку преодолеть сложности, показывая ему, как правильно надеть тот или иной предмет гардероба. Можно вызвать его на соревнование - кто скорее наденет куртку, футболку или сапожки.

Пусть малыш тренируется на игрушках, которые помогут ему скорее одолеть навык одевания. Это могут быть куклы с их многочисленными нарядами, а также игры-шнуровки, книжки с пуговичными застежками, карманы, липучки и завязки на специальном панно, которое поможет ребенку развить мелкую моторику рук, что будет кстати при навыке одевания.

Девочки обожают игры, типа показа модной одежды, сменяя наряды один за другим. Эта игра поможет им поскорее освоить навык одевания. Для мальчишек можно устроить соревнования «в тоннелях» -штанах, куда заезжают две «гоночные машины» -ноги.

При одевании малыша всегда проговаривайте выполняемые действия: надеваем левый рукав, затем - правый. Можно рассказывать стишки и поговорки, петь песенки и т. п. Если такой метод ребенку не нравится, можно пофантазировать, что ребенок - это сказочный персонаж, а одежда - необычная, принадлежащая, например, Буратино или Красной Шапочке, а сапожки - не просто обувь, а сапоги-скороходы.

Старайтесь заинтересовать ребенка в любом действии, будь то одевание или чтение книжек. Можно предложить малышу увлекательную прогулку, поставив при этом условие, чтобы он оделся сам. Затем обязательно похвалите его за успехи, и помогите, если требуется.

Дети - хорошие подражатели, поэтому действуйте вместе с ним, выложив рядом свою и его одежду, и предложите одеваться на скорость.

Если ребенок хандрит, пойдите на компромисс, соглашайтесь надеть ту одежду, что он сам выбрал, заранее приготовив несколько подходящих комплектов.

Подскажите, какую одежду одевать сначала, а какую - позже. Поначалу последовательность действий представляет для ребенка сложность. Можно на большом листе бумаги вырезать и приклеить вместе с ребенком предметы одежды, разложив их в том же порядке, в каком их нужно надевать, чтобы он скорее запомнил очередность. Одежда с рисунком на груди поможет малышу сориентироваться, где перед, а где спинка.

Возможно, для того, чтобы малыш научился одеваться самостоятельно, вам нужно будет перебрать его гардероб, выбрав вещи, легкие для освоения навыка одевания. Предметы гардероба могут быть на пуговицах, молнии, липучках и кнопках. Можно все эти элементы пришить на специальный стенд, чтобы ребенок смог тренироваться. Обувь лучше покупать на молнии или застежке-«велкро» (липучке), чтобы ребенок мог легко ее обуть. Горловина свитера или реглана должна быть не очень тугой и узкой, иначе малыш не справится, и это отобъет у него охоту одеваться самому. Поясните, что надевать горловину нужно, влезая в нее не лицом, а макушкой. Научите ребенка надевать штаны, рассказав, что начинают одевать их сидя, а продев ноги, встают и подтягивают до пояса.

Ребенок может отказаться одеваться потому, что ему не нравится его одежда. Возможно, ему в ней неудобно? Осмотрите «забракованную» им одежду, возможно у нее на изнанке есть царапающий ярлычок или слишком плотная резинка. И к тому же, даже малыши-дошкольники уже обладают собственным вкусом в нарядах, стоит к ним прислушаться.

При попытках обучения самостоятельному одеванию, сложите вещи ребенка в доступном для него месте, возможно, переместив на полку ниже. Поначалу предлагайте малышу одежду с минимумом застежек и других деталей, сложных для освоения. Показывайте на своем примере, как нужно надевать ту или иную вещь. Обязательно хвалите и поощряйте малыша, говоря, что он совсем уже взрослый, раз умеет одеваться сам.

Освоить полностью навык одевания дети смогут ближе к пяти годам. Самыми сложными для освоения будет завязывание шнурков и застегивание молнии. Тренируя ежедневно мелкую моторику рук самыми разнообразными занятиями, начиная от лепки и заканчивая сортировкой зерен, вы значительно приблизите успех.

При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке.

Однако по мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.

  1. Организация шкафа.

Выделите для детской одежды нижние полочки, до которых ребёнок может сам легко дотянуться, или сделайте перекладину, на которой могла бы висеть одежда на уровне роста ребёнка.

  1. Выбор одежды ребёнком.

Дети должны сами выбирать, что они хотят надеть. Но для маленьких детей может быть сложным выбор из большого количества одежды. Поэтому давайте ребёнку выбор всего из несколько вариантов: выберите сами 2-3 пары брюк, футболок или другой одежды, подходящей по погоде, и разложите на детских полочках. Вы можете прокомментировать варианты: «ты хочешь надеть юбку или брюки? Красную или синюю футболку?».

  1. Выбираем одежду заранее.

Если ребёнку нужно быстро собираться утром (например, в сад), вы можете подготовить вместе с малышом одежду уже вечером и положить её в коробку или корзинку. Вы можете ещё раз проговорить выбор ребёнка утром: «Вчера ты положил в корзинку синие джинсы, белую майку…».

  1. Учим одеваться.

Показывайте, как надевать вещи. Иногда что-то, кажущееся родителям таким простым и очевидным, может вызвать у ребёнка большие трудности. Поэтому показывайте медленно, как надеть тот или иной предмет одежды, как бы дробя свои действия. Когда ребёнок попробует одеться самостоятельно, не торопите и не поправляйте его.

Если ваш малыш просит о помощи или заметно нервничает и не справляется, обязательно помогите ему.

  1. Выбор верхней одежды и аксессуаров по погоде.

Для того чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место. Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

  1. Учим надевать куртку.

В Монтессори-группах часто можно увидеть такой трюк, который очень облегчает процесс одевания детям и удивляет незнакомых с ним людей. Так, ребёнок может надеть куртку уже начиная с полутора лет.

Ребёнок кладет куртку на пол, капюшоном к себе, вставляет руки в рукава и перебрасывает через голову. Так куртка надета без помощи взрослых!

  1. Учимся надевать обувь.

Так же, как и одежду, выбирайте простую обувь. Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке. Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. Надо заметить, что в Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.

  1. Взаимопомощь при одевании.

Дети в Монтессори-группе обычно помогают друг другу во время одевания. Поэтому, если у вас несколько детей, предлагайте старшим помочь малышам. Как ни удивительно, дети часто лучше понимают объяснения старших детей, чем родителей.

  1. Самостоятельный уход за одеждой и обувью.

После прогулки предложите ребёнку осмотреть одежду и обувь. Обувь при необходимости нужно почистить или помыть. Возможные пятна на верхней одежде – тоже. Предоставьте ребёнку возможность сделать это самостоятельно. Учите ребёнка осматривать вечером одежду и класть грязную в корзину для стирки, а чистую – убирать обратно в шкаф.