Флористика        14.06.2019   

Какие меры поощрения использовать в семье? Как поощрять ребенка: идеи, которые действительно работают

Многие родители думают, что поощрение – неотъемлемая часть воспитания. Поощрять ребенка можно и нужно, но при этом важно знать, что некоторые хвалебные слова действуют на детей положительно, а некоторые – отрицательно. Похвалив ребенка, вы можете как помочь ему, так и навредить. Поэтому каждой семье обязательно нужно знать, как правильно поощрять ребенка.

Быть родителем – это целая наука. А воспитание ребенка – настоящее искусство. Вы сами создаете будущего взрослого человека, прививая ему в семье те или иные привычки, качества, манеры. И, в конце концов, выпускаете в общество сформировавшегося человека со своими достоинствами и недостатками. Чтобы ваше чадо выросло достойным человеком, отнеситесь ответственно к тому, как можно поощрять его поведение. В итоге чрезмерные похвалы могут обернуться против вас – став взрослыми людьми, ваши дети не будут уважать вас, то есть родителей, и всех окружающих в целом. Они будут избалованными, постоянно требующими то, что им вздумается.

Основные правила поощрения

Самое главное, что вам нужно знать – это что нельзя разбрасываться хвалебными словами просто так, каждый человек должен это заслужить. Зачастую дети, которых постоянно хвалят, вырастают капризными и не контролируют свое поведение. Все дело в том, что они слышат постоянные похвалы и думают, что им можно вести себя хуже – ведь все равно похвалят. Поэтому хвалите заслуженно: поощряйте хорошее поведение в семье, в детском саду, на улице.

Хвалите именно поступки ребенка, а не его личность. Говорите, какой он молодец, что помог вам, хвалите за выполнение какого-то задания или поручения. Постоянно говоря малышу о том, какой же он прекрасный и самый красивый на свете, вы в итоге вырастите самовлюбленного эгоиста. Разумеется, такие слова нужно говорить своим детям, но необходимо знать меру. Обращайте внимание на любую мелочь сделанную ребенком: если он убрал за собой посуду, сам помыл свою кружку или подал вам что-то – обязательно это отметьте. Но не стоит говорить: «Какой ты хороший, ты самый лучший на свете, потому что подал мне пульт!» Лучше использовать такой вариант: «Сегодня ты помыл свою кружку, тем самым помог мне. Ты молодец!». Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы.

Следующее полезное правило заключается в том, что нельзя оплачивать все хорошие поступки ребенка. Не нужно давать ему деньги просто за хорошее поведение. Так дети привыкают к тому, что деньги им легко достаются и будут всю оставшуюся жизнь «сидеть на шее» родителей. Если вы желаете давать время от времени детям деньги на карманные расходы, это не запрещается, но они должны осознавать, что эти деньги действительно заслужили. Можно заранее договориться с ребенком, что вы будете давать ему в конце недели карманные деньги в том случае, если он всю эту неделю был полезным и помогал вам. Конечно, в любой семье существуют свои правила, но в любом случае карманные деньги не должны быть крупной суммой. Пусть это будет постоянная неизменяемая сумма, которой хватит, чтобы купить себе перекусить или, например, начать откладывать деньги на что-то более дорогое, но очень желанное. Так у ребенка появится привычка тратить на игрушки и развлечения свои деньги, а не родителей.

Можно поощрять добрым словом за его примерное поведение в детском саду или в школе. Говорите, что вам нравятся его рисунки и поделки, сделанные на занятиях, но не бойтесь и критиковать его – осторожно, не чрезмерно и мягко. Например, можно сказать, чтобы он делал в следующий раз аккуратнее, чтобы старался. Тогда у него появится понимание того, что если сделал что-то спустя рукава, это будет замечено и не останется без внимания. Так вы приучите его делать все старательно и в полную силу.

Ласка и нежность – тоже способ поощрения хороших поступков, особенно для маленьких детей. Кроме того, вы можете в качестве награды провести с малышом больше времени, чем обычно: погуляйте с ним вдвоем, поиграйте, почитайте книгу. Время, проведенное наедине с родителем, бесценно и навсегда отложится в памяти у человека. Для более взрослого ребенка отличным методом поощрения будет нечто, запрещаемое ему раньше. Например, разрешите ему погулять на час дольше или сделать уроки позже. Но таким способом лучше не увлекаться, иначе несоблюдение обычного режима войдет в привычку. Самым лучшим поощрением любого возраста станет исполнение заветного желания. Но такую награду нужно действительно заслужить.

В каждой семье со временем складываются свои принципы воспитания и это отчасти правильно. Потому что никто кроме родителей на само деле не знает, что именно нужно их сыну или дочке. Однако все приходит с опытом и каждому родителю обязательно нужно прислушиваться к советам педагогов, психологов, друзей, а также своих мам и пап. В процессе воспитания можно сильно обжечься, вырастив в итоге капризного, непослушного, не уважающего других человека. Вся ответственность за то, каким человеком в будущем станет ваше чадо, целиком и полностью находится на вас. Ласковые и похвальные слова важны детям – без этого они вырастут озлобленными на весь мир и всегда будут помнить, что в детстве в семье их никогда не хвалили. Однако важно помнить, что чрезмерные похвалы способны испортить ребенка, приучить его не к тем манерам, к которым нужно. Осознание золотой середины придет к вам с годами и, прислушиваясь к советам специалистов, вы обязательно вырастите достойного человека.

Этот вопрос волнует многих родителей, которые не хотят вырастить эгоистов и вымогателей. Но беда в том, что «просто так» дети их не слушаются.

Попробуем разобраться

Спросим: когда человек нуждается в положительном подкреплении? Вам, например, нужен приз за чистку зубов? Нет? А почему?

Если вам непонятны предпочтения ребенка, советую поиграть в «жетоны радости». Вырежьте из бумаги небольшие кружочки, нарисуйте на одной стороне улыбающееся личико, а на другой в конце каждого дня кратко записывайте, что сегодня больше всего порадовало вашего ребенка. Вскоре перечень стимулов будет готов.

Вы скажете: «Потому что мы понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес».

Да, но в детстве мы не были такими сознательными. Кое-кто наверняка увиливал от чистки зубов. С возрастом уровень сознательности повышается, но не у всех и не во всем. Многие ли готовы «просто так» участвовать в субботнике, в работе школьных родительских комитетов, в деятельности общественных организаций? Как показывает опыт, таких людей немного.

Значит, положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во‑первых, при отсутствии более высокой мотивации (а у ребенка она еще не сформирована в силу возраста.) И во‑вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

Спасают суррогаты

«А если ребенок будет просить награду за каждый чих?» - волнуются взрослые.

Страдая от ревности, чувствуя раздражение или отстраненность родителей, дети подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками…

Возникает замкнутый круг: ребенок ведет себя так, что поощрять его не за что, но без поощрений его поведение не улучшится. Уменьшится невротизация ребенка - снизится и потребность в суррогатах.

Кроме того, поощрения не обязательно должны быть материальными. Совместная игра, лишняя сказка на ночь, разрешение чуть подольше не ложиться спать или пригласить в гости приятеля - все это может служить наградой. Если же начнется торговля, прекратить ее просто. Скажите: «Хорошо, но тогда ты мне будешь давать призы в виде игрушек за все, что я для тебя делаю. Начнем прямо сейчас. Ты ведь собрался завтракать, не так ли?» Действует отрезвляюще.

Сравнения не уместны

«А почему нас не поощряли, но мы все равно старались?» - возмущаются взрослые. И тут же сами отвечают на свой вопрос: «Носишься с ними, как с писаной торбой, - и все без толку…»

Конечно, многие проблемы с нынешними детьми возникают от элементарной избалованности. Хотя и двадцать, и сорок, и сто лет назад без поощрений все равно не обходилось. Просто неизбалованному ребенку меньше нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

На заметку

Дети могут запомнить то, что с ними происходило в два года, на всю жизнь, установили канадские ученые. Долгое время существовало убеждение, что мы себя помним не раньше 4 лет. Но наблюдения ученых из Ньюфаундлендского университета за детьми 2–4 лет показали ошибочность этих предположений. Ребенок уже в 2 года вполне может запомнить многое из происходящего с ним. Главное – подробно обсуждать с ним эти события. И – увы! – неприятные случаи запечатлеваются в мозгу малышей намного прочнее, чем радостные события.

Безусловно, надо учить детей бескорыстию, учить настоящей любви, которая отдает себя, ничего не требуя взамен. Но, как в любой учебе, учитель должен владеть предметом гораздо лучше учеников и быть методически грамотным. Будь он хоть доктором наук, но, если начнет преподавать первоклашкам, как студентам вуза, толку не жди.

Почему же, когда речь идет об обучении математике, мы понимаем эти нехитрые истины, а когда речь идет о воспитании - забываем? Поощрения и похвала для детей - аналог наглядных пособий, без которых немыслима учеба в школе. Мы ведь не заявляем, что дети должны учиться «и так», раз взрослые учатся без картинок!

Стимул для «трудных»

Советую учесть вот еще что: нервных детей по сравнению с предыдущими поколениями стало заметно больше. А расстройство психического здоровья практически всегда отражается на поведении. Именно соблюдение тех или иных поведенческих норм зачастую представляет главную трудность для «проблемных» детей.

И если мы хотим их этим нормам научить, то должны действовать так же, как действуют умные учителя, имея дело с учениками, которые, мягко говоря, не блещут способностями. С одной стороны - им облегчают задачу, а с другой - стараются заинтересовать, подбадривают, стимулируют.

«А как поощрять? - часто спрашивают родители. - Ему ничего не нужно. Лишишь мультика - в ответ: «Ну и ладно!»

Без конфет и мороженого вполне обходится. На днях его в цирк не взяли. Сначала расстроился, а теперь и не вспоминает».

Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не к тому апеллируют.

Для демонстративных детей главный стимул - общение и публичное признание их заслуг. Подкреплять хорошее поведение демонстративного ребенка нужно совместными играми, прогулками, лаской, разговорами, похвалой.

Приглядитесь к детям: что они любят, ценят, просят. Многие взрослые спешат дать ребенку по максимуму, даже не дожидаясь его просьб.

А потом недоумевают: столько ему всего сделали, а он еще больше распоясался. Но, если человека, не успевшего проголодаться, закармливать, толку не будет.

В воспитании детей я не сильна, у меня их пока нет. Но, думаю, надо ребенка поощрять и не обманывать его ожиданий. Помню, девочкой я мечтала о собаке. Мама говорила: вот окончишь на отлично первый-второй-третий класс, тогда куплю тебе щенка. Но я так его и не дождалась. Обидевшись, стала хорошисткой. Сейчас думаю, а что было бы, поощри меня мама, как обещала? Вдруг не кто-то, а я стала бы основателем «Майкрософта»…

П охвала – это своего рода искусство воспитания. Она может быть как «полезной», так и «вредной». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру.

Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

А как же сделать похвалу искренней, уместной, правильно понятой? Первое золотое правило – похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность! Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения. Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением. Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» – малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.


Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное. А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!» Тем самым вы проявите живой интерес к творчеству малыша, но избежите «вредоносной» оценки личности ребенка.

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!» Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2

Второе золотое правило – не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

3

И наконец, третье золотое правило – не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения – из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

Овладев искусством похвалы, не забывайте о том, что для ребенка также важны и добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение – словом, все то, на чем основан язык любви и доверия.

Текст: Ирина Беломаз
Текст приведен с сокращениями

В те моменты, когда дети сопротивляются нашей воле, мы
можем использовать поощрение, вместо того чтобы пытаться установить
контроль, угрожая наказаниями и тумаками. Награда очень часто побуждает
ребенка к .

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА

Представьте
себе, что вас попросили выполнить сверхурочную работу. Естественно, у
вас это вызовет сопротивление. Затем вам говорят, что каждый час
переработки будет оплачиваться в двойном размере. Вы сразу же станете
намного более склонны к сотрудничеству. Как обещание большего служит
мотивом для вас, оно так же мотивирует к должному поведению и вашего
ребенка – возможно, даже сильнее. Это естественно. Давайте рассмотрим
примеры.

Если ребенок не хочет чистить зубы, скажите: «Если ты
прямо сейчас почистишь зубы, у нас будет время, чтобы прочесть три
сказки вместо одной».

До сих пор помню, как я начал сознательно использовать
поощрение, чтобы мотивировать должное поведение у своих детей. Одна из
моих дочерей у отказывалась чистить зубы перед сном. Никак не
удавалось убедить ее. Затем, посетив лекцию по искусству воспитания, где
родителям советовали использовать поощрение, я произнес приведенную
выше простую фразу, и она сработала. Я просто изумился. Стоило сказать
дочери, что у нас появится больше времени на чтение, и она тут же без
малейшего недовольства отправилась чистить зубы. Это небольшое изменение
в подходе немедленно дало результаты, и мой подход к воспитанию
кардинально изменился.

Небольшие награды очень облегчают задачу родителей. Во
многих случаях с обещанием поощрения сопротивление ребенка
улетучивается, словно дым. Если ребенок время от времени получает
награду, к нему возвращается естественное желание доставить родителям
радость и он автоматически в большинстве случаев охотнее идет на .

Давайте ребенку небольшие поощрения, и вам станет намного проще исполнять свои родительские обязанности.

Однако многие родители опасаются, что ребенок начнет
злоупотреблять таким отношением и станет требовать поощрения за любую
мелочь. К счастью, это не так. Если использовать этот прием в комплексе с
другими методами позитивного воспитания, поощрение даже усиливает
желание ребенка сотрудничать просто так. После того как вам удастся
побудить ребенка к тому или иному поведению при помощи награды, он
вскоре начнет делать это и без нее.

Пока ребенок слушается, потребности в поощрении нет. Оно
нужно лишь для того, чтобы восстановить контроль над ребенком.
Поощрение требуется тогда, когда ребенок выходит из-под контроля и
утрачивает естественное желание доставлять родителям радость. Как только
тот или иной вид поведения войдет в норму, ребенок будет придерживаться
его и без награды. После того как я прочел дочери три сказки перед сном
в награду за послушание, она не стала требовать поощрения за
сотрудничество в других случаях.

До тех пор пока я на опыте не узнал действенность
поощрения, я испытывал предубеждение против этого метода, поскольку мне
казалось, будто это сродни взяточничеству. Увидев, как хорошо работает
этот прием, я задумался над его преимуществами и пересмотрел свое
отношение. Прежде, если кто-то из дочерей сопротивлялся моим указаниям, у
меня автоматически возникало желание прибегнуть к угрозе. Именно так
воспитывал меня отец, и в трудные моменты я тоже прибегал к этому же
методу. Как только я нашел более приемлемый подход, наказания и угрозы
остались в прошлом.

Тут передо мной встала новая задача: найти подходящий
способ поощрять детей. Награда должна быть каким-то образом связана с
поведением, которое мы хотим изменить. В идеале поощрение должно быть
естественным результатом сотрудничества. Если девочка чистит зубы перед
сном, вместо того чтобы отлынивать от этого дела и скандалить,
естественно, остается больше времени на чтение сказок. Если же ребенок
не хочет надевать пальто, то такой естественный результат
сотрудничества, как возможность раньше попасть в школу, вряд ли будет
воспринят как награда. Однако в некоторых случаях возможно и это.
Например, может быть такой случай: «Если ты быстро наденешь пальто, у
меня будет время посмотреть на твои рисунки в школе».

Есть одна награда, которая срабатывает всегда, и вам не
нужно особенно задумываться: пообещайте ребенку свое время. Скажите:
«Если ты будешь сотрудничать со мной сейчас, то у меня останется время,
чтобы сделать для тебя то-то и то-то позже».

Для того чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, проще всего пообещать, что в награду вы уделите ему дополнительное время.

Каждый раз, когда ребенок слушается, у вас
действительно остается больше времени, чтобы заняться тем, что ему
нравится. Достаточно напомнить ребенку эту простую истину, и вы сможете
легко побудить его следовать вашим указаниям. Вы добьетесь наилучших
результатов, если сформулируете свое обещание в форме, наиболее
приемлемой для вашего ребенка.

КАК ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ

Давайте
рассмотрим на примерах, как по-разному сформулировать одно и то же
обещание для детей с разным темпераментом. Рассказывая о предстоящей
награде сенситивному ребенку, обратите особое внимание на чувства.

позже. Мы сможем собрать в саду цветы для мамы. Будет очень весело.
Мама любит цветы. Мы соберем целый букет».

Обещая поощрение активному ребенку, особо остановитесь
на самом действии: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет
больше времени позже. Мы можем пойти поиграть в сад и собрать букет для
мамы. Можно даже притащить стремянку и набрать цветов с дерева».

Говоря с реактивным ребенком, обратите внимание на
чувственные ощущения. Пусть ваше обещание прозвучит почти как сказка.
Например: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет больше времени
позже. Мы сможем пойти в сад и собрать для мамы красивый букет. Мы
составим его из красных, белых и желтых цветов. Уверен, мы встретим в
саду бабочек. Когда мама увидит букет, лицо ее озарится улыбкой».

Обещая поощрение восприимчивому ребенку, не забывайте
говорить о времени: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет
больше времени позже. После школы, когда мы будем возвращаться домой,
можно будет собрать в саду букет для мамы. Сейчас мне нужна твоя помощь,
и тогда позже у нас будет время сделать букет для мамы».

Конечно, формулировка, соответствующая темпераменту
конкретного ребенка, действует лучше, – но можно высказать свое обещание
и просто. Суть в том, чтобы объяснить ребенку: если ты побережешь мое
время сейчас, я уделю его тебе же позже. Ты поможешь мне сейчас, а позже
я сделаю кое-что для тебя.

ПРИМЕРЫ ПООЩРЕНИЙ

Ниже я привожу
несколько примеров поощрений, которые можно пообещать ребенку.
Подумайте, как сформулировать их, чтобы они лучше подействовали на
вашего малыша. Примите во внимание его темперамент. Подумайте, какие
награды в каких ситуациях лучше всего побудили бы вашего ребенка к
сотрудничеству.

· Если ты, не мешкая, соберешь игрушки, у меня останется время, чтобы сыграть с тобой в карты.

· Если ты поможешь мне прибрать у тебя в комнате, у меня останется время поиграть с тобой.

· Если мы сейчас вместе наведем тут порядок, то сможем потом вместе порисовать.

· Если ты подготовишь школьную одежду на завтра, у нас утром останется время для десерта.

· Если ты быстро оденешься, мы сможем после школы зайти в кафе.

· Чем быстрее ты соберешься, тем быстрее мы вернемся домой.

· Если ты перестанешь болтать, мы сможем вместе выгулять собаку.

· Если ты немедленно заберешься в машину, я найду время, чтобы вечером поиграть с тобой в мяч.

· Если ты послушаешься, то позже я сделаю для тебя то-то и то-то.

· Если ты сейчас же возьмешься за домашнее задание, мы сможем вечером устроить чаепитие.

· Если ты доешь овощи, то я куплю торт к ужину.

· Если ты сейчас же сядешь обедать, после обеда мы сможем попеть вместе.

· Если ты сейчас пойдешь домой, то позже сможешь поиграть в любимую игру.

Если ребенок сопротивляется, то вместо того, чтобы
отнимать у него что-то, – дайте. Дайте ему что-то, и в нем снова
пробудится внутреннее стремление к сотрудничеству. Вместо того чтобы
использовать в качестве сдерживающего фактора боль, поощрите его
возможностью получить больше.

ВСЕГДА ДЕРЖИТЕ ЧТО-ТО В РУКАВЕ

Поощрение
будет действенным в том случае, если вы найдете то, что особенно хорошо
мотивирует вашего ребенка к сотрудничеству. Обнаружив, чем можно
привлечь своего малыша, всегда держите это наготове – в рукаве. Для
кого-то самым сильным мотивирующим фактором служит обещание: «Если ты
послушаешься меня сейчас, у меня останется больше времени, чтобы
почитать тебе сказку». Другому ребенку нужно другое: «Если ты меня
послушаешься, мы сегодня вместе испечем кексы». Еще кому-то нужны
разнообразные поощрения. Главный секрет состоит в том, чтобы заметить,
что особенно любит ваш ребенок, и использовать это в качестве поощрения
для него.

Главный секрет состоит в том, чтобы заметить, что особенно любит ваш ребенок, и использовать это в качестве поощрения для него.

Если малыш любит сказки, то обычно читайте ему
немного меньше, чем могли бы. Конечно, не следует прекращать чтение
вообще, но следите за тем, чтобы не пресытить ребенка сказками. В этом
случае чтение может стать хорошим поощрением. Рассмотрим еще один
пример. Ребенок говорит: «Давай на этой неделе сходим в парк».
«Прекрасная мысль, – отвечаете вы. – Обязательно сходим, если будет
время». В другой раз, когда малыш противится вашей воле, скажите: «Если
ты меня сейчас послушаешься, то у меня останется больше времени и я
смогу сводить тебя в парк». Вы уже и так запланировали эту совместную
прогулку, однако теперь можете использовать ее в качестве поощрения.

Во многих случаях те же вещи, которые вы отнимаете у
ребенка в наказание за непослушание, можно использовать в качестве
награды. Если вы угрожаете ребенку тем, что не возьмете его на прогулку,
можно пообещать ту же прогулку, чтобы мотивировать ребенка к
сотрудничеству. Вместо того чтобы угрожать: «Если ты сейчас же не
уберешь эти игры в шкаф, я вообще не позволю тебе играть с ними
впредь», – можно сказать: «Если ты сейчас уберешь игры в шкаф, то я
позже сыграю с тобой в одну из них». Самая лучшая награда для ребенка –
обещание посвятить ему какое-то количество своего времени.

Те же вещи, которые вы отнимаете у ребенка в наказание за что-то, можно использовать в качестве поощрения.

Награды должны быть разумны, связаны с ситуацией и
соразмерны жертве, которую вы требуете от ребенка. Пример разумного
поощрения: «Если ты сделаешь для меня то-то и то-то, позже у меня будет
время сделать что-то для тебя». Это разумно: сделай что-то для меня, и я
сделаю что-то для тебя. Пример поощрения, связанного с ситуацией: «Пора
идти домой обедать. Я понимаю, что тебе хочется поиграть, но уже время
уходить. Если ты сейчас пойдешь со мной, мы сможем скоро вернуться».
Поощрение непосредственно связано с деятельностью, отказаться от которой
вы предлагаете ребенку. Соразмерная награда определяется в зависимости
от степени сопротивления ребенка. Чем больше вы от него просите, тем
больше предлагайте.

У предусмотрительных родителей всегда есть в запасе
несколько поощрений, и они вытаскивают их всякий раз, когда ребенок
сопротивляется. Ниже я привожу примеры поощрений. Подумайте, какие из
них могли бы использовать вы.

СПИСОК ПООЩРЕНИЙ

· У нас останется больше времени, чтобы заняться чем-то позже.

· Потом ты сможешь покататься на велосипеде.

· Мы сможем собрать букет для обеденного стола.

· Мы сможем вместе выгулять собаку.

· Мы поедим горячего шоколада.

· Мы устроим чаепитие.

· Мы поиграем в мяч.

· Мы побросаем летающую тарелку.

· Мы испечем печенье.

· Мы прочтем три сказки перед сном.

· Мы отправимся на пикник.

· У нас будет десерт.

· У нас будет время сходить на речку поплавать.

· Мы сможем спеть вместе.

· Твой товарищ сможет посидеть у нас в гостях подольше.

· Мы сможем прокатиться на машине.

· Мы вместе пойдем за покупками.

· Мы полазим по деревьям.

· Мы сможем сходить на качели.

· Мы сможем сходить в парк.

· Мы сможем полепить из пластилина.

· Мы порисуем вместе.

· Мы пойдем на прогулку.

· Мы успеем сыграть в карты.

· Мы сможем посидеть обнявшись.

· Мы сможем посмотреть такую-то программу по телевизору.

Иногда для того, чтобы побудить ребенка к
сотрудничеству, необходимо просто заранее предупредить его о предстоящих
действиях. Восприимчивым детям требуется особенно много времени, чтобы
перейти от одного вида деятельности к другому. Мудрые родители стараются
предупреждать таких детей обо всем заранее. Вместо «Пора надевать
куртку» скажите: «Через пять минут нам нужно выходить из дому. Я хочу,
чтобы к тому времени ты был уже одет. Если оденешься вовремя, нам не
придется спешить, и поездка в школу будет намного приятнее».

Мудрые родители стараются заранее предупредить детей о предстоящей смене деятельности.

Если перед сном вы прилегли рядом с ребенком и он
никак не хочет вас отпускать, скажите: «Ладно, через пять минут мне
нужно уходить. Если ты будешь слушаться и лежать тихонечко, то я побуду с
тобой все эти пять минут. Если же ты будешь болтать, мне придется уйти
сейчас же». Хотя обещание уйти похоже на угрозу, пусть это вас не
смущает, поскольку вы посулили ребенку награду: побыть с ним лишние пять
минут, если он будет лежать тихо.

Прежде чем попросить детей навести порядок в комнате и
идти обедать, предупредите их, что через пять минут им нужно будет
начать уборку, а затем сесть за стол. Пусть у детей будет некоторое
время свыкнуться с мыслью, что скоро им придется прекратить игру,
навести порядок, а затем идти в столовую. Можно сказать так: «Поиграйте
еще пять минут, затем наведете здесь порядок и идите обедать». Когда вы
напомните об этом через пять минут, дети будут более склонны к
сотрудничеству.

Поощрение – поистине волшебное средство: когда все
остальные методы не работают, обещание награды немедленно приводит к
желаемым результатам. Если вы не поймете смысла поощрений и не научитесь
ими пользоваться, остальные методы позитивного воспитания не принесут
пользы. Когда родители не умеют договориться с ребенком, пообещав ему
награду, у них остается один выбор: угрожать наказанием.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СИТУАЦИИ

Если ребенок
вновь и вновь сопротивляется вашей воле в определенных ситуациях,
полезно пообещать ему какую-то награду заранее. Однажды мне пришлось
совершить длительный авиационный перелет вместе с моей дочерью Лорен, и
оказалось, что девочка никак не хочет слушаться меня в дороге. После
этого мы с женой стали готовиться к подобным поездкам заранее. Девочка
очень любила одно лакомство, и мы стали обещать ей это лакомство за то,
что она все путешествие будет нас слушаться. За то, что дочка слушалась
нас по пути в аэропорт, при посадке и взлете, она получала четверть
любимой шоколадной плитки. После того как мы без эксцессов пролетали
полпути, Лорен получала вторую четверть. После приземления мы давали
девочке третий кусок и по прибытии на место – четвертый.

Такая система прекрасно работала при каждом перелете.
Перед путешествием мы показывали малышке целую плитку. Пока мы
объясняли, как будем распределять шоколадку, в глазах девочки светилась
радость. И, хотя во время путешествия Лорен была занята своими играми,
она ни разу не забывала получить очередную порцию лакомства. Шоколадка
всегда маячила у нее на заднем плане сознания, напоминая девочке о
необходимости сотрудничать с родителями во время полета. Кроме того, мы
наперед заботились о том, чтобы малышке было чем заняться во время
поездки. Нелепо ожидать, что ребенок будет просто сидеть и наслаждаться
бездеятельностью все пять часов перелета.

Кроме того, что поощрение должно быть разумным и
каким-то образом связанным с ситуацией, необходимо, чтобы оно было
соразмерно жертве, которую вы требуете от ребенка. Если вы просите
ребенка сделать то, что он заведомо не любит, следует назначить ему
достаточно большую награду. Например, если вы собираетесь пригласить в
дом гостей, которые почему-то не по душе малышу, можно договориться с
ним следующим образом: «Я знаю, что эти люди тебе не нравятся, но они –
мои друзья. Если ты будешь вести себя с ними вежливо и дружелюбно, я
сделаю кое-что для тебя. В следующие выходные мы отправимся в зоопарк». В
этом случае вы обещаете ребенку довольно большую награду, поскольку
просите о чем-то, выходящем за рамки повседневной рутины, и понимаете,
насколько сложно ему будет выполнить вашу просьбу.

Дети охотнее идут на сотрудничество, если мы понимаем,
что им нелегко выполнить ту или иную нашу просьбу, и предлагаем за
сотрудничество довольно большую награду. Всякий раз когда вам предстоит
ситуация, регулярно вызывающая сопротивление ребенка, лучше всего
заранее приготовить для него значительное поощрение.

ПООЩРЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Поощрение
должно соответствовать возрасту ребенка. Подросткам уже не так важно,
чтобы вы уделяли им время, но у них появляются другие потребности. Им
нужны деньги и помощь. Как только подросток начинает зарабатывать и
тратить деньги, можно использовать их в качестве поощрения. Не следует
предлагать ребенку деньги слишком часто, но если соблюдать меру, такое
поощрение оказывается очень эффективным.

Если подросток не желает тратить время на то или иное
занятие, вы можете просто предложить ему вдвое больше карманных денег,
чем он получает обычно, или сумму, которую ему платят за день работы.
Если лишних денег в семье нет, то родители могут предложить подростку
свозить его куда-то на машине или помочь с выполнением какой-то из его
домашних обязанностей.

Некоторые родители поощряют детей за хорошие отметки
в школе, и такой подход оказывается весьма продуктивным. Конечно, не
всем детям требуется такая мотивация. Можно поощрять успеваемость
ребенка деньгами или же – предоставляя подростку больше свободы.
Естественно, ребенку можно давать свободу лишь после того, как он
завоюет соответствующее доверие, однако высокая успеваемость может быть
способом завоевать это доверие. Ведь, принося хорошие оценки, подросток
тем самым показывает, что он достаточно ответствен, а значит, ему можно
доверять и позволять гулять подольше.

ЕСЛИ РЕБЕНОК СКАНДАЛИТ НА ПУБЛИКЕ

Если
ребенок устраивает скандал в общественном месте, приходится признать,
что у вас нет достаточно времени, чтобы удовлетворить его потребности и
склонить к сотрудничеству. В такой момент вам очень пригодилась бы
любимая конфета малыша. Возможно, у вас нет возможности с сочувствием
выслушать ребенка, но вы можете поощрить его. Можно выйти из этой
неприятной ситуации, быстро предложив ребенку награду за сотрудничество.
Если у вас нет ничего подходящего ни в рукаве, ни в сумочке, лучше не
сражаться с ребенком, а выяснить, что он хочет и, при возможности,
предоставить ему это. Конечно, это – задабривание ребенка, но, если
подобное происходит редко, ничего страшного. Однако такая ситуация
служит сигналом, что вам следует быть пожестче с малышом дома и не
задабривать его слишком часто.

Если ребенок отказывается слушаться на людях, значит, вам нужно быть пожестче с ним дома и не задабривать его слишком часто.

В следующий раз заранее подготовьте ребенка к
подобной ситуации, объяснив ему, что вы понимаете, насколько трудно
слушаться родителей в супермаркете, стоя в очереди. Скажите, что вы тоже
не любите длинных очередей. Затем заключите с ребенком договор: «Если
ты будешь слушаться маму в магазине, мы раньше вернемся домой и у нас
будет время, чтобы поесть твои любимые хлопья». В магазине купите пачку
этих хлопьев, чтобы напомнить ребенку о договоре. Совершая покупки,
напоминайте, что ребенок ведет себя хорошо и что скоро он будет есть
свое любимое блюдо.

ПООЩРЕНИЕ ПОДОБНО ДЕСЕРТУ

Предлагая
ребенку награду, вы тем самым помогаете ему обратиться к той части его
существа, которая хочет помогать родителям. Ребенка побуждает к
сотрудничеству не сама награда. Она лишь пробуждает естественный
механизм самомотивации. Награды и привилегии подобны десерту. Если вы
будете есть только десерты, организм не получит всех питательных
веществ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. Одна из
причин, почему мы едим десерт в конце трапезы, состоит в том, что
сладкое может притупить чувство голода и у нас потом не будет желания
есть пищу, жизненно необходимую организму. Подобным же образом, если мы
станем полагаться только на награды, то у ребенка пропадет аппетит к
сотрудничеству.

Если мы станем полагаться только на награды, у ребенка пропадет аппетит к сотрудничеству.

Если взрослый человек работает только ради
поощрения, значит, чего-то в его жизни не хватает. Он работает только
ради того, чтобы получить желаемое, и забывает о своем подспудном
стремлении принести пользу людям. У него нет желания выполнить работу
по-настоящему хорошо, и человек делает только то, что необходимо для
заработка. Это нездоровый подход.

С другой стороны, служить людям, не заботясь о награде
или заработке, когда собственная семья нуждается, – тоже нездоровая
позиция. Успешные взрослые люди думают и о себе, и о других. Они
стараются что-то изменить в мире и при этом заботятся также об
удовлетворении собственных нужд. Соответствующим образом поощряя детей,
мы готовим их быть успешными в зрелости.

Соответствующим образом поощряя детей, мы учим их заботиться как о себе, так и о других людях.

Детям следует понять, что в жизни мы должны как
давать, так и брать. Если ты даешь, ты получаешь. Чтобы больше получить,
нужно больше отдать. Всякий раз когда вы просите ребенка дать вам
немного больше, чтобы потом он получил немного больше взамен, вы
преподаете ему очень важный жизненный урок. Ребенок учится заключать
сделки и вести переговоры. Он узнает, что, давая больше, он заслуживает
большего. И еще – он учится отказываться от сиюминутных желаний ради
чего-то более значительного в будущем.

СТОИТ ЛИ УЧИТЬСЯ НА ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПОСТУПКА?

Многие
родители считают само собой разумеющимся, что, если ребенок не
сотрудничает, значит, он плох. Они полагают, что хорошие дети непременно
послушны. Позитивное воспитание признает, что ребенок отказывается от
сотрудничества не потому, что он плох, а просто потому, что не получает
необходимого. Если малыш сопротивляется, родители должны либо дать то, в
чем он нуждается, либо как-то поощрить ребенка, чтобы мотивировать его к
определенному поведению в данный момент.

Многие родители полагают, что хорошие дети непременно послушны.

Некоторые специалисты рекомендуют не преодолевать
сопротивление детей, а позволять им делать что вздумается, чтобы они
учились на естественных последствиях своих поступков. Например, если
ребенок отказывается надевать пальто, пускай пойдет погуляет на морозе
без пальто и простудится. Это станет для него уроком. Это неверный
подход. Единственное, чему научится ребенок, – это тому, что он не может полагаться на помощь родителей.

Когда я писал эту страницу, вошла моя жена и привела
пример. Лорен (тринадцать лет) забыла дома в принтере распечатанный для
сдачи реферат. Она очень старалась вовремя закончить работу и гордилась
ею. Бонни нашла реферат и сейчас собирается отвезти его дочери в школу,
чтобы Лорен не снизили балл за то, что работа не сдана вовремя.

Некоторые родители сказали бы, что девочка должна
получить урок о последствиях рассеянности. Не сдав работу вовремя, она
огорчится, и эта неудача послужит ей хорошим уроком на будущее. Это
всего лишь пережитки старого, основанного на страхе мышления. Почему бы
девочке не извлечь урок из своей удачи? Почему бы ей в очередной
раз не убедиться, что родители заботятся о ней и готовы при возможности
прийти на помощь. Если ваш спутник жизни что-то забудет, вы непременно
захотите прийти ему на помощь. Вы сделаете все, что в ваших силах. Детям
точно так же, как и нам, нужна поддержка близких – а возможно, даже
больше. Узнать из собственного опыта, что родные всегда придут тебе на
помощь, гораздо важнее, чем ощутить боль огорчения от того, что тебе
снижают оценку за работу, над которой ты с таким усердием трудилась.

Приверженцы школы естественных последствий сказали бы,
что это была для Лорен хорошая возможность понять, к чему приводит
рассеянность, чтобы в будущем она была повнимательнее. Да, в будущем она
действительно стала бы бояться забыть что-то важное, но страх –
не лучший побудительный фактор. Чтобы помнить, не нужно бояться.
Позитивное воспитание не нуждается в страхе, чтобы научить детей не быть
рассеянными. Успех точно так же научит ребенка быть внимательнее.

Позитивное воспитание не нуждается в страхе, чтобы научить детей не быть рассеянными.

Когда человек боится совершать ошибки, он только
совершает их еще больше. Многие люди заметили, что страх притягивает
именно те ситуации, которых мы боимся. Например, когда я надеваю новый
галстук, нередко получается так, что я ставлю на нем пятно в первый же
выход. С другой стороны, когда я надеваю новый галстук, мне говорят
больше комплиментов.

Если я думаю главным образом о том, как хороша моя
обновка, многие лк5ди замечают ее и делают комплименты. Если же я
беспокоюсь, как бы не запачкать галстук пищей, это происходит неизбежно.
Страх совершить ошибку не только привносит в нашу жизнь ненужную
тревогу, но и приводит к тому, что мы совершаем больше ошибок.

Ожидание положительных последствий – гораздо лучший
побуждающий фактор. А страх не обязательно учит ребенка осознавать
последствия того или иного поведения. Оставьте естественные последствия
природе – не нужно разыгрывать из себя Господа Бога. Вместо этого
родители должны делать все возможное, чтобы помочь детям. Если вы не
можете в чем-то помочь ребенку, не помогайте; но если можете -помогите
непременно.

Оставьте естественные последствия природе, не нужно играть в Бога.

Труднее всего ответить вот на какой вопрос: не
слишком ли многим я жертвую ради детей? Если родители подвергают себя
лишениям, значит, они дают своим детям слишком много, и те в результате
становятся чрезмерно требовательными.

Если вы даете детям слишком много, это легко исправить.
Дети сами дадут вам понять, что вы даете им сверх меры. Они станут
излишне требовательными, и их запросы начнут вас возмущать.

Значит, настало время давать поменьше. Это нормальная коррекция взаимоотношений, и ничего страшного тут нет.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ БОЯТСЯ ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ

Иногда
родители боятся, что, если они станут поощрять ребенка, у того исчезнет
естественное стремление к сотрудничеству. Они живо представляют себе
привыкшего к поощрениям ребенка, который спрашивает по любому поводу: «А
что я буду с этого иметь?» Затем воображение этих родителей рисует, как
их ребенок начинает требовать за сотрудничество все больше и больше.
Такой кошмарный исход маловероятен, однако он возможен в том случае,
если родители не удовлетворяют всех остальных потребностей ребенка.

Всякий раз когда вы просите ребенка о сотрудничестве,
где-то в глубине его сознания действительно возникает совершенно
здоровый вопрос: «А что я буду с этого иметь?» – и, если его потребности
удовлетворяются должным образом, он не требует большего. Дети
сотрудничают потому, что в них от рождения заложено стремление слушаться
родителей – ради того, чтобы те их любили. Если ребенок осознает свои
потребности и верит, что получит необходимую поддержку, он идет на
сотрудничество с большой охотой.

Если ребенок получает то, что ему нужно, он не требует слишком много поощрений.

Пока ребенок получает то, что ему необходимо, он
осознает свои нужды и не теряется в собственных желаниях. Осознание
потребности в поддержке родителей побуждает ребенка к послушанию и
деликатности. Он не просит все новых наград. Он не сосредоточивается на
вопросе «а что я за это получу?» и не требует большего. Как правило,
дети настаивают на исполнении своих прихотей тогда, когда не понимают,
что им нужно на самом деле.

Родители часто неправильно пользуются таким воспитательным средством, как поощрение . Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

Лева! - умоляет мать плачущего малыша, - ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

Мама, - спрашивает он, - будут мне подарки ко дню рождения?
- Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
- Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
- А для чего тебе?
- Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство.

За одни способности поощрять не следует - это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей. И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно.

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения. Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой - потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий- из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям. Давайте малышу много сладкого - оно быстро ему надоест; хвалите его чаще- он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение - не обязанность его, а заслуга.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения - похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей - выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды - подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования - более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей - прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.