Необычные растения        19.04.2019   

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Конспект занятия по развитию речи

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию связной речи, по закреплению представления о весне, как о времени года детей подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

У детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается отставание в формировании навыков связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Основной задачей обучения детей связной речи, является, научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Формирование временных представлений является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим первостепенную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с окружающим миром.

Предложенный конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата в закреплении представления о весне, как о времени года, формировании связной речи, творческих способностей детей построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Это позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала.

В конечном итоге все выполненные задания дают возможность решить основную речевую задачу - обучение составлению творческого рассказа, развивать умение самостоятельно выражать свои мысли, осознанно отражать в речи разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями. Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими, обогащает словарь, совершенствует связную речь, воспитывает умение работать самостоятельно.

Для формирования навыка связного развернутого высказывания на занятии использован один из основных видов рассказывания с элементами творчества, это придумывание продолжения незавершенного рассказа - сказки с опорой на наглядный материал.

Придумывая рассказ - сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы, используя их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, свое. Самостоятельное составление последовательного связного рассказа активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, создает возможность реализовать влияние художественного образа на развитие словесного творчества детей. Такие приемы закрепляют у детей и представления о весне, как о времени года, и помогают детям чувствовать логику изложения, и воображения.

Наглядный материал служит своеобразным вспомогательным средством, помогающим и направляющим процесс установления последовательности событий, причинно-следственные связи между ними, становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Тем не менее, составление продолжения рассказа - сказки предшествовала подготовительная работа. На предыдущем занятии логопед, обращал внимание детей на изменения, происходящие в природе, поведение птиц, задавал вопросы, помогающие обосновать определенную последовательность действий. Педагог побуждал детей к употреблению более точных и образных выражений, активизировал воображение детей, облегчая решение творческих задач. С помощью вопросов анализировалось содержание будущей сказки. На вечерних коррекционных занятиях, по заданию логопеда, чтение рассказов о весне, птицах, поведении животных, знакомство с пословицами, поговорками, стихами, отгадывание кроссвордов.

Коррекция связной речи должна вестись в совокупности со всеми разделами логопедической работы. Эту работу можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам.

В целях закрепления знаний детей о весне на занятии использовалась игра «Отгадай слово» (по 1-м звукам названия каждой картинки отгадай задуманное слово), кроссворд, упражнения по распространению предложения с помощью вопросов, составление предложения из двух заданных слов (простые и сложные), из слов в нарушенной последовательности.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект.

Конспект занятия «Путешествие в весеннюю сказку»

Цель :

· Накапливать активный словарь.

· Развивать фонематический слух (восприятие неречевых звуков), чувство ритма.

· Развивать лексико-грамматический строй речи: учить согласованию прилагательных с существительными в роде ед.ч. Им.п.; учить составлять предложения по двум опорным словам; учить составлять распространенные предложения с помощью вопросов, составлять схему предложения.

· Развивать связную речь: обучение рассказыванию с элементами творчества (придумывание продолжения рассказа - сказки с опорой на наглядность).

· Развивать ориентировку в пространстве.

· Развивать мышление, внимание, воображение.

· Развивать графические навыки.

Оборудование:

· Макет солнца.

· Книга: К.Ушинский «Ласточка».

· Карточки-схемы признаков ВЕСНЫ

· Ребус (лампа, автобус, самолет, танк, остров, черепаха, кот, арбуз)

· Кроссворд (слово ВЕСНА)

· Схема слова, предложения.

· Тетрадь в клетку.

· Простой карандаш.

· Магниты, наборное полотно, магнитная доска.

Ход занятия.

1. Сообщение темы:

Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, группа «Игрушечка», а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать.

(логопед открывает конверт и достает кроссворд, предлагает детям отгадать его)

Логопед: Кроссворд:

1. С К В О Р Е Ц
2. П О Д С Н Е Ж Н И К
3. Л И С Т О Ч К И
4. П Р О Т А Л И Н А
5. М А Р Т

(Логопед загадывает детям загадки, затем ответы дети самостоятельно записывают в кроссворд и отгадывают слово в выделенных квадратиках)

Загадки:

Кто же нам прислал письмо?

Дети: Весна.

Логопед: Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие…. путешествие в весеннюю сказку! Что происходит в сказке? Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить предметы, животные, птицы… Я предлагаю вам сегодня стать настоящими сказочниками и сочинить свою, необыкновенную, неповторимую, самую добрую весеннюю сказку.

Ребята, посмотрите, к нам в гости кто-то пришел. Кто же это?

Дети: Это солнышко.

Логопед: У солнышка лучики не простые, а волшебные. Доброе, волшебное солнышко прикоснется к каждому из вас, и вы превратитесь в великих сказочников.

(Дети касаются рукой до лучей солнышка.)

2.Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Сказка, начинается… Жила-была птица. А какая птица, отгадайте. (Дети отгадывают слово по первым звукам слов - картинок: лампа, автобус, самолет, танк, остров, черепаха, кот, арбуз: ЛАСТОЧКА)

Дети: Жилабыла …ласточка.

3. Развиваем лексико-грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде, употребление синонимов.

Логопед: (У педагога книга К.Ушинского «Ласточка», иллюстрация с изображением ласточки. Педагог начинает читать сказку…)

Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла весна. Какая весна?

Дети: Теплая, солнечная, добрая, долгожданная, ласковая, радостная, веселая, звонкая, ранняя…

Логопед: О чем можно сказать «весенний»?

Дети: Ручей, дождь, день, сад, воздух.

Логопед: О чем можно сказать «весенняя»?

Дети: Погода, вода, лужа, капель, проталина.

Логопед: О чем можно сказать «весеннее»?

Дети: Небо, настроение, облако.

Логопед: Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний воздух. Какой еще был воздух?

Дети : Свежий, легкий, чистый, теплый, чудесный….

4. Обучаем составлению предложения из слов в нарушенной последовательности.

Логопед: А как вы думаете, что произошло с ласточкой дальше?

(Дети высказывают свои предположения)

Логопед: А чтобы узнать, что произошло с ласточкой, необходимо составить предложения из слов и подружить их.

Хотеть, на, ласточка, воля, лететь.

Дети: Ласточка хотела лететь на волю.

Логопед: Была, форточка, открыть.

Дети : Форточка была открыта.

Логопед: Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.

5.Развиваем мышление (отгадывание загадки)

Логопед: Что увидела ласточка?

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели, и пахнет весной?

Дети: Сосулька.

Логопед: Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки. (Логопед переворачивает страницу книги). Ой, ребята, а слова все исчезли. Что же делать? Нужно придумать продолжение сказки. Что случилось дальше? Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна… Что же она увидела? Что весной происходит?

6.Обучаем составлению распространенного предложения из заданных слов.

Логопед: День - ночь.

Дети: День становится длиннее, а ночь короче.

Логопед: Небо - весна.

Дети: Небо весной светлое, чистое, голубое.

Логопед: Снег - солнце.

Дети: Снег на солнце тает, темнеет.

Логопед: Деревья - почки.

Дети: На деревьях набухают почки.

Логопед: Снег - проталины.

Дети: Снег тает, появляются первые проталины.

Логопед: Люди - одежда.

Дети: Люди надевают легкую одежду.

Логопед: Ручей - поле.

Дети: В полях бегут веселые ручьи.

7. Развиваем чувство ритма, общую моторику.

Хлопай, хлопай, не зевай

И слова за мной повторяй.

Вот идет, идет весна.

Быстроногая она.

По лужайкам топ, топ.

И по лужам шлеп, шлеп.

(Дети отхлопывают, «протопывают» стихотворение. На каждую строчку четыре хлопка (притопа).

Логопед: Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку:

1 11; 11 1; 1111; 111 1; 1 111….

(Дети повторяют ритм хлопками)

Логопед:

8. Обучаем составлению распространенного предложения с помощью вопросов, составлению схемы предложения.

Логопед: Как вы думаете, что больше всего запомнилось ласточке?

Дети: Ручей; теплое, ласковое солнышко; молодые листочки на деревьях; ясное, светлое небо; первые цветочки; зеленая травка…

Логопед: Составьте предложение со словом «ручей». Ручей что делает?

Дети: Бежит ручей.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении два слова.

Логопед: Назовите первое (второе) слово.

Дети: Бежит (ручей).

Логопед: Запишем это предложение в тетрадь с помощью схемы.

(Дети записывают в тетрадях простым карандашом. ____ ____.).

Логопед: Какой бежит ручей?

Дети: Веселый.

Логопед: Запишите это предложение.

Дети: _____ _____ _____. (Бежит веселый ручей.)

Логопед: Какой еще ручей? Когда бегут ручьи?

Дети: Звонкий. ____ ____ ____ ____. (Бежит веселый, звонкий ручей.) Весной.____ ____ ____ ____ ____. (Весной бежит веселый, звонкий ручей.)

Логопед: Вспомните и назовите, сколько было слов в предложении? (два) Сколько слов стало? (пять)

9.Развиваем ориентировку на листе бумаги, графические навыки.

Логопед: Пора возвращаться из сказки. А чтобы нам вернуться из сказки, необходимо проложить весенние дорожки.

Сверху вниз: 111

Из левого верхнего угла в правый нижний: \ \ \ \

Слева направо: ___ ___ ___ ___

(Дети выполняют задание в тетради в клетку).

10. Итог занятия:

Логопед: Что вам больше всего запомнилось?

Как вы думаете, почему сказка о весне?

А еще о ком (чем) эта сказка?

Вспомните и расскажите сказку еще раз.

Сказка. «ЛАСТОЧКА»

Жилабыла ласточка. Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла теплая, долгожданная весна. Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний свежий, чистый, теплый воздух. Ласточка хотела лететь на волю. Форточка была открыта. Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.

Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки……..

Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна…

Весной день становится длиннее, а ночь короче. Небо весной светлое, чистое. Снег на солнце тает, темнеет. На деревьях набухают почки. Появляются первые проталины. В полях бегут веселые ручьи.

Полетела ласточка дальше и увидела, как на участке детского сада дети играют в интересную игру «Хлопай, хлопай, не зевай». Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку.

И тут ласточка вспомнила, что хозяйка, наверное, ее уже ищет, переживает…

Вернулась ласточка и рассказала хозяйке, что ей больше всего запомнилось.

Показаны публикации 1-10 из 19576 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему : «По страницам нашей сказки» Цель : Приобщение детей к устному народному творчеству. Задачи : Образовательные : - продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя; - понимать и у потреблять в...

Ознакомление с окружающим и развитие речи Старшая группа Тематическое занятие ко Дню Защитника Отечества Задачи : -коррекционно-развивающая : развивать зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику -коррекционно-образовательная : активизировать словарь по теме «Армия» ; расширять и формировать словарь прилагательных; формировать связное речевое высказывание посредством...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Составление рассказа по картинке»

Публикация «Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего...» Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возрас та. Тема: «Составление рассказа и драматизация по картинке «Зимний город». Задачи. 1. Коррекционно-образовательные. Учить понимать сюжет картинки, изображать его при помощи драматизации....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Маленькие грамотеи» Тема: «Маленькие Грамотеи» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Задачи. - Совершенствовать умение детей различать гласные, согласные (твердые и мягкие) звуки,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе 5–6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка» города Стародуба Брянской области КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных...

Конспект по развитию речи в средней группе «Путешествие на воздушном шаре» Программные задачи: Учить детей выделять голосом заданный звук изолированно, в слоге, словах и фразовой речи. Добиваться правильного изолированного, длительного на вдохе и отрывистого внятного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж», меняя силу голоса, умения определить положение...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект ООД по развитию речи и рассказ по серии опорных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Цель: создание условий для составления рассказа по сюжетным картинкам; Задачи: создать условия для составления простых предложений по серии сюжетных картин; создать условия для формирования умения воспроизводить последовательность серии картин; создать условия для развития...

ООД по познавательно-речевому развитию с элементами экспериментирования в первой младшей группе «Снеговик в гостях у деток» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» Конспект ООД по познавательно-речевому развитию с элементами экспериментирования в первой младшей группе «Снеговик в гостях у деток» Разработала воспитатель I кв.кат. Крымская Светлана Анатольевна...

Конспект занятия по музыке (развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи) Конспект занятия по музыке Тема: "Сказочное приключение" Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет Цель:Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи посредством участия в различных видах музыкальной деятельности. Задачи:...

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Зимующие птицы» Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы» Цель: Закрепить обобщающее слово «птицы»; учить детей составлять описательные рассказы о птицах. Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах. Учит образовывать множественное число...

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Юлия Беспалова
Конспект НОД по развитие речи Тема: «Надо ли учиться говорить?»

Конспект НОД по развитие речи

Тема : «Надо ли учиться говорить

Цели и задачи :

Цели : Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи .

Материал : Кусочки ткани.

Ход занятия:

I.Организационный момент

Воспитатель : Весь год и каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно говорить и красиво говорить на родном русском языке.

II. Основная часть :

Воспитатель : Как вы думаете, почему надо хорошо владеть родным языком?

(Ответы детей)

Воспитатель : Хорошо, молодцы. Богатый запас слов и умение понятно для окружающих строить высказывания – это показатель культуры человека.

Воспитатель : Ребята, не все слова вы произносите правильно, без ошибок, а иногда вам не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. Давайте проверим, права ли я?

Дети : Давайте.

Воспитатель : Я буду показывать мягкую игрушку а вы будите описывать ее.

(Показываю игрушки) .

Воспитатель : Молодцы. Замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов : Светло – желтый, оранжевый, ярко – рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки.

Воспитатель : А теперь представляю вашему вниманию кусочки ткани для наволочек и простыней.

(показываю ткань) .

Воспитатель : Какую бы ткань вы бы выбрали?

(ответ детей) .

Воспитатель : Какая ткань?

(ответы детей)

Воспитатель : Ребята, давайте каждый и вас будет подходить к столу, брать ткань и говорить «Я хочу наволочку из этой ткани…» , «Думаю, что самая красивая ткань.» , «Мне понравилась ткань…» .

Воспитатель : Дети правильно говорить не простынь , а простыня.

Воспитатель : Давайте повторим. Как правильно говорить простыня или простынь?

(Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы.

III Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

(Ответы детей)

Воспитатель : Хорошо, а что мы с вами делали, что выбирали?

(Ответы детей)

Воспитатель : Хорошо, молодцы.

Публикации по теме:

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Программное содержание: 1. Воспитывать.

Конспект деловой игры с родителями воспитанников «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить» Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи.

Конспект НОД по познавательному развитию «Надо, надо умываться» Конспект НОД по познавательному развитию «Надо, надо умываться» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: формирование у детей представления.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Программное содержание: 1. Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, научить детей понимать их значение для здоровья человека.

Конспект проведения режимных моментов «Надо, надо умываться» во второй младшей группе «Надо, надо умываться» Программное содержание: Формировать у детей простейшие навыки умывания – правильно пользоваться мылом, аккуратно.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мы хотим учиться» Занятие по развитию речи. «Мы хотим учиться» Воспитатель: Колесникова Анастасия Николаевна. Задача: развивать связную речь. Цели: формирование.

Конспект занятия по развитию речи «Учимся говорить правильно» Тема: «Учимся говорить правильно» Цели: Учить различать на слух звуки з и ж, подбирать слова с этими звуками и выделить их на слух в связной.

Конспект занятия «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» План – конспект занятия Первая младшая группа Надо, надо умываться по утрам и вечерам. Цель: воспитывать аккуратность, культурно – гигиенические.

Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л. Белоусовой «История одного шкафа» (с опорой на схематичные рисунки) в старшей логопедической группе.

  • обучение детей связному последовательному пересказу текста

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей связно, полно, логично и непрерывно пересказывать текст, используя в качестве плана высказывания схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, внимание, память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, культуру речевого общения.

Оборудование и материалы:

  • Схематичные рисунки, отражающие последовательность событий, книга Л. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!» (рассказ «История одного шкафа»), компьютер, монитор, разрезные картинки, с изображением шкафа, мяч.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы:
  • С. Маршак «Откуда стол пришел?», Н. Нищева «Наша квартира», А.Барто. Хромая табуретка, К.Нефедов. Диван. Мне однажды сон приснился.
  • К.Ушинский. Стол и стул.
  • Просмотр презентаций по теме «Мебель».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовет предмет мебели.

Игра с мячом «Назови предмет мебели».

2. Игры – презентации:

Игра «Четвертый лишний». (анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)

  • Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
  • Стол, шкаф, кресло, пианино, диван

Игра « Скажи наоборот».

  • Шкаф высокий, а тумбочка…. .
  • Шкаф большой, а полка…. .
  • Диван мягкий, а табурет…. .
  • Кресло мягкое, а стол….

Игра «Один-много»

Образование множественного числа существительных. (после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)

  • Диван – диваны;
  • Стол – столы;
  • Кресло – кресла;
  • Кровать – кровати;
  • Шкаф – шкафы.

Сегодня мы будем пересказывать интересный рассказ. А о чем вы узнаете, составив картинку из частей. А сейчас мы подготовим пальчики к работе.

3. Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

4. Игра «Составь картинку» (разрезные картинки)

Дети, что у вас получилось?….(шкаф)

Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «История одного шкафа»

5. Чтение рассказа с опорой на схематичные рисунки .

Воспитатель читает текст и выставляет схематичные рисунки.

6. Вопросы по содержанию:

Что сделал мастер- столяр?

Какие друзья-инструменты помогли сделать большой и красивый шкаф?

Кто купил этот шкаф?

Понравился ли детям новый шкаф?

Что стали дети делать в шкафу?

Полюбил ли шкаф детей?

Что он делал, когда дети приходили?

Когда дети выросли, что стало со шкафом?

Куда поставили шкаф и что в нем хранили, когда он состарился?

Что делали Саша и Маша, когда стали взрослыми?

7. Физминутка «Уборка»

(под музыку выполняются упражнения, имитирующие уборку)

Надели фартучки;

Закатали рукава;

Приготовились, взяли тряпочки;

Повернулись;

Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);

Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);

Вешаем одежду в шкаф;

Устали, вытираем лоб;

Снимаем фартук, раскатываем рукава;

Похлопаем себе.

8. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание.

9. Пересказ текста по рисункам (по цепочке).

(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одному из рисунков, в конце 1-2 ребенка рассказывают рассказ полностью.)

10. Анализ детских рассказов.

11. Итог.

Ребята, вам понравилось занятие? Чему мы сегодня научились? Что узнали интересного?

Алексютина А.И.,
воспитатель

Занятие по развитию речи в конце года на закрепление пройденного материала в младшей группе, тема «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель:

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить четкое произношение звуков «ж», «х», «т» с помощью чистоговорок.

Материал к занятию:

Настольно-плоскостной театр: домик, дедушка, бабушка, внучек, внучка; разноцветные палочки (по 4 каждому ребёнку); «картинки-говорилки» для фланелеграфа.

Ход занятия:

Дети садятся полукругом на стульчики, перед ними стол с настольно-плоскостным театром (домик, бабушка, дедушка, внучек и внучек).

Воспитатель начинает занятие:

Малыши, сейчас я вам покажу и расскажу сказку, а вы будете мне помогать, потому что некоторые стихотворения и «говорилки» из этой сказки вам знакомы.

«Однажды, Маша и Петя пошли в гости к своим бабушке и дедушке. Они постучали в дверь. Бабушка и дедушка были уже старенькие и плохо слышали, и плохо видели. Внучата постучали ещё раз. Бабушка с дедушкой посмотрели в окошечко и никак не могли разглядеть, кто же там стучится к ним».

Ребята, что надо сделать бабушке и дедушке, чтобы разглядеть своих внучаток?

Ответы детей: «Надеть очки».

Конечно же, им нужны очки. А давайте мы с вами тоже поможем бабушке и дедушке разглядеть своих внучат. Мы представим, что мы бабушки и дедушки. Ну-ка покажите, какие у вас очки.

Дети рассказывают и с помощью пальцев рук показывают «очки».

«Бабушка и дедушка очки надели и внучаток разглядели».

/Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносят к глазам./

Молодцы дети! А теперь слушайте сказку дальше.

«Внучата, Петя и Мша, попросили у дедушки лодку, чтобы покататься по речке. А лодочка была вот такая».

Воспитатель показывает лодочку из ладошек: обе ладошки поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.

Малыши, покажите свои лодочки. Дети показывают и рассказывают, а в конце изображают колечки с помощью соединения большого и указательного пальцев правой и левой руки.

«Лодка»

Лодочка плывёт по речке,
(изображать движение лодки)
Оставляя на воде колечки.
(изображать колечки)

«А ещё решили Маша и Петя приделать к лодке флажок. Вот такой». Показывает воспитатель: четыре пальца вместе, а большой опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе.

А теперь и вы приделайте к своим лодкам флажки.

«Флажок»

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

Сказка продолжается.

«Приплыли ребята на лодке к берегу и вышли погулять на полянку. А на полянке гуляла козочка, да не простая, а коза-дереза».

Давайте покажем её.

Дети вместе с воспитателем с помощью пальцев рук показывают козу: указательный и мизинец выставлены вперёд, средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим.

«Коза»

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьёт?
Забодаю, забодаю…

Малыши, а давайте-ка отдохнём и поиграем. Вставайте друг за другом. Воспитатель встаёт первой, а за ней все дети, проводится физкультминутка.

Физкультминутка «По кочкам…»

По кочкам, по кочкам,
(прыжки с поочерёдным выбрасыванием вперёд то правой, то левой ноги)

В ямку – бух! Раздавили сорок мух!!!
(присесть и сказать)

Воспитатель приглашает детей к себе, в руках держит палочки.

Посмотрите, малыши, какие у меня красивые, разноцветные палочки. Сейчас я вам тоже дам несколько штук, и мы вспомним, как мы выкладывали из них фигуры. Воспитатель разделяет по 4 палочки каждому. Спрашивает у детей, сколько палочек у них в руке. Выслушать индивидуальные ответы детей. Предложить вспомнить стишок про квадрат и выложить его.

«Квадрат»

(дети выкладывают на коврике)

Четыре палочки сложу
И вот квадратик получу.

Молодцы, ребятки, а сейчас идите-ка ко мне. Здесь нас ждут картинки-говорилки. Дети идут за воспитателем к мольберту. Встают полукругом. Воспитатель показывает поочерёдно на картинки и предлагает вспомнить про них говорилки-чистоговорки.

«Ёж»

Жа-жа-жа – в лесу видели ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

«Петух»

Ха-ха-ха – не поймать нам петуха.

«Котик»

Та-та-та – хвост пушистый у кота.

Воспитатель в случае затруднений помогает детям вспомнить говорилки, напоминая им первые слоги.

Молодцы, малыши, вы хорошо позанимались. Язычок ваш сегодня много говорил. А теперь можете пойти поиграть со своими игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...

Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...