Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию связной речи, по закреплению представления о весне, как о времени года детей подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
У детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается отставание в формировании навыков связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Основной задачей обучения детей связной речи, является, научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Формирование временных представлений является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальным свойством психики человека, играющим первостепенную роль в процессах биологического и социального взаимодействия с окружающим миром.
Предложенный конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата в закреплении представления о весне, как о времени года, формировании связной речи, творческих способностей детей построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Это позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала.
В конечном итоге все выполненные задания дают возможность решить основную речевую задачу - обучение составлению творческого рассказа, развивать умение самостоятельно выражать свои мысли, осознанно отражать в речи разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями. Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими, обогащает словарь, совершенствует связную речь, воспитывает умение работать самостоятельно.
Для формирования навыка связного развернутого высказывания на занятии использован один из основных видов рассказывания с элементами творчества, это придумывание продолжения незавершенного рассказа - сказки с опорой на наглядный материал.
Придумывая рассказ - сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы, используя их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, свое. Самостоятельное составление последовательного связного рассказа активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, создает возможность реализовать влияние художественного образа на развитие словесного творчества детей. Такие приемы закрепляют у детей и представления о весне, как о времени года, и помогают детям чувствовать логику изложения, и воображения.
Наглядный материал служит своеобразным вспомогательным средством, помогающим и направляющим процесс установления последовательности событий, причинно-следственные связи между ними, становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Тем не менее, составление продолжения рассказа - сказки предшествовала подготовительная работа. На предыдущем занятии логопед, обращал внимание детей на изменения, происходящие в природе, поведение птиц, задавал вопросы, помогающие обосновать определенную последовательность действий. Педагог побуждал детей к употреблению более точных и образных выражений, активизировал воображение детей, облегчая решение творческих задач. С помощью вопросов анализировалось содержание будущей сказки. На вечерних коррекционных занятиях, по заданию логопеда, чтение рассказов о весне, птицах, поведении животных, знакомство с пословицами, поговорками, стихами, отгадывание кроссвордов.
Коррекция связной речи должна вестись в совокупности со всеми разделами логопедической работы. Эту работу можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам.
В целях закрепления знаний детей о весне на занятии использовалась игра «Отгадай слово» (по 1-м звукам названия каждой картинки отгадай задуманное слово), кроссворд, упражнения по распространению предложения с помощью вопросов, составление предложения из двух заданных слов (простые и сложные), из слов в нарушенной последовательности.
Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.
Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект.
Конспект занятия «Путешествие в весеннюю сказку»
Цель :
· Накапливать активный словарь.
· Развивать фонематический слух (восприятие неречевых звуков), чувство ритма.
· Развивать лексико-грамматический строй речи: учить согласованию прилагательных с существительными в роде ед.ч. Им.п.; учить составлять предложения по двум опорным словам; учить составлять распространенные предложения с помощью вопросов, составлять схему предложения.
· Развивать связную речь: обучение рассказыванию с элементами творчества (придумывание продолжения рассказа - сказки с опорой на наглядность).
· Развивать ориентировку в пространстве.
· Развивать мышление, внимание, воображение.
· Развивать графические навыки.
Оборудование:
· Макет солнца.
· Книга: К.Ушинский «Ласточка».
· Карточки-схемы признаков ВЕСНЫ
· Ребус (лампа, автобус, самолет, танк, остров, черепаха, кот, арбуз)
· Кроссворд (слово ВЕСНА)
· Схема слова, предложения.
· Тетрадь в клетку.
· Простой карандаш.
· Магниты, наборное полотно, магнитная доска.
Ход занятия.
1. Сообщение темы:
Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, группа «Игрушечка», а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать.
(логопед открывает конверт и достает кроссворд, предлагает детям отгадать его)
Логопед: Кроссворд:
1. | С | К | В | О | Р | Е | Ц | ||||||
2. | П | О | Д | С | Н | Е | Ж | Н | И | К | |||
3. | Л | И | С | Т | О | Ч | К | И | |||||
4. | П | Р | О | Т | А | Л | И | Н | А | ||||
5. | М | А | Р | Т |
(Логопед загадывает детям загадки, затем ответы дети самостоятельно записывают в кроссворд и отгадывают слово в выделенных квадратиках)
Загадки:
Кто же нам прислал письмо?
Дети: Весна.
Логопед: Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие…. путешествие в весеннюю сказку! Что происходит в сказке? Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить предметы, животные, птицы… Я предлагаю вам сегодня стать настоящими сказочниками и сочинить свою, необыкновенную, неповторимую, самую добрую весеннюю сказку.
Ребята, посмотрите, к нам в гости кто-то пришел. Кто же это?
Дети: Это солнышко.
Логопед: У солнышка лучики не простые, а волшебные. Доброе, волшебное солнышко прикоснется к каждому из вас, и вы превратитесь в великих сказочников.
(Дети касаются рукой до лучей солнышка.)
2.Развиваем фонематический анализ, внимание, память.
Логопед: Сказка, начинается… Жила-была птица. А какая птица, отгадайте. (Дети отгадывают слово по первым звукам слов - картинок: лампа, автобус, самолет, танк, остров, черепаха, кот, арбуз: ЛАСТОЧКА)
Дети: Жила— была …ласточка.
3. Развиваем лексико-грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде, употребление синонимов.
Логопед: (У педагога книга К.Ушинского «Ласточка», иллюстрация с изображением ласточки. Педагог начинает читать сказку…)
Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла весна. Какая весна?
Дети: Теплая, солнечная, добрая, долгожданная, ласковая, радостная, веселая, звонкая, ранняя…
Логопед: О чем можно сказать «весенний»?
Дети: Ручей, дождь, день, сад, воздух.
Логопед: О чем можно сказать «весенняя»?
Дети: Погода, вода, лужа, капель, проталина.
Логопед: О чем можно сказать «весеннее»?
Дети: Небо, настроение, облако.
Логопед: Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний воздух. Какой еще был воздух?
Дети : Свежий, легкий, чистый, теплый, чудесный….
4. Обучаем составлению предложения из слов в нарушенной последовательности.
Логопед: А как вы думаете, что произошло с ласточкой дальше?
(Дети высказывают свои предположения)
Логопед: А чтобы узнать, что произошло с ласточкой, необходимо составить предложения из слов и подружить их.
Хотеть, на, ласточка, воля, лететь.
Дети: Ласточка хотела лететь на волю.
Логопед: Была, форточка, открыть.
Дети : Форточка была открыта.
Логопед: Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.
5.Развиваем мышление (отгадывание загадки)
Логопед: Что увидела ласточка?
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели, и пахнет весной?
Дети: Сосулька.
Логопед: Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки. (Логопед переворачивает страницу книги). Ой, ребята, а слова все исчезли. Что же делать? Нужно придумать продолжение сказки. Что случилось дальше? Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна… Что же она увидела? Что весной происходит?
6.Обучаем составлению распространенного предложения из заданных слов.
Логопед: День - ночь.
Дети: День становится длиннее, а ночь короче.
Логопед: Небо - весна.
Дети: Небо весной светлое, чистое, голубое.
Логопед: Снег - солнце.
Дети: Снег на солнце тает, темнеет.
Логопед: Деревья - почки.
Дети: На деревьях набухают почки.
Логопед: Снег - проталины.
Дети: Снег тает, появляются первые проталины.
Логопед: Люди - одежда.
Дети: Люди надевают легкую одежду.
Логопед: Ручей - поле.
Дети: В полях бегут веселые ручьи.
7. Развиваем чувство ритма, общую моторику.
Хлопай, хлопай, не зевай
И слова за мной повторяй.
Вот идет, идет весна.
Быстроногая она.
По лужайкам топ, топ.
И по лужам шлеп, шлеп.
(Дети отхлопывают, «протопывают» стихотворение. На каждую строчку четыре хлопка (притопа).
Логопед: Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку:
1 11; 11 1; 1111; 111 1; 1 111….
(Дети повторяют ритм хлопками)
Логопед:
8. Обучаем составлению распространенного предложения с помощью вопросов, составлению схемы предложения.
Логопед: Как вы думаете, что больше всего запомнилось ласточке?
Дети: Ручей; теплое, ласковое солнышко; молодые листочки на деревьях; ясное, светлое небо; первые цветочки; зеленая травка…
Логопед: Составьте предложение со словом «ручей». Ручей что делает?
Дети: Бежит ручей.
Логопед: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении два слова.
Логопед: Назовите первое (второе) слово.
Дети: Бежит (ручей).
Логопед: Запишем это предложение в тетрадь с помощью схемы.
(Дети записывают в тетрадях простым карандашом. ____ ____.).
Логопед: Какой бежит ручей?
Дети: Веселый.
Логопед: Запишите это предложение.
Дети: _____ _____ _____. (Бежит веселый ручей.)
Логопед: Какой еще ручей? Когда бегут ручьи?
Дети: Звонкий. ____ ____ ____ ____. (Бежит веселый, звонкий ручей.) Весной.____ ____ ____ ____ ____. (Весной бежит веселый, звонкий ручей.)
Логопед: Вспомните и назовите, сколько было слов в предложении? (два) Сколько слов стало? (пять)
9.Развиваем ориентировку на листе бумаги, графические навыки.
Логопед: Пора возвращаться из сказки. А чтобы нам вернуться из сказки, необходимо проложить весенние дорожки.
Сверху вниз: 111
Из левого верхнего угла в правый нижний: \ \ \ \
Слева направо: ___ ___ ___ ___
(Дети выполняют задание в тетради в клетку).
10. Итог занятия:
Логопед: Что вам больше всего запомнилось?
Как вы думаете, почему сказка о весне?
А еще о ком (чем) эта сказка?
Вспомните и расскажите сказку еще раз.
Сказка. «ЛАСТОЧКА»
Жила— была ласточка. Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла теплая, долгожданная весна. Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний свежий, чистый, теплый воздух. Ласточка хотела лететь на волю. Форточка была открыта. Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.
Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки……..
Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна…
Весной день становится длиннее, а ночь короче. Небо весной светлое, чистое. Снег на солнце тает, темнеет. На деревьях набухают почки. Появляются первые проталины. В полях бегут веселые ручьи.
Полетела ласточка дальше и увидела, как на участке детского сада дети играют в интересную игру «Хлопай, хлопай, не зевай». Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку.
И тут ласточка вспомнила, что хозяйка, наверное, ее уже ищет, переживает…
Вернулась ласточка и рассказала хозяйке, что ей больше всего запомнилось.
Показаны публикации 1-10
из 19576
.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему : «По страницам нашей сказки» Цель : Приобщение детей к устному народному творчеству. Задачи : Образовательные : - продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя; - понимать и у потреблять в...
Ознакомление с окружающим и развитие речи Старшая группа Тематическое занятие ко Дню Защитника Отечества Задачи : -коррекционно-развивающая : развивать зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику -коррекционно-образовательная : активизировать словарь по теме «Армия» ; расширять и формировать словарь прилагательных; формировать связное речевое высказывание посредством...
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Составление рассказа по картинке»
Публикация «Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего...» Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возрас та. Тема: «Составление рассказа и драматизация по картинке «Зимний город». Задачи. 1. Коррекционно-образовательные. Учить понимать сюжет картинки, изображать его при помощи драматизации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Маленькие грамотеи» Тема: «Маленькие Грамотеи» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Задачи. - Совершенствовать умение детей различать гласные, согласные (твердые и мягкие) звуки,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе 5–6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка» города Стародуба Брянской области КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных...
Конспект по развитию речи в средней группе «Путешествие на воздушном шаре» Программные задачи: Учить детей выделять голосом заданный звук изолированно, в слоге, словах и фразовой речи. Добиваться правильного изолированного, длительного на вдохе и отрывистого внятного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж», меняя силу голоса, умения определить положение...
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект ООД по развитию речи и рассказ по серии опорных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Цель: создание условий для составления рассказа по сюжетным картинкам; Задачи: создать условия для составления простых предложений по серии сюжетных картин; создать условия для формирования умения воспроизводить последовательность серии картин; создать условия для развития...
ООД по познавательно-речевому развитию с элементами экспериментирования в первой младшей группе «Снеговик в гостях у деток» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» Конспект ООД по познавательно-речевому развитию с элементами экспериментирования в первой младшей группе «Снеговик в гостях у деток» Разработала воспитатель I кв.кат. Крымская Светлана Анатольевна...
Конспект занятия по музыке (развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи) Конспект занятия по музыке Тема: "Сказочное приключение" Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет Цель:Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи посредством участия в различных видах музыкальной деятельности. Задачи:...
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Зимующие птицы» Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы» Цель: Закрепить обобщающее слово «птицы»; учить детей составлять описательные рассказы о птицах. Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах. Учит образовывать множественное число...
Конспекты занятий по развитию речи
Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.
Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.
Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.
Юлия Беспалова
Конспект НОД по развитие речи Тема: «Надо ли учиться говорить?»
Конспект НОД по развитие речи
Тема : «Надо ли учиться говорить ?»
Цели и задачи :
Цели : Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи .
Материал : Кусочки ткани.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Воспитатель : Весь год и каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно говорить и красиво говорить на родном русском языке.
II. Основная часть :
Воспитатель : Как вы думаете, почему надо хорошо владеть родным языком?
(Ответы детей)
Воспитатель : Хорошо, молодцы. Богатый запас слов и умение понятно для окружающих строить высказывания – это показатель культуры человека.
Воспитатель : Ребята, не все слова вы произносите правильно, без ошибок, а иногда вам не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. Давайте проверим, права ли я?
Дети : Давайте.
Воспитатель : Я буду показывать мягкую игрушку а вы будите описывать ее.
(Показываю игрушки) .
Воспитатель : Молодцы. Замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов : Светло – желтый, оранжевый, ярко – рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки.
Воспитатель : А теперь представляю вашему вниманию кусочки ткани для наволочек и простыней.
(показываю ткань) .
Воспитатель : Какую бы ткань вы бы выбрали?
(ответ детей) .
Воспитатель : Какая ткань?
(ответы детей)
Воспитатель : Ребята, давайте каждый и вас будет подходить к столу, брать ткань и говорить «Я хочу наволочку из этой ткани…» , «Думаю, что самая красивая ткань.» , «Мне понравилась ткань…» .
Воспитатель : Дети правильно говорить не простынь , а простыня.
Воспитатель : Давайте повторим. Как правильно говорить простыня или простынь?
(Ответы детей)
Воспитатель : Молодцы.
III Заключительная часть
Воспитатель : Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
(Ответы детей)
Воспитатель : Хорошо, а что мы с вами делали, что выбирали?
(Ответы детей)
Воспитатель : Хорошо, молодцы.
Публикации по теме:
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Программное содержание: 1. Воспитывать.
Конспект деловой игры с родителями воспитанников «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить» Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи.
Конспект НОД по познавательному развитию «Надо, надо умываться» Конспект НОД по познавательному развитию «Надо, надо умываться» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: формирование у детей представления.
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Программное содержание: 1. Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, научить детей понимать их значение для здоровья человека.
Конспект проведения режимных моментов «Надо, надо умываться» во второй младшей группе «Надо, надо умываться» Программное содержание: Формировать у детей простейшие навыки умывания – правильно пользоваться мылом, аккуратно.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мы хотим учиться» Занятие по развитию речи. «Мы хотим учиться» Воспитатель: Колесникова Анастасия Николаевна. Задача: развивать связную речь. Цели: формирование.
Конспект занятия по развитию речи «Учимся говорить правильно» Тема: «Учимся говорить правильно» Цели: Учить различать на слух звуки з и ж, подбирать слова с этими звуками и выделить их на слух в связной.
Конспект занятия «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» План – конспект занятия Первая младшая группа Надо, надо умываться по утрам и вечерам. Цель: воспитывать аккуратность, культурно – гигиенические.
Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л. Белоусовой «История одного шкафа» (с опорой на схематичные рисунки) в старшей логопедической группе.
- обучение детей связному последовательному пересказу текста
Коррекционно – образовательные задачи:
- Продолжать учить детей связно, полно, логично и непрерывно пересказывать текст, используя в качестве плана высказывания схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.
- Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, внимание, память.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, культуру речевого общения.
Оборудование и материалы:
- Схематичные рисунки, отражающие последовательность событий, книга Л. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!» (рассказ «История одного шкафа»), компьютер, монитор, разрезные картинки, с изображением шкафа, мяч.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы:
- С. Маршак «Откуда стол пришел?», Н. Нищева «Наша квартира», А.Барто. Хромая табуретка, К.Нефедов. Диван. Мне однажды сон приснился.
- К.Ушинский. Стол и стул.
- Просмотр презентаций по теме «Мебель».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно назовет предмет мебели.
Игра с мячом «Назови предмет мебели».
2. Игры – презентации:
Игра «Четвертый лишний». (анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)
- Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
- Стол, шкаф, кресло, пианино, диван
Игра « Скажи наоборот».
- Шкаф высокий, а тумбочка…. .
- Шкаф большой, а полка…. .
- Диван мягкий, а табурет…. .
- Кресло мягкое, а стол….
Игра «Один-много»
Образование множественного числа существительных. (после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)
- Диван – диваны;
- Стол – столы;
- Кресло – кресла;
- Кровать – кровати;
- Шкаф – шкафы.
Сегодня мы будем пересказывать интересный рассказ. А о чем вы узнаете, составив картинку из частей. А сейчас мы подготовим пальчики к работе.
3. Пальчиковая игра «Мебель»
Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
4. Игра «Составь картинку» (разрезные картинки)
Дети, что у вас получилось?….(шкаф)
Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «История одного шкафа»
5. Чтение рассказа с опорой на схематичные рисунки .
Воспитатель читает текст и выставляет схематичные рисунки.
6. Вопросы по содержанию:
Что сделал мастер- столяр?
Какие друзья-инструменты помогли сделать большой и красивый шкаф?
Кто купил этот шкаф?
Понравился ли детям новый шкаф?
Что стали дети делать в шкафу?
Полюбил ли шкаф детей?
Что он делал, когда дети приходили?
Когда дети выросли, что стало со шкафом?
Куда поставили шкаф и что в нем хранили, когда он состарился?
Что делали Саша и Маша, когда стали взрослыми?
7. Физминутка «Уборка»
(под музыку выполняются упражнения, имитирующие уборку)
Надели фартучки;
Закатали рукава;
Приготовились, взяли тряпочки;
Повернулись;
Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);
Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);
Вешаем одежду в шкаф;
Устали, вытираем лоб;
Снимаем фартук, раскатываем рукава;
Похлопаем себе.
8. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание.
9. Пересказ текста по рисункам (по цепочке).
(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одному из рисунков, в конце 1-2 ребенка рассказывают рассказ полностью.)
10. Анализ детских рассказов.
11. Итог.
Ребята, вам понравилось занятие? Чему мы сегодня научились? Что узнали интересного?
Алексютина А.И.,
воспитатель
Занятие по развитию речи в конце года на закрепление пройденного материала в младшей группе, тема «Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель:
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить четкое произношение звуков «ж», «х», «т» с помощью чистоговорок.
Материал к занятию:
Настольно-плоскостной театр: домик, дедушка, бабушка, внучек, внучка; разноцветные палочки (по 4 каждому ребёнку); «картинки-говорилки» для фланелеграфа.
Ход занятия:
Дети садятся полукругом на стульчики, перед ними стол с настольно-плоскостным театром (домик, бабушка, дедушка, внучек и внучек).
Воспитатель начинает занятие:
Малыши, сейчас я вам покажу и расскажу сказку, а вы будете мне помогать, потому что некоторые стихотворения и «говорилки» из этой сказки вам знакомы.
«Однажды, Маша и Петя пошли в гости к своим бабушке и дедушке. Они постучали в дверь. Бабушка и дедушка были уже старенькие и плохо слышали, и плохо видели. Внучата постучали ещё раз. Бабушка с дедушкой посмотрели в окошечко и никак не могли разглядеть, кто же там стучится к ним».
Ребята, что надо сделать бабушке и дедушке, чтобы разглядеть своих внучаток?
Ответы детей: «Надеть очки».
Конечно же, им нужны очки. А давайте мы с вами тоже поможем бабушке и дедушке разглядеть своих внучат. Мы представим, что мы бабушки и дедушки. Ну-ка покажите, какие у вас очки.
Дети рассказывают и с помощью пальцев рук показывают «очки».
«Бабушка и дедушка очки надели и внучаток разглядели».
/Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносят к глазам./
Молодцы дети! А теперь слушайте сказку дальше.
«Внучата, Петя и Мша, попросили у дедушки лодку, чтобы покататься по речке. А лодочка была вот такая».
Воспитатель показывает лодочку из ладошек: обе ладошки поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.
Малыши, покажите свои лодочки. Дети показывают и рассказывают, а в конце изображают колечки с помощью соединения большого и указательного пальцев правой и левой руки.
«Лодка»
Лодочка плывёт по речке,
(изображать движение лодки)
Оставляя на воде колечки.
(изображать колечки)
«А ещё решили Маша и Петя приделать к лодке флажок. Вот такой». Показывает воспитатель: четыре пальца вместе, а большой опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе.
А теперь и вы приделайте к своим лодкам флажки.
«Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Сказка продолжается.
«Приплыли ребята на лодке к берегу и вышли погулять на полянку. А на полянке гуляла козочка, да не простая, а коза-дереза».
Давайте покажем её.
Дети вместе с воспитателем с помощью пальцев рук показывают козу: указательный и мизинец выставлены вперёд, средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим.
«Коза»
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьёт?
Забодаю, забодаю…
Малыши, а давайте-ка отдохнём и поиграем. Вставайте друг за другом. Воспитатель встаёт первой, а за ней все дети, проводится физкультминутка.
Физкультминутка «По кочкам…»
По кочкам, по кочкам,
(прыжки с поочерёдным выбрасыванием вперёд то правой, то левой ноги)
В ямку – бух! Раздавили сорок мух!!!
(присесть и сказать)
Воспитатель приглашает детей к себе, в руках держит палочки.
Посмотрите, малыши, какие у меня красивые, разноцветные палочки. Сейчас я вам тоже дам несколько штук, и мы вспомним, как мы выкладывали из них фигуры. Воспитатель разделяет по 4 палочки каждому. Спрашивает у детей, сколько палочек у них в руке. Выслушать индивидуальные ответы детей. Предложить вспомнить стишок про квадрат и выложить его.
«Квадрат»
(дети выкладывают на коврике)
Четыре палочки сложу
И вот квадратик получу.
Молодцы, ребятки, а сейчас идите-ка ко мне. Здесь нас ждут картинки-говорилки. Дети идут за воспитателем к мольберту. Встают полукругом. Воспитатель показывает поочерёдно на картинки и предлагает вспомнить про них говорилки-чистоговорки.
«Ёж»
Жа-жа-жа – в лесу видели ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
«Петух»
Ха-ха-ха – не поймать нам петуха.
«Котик»
Та-та-та – хвост пушистый у кота.
Воспитатель в случае затруднений помогает детям вспомнить говорилки, напоминая им первые слоги.
Молодцы, малыши, вы хорошо позанимались. Язычок ваш сегодня много говорил. А теперь можете пойти поиграть со своими игрушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...