Садовые растения        23.06.2019   

Конспект занятия в старшей группе зима пришла. Конспект занятия на тему "зима" в старшей группе

МАДОУ д\с № 81-ОВ Республика Башкортостан город Стерлитамак.
Воспитатель: Ибатуллина Ирина Раяновна.

Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цели: Формировать умение:
- строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением;
- наклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект пушистой шерстки. Скачать презентацию
Способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка, т.е. гуманно-целостному отношению к природе: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние, интереса к природным объектам, желание заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Закрепить:
- знания детей о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;
-умения ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
Расширять кругозор детей.
Воспитывать любознательность бережное отношение к природе.
Виды деятельности:
игровая
коммуникативная
познавательно-исследовательская
изобразительная
музыкальная
двигательная
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Материалы и оборудование. Литературно-музыкальное сопровождение, техническое оснащение:
Демонстрационный материал: Презентация «Зима». Медвежонок. Письмо. 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, ножницы, клей, пряжа, шаблоны снеговика.
Словарная работа:
а). Обогащение: презентация, эксперимент, путешественник, на северном полюсе, лютая зима.
б). Активизация: декабрь, январь, февраль, зимующие птицы, силуэт.

Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я улыбнусь вам, и вы друг другу улыбнитесь, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме (слайд 1).
Воспитатель: И говорить сегодня мы будем о зиме.
Какая погода сегодня?
Дети: Облачная. Идет снег.

Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Ребята, а вы знаете, есть такие люди, которые хотят узнать много нового и интересного. Они много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на лошадях, на транспорте. Вы знаете, как их называют?
Дети: Путешественники.
Воспитатель: А вы хотите стать путешественниками?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся путешествовать в зимний лес. Ведь мы с вами знаем, что главным богатством нашего края являются леса, которые хранят облик и величие российской природы. А на чем мы доберёмся в лес?
Дети:: На санках, на лыжах.
Воспитатель: Хорошо, поедем на лыжах. ПОЧЕМУ?
Дети: Потому что санки в сугробах проваливаются, а лыжи предназначены для езды по сугробам.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина. Не слышно птичьих голосов. Оглянитесь вокруг, как здесь красиво! Посмотрите, внимательно, чьи следы вы видите? (слайд 2).
Дети:: След зайца, лисы, белки.
Воспитатель: Присядем на пенечки. Ребята, послушайте песенку про зиму.
(Звучит детская песня про зиму, хорошо знакомая детям. Дети подпевают.)
Вдруг появляется медвежонок, зевает.
Воспитатель: Ой, кто это?
Медвежонок: Я услышал красивую песенку и проснулся. Решил посмотреть, кто это так красиво поет!
Воспитатель: Ой, медвежонок, прости нас, мы тебя разбудили.
Медвежонок: Ничего не пойму, где же листья на деревьях? Где цветы? Почему так холодно?
Воспитатель: Как много вопросов! Ребята, ответьте медвежонку, почему так холодно?
Дети: Потому что наступила зима!
Медвежонок: Зима? А что это такое?
Дети: Это время года.
Медвежонок: А сколько оно длится?
Дети: Три месяца. Декабрь. Январь. Февраль.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему медведь ничего не знает про зиму?
Дети:: Медведи зимой спят.
Медвежонок: А только медведи спят зимой?
Дети: Нет. Еще ежи.
Воспитатель: А какие медведи зимой не спят?
Дети:: Белые (слайд 3).
Медвежонок: Как интересно, а я и не знал, что у меня есть брат.
Воспитатель: Где живёт белый медведь?
Дети: На северном полюсе.
Воспитатель: Что спасает его от холода?

Воспитатель: Умеет ли плавать?
Дети: Да, умеет.
Воспитатель: Чем питаются белые медведи?
Дети: Рыбой, тюленями.

Воспитатель: Подберём модели, которые подойдут белому медведю.
(Дети по очереди подходят к магнитной доске и вывешивают модели, подходящие к белому медведю, это карточки-схемы: «бутылка молока», «шерсть», «пасть», «четыре ноги», «перечеркнутый домик», «льды»).
Воспитатель: Почему выбрали карточку-схему, на которой нарисована бутылка молока?
Дети: Своих медвежат медведица кормит молоком.
Воспитатель: Почему выбрали схему с нарисованной шерстью?
Дети: Теплая пушистая шерсть спасает медведей от лютой зимы.
Воспитатель: Почему выбрали схему с четырьмя лапами?
Дети: У медведей четыре лапы, две передние и две задние.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь пора двигаться дальше.
Медвежонок: А что это такое под ногами? (слайд 4)
Дети: Снег.
Воспитатель: Какой снег в лесу?
Дети: Мягкий, пушистый, блестит на солнце, искрится.
Воспитатель: Расскажите ребята медвежонку, что вы знаете про снег?
Дети: Это замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.
Воспитатель: На что похожи снежинки? (слайд 5)
Дети: На звездочки, на цветы, на пушинки.
Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода, часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они красивые!
Подул зимний ветерок,
Полетел снежок
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Ребята, возьмите, снежинки. Положите на ладошку и сделайте вдох носом и дуйте на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как снежинки.
А как называется явление, которое у нас сейчас получилось?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко» со словом «снег»
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На дорожки, на лужок
Все снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка – … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Медвежонок: Как много родственников у слова «снег».
Воспитатель: Еще раз вспомним их.
Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежинки, снеговик, Снегурка, снегири.
Медвежонок: А что случилось с рекой?
Дети: Она покрылась льдом (слайд 6).
Воспитатель: Летом река покрывается льдом?
Дети: Нет, только зимой.
Воспитатель: Правильно, реки покрываются льдом только зимой. Снег и лёд бывает только зимой. Они чем-то похожи между собой. Сейчас мы это сами узнаем. У нас есть 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд.
Какого цвета снег?
Дети: Белого.
Воспитатель: Какого цвета лёд?
Дети: Прозрачный (Если называют голубой, то сравнить с этим цветом.)
Воспитатель: Теперь я положу под кусочек льда и снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинки, а где – нет.
Дети: Под снегом не видно, подо льдом видно.
Воспитатель: Итак, какими свойствами обладает снег и лёд?
Дети: Снег – белый, непрозрачный. А лёд – бесцветный и прозрачный.
Воспитатель: Вы наверное устали, присядем на пенечки и продолжим наш разговор.
Медвежонок: А как живется птицам зимой? (слайд 7)
Дети: Птицам зимой и холодно, и голодно. Птиц в лесу и не видно они с наступлением холодов перелетают поближе к людям.
Воспитатель: Как мы можем им помочь?
Дети: Мы делаем кормушки и подкармливаем их.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называют одним словом птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Эти птицы – зимующие.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Снегири, синицы, воробьи, щеглы, чечётки, дятлы.

Медвежонок: Что-то холодно в зимнем лесу.
Воспитатель: Как в пословице «Мороз не велик, да стоять не велит», что это означает?
Дети: Если стоять будем, то замерзнем
Воспитатель: В лесу стало холодно, мы можем заболеть, я предлагаю вам погреться. Что надо сделать, чтобы не заболеть?
Дети: Больше двигаться, выпить горячий чай.
Воспитатель: Все в кружок встанем и погреемся.
«Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)(слайд 8)
Стали белыми дома. (Делают руками крышу над головой)
Снег на улице идет. (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт. (Имитируют)
Мы катаемся на санках. (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, кружатся медленно)
Ловко бегаем на лыжах (Имитируют)
И играем все в снежки» (Лепят и бросают снежки).
Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу.
Медвежонок: Ой, ребята, мне с вами было так интересно. Я буду скучать без вас.
Воспитатель: Ребята, чтобы медвежонку не было так грустно, предлагаю вам сделать подарок аппликацию «Веселые снеговики». Они тебе, медвежонок, будут напоминать о твоей чудесной зимней прогулке.
Мы освоим новый приём аппликации – наклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? (слайд 12).
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по вели¬чине, сверху - самый маленький - это го¬лова; руки можно сделать из овалов.
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.

Воспитатель: Какое выражение лица может быть у снеговика?
Дети: Веселое.
Воспитатель: Мелко нарезаем нитки; на основу силуэтов равномерно, тонким слоем, наносим клей и приклеиваем обрезки ниток; выполняем из темных бусинок глазки.
Сделаем улыбочку из красной нитки, головной убор и шарфик нарисуем фломастерами.
Дети дарят свои работы медвежонку.
Медвежонок: Спасибо ребята за подарки. Я пойду домой, уж очень хочется спать. Ведь до весны еще долго. До свиданья, ребята.
Воспитатель: До свиданья, медвежонок. А нам, ребята, пора в путь. На чем мы с вами приехали в лес?
Дети: На лыжах.
Воспитатель: Назад мы поедем тоже на лыжах.
(Дети встают за воспитателем и под музыку имитируют ходьбу на лыжах.)
Рефлексия «Снежное дерево». На магнитной доске прикреплено дерево. Из картона вырезаны снежинки. В центре одних изображены эмоции радости, в центре других грусти.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат снежинки,на которых в центре одних изображены эмоции радости, в центре других грусти.Если вы считаете,что легко справились с заданиями,то возьмите снежинку где изображено эмоция радости.Если задания вызывали у вас затруднения,то возьмите снежинку с изображением грусти.
Дети выбирают снежинку и прикрепляют на дерево.

Тема занятия: «Удивительное время - Зима!»

Скороговорка дня: «У ежа и елки иголки колки».

Цель занятия: знакомство с зимними явлениями природы.

Оборудование и материалы: персонаж Дуду, фотографии или рисунки с изображением зимних узоров на стекле, карточки или единый рисунок к заданию «Снежные загадки».

Часть I. Вырос лес, белый весь

Цели : знакомство с зимними явлениями природы; использование умения выявлять закономерность в построении геометрических последовательностей; развитие логического мышления, внимания.

В гости к детям приходит Дуду. Она вместе с ребятами с интересом изучает свойства снега и льда, наблюдает за превращениями воды. Но сегодня утром обезьянка увидела что-то совсем необычное.

Дуду. Здравствуйте, ребята! Представляете, смотрю я сегодня утром в окно, а на стекле кто-то за ночь нарисовал удивительный узор. Солнце коснулось его лучами, и он стал сверкать золотом и серебром, переливаться всеми оттенками розового цвета. Красота! Кто же нарисовал этот узор?

(Предположения детей.)

Педагог. Для того чтобы понять, из чего состоит узор, возникающий за ночь на окне, можно собрать «белую краску», которой он «нарисован». Она быстро превратится в воду. Дело в том, что вода (в виде пара) всегда есть в воздухе.

Ночью при резком похолодании она оседает на ветвях деревьев, на стеклах окон.

Рассмотрим узоры. Постараемся найти отгадки.

Вырос лес,

Белый весь.

На коне в него не въехать

И пешком не войти. (Зимний узор на окне.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

Дидактическая игра «Снежные узоры» . Дуду предлагает детям дорисовать и придумать свои узоры. Можно предложить такие задания:

Продолжи геометрический узор;

Продолжи графический узор;

Догадайся и нарисуй, какой снежинки не хватает;

Дорисуй вторую половину картинки.

Чтение.

Ночь

Ночь... Не спит,

Сидит под елкой,

Вышивает Дед Мороз.

Он у елки взял иголку,

Свет — от звезд.

Тянет нить

Сквозь щелку в шторах —

Все окно уже в узорах.

Завтра утром рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

В. Степанов

Кто же заставляет нас плясать зимой на улице? Не о нем ли в народе придумали загадку?

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И нам стоять не велит. (Мороз.)

Научим Дуду «озвучивать» различные узоры. Постараемся внимательно выполнять упражнения. Тренируя внимание и координацию движений, будем выполнять все более сложные задания, увеличивая темп.

Примеры заданий:

Хлопок в ладоши, топаем левой ногой, хлопок в ладоши, топаем правой ногой.

Хлопок в ладоши, прыжок, хлопок по коленям, приседание.

Хлопок в ладоши, хлопок по коленям, приседание.

Часть II. Снежные загадки

Цели: дальнейшее формирование умения составлять простейшие задачи по рисункам и решать их; освоение новых форм записи результатов.

Дуду . Столько загадок появляется вокруг зимой! Загадку, которую я хочу загадать вам, придумали ребята из подготовительной группы. На самом деле они просто лепили из снега, но не успели закончить работу. Догадайтесь, кого или что хотели слепить из снега дети? Из каких фигур слеплена каждая снежная скульптура? Сколько снежных шаров понадобилось для каждой из них?

Предложим детям придумать и нарисовать фигуру, которую они будут лепить из снега на прогулке.

Итог занятия.

Дуду. Удивительное время зима — на окнах появляются рисунки, деревья сами собой одеваются в белые шубы, люди на улицах танцуют, за несколько минут можно вылепить снеговика и даже слона! А вам, ребята, что нравится больше всего из зимних загадок, забав и чудес?

(Ответы детей.)

Последующая работа

Вдохновленные талантом зимнего живописца мороза, дети на занятии по рисованию с удовольствием нарисуют «Зимний пейзаж».

Варианты работы.

1. Выполним рисунок по образцу на темной бумаге белой гуашью или зубной пастой.

2. На обычной бумаге для рисования — контуры рисунка. Согласно шифру, часть изображения раскрашивается в различные цвета. Большая часть изображения остается белой.

Творческая работа «Скульптуры из снега» . Во время прогулки поможем детям вылепить из снега фигуры, нарисованные ими на занятии. Полученные «скульптуры» можно раскрасить, используя обычную пластиковую бутылку с цветной водой и пульверизатором.

Конспект НОД
Зимушка- зима в гости к нам пришла!

Кутько Елена Владимировна воспитатель МДОУ
Описание материала: Конспект НОД рассчитан для детей старшей группы.Это интегрированной занятие, в котором дети задействованы в различных видах деятельности.
Цель: продолжить формирование представлений о зиме.
Задачи:
Сформировать представление о зиме.
Развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль, умение обобщать и делать выводы.
Развивать связную речь. Активизировать и обогащать словарь (бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий, твердый, холодный, сыпучий)
Воспитать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу. Воспитывать любознательность.
Оборудование:
картина «Зима», мультимедиапроектор, экран, слайды зимнего леса; стаканы, пробирки, лед и снег для опытов; магнитофон с записью музыки.
Раздаточный материал:
Листы цветного картона формата А 4, соль мелкая и крупная, клей ПВА, кисточки, салфетки, подносы.
Методические приемы: картина «Зима», дидактическая игра « Как вести себя в лесу», дыхательная гимнастика «Поезд подаёт сигнал…», этюд на воображение «Что мы слышим в лесу», просмотр слайд шоу «Зима», динамическое упражнение «Вот пришли мы в зимний лес…», опыты со снегом и льдом, пальчиковая гимнастика «Снежок», рисование солью.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла вам интересную картину. Она необычная. Посмотрите на нее внимательно. Что на ней изображено? Какое время года?.

Дети: Зима.
Воспитатель: Сколько длится зима?
Дети: Зима длится 3 месяца.
Воспитатель: Давайте вспомним признаки зимы, что относится к зиме.
Дети: Дни короткие, а ночи длинные; мороз; идет снег: солнце редко светит и не греет.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поехать в зимний лес. Прежде чем мы отправимся, вспомним, что нельзя делать в лесу.
Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»


Дети поочередно берут карточки и рассказывают о правилах поведения в лесу.
Не мусорить, не бить стекла, покормить птиц, не разводить костры и т.д.
Воспитатель: Молодцы вспомнили как себя вести в лесу, теперь можем, ехать. Занимайте места в вагоне. Поезд отправляется… Поехали!
Поезд подаёт сигнал. Тянут «ту-у-у-у»
Он стоять уже устал. Произносят «чух-чух-чух»
Набирает поезд ход. Произносят на выдохе с ускорением «пш-пш-пш»
Быстро едет он вперёд.
Вагончики зелёные бегут,бегут, бегут.
А круглые колёсики Тук-тук, тук-тук, тук-тук.
Произносят, выполняя круговые движения руками.
Воспитатель: Посмотрите в окно. Дети смотрят на экран слайд шоу «Зима ».
(достаточно 5-6 зимних пейзажей)


Воспитатель: Вот мы и приехали в зимний лес.
Этюд на воображение «Что мы чувствуем в лесу»
Воспитатель: Вдохните воздух. Чем может пахнуть в лесу?
Дети: Снегом, холодом, елками, свежестью, деревьями.
Воспитатель: Что можно увидеть в лесу?
Дети: Везде снег и на земле и на деревьях.
Воспитатель: А что можно услышать в лесу?
Дети: Как хрустит снег под лапами животных, скрипит старое дерево, как ветер поет песенку.
Динамическое упражнение «Вот пришли мы в зимний лес…»
Сколько здесь вокруг чудес (развести руки)
Вот пришли мы в зимний лес (ходьба)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Справа береза в шубе стоит (руку в руку)
Слева елка на нас глядит (отводят руку и смотрят)
Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся (кружась, приседают)
Вот серый зайка пробежал (прыжки)
От лисы он убежал
Это серый волк рыщет (руки на поясе, наклоняются в стороны)
Он себе добычу ищет.
Все мы прячемся сейчас (приседают, прячась)
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири (имитируем полет птиц)
Словно яблоки красны.
В лесу красота и покой (разводим руки в стороны)
А нам пора уже домой.
Воспитатель: Мы побывали в лесу, а теперь в путь. Дети садятся в вагон
«Поезд подает сигнал…»
Воспитатель: Приехали!
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Снег и лёд бывают только зимой. Чем они похожи?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Давайте проверим это. На столе два стакана, в одном снег, в другом лед.
Воспитатель: Какого цвета снег?
Дети: Белый.
Воспитатель: А лед?
Дети: Бесцветный.



Воспитатель: Теперь положите на цветную картинку кусок льда и комочек снега. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет.
Дети: Под снегом не видно, значит снег непрозрачный. Подо льдом видно картинку, значит он прозрачный.
Воспитатель: Возьмите горсть снега и высыпьте, на поднос. Как можно назвать эти свойства снега?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А лед? Я уронила лед, что с ним случилось?
Дети: Он раскололся, он твердый и хрупкий.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши стаканчики. Что там произошло?
Дети: Лед и снег растаяли и превратились в воду. Потому что в группе тепло.
Воспитатель: Давайте повторим, что мы узнали о снеге.
Дети: Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В тепле превращается в воду.
Воспитатель: А что мы узнали про лед?
Дети: Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, в тепле превращается в воду.
Воспитатель: Что общего между льдом и снегом?
Дети: В тепле тает, состоит из воды, бывает зимой.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас, приготовьте ваши пальчики перед рисованием нужно их немного подготовить.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним, и сломаем!
Воспитатель: А сейчас мы будем рисовать картину снегом.
Дети: Но он же растает, и потечет.
Воспитатель: Мы будем рисовать «волшебным снегом». Послушайте загадку и отгадайте, чем мы будем рисовать:
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. Что это?
Дети: Соль.
Воспитатель: Мы будем рисовать зимнюю картинку солью. Я напомню вам, как нужно это делать.
Набираем на кисточку клей и рисуем клеем все, что захотите. Клей набирайте чаще, мажем «погуще». Положите кисть, возьмите соль и посыпьте картину.
А теперь мы превратимся в художников, и будем рисовать волшебным снегом картину.
Дети рисуют. Звучит тихая музыка
Воспитатель: Кто нарисовал - немного подождите, наклоните картину над подносом, чтобы обсыпалась лишняя соль.
Посмотрите, какие у нас получились рисунки. Молодцы!

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

ГБОУ школа 851

Сумская ул.4А

Егорова И.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

Отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору) .

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?


Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: Зима

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Составила: Педагог ШРЭР "Всезнайка" Карасенко Людмила Николаевна МАУ ДО "Дворец Детского Творчества",г.Таганрог

Описание работы: Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику, как педагогами школ раннего развития детей, так и воспитателями дошкольных учреждений.

Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.

Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Подготовка к занятию: подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.

Демонстрационные материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы..» (из мультфильма «Простоквашино»), мультимедийный проектор.

Ход занятия:
Педагог: Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла...
(Зима)

Педагог: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Педагог: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят... (санки)


(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи)
Педагог: На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.


Педагог: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?


Педагог: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)


Педагог: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Педагог: Ребята, что это за волшебная коробка?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)


Педагог: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

Педагог: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
Педагог: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?


Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
Педагог: Каким стало солнце, небо?


(Ответы детей)
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Педагог: А сейчас настало время поиграть.

Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки»

(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)

Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)




Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.



Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.


Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Задание 5. «Жизнь растений зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)


Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)


Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 6. «Жизнь людей зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)




Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица




Педагог: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 7. "Снеговик"

Педагог: А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
(Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.

Задание 8. Игра «Доскажи словечко»

Педагог: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...
(снег)


Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(мороз)
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)


Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
(белка)


Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает...
(снеговик)


Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим...
(лед)


Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)


Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)