Необычные растения        05.05.2019   

Мероприятие веселое про картошку для начальной школы. Сценарий внеклассного мероприятия "праздника картошки"

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

Песня «Осень постучала к нам …»

Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки.

1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

2. Орехи в земле, а листья на земле.

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

4. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом …(картошка).

Учитель. Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

Знают о картошке все на свете
Богачи и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит,
Каждый на столе картошке рад.
И кто жарит, и кто парит,
Кто печёт и кто толчёт,
Но едят ее повсюду.
Ей и слава, и почёт!

Инсценирование стихотворения «Ссора»

Однажды картошка приходит к морковке

И видит: морковка лежит в упаковке

Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

Картошка сказала:

«Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 3 класс,

У них между прочим сейчас классный час.

1. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2. Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Учитель. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 . Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

5. О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Многое должны узнать….

Все дети. А теперь, пора начать.

Учитель. Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение — картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное — клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая — пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «Первым» хлебом, а картофель «Вторым». Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и конечно же о нем пели частушки.

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Мы споём вам про картошку

Очень замечательно.

1. Обожаю я картошку –
Просто объеденье!
Целый день ее я ела –
Вот так наважденье!

2. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

3. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

4. Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.

8. Без мундира и в мундире

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку

Денег нету ни гроша.

9. Эх, картошечка сидит,
Быстро наливается,
А зимой во всех домах
Варится да жарится!

10. Ну а в Каменке народ
На картошечке живет,
И поэтому народ
Всегда веселый и поет!

11. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

12. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

13. Мамочка сказала мне:
«Шагай, сын, по дорожке».
Шел в надежде найти клад –
Пришел в подвал с картошкой.

Перед вами сейчас

Пели мы частушки.

Очень просим извинить,

Коль устали ушки.

Учитель. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Конкурс 1 Для конкурса нам надо 3 человека.(4 класс)

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):
● Англичане – потато
● Финны – тарту
● Итальянцы – тартуфоль
● Французы – пом де терр
● Немцы – картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

Учитель. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Конкурс 2 «Ах, картошка». (3 человека 3 класс)

На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

Конкурс 3 «Кто лишний?» (2 класс)

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.

Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.

Конкурс 4 «Собери картошку». (1 класс)

Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.

Конкурс 5 «Ленивый садовод» (по желанию кто не играл)

Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются «уложить» в ведро.

Конкурс 6 «Составить пословицу». (2 человека 4 класс)

(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

4. Без труда картошка не родится никогда.

5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Картошка поспела- берись за дело.

7. Картошка созреет- человека согреет.

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 – 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 – 6 = 3

Первоклассника останутся голодными)

Викторина
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)

7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)

9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)

10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Учитель. А сейчас послушайте полезные советы.
1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями — 60-70%, а нарезанный — лишь 35-50%.
2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
4. Если вам нужно заранее очистить картофель — храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
6. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Учитель.. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

Инсценировка песни “Антошка”.

Учитель.. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.

Нажарим для Танечки
Румяные дранички.

Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.

А ты, Андрюша, шанежку покушай!

А тебе, дружок, с картошкой пирожок!

А для нашей Алёнки с молочком толчонки!

А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!

Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!

А тебе, Артём, на костре испечём!

Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!

Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

Ольга Ипатова
Сценарий постановки «Хвала картошке»

ХВАЛА КАРТОШКЕ!

Ведущий:

В некотором царстве

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне

Жила картошечка в земле

Свойства царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришел картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище,

Нынче в книгах мы поищем….

Многое должны узнать,

А теперь пора начать…

Недавно состоялось

Общее собрание

Прибыли ученые из разных стран.

Председатель - царь Картофель

Страшно был доволен и польщен

Тем что, избранный единогласно, открывал и вел собрание он.

Поблагодарив всех за доверье, начал председатель свой доклад….

Картофель

Знают обо мне все-все на свете:

Богачи и те кто не богат.

Всяк меня по своему готовит:

Варит, кто-то жарит, кто печет,

Но едят меня везде и всюду,

Мне за это слава и почет

Мы сюда собрались, что бы каждый из вас

Обо мне рассказал

Историк: Приношу большие извинения. А вы знаете, что картошка -иностранка?

Все: нет

Историк: Это было очень давно. Картошку привезли из Америки на большом корабле, но почему-то клубни этого удивительного растения не понравились сразу людям, может быть потому, что они растут в земле. Но зато они обратили внимание на прекрасные цветы - нежные и благородные, которые росли на кустиках. И люди стали украшать ими свои шляпы и платья. Дамы становились такими нарядными и грациозными, что обязательно хотели танцевать.

Гвоздика, ромашка и розы бутон

Не могут сравниться с картофельным цветком.

Он нежный, сиреневый, жёлтенький, белый.

Очень застенчивый, очень несмелый.

Цветком любимым будем наряд свой украшать,

И менуэт пойдем танцевать.

А позднее люди поняли, что есть нужно клубни и картофель стал главной едой русских людей.

Ой, спасибо Петр1,

Что картошку нам привез.

А то ели бы доныне

Только кашу и овес.

Доктор: Очень хорошо! Очень хорошо! Но Мне поступила телеграмма, что дети много говорят о картошке, может им нужна моя помощь?

У-у! Глаза так как горят –

Температура у ребят.

Знаю средство я одно,

Давно проверено оно:

Над картошкой подышали –

Сразу все здоровы стали.

Зачихала детвора?

Лечить картошкой их пора.

Будем тёплый пар вдыхать!

Будем горло прогревать!

Над картошкой подышали?

Сразу все здоровы стали!

Картофель является лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A.

И за это нужно поблагодарить картошку! Спасибо Ваше величество!

Наш картофель – хоть куда:

Вкусный, витаминный.

Если будешь есть всегда,

Здоровым будешь, сильным.

Картофель:

Чтобы вырастить меня

Нужно потрудиться,

Предлагаю нам сейчас

Выслушать специалиста

Агроном:

Я на поле, я на поле с настроеньем прибежал.

И картошку, и картошку весело сажал

Раз-два, не зевай, клубни в землю опускай

Раз-два, не ленись и с картошкой подружись

Дождик, дождик, лей, лей, лей.

Своих капель не жалей.

Помоги немножко

И полей картошку.

Солнце, солнце, жарче грей,

Не жалей своих лучей.

Ветер, ветер, прилетай,

Нам картошку овевай.

Картофель:

Скажу вам откровенно,

И это несомненно –

Главнее в королевстве картофеля нет!

Все мои росточки – сыновья да дочки.

Посмотрите, вон идут помощники – учёные,

Всё они на свете знают

И без устали считают.

Ученые (один со счетами – математик, другой с колбами):

1-й: Весной мы посчитали – всех клубней ровно пять,

А осенью – смотрите их стало двадцать пять

Считают хором: один, два, три, четыре пять (2 раза)

Разрешите доложить Вашему величеству

Точно высчитали всё…

Оба: Огромное количество!

2-й: А еще хочу сказать спасибо Вашему Величеству за крахмал. Ведь в 100 г картофеля содержится 20 грамм крахмала. Именно из крахмала можно сварить традиционное сладкое блюдо русской кухни – кисель! А еще картофель – это первый овощ, который побывал (в космосе и порос там) и пророс в космосе! Вот!

В картошке куча витаминов

Минералов и крахмал.

Он ценный, вкусный и полезный,

Его любит стар и мал.

Картофель:

Я картошка, загляденье,

Я картошка, объеденье!

Крах-ма-листа!

Да раз-ва-ри-ста!

Без меня – нет-нет,-

Не получится обед!

Повар: Как же вы правы ваше величество! В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют.

Ах, картошка-объеденье,

Детей и взрослых идеал.

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

Картофель.

Спасибо вам, милые. Оказывается, что очень много вы знаете обо мне и цените меня. И даже если трудновато вырастить меня такой… то не сердитесь: ведь я всегда отплачу добром.

Хоть хвалиться неприлично,

Но должна я вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать.

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

Хоть сердит зеленый лук,

А картошке – лучший друг.

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

Тронута я вниманием!

Закрываю наше собрание.

Ведущий:

Мы картошку полюбили,

В честь ее стихи сложили

Дружно славили, затем

Съели все - и нет проблем!

Но о ней хотим опять слово доброе сказать:

Все: Всегда она будет стоять на столе,

И в городе каждом и в каждом селе!

Да здравствует миска, да здравствует ложка,

Да здравствует то, что мы любим – КАРТОШКА!

Сценарий внеклассного мероприятия

"Праздник печёной картошки"

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро наделяет нас спелыми плодами. Осенью люди собирают уро­жай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

А наш праздник сегодня посвящен карто­фелю — главному овощу на нашем столе..

Картофель стал таким привычным и незаменимым, что мы совсем забыли, что прежде чем попасть на наш стол, ему пришлось много путешествовать. Как, где и откуда появилась картошка?

В Россию он был завезен при Петре I в XVII в из Голландии. Родиной картофеля считают Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце. Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.

В Европу картофель был завезен испанцами и португальцами в XVI веке. А Петр I, путешествуя по Голлан­дии, послал мешок в Петербург с наказом: «Приглашать население заниматься разведе­нием картофеля», Но картофель разводили неохотно из-за суеверного страха перед ним, считали его чертовым яблоком Николай I в 1814 г.- издал Указ об обязательной посадке картофеля. Агрономы разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. Постепенно в России картофель «прижил­ся», и не просто «прижился», а полюбился людьми, стал вторым хлебом.

1ученик: Под землей растет он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин картофель это.
И всегда ему почет.

2 ученик. Знают о картошке все на свете:

Богачи и те, кто не богат.

Всяк ее по-своему готовит,

Каждый на столе картошке рад:

И кто жарит, и кто парит,

Кто печет и кто толчет,

Но едят ее повсюду.

Ей и слава, и почет!

3 ученик. Здравствуй, милая картошка,
Кормишь ты честной народ.
Если есть картошка в доме,
Сытым будешь круглый год.

4 ученик. Ах, картошка, объеденье,
Лучше вафель и конфет.
Ух, картошка, объеденье,

Ничего вкуснее нет.
5 ученик Мы возьмем ведерки,

Да и в путь-дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

6 ученик. Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею.

7 ученик. Лишь закат осенний

Озарит окошки,

Мы в золе горячей

Напечем картошки.

8 ученик. Картошка, картошка —

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята.

Сегодня у нас необычный день – «Праздник печеной картошки».

Все конкурсы сегодня будут связаны с картошкой. В конкурсах на нашем празднике участвуют три команды, которым предостав­ляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.

Конкурсы будет оценивать жюри: наши учителя.

Ведущий:1 конкурс: “Что вы знаете о картофеле?”

Каждой команде задается по одному вопросу. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает в конкурсе та команда, которая наберет больше баллов.

1.- Где родина картофеля? (В Перу и Чили).

2.- Откуда и кем был завезен картофель в Россию? (из Голландии Петром I).

3- Сколько есть способов разведения картофеля? (три: клубнями, семенами, глазками).

1- Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).

2- Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).

1- какие вещества добывают из картофеля? (крахмал, глюкозу, патоку, спирт, клей).

3- Как еще называют картофель? (второй хлеб).

2- Как в России называли картофель? (чертово яблоко)

3- Клубень картофеля – это корень? (нет, клубни – это мясистые утолщения на подземных стеблях).

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Ведущий: Чтоб картошку собрать, ее надо посадить.

2 Конкурс: “Посадка картошки”

Для каждой команды: 5 маленьких кружков – лунки, корзинки с картошкой. От команды по 6 человек.

Первый участник подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Второй участник собирает и возвращается к команде.

Ведущий: Молодцы! Картошку посадили, теперь надо ее собрать, ведь осень – время сбора урожая картофеля.

Ведущий: праздник “Куприян”. В этот день начинают дергать корнеплоды – копают картофель.

Ведущий:3 конкурс: “Сбор урожая”.

Два участника от команды собирают в свои корзины картошку, раскиданную по классу.

Жюри подводит итоги трех конкурсов

Ведущий. Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

«Музыкальный» (частушечный)

1. Гармонист, гармонист,

Разверни гармошку,

Мы сегодня пропоем

частушки про картошку.

2 . Ох, картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?

3. Эх, картошка, ты картошка,

Ты любимая моя,

Беру ложку, ем картошку –

Не хожу голодный я.

4. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну, а я руковожу.

5.Папе с мамой помогал

Собирать картошку.

Он – ведро, она – ведро,

Ну, и я немножко.

6.Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

7Мы картошечку сажали

В огороде, у ворот.

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

8. Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки

Угольки одни собрал.

9. Ах, картошка, ты картошка!

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь — поет душа!

10. Мы все лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Печеную картошку.

Ведущий:4 конкурс: “Сварить картошку”.

Корзинки, в каждой по 10 картошин, 3 кастрюли, 6 ложек.

Участник переносит по 2 штуки, каждую держит на ложке в разных руках. Переносить из корзинки в кастрюлю.

Ведущий:5 конкурс: “Очисти картошку”.

По 1 человеку от каждой команды.

Кто быстрее очистит, тот и победитель.

Ведущий:6 конкурс: “Поджарь картошку”.

От команды выходят по два человека. У одного в руках глубокая сковорода, у другого корзинка с картофелем.

Забросить картофель так на сковородку так, чтобы они остались на ней.

Ведущий “Баллады о картошке”.

Дети рассказывают выученные дома стихи.

1.Ах, картошка, объеденье
Есть готов её весь день.
Только, жалко, настроенья,
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла
Есть готов её весь день,
И, представьте, мне не лень!

2. И. Демьянов. Картошка.

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
Скоро здесь на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай.
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки –
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

3. Л. Тихоненко.

Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Или испечем картошку,
Приготовим “фри” немножко…
Всех гостей мы угостим –
Будет коромыслом дым!
Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко!
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените!

Ведущий:7 Конкурс: “Составить пословицу”.

Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Картошка хлеб бережет.

4. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

5. Без труда картошка не родится никогда.

6. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Самое время устроить…8 конкурс: “Картофельный аукцион”.

Команды по очереди называют блюда из картошки.

Ведущий: А теперь, друзья мои, я приглашаю сюда по одной смелой паре от каждой команды. 9 “Танец с картошкой”.

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют.

Ведущий: А сейчас самое время спеть песню “Про картошку.

1. Эх, споемте мы, ребята
Жили в лагере мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2. Наши бедные желудки
Были вечно голодны.
И считали мы минутки
До обеденной поры.
3. Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола…
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
4. Здравствуй. милая картошка,
Бьем поклон тебе челом,-
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем!
5. Ах, картошка – объеденье,
Всех ребяток идеал!
Кто не знает наслажденья,
Тот картошки не едал!

Ведущий: Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Ведущий: Все хорошее когда–нибудь заканчивается, подошел к концу и наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь. Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте…КАРТОШКУ! А сейчас мы приглашаем всех попробовать печеной картошки.

МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омской области, Исилькульского района

Якоб Елена Алексеевна

Украинка 2012

Цели праздника :

- развивать творческие способности учащихся,

Предоставить возможность реализации творческого потенциала учащихся,

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле;

Развивать чувства взаимопомощи, соучастия, коллективизма;

Воспитывать разносторонне развитую личность.

Сценарий праздника «Раз картошка, два картошка!»

1 ведущий : Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, ребята! 2 ведущий: Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки. 1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. 2. Орехи в земле, а листья на земле. 3. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? 4. И зелен, и густ, На грядке вырос куст Покопай немножко, Под кустом …(картошка). 1 ведущий: Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

2 вед.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

1 вед.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

2 Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

1 Вед.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

2 Вед. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

1 Вед.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Картофелины (девочки 5 класса) рассказывают: - Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.
- Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты! - В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля. - В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

2 вед. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

1 конкурс «Посадка картофеля»

1 вед. Сначала мы решили заняться посадкой картофеля. Для начала я приглашаю на сцену по 2 человека из 5 -х классов. Первые пары из разных команд принимаются за посадку картофеля. Участник вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» рядом друг к дружке. Когда картофель посажен, за работу берутся вторые пары. Они с завязанными глазами собирают картофель и складывают в пустое ведро. Чья команда выполнит задание быстрее.

2 конкурс «Попади в ведро»

Ведущий 2. Конечно, работать такой бригадой одно удовольствие. А если одному приходится собирать картофель, то может пригодиться следующий способ уборки урожая. Чтобы его продемонстрировать, приглашаются по 1 участнику из 6,7,8 классов. Попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий.

3 конкурс «Презентация блюд из картофеля»

В
едущий
1. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Наступает самый важный этап нашего праздника: презентация блюд из картофеля. (участвуют 8-11 классы)

4 конкурс «Танец Картошка»

Вед. 2. На следующий конкурс приглашаются по 4 человека из 10 и 11 классов. (Танцуют парами, упершись в картошку лбами. Темп мелодий меняется. Побеждает пара, не уронившая картошку.) Вед.2 . А сейчас музыкальная пауза в исполнении ребят 7 класса.

(частушки про картошку)

Частушки про картошку:

Вы не сварите обед

Если его в доме нет

С виду вроде бы простой

Это русский хлеб второй

Её люди прославляют

Даже песни сочиняют

Если вырос урожай

Смело лето провожай.

Под землёю как наседка

Она гнёздышко свела

И глазастых своих деток

Нам под осень привела.

Я и жарю, и варю

Её понемножечку

Спасибо русскому царю

За вкусную картошечку.

Я читала в букваре

И слыхала во дворе

Говорил мне старый дед:

Без картошки жизни нет.

Ложка дорога к обеду

К частушечке гармошечка

Мы пропели вам куплеты

Про русскую картошечку.

5 конкурс «Съешь меня вежливо!» Вед 1. Похвалить всегда прилично, и должна я вам сказать, Без картошки на «отлично» ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец. Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг. Из картошки там и тут нужный делают продукт. И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Вед. 2. Ребята, а вы любите есть картошку? Сейчас мы это проверим. Я приглашаю на сцену по 2 девочки из 9-х классов. Нужно очистить и съесть запечённую картошку. Кто быстрее? Вед. 1. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

(инсценировка песни «Антошка», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Вед. 2. В этом году из-за засухи урожай картофеля в нашей местности хуже обычного. Не смотря на то, что мы старались ухаживать за картошкой, уродилась ее мало, и крупной почти нет. Чтобы на следующий год урожай был богатым, посвятим картофелю гимн!

Гимн картошке

1
. Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».

2. То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!

3. Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.


И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!

4. Беда и выручка картошка,
С ней жизнь течет навеселе.
Пустой не будет наша плошка,
Когда картошка на столе.

5. Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!


Ведущий 2 : И вот на этой торжественной ноте пришло время подвести итоги . по разным номинациям: (Оглашаются итоги выставки поделок из картофеля) "Самый творческий класс» - «Лучший класс по презентации блюд из картофеля» - «Самая лучшая поделка» - «Чья картошка больше всех?» - «Самый активный класс в уборке урожая» -

(Награждение)

Наша встреча заканчивается. Спасибо всем, кто принял участие в мероприятии и в его подготовке. Сейчас дискотека.

Использованная литература: 1. Я познаю мир/Детская энциклопедия/ Загадочные растения. Астрель, 2006г. 2. Ликум А.Всё обо всём/ Популярная энциклопедия для детей. Москва, 1994г. 3. Осипов Н./ Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. Москва,1977г. 4. Петров В. М./Осенние праздники, игры, забавы для детей. Москва. Творческий центр «Сфера»,2000 5. Интернет-ресурсы

Оборудование: 2 плетеные тарелки с овощами, картошка (по количеству детей, 2 лейки, 2 мешка, 2 обруча, 2 детские лопаточки для песка, флешка с песнями, ноутбук, домик.

Предварительная работа: разучивание с детьми считалки, стихов про картошку, беседа «Что можно приготовить из картофеля».

Ход мероприятия:

Звучит русская народная песня «Во саду, ли в огороде» под которую дети входят в зал в колонне по одному. Ребята пробегают по кругу и присаживаются на скамейки.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

Дети: Времена года

Ребята, а какое у нас сейчас время года?

По каким признакам можно догадаться, что наступила осень?

Становится холоднее, птицы улетают в тёплые края, часто идут дожди, листья с деревьев опадают.

А ещё осенью мы всегда собираем урожай овощей и фруктов. Какие вы знаете фрукты? Какие вы знаете овощи? (ответы детей)

Ведущий: А какой овощ самый главный вы узнаете из загадок:

И зелен и густ на грядке куст.

Покопай немножко – под кустом (картошка) .

Неказиста, мелковата, только любят все ребята

Запеченную в костре, в ароматной кожуре,

Русский хлеб зовем мы крошку- ароматную (Картошку)

Конечно же картофель –король наших полей и огородов! И наш спортивный праздник посвящён картофелю. Ребята, давайте разделимся на две команды, которые будут соревноваться в быстроте и ловкости. Одна команда – «Картошка Иван да Марья» и вторая-«Картошка Цыганочка». Команды названы в честь самых вкусных сортов картофеля. Но для того что бы наша картошка появилась у нас на столе нужно приложить много труда. Ведь сначала картошку необходимо посадить.

Первое задание такое: нужно с закрытыми глазами отыскать в тарелке с овощами картофель для посадки. В этом задании вы сможете проверить себя в знании овощей, а также в честности, т. к. глаза будут не завязаны, просто закрыты, а подглядывать нельзя.

Для этого выберите считалочкой по одному игроку из команды.

Считалкой выбирают двух игроков:

Жёлтый лист летит как птичка,

На урок спешит Лисичка.

Новый ранец за спиной.

Ранец с азбукой лесной.

Игроки находят на ощупь картофель.

Нашли. А теперь перечислите все овощи, которые лежат на тарелках. Молодцы!

Можно начинать садить картофель.

Из ведерка – прыг! – на грядку,

Все по делу, по порядку.

Ты, картошечка-картошка,

Посиди в земле немножко,

Только там не засыпай,

А быстрее прорастай!

И расти на радость нам,

Не по дням, а по часам.

Мы тебя за тем сажаем,

Чтоб вернулась урожаем

1. Эстафета «Посади картофель». Игроки берут из плетеной тарелки по картофелине, бегут и кладут её внутрь лежащего обруча, берут рядом стоящую лейку и оббегают с ней вокруг обруча, имитируя полив. Затем возвращаются к команде. (муз. Песня «Ах, картошка, картошка» из х/ф «На привале») .

Ведущий: Вот мы картошку и посадили. А пока наша картошка подрастает, давайте вспомним про неё стихи.

Дети читают стихи:

1 Ребёнок.

Самый главный овощ этот.

Расскажу вам по секрету,

С этим овощем рецептов,

Как загадок и ответов,

Больше тысячи, наверно,

И все необыкновенны!

2 Ребёнок.

И вареников начинка,

И гарнир к феле — грудинке,

Каждый любит есть толченку

И мальчишка и девчонка,

И, конечно, всем приманкой

Станет с нею запеканка.

3 Ребёнок.

В суп любой положим смело!

С ней, любимой, нет предела.

С нею есть рецепт котлеты,

Вот такой вот овощ этот!

Думать тут совсем немножко,

Все узнали вы картошку.

4 Ребёнок.

Без картошки жить на свете

Очень даже грустно, дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда.

5 Ребёнок.

И в пюрешке, и в мундирах

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Что картошка лучше всех.

Хороша во всяких блюдах

С аппетитом все подряд

Уплетают это чудо

Ах. Как вкусно говорят.

6 Ребёнок.

Не оставлю я ни крошки

От рассыпчатой картошки

Я картошке очень рад,

у неё хороший взгляд.

А ещё, смотрите, вот,

у неё широкий рот.

7 Ребёнок.

Ах картошка объеденье, лучше вафель и конфет,

Ах картошка объеденье, ничего вкуснее нет!

Ведущий: Наша картошка выросла пора её копать.

2. Эстафета «Выкопай картошку». Ребята, с лопаткой в руках, подползают

на четвереньках к обручу, кладут картофелину на лопатку, бегут обратно и кладут картофель в плетёную тарелку. (муз. Песня «Антошка, пойдём копать картошку» из мультфильма «Антошка»)

Ведущий: Вот мы выкопали картошку, а теперь ее нужно сложить в мешки.

3. Конкурс «Попади в мешок». Дети по очереди метают картофель в мешок. Повторить несколько раз. (муз. Минусовка русской народной песни «Во кузнице»)

Мы картофель посадили, выкопали урожай, сложили в мешки, а теперь что нужно сделать?

Поджарить картошку! Испечь! Сварить!

Это всё потом. А сначала мешки с картошкой нужно отнести домой.

4 Эстафета «Мешки с картошкой». Игроки прыгают в мешке к домику, затем за него и возвращаются. (музыка «Украинский гопак»)

Все дела закончили можно и потанцевать (муз. Минусовка русской народной песни «Я за то люблю Ивана»)

Ребята, вы сегодня славно потрудились. Молодцы! А наши повара приготовили вам на обед вашу любимую тушёную картошку. Приглашаем обедать!