Картотека трудовых поручений
составитель: воспитатель Марчук Н.А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Краткая характеристика видов труда:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
Повысится интерес дошкольников к труду;
Сформируются навыки совместной деятельности;
Сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
Расширятся представления детей об окружающем;
Создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
Сформируется чувство общественного долга;
Труд станет для детей потребностью.
Картотека трудовых поручений
для детей старшего дошкольного возраста
Задание №1
«Полив комнатных растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
« Мытьё комнатных растений».
Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Задание №5
«Ухаживаем за растениями».
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Задание №7
«Подкормка растений».
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.
Задание №8
«Мытье поддонов».
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений».
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука».
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №15
«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели».
Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец».
Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Задание №21
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №23
Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры».
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
Задание №27
«Мытьё кукол».
Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание № 28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.
Задание № 29
«Стирка кукольного белья».
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Задание №31
« Поддержание порядка в шкафу с пособиями
».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.
Задание №32
«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.
Задание №33
«Уборка строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №34
« Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.
Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке».
(реставрация книг).
Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.
Задание №38
«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.
Задание №39
«У нас в шкафу порядок».
Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате».
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.
Приведено с некоторыми сокращениями
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит От индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.
Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Какие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объединении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процессе труда, обратившись к конкретным примерам.
Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и вырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.
Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы.
Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.
Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.
Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Бурятский Республиканский Педагогический колледж
Кафедра Д.О.
РЕФЕРАТ Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» Выполнил: студентка 21 группы
Туманина М.
Проверил: Нимбуева С. Н.
г. Улан-Удэ
1. Коллективный труд детей. . . . . . 3 стр.
2. Распределение работы. . . . . . . 3 стр.
3. Труд всех детей группы. . . . . . . 6 стр.
4. Методика руководства трудом детей. . . . 6 стр.
5. Выполнение задания. . . . . . 6 стр.
6. Обсуждение результатов трудовой деятельности. . . 7 стр.
7. Литература. . . . . . . . 9 стр.
1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.
Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Какие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объединении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процессе труда, обратившись к конкретным примерам.
Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и вырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.
Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.
Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ
При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает несколько задач:
учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым - умелый и т. д.;
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.
С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения которой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это задание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.
Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руководством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспитателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учитывающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое интересное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.
Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно упражняться в поступках, соответствующих положительному отношению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.
Дети могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и предоставить им возможность осуществить самостоятельно эту деятельность.
С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использовать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими трудностями?
Покажем на конкретных примерах.
Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.
Вася. Я буду обливать цветы из лейки.
Клава. А я буду приносить их и относить обратно.
Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.
Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выбирает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой стороны, учитывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не возникает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.
Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:
Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.
Леня. И я тоже.
Валя. Я тоже хочу насыпать.
Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.
Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.
В данном примере дети выбирают для себя дело, руководствуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что осталось.
Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за ними и в работе Андрюши возникнет остановка.
Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей на неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Разве она успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи так не поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».
Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельности имеет непосредственное отношение к воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.
Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно при распределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один распиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и четвертый прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо дольше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать трудоемкость операций.
Умение распределять работу между товарищами по звену формируется у детей неравномерно: одни дети распределяют работу, другие соглашаются или не соглашаются с ними. Нередко инициаторы выбирают для себя наиболее интересные дела. Например, Юра, обращаясь к детям, заявляет: «Чур, я буду мыть растения. Никто не занимайте моего места. Вы (Наташе и Ире) принесите горшки с цветами, а ты (Сереже) вытирай пыль».
Дети не спорят с Юрой, соглашаются с его распределением. Однако не всегда это происходит так гладко. Поставим перед собой вопросы: а если кто-либо из детей захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? А если Юра всегда оказывается в роли распределяющего и никогда не уступает товарищам? Как следует поступать педагогу? Чему надо научить детей? Как следует решать, кто должен уступить, а кто занять наиболее интересное место? В таких ситуациях оказывается, что знаний о способах разделения труда на ряд операций у детей еще недостаточно.
Как разрешить возникающий спор между детьми? И воспитатель убеждает: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищ всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз вы должны уступить ему. Тогда и вы поступите по-товарищески. Научитесь уважать друг друга. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый из вас научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное».
Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.
Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих ситуаций он переходит к иным приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения, сумели мирно договориться, кто из них был особенно внимателен к просьбам товарищей, учитывал их желания и пр.
Такое подробное изложение всех вопросов распределения работы не говорит о том, что вся эта деятельность занимает значительное время. Ведь воспитатель начинает приучать детей к самостоятельному распределению работы еще тогда, когда он поручает небольшой группе детей относительно несложное общее дело: вымыть растения, протереть стеллаж с игрушками, прополоть грядку с луком и пр. Постепенно, внося нужные правила, педагог может достичь того, что уже в старшей группе у детей можно сформировать первые самые элементарные умения. Тогда, организуя работу всех детей одновременно, он сможет опираться на эти умения и предоставлять детям больше самостоятельности.
Детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей. Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов. Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая. ...
Ежемесячно появляются новые воспитанники, у которых уже трудный жизненный опыт. Временным творческим коллективом из числа специалистов модулей разработана программа адаптации воспитанника к условиям детского сада. Модульная система предусматривает специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, работа учебного заведения в инновационном режиме...