Комнатные растения        27.04.2019   

О белых одеждах, джинсах и «православной» моде. Мониторинг сми: мода по канону. православная мода – что это: примета времени, кручина по женственности, маркетинговое предложение, отвечающее спросу

…православный человек не должен
за собой следить, то есть не только
прихорашиваться, но просто следить.
И если человек в чистой,
выглаженной и красивой одежде,
значит, он неправославный.
Из вопросов протоиерею Максиму Козлову

«Наши!» , – насмешливо восклицает муж, потом вовремя вспоминает, что в детстве его учили «не показывать пальцем» и начинает всячески кивать в сторону группы женщин. Он страшно гордится своей наблюдательностью. Еще бы! Ты, жена, не заметила, а я сразу понял, что это женщины не простые, а православные, мало того – глубоко воцерковленные, не веришь? А вот сейчас мы с ними поравняемся. Так и есть:

– Это у Вас, Иулия, искушение!

– Простите, Фотиния, Христа ради…

Фотиния (в миру Светлана, можно просто Света ) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обернутый в позапрошлогодний «МК» молитвослов и начнет почти бесшумно шевелить губами…

Опознать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаем ее. На голове неопределенного цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Черная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по только этому материалу присущим потертостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак! Если на нем провести миниархеологические раскопки (можно воспользоваться лезвием), вам повезет найти надпись «Олимпиада – 80!», на худой конец – «Голосуй сердцем!»

Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это не звучало, во внешности.

Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа

– В храме не красуются!

– Черный – цвет смирения!

– В тапочках-ровесниках службу отстоять легче!

Торговые центры – вертеп разврата!

– Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный!

– Эта юбка хоть и старая, зато «намоленная», я в ней крестилась!

Пожалуй, тут и остановимся: кажется, добрались «до самой сути» . Изломанное, несчастное поколение женщин, которых родители не крестили в возрасте сорока дней в беленьких рубашечках, бабушки не приучали ходить в церковь в белых же, вышитых бисером платочках, а мужья не вели под венец в белых платьях. Придя в храм через боль и страдание, женщина как бы говорит: «Боженька, видишь, мне больше ничего не надо!» На самом-то деле, отрекаемся мы от самого простого, ведь прожить без новых туфель и сумок намного легче, чем без осуждения и злобы. И мы вновь становимся свидетелями того, как кидается на молоденькую девчонку в розовой юбочке бабушка в изношенном мужском свитере с огромной надписью на груди «ADIDASUS » со словами: «В храме не красуются…. Ты внимание привлекаешь…»

Священники в храме облачены в красивые и яркие одежды, почему же мы контрастируем с той радостью, которую несет православие, своим унылым видом. Ведь поход в храм – это праздник. А праздник – это наряд…

Православный гардероб

Основа

Естественно, это длинная юбка. С тем, что негоже женщине носить мужскую одежду (в том числе мужские свитера!), спорить никто не собирается. Но тут есть несколько важных нюансов.

Во-первых, сама длина. Многие выбирают «миди» (намного ниже колен, но не до пола), что и понятно: не будет пачкаться о землю, особенно в слякотную погоду. Однако эта длина вообще мало кому идет, да еще при этом всегда подразумевает высокий каблук. Если это «не ваше» – а, скорее всего, дело именно так и обстоит, откажитесь от капризной юбки-миди. Лучше выберите длину «в пол». Всегда красиво, зрительно увеличивает рост и стройнит.

Во-вторых, модель. Очень часто можно встретить прихожанку в вечерней длинной юбке и, например, футболке. Хотя происхождение такого наряда понятно: юбка хоть и вечерняя, зато удобная, возможно, перепала вам «по наследству», а вот столь же нарядная блузка не позволит спокойно креститься и класть поклоны. Все верно, просто тогда и юбку надо найти повседневную.

И третье: стремитесь уходить от юбок «на резинке» и переходить к нормальной юбке «на молнии». Резинку придумали для того, чтобы было удобно копать картошку или мыть пол.

Платки разные нужны…

… разноцветные важны! О. Андрей Кураев любит говорить о том, что сейчас в храмах уже нет «белых платочков», на которых, в свое время, выстояла Церковь. Серо-грязно-черная масса. А ведь есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу – зеленый, на Богородичные праздники – голубой, в Великий Пост – черный, а в остальное время – белый. Именно белый, а не белый в подковках и не белый в звездочках.

И еще: подделки. Когда на синем платке оранжевыми буквами написано: «FENDI. Made in China», становится неловко. Грубый, низкокачественный fake (фэйк – дешевые подделки самых дорогих брендов) осудил весь мир по многим причинам. Но нас интересует одна – с сумкой « Louis Vuitton » за 500 рублей и в платке « Chanel » за сотню вы выглядите глупо и смешно. Ведь огромные деньги люди платят именно за качество этих товаров (например, пожизненная гарантия на сумку Hermes) , а не за черные изделия, прошитые бело-красной нитью…

Платок – почти единственный аксессуар православной женщины. И поэтому их должно быть много: добротных, качественных и, как следствие, красивых.

Обувь

К сожалению, обувь должна быть дорогой. Просто потому, что качественной и недорогой в природе не существует. Зато таковая встречается в дисконт-центрах и на распродажах! Куда выгоднее купить летом шикарные сапоги, а зимой удобные мокасины, чем покупать на рынке непотребный ужас, вспоминая об обуви в самый последний момент.

О рюкзаках, рюкзачках и рюкзачищах

Они полезны в паломничестве. Сослужат незаменимую службу матери с двумя малютками. В остальных случаях рюкзак красит женщину – туриста, а не женщину-женщину.

Куда как приятнее держать в руках красавицу-сумку! Не ту, что из серии «Все по 200», а ту, что можно завещать внучке. Вы же можете позволить себе хоть одну, правда?

Винтаж

Сейчас многие подхватили это словечко. Но, к сожалению, не все понимают его смысл. Винтаж – это именные вещи, которым «за 50», а совсем не старье, провалявшееся на антресолях 5 лет. Винтаж – красит, старье – уродует.

Рынок и индивидуальный пошив

Мне встречались странные девушки, которые стеснялись признать, что великолепную юбку им сшила мама, но зато с гордостью рассказывали, что купили новый палантин… в «Лужниках». Но во все времена одежда, сшитая специально для тебя, считалась особенным шиком. А вот хвастаться товаром китайско-тайваньского производителя, который хамски одевает нас в дешевый ширпотреб… Нужно ли?

НИКОГДА не надо

Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку.

Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми.

Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы.

И напоследок расскажу вам историю, в которую почти никто не верит. В одном московском приходе «заслуженная трудница церковной лавки» пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений… Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала «священнослужительницей»?

По сообщению агентства Интерфакс, Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.

“Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто . Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом”, – заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.

В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы “Слово пастыря” письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.

“Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета”, – подчеркнул представитель Московского патриархата.

Прот. М. Козлов, «Последняя крепость», М., 2004.

Вопрос: Мирские люди почему-то больше наслышаны о тех юродивых и блаженных, которые принимали на себя такую аскезу, что по ним вши ползали, клопы, тараканы, даже крысы, и, исходя из этих скудных знаний о святости, считают, что православный человек не должен за собой следить, то есть не только прихорашиваться, но просто следить. И что если человек в чистой, выглаженной и красивой одежде, значит, он неправославный.

Ответ прот. Максима Козлова: У меня перед глазами фотография царственных страстотерпцев незадолго до революции: царя-мученика Николая, царицы-мученицы Александры, Великих княжон… Мне кажется, святая царица Александра являет для многих наших современниц дивный пример того, как пройти средним, и в данном случае в прямом смысле слова царским путем. С одной стороны, выглядеть достойно того положения, которое она занимала, с другой стороны, никогда не переходить грани в том, что ей было так доступно и легкодостижимо применительно к условиям того времени. Но в ее внешнем облике несомненны такт, чувство меры, корректность. Равно можно сказать и по отношению к государю, традиционно изображаемому в военном мундире, так украшающем каждого, с честью его носящего, и так приличествующем, как всякая форма, каждому мужчине, – вот образец, на который нам хорошо равняться. Одно дело – юродивые и монашествующие, у которых, впрочем, тоже есть своего рода внешняя форма и есть необходимость ей соответствовать, в том числе и форма одежды, которую надо в достойном виде содержать, а другое дело – человек, живущий в миру. «Ничего слишком» – это общее правило для православного человека, которое распространяется даже на внешний облик.

Однажды к владыке Никодиму (Ротову) подошла на причастие женщина. «Как тебя зовут?», – спросил владыка. «Светлана», – сказала он. «Не Светлана, а Фотиния», – поправил ее рядом стоящий диакон. «Твою жену как зовут? – спросил диакона митрополит, – Вера? Вот и зови ее теперь Пистис!»

Как говорится, в любом деле главное – начать.

Вот и начали. В конце апреля московский ювелирный дом «Эстет» организовал в своей штаб-квартире дефиле с одновременно интригующим и удивляющим названием «Православный дресс-код». Несмотря на откровенно слабую организацию мероприятия, оно стало катализатором если еще не продвижения православной моды в массы, то бума на подобные мероприятия.

На сегодняшний день представленные на дефиле модели имеют мало общего с нашей привычной повседневной одеждой. Но кто знает, во что выльется при активном продвижении подобное нововведение лет через несколько.

На выложенных в Интернете фото с дефиле я сразу узнала модели из прошлогоднего показа Вячеслава Зайцева, так как в Интернете же видела ролик этого зажигательного показа. Гуру российской моды создал практически всю коллекцию из палопосадских платков. Даже колготки на моделях с характерными узорами в тон одежды. При всей яркости и «повышенной цветастости» его коллекция смотрится очень гармонично.

Организован показ православной моды под патронатом одиозной личности, вызывающей разноречивые чувства у россиян. Это Всеволод Чаплин – протоиерей, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Похоже, именно его участие добавило негатива в и без того нелестные и немногочисленные отзывы журналистов.

Настоящая изюминка, вернее, шоколадка показа православной моды – афророссиянин в скорее африканском одеянии, но ассимилирующим с местными традициями. Настоящий шоколадный заяц.

Зачатки народившегося бума на показы православной моды можно заметить в последовавших событиях за показом в Москве. 13 мая в Уфе состоялся концерт, в программе которого также значился показ православной моды. Была представлена одежда для работников церкви, паломников, для венчания и повседневной жизни. В Ставрополе в середине мая прошел Краевой молодежный фестиваль-конкурс «Мегаполис», в рамках которого значилась номинация «Театр мод». Свои коллекции православной моды представили 22 организации края.

С одной стороны, противно повсеместное засилье чересчур обнаженного тела. С другой стороны, где найти много желающих надевать на себя нечто подобное.

Мама всегда красивая и модная, – убеждены дети. А что говорит о моде и внешнем образе Новый Завет? В Евангелии об одежде упоминается вскользь – о власянице Иоанна Крестителя, о плащах, постилаемых народом во время входа Господня в Иерусалим, об одежде Христа, о которой воины метали жребий. В одной из притч читаем и о ветхих одеждах – тех, к которым не пришивают заплат, отодрав их от новых. Но ровным счетом ничего не сказано, как должно одеваться женщине в храме.

Бывает, что приходские ревнители благочестия спешат выставить за порог храма тех, кто не соответствует принятому формату, и большинство обиженных на замечания обратно не возвращаются. Нужны ли некие стандарты достойного и приличного костюма для участия в богослужении? Защитят ли они чувства верующих и тех, кто на пути к вере? Этим вопросам в новой России не один десяток лет, а однозначных ответов до сих пор нет.

О смирении… с подиума?

Вспоминается, как лет семь тому назад в российских СМИ открыто звучала дискуссия по поводу внешнего облика прихожан. Вслед за духовенством и общественными деятелями тему одежды для посещения храма подхватили ведущие дизайнеры модного мира, тотчас представившие свои «православные» коллекции. В столице состоялось несколько фэшн-показов, с точки зрения бомонда – громких, гламурно-успешных, а с позиции церковных людей – скорее, провальных и вызывающих острое чувство стыда.

Из репортажей СМИ с нашумевшего показа в ювелирном доме «Эстет» в 2011 году можно было заключить, что православную женщину модельеры представляют себе абсолютно по-разному . То таинственной незнакомкой , поверх неуместно глубокого декольте обернутой в прозрачный газ, то былинной русской красавицей в сарафане с кокошником (популярный за рубежом этнический стиль медведей и балалаек!), а некоторые – и вовсе неким существом среднего рода , одетым в бесформенный бесполый балахон из пластика и других «современных» материалов. Некоторые известные кутюрье преобразили манекенщиц в юных ретроградных старушек , с головы до пят упакованных в бесцветные платья-футляры из плотных неудобных тканей тусклых землистых оттенков.

С точки зрения простой обывательницы с природным вкусом, все это – от лакированного православия и пародий на него до западных примитивных представлений о «русскости» – плохо, пошло, ретроградно, безрадостно. Кажется, что профессионалы модного мира узнали о православной культуре только сейчас и на скорую руку стилизовали модели под эти представления.

А вот как восприняли показ молодые модельеры.

Елена Макашова, дизайнер одежды : «Для меня понятия «православие» и «мода» не совместимы. Точно так же, как «монастырь» и «карнавал».


Одежда несет свою философию и рассказывает о человеке
: кто он, какое у него образование, каков мир его интересов. Она определяет, как к нему относиться. О чем должна говорить одежда православной женщины? О смирении , одной из основных христианских добродетелей. Можно ли сказать об этом, глядя на старомодные или эпатажные наряды с элементами национальной русской одежды? Если бы мне довелось работать над коллекцией, то это были бы, наверное, более простые ткани, я придала бы им интересную форму (сложный крой), чтобы интересно было носить молодым , сделала бы что-то современное. Потому что, к сожалению, в представленной одежде мне не видны ни современность, ни представления о целомудрии, чистоте и смирении».


Любовь Логинова, художник-дизайнер
: «От православия на этом показе было очень мало. Да, модели были в платках. Да, большинство платьев были длинными, но мягко говоря, не радовали новизной и свежестью идей. В одежде, которую можно отнести к православному дресс-коду, главное элегантность и строгость , но не обязательно, чтобы платье было закрытым, со стоечкой по шею. Нужно учитывать особенности и тип женской фигуры. Я думаю, православная одежда не должна быть зажата в узкие рамки, она может быть цветная, нарядная , но подобрана со вкусом и отвечать правилам приличия. Хочется, чтобы православные женщины своей одеждой привили людям вкус одеваться достойно и элегантно, и многие бы увидели, что для того, чтобы показать себя, совсем не обязательно обнажаться . Одежда обрамляет, подчеркивает натуральную, естественную красоту. Одежда показывает степень воспитания женщины , степень ее понимания ситуации и места, в которое она пришла. Так было во все времена».

Стразы и алмазы

Так давайте поразмышляем в стороне от подиумных идей. «Православная мода» – словосочетание само по себе странное, парадоксальное. В начале 20 века сочетать два этих понятия вряд ли пришло бы кому-то в голову. Наверное, потому, что большинство жительниц нашей страны так или иначе отождествляло себя с православной верой и понимало, что мода – это о салонах и балах, а православие – совсем о другом.

Правда, тогда женщины всех сословий, от высшей знати до простых крестьянок, гораздо лучше понимали значение слов «случай» и «повод», и на каждый случай и повод имели заготовленный заранее продуманный до мелочей соответствующий наряд.

Православие – о вечном, мода – сиюминутное настроение, или, как удачно сказал какой-то известный кутюрье, всего лишь кусок ткани, перемещаемый по телу женщины . Наверное, поэтому не увенчались успехом изначально добрые начинания инициаторов показа, и у модельеров и представителей Церкви не получилось диалога .

Одни не уловили духа и смыслов православия, другие не оценили полета фантазии, затраченных усилий, профессиональных решений, километров дорогих полупрозрачных тканей, килограммов бисера, пайеток и кружев.

Но что делать, если получилось неубедительно, не похоже на правду?

Мода – всегда китч , противопоставляющая здоровой радости истерические восторги шоу, яркий вызов окружающим, эпатаж, выпускающая на волю сексуальность.

Православие – скрытая от глаз драгоценность, мода – нарочито блестящий страз. Ценности абсолютно разные. Очевидно, поэтому православной моды… не бывает?

Назад в историю

А должен ли вообще православный человек выглядеть как-то особенно?

Стоит заглянуть в прошлое, чтобы убедиться: специальной одежды для церкви в истории костюма не было.

Каждому периоду соответствуют свои эталоны красоты, свои силуэты и формы, кстати, иногда гораздо более эпатажные и нелепые, чем сейчас в среде неформальной молодежи. Все они отражены в мировом искусстве – особенно в живописи, графике и скульптуре. Стоит только вспомнить огромный испанский воротник «фреза» 16 века, напоминавший одетый на шею мельничный жернов (кстати, это из-за него придумали столовую вилку – иначе пообедать в таком «архитектурном сооружении» на шее было бы невозможно). Или жесткое, стесняющее движения французское платье-робу на металлическом каркасе с натянутой на него юбкой без единой складки, называемой «хранитель добродетели». Но это – европейские примеры, не так сильно проникшие на русскую почву. А вот корсеты начала 20 века , в которых женская фигура неестественно нагибалась вперед, а талия затягивалась до объема в 55 см , из-за которых женщины не просто испытывали неудобства, но даже теряли сознание, были очень популярными в России. Как и более ранние «хвостатые» накладные юбки-турнюры . Примеров таких модных изощрений много, но все они на какое-то время становились общепринятыми. Выглядеть иначе означало бросать вызов приличиям.

Как на иконе

Иконописные образы – богатый источник сведений об одежде. Они глубоко символичны, но при этом отражают реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в платке-мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке-хитоне и прямоугольном плаще-гиматии . Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые.

Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую , где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни. Без платка изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

Одежды на иконах – прекрасные, нарядные, богато украшенные орнаментом и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в таком костюме вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?

Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы…

Мимикрия и царский путь

«Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются .

Конечно же, внешний вид важен. Одежда имеет свою мифологию, это одна из форм проповеди . Но здесь вот какая проблема: Церковь – это не субкультура, хотя именно опасность такого восприятия нам сегодня угрожает. Церковь в каком-то смысле больше общества, и у Чаши могут встретиться люди разных «субкультур». И я не считаю, что у православных мирян непременно должна быть какая-то особая одежда.

Есть такая мысль – ее приписывали разным отцам первых веков христианства, – что христиане по внешнему виду могут ничем не отличаться от людей той страны, в которой они живут, но могут отличаться внутренним состоянием и поведением.

Одно из требований, которое часто предъявляется к православному внешнему виду, - скромность. Целомудрие (или его отсутствие) проявляется и внешне . Если в человеке отсутствует целостность, то эта разорванность будет проявляться и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в одежде. И это особенно хорошо видно в современном мире, в котором очень многое направлено на соблазн. Это касается и некоторых тенденций современной моды, осознанно вызывающих, агрессивных, провокационных. Это проблема нашего времени, это проблема мира, в котором забыто понятие «грех».

Я совершенно не хочу огульно осуждать современную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отметить вещи, которые хотя и не касаются длины юбок, но кажутся мне очень важными. Думаю, что представители моего поколения тридцатилетних, и тем более старшие поколения, не могли бы сказать своей матери: «Ты сексуальная».

Другая крайность – небрежность, неряшливость. Я думаю, если на человека неприятно смотреть, это не очень правильно с православной точки зрения.

Верующий человек – это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, что ест, что думает, как одевается . И здесь важно, как всегда, искать царский путь».

О брюках и язычестве

Интересно мнение протодиакона Андрея Кураева:

«Отношение к брюкам не является устоем православной веры. Это не вероучительная, а этикетная форма, но когда-то за этим стояли две серьёзные вещи.

Первое. В брюках раньше порядочные люди вообще не ходили – ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, в Палестине, в Византии. Все ходили в туниках. А в брюках ходили варвары. Когда по Константинополю шёл человек в брюках, то своим видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм .

Когда варвары стали христианами, этот мотив ушёл. Но появился другой, связанный с карнавальными переодеваниями, которые когда-то имели религиозный смысл переворачивания всего наизнанку . Эти переодевания на Святки или Масленицу были рудиментом очень древних языческих ритуалов встречи Нового года. Скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского , молодого и старого было разрушением устоявшихся социальных ролей, поэтому переодевания мужчин в женщин и наоборот – это своего рода языческая форма покаяния, выражение желания жить по-другому .

Но пришло христианство и принесло иные формы покаянного поведения: изменение не одежд, а сердец . А память об этом некогда серьёзном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к тому, что женщины надевают мужскую одежду.

И нет тут никакой дискриминации именно женщины. Неодобрение «переодеваний» касается всех – независимо от пола, попробуйте представить, что пришлось бы выслушать мужчине, решившему зайти в храм в юбке!»

Не «выламываясь» из приличий

Косметика существует веками и также является частью костюма. Размышляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким». Женская косметика всегда была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин – это как-то нехорошо. Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый… А теперь начну его смягчать.

Во-первых, косметика Евангелием… предписывается : «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Считалось, что красивые волосы – это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет, а духовный.

Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в чёрных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением благочестивого ужаса передвигаться по улицам…

Если в твоём окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия в той среде, где живёт и работает христианин, то не стоит нарочито из неё выламываться.

Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример – св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна . Но для неё косметика была не личным выбором вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции».

Ради ближнего

Совет отца Андрея Кураева «женщине, которая специально идёт на службу – одеться «по-церковному».

Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.

Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности – очень трудно. Конечно, человек отвлекается . И тут вы даёте такой прекрасно-законный повод заняться чем-то другим помимо молитвы. И ещё, нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю – меня терпят. Все мы в Церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме . Домовладыка тут – Господь, и Он позвал нас к Себе».

Подытожить хотелось бы словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в его бытность главой Синодального отдела внешних церковных связей: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример, в том числе и внешним обликом».

Эстетика в Церкви, по его словам, имеет огромное значение, а это в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма. «Православие – это не убожество, это красота жизни », – подчеркивал он в одном из интервью.

Радость и чувство цвета

…С 2011 года информационная волна по поводу церковной одежды в СМИ стихла, и ведущие дизайнерские дома больше не предлагают создавать единый национальный дресс-код и выверенную униформу для посещения храма.

Но православные верующие не отчаялись и впали от этого в когнитивный диссонанс – те обычные женщины, которые живут церковной жизнью и при этом всерьез интересуются вопросами стиля, имеют не один удобный и приличный костюм, не оскорбляющий чувства молящихся рядом с ними. А потому им не приходит в голову надеть рваные джинсы с растянутой майкой с лейблом или надписью про любовь и обернуться поверх этого урбанистического шедевра в пляжное парео, имитируя юбку в пол. Обычно «церковный» наряд заготовлен ими заранее и только ждет своего часа в шкафу.

…Евангельский взгляд не спорит с модой – он вне перемен, он устремлен поверх нарядов, направлен мимо всего временного .

Любуясь нарядной и празднично-яркой одеждой наших прихожанок на Пасху и Троицу, на Петров день, понимаешь, что православная вера – не только борьба со страстями и исповедание грехов, но радость во Христе, а значит, и красота, и свет, и чувство цвета.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

В мегаполисах, включая Санкт-Петербург, открываются магазины консервативной одежды, на православных выставках дизайнеры и кустари продают одежду для воцерковленных, «сочувствующих» и интересующихся. Интернет пестрит сайтами и пабликами в соцсетях, предлагающими крестильные рубашки, венчальные платья и платки, закрытые, целомудренные купальные костюмы.

Это логично: если православие входит в повседневность, появляется и спрос на одежду, подходящую христианке. А если посещение храма - регулярный обряд, часть жизни, мысль о дресс-коде выходит за рамки нехитрого правила: «юбка-платок, да поскромнее». Но так ли все однозначно?

Православный дресс-код

Слово «православный» переводится на английский как «ортодоксальный» , то есть консервативный, приверженный древним догматам. Мода же по определению - норма, требующая быстрых перемен без веских оснований. И появление понятия православной моды, вероятно, - отражение стремления современных православных людей вписаться в современную жизнь не в качестве ходячих упреков в «греховности», а как ее полноправных участников. Православная мода имеет двойственный характер. С одной стороны, это одежда для храма как публичной площадки, на которой можно выглядеть красиво и модно. С другой - в современном православии проявляется тенденция выйти за пределы ритуальности, ограниченной церковью. И в рамках этой тенденции женщина стремится все время быть одновременно и православной, и современной, - считает доктор социологических наук профессор Владимир Ильин.

Таким образом, в понятии «православная мода» содержится логическое противоречие. Определение «православный» отсылает к традиции, которая по своей сути противоположна моде как преемственность изменчивости. Если говорить о чем-то, противостоящем изменениям и погоне за актуальностью, то, возможно, это и есть суть такого явления, как «православный дизайн». Собственно православная одежда традиционна, пример тому - облачения священнослужител ей. Формулировка «православная одежда» тоже не вполне корректна. Ведь в православии нет четко прописанного дресс-кода. Следовательно, одежда не может быть православной или неправославной. А прибавление к бренду эпитета «православный» можно воспринимать как идентификацию с целевой аудиторией. Носить что-то априори «правильное» некоторым проще. Особенно если ты считаешь себя причастным. А православные христиане - большая социальная группа.

В 2012 году молодые дизайнеры из Москвы Евгения Карузина и Елена Цоколова основали бренд «Барышня-крестья нка» и открыли интернет-магазин. Сейчас это сеть магазинов в трех городах России (Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург) и интернет-площадк а со службой доставки. Наибольшим спросом вещи пользуются в столицах.

В момент выхода на рынок марки «Барышня-крестья нка» у нас практически не было конкурентов, - рассказывают дизайнеры. - Мы не шли вразрез с актуальными модными тенденциями, но и не следовали им слепо. Мода циклична. Новый ее виток вывел на самый пик актуальности женственную, целомудренную одежду, которая идеально вписалась в легенду нашего бренда. Ядро нашей аудитории - православные женщины, активные прихожанки, жены и дочери священнослужител ей, студентки и преподаватели гуманитарных и православных вузов. Они составляют примерно треть наших покупательниц. Консервативный стиль в одежде переживает второе рождение. Теперь он интересен не только зрелым женщинам, но и юным девушкам.

Потенциальная покупательница «православного дизайнера» - это воцерковленная горожанка, мать, жена, но не только. Консервативные юбки и платья выбирают и неправославные женщины, которым близок этот стиль.

Александра Карабутова из Ставрополя создала паблик, посвященный моде для православных женщин. 28-летняя Александра - православная христианка и будущий дизайнер, что логично рифмуется с темой группы в соцсети. По словам девушки, основной контингент паблика - молодые женщины. Но и мужчинам тема консервативного дизайна интересна, хотя их в группе немного - 20%.

«Вся мода - от бесов»?

На православной выставке женщину в пышной юбке и ажурном головном уборе сложно было не заметить. Православный дизайнер Елена Чернышова одевается женственно и смело. Ее вещи - «по мотивам русского народного костюма»: длинные подолы, широкие юбки, кружева, свободный крой.

По образованию Елена - инженер, но недолго работала по специальности. Говорит, Господь указал истинное предназначение. Сначала она шила для себя. В 1990-е нашла своих покупателей и познакомилась с дизайнером, которая копировала русские народные костюмы. Елена тоже прониклась - и женский русский костюм стал вдохновлять ее на творчество. Получилась стилизация для современниц. Тогда конкурентов у дизайнера Чернышовой не было, а вот сегодня плагиаторы, сокрушается мастер, огорчают. На православных выставках глаза разбегаются от «целомудренного ассортимента».

У Елены Чернышовой маленькое ателье, в котором трудятся 3 швеи. Дизайн и пошив одежды - единственный источник дохода. Принимают и понимают стиль мастера не все, но те, кто понимает, соответственно, и носят. Но и критики хватает: на суровые обличения обычно горазды дамы в летах. Интересуются творениями православного модельера женщины разного возраста и комплекции, хотя, признается Елена, за последнее время ее клиентки помолодели. Целевую аудиторию составляют не только православные прихожанки, но и любители авторских нарядов.

Споры о том, уместна ли православная мода и имеет ли она право на существование, Елена слышит часто - и в Интернете, и в реальности. Кто-то думает, что православие и мода - понятия несовместимые. К комментариям в соцсетях: «Вся мода - от бесов» дизайнер Чернышова привыкла. Чаще столь непримиримы и категоричны женщины, впрочем, нередко и мужчины выступают обличителям «суетности». Но кутюрье не забывает о том, что на создание одежды ее благословил батюшка, и не меняет заданного курса. Сама Елена считает, что в церковь прихожанка должна одеваться как на самую важную встречу - нарядно и целомудренно.

Экспертиза

Мэган Виртанен, историк моды:

- Можно ли говорить, что одежда для православных женщин сегодня пользуется спросом?

Давайте уточним формулировку «одежда для православных женщин». Какие бы то ни было предписания касаются только той одежды, в которой православная прихожанка посещает храм. Повседневная одежда женщины православного вероисповедания может полностью соответствовать любому модному тренду, поэтому правильнее было бы говорить про «магазины одежды для православных женщин, которые по причинам личных склонностей или сильной религиозности хотели бы носить закрытые, длинные, свободно сидящие платья». Было бы слишком смело говорить о массовом спросе на подобные вещи. Можно сказать только о наличии в обществе сегмента, у которого есть такой спрос, и наличии производителей, которые готовы удовлетворять этот спрос. Кстати, в магазинах «православного платья» покупают одежду и неправославные женщины (и даже не христианки), которые находят, что этот стиль соответствует их вкусам.

Вы согласны с тем, что консервативный уклон в обществе сказывается на женской одежде, тем самым формируя образ «новой патриархальной» женщины?

Трудно назвать это явление «новой патриархальностью», если и найдутся элементы патриархальности, то отнюдь не новой. Каждый раз, когда в мире или конкретной стране возникает сложная экономическая ситуация, ощущается нехватка рабочих мест, случается финансовый кризис или есть необходимость скрыть реальные цифры безработицы и «выдавить» женщин с рабочих мест, - тут же в моду входит образ «эталонной женственности» и начинаются разговоры о «женском предназначении» и соответствующей этому предназначению одежде. Резкое изменение силуэта и удлинение юбки в 1930 году в связи с Великой депрессией, ультраженственный силуэт и длинная, по сравнению с предыдущим периодом, юбка стиля «нью-лук» в 1947-м, длинные юбки периода нефтяного кризиса 1970-х - цикл повторялся уже не раз. Новый виток цикла мы видим на мировых подиумах начиная с 2008 года.

Консервативное направление противостоит гламурно-сексуальному представлению о том, какой должна быть женщина?

Дискурсивные представления об эротизме меняются со временем - в XVIII веке чулок не считался эротичным предметом, а вот подвязка возбуждала воображение. В 1920-е большая грудь считалась недостатком, поскольку в моде были плоские, почти мальчишеские формы. Примеров множество. Полностью закрытое тело может быть не менее возбуждающим фантазии, чем открытое, более того, когда вокруг множество открытых тел, закрытость может впечатлять намного сильнее.

Владимир Ильин, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ:

Дух нашего времени, всегда привязанный к конкретному месту (стране или городу), расколот противоположными тенденциями, соотношение которых периодически меняется. С одной стороны, прогрессивизм как устремленность вперед с опорой на культ новизны, готовностью заимствовать привлекательные элементы образа жизни со всего мира и легко отбрасывать препятствия в виде старых норм и ценностей, которые кажутся устаревшими условностями, мешающими ловить предоставляемые судьбой шансы. И этой стороне духа времени соответствуют глобальные тренды в моде. Например, глобальная мода, смеющаяся над всеми границами и предлагающая женщинам внешность как блесну, с помощью которой можно поймать золотую рыбку. Такая «блесна» гламурна - она должна издалека бросаться в глаза и манить эротикой форм. Данный тренд в моде господствовал в 1990-е и в существенной мере в нулевые годы.

С другой стороны, есть консерватизм как стремление держаться корней, определяемых национальной историей, традицией и/ или религией. В настоящее время этот тренд вышел из тени и все громче заявляет о себе во всех сферах жизни, начиная с геополитики и заканчивая модой. Религия вышла из стен храмов в повседневность. В рамках такого консервативного поворота российского общества вполне закономерно формирование православной моды. Религиозный консерватизм особенно чувствителен к женской одежде, поскольку миф об Адаме, соблазненном Евой, в самых разных его модификациях не утратил актуальности. Если женское тело - «источник греховности», то спасение мужчин от подстерегающих соблазнов - в сокрытии женского тела, в культе женской скромности.

Однако преувеличивать перспективы консервативного поворота в женской моде нет оснований. В российском обществе слишком прочно утвердился миф о женской красоте как главном ресурсе женского успеха в самых разных сферах жизни. И безопасно минимизировать его могут позволить только те, у кого красоты и юности в избытке.

Поворот к православной моде может иметь устойчивый характер и вообще смысл, если в эту сторону повернулся образ жизни. Это значит, что мужчина выбирает не спутницу для веселого времяпрепровождения, а жену и мать своих детей, выбирает раз и на всю жизнь, а потому ему в первую очередь важны не ее формы, а морально-этические качества. А женщина готова к принятию такого жизненного предназначения, она отвергает желание быть соблазнительной в публичном пространстве улицы, офиса и пляжа. Без таких серьезных консервативных сдвигов в культуре и образе жизни православная мода - это просто игра с традиционными мотивами, легко вписывающимися в уже сложившийся образ жизни. И тогда действует механизм парадокса: сокрытие превращается в инструмент эротической манипуляции и соблазна, ведь, как писал французский теоретик Жан Бодрийяр, эротика - это тайна. И тогда православный купальный костюм успешно конкурирует с микробикини, прикрывая эротические функции соблазняющим намеком: «Я не такая!»

Мария Башмакова,

"ФОНТАНКА.РУ" , 8 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

В рамках выставки-форума «Православная Русь» 8 ноября в Московском текстильном университете прошел конкурс «Православная культура в современной моде». В дискуссии о том, должны ли православные отличаться на вид от своих современников, приняли участие модельер Вячеслав Зайцев и протоиерей Всеволод Чаплин.

За кулисами волнуются, одеваются и красятся модели - в основном студентки и дети. Предстоит показ «православной моды» - успешнее всего, кажется, это понятие можно приложить к комбинезончикам трехлетних прихожан. С «конфессиональной» одеждой для взрослых сложнее: подвенечные платья соседствуют с костюмом Снегурочки для детского утренника (кокошник, мишурная отделка, даже галуны, много бисера), а полупрозрачные блузы - с бесформенными хламидами. В зрительном зале рассаживаются студенты дизайнерских колледжей и члены жюри.

Я рад видеть, что здесь все одеты прилично, - сказал перед началом показа протоиерей Всеволод Чаплин. В его устах эта констатация обрела весомость комплимента внутреннему достоинству присутствующих:

Лукаво поступают те, кто говорят: все равно, как ты выглядишь, самое главное - то, что у тебя внутри. Да, самое главное - то, что у тебя внутри, но это внутреннее содержание не может не проявляться вовне, - считает отец Всеволод. Именно с его подачи уже не первый раз слова «православие» и «мода» звучат вместе: священник заговорил о «дресс-коде» в масштабах всего российского общества, о том, что вызывающая одежда провоцирует насилие. Не из-за председателя ли ОВЦО православным пришлось задуматься, что они могут предложить на подиуме?

Афиша конкурса обещала, что покажут даже крестильные рубашки (их не было, зато ювелиры представили крестики и образки), нарядную и повседневную одежду, аксессуары. Роль последних выполнили войлочные сумки и рюкзаки из коллекции «Сублимация». Кстати, это было не единственное странное для привычного к православному лексикону уха название - дизайнеры не стеснялись в самовыражении. Например, коллекция «Валькирии» отсылала к скандинавским верованиям и рогатым шлемам вигингов, а в коллекции «Сердце мечты» присутствовала модель, полностью обнажающая спину девушки. Перед показом протоиерей Всеволод Чаплин поделился с журналистами надеждой на то, что однажды приличная и целомудренная одежда пробьет себе дорогу среди модных трендов, так что на улицах нельзя будет лицезреть пупки полуодетых людей. Что же, пупка ни у одной модели видно не было, а колготки в сеточку и леопардовые платья - это же совсем другое.

Казалось бы, задача ясная: продемонстрировать, как могут одеваться верующие люди разных возрастов в разных ситуациях. Дети выглядели естественнее всех. Показали невест: всех их - и в белых, и в расшитых красными орнаментами платьях - выводил на подиум один и тот же жених с таким смущением на лице, словно сразу после показа ему предстояло выбрать одну из них в спутницы жизни. Одели неформальную молодежь: хламиды песочного цвета, многослойные складки, босые ноги. Представили и очень короткие юбки, и не более длинные шортики (почему-то ими украсили коллекцию «Римские каникулы»). Коллекция «Паломник» напоминала об экспедиции гномов во главе с хоббитом Бильбо Беггинсом за драконьими сокровищами: очень трогательно и весьма симпатично, но девушки в штанах могут услышать неприязненные комментарии в путешествии к русским святыням. Некоторые головные уборы и прически изобретались, казалось, три века назад: скрученные из ткани бараньи рога, полуметровые шиньоны, вариации на тему кокошников и девичих лент. Что тут православного? А когда модельеры обращаются к фольклору и традиционному крестьянскому костюму - что здесь модного?

Хотелось бы, чтобы конкурсанты создали образ действительно чистый, цельный и обязательно гармоничный, - сказал перед показом председатель жюри модельер Вячеслав Зайцев. Его надежды не оправдались: вместо объявления победителей после дефиле он буквально закричал со сцены, что «возмущен этим безобразием» и что от увиденного ему становилось плохо. От православных модельеров он ждал «духовного прочтения идеи» - может быть, подходя к вопросу со слишком определенными требованиями. Например, кутюрье Зайцев хотел бы увидеть «элементарное черное платье с белым воротничком или платье в горошек», а ему продемонстрировали «множество бессмысленных наворотов». Православную девушку, с его точки зрения, должно быть так же легко отличить в толпе, как сейчас - мусульманку, причем не по юбке в пол и глухо завязанному платку, а по светлому впечатлению от опрятного и культурного образа. Платье-рубаха с красивой косынкой могут создать такой образ, а пышность и вычурность представленных моделей - никогда. Пока, как согласился отец Всеволод Чаплин, у мусульманок лучше получается одеваться.

Мэтр заявил, что к конкурсу никто не подготовился и тема осталась не раскрытой. Действительно, создавалось впечатление, что под вывеску православия просто собрали уже имевшиеся коллекции. Многие из них интересны, но, как и полагается высокой моде - искусству ради искусства - совершенно непрактичны.

Конечно, православная одежда - это не только «кобеднишные» вещи, которые можно подбирать по цветам богослужебных облачений на тот или иной праздник, но и повседневные модели, в которых не стыдно отправиться на работу. После показа в очереди за «неконфессиональными» куртками у гардероба девушки рассуждали: если бы вся представленные одежда оказалась в магазине по приемлемым ценам, многое ли можно было бы примерить? «От силы одну-две вещи», - говорили студентки и пожимали плечами: в университет в большинстве нарядов не зайдешь, в церковь - тем более.

Может быть, девушки были слишком строги. Симпатичных моделей было хоть и не намного, но больше, чем две. Да и принцип - не противоречить своей вере своим внешним видом, чтобы из-за нас имя Божие не хулилось у язычников - кажется добрым.

Конкурс проводили в Содружестве православных деятелей культуры, науки и образования совместно с Московским государственным текстильным университетом, при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Министерства образования и науки. Не хватало только представителей магазина «12 праздников», открытого в Москве уже пятый год и хотя уязвимого для критики, но продолжающего работу. Высокий статус организаторов показа пока не помог «православной моде» в вариантах «сияния серебра», «березовых струн», «обратных перспектив», «жемчужин» и «сублимаций» (названия коллекций) проложить себе путь к сердцу будь то широкой аудитории, будь то кутюрье Зайцева - кстати, профессора кафедры моделирования одежды и обуви в том самом Московском текстильном университете.