Комнатные растения        23.06.2019   

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас. Конспект занятия по экспериментированию в средней группе в лабораторию к профессору почемучкину

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Полезное мыло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми средней группа по теме «Полезное мыло»

Цель: Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся различать и называть свойства мыла; смогут объяснить значение мыла.

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом.

2. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения(мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).

3. Формировать обобщения о значении мыла.

4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования с мылом.

Дети заходят в музыкальный зал. Их встречает Маша-чумазуля.

Маша чумазуля: Здравствуйте ребята! Со мной приключилась беда. Я шла на День рождения к своей подружке и упала в лужу, вся перепачкалась. Пошла домой и попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я прийти на День рождения такая грязная. Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь водой? Как нам ей помочь.

Дети: Маша не смогла отмыть грязь водой, потому что надо умываться с мылом.

Маша чумазуля: С мылом? А что такое мыло?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда нам надо отправиться на поиски мыла. В путь.

Маша чумазуля: Ой, ребята, посмотрите, какие коробки красивые? Наверное в них конфеты лежат. Я их так люблю. Сейчас посмотрю.

Воспитатель: Нет, Маша, это волшебные коробки. Чтобы узнать, что в них к нам на помощь придут наши помощники- органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас просуньте руку в волшебную ĸоробĸу ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог? Поднимите карточку.

Также интересное занятие по опытно-экспериментальная деятельности в ДОУ:

Дети: Рука (показывают карточку с рукой).

На экране появляется? и рука.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

Дети: Нос.

На экране появляется нос.

Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звуки он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Дети: Уши.

Воспитатель: Ребята, если предмет не издаёт звук, то какую мы должны взять карточку?

Дети: Ухо перечеркнутое красными линиями.

На экране появляется ухо перечеркнутое красными линиями.

Воспитатель: А теперь откройте коробку и скажите, что это.

Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

Дети: Глаза.

На экране появляются глаза.

Воспитатель: А язык нам помог?

Дети: Нет. Мыло нельзя брать в рот и лизать языком. Оно несъедобное.

Воспитатель: А если язык нам не помог, то какую карточку вы возьмёте?

Дети: Карточку, где язык перечёркнут красными линиям

На экране появляется язык перечеркнутый красными линиями и мыло посередине.

Маша чумазуля: Так вот какое оно-мыло… Ребята, а почему у вас все кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха?

Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?

Дети: Нет.

Маша чумазуля: Я обожаю фокусы!!!

Воспитатель: Тогда проходите все к столу.

Маша чумазуля: Как всего много.

Воспитатель: Но прежде чем мы начнём, давайте расскажем Маше, что необходимо помнить при работе с мылом.

Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Каĸая вода? (она грязная, мутная или чистая?

Дети: Прозрачная, теплая, чистая.(она грязная, мутная или чистая?)

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Маша чумазуля: А до этого какое было?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло.

Маша чумазуля: Ух ты, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки тем лучше отмывается грязь.

Маша чумазуля: А с водой то что стало? Она же была прозрачная, чистая.

Дети: Она стала мутная, непрозрачная.

Маша чумазуля: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде и вода приобрела запах мыла.

Маша чумазуля: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?

Воспитатель: Нет, Маша, ты такая грязная, что нам понадобиться губка.

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и отожмём.

Маша чумазуля: А что это у вас образовалось?

Дети: Образовалась пена.

Воспитатель: А сейчас попробуем опустить один ĸонецтрубочĸи в воду, а в другой подуть, и посмотрим, что получится.

Маша чумазуля: А сейчас у вас что образовалось?

Дети: Образовались мыльные пузыри.

Воспитатель: Каĸие пузыри у вас получились?

Дети: Ответы детей.

Маша чумазуля: А с пузырем что-нибудь произойдёт, если к нему приĸоснуться?

Дети: Да, Маша, он лопнет.

Маша чумазуля: А если подуть?

Дети: Они летят, оно легĸие.

Маша чумазуля: Интересно, а внутри пузырей что-то есть?

Дети: Воздух, мы их надували.

Маша чумазуля: Я поняла, что грязь отмывается при помощи мыла. Так значит и посуду надо мыть с мылом?

Дети: Да.

Маша чумазуля: А я хотела грязную посуду выкинуть, потому что не смогла её отмыть водой. Так может быть вы мне поможете её отмыть с мылом, а то её много.

Дети моют посуду с мылом.

Воспитатель: Ну вот мы всё и отмыли.Посмотрите на экран.

На экране появляются картинки, которые обозначают значение мыла.

Маша чумазуля: А где ещё может пригодиться мыло?

Дети: В стирке.

На экране появляется последняя картинка.(стирка)

Воспитатель: Ну что, Маша, отправляйся умываться и возвращайся к нам чистая.

Подготовила воспитатель:

Левина Т.В.

Программное содержание:

Развивать представления детей о свойствах воздуха;

Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;

Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.

Оборудование:

игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Предварительная работа:

подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».

Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости Незнайке. А вот и он. Почему ты такой грустный?

Незнайка показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. (на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)

Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .

Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?

Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей) .

Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)

Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)

Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)

А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

(Дети предлагают свои варианты) .

Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.

Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия. Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите? (ответы детей)

Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый.

Что находится внутри пакетов? (воздух)

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)

Дети: Комочек упал (другие варианты) .

Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.

Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!

Физминутка «Превращение»

Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.

Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)

А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)

Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .

Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.

А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?

Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Незнайка говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .

Опыт: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.

Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан? Правильно его не пускает воздух.

Вывод: в стакане был воздух.

Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.

Вывод: и в бутылке есть воздух.

Воспитатель: Ребята, положите бутылочки на поднос и подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать. А вот, Незнайка говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)

Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)

Вывод: без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?

Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.

Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось развеселить Незнайке. Давайте мы ему покажем как можно рисовать с помощью воздуха и красок.

Воспитатель показывает как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.

Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают незнайке что у них получилось

Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают мыльные пузыри.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему : «Волшебная вода».

Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы) .

Задачи:

Образовательные :

  • формирование у детей представлений о свойствах воды;
  • уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие :

Воспитательные :

  • формирование познавательного интереса, активности, любознательности.
  • доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде » , чтение стихов и пословиц о воде.

Материал и оборудование :

Незнайка (фартуки с нарукавниками на каждого ребенка, плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, кружки и тарелки из детской посуды на каждого ребенка, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель . Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

Дети . Воды.

Воспитатель. Правильно.

Скажите, зачем нам нужна вода?

Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.

Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Дети. Да!

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель . Правильно, растение нужно полить. Давайте, Ваня М. и Вика С. польют растение.

(Дети поливают из лейки комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.

(звучит волшебная музыка)

Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

(одевать фартуки и наркавники)

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной

1,2,3 волшебство скорей прийди!

(воспитатель одевает халат и очки с колпаком волшебника)

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук и нарукавники, помогает одевать пом.воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети . Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.

Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?

Дети: Соленая

Опыт № 2 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Дети. Да!

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запах

Опыт № 3 « Вода прозрачная »

Воспитатель . Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная.

Воспитатель. Правильно, вывод - вода прозрачная . Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 4 «Вода растворитель».

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет.

Воспитатель. Каким цветом стала вода?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.

Воспитатель. Правильно . Вода изменила цвет, потому что краска в ней

растворилась.

Молодцы.

Опыт № 5 «Вода не имеет формы».

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат, тарелочки и кружечки предлагаю налить

из стакана по немного воды в эти предметы. Есть ли форма у воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Что произошло с водой?

(дети делают самостоятельно вывод)

Воспитатель: Принимает форму той емкости, в которую налита вода,

То есть может легко менять форму. Вывод - Вода не имеет формы.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку.

В тепле он был водой.

В мороз в прозрачный превратился мост.

Дети: Лед

Воспитатель: Правильно, это лед.

(воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки) .

Воспитатель: Ребята, вчера вечером я уронила, в лужу браслет и он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда! Как это можно сделать?

Дети: опустить лед в теплую воду, поставить чашку с кусочками льдинок на батарею.

(Воспитатель помогает сделать выводы : дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду).

Опыт № 6 « Таянье льда в воде»

Воспитатель: А мы с вами положим все льдинки в чашку с теплой водой и посмотрим, что произойдет с льдинками.

Воспитатель: Ребята, что случилось со льдом. В каких условиях лед растаял быстрее?

Дети: Превратился в воду.

(Вывод делают дети: лед быстрее растаял в горячей воде.)

Воспитатель: Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!

Ребята, вам понравилось быть волшебниками?

Дети. Да!

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты.

Воспитатель. Что это были за опыты?

Дети. Опыты с водой.

Воспитатель. Что вы узнали из опытов?

Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.

Воспитатель: Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Дети. Да!

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему : « Волшебная лаборатория »

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, социально-

коммуникативное развитие.

Цель : Знакомство со свойствами магнита.

Задачи :

1. Формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.

2. Учить отделять магнетические предметы, от не магнетических, используя магнит.

3. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты .

4. Развивать познавательный интерес у детей.

5. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление) .

6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,воспитывать интерес к экспериментированию , воспитывать аккуратность при работе с магнитом, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развитие речи : обогащать словарный запас детей. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный) .

Предварительная работа : опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Материал и оборудование : магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. По две корзинки на каждый стол. Плотный лист бумаги. Стаканы с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить.

Конверт с письмом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу , здороваются, встают в круг.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, нам кто- то письмо прислал, давайте

прочитаем его!Ответы детей : Давайте!

Воспитатель : (открывает конверт, достаёт письмо, читает) : «Иголочку из

колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт ».

Воспитатель : Ничего не понимаю. А вы, ребята? Хотите разобраться, что же

здесь происходит?

Ответы детей : Да!

Воспитатель : Что бы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать

одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи,

почувствуйте тепло товарища.

Давайте вместе скажем : «Команда, вперёд!»

Дети вместе : «Команда, вперёд!»

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться в волшебную лабораторию !

(звучит музыка) . (Воспитатель переодевается в волшебника ) .

Раз, два, три - волшебство скорей приди

Ребята, посмотрите, это волшебная лаборатория . И сегодня мы

познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

Я вам сейчас загадаю загадку :

Он не маг и не волшебник , но очень знаменит :

Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит,

Вмиг прилипнет к нему - тяжело оторвать!

Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять -

Вот такой притягательный этот …Магнит.

Воспитатель :

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Ребята, а как вы думаете, какие секреты хранит в себе магнит?

(Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита) .

(ответы детей) : Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь?

Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?

Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные,

без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера

(большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают

разной формы.

Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом . Но сначала вспомним,

какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель : Ребята, а как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а

какие нет? Что же нужно сделать? (ответы детей) .Опыт №1 Магнетические предметы из тарелочек.

Воспитатель : Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?

Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?

Дети : Они все из металла.

Воспитатель : Все предметы которые притянул магнит положите в пустую

корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? (Которые

притянул магнит).

В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их

рассмотрим. (Рассматривают)

Воспитатель : Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из

дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?

Дети : магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем?

Дети : Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель : Ой, кто это к нам идёт?

(появляется Машенька) .

Воспитатель : Здравствуй Машенька, что случилось? Почему ты такая

грустная?

Машенька : Как же мне не печалиться. Потеряла я конверт, в котором ответ

находился, как мне найти мою волшебную иголочку . Украла Баба Яга

иголочку, и где – то спрятала. А без иголочки ни скатерть не вышить, ни

платья не сшить. Что делать не знаю.

Воспитатель : Не печалься, Машенька, мы нашли конверт с письмом, вот он.

(Машенька берёт конверт, читает письмо.)

Машенька : Но здесь не сказано, как достать мою иголочку из глубокого

колодца с водой.

Воспитатель : Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь

Машеньке?

Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)

Воспитатель : Может нам магнит поможет?

Дети : (да, давайте попробуем)

Опыт №2 «Магнит и гайка в воде» .

Воспитатель : Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой гайку, а потом

с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось

достать гайку?

Дети : магнит её притянул.

Воспитатель : Правильно, молодцы.

Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?

Дети : Сохраняются. И в воде магнит притягивает предметы.

Машенька : Но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же

достать с его помощью иголочку со дна?Опыт №3 «Удочка» .

Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к

магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у

воспитателя.

Машенька : Большое спасибо за помощь! А не хотите ли со мной

поиграть, размяться? (разминка, музыка) .

Машенька благодарит за помощь, уходит на поиски своей

иголочки. (Дети прощаются с Машенькой) .

Опыт № 4 «Достань скрепку из воды, не замочив рук и магнит» .

Воспитатель : Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как

достать скрепку из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же

это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу) .

Дети : Магнит притягивает предметы и через стекло

Проводят опыт №4 «Танцующая скрепка» .

Воспитатель : Я вам сейчас покажу фокус «Танцующая скрепка»

(Скрепка на плотной бумаге, магнит под бумагой) .

Воспитатель : Почему она пляшет?

Дети : Магнит притягивает.

Воспитатель : Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон,

магнит притягивает металлические предметы.

Воспитатель :

(Подведение итогов) : Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали в

ходе экспериментов .

(ответы детей)

Воспитатель : Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте

себе похлопаем! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями

предметах. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный,

стеклянный, бумажный).

А теперь давайте попрощаемся с волшебной лабораторией и вернёмся в

детский сад.

Раз, два, три - волшебство скорей приди !

Дети прощаются с гостями


Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации

К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.

Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:

  • Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
  • Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).

Средние дошкольники используют в экспериментировании различные приборы

Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Представления о физических объектах и их свойствах формируются у воспитанников через практические действия с предметами

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

1. Образовательные задачи:

  • формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  • развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
  • совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

  • закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
  • воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  • создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
  • привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
  • развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Дети 4–5 лет совершенствуют умение выслушивать инструкции воспитателя и стараются максимально точно выполнить их

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

  1. Иллюстративное экспериментирование. Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

    Опыты в песочнице иллюстрируют знание ребят о том, что лучше всего держит форму влажный песок

  2. Поисковое экспериментирование. Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

    Детям заранее неизвестен результат при поисковом экспериментировании, поэтому радость от открытия информации обеспечена

  3. Познавательное экспериментирование. На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена»: сказочная героиня спешила в гости и зацепилась бусами за ветку дерева, нитка порвалась, бусины рассыпались и покрылись слоем льда. Перед ребятами ставится задача - помочь героине, высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике), тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

    Дети пытаются разрешить проблемную ситуацию (освободить бусинки из ледяных кубиков), пробую различные способы растапливания льда

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? - Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Исследовать свойства объектов практическим путём можно во время прогулки

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра, экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

Индивидуализация заданий на занятиях по экспериментированию

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Разноцветные льдинки» ребят можно разделить на три подгруппы: первая подгруппа получает задание - развести в стаканчиках с водой жёлтую, голубую, белую, красную краски, разлить по формочкам и поставить замораживаться; вторая подгруппа - развести в стаканчиках с водой синюю, красную и фиолетовую краски, затем сделать воду более нежных оттенков при помощи добавления белой краски, разлить по формочкам, заморозить; третья подгруппа - самостоятельно подумать, какие краски надо смешать в стаканчиках с водой, чтобы получить розовый, зелёный, сиреневый и оранжевые цвета, разлить и заморозить.

Индивидуализировать задания можно через выбор материалов в продуктивной деятельности. Для средних дошкольников - это задания по оформлению и украшению созданных работ. Так, для украшения разноцветных льдинок из рассмотренного ранее занятия дети могут добавить в подкрашенную воду фурнитуру на свой вкус: бусины, бисер, блёстки, фольгированное конфетти, зёрнышки, засушенные лепестки и др. Задания, предоставляющие выбор, развивают фантазию ребёнка, решительность, эстетический вкус.

Для выполнения экспериментов группу можно разделить таким образом, что наиболее успевающие воспитанники будут выполнять практическую часть в индивидуальной форме, другие ребята - в подгруппах по 3–4 человека, с отстающими воспитатель организует отдельную подгруппу, где ребята будут экспериментировать в совместной с педагогом деятельности.

Выбрать цвет краски на свой вкус для проведения опыта - задание в рамках личностного подхода в образовании

Мотивирующее начало занятия

Дети 4–5 лет обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше средние дошкольники воспринимают инструкции и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности и в начальной школе. Продуктивной также оказывается работа, основанная на элементах игры - тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно экспериментирования, результаты в решении поставленной проблемы и степень мотивации к практическим исследованиям в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

От того, насколько заинтересованы дети в предстоящем эксперименте, зависит активность и результат их практических действий

Варианты мотивирующих начал - таблица

Тема Мотивирующее начало занятия
«Как воду сделать чистой» Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, в группу заходит капелька по имени Капитошка (воспитанник подготовительной группы в костюме или маске).
Дидактическая игра.
Капитошка здоровается с ребятами и говорит, что пришёл к ребятам в поисках своих сестрёнок-капелек. Ребята показывают Капитошке места, где в группе живёт вода (воспитатель приклеивает наклейки-капельки в этих местах): кран в умывальнике, чайник, лейка и пульверизатор в зелёном уголке, ваза с цветами, ведро для мытья полов и др.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель спрашивает у Капитошки, почему его сёстры потерялись. Он отвечает, что они жили в озере, где вода была чистая (ставит на демонстрационный стол ёмкость с чистой водой), но что-то случилось и вода недавно стала другой (ставит ёмкость с мутной водой). Тогда капельки стали убегать из озера. Капитошка печален и просит у ребят помощи в очистке озёрной воды.
«Ключи царевны Несмеяны» Создание игровой ситуации.
В группу приходит видеописьмо от царевны Несмеяны. Она рассказывает, что злая колдунья зачаровала воду в лесном ручье, стала вода мёртвой, ни пить, ни трогать её нельзя. Вчера утром Несмеяна гуляла в лесу, когда она переходила по мостику через заколдованный ручей, связка ключей оторвалась с её пояса и упала в воду, ключи опустились на дно. Плачет царевна - как ей достать ключи от царства, не замочив рук в мёртвой воде? Несмеяна называет волшебные слова, которые хором повторяют ребята и переносятся в Тридевятое царство. Далее следует игра-эксперимент по вылавливанию ключей со дна контейнера с водой: при помощи сачка и удочек с крючком не получается достать ключи - они плоские, их сложно подцепить со дна; получается притянуть ключи магнитами, закреплёнными на палочках или удочках.
«Плыви, плыви, кораблик» Развлекательный элемент.
Разгадывание загадок: про корабль, ветер.
Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!»
Проведение физкультминутки «Корабли по морю плыли».
Включение в игровую ситуацию.
Ребята делятся на две подгруппы, каждой даётся по деревянному кораблику с парусом. Ребята называют корабли (допустим, «Победа» и «Жемчужина»), опускают их на воду друг напротив друга в большой контейнер, в центре которого натянут шнурок с флажками. По сигналу воспитателя участники обеих команд начинают моделировать порывы ветра (дуют, направляя движение корабля), победит та подгруппа, чей корабль первым достигнет флажков.

Воспитанники находят в группе места, где живёт вода

Примеры организации экспериментирования в средней группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности на занятиях с детьми 4–5 лет.

Опытно-экспериментальное занятие «Свойства песка» - видео

https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY Video can’t be loaded: Видео урок опытно-экспериментальной деятельности в средней группе, МБДОУ№31, г.Нижнекамска, РТ (https://youtube.com/watch?v=PcvhM4eqcuY)

Познавательно-исследовательский досуг «Что мы знаем о воде?» - видео

https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng Video can’t be loaded: Познавательно-исследовательский досуг. Лаборатория «Что мы знаем о воде?»(средняя группа) (https://youtube.com/watch?v=it-E6h-AMng)

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные превращения в природе» - видео

https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc Video can’t be loaded: МБДОУ ДС КВ № 34 «Чайка» г. Туапсе Опытно экспериментальная деятельность Т М Мозжина (https://youtube.com/watch?v=et6oeW6BpVc)

Экспериментирование с водой в средней группе - видео

https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8 Video can’t be loaded: экспериментирование в средней группе (https://youtube.com/watch?v=a4Aq9UriYv8)

Занятие «Снег не для угощения - снег для развлечения» - видео

https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0 Video can’t be loaded: Занятие в средней группе воспитателя Акименковой Анастасии Сергеевны (https://youtube.com/watch?v=7WRvFarvAc0)

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию в средней группе имеет продолжительность не более 20 минут. Разрабатывая конспект занятия, воспитатель должен подбирать разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных. Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные игры), двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы), эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок), речевой (проведение познавательных и дидактических бесед), познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Опытно-экспериментальное занятие в средней группе имеет примерную структуру:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • речевые или познавательные задания - 2–3 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 5–6 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

За порядок и чистоту на рабочем месте воспитанники следят самостоятельно

Картотека опытов и экспериментов в средней группе - таблица

Тематика практических исследований Содержание опытов и экспериментов
«Вода»
  • Расширение представлений о свойствах воды: наблюдение за степенью плавучести объектов в пресной и солёной воде, изучение процесса испарения воды, исследование процесса движения молекул в холодной и горячей воде (при помощи растворения кристаллов марганцовки или пищевых красителей);
  • игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками).
«Снег и лёд»
  • Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;
  • опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
  • игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
«Воздух»
  • Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;
  • игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.
«Песок, глина, грунт»
  • Расширение представлений о различных видах почвы;
  • экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
  • экспериментирование с «живым» песком.
«Свет и тень»
  • Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;
  • опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
  • игры-эксперименты в рамках театра теней.
«Звук»
  • Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);
  • игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».
«Живая природа»
  • Экспериментирование с проращиванием семян;
  • опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).
«Магнит»
  • Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;
  • экспериментирование с магнитной стружкой (действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).
«Краски»
  • Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;
  • экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов;
  • экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.
«Космос»
  • Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;
  • игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд».

Изучение свойства воды растворять вещества (сахар, краски) проходит в занимательной форме

Открытое занятие «Домашний лимонад» - таблица

Цели
  • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).
  • Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Задачи Образовательные:
  • познакомить со значением воды для живой природы (в т. ч. для человека), её свойствами,
  • обогащать и активизировать словарь (подбор определений к существительным, числительные - один, два, половина), совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

  • мотивировать детей на самостоятельное приготовление пищи (напитков),
  • развивать способности к познанию нового, способность анализировать, делать выводы и умозаключения,
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться,
  • воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца,
  • воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,
  • формировать диалоговое общение воспитателя и детей.
Материалы и оборудование
  • вода (простая тёплая, газированная),
  • посуда (прозрачные стаканы, блюдца, ложки чайные, прозрачный графин 1 литр),
  • продукты (сахар-песок, лимон),
  • иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности
  • наглядный,
  • экспериментирование,
  • наблюдения,
  • метод демонстрации алгоритма.
Ход занятия 1 ЧАСТЬ:
Педагог: Ребята, сегодня мы утром с вами поливали наши комнатные растения, кто помнит, сколько воды выпили наши растения?
Ответы детей: 2 лейки
Педагог: Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
Ответы детей: да
Педагог: Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдёт с цветочком, если его оставить без воды? (показывает слайды засохших цветов)
ОД: засохнет, завянет, погибнет
Педагог: А кто ещё любит пить воду?
ОД: Люди, животные и т. д.
Педагог: Верно, ребята, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым! (показывает слайды животных пьющих воду, птиц, насекомых и людей)
Педагог: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
ОД: Сок, чай, молоко и т. д.
Педагог: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
ОД с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Педагог: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
2 ЧАСТЬ:
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
  1. Ребята, возьмите каждый себе по кружке с водой, блюдце и чайную ложку.
  2. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода.

Какая вода?

по температуре: тёплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная.

  1. Давайте растворим в тёплой воде немного сахара.

Педагог и ребёнок берут пиалы с сахаром, набирают пол чайной ложки сахар и кладут в свою кружку, после передают по кругу товарищам, чтобы каждый мог взять немного сахара. Размешали (аккуратно, не стуча ложкой о край кружки) и попробуют.
Какая стала вода?
Ответы детей с помощью педагога:

по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Педагог: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
Физкультминутка.

  1. Давайте каждый возьмём по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром) и положим лимон в кружку. Разомнём ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью педагога:
по температуре: осталась тёплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Педагог: Когда мы к сладкой воде добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

  1. Домашний лимонад готов.

3 ЧАСТЬ
Ребята, так из чего мы приготовили такой вкусный кисло-сладкий лимонад?
Ответы детей с помощью педагога: из сахара, лимона и воды.
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости. И разве мы их оставим без лимонада? Давайте я приготовлю лимонад для гостей, а вы мне напомните, из чего мы его делали.

  1. Беру тёплую воду
  2. Что первым добавляем в воду (ОД сахар)? Сколько нужно сахара? Половины ложки хватит, на такой большой графин? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим две чайной ложки.

  1. Что теперь добавляем? Маленькой дольки лимона хватит? (ОД: Нет!)

Педагог: Давайте добавим половину лимона.
Все тщательно перемешаем.
Вот и готов домашний лимонад для гостей (разливаем в пластиковые стаканчики для гостей, дети угощают).
Педагог: Теперь, ребята, пожелаю вам приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нём много витаминов.
После того, как вы допьёте свой напиток, стаканы, блюдца, ложки нужно поставить на кухонный стол. И, конечно, постарайтесь сегодня вечером дома приготовить вместе с родителями лимонад!

Воспитанники выполняют практические действия самостоятельно, прослушав инструкции педагога

Проведение открытого занятия в средней группе

Открытое занятие, как и любое занятие в образовательном процессе, требует основательной подготовки и проработки. Отличие открытой формы - в демонстрации какой-либо методической цели сторонним наблюдателям. На таком занятии могут присутствовать методисты, воспитатели и администрация детского сада, коллеги из других ДОУ, родители воспитанников.

В качестве методической цели выбирается показ инновационной разработки воспитателя: нетрадиционная форма подачи материала или занятия, использование информационно-компьютерных технологий:

  • воспитание экологической ответственности через игру-эксперимент: практическая часть занятия заключается в «очистке» пруда, дети вылавливают мусор из воды притягивая его удочками с магнитами;
  • интегрирование областей «Познание» и «Художественно-эстетическое»: игры-эксперименты по извлечению звуков из различных предметов (посуды, смятых листов бумаги, трубок и др.) и создание весёлого оркестра;
  • занятие в форме квеста: выполнение заданий, в том числе опытов, с важной игровой целью, например, злой волшебник запер ребят в группе и способ выбраться - выполнить задание;
  • включение в игровой элемент занятия мультипликационных персонажей, любимых современными детьми: фиксики, Котя и Катя, Сам-Сам, Барбоскины - герои делятся своим опытом, зовут присоединиться к их приключениям;
  • использование проектора: для детей 4–5 лет актуальны 1) показ мультипликационных роликов познавательного содержания, 2) показ слайдов в качестве условного обозначения места действия (джунгли, Северный полюс, морское дно, сказочное королевство), 3) просмотр видео с проведением интересного опыта с целью вызвать желание выполнить его в детском саду.

Проведение открытого занятия по экспериментированию осуществляется в соответствии с требованиями к учебно-воспитательному процессу. Структура занятия должна быть чёткой, следовать разработанному педагогом алгоритму. Воспитанники не должны испытывать дискомфорт или находиться в условиях стресса, когда присутствуют наблюдатели. Воспитатель рассчитывает уровень познавательной активности детей и не допускает их переутомления. Если дети устали, он меняет вид деятельности.

Воспитатель должен уметь импровизировать. Если во время проведения открытого занятия он замечает признаки усталости у детей, как правило, это является следствием того, что поставлены образовательные задачи были неверно. Ни в коем случае не допускается угнетать эмоциональное и физическое состояние детей ради достижения методической цели. Для снятия напряжения воспитатель включает детей в игровую или двигательную деятельность. Для опытно-экспериментального занятия такими упражнениями могут быть:

  • игра «Найди предмет из…»: воспитатель продолжает фразу названием материала (из дерева, пластика, железа, ткани), дети должны встать около предметов из него;
  • двигательные имитации под музыку: дети ходят по кругу, воспитатель называет объект, движения которого дети начинают воспроизводить по памяти (кошка, птица, кузнечик, ветряная мельница, подъёмный кран, барабанщик);
  • двигательная игра «Немое кино»: дети становятся в круг, воспитатель рассказывает историю, дети молча изображают действия («Жили-были гуси, однажды они полетели на юг, там они приземлились на озеро и поплыли. В озере гуси ловили рыбу, чистили перья…»);
  • игра «Волшебный мешок»: дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают попавшийся предмет и угадывают его, после чего достают и возвращают его в уголок экспериментирования на нужное место. Совет воспитателям: такой мешочек рекомендуется всегда иметь на готове, менять лежащие в нём предметы. Дети любят играть снова и снова в игры на угадывание.

Когда занятие завершено и воспитанники переходят к следующему режимному моменту, начинается аналитический этап открытого занятия. Воспитатель сообщает поставленную им методическую цель и методы её реализации, делает выводы: была ли достигнута цель, какие моменты требуют совершенствования или корректировки, намечает направление дальнейших разработок. Далее происходит обмен мнениями с присутствовавшими на занятии коллегами и методистами.

Наблюдатели следят за ходом занятия, оценивают эффективность работы педагога, берут на заметку инновационные разработки

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В средней группе длительность досуга составляет не более 30 минут.

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Любовь Шубина
Конспект по экспериментированию с водой в средней группе

Конспект по экспериментированию с водой в средней группе

Интеграция областей : познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое.

Цель : развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой .

Задачи :

Познакомить детей со свойствами воды;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Активизировать словарь

Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Материал :

Яблочный сок, молоко.

Пластиковые стаканчики (большие и маленькие, одноразовые ложки, трубочки.

Соль, сахар, лимон. кислота,

Разноцветные пуговицы.

Ход экспериментирования:

Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети :

Это глобус.

Воспитатель.

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети :

Синего, голубого.

Воспитатель.

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Животным, растениям, человеку.

Воспитатель.

Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель.

Молодцы.

Совершенно верно (обобщение по схеме)

«Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле.

Однажды в сказочной стране вода исчезла! И животные из этой сказочной страны просят вас, ребята, помочь вернуть им воду. Злой волшебник спрятал воду под четырьмя замками. Поможем вернуть воду, животным из сказочной страны?

Для этого нам необходимо узнать четыре свойства воды.

Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Проводят опыты.

Воспитатель.

А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения :

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.

Воспитатель.

Ребята, когда у вашей мамы на кухне убежит молоко, вы услышите не приятный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт :

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Яблочный) .

Как вы догадались, что сок - яблочный (пахнет яблоком) .

А теперь возьмите стакан с водой . Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)

Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды) . Вывод какой сделать можно : у воды нет запаха! Открываем первый замок.

Воспитатель.

Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

А конфета? (сладкая)

Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (Вкус яблочный) .

А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте . Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .

Так есть ли вкус у воды? (Нет) .

Вывод : У воды нет вкуса (Вот мы и открыли второй замок) .

Воспитатель.

Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках : соль, сахар и лимонная кислота а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет) . А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого) . Почему?

Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .

Вывод : вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .

Воспитатель.

Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте поиграем : (Капли первые упали, пауков перепугали) . Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе?

Лужи превратятся в лёд, застынут.

Воспитатель.

- Посмотрите внимательно : перед вами на столе на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки.

Какой дёд?

Лёд холодный.

Воспитатель.

Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд?

Лёд твердый?

Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом : надавить, сжать, постучать по нему.

Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?

Воспитатель.

Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.

Таким образом, мы открыли ещё один замочек и разгадали ещё одно свойство воды.

Воспитатель.

Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?

Дети :

Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать четыре свойства воды.

Но остался ещё один не раскрытый замочек. Мы провели три опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды. Для этого мы подойдём к столу, встанем вокруг него аккуратно.

Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)

А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.

Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет) . Почему? (ответы детей) . Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой . Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да) . Почему? (Потому что вода – прозрачная) .

Совершенно верно.

Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, отгадали четыре свойства воды.

(Звучит музыка «Улыбка» - вступление) .

Животным из сказочного леса мы помогли и нам пора возвращаться в детский сад на свои места, откуда мы начинали занятие. Вот и вернулись в д/с.

Сегодня мы помогали животным вернуть воду, которую заколдовал злой волшебник в четыре замка. Что нового узнали о свойствах воды? (Описательный рассказ по схеме : Вода имеет четыре свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным). Животные очень рады, что вы помогли им вернуть воду и у них хорошее настроение. Я же предлагаю подарить животным из сказочного леса от нас подарок, что бы они надолго запомнили нашу встречу - и выполнить аппликацию. Для этого подойдём к мольберту : перед вами изображена лесная полянка. Необходимо дополнить изображение необходимыми элементами. Подходим по одному, берём элемент, смотрим – куда он может подойти, мажем клеем, приклеиваем, прижимаем салфеткой, встаем на своё место.

Публикации по теме:

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Конспект НОД по экспериментированию с водой для 2 младшей группы «Чаепитие у куклы Даши» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: художественное - эстетическое, речевое, физическое.

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Свойства, качества бумаги и ткани» Цель: - познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; - дать сравнительную характеристику этим материалам; - учить устанавливать отношения.

Конспект ОД в средней группе «В гостях у Капитошки. Опыты с водой» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода» Тема: «Волшебница вода» Цель: Дать представление о воде, формировать мышление, развивать тактильное восприятие, обобщать словарный запас.

Конспект занятия в средней группе «Экспериментирование с воздухом и водой.» Программное содержание. Развивать познавательную активность, в процессе экспериментирование. Познакомить со свойствами воздуха и с его значением.

Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ И ВОДОЙ В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то.

План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух» Образовательная область: познавательное развитие. Тема: «Волшебник – воздух». Возрастная группа: средняя. Цель: развитие исследовательско.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В гости к Фиксикам» Тема: В гости к Фиксикам Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Воспитательные: воспитывать.

Библиотека изображений: