Необычные растения        24.05.2019   

Откуда берутся дети для детей 7 лет. Откуда берутся дети? Как правильно отвечать ребенку, откуда берутся дети

Маленький человечек растет и с интересом познает мир. Родители слышат от него тысячу вопросов и очень радуются его любознательности. До тех пор, пока однажды не прозвучит именно этот вопрос: «Откуда берутся дети?»

Современными психологами и педагогами выработано единое мнение на этот счет — рассказывать надо. И не про аистов, а про то, что на самом деле. Малыш должен получать от родителей правдивую информацию о мире, о том, как он появился на свет, и о сексе, в том числе.

Когда начинать разговаривать на эту тему?

Когда нужно начинать разговаривать с ребенком на темы сексуального воспитания? На самом деле ответить на этот вопрос крайне просто — тогда, когда он об этом спросит. Только подавать информацию нужно именно на том уровне, на которым ваш сын или дочь готовы ее воспринять.

Так, совсем маленькому крохе можно рассказать о том, что в животике у мамы есть специальная клеточка, которая соединяется с папиной. Использовать специальные термины и оглашать подробности не нужно.

В возрасте около 3 лет дети начинают узнавать о своей принадлежности к определенному полу. Приблизительно в этом возрасте и появляются первые вопросы «про это». Хотя, скорее всего, это родителям кажется, что в вопросе есть что-то неприличное, ребенок же просто познает мир.

А вот если вы станете уклоняться от ответа или выражать какие-то сильные эмоции, то тема станет болезненной и вызывающей излишний интерес.

Почему разговор с родителями так важен?

Так не бывает, чтобы ребенок до подросткового возраста остался в стороне от знаний об этой части «взрослой» жизни. Информация, особенно в наше время, подается со всех сторон.

Хотите ли вы, чтобы ваш малыш узнал о таинстве любви, о рождении детей от ребят во дворе или с экрана компьютера?

Для того, чтобы сексуальная жизнь человека сложилась успешно, важно, чтобы у него выработалось правильное, адекватное отношение к вопросам секса и сексуальных отношений. В ваших руках дать своему сыну или дочери взвешенные, правильные ответы.

Кроме того, не боитесь ли вы, что ребенок может получить попросту неверную информацию? К скольким нежелательным беременностям привела юношеская легенда о том, что «в первый раз не забеременеешь»! Так что лучше поговорить обо всем вовремя.

Насильно доносить информацию не нужно, но если малыш дорос до 1 класса, а вопрос «Откуда я взялся?» еще не прозвучал, лучше взять инициативу в свои руки. Может быть он стесняется. Или уже получил сведения из других источников. Лучше поговорить — возможно, кое-что что придется откорректировать.

Как подавать информацию в разном возрасте?

Несмотря на то, что беседовать о вопросах взаимоотношении полов никогда не рано, очень важно, чтобы разговор шел в том ключе, который соответствует возрасту вашего ребенка.

Совсем маленьким детишкам

Маленьким детям можно все рассказать упрощенно и с минимумом деталей. Кроха будет взрослеть, и его знания в это области будут расти и расширяться.

Совет: Никогда не забывайте об анекдоте, в котором мама рассказывала, что такое аборт, а дочка имела в виду фразу из песни «...и бьются о борт корабля». Иногда банан — это просто банан.

В три-четыре года

Если трехлетний ребенок спрашивает у вас, как он появился на свет, отвечайте только на поставленный вопрос. Не надо о сексе и прочих радостях.

Вариации ответа будут повествовать о том, что в животе у мамы ждет встречи с семьей маленький малыш, а потом, когда он подрастает, выходит на свет через специальную дверку. Детям в 3-4 года этого вполне достаточно.

Дошколятам

В 6 лет малыши начинают спрашивать не только, откуда берутся дети, но и как они туда попадают. Вот здесь начинает заикаться большинство родителей. И зря. Скажите как есть. Но на уровне шестилетки.

Что-то о том, что когда мама и папа любят друг друга, они обнимаются и целуются, и папина клеточка соединяется с маминой. А далее по тексту — о том, что в животике у мамы растет малыш.

Младшеклассникам

Следующий виток вопросов возникает, как правило, чуть позже — лет в 8-9. Объяснить ребенку, откуда берутся дети, уже не так просто, потому что более глубокое раскрытие темы крайне смущает родителей.

Если ранее вопросы физиологии и отличия мужчины от женщины не обсуждались — теперь самое время. В этом возрасте проще разговаривать, используя медицинские термины: вагина, пенис. Кстати, такой подход часто более удобен и взрослым, так как тема переходит в научное русло.

«Большой разговор» в этом возрасте удобно совмещать с просмотром детских энциклопедий с изображениям устройства человека или специализированных книг для детей на эту тему.

Такие детские книжки могут оказать большую услугу мамам и папам, так как описывают сложные вопросы как раз сообразно детскому возрасту.

Еще одно правило: Не вдавайтесь в ненужные детали. Ребенок пока не воспринимает всю систему целиком. Он строит свою базу знаний по аналогии с деревом. Каждая новая информация становится еще одной веточкой «древа знаний».

Избыточные сведения запутают малыша и могут даже напугать его. Введите за правило — отвечать только на конкретный вопрос. Как правило, полученная ребенком порция сведений требуют осмысления. Чуть позже он придет за следующим ответом.

Подросткам

Следующий важный моментподростковый возраст. Физиологические изменения, происходящие в организме, могут вызывать психологический стресс. Поэтому детям нужно рассказывать заранее о том, что с ними происходит.

Обязательно нужно рассказать о менструациях и поллюциях. Подумайте, может быть, имеет смысл описать сыну изменения в девичьем организме, а дочке — сообщить о том, что происходит с юношами, чтобы у них сложилось правильное впечатление о взрослеющих сверстниках.

Отсюда же плавно разговор может перейти на тему, откуда появляются дети. Теперь, когда выяснили, зачем мальчику пенис, легко понять, как сперматозоиды попадают в женскую матку.

Нужно ли разговаривать с подростками о сексе?

Конечно, да. Однако, здесь имеется очень тонкая грань, нарушив которую, можно потерять доверие сына или дочери. Если они открылись вам для беседы, постарайтесь избежать нотаций и ругани.

Отношения с противоположным полом — тонкая тема, постарайтесь сохранить контакт со своим ребенком.

Интерес к информации о сексе вовсе не означает, что подросток поспешит им заниматься. Наоборот, предупрежден — значит вооружен. Расскажите о необходимости предохранения от беременности и болезней, о том, что лучший вариант в этом возрасте — презервативы.

И не забывайте напомнить о любви. Секс — высшее проявление чувства, а не способ удовлетворить свое любопытство или уступить партнеру.

Как найти нужные слова?

Если вам сложно подобрать слова, попробуйте подыскать подходящую литературу. Сейчас можно найти отличные книжки, написанные как для маленьких детей, так и для школьников, рассказывающие «об этом» подробно, но соответственно возрасту.

Самое важное, считают педагоги и психологи, сразу называть вещи своими именами. Называя части тела, не придумывайте «краники» и прочие иносказания. Ребенок относится к своим половым органам также, как к руке или ноге. Не смущайтесь и вы.

Рассказывая о появлении детей, делайте акцент на любви и взаимоотношениях. Ведь действительно, именно потому, что мама с папой любят друг друга, у них рождаются дети.

Пусть ваша история выглядит как-то так:

«Любящие люди начинают жить вместе. У них появляется свой дом, они все делают вдвоем. Им нравится обниматься и целоваться. Пожив немного вместе, они могут захотеть, чтобы у них был ребенок.

Ты уже знаешь, что мужчины и женщины по-разному устроены. Это специально так придумано, чтобы они могли иметь детей. Папин пенис отдает маме маленькую клеточку. Соединившись с маминой, эта клеточка совершает настоящие чудеса. Из нее получается настоящий ребенок.

Правда, сначала он очень маленький, и живет в мамином животе, пока не подрастет и не наберется сил. Тогда он выходит на свет через отверстие в мамином теле.»

Конечно, когда ребенок станет старше, рассказ начнет обрастать деталями. Помните — не нужно бежать впереди паровоза.

Как не совершить ошибок?

Не отмахивайтесь

Если не знаете, как сказать, или стесняетесь, пообещайте подумать и продолжить беседу позже. Но не откладывайте надолго. Если обещали «после ужина» и ребенок не спрашивает, напомните сами.

Не обманывайте

Рассказ о капусте и аисте не поможет вашему ребенку. Ему важно знать, что он появился на свет именно у вас.

Не забывайте говорить о любви

Очень важно донести до ребенка, что это — основная составляющая взаимоотношений. К тому же это очень упрощает ваш ответ: «Мама с папой любят друг друга, обнимаются, целуются и у них рождаются дети».

Не усложняйте

Не отсылайте ребенка к медицинской энциклопедии. Если вам требуется помощь — найдите книгу, подходящую по возрасту.

Для маленьких детей написаны чудесные книги типа «Откуда я взялся?», для заканчивающих школу больше подойдет «Сексуальная энциклопедия для подростков». На таких книгах всегда указан рекомендуемый возраст детей.

По возможности, не отсылайте к родителю противоположного пола

Детям важно беседовать на такие темы с близким человеком того же пола, что и они. Девочке проще прийти за советом к маме, а мальчику — к папе.

Если у вас неполная семья, возможно, с ребенком может поговорить кто-то из родственников или близких знакомых. Если такого человека нет — не тушуйтесь. Папа тоже может объяснить девочке о менархе или беременности, а мама побеседовать с сыном о первом сексе.

Труднее всего начать такой разговор. Может быть, стоит предложить сначала ребенку какую-то из предложенных выше книг или обсудить просмотренный фильм.

Не перегружайте лишней информацией

Расскажите, откуда берутся дети, но не стоит пока говорить о болезненных родах или осложнениях. Всему свое время. По мере взросления малыша информация, конечно, будет расширяться, но вываливать сразу слишком много не стоит.

К примеру, если вопрос о боли все-таки возникнет, можно сказать, что женщине и ребенку помогают врачи. Он следят за тем, чтобы с мамой и малышом все было хорошо. И несмотря на болезненные ощущения, рождение ребенка — это огромная радость и счастье.

Не избегайте тем насилия

С самого раннего детства ваш сын или дочка должны знать, что никто не имеет права трогать их без их согласия. Заложите основы безопасности уже сейчас. Не нужно пугать детей страшными историями, но сообщить, что есть вещи, которые делать нельзя, следует обязательно.

Не делайте из темы сексуальных отношений культа

Придерживайтесь золотой середины. Рассказывать ребенку, откуда берутся дети, надо, а вот навязывать информацию о технике секса — не стоит.

Будьте не только родителем, но и другом

Постарайтесь стать своему малышу другом. Если он не боится и не стесняется вас, вы сможете обсудить любые вопросы.

В 3 года у ребёнка наступает любознательный возраст. И у малыша возникает вопрос: откуда берутся дети? Не бойтесь «неудобных» тем для разговора. Отсутствие ответа вызывает у ребёнка любопытство. Рассказать ему, откуда берутся дети, могут в садике, школе или он сам найдет ответ интернете.

Разговор с детьми разного возраста

Ребёнок должен знать правду о появлении на свет. Чтобы не получилось, как в том анекдоте: «Мама, так ты сама об этом ничего не знаешь! Я тебе сейчас подробно обо всём расскажу» – будьте честными с детьми, учитесь «адаптировать» правду под любой детский возраст.

3-5 лет

Детская любознательность начинается с трёх лет. Дети уже понимают, к какому полу они относятся, замечают различия мальчиков и девочек. Детское любопытство затрагивает и физиологию взрослых.

Ребёнок, увидев беременную женщину, интересуется: «Почему у тёти такой большой живот?». Обычно взрослые отвечают: «Потому что в нём живёт малыш». Ребёнку станет интересно, как малыш туда попал и как появится на свет. Не описывайте процесс от зачатия до родов. Объясните, что дети рождаются от взаимной любви.

Расскажите о том, как вы мечтали о ребёнке. Дети чувствуют настроение родителей. Пусть рассказ будет похож на правдивую сказку. Ваша история положит начало пути к следующему этапу разговора о появлении малыша на свет.

5-8 лет

Круг интересов ребёнка расширяется. Ему необходимы источники информации, подробности, примеры. Становится важно, чтобы ребёнок доверял родителям. Он должен быть уверен, что его понимают, слушают и слышат, говорят правду. Если ребёнок однажды усомнился в ваших словах, то он задумается, стоит ли вам доверять. Если сомнения подтвердились (малыш узнал, что он «не из капусты», «от аиста» и т.д.) тогда, продолжая познавать мир, он обратится к телевизору или .

Если вы постеснялись (побоялись, растерялись и т.д.) сказать правду, скажите сейчас. Объясните, что вопрос на тему появления детей застал вас врасплох. Вы признаёте ошибку и готовы исправиться. Ребёнок вас поймёт и поддержит.

С точки зрения психологического развития, дети этого возраста познают новые эмоции и чувства. Появляются понятия «дружба», «первая любовь». Ребёнок узнаёт о любви, доверии, симпатии к другому человеку.

Объясните ребёнку, что любовь бывает разной и приведите пример ситуаций из жизни. Дети видят, какие отношения между мамой и папой. Нужно вовремя объяснить ребёнку, почему вы так относитесь друг к другу. Иначе ребёнок додумает всё сам и посчитает поведение нормой.

Тема любви может перейти в разговор о том, откуда появляются дети. Если ребёнку интересно, продолжите рассказ о любви. Расскажите ему, что когда люди любят друг друга, они проводят вместе время, целуются и обнимаются. И если они захотят, чтобы у них появился ребёнок, у женщины наступает беременность. Про роды говорить не нужно. Скажите, что есть такое место – родильный дом, где врачи помогают малышу появиться на свет.

Рассказ о доверии подкрепите примерами (хорошо, если они будут из ваших отношений с ребёнком). Объясните, что доверие тяжело заслужить и легко потерять.

Симпатия перерастает в дружбу или любовь. Друг – это человек, который поддержит в трудную минуту, и составить компанию в счастливые часы.

8-10 лет

Дети уже знают о любви, дружбе, симпатии и доверии. Ребёнок скоро станет подростком. Ваша задача – подготовить ребёнка к изменениям, которые начнут с ним происходить. Девочке расскажите о менструации, гигиене в «эти дни» (покажите иллюстрации и подробно объясните). Расскажите об изменениях в фигуре, росте груди. Подготовьте её к появлению волосков в интимных местах и подмышками. Объясните, что в этом нет ничего страшного: гигиена и уход устранят «маленькие неприятности».

«Не отмахивайтесь» от ребёнка энциклопедией. Читайте вместе, обсуждайте материал и картинки. Тема о половом созревании подведёт вас к теме о сексе. Объяснить ребёнку, откуда берутся дети, можно свободно и доступно.

Не стесняйтесь говорить с ребёнком о сексе. Объясните, что для взрослых людей секс – это нормально. Важно не сформировать у подростка запрет на тему секса. Дайте понять, что интимные отношения доступны только взрослым людям. Скажите, что отношения не выносят на публику. Интимная жизнь – личное дело каждого человека.

В разговорах с детьми возраста от 4 до 11 лет, всегда проговаривайте о том, что любовью занимаются только взрослые мужчины и женщины. Поэтому, если вдруг кто-то из взрослых предложит ему раздеться, потрогать интимные места – нужно бежать, кричать и звать на помощь. И обязательно рассказать об этом родителям.

11-16 лет

Есть один поучительный анекдот: Отец решил поговорить с сыном на тему интимных отношений и сам узнал много нового.

Не пускайте общение с ребёнком-подростком на самотёк. Интересуйтесь его жизнью. Подростки проявляют интерес к противоположному полу. Приобретают первый опыт «серьёзных» отношений. Вы должны объяснить про способы контрацепции, о возможных инфекциях от незащищённого полового акта. Расскажите про зачатие ребёнка, беременность, создание семьи.

Подростки физиологически готовы вести «взрослый» образ жизни, но они ещё дети. Ими управляют гормоны, а не здравый смысл.

Если при попытке поговорить с ребёнком на серьёзные темы полового воспитания, вы получили отказ, истерику и хлопанье дверьми в ответ, то успокойтесь. Реакция означает, что ребёнок не «в духе», не настроен на разговор. Попробуйте поговорить с ним позже, поинтересуйтесь как дела.

Не нужно сразу нападать на детей со стандартными скучными лекциями о взрослой жизни. Говорите с подростком на его «волне». Общайтесь на равных: взрослые разговоры – для взрослых людей. Чем проще и легче разговор – тем лучше он воспримется. Не хочешь рано заводить детей – предохраняйся; не хочешь опасных последствий для здоровья – не водись с кем попало и предохраняйся.

  • Подросток должен понимать, что ребёнок – это ответственность.
  • К созданию семьи и воспитанию детей подходят осознанно.
  • Не угрожайте ребёнку. Не говорите, что выгоните из дома, если узнаете – прибьёте и т.д., такими способами вы только отдалите его.
  • Если подросток делится проблемами, личными переживаниями – не критикуйте, а подбодрите и дайте совет.

Рано или поздно каждый ребёнок начинает интересоваться вопросом своего происхождения, что зачастую ставит родителей в неловкое положение. Не каждый родитель знает, как правильно ответить на вопрос «откуда берутся дети?»; одни начинают придумывать небылицы, другие отговорки про аистов и капусту, третьи начинают отвечать слишком сложными для детского интеллекта научными терминами, а кто-то и вовсе оставляет своё чадо без ответа. И лишь в единичных случаях родители дают детям правдивый и понятный ответ.

Что следует говорить, а что нет

Вопрос «откуда берутся дети?» ваше чадо может задать вам в любом возрасте. По мере развития и получения извне каких-то новых фактов по теме деторождения вопросы об этом будут появляться повторно. Важно понимать, что на момент разговора с родителями ребёнок уже будет обладать какой-либо деструктурированной информацией. По большому счету такой разговор необходим ребёнку чтобы «разложить по полочкам» всё что он знает, отсеяв дезинформацию от истины. В связи с этим, для родителей важно всегда говорить правду и не рассказывать небылиц, которые вы слышали в своём детстве. Если ребёнок заподозрит вас во лжи – он просто перестанет к вам обращаться по волнующим его вопросам, а обсудит с людьми, которые откровенны в разговорах на любые темы. Также при разговоре о нюансах деторождения вы не должны смущаться, это может вызвать чрезмерный нездоровый интерес. В зависимости от возраста ребёнка надо предоставить для него тот минимум информации, который даст ответы на все имеющиеся вопросы малыша и не вызовет при этом лавины дополнительных вопросов.

Все основные знания по вопросам продолжения рода и собственного происхождения дети должны получать именно от родителей, а не от сверстников на улице. Кроме того, общаясь со своим малолетним ребёнком о его появлении на свет, вы можете заложить в его сознание нравственную позицию к любви и ценности семейных отношений, а с детьми постарше даже обсудить вопросы выбора сексуального партнера, методах контрацепции, взаимной ответственности партнеров в принятии решения завести ребёнка и т.п.

Не отправляйте ребёнка за объяснениями к родителю того же пола, если ребёнок обратился именно к вам – значит, в этом вопросе вам он доверяет больше.

Давайте попробуем теперь разобраться, какую именно «порцию» информации предоставить ребёнку в зависимости от его возраста. Изложенные ниже возрастные пределы приблизительны, а то, что говорить своему чаду напрямую зависит от его индивидуальных интеллектуальных особенностей и осведомлённости в анатомии, физиологии и социальной активности.

Дошкольный возраст: 3 – 5 лет

Именно в этом возрасте дети впервые начинают задумываться о своём происхождении. В этом возрасте детей чаще всего не интересуют вопросы зачатия. Расскажите, что до своего рождения ребёночек живёт в животике у мамы, где ему было удобно, безопасно и тепло. Однако потом ребёночку в животе у мамы стало тесно, поэтому он оттуда выбрался. Если у ребёночка возникнет вопрос, как он попал к маме в животик – скажите, что папа подарил ей волшебное зёрнышко, из которого ребёночек и вырос в животе у мамы. Такое зёрнышко бывает только у взрослых людей и только в тех случаях, когда папа и мама по-настоящему любят друг друга. Такой правдивой, но в то же время сильно завуалированной истории будет более чем достаточно, чтобы раскрыть вопрос деторождения ребёнку 3 – 5 лет.

Истории про то, что детей приносит аист, не подойдут даже малышам

Дети 5 – 7 лет

В этом возрасте дети знают уже очень многое, скорее всего, и тайна появления детей на свет ему давно уже известна, даже если он ни разу не обращался к вам по этому вопросу.

Всю имеющуюся у него информацию он получил из книг, средств массовой информации, от сверстников и прочих источников. Однако, он ещё не может последовательно её использовать и в надежде сложить имеющийся пазл у себя в сознании обращается к родителям за пояснениями.

Элементарными объяснениями здесь уже не отделаешься. Ребёнку придётся рассказать основы анатомического различия мальчиков и девочек и хорошенько подумать о том, как максимально осторожно поведать ребёнку о сексе. В связи с тем, что в возрасте 5 – 7 лет детям легче воспринимать наглядную информацию – вам придётся прибегнуть к помощи различных энциклопедий, макетов, обучающих роликов и мультфильмов. Разговаривая с ребёнком о нюансах размножения, забудьте о чувстве стыда, вы рассказываете ему о естественных вещах, посему ведите себя максимально естественно и непринуждённо.

Начните свои объяснения с первичных половых признаков девочек и мальчиков, затем обратитесь к теме отношений среди членов семьи и любви между ними. Не забудьте упомянуть, что секс только для взрослых, а детский организм к этому совсем не приспособлен. Расскажите ребёнку о «секретных» частях тела, к которым никто не должен прикасаться, кроме них самих, можно показать эти органы маме, папе, врачу, но только в случае острой необходимости и только с разрешения самого ребёнка (множество жертв сексуальных посягательств, повзрослев, рассказывали о том, что им не было известно, что плохо, когда их «там-то» трогают и не знали, как сообщить, что это неприемлемо). Уточните, что именно из такого «секретного» места, находящегося у мамы внизу живота, и появляются дети. Не стоит заострять внимание ребёнка на том, как маме сложно было рожать, что она чуть не умерла и тому подобное. Такие разговоры могут развить в подсознании вашего малыша серьёзную психологическую травму.

Дети в возрасте 7 – 10 лет

Если ранее вы не стеснялись разговаривать с ребёнком «об этом», не поленились объяснить ему основы анатомии – осталось дело за малым: рассказать о предстоящих физиологических изменениях, ибо в скором времени их ожидает половое созревание. Вскоре мальчику станет известно, что такое поллюция, а у девочки впервые начнётся менструация. Чтобы ребёнок был готов к таким «сюрпризам» организма и не стеснялся обратиться к родителям за помощью в подобных «экстренных» ситуациях, необходимо всё это заранее обсудить. Также поговорите о первой влюблённости, взаимоотношениях между мальчиками и девочками, не забывая лишний раз заострять внимание на том что секс и, тем более, рождение детей – это то, о чём могут думать только взрослые и то, лишь после того, как получат должное образование и решат вопрос с работой, жильём и будут в состоянии полностью себя обеспечивать.

Для детей постарше можно купить познавательную энциклопедию

Подростковый период: 11-16 лет

11 – 16 лет – самый опасный возраст. Дети хотят чувствовать себя взрослыми, не желают отставать от сверстников и всячески стараются опередить их. Согласно статистике большинство подростков начинают свою половую жизнь будучи в возрасте от 14 до 16 лет. В этом возрасте дети редко спрашивают своих родителей об интимных отношениях, они пробую все узнать самостоятельно. Сейчас ваша основная задача подвести своего ребёнка к разговору о сексе и объяснить ему что секс – это ответственность, а заниматься им в столь раннем возрасте опасно, а не круто. С подростками необходимо обсудить вопросы недопущения случайных связей, методов контрацепции, виды секса и их последствия, последствия нежелательной беременности, серьёзных заболеваний, передающихся половым путём. Самое важное – заложить в сознание подростка, что секс – это серьёзная ответственность, ложащаяся на обоих партнёров. Грамотно и осторожно подойти к столь ответственному занятию могут только любящие друг друга люди, понимающие что заводить детей можно лишь после того, как организм матери полностью сформируется и беременность с последующими родами не будет угрожать жизни малолетней матери и ребёнка. Упомяните последствия абортов, указав, что подобный подход недопустим ни с нравственной точки зрения, ни физиологической, так как из-за аборта молодая мама может быть в дальнейшем вовсе лишена возможности иметь детей.

В данном случае желательно, чтобы подобный диалог мать вела с дочерью, а отец с сыном. Немаловажно правильно выбрать время для такого разговора, а также его стиль. Общение на такие темы должно происходить как бы между делом, ненавязчиво. Очень важно, чтобы имел место именно диалог, не переходящий в чтение нотаций. Можете вспомнить случаи из собственной жизни, либо из жизни хорошо известных и вам и ребёнку людей. Обратите внимание на то, какие именно разговоры вызывают истинный интерес у вашего чада, а какие, наоборот, для него скучны и неинтересны. В дальнейшем в очередной раз поднимая вопрос о продолжении рода, общайтесь с ребёнком именно в той форме, которая вызывает у него наибольший интерес.

Видео: как разъяснить ребёнку, откуда берутся дети?

Передача «Мамина школа» посвящена освещению такого щепетильного вопроса – как объяснить ребёнку, откуда берутся дети? Как деликатно подойти к этому вопросу? В настоящее время бытует мнение, что детям необходимо сексуальное просвещение. Так ли это?

«Каждый маленький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде!». Весело поется в забавной детской песенке про непослушных обезьян. Когда ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, порой с весьма разрушительной силой, он сталкивается с рядом определенных ограничений со стороны родителей.

Что можно, а что нельзя? Некоторые родители предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и растят ребенка в условиях вседозволенности. Правильно ли это?

Что такое хорошо, а что такое плохо

Некоторые родители могут жаловаться на то, что ребенок не понимает слово «нельзя». Вы можете биться в истерике и рвать на себе волосы, но ваш ребенок вас просто не слышит. Следует помнить о том, что слово «нельзя» отнюдь не волшебное и не может сиюминутно превратить разбушевавшегося негодяя в шелкового и послушного ангела. Для того чтобы коммуникация ребенка и родителя была успешной, и ребенок начал адекватно реагировать на ваши реплики, запреты и ограничения, нужно потрудиться.

Зачастую само слово «нельзя» может вызвать у ребенка протест. Это слово становится своеобразным раздражителем, если его произносить постоянно. Ребенок будет либо делать все вопреки запрету либо просто не реагировать на родительское «нельзя». Последнее чаще всего случается, если слово «нельзя» звучит постоянно и на каждом шагу и попросту теряет свой смысл. Но как объяснить ребенку, как себя вести, не прибегая к этому слову? Довольно просто. Ввести в обиход его синонимы.

Когда нужно говорить "нельзя"

Ребенок первых лет жизни должен понимать различие между словом "нельзя" и словами "не нужно", "нехорошо", "опасно" или "неприлично". Если вы будете использовать различные запрещающие синонимы в определенном контексте, сам запрет не будет вызывать у ребенка явный протест.

Но как объяснить ребенку, что нельзя делать то или другое?

Запрет, обозначенный словом "нельзя", должен базироваться на том, что запретное действие может нести вред физическому или психологическому состоянию ребенка или окружающих. Например, нельзя трогать электрические провода, совать пальцы в розетку, трогать газовую плиту - это опасно для жизни и здоровья. Нельзя бить, обзывать, унижать других - это обидно и неприятно. Ребенок должен понимать, что за словом «нельзя» скрыт явный вред.

Прибегая к синонимам "не стоит"/"не нужно", вы объясняете ребенку, что подобное поведение неприемлемо в обществе или то, что хочет ребенок, сейчас неуместно. Например, "не нужно рассыпать крупу на ковер". Подобным ограничением вы не запрещаете ребенку действие, а просто корректируете: не стоит сыпать крупу на ковер, возьми миску.

Почему вода мокрая?

С возрастом некоторые запреты теряют свою актуальность, а запрещаемые действия становятся понятными и очевидными ребенку. На место старых запретов приходят новые. Понятно, что десятилетний ребенок не будет совать палец в розетку и пытаться залезть в кастрюлю с кипятком.

На смену исследовательской деятельности малыша приходит эра «почему». Многие родители с содроганием ждут период бесконечных детских вопросов, которые часто вводят в ступор.

  • Почему вода мокрая?
  • Почему солнце светит?
  • Почему божья коровка так называется?

Ни в коем случае не стоит отмахиваться о любознательного малыша, как от назойливой мухи. Следует запастись вагоном терпения и вместе продолжать изучать этот мир. Тем более, сейчас для этого есть масса возможностей и "Гугл" всегда под рукой. Гораздо тяжелее пришлось прошлым поколениям, когда нужно было пролистать на досуге не одну энциклопедию в поисках ответа на каверзные детские вопросы.

Взрослые вопросы устами младенца

Не стоит пугаться или смущаться неприличных вопросов ребенка. Следует понимать, что он понятия не имеет о том, о чем спрашивает. И если малыш просит объяснить, что значит какое-нибудь нецензурное слово, не стоит просить ребенка немедленно забыть его и никогда не произносить. Это вызовет еще больший интерес со стороны малыша, может проснуться все тот же протест, и ребенок назло будет повторять нехорошее слово.

Хуже всего, если ребенок потеряет доверие к родителю и пойдет искать помощь на стороне. К любым, даже самым непристойным, вопросам важно относиться спокойно и пытаться объяснить ребенку, хорошо это или плохо.

Сталкиваясь с ситуацией, когда ребенок еще неосознанно употребляет нехорошие слова, не стоит проявлять сильные эмоции. В таком случае и плохое слово не окажет сильного впечатления на ребенка, и вскоре вовсе забудется.

Как объяснить ребенку, можно ли употреблять те или иные слова?

Если ребенок сам интересуется значением нехорошего слова, следует объяснить, что это означает, но сделать ремарку, что хорошо воспитанные и интеллигентные люди таких слов не употребляют. Усилить эффект восприятия можно вопросом: а ты считаешь себя хорошо воспитанным мальчиком/девочкой?

Если же у ребенка есть кумир, можно сделать акцент на нем, сказав, что этот персонаж не использует ругательных слов. Если в процессе объяснения ругательного слова чересчур эмоционально высказать свою позицию, категорически запретив ребенку вспоминать и произносить ругательства, это вызовет обратную реакцию. Ребенок поймет, что плохие слова вызывают сильные эмоции, и будет этим пользоваться. Если же не придать этому особого значения и просто объяснить малышу, что употребляя ругательные слова он может сам выглядеть не в лучшем свете или быть высмеянным, вы, скорее всего, больше не столкнетесь с этой проблемой.

Оградить ребенка от всех источников «нехороших слов» невозможно. Но правильно объяснить их значение и необходимость употребления в разговоре необходимо. Закрывать на это глаза уж точно не стоит.

Капуста, аист, магазин или все-таки роддом?

Рано или поздно наступает период, когда ребенок интересуется у мамы и папы, откуда же он взялся. Вряд ли современные родители, смущаясь, пробормочут что-то наподобие: купили в магазине, аист принес или в капусте нашли. Половое воспитание ребенка с ранних лет считается нормой. Но стоит ли ограничиться лишь романтической историей о том, как папа и мама любили друг друга и хотели ребенка, а потом папа подарил маме семечко, которое росло у мамы в животе и так далее? Как правильно объяснить ребенку, как рождаются дети?

Очень важно не ограничивать право ребенка задавать вопросы о таких «взрослых вещах» и получать на них честные ответы. Вопросы, касающиеся разницы полов, а также интимной жизни нормальны и считаются признаком правильного развития малыша.

Очень важно, отвечая на подобные вопросы, быть предельно искренним и правдивым. Ребенок должен видеть, что его вопрос не вызвал у родителей чувства стыда, в этом случае он воспримет информацию адекватно.

Говорить с ребенком о сексе и рождении детей нужно на языке, соответствующем его возрасту. И если малышу 3-4 лет достаточно просто сказать, что появился он из маминого живота, то дети постарше уже могут требовать конкретики. Здесь можно рассказать сказку про папино семечко, которое росло в животике, превратилось в малыша. А когда малышу стало тесно, он появился на свет.

Беседа «про это»

Если ребенок не проявляет интереса к данной теме, то рано или поздно родителям придется самостоятельно спровоцировать разговор. Оптимальным возрастом для начала полового воспитания является 6-7 лет. Это возраст, когда ребенок начинает познавать окружающий мир с помощью чувств, эмпатии.

Стоит рассказать малышу о том, что между людьми возникает симпатия, которая может перерастать в любовь. Можно попросить ребенка своими словами объяснить, как он понимает эти термины и что для него значит любовь. Что такое любить маму и папу, а что значит испытывать симпатию к однокласснице Маше?

Не стоит стыдиться говорить с детьми «про это» и думать, как объяснить ребенку столь сложную материю. Ребенок воспримет рассказ о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной точно так же и с тем же интересом, как рассказ об устройстве будильника.

В процессе разговора о сексе с ребенком важно не сформировать в его сознании табу. Ребенок должен понять, что секс - это естественно и нормально, но является прерогативой взрослых людей, а интимные отношения не принято афишировать.

А если не говорить об этом?

Конечно, можно спустить все на тормоза и не говорить с ребенком на откровенные темы, если он не проявляет интерес. Можно наивно полагать, что до свадьбы человек предпочтет смотреть мультики и собирать пазлы, а там все само собой сложится. Не задает чадо взрослых вопросов - и хорошо, спина родительская не покрывается холодным потом, да и вообще, в школе всему научат. А более осведомленные сверстники приукрасят.

Обязательно ли половое воспитание детей внутри семьи, решают для себя родители. Но нужно отдавать себе отчет в том, что откровенные разговоры с ребенком, поддержка и понимание повышают доверие к родителям. Конечно, сегодня дети могут самостоятельно добыть любую информацию в интернете и удовлетворить свой пытливый ум. Но ребенок должен знать, что откровенные темы в семье не под замком, что родители всегда готовы ему помочь и все объяснить.

Почему папа и мама не вместе?

Объясняя ребенку понятия любви, нежности и деторождения на примере родительских отношений, иногда можно столкнуться с детским вопросом «а почему мама и папа не живут вместе, если они любят друг друга». Это касается семей, где родители в разводе. Идиллическая картина любви и согласия между мужчиной и женщиной, представленная ребенку, может разбиться о суровую противоречивую реальность.

Как объяснить ребенку развод родителей? Родителям ни в коем случае не стоит ополчаться друг против друга, обмениваясь взаимными обвинениями, даже в том случае, когда это сложно. Ребенок должен понимать, что папа не негодяй, который бросил маму. Важно объяснить ребенку, что папа и мама его любят и уважают друг друга, но они больше не могут жить вместе.

Стоит объяснить малышу, что в жизни, помимо любви и страсти, могут быть расставания, и с этим нужно мириться и жить дальше, сохраняя хорошие отношения. Маленькому ребенку будет достаточно видеть, что родители сохранили мир, хоть и на расстоянии. А подросший ребенок уже самостоятельно сложит пазл родительских отношений.

Не секрет, что человек может окончить школу дважды: первый раз самостоятельно, а последующие разы вместе со своими детьми. Когда дети идут в школу, они получают новые знания, а их родители воскрешают свои, уже некогда полученные, знания. Школьные задачи зачастую могут заставать родителей врасплох. Школьная программа ежегодно меняется, но ее основы остаются неизменными. И родители должны знать, как понятно объяснить ребенку основные правила.

В школе ребенок получает очень много информации, поэтому задача родителя дома -систематизировать полученные ребенком знания и вместе разобрать непонятные или сложные моменты.

Как объяснить ребенку деление? Уроки с мамой

Часто родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку деление на понятном языке, но в то же время не прибегая к расчленению овощей и фруктов или распределению конфет среди Маш и Петь. Конфеты разделили, а сам принцип не поняли.

На выручку придет мультфильм про 38 попугаев, в котором удава измеряли попугаями. Объяснить ребенку, что основной принцип деления - это определить, сколько раз меньшее число помещается в большее. Например, 6:2 - это найти сколько двоек помещается в шестерку.

Также часто школьники сталкиваются с непониманием падежей. Казалось бы, простые понятия, вызывают сложности в восприятии, и дети часто просят родителей растолковать. Как объяснить ребенку падежи легко и просто?

Можно использовать в качестве примера предложение, в котором все слова употреблены в именительном падеже «сестра читает книга», «сосед выгуливает собака». Услышав, как нелепо звучат подобные предложения, ребенок поймет значимость употребления падежей и то, какую важную роль играет окончание у слова.

А сами падежи легко объяснить, подставляя к ним логические вопросы. Например, винительный падеж - винить кого/что? (кашу, чашку, подушку), дательный падеж - давать кому/чему? (каше, чашке, подушке) и так далее. Эти примеры наглядно показывают, как объяснить ребенку падежи играючи и легко.

Поговорим о духовном

А кто такой Бог? А для чего он нужен и где он живет? Вполне вероятно, родителям придется столкнуться с подобными вопросами. Естественно, ответ родителя будет обоснован личным отношением к религии. Конечно, можно взращивать убежденного атеиста, категорично заявляя, что Бога нет, и все это глупости. Наука правит миром.

Как правильно объяснить ребенку, кто такой Бог? Родителю нельзя быть категоричным в этом вопросе, насаждая свои убеждения, будь то ярый атеист или свято верующий. Нужно предоставить ребенку альтернативную информацию для того, чтобы у него сложилось правильное представление о Вселенной.

Нужно познакомить ребенка с Библией и рассказать, что эта книга описывает основные человеческие ценности. После прочтения детской Библии у ребенка непременно сложится общее представление о религии и человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. И вопрос о том, как объяснить ребенку, кто такой Бог и где он живет, отпадет сам собой.

Нужно объяснить ребенку, что наука - это прогресс и практичность, а религия - это в первую очередь любовь. Рассказать, что оба этих понятия могут существовать в симбиозе и уживаться в одной личности. Главное - это посеять в сознании малыша зачатки понимания и того и другого, а вовсе не отрицание одного в пользу другого.

Говорить о духовном так же необходимо, как объяснять ребенку часы, время и как устроен мир.

Дети по своей природе очень любопытные, и примерно с четырех лет они становятся настоящими «почемучками». Самое сложное начинается тогда, когда разные «почему» касаются неудобных взрослых тем. Первый вопрос из таких — «откуда я появился/появилась». Итак, как объяснить ребенку, что такое секс, чтобы он понял правильно.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами с шестилетнего возраста. При этом ребенок, в зависимости от индивидуальных особенностей характера и особенностей взаимоотношений со взрослыми, может напрямую спросить родителей об истории своего появления на свет, а может и постесняться.

Идеально, если в школе есть урок «Основы жизнедеятельности» или ему подобный, одна из тем которого освещает особенности организма девочек и мальчиков. На практике такие уроки вводят примерно классе в третьем, а то и в пятом, когда ребенок уже все узнает из интернета.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами примерно с шестилетнего возраста

Самое главное - не ругайте ребенка за его вопрос, иначе он может посчитать свой интерес каким-либо постыдным. Еще хуже, если он решит, что не может вам доверять, ведь родители в глазах ребенка - неоспоримый авторитет, но почему-то этот авторитет внезапно повел себя странно.

Что лучше: неловкая правда или проверенные сказки?

Наши бабушки и дедушки нашли замечательный выход из ситуации: много десятилетий назад были придуманы легенды, которые вполне устраивали подрастающее поколение в качестве ответов на неловкие вопросы.

«Аист принес», «в капусте нашли» уже превратилось в классическую отговорку. На самом деле это отговорка и есть, поскольку ребенку правду не сообщили с учетом того, что все нужное ему он узнает, когда вырастет.

«Аист принес» выглядит примерно так

Рассмотрим явные минусы такого подхода:


Справка! Ребенок внезапно стал вести себя совершенно иначе: он стал непослушным, немного агрессивным, нервным. Если раньше он делился с мамой всеми секретами, то с некоторых пор это прекратилось, а в ответ на попытку родителей пообщаться с ребенком мальчик просто устраивал истерики. Обращение к детскому психологу разъяснило ситуацию: ребенок обиделся на маму, потому что она сказала, что его принес Дед Мороз (мальчик родился в конце декабря), а когда он сказал это одноклассникам, его грубо высмеяли и рассказали другие версии появления детей на свет. Вывод: дети не всегда сообщают родителям о стрессе, который они пережили, особенно если это связано с каким-либо поступком мамы или отца.

Конечно, не стоит рассказывать ребенку в подробностях о процессе его зачатия и рождения, однако современные психологи сходятся во мнении, что ответ на вопрос должен быть максимально приближенным к правде.

Варианты рассказов о том, откуда берутся дети

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста. Не забывайте о том, что ваш рассказ дочери или сыну запомнится надолго.

Один из популярных вариантов, предложенных в книге по воспитанию детей «От трех до пяти»:

Когда мама и папа любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребеночек, они крепко обнимаются. Из-за этого у мамы в животике начинает расти маленький человечек, который через девять месяцев появляется на свет.

Практика показала, что метод более правильный, чем рассказы об аистах и капустах. У детей сначала возникали вопросы в духе «А зачем нужен папа, чтобы я родился?», и тогда рекомендуется дополнить историю фразой, что у папы есть особое вещество, которое он передает маме во время объятий, и потому начинает расти ребенок.

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста

Важно объяснить ребенку, что дело не в простом обнимании другого, а в особом действии, которое знают только взрослые. Если ребенок настойчиво требует рассказать, сообщите, что не имеете права и придумайте убедительную причину.

Важно! Только не пугайте ребенка! Фразы из области «я не могу тебе рассказать, иначе ты никогда не вырастешь», «это секрет, а то меня инопланетяне похитят за то, что рассказала» усиливают страхи и неприятные ассоциации с обсуждением взрослых тем. Вы уверены, что после таких страшилок ребенок захочет снова с вами пообщаться на темы, которые его волнуют?

Скажите, что этот секрет открывают в загсе после свадьбы, а поскольку это секрет, то рассказывать его никому нельзя. Таким образом, вы даже мягко напомните ребенку на своем примере, что важно хранить чужие тайны.

Совет! Учитывайте особенности своего ребенка. Возможно, он любит читать? В этом случае просто подарите ему книгу, где понятным ему языком рассказывается о «неудобных темах». Проследите, чтобы книга соответствовала его возрасту.

Как делать не надо: что не стоит говорить ребенку

Многие родители используют пример животного мира, и начинают рассказывать ребенку об опылении цветов пчелками или о ночных концертах соседских котов в начале весны.

С этим нужно быть максимально осторожными, поскольку ребенок может начать проявлять интерес к сексу у животных, что чревато психологической патологией. К тому же, вы укрепляете у него мнение, что секс - это исключительно физический процесс, а не духовный или эмоциональный (вспомните: у животных все строится на инстинктах).

Ребёнок может раскусить вашу неправду

Как же говорилось ранее, не пугайте ребенка, поскольку страх - первый природный враг. Запугивание - не самый лучший метод, чтобы оттянуть или избежать сложного разговора.

Не нервничайте. Ребенок чувствует вашу неуверенность и вполне может засомневаться в правдивости ваших слов. Нежелательно отправлять ребенка к учителю/читать энциклопедию/искать информацию в интернете вместо того, чтобы объяснить самостоятельно.

Примеры казусов

У меня на занятиях семилетний мальчик стал внезапно нервным и легковозбудимым. Его папа только отмахивался и говорил, что все в порядке. Через несколько недель выяснилось, что его мама ждет второго ребенка, а первому раньше рассказывали, что его принес аист. И теперь он боится, что его будущую сестричку аист не донесет и уронит, и что мама может лопнуть (ему не рассказывали, почему у нее растет живот). Если мальчика не оставляли наедине со своими страхами и не врали бы, отвечая на его вопросы, возможно, появление нового члена семьи он бы перенес проще.

Другой пример связан с родителями, которые стесняются говорить с детьми на неудобные темы. Девочке говорили, что ей рано знать, как она родилась и что такое секс. Она взяла в библиотеке энциклопедию о половом созревании, а потом в присутствии гостей громко спросила маму: «Что такое презерватив?». После этого мама не стеснялась отвечать не вопросы дочки.

На самом деле нет ничего сложного в том, что рассказать своему сыну или своей дочери о тонкостях их появления на свет. Важно учитывать возраст и возможные последствия. В идеале нужно не врать, а максимально приближенно к реальному положению вещей ответить на вопросы ребенка.