Комнатные растения        14.04.2019   

Планирование на неделю лексическая тема "одежда,обувь". Образовательная область «Коммуникация». Дидактическая игра «Показ мод»

Уважаемые коллеги и родители!

Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий

с детьми дома и в детском саду. Здесь подобраны лексический материал, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, загадки, стихи

и задания по развитию связной речи для подготовки детей к школе.

Творческих успехов и взаимопонимания с детьми!

Маковеева Галина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема "Головные уборы".

Учим правильно называть головные уборы и их части, рассказывать какие они бывают, что с ними можно делать, называть одним обобщающим словом. Учим объяснять, чем отличаются головные уборы от обуви, что носят зимой, летом, весной, осенью.

1. Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки шнурки, молния, застёжки итд.

  1. Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)
    Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.
  2. Глагольный словарь(Что делают? Что с ними можно делать?):

Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т. д.

4.Проиграть игры «Раздели слова на слоги!», «Один-много»,

«Нет чего?», «Много чего?», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!» (слова-антонимы),

«Какой, какая, какие?», «Что делает? Что можно сделать?».

Предложите вспомнить названия одежды, состоящие из двух слогов (шап-ка, кеп-ка, шля-па, пла-ток), из трех слогов (фу-раж-ка, пи-лот-ка, ко-сын-ка итд).

Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы,

Ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам .

Шляпа из соломы (какие?) – соломенная.

Шляпа из фетра (какая?) – фетровая

Платок из пуха (какой?) – пуховый.

Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная.

Косынка из ситца (какая?) – ситцевая.

Косынка из шёлка (какая?) – шёлковая.

Панамка из хлопка (какая?) – хлопчатобумажная

Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый

Игра « Четвертый лишний». Назови, что лишнее, объясни почему?

Шляпа, пальто, плащ, юбка.

Кепка, панама , ботинки, косынка.

Сапоги, шапка, босоножки, тапки.

Сандалии, платок, кеды, валенки.

5. Учим, размышлять, подбирать рифму, разгадывать загадки.

Я любой девчонке

Прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки - коротышки.

От солнца я защита -

Для этого и сшита. (Панамка)

Вот я вырасту как папа

Мой берет заменит … (Шляпа)

Маша после игры в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.

Елена Остроумова
Конспект НОД по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе «В магазин за покупками»

Цель : систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда , обувь , головные уборы »

Задачи :

образовательные коррекционные развивающие воспитательные

Обобщить и систематизировать представления об одежде , обуви , головных уборах , материалах из которых они изготовлены;

Расширять, уточнять, актуализировать словарь по данной теме - совершенствовать грамматический строй речи : образовывать и употреблять относительные прилагательные, существительные родительного падежа множественного числа;

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику

Закреплять правильное произношение звуков - развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы о предметах одежды по предложенному плану -воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к вещам

Оборудование : мультимедийная установка (презентация, кукла, предметные картинки, резиновый мяч, план-схема для составления описательного рассказа, одежда продавца , корзинки, музыкальный центр.

1. Организационный момент.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Зашагали ножки прямо по дорожке,

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, здравствуй,

Милый друг!

Здравствуй, здравствуй,

Посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй,

Мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй,

Головкой поклонись !

Слышится чей-то плач. Появляется кукла.

Кто ты, милое дитя? Что ты плачешь?

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лиля. Я ездила в гости к бабушке, а когда вернулась обратно, то вспомнила, что чемодан с вещами остался там. Я пришла к вам в детский сад, чтобы дети помогли мне купить одежду .

Ребята, поможем Лиле? Где мы можем купить одежду ? магазине )

2. Отправляемся в магазин .

Вокруг себя ты повернись и в магазине окажись .

В магазине много отделов , а вот в какой отдел мы попали, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Созданы людьми предметы,

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться

И в мороз не замерзать (одежда )

Что такое одежда ? Зачем человеку нужна одежда ? Как называется одежда , которую носят летом? Зимой? Осенью и весной? Назовите одежду , которую мы видим в магазине . Дети покупают одежду для Лили , описывая ее по плану.

3. Игра «Какая бывает одежда (с мячом)

из шерсти-, сатина-, кожи-, бархата-, меха-, ситца-, шелка-, драпа-, льна-, кружев-.

4. Вокруг себя повернись в другом отделе окажись.

Отгадайте загадку, чтобы узнать в каком отделе магазина мы оказались :

Вещи эти всем нужны,

Для головы они важны –

От перегрева и простуд

Они ее уберегут (головные уборы )

Что такое головные уборы ? Для чего они нужны человеку? Из чего они могут быть изготовлены? Назовите головные уборы , которые мы видим в магазине .

Дети покупают головной убор описывая его по плану.

5. Игра «Один - много»

Меховая шапка, джинсовая кепка, бархатный берет, соломенная шляпа, шерстяная шапка, сатиновая фуражка.

6. Физкультминутка «Шляпка для Лили»

Девочке Лили

Шляпку подарили

На шляпке у Лили

Ленточки и лилия

(хлопают в ладоши

пальцы в «замок» над головой

волнообразные движения сверху вниз

цветочек из пальцев)

7. Вокруг себя повернись в другом отделе окажись. А вот в каком, отгадайте загадку :

Шьют изделия эти обычно из кожи.

На пару друзей они очень похожи.

У них есть подошва, шнурки и застежки,

И люди их носят только на ножках (обувь )

Что такое обувь ? Для чего она нужна человеку? Из чего ее изготавливают?

Дети покупают обувь , описывая ее по плану.

8. Пальчиковая гимнастика «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали.

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.

(Средний и указательный пальчики «шагают»

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, кроме последней. Кладут ладони на колени)

9. Игра «Разложи покупки »

Ребята, Лиля очень рада, что вы помогли ей купить одежду , обувь , головные уборы ,

но она запуталась и просит вас напомнить ей, как что называется и разложить покупки по корзинкам .

10. Лиля благодарит вас за помощь и прощается с вами, а мы отправляемся в детский сад. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись.

Наше путешествие закончилось, давайте вспомним все о чем мы сегодня говорили и что делали.

Рябинкина Марина Владимировна
Работа с родителями. Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»

По ФГОСС обучение детей строится по темам недели, что бы облегчить вам работу, я предлагаю вашему вниманию работу с родителями в виде домашних заданий для закрепление материала пройденного в группе. Эту рубрику мы ведем еженедельно. Я вам даю скелет подобранный на лексические темы, а дальше с помощью красивого фона и вашей фантазии вы сможете привлечь внимание родителей и учить их сотрудничать с детским садом.

Тема недели "Одежда. Обувь. Головные уборы. "

Дети должны знать

существительные: пальто, куртка,плащ, сапоги,батики,туфли,кроссовки, шарф, шапка, кепка, свитер, кофта, юбка, джинсы, берет, перчатки, воротник, рукава, молния, пуговицы, шнурки и т. д.

глаголы: надевать одевать переодевать снимать носить шить вязать штопать стирать полоскать чистить чинить сушить вытирать обувать ухаживать и т. д.

прилагательные: кожаная меховая ситцевая шелковая шерстяная фланелевая мокрый сухой теплый короткий длинный чистый грязный и т. д.

Дидактические игры и упражнения :

Подбери признаки (не менее трех признаков):

платье (какое) – …

сапоги (какие) - …

Какой по материалу?

платье из шелка – шелковое,

пальто из шерсти - …

шуба из меха – …

сапоги из резины - …

сарафан из ситца - …

перчатки их кожи - …

Нарисуй или приклей картинки с изображением одежды и обуви. рубашка. Назови и покажи части: рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли; обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок

Назови ласково:

юбка – юбочка рукав - … платье – …. пальто - …. воротник - … сапог –….

Один – много:

(множественное число). карман – карманы, воротник -. , рубашка -. , юбка –. , манжеты -. , валенок –.

Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

платье – нет платья сапог - шуба - манжет – воротник - каблук – сапог - ботинок – Посчитай:

Одна рубашка, две, три, четыре, пять… ; одно платье, два, три, четыре, пять… ; один шарф, два, три, четыре, пять…

Кто шьет одежду и где?

Шьет одежду швея на швейной фабрике. Где продается одежда? В магазине «Одежда». Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик. Где можно починить обувь? В обувной мастерской. Кто чинит обувь? Сапожник.

Минута отдыха

Два братца не могут расстаться,

Ночью к порогу, утром в дорогу. (обувь)

Весь день я верчусь,

Как Юла кручусь.

Мама, мама, посмотри,

Раз, два, три - раз, два, три.

Я ещё бы покрутилась,

До головка закружилась.

Ох, - вздохнула Любочка, -

Виновата. (юбочка)

Весь день как обруч,

А ночью как уж. (ремень)

Две сестрёнки,

Две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять -

Так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)

Публикации по теме:

Домашнее задание по лексической теме «Деревья» в средней группе для детей с ОНР Татьяна Терентьева, Нина Лобанова Лексическая тема «Деревья». I.Родителям рекомендуется: во время совместной прогулки с ребенком в парке,.

Домашнее задание по лексической теме «В гостях у сказки» для детей 6–7 лет с ОНР Домашнее задание по лексической теме "В гостях у сказки " для детей 6- 7 лет с общим недоразвитием речи. 1. Улыбка – губы удерживаются в.

Домашнее задание в старшей группе по лексической теме «Урожай» (Овощи) Тема «Овощи». Задание 1. Выполнить комплекс А. Задание 2. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз): Понюхай огурцы - легко вдохни запах.

Конспект НОД коррекционного часа на тему: «Одежда. Обувь. Головные уборы.» в подготовительной с ОНР группе Задачи: Закрепить знания детей.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ "ИГРУШКИ"

    Посетите с ребенком "Магазин игрушек". Отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

    Проведите беседу о бережном отношении к игрушкам. Проговорите правило: "Поиграл-убери!"

    Игра "Жадина". Ребенок перечисляет свои игрушки с приставкой "мой, моя, мое"

    Игра "Посчитай-ка" Попросите ребенка посчитать все машинки, или куклы, или кубики и т.д. Пример: одна машина, две машины, три машины и т.д.

    Игра "Прятки". Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

    Игра "Один – много" (изменить слово)

матрешка - матрешки

кукла –

неваляшка –

мяч –

мишка –

пирамидка –

машинка -

    Игра "Назови ласково"

матрешка - матрёшечка

кукла –

неваляшка –

мяч –

мишка –

пирамидка –

машинка -

    Игра "Что из чего"

деревянная лошадка из дерева

пластмассовая кукла из-

резиновый мяч из-

плюшевый мишка из-

и т.д.

    Рассказ о любимой игрушке по схеме.

    У меня есть...

    Ее зовут...

    У нее есть...

    Я с ней играю в...

"КАТИНЫ ИГРУШКИ"

На большом диване в ряд

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
(Загибают поочередно все пальчики.)

Два медведя,

Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок,

И слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,

(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате

( Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

Загадки на тему "Игрушки" или "Доскажи словечко"

***

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

***

Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть... (кубики)

***

Рвутся вверх они, играют,

С тонкой нитки улетают.

Это радость детворы -

Разноцветные... (шары)

***

По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в... (мяч)

***

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла-... (неваляшка)

***

Эта мягкая игрушка -

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта - ... (зайка)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "ОДЕЖДА"

    Сходите с ребенком в магазин "Одежда", посмотрите, какая одежда там продается, из каких материалов она сделана. Объясните чаду. Что бывает летняя, зимняя, демисезонная, повседневная и праздничная одежда. Загляните в свой шкаф и покажите как нужно ухаживать за одеждой и где она должна храниться.

    Поиграйте дома в продавца и покупателя. Если ребенок покупатель, то просите его назвать как можно больше признаков одежды.

Например. Здравствуйте! Я хочу купить у вас шарф: зеленый, теплый, шерстяной и т.д.

    Игра "Один-много".

Футболка-футболки,

Платье-платья,

Юбка-юбки и т.д.

    Игра "Какой, какая, какое".

Шарф из шерсти - шерстяной,

Пальто из фетра - фетровое,

Платье из шелка - шелковое и т.д.

    Игра "Скажи наоборот"

Длинный - короткий,

Большой - маленький,

Широкий - узкий и т.д.

    Игра "Назови ласково"

Брюки - брючки,

Свитер - свитерок,

Куртка - курточка и т.д.

    Игра "Что лишнее"

Угадай, что тут лишнее и почему?

Груша, яблоко, банан, платье.

Шорты, юбка, платье, капуста и т.д.

    Игра "Есть - нет"

У меня есть куртка. У меня нет куртки.

У меня есть шуба. У меня нет шубы и т.д.

ПАЛЬЧИКОВА ГИМНАСТИКА "ГНОМИКИ-ПРАЧКИ"

Жили – были в домике

(Дети сжимают и разжимают кулачки .) Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки

.(Загибают пальчики, с мизинца) Раз, два,три, четыре, пять

(Разгибают пальчики, с мезинца.) Стали гномики стирать

(Трут кулачки друг о друга. ) Таки – рубашки,

(Загибают пальчики, начиная с большого .) Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был Всем водичку носил.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "ОБУВЬ"

    Сходите с ребенком в магазин "Обувь", посмотрите, какая обувь там продается, из каких материалов она сделана, из каких деталей. Расскажите о том, кто и как ее создает и как правильно ухаживать за обувью.

    Поиграйте дома в продавца и покупателя. Если ребенок покупатель, то просите его назвать как можно больше признаков обуви.

Например. Здравствуйте! Я хочу купить у вас туфли: красные, лакированные, на каблуке и т.д.

    Игра "Какой, какая, какое".

Кеды из ткани - тканевые,

Сапоги из резины - резиновые,

Валенки из войлока - войлочные и т.д.

    Игра "Скажи наоборот"

Длинный - короткий,

Большой - маленький,

Широкий - узкий и т.д.

    Игра "Назови ласково"

Туфли - туфельки,

Ботинки - ботиночки,

Сандалии - сандалики,

Тапки -тапочки т.д.

    Игра "Что лишнее?"

Угадай, что тут лишнее и почему? Тапочки, шапка, куртка, штаны.

Кукла, мячик, сапоги, пирамидка и т.д. Главное, чтобы ребенок смог объяснить почему именно эта картинка.

    Игра "Есть - нет"

У меня есть тапки. У меня нет тапок.

У меня есть кеды. У меня нет кед.

У меня есть сапоги. У меня нет сапог и т.д.

    Схема для составления словосочетаний и описательного рассказа с ними.

Пример. Это туфли. Они зеленые. Туфли кожаные. У них есть подошва, каблук, носок, стелька. Это женская обувь. Туфли носят в теплое время года. Их чистят, моют, сушат.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки

(Загибают на обеих руках пальчики по одному)

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами)

Новые кроссовки

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Обувь".ТРИЗ.

Автор:Елена Владимировна Емельянова, воспитатель МДОУ «Детский сад» №54, город Ярославль.
Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7) лет по теме «Обувь». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект познавательного занятия направлен на развитие творческой личности.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Обувь». ТРИЗ.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Художественное творчество», «Физическая».
Задачи:
Образовательные: Формирование основ системного мышления.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, фантазию.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к рукотворному миру.
Демонстрационный материал: Круги Эйлера, магнитная доска(проектор), картинки символы.
Раздаточный материал: Карточки обуви, карточки микрофонов, альбомные листы, карандаши.
Методические приёмы: Системный оператор (пятиэкранка), приём эмпатии.

Воспитатель предлагает стать волшебниками и оживить предметы.
1: Игра «Интервью».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Детям раздаются карточки с изображением микрофонов и карточки с изображением обуви. Дети, получившие карточку с изображением предмета «оживляют» её. А те дети, которые получили карточки с изображением микрофонов, становятся журналистами. В начале идёт краткое представление «живой» обуви. Затем представляются журналисты, как зовут, какое издание они представляют. Начинается интервью. Ведущий игры- воспитатель определяет порядок и очерёдность вопросов.
2. Игра «Ты- мой кусочек».

Цель: установление взаимосвязи между объектами.
Дети сидят в кругу. Ведущий –воспитатель задумывает объект (кроссовки, сапоги, туфли), дети называют, кто они: нос, пятка, голенище, подошва, молния, шнурки, липа, стелька, каблук, набойка, завязки.

3.Физкультминутка.
Ходим в разной обуви (по снегу, лужам, поднимаемся в гору).

4. Игра «Классификация обуви».
Цель: классифицировать по функциональному назначению, формировать у детей навыки системного анализа, системное мышление.
Рассмотреть, какую обувь по видам дети знают.
Обсудить значение символов (домик, гантели, снежинка, цветочек, торт, ребёнок, доктор).
Сгруппировать по назначению: домашняя, спортивная, зимняя, летняя, праздничная, детская, ортопедическая.
Внутри групп: рассмотреть по видам деятельности (лыжная, беговая, для плавания, скалолазания).
Провести системный анализ:
Прошлое системы – (Над система-Система-Подсистема) - Будущее системы.
Средство защиты –(Обувь-Спортивная обувь–Обувь для бега)-Средство передвижения.
В ходе обсуждения обратить внимание на изменения в течение времени.
Рассмотреть общее с современной обувью и отличие.
Найти недостатки в старинных видах обуви. Обратить внимание, что человек все время улучшал обувь, но через какое - то время опять что-то не удовлетворяло. Обсудить это на примере, формулируя противоречия и каким образом они были решены.

5. Круги Эйлера.
Цель: систематизировать объекты по сезонам.
На столе круги Эйлера. У каждого ребёнка картинки с изображением разных видов обуви.
Пример обсуждения:
-Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и тёплого.)
-Какую обувь можно носить осенью и весной?
-Как она называется? (Демисезонная.)
-Как она выглядит?
-Из чего сделана?
6. Рефлексия. Рисование: «Обувь будущего».
Цель: развивать фантазию, творческое воображение, изобретательность.
Нарисовать необыкновенную обувь.