Садовые растения        26.06.2019   

Почему мы отмечаем Новый год? "Оливье можно съесть всегда". Почему не все празднуют Новый год

История праздника Нового года очень стара и начинается около 25 веков назад. За это время дату празднования Нового года переносили 3 раза, а традиции подлежали коренным переменам. А Вы знаете, почему празднуют Новый год зимой?

В глубокой древности все праздники были связаны с природными явлениями . Вот так и пробуждение всего живого от долгой холодной зимы язычники считали праздником. Уже тогда у них существовал праздник Нового года. Пробуждение природы всегда происходило в марте, поэтому Новый год отмечали именно в этом месяце.

Древние римляне всегда следовали обычаю предков, поэтому Новый год отмечали 1 марта . Именно в этом месяце они начинали сельскохозяйственные работы в поле. Эта традиция длилась достаточно долгое время, пока римский император Гай Юлий Цезарь не начал реформу календаря.

В 46 год до н. э. Цезарь принялся за реформу календаря , который был основан на движении Земли вокруг Солнца. В результате этой реформы появился юлианский календарь. Согласно этому календарю, праздник Нового года был перенесен на 1 января. Но и это не все.

В юлианском календаре насчитывалось 12 месяцев вместо 10, как это было в языческом. Нечетные месяцы насчитывали 31 день, а четные - 30. Стоит учесть, что к декабрю был добавлен один день по указу Цезаря. А чтобы календарь не пришлось корректировать каждый год, из февраля вычли один день.

Позже друг Юлия Цезаря Марк Антоний предложил назвать седьмой месяц в честь императора - июлем. Император Август также внес свои изменения в календарь. Он решил назвать восьмой месяц в году своим именем. Так появился месяц август. Так как и август назван в честь императора, в нем также следует быть 31 дню. И еще один день был вычтен из февраля. Таким образом в високосном году в феврале насчитывается 29 дней, а в обычном - 28.

Хоть начало Нового года и было перенесено на 1 января, различные европейские страны продолжали праздновать Новый год в марте вплоть до XV-XVI столетия.

А жители Древнего Египта праздновали начало Нового года примерно в конце сентября, во время разлива реки Нил. Согласно традиции, в течение месяца статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу, а египтяне сопровождали сие действо танцами и пением.

Ну а в Древней Руси Новый год всегда праздновали весной . Но новый порядок отсчета годов утвердил великий князь московский Василий Дмитриевич. Он перенес празднование Нового года на осень. В этом также была своя логика. Осень - это время сбора урожая, подведения итогов прошлого года. Вот и получается, что Новый год осенью приходился на 1 сентября. Главной причиной перенесения даты Нового года можно считать библейские тексты. Именно на их основе была утверждена новая дата праздника.

Празднование Нового года осенью стало популярным среди населения . Но не стоит забывать, что языческий Новый год в марте народ также продолжал праздновать. Более 200 лет народ на Руси праздновал Новый год два раза - церковный осенью и «гражданский» весной.

Но почему празднуют Новый год зимой, а не осенью или весной?

В 1700 году Петр I ввел указ, что Новый год празднуют как в Европе - 1 января . В приказном порядке всех жителей заставили праздновать Новый год зимой. 1 января 1700 года Петр I открыл празднество. А на утро 1 января было совершено праздничное шествие, которое сопровождалось салютом из пушек. Вот так с 1700 года мы начали встречать Новый год среди зимы, как в Европе.

Не стоит забывать, что Петр I также ввел другую традицию - украшение новогодней елки . Конечно, на Руси елка или сосна всегда считались деревьями, которые символизировали смерть. Испокон веков сосновые ветки всегда клали на гроб умершего и раскидывали по дороге, по которой должна пройти похоронная процессия. Поэтому традиция наряжать елку на Новый год долго не могла закрепиться у нас. Только столетие спустя все начали массово использовать елку и сосну в качестве символа Нового года.

Не стоит забывать, что в XVI веке также была еще одна реформа календаря , которая отразилась на наших новогодних праздниках. Дело в том, что год по юлианскому календарю не совсем совпадает с солнечным. Разница между двумя календарями составляла 11 минут 14 секунд в году. Вот и получилось, что за несколько столетий мы «отстали» на 14 суток от солнечного календаря. И вот 24 февраля 1583 года папой римским был введен «Вечный календарь Григория». Этот григорианский календарь был сразу же введен во всех католических странах Европы.

В России переход на григорианский календарь состоялся в 1918 году. Так мы отстали от григорианского календаря на 14 суток, 1 января настало на 14 дней раньше. А в ночь с 13 — ого на 14 — ое января народ праздновал Новый год по старому юлианскому календарю. Эта традиция и до сих пор сохранилась у нас под названием Старый Новый год.

С приходом советской власти праздник Нового года был запрещен . Так, В 20-х годах прошлого столетия праздничная елка была объявлена религиозным пережитком прошлого. И только в 1936 году под предлогом заботы о детях был выдан специальный указ о разрешении праздника Нового года. Но вот одна из составляющих праздника, церковный молебен, был полностью исключен.

Как видите, традиция празднования Нового года очень стара и изменялась уже несколько раз , пока не дошла до нас в том виде, в котором мы ее знаем сейчас. Во время новогоднего застолья можете рассказать всем друзьям, почему празднуют Новый год зимой и сколько изменений этой традиции пришлось пережить.

Праздник Нового года отмечается практически во всех странах мира в разное время года. Для нас отсчет его начинается традиционно 1 января, и уже мало кто задумывается, почему именно эта дата стала днем наступления другого года и почему вообще люди отмечают Новый год.

Об этом речь пойдет в данной статье.

Древняя Русь

Точной даты празднования Нового года в языческой Руси не установлено. Над данным вопросом историки спорят и по сей день. Следует отметить, что большинство из них сходятся во мнении, что отсчет нового года начинался 22 марта, то есть в день весеннего равноденствия. Праздник совмещался с Масленицей и отмечался с ней в один день.

По поводу конкретной даты многие историки все же не согласны, однако они также считают, что новый год на Руси начинался в марте. Кстати, на сегодняшний день некоторые специалисты считают, что такой отсчет является более целесообразным, нежели традиционный - 1 января. Они объясняют свою позицию тем, что самый “разгар” зимы, когда природа спит (а точнее, умирает на время) уж никак нельзя ассоциировать с началом новой жизни в качестве нового года. Возрождение природы и должно совпадать с данным праздником.

Крещение Руси

После Крещения Руси в 988 году в силу вступил юлианский календарь с названием месяцев. Тогда отсчет нового года перенесся на самое начало весны - 1 марта. Однако с укреплением позиций православной церкви к концу 15-го столетия дата была перенесена ею на 1 сентября. Важно отметить, что эта дата празднуется русской церковью и сегодня и выступает как бы церковной альтернативой привычному для нас Новому году.

Этот праздник носит имя Семена Летопроводца, поскольку 1 сентября, согласно церкви, провожается лето и начинается новый год. Многие ученые связывают выбор этой даты со сбором и накоплением урожая. То есть в это время собирались подати и оброки, а простые люди могли себе позволить заслуженный отдых и празднование.

Петровская Русь

Так почему люди отмечают Новый год в России 1 января? Всему “виной” реформа Петра I, который к началу 18-го века издал указ, согласно которому новый год начинался с 1 дня второго зимнего месяца. Царь сделал это по григорианскому календарю, хотя церковь продолжала (и по сей день продолжает) жить по юлианскому. Он изменил летоисчисление, которое начало вестись не от сотворения мира, а с Рождества Христова.

Петр I запретил празднование Нового года 1 сентября, а для 1 января издал указ о том, что все жители должны перед своими домами или у ворот поставить по украшенной ветке или дереву. Примечательно, что речь шла не о елках, а о деревьях вообще, хотя именно данная традиция переродилась в сегодняшнее украшение елок на данный праздник. В ночь на 1 января на небе вспыхнули огни фейерверков, люди танцевали, веселились и поздравляли друг друга. Так зародился светский Новый год, который в корне отличается от церковного празднования.

Новый год в разных странах празднуют в соответствии с национальными традициями, но главными символами практически везде являются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и надежда на лучшее в наступающем году.

Этот светлый и красочный праздник люди отмечают издревле, но историю его происхождения мало кто знает.

Sputnik Грузия поинтересовался, что это за праздник, когда он возник и почему его справляют 1 января.

Самый древний праздник

Первые документальные свидетельства о праздновании Нового года восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Получается, что Новый год — самый древний праздник, который отмечали и продолжают отмечать разных странах в разное время.

Впервые обычай праздновать Новый год появился в Древней Месопотамии. Новый год в Вавилоне отмечали в день весеннего равноденствия - в это время природа просыпалась от зимнего сна. Праздник был установлен в честь покровителя города — верховного бога Мардука.

Праздновали Новый год маскарадами, карнавалами и шествиями в течение 12 дней, начиная с конца марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате и начинались земледельческие работы. Люди веселились и гуляли, так как работать в эти дни запрещалось.

Со временем эту традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, и посвящался Дионису — богу виноделия. Греки вели свое летоисчисление от знаменитых Олимпийских игр.

На протяжении веков в Древнем Египте в период с июля по сентябрь праздновали разлив реки Нил. Это было жизненно важное событие, знаменующее начало нового посевного сезона.

Вода Нила в это время считалась чудодейственной, и у египтян был обычай при праздновании Нового года из разливающегося Нила наполнять специальные сосуды "святой водой". Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

Кстати, именно тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой и дарить друг другу подарки.

Рош Ха-Шана (глава года) или Еврейский новый год по лунному иудейскому календарю начинается в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину сентября — начало октября по светскому календарю.

В Рош Ха-Шана считается, что решается судьба человека на год вперед, поэтому в этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния.

Солнечное летоисчисление

В день весеннего равноденствия 20 или 21 марта отмечали и Древнеперсидский праздник Навруз — он означал начало весны и посевного периода.

В переводе с персидского слово "навруз" означает "новый день" и по иранскому календарю выпадает на первый день месяца "фарвадин".

Праздновать Навруз стали с возникновением календаря солнечного летоисчисления — он появился у народов Средней Азии и Ирана задолго до возникновения ислама — семь тысячелетий назад.

Навруз этим отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

По традиции, семена пшеницы или ячменя за несколько недель до этой даты клали в блюдо, чтобы они проросли. Семена давали ростки к Новому году — это символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Китайский Новый год

Новый год по китайскому календарю в старину праздновали целый месяц. Дата празднования китайского Нового года, который зависит от лунного календаря и наступает в первое новолуние нового года, в промежутке от 17 января до 19 февраля.

В 2018 году жители Китая отметят пришествие 4716 Нового года - Желтой Земляной Собаки 16 февраля.

© AFP / Ye Aung Thu

Традиционные танцы дракона и льва по улицам в первый день Нового года в китайском квартале Янгона, Мьянма

В новогоднюю ночь во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. Китайцы, в отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, предпочитают мандарины и апельсины.

Юлианский календарь

Римский император Юлий Цезарь ввел в 46 году до нашей эры календарь, в котором год впервые начинался с 1 января. В Древнем Риме Новый год до этого также праздновали в начале марта.

Новый календарь, естественно, стали называть юлианским, и им стали пользоваться все страны, которые входили в Римскую империю. По новому календарю счет начался с 1 января 45 года до нашей эры — в этот день как раз было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Несмотря на это Новый год во всем мире еще много столетий отмечали в соответствии с сельскохозяйственными циклами: либо в начале весны, либо в конце осени.

Первый месяц года был назван январь в честь римского бога двуликого Януса, который считался покровителем всех начинаний. В этот день римляне приносили ему жертвы и проводили важные мероприятия.

Традиция дарить новогодние подарки была и в Древнем Риме - первыми из них были ветви лавра, предвещавшие в наступающем году счастье и удачу.

Славянский Новый год

Языческий Новый год славяне праздновали в День зимнего солнцестояния и связывали его с божеством Колядой. Главным символом был огонь костра, который изображал и призывал свет солнца после самой долгой ночи в году.

© photo: Sputnik / Andrey Aleksandrov

Новый год также связывали с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7526 год - год Свернувшегося Ежа.

На Руси начало года на 1 января перенес своим указом царь Петр I в 1699 году и повелел елкой и фейерверками отмечать этот праздник.

Традиции

Новый Год в разных странах празднуют по-своему, несмотря на то, что это интернациональный праздник. Так, например, в Японии звучит 108 ударов колокола, вместо 12, а грабли считаются лучшим новогодним аксессуаром, чтобы загребать счастье.

В Болгарии Новый год — время новогодних поцелуев, поэтому в первые минуты выключают свет, а итальянцы выкидывают старые утюги и стулья.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Особое значение на Эквадоре придают нижнему белью — оно приносит любовь и деньги в зависимости от выбранного цвета, а в Панаме счастье приносит громкий шум, поэтому жители включают сирены своих машин, кричат и свистят.

В Дании принято бить посуду под окнами своих друзей - так датчане желают близким любви и процветания. В Бразилии в новогоднюю ночь принято отгонять злых духов, поэтому бразильцы облачаются в белую одежду.

Испанцы по традиции съедают в полночь 12 виноградин - по одной с каждым боем часов. Они считают, что каждая из них должна принести удачу в каждом месяце наступающего года.

Чилийцы в полночь кладут деньги в обувь и съедают ложку чечевицы, тем самым обеспечивая себя богатство и процветание в Новом году. А в Мьянме, где в Новый год самый жаркий период, по традиции каждый встречный поливает другого холодной водой.

В Панаме в Новый год сжигают чучела известных людей, спортсменов и политиков. Эта необычная новогодняя традиция не является актом протеста против кого-либо конкретно. Просто так панамцы прощаются с неприятностями прошедшего года.

А в странах постсоветского пространства была такая традиция - записать на листке бумаги свое желание, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Все эти действия нужно было проделать за то время, пока часы бьют двенадцать.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ «о праздновании нового года». Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба, опубликованного в сентябрьском номере «Отечественных записок» за 1848 год: «На днях я видел свадьбу… но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей «безусловно выполнить план хлебозаготовок». Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 – 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 — 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней — Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)