Береста - природный материал, который пользуется большим спросом в творчестве hand-made. Не нужно портить природное наследие и срезать кору с растущей березы. Лучше отыскать уже срубленные деревья или получить на это специальное разрешение. Сегодня мы будем мастерить поделки из бересты своими руками. Для начинающих предлагаем только лучшие мастер-классы.
Заготовим сырье - основу поделки
Многие начинающие рукодельницы не знают, как подготовить бересту к работе. Без этих знаний просто никуда, иначе у вас получится не поделка, а какая-то пародия. Кора березы имеет свойство усыхать и деформироваться, что скажется на готовом изделии, поэтому предварительно бересту обрабатывают различными способами.
Читайте также:
Итак, бересту можно заготовить следующим образом:
- лентой;
- цилиндром;
- пластами.
Большей популярностью пользуется именно лента, поскольку с ней проще работать в процессе создания рукотворного шедевра. Перед моделированием поделки бересту обязательно нужно обработать:
- Очистить поверхностный слой наждачной бумагой, удаляя мелкие частицы грязи и пыль, а внутренний протереть мягкой губкой или тканью.
- Размочить ее или распарить. Все зависит от возраста бересты. Для размачивания берут солевой раствор и выдерживают в нем березовую кору 48-72 часа.
- Расслоить материал для получения тоненьких лент.
- Утюжат бересту в случае, если она сыровата.
Береста отличается по своей форме, текстуре и цвету. Перед началом работы лучше заняться сортировкой, хотя бы по цветовой гамме. Вообще, березовая кора - настолько уникальный материал, что даже у людей, далеких от творчества, пробьется необузданный фонтан идей и вдохновения.
Букет из берестяных цветов - отличный подарок
Теперь вы знаете, как правильно заготовить сырье. Пришло время приступить к моделированию поделки из бересты своими руками. Мастер-класс поведает вам, как сделать красивый полевой цветок из бересты. По аналогии легко смастерить целый букет и поставить его в вазон. А можно прикрепить цветочки к рамке, и получится оригинальное панно, которое станет дизайнерским украшением вашего дома.
Необходимые материалы:
- берестяная лента;
- заготовка лепестка из картона;
- ножницы, канцелярский нож или скальпель;
- сверхпрочный клей;
- простой карандаш.
- Из картона вырежем шаблон одного лепестка.
- Прикладываем лепестки к берестяному полотну, обводим карандашом.
- Край лепестка нужно подцепить острым предметом и расслоить бересту.
- У нас получается разделение материала на две тонких части.
- Если материал плохо расслаивается, окунем его в крутой кипяток буквально на 30-60 секунд.
- Теперь из верхней части бересты, на которой расчерчены шаблоны, вырежем пять лепестков.
- Из берестяного полотна вырежем прямоугольник шириной в 30 мм и длиной в 70 мм.
- Примерно на 2/3 части прямоугольника нарежем поперечную бахрому. Делаем все аккуратно и не спеша.
- Теперь прибегнем к маленькой хитрости. Положим берестяной прямоугольник с бахромой на стол.
- Сверху на бахрому кладем простой карандаш или ручку.
- Намотаем бересту на карандаш. Так мы распушим серединку нашего цветка.
- Скручиваем серединку цветка, неразрезанную часть смазываем клеем и фиксируем.
- Аккуратно каждый лепесток согнем дугой. Делать это нужно с лицевой стороны.
- Узкую часть лепестка промазываем клеем и фиксируем к основанию.
- В центре основания нам нужно прикрепить стебель. Можно использовать ровный прутик или деревянную шпажку.
- Немного пофантазируем и вырежем из бересты резные листочки. Достаточно пары штук.
- Приклеиваем листики к стеблю, и все - наш цветок готов. По аналогии можно смастерить еще несколько цветов, чтобы получился букет.
Идем в лес по ягоды
Если вы увлеклись созданием поделок из бересты, то этот мастер-класс вам понравится. Уровень мастерства - начальный, но придется повозиться с кузовком для ягод и не один час.
Многие рукодельницы делают картины из бересты своими руками. Но это очень просто. Вам нужно только разрисовать эскиз и наклеить отдельные берестяные ленты и кусочки на поле, подбирая соответствующий цвет. Мы же остановимся на создании кузовка для ягод. Берестяная посуда славилась своей прочностью, износостойкостью и красотой еще с древних времен.
Необходимые материалы:
- берестяное полотно;
- отдельные берестяные ленты контрастного цвета;
- плоская отвертка;
- карандаш;
- линейка;
- ножницы или канцелярский нож;
- шило.
Пошаговое описание творческого процесса:
- Для изготовления оригинального кузовка нам понадобится вот такое берестяное полотно.
- Предварительно его зачищаем и протираем мягкой губкой от пыли и мелких частиц.
- Сворачиваем берестяное полотно в цилиндр и фиксируем края бельевыми прищепками.
- Откладываем пока основу кузовка в сторону, а из бересты нарезаем ленты, длины которых будет достаточно для скрепления основания кузовка.
- Лучше отрезать ленту с запасом. Лишнее всегда можно устранить, а вот недостающее нарастить невозможно.
- Берем заготовку кузовка. В месте стыкования бересты делаем отверстия шилом или отверткой.
- Лучше все измерить и сделать дырки на одинаковом расстоянии друг от друга.
- Вот таким образом мы протягиваем тоненькую берестяную ленту в сделанные отверстия.
- Основание кузовка мы уже зафиксировали. Прищепки можно снять.
- Там, где будет дно, отмеряем в высоту на бересте в несколько сантиметров.
- Предварительно замеряем диаметр нашего цилиндра.
- Делаем равноценные надрезы с четырех сторон и заворачиваем внутрь дно.
- Фиксируем днище берестяной лентой. Можно сделать это оригинально, как мы прошивали боковые срезы кузовка.
- Нам осталось только приделать ручки из бересты и декорировать кузовок на свое усмотрение.
Сегодня, как я и обещала, мы поговорим об игрушках, коих из бересты может быть превеликое множество, только фантазию подавай. Ни в коем случае не следует рассматривать моё повествование как какую-либо классификацию или хоть сколько-нибудь профессиональную интерпретацию. Это сугубо моё личное распределение игрушек из бересты, так я их представляю и так мне легче про них рассказывать.
Начнем рассказ с изделий, в которые запросто могли играть наши пра-бабушки и пра-дедушки, а уж пра-пра..., так почти 100% именно в такие игрушки и играли.
Традиционные:
Это те игрушки, которые выполнялись в старину и чаще всего это были лошадки.
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/4/4/4/150422144239.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/2/3/b/150422144239.jpeg)
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/4/c/b/150422144239.jpeg)
Иногда их называли «коники», в каждой местности по-разному, но у коников ножки тоже выплетались.
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/5/b/7/150422144240.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/6/2/f/150422144240.jpeg)
Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтобы даже игрушка носила на себе бытовую роль. А чтоб дети берегли ее, то хранили в ней самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Итак, солонички:
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/d/c/b/150422144240.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/9/6/8/150422144240.jpeg)
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/3/7/150422144240.jpeg)
Почти мифическое происхождение было у погремушек , тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло вначале, оберег или погремушка:
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/d/3/8/150422144240.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/9/6/3/150422144240.jpeg)
Погремушка из Новгородской губернии (Великий Новгород).
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/4/d/6/150422144240.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/d/4/8/150422144240.jpeg)
Современные варианты:
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/7/7/b/150422144240.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/9/a/4/150422144240.jpeg)
Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом. И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой. Считалось, что звук шуршащих зёрен отгонял злых духов. Вот бычок:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/8/e/e/150422144240.jpeg)
Хотя, существовали определённые формы, такие как уточка, курочка или зайчик, которые делались только так и накак иначе и считались оберегами по своей сути. Но о них будет отдельный топик.
Обереги:
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/e/1/5/150422144240.jpeg)
Совсем недавно стали появляться игрушки, которые созданы на основе или «на базе» традиционных игрушек, но с применением современных мотивов. Согласитесь, сложно представить игрушку в виде машинки веке эдак в 17-м. А теперь — пожалуйста:
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/e/5/9/150422144240.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/e/2/f/150422144240.jpeg)
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/1/d/0/150422144240.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/7/5/4/150422144240.jpeg)
Самовар «Иван-Иваныч» — это, конечно уже не совсем игрушка, но вещь красивенная:
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/b/5/1/150422144240.jpeg)
Современные игрушки , но сюжеты, которых все чаще встречаются у разных мастеров, вполне могут претендовать на то, чтобы стать традиционными, лет эдак через 200 будут достойны изучения и хранения в музеях. Как правило, это животные, чаще всего почему-то собачки, и кошки, ну и конечно, «Иван-Иваныч»!
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/3/e/150422144240.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/5/9/3/150422144241.jpeg)
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/4/4/4/150422144241.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/6/5/150422144241.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/a/8/b/150422144241.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/3/f/2/150422144241.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/1/d/3/150422144241.jpeg)
Этого кота изобрела я лично в каком-то дветысячи-мохнатом году, поэтому он удостоился двух фото:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/e/8/b/150422144241.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/2/a/6/150422144241.jpeg)
Из всех сказок наиболее часто встречается и поэтому уже почти традиционна именно «Репка». Каждый уважающий себя мастер воплощал ее сюжет на том или ином этапе своего творчества.
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/b/5/150422144241.jpeg)
И игрушки, которые можно было бы назвать истинно авторскими
, сюжет или образ которых пришел кому-то одному в голову и не имел повторного воплощения.
Женская фигура:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/9/b/d/150422144241.jpeg)
Такая дама вряд ли появилась бы на свет даже лет 100 назад.
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/1/c/4/150422144241.jpeg)
Деды, кстати играют в старинную игру, кто первей ударит соперника по ладони.
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/b/3/150422144241.jpeg)
Емеля — тоже часто встречающийся сюжет (но рекорд «Репки» не побил).
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/a/3/5/150422144241.jpeg)
А вот дань памяти любимому писателю:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/3/a/5/150422144241.jpeg)
И снова тема домашних питомцев, кот и пес:
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/d/c/1/150422144241.jpeg)
Наш любимый крокодил Гена:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/4/6/e/150422144241.jpeg)
Коляска для пупсиков, но можно и большую сплести, если постараться
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/b/6/b/150422144241.jpeg)
А вот дань Дню Победы:
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/d/d/c/150422144241.jpeg)
Гармонисты, даже затрудняюсь сказать, что за «звери» такие:
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/9/e/6/150422144241.jpeg)
Рамки для фото, скорее уже предмет быта:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/6/8/0/150422144242.jpeg)
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/0/c/150422144242.jpeg)
А вот настоящий шедевр:
![](https://i2.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/2/e/4/150422144242.jpeg)
Часто встречаются так называемые «реплики», точные копии работ выполненных в старину, вот солонка и пастух:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/7/9/3/150422144242.jpeg)
Разумеется, куклы:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/a/c/f/150422144242.jpeg)
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/8/6/150422144242.jpeg)
Постановочные композиции:
![](https://i1.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/7/e/b/150422144242.jpeg)
Не смогла пройти мимо такого «позитивного поросёнка», хотя он почти не имеет отношения к плетению — это техника складывания:
![](https://i0.wp.com/cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/b/3/b/150422144242.jpeg)
Снова, повторюсь, в моей публикации никакой классификации игрушек, я даже не пыталась сделать. И не думайте, что вот этими образами и формами можно ограничиться. Ограничить вас может только ваша фантазия. Береста очень податливый и благодарный материал из нее можно сделать всё, что угодно! Видела и Змея-Горыныча и даже Аврору(корабль).
Дерзайте, плетите, вас ничто не держит!
Благодарю всех за внимание!
Цель. Закреплять навыки изготовления игрушки из бересты по выкройке; развивать воображение; направлять усилия каждого ребенка на самостоятельное построение схемы поэтапного изготовления игрушки; формировать настойчивость в достижении поставленной цели.
Материал и инструменты: береста, веточки, палочки или спички, плоды шиповника, семена гледичии, клей ПВА, пластилин, нитки; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.
Ход работы. Воспитатель предлагает ребятам смастерить собачку Тобика. Дети вспоминают, что они уже мастерили собачек из земляного ореха и желудей. Теперь они научатся делать игрушку из бересты. На учебную доску вывешивают модель-образец игрушки; дети размышляют о способе выполнения каждой части поделки, отмечают своеобразие использования материала.
В процессе обсуждения этапов работы воспитатель обращает их внимание на то, что принцип изготовления собачки из бересты остается тот же, что и при изготовлении других игрушек из этого же материала - туеска, ведерка. Значит, сначала надо будет подготовить материал, сделать разметку с помощью выкройки, вырезать необходимые детали, а затем из них смастерить игрушку. Дети рисуют схему последовательности действий.
На первом этапе заготавливают лист бересты, заранее вымоченный, с помощью выкройки делают разметку и вырезают: для туловища прямоугольник, для головы сектор, для лап и ушей шесть кусочков бересты в форме трапеции. На втором этапе заготавливают голову и туловище из вырезанного материала. Прямоугольник и сектор сворачивают цилиндриком и кулечком, по краю сшивают или прошнуровывают - это голова и туловище.
На следующем этапе мастерят голову собачки. Склеивают уши, вырезанные ранее, глаза делают из семян гледичии, а нос - из плода шиповника. Затем к туловищу приклеивают лапы. Предварительно намечают карандашом все места для передних и задних лапок, чтобы они были на одинаковом уровне. Голову и туловище соединяют с помощью веточки, которую вставляют в отверстия, сделанные в конусе и цилиндре. Это соединение выполняет сам воспитатель (из-за недостаточного опыта детей в работе с данным материалом). Места соединения для большей прочности смазывают клеем или пластилином.
Хвостом собачке служит веточка, у которой один конец более острый (кончик хвостика). Другой конец этой веточки соединяют с туловищем при помощи пластилина.
После обсуждения последовательности работы дети - приступают к изготовлению поделок.
Готовая собачка Тобик крепится (приклеивается) на подставке (гладкая дощечка размером 15 х 10 см). Игрушки оцениваются, а рабочие места убираются.
Для поделки выбирают кусок бересты любой формы. По заранее приготовленному шаблону (выкройке) из бересты вырезают сектор круга и полоску. Затем сектору круга придают форму воронки. При этом один край накладывают на другой, после чего корпус туеска сшивают или прошнуровывают. Теперь остается только прикрепить ручку из сложенной вдвое для прочности полоски бересты к краям туеска. Ее можно пришить или приклеить клеем ПВА.
Воспитатель уточняет, сколько этапов работы обозначили дети (должно быть четыре), у кого получилось другое количество этапов. Почему? После разрешения неясных вопросов приступают к изготовлению поделки.
В ходе работы воспитатель помогает детям, учит их проявлять доброжелательность к товарищам, готовность оказывать помощь.
Готовые игрушки анализируют и оценивают. При этом воспитатель побуждает ребят радоваться успехам товарищей. Поделки используются для сюжетно-ролевых игр.
Ведерко для сбора ягод (рис. 47)
Цель. Продолжать учить детей работать с берестой по выкройке, пользуясь приемом вырезания, сгибания; воспитывать аккуратность в работе с ножницами, иголкой; формировать умение планировать действия; воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Материал и инструменты: прямоугольные куски бересты, нитки, клей; ножницы, кисточка, карандаш, иголка.
Ход работы. Воспитатель сообщает ребятам, чем они будут сегодня заниматься. Дети вспоминают, где они собирали бересту, с каких деревьев можно использовать кору, почему. Педагог показывает модель ведерка и модель туеска, просит сравнить их и предложить свои варианты работы над ведерком. Все вместе уточняют последовательность работы и рисуют схему. Отмечают, что первые два этапа работы сходны с этапами работы над туеском, только это более сложный вариант.
Сначала подбирают прямоугольный лист бересты, выравнивают его, очищают и накладывают сверху выкройку, заготовленную воспитателем заранее. Затем вырезают дно для ведерка в виде круга, полоску для ручки и боковую поверхность, на нижнем крае которой делают надрезы по заранее намеченной карандашом линии. Чтобы надрезы получились одинаковые, намеченную карандашом линию загибают и после этого ориентируются на линию сгиба. На следующем этапе края боковой поверхности накладывают один на другой и сшивают, а надрезы нижнего края аккуратно прикладывают к донышку, предварительно смазанному клеем.
После этого к ведерку пришивают сложенную вдвое ручку, один конец которой прикрепляют к месту шва. Изготовленные игрушки дети используют во время прогулок для сбора листьев, в игре.
Собачка Тобик (рис. 48)
Цель. Закреплять навыки изготовления игрушки из бересты по выкройке; развивать воображение; направлять усилия каждого ребенка на самостоятельное построение схемы поэтапного изготовления игрушки; формировать настойчивость в достижении поставленной цели.
Материал и инструменты: береста, веточки, палочки или спички, плоды шиповника, семена гледичии, клей ПВА, пластилин, нитки; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.
Ход работы. Воспитатель предлагает ребятам смастерить собачку Тобика. Дети вспоминают, что они уже мастерили собачек из земляного ореха и желудей. Теперь они научатся делать игрушку из бересты. На учебную доску вывешивают модель-образец игрушки; дети размышляют о способе выполнения каждой части поделки, отмечают своеобразие использования материала.
В процессе обсуждения этапов работы воспитатель обращает их внимание на то, что принцип изготовления собачки из бересты остается тот же, что и при изготовлении других игрушек из этого же материала - туеска, ведерка. Значит, сначала надо будет подготовить материал, сделать разметку с помощью выкройки, вырезать необходимые детали, а затем из них смастерить игрушку. Дети рисуют схему последовательности действий.
На первом этапе заготавливают лист бересты, заранее вымоченный, с помощью выкройки делают разметку и вырезают: для туловища прямоугольник, для головы сектор, для лап и ушей шесть кусочков бересты в форме трапеции. На втором этапе заготавливают голову и туловище из вырезанного материала. Прямоугольник и сектор сворачивают цилиндриком и кулечком, по краю сшивают или прошнуровывают - это голова и туловище.
На следующем этапе мастерят голову собачки. Склеивают уши, вырезанные ранее, глаза делают из семян гледичии, а нос - из плода шиповника. Затем к туловищу приклеивают лапы. Предварительно намечают карандашом все места для передних и задних лапок, чтобы они были на одинаковом уровне. Голову и туловище соединяют с помощью веточки, которую вставляют в отверстия, сделанные в конусе и цилиндре. Это соединение выполняет сам воспитатель (из-за недостаточного опыта детей в работе с данным материалом). Места соединения для большей прочности смазывают клеем или пластилином.
Хвостом собачке служит веточка, у которой один конец более острый (кончик хвостика). Другой конец этой веточки соединяют с туловищем при помощи пластилина.
После обсуждения последовательности работы дети - приступают к изготовлению поделок.
Готовая собачка Тобик крепится (приклеивается) на подставке (гладкая дощечка размером 15 х 10 см). Игрушки оцениваются, а рабочие места убираются.
Машина (рис. 49)
Цель. Укреплять у детей интерес к работе с берестой, совершенствовать навыки работы с данным природным материалом; формировать уверенность в своих возможностях; воспитывать дружеские взаимоотношения детей, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается.
Материал и инструменты: береста (вымоченная в соленой воде), выкройки, катушки от ниток, проволока; ножницы, кисточки.
Ход работы. Детям предлагают рассмотреть модель будущей игрушки, выделить части машины, детали, определить особенности природного материала, из которого можно мастерить игрушку. Воспитатель просит ребят подумать и сказать, как можно сделать каждую часть игрушки. Объясняет детям основной принцип изготовления кабины, мотора, кузова машины.