Флористика        12.05.2019   

Развитие ребенка по месяцам 6 месяцев. Нервно-психическое развитие и эмоции. Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности

Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.

Физиологическое развитие

Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см) .

Что умеет ребенок на 6 месяце

  1. Ребенок уже .
  2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический как в ручках, так и ножках.
  3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
  4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами ( ?).
  5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке ( ?).
  6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
  7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
  8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
  9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
  10. Самостоятельно играет до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
  11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, ). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
  2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
  3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
  4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
  5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке — заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
  6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.

Тест на развитие малыша в полгода

  • На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального.
  • Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления.
  • Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение.
  • Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется.
  • Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство.
  • Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.

Что должно насторожить

  • Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержке.
  • Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает».
  • Не перекладывает предмет из одной ручки в другую.
  • Не реагирует на звуки, шорохи, которые находятся вне поля зрения.
  • Не просится на ручки.
  • Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.

Дополнительная информация:

Развитие ребенка в 6 месяцев видео 1

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.


Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 37 0 C.

Вводить начинают с 1\2 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем:

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа — днем и ночью — до 6 — 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Как помочь малышу развиваться — игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.


Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры:

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

Развитие ребенка в шесть месяцев видео 2

Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка. Видео 3

Любимый малыш прошел первый этап своего развития и отметил первый «юбилей». За это время он окреп, подрос, приобрел много навыков и знаний. Развитие ребенка в 6 месяцев принесет новые достижения.

Мышцы малютки крепнут, что позволит ему сидеть самостоятельно и готовиться к ползанью. Стремительно развивается интеллект крохи. Он учится речи и преодолевает новые логические задачи.

Таблица

К шестимесячному возрасту малыш удваивает свою массу тела в сравнении с весом при появлении на свет и вырастает в среднем на 15 см. Ширина плеч в идеале должна составлять ¼ от длины самого тела. Показатели роста, веса, объема головы зависят от многих факторов, но основную роль играет наследственность.

Однако существует норма, на которую ориентируются педиатры и родители. Ниже представлена таблица с данными, разработанными ВОЗ. По ней видно, что физическое развитие девочки в 6 месяцев немного отличается от развития мальчика. Показатели для обоих полов соответствуют норме, если данные роста, веса, объема головы находятся в интервале от «ниже среднего» до «выше среднего» включительно.

Рост, вес, окружность головы шестимесячного ребенка

Показатели

Мальчики

Окружность головы, см

Окружность головы, см

Очень низкий

Ниже среднего

Выше среднего

Очень высокий

Как оценить правильность развития?

Для каждой мамы важно, чтоб малыш рос здоровым. Оценить физическое развитие ребенка 6 месяцев можно и самостоятельно, проведя несколько тестов. Следует знать, что наблюдения нужно проводить, когда кроха сытый и отдохнувший. Тесты для проверки:

  1. Если выложить малыша на животик, то он, крепко опираясь на вытянутые руки, поднимает тело и голову под углом в 45-90° к плоскости.
  2. В положении лежа на спине нужно дать крохе крепко обхватить свои большие пальцы и немного подтянуть к себе. Развитие ребенка в 6 месяцев, в отличие от младшего возраста, позволит ему с радостью сделать попытку приподняться. При этом кроха хорошо контролирует голову, а также может касаться подбородком груди.
  3. Поставив малютку на ноги и поддерживая его при этом под мышками, можно увидеть новый навык, которому научился малыш в 6 месяцев. Развитие позволит ему удержать массу тела на ножках пару секунд, при этом распрямляя стопы.
  4. Если предложить ребенку красивую игрушку, то полугодовалый кроха сумеет не только удержать ее, но и переложить из руки в руку.
  5. Необходимо заинтересовать малыша ярким новым предметом на столе, затем, как только ребенок протянет к нему руку, начать перемешать его и сбросить на пол. Взаимодействие с окружающим миром - это навык, который уже освоил грудничок 6 месяцев. Развитие в шестимесячном возрасте характеризуется тем, что кроха будет следить за заинтересовавшим его предметом, пока он не пропадет из поля зрения.

Изменения в поведении

Шестимесячный кроха начинает осознавать, что такое эмоции. Он проявляет их в соответствии с ситуацией и тонко чувствует настроение близких людей. Если родители весело беседуют и шутят, то малыш тоже улыбается и радостно оживляется. А вот сердитый тон в общении портит ему настроение. Малютка хмурится, настораживается и даже может заплакать.

Смех, радость, оживление, слезы, жесты, изменение мимики лица - это нормальная реакция на окружающий мир, которую может проявить младенец 6 месяцев. Развитие шестимесячного ребенка, в отличие от более раннего возраста, имеет еще одну яркую особенность - он четко может отличить чужих и близких людей в окружении и по-разному на них реагирует. Если дети в 3-4 месяца идут на руки ко всем без разбора, то в шестимесячном возрасте они посторонних людей воспринимают с осторожностью. При виде незнакомца малыш застывает, внимательно изучает новую персону, а потом реагирует улыбкой, оживлением или плачем. Появление близких людей, а особенно мамочки, он всегда встречает с восторгом и лепетом.

Интеллект

Кроха начинает понимать значение человеческих эмоций и смотреть на мир осознанно. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что малыш знает, как зовут его, брата (сестру) и всех остальных из близкого окружения. Вместе с этим приходит понимание простых слов («на», «дай», «нет», «пока») и выражений («пойдем кушать», «идем гулять», «пора купаться»). Он распознает предметы, используемые ежедневно или встречающиеся в одном и том же месте, например соску, бутылочку, часы на стене. В этом возрасте формируется пассивный словарный запас. Со временем, после многократного изучения, услышав повторное произнесение названия предмета, малютка будет смотреть именно на него. Рецептивные навыки речи приходят раньше, чем само умение произносить слова, поэтому крайне важны общение и занятия с крохой.

Речь

Начиная с шестимесячного возраста, у ребенка стартует новый период в развитии речи. В это время он уже пытается принять участие в общении с близкими людьми. Кроха не просто лепечет, а начинает тренировать интонацию. Он повышает или понижает голос в ответ на реакцию собеседника. Развитие речи в 6 месяцев позволяет малышу осознанно произносить первые звуковые образования. У него получаются различные слоги, состоящие из гласных и согласных звуков. Сочетания «ме-ме», «да-де», «пе-па», «ге-хе» и прочие подобные образования составляют звуковой «репертуар», который произносит малыш в 6 месяцев.

Развитие правильной речи шестимесячном возрасте - это не наличие всех перечисленных выше гласных и согласных, а изменяющаяся высота интонации и тона, а также ударения в звуковых образованиях.

Проблемы в развитии

Все родители хотят, чтоб их кроха развивался правильно. Но, к сожалению, бывают некоторые отклонения, требующие коррекции и внимания специалиста. Например, если кроха в шесть месяцев не может произносить никакие гласные звуки - это повод для консультации у педиатра. Родителей должны насторожить такие результаты наблюдения за малышом:

  • у него прекратилось гуление и лепетание;
  • малютка абсолютно не реагирует на мимику окружающих, не смотрит в лицо при общении с ним;
  • постоянная негативная реакция на физический контакт: кроха не просто недовольно отталкивает близких, когда он недоволен, а делает это всегда;
  • ребенок не проявляет эмоций: нет улыбки, жестов, оживления;
  • отсутствие реакции на разные интонации голоса мамы или неадекватное их восприятие.

Особенности в развитии девочки

В вертикальном положении кроха открывает мир в новых красках. Сидение - один из главных навыков, который сопровождает развитие ребенка 6 месяцев. Девочка отличается своей физиологией от мальчиков, поэтому родители дочек задают специалистам вполне закономерный и своевременный вопрос: "Когда можно присаживать малышку с опорой?"

Согласно мнению педиатров, здоровые шестимесячные девочки с нормальным развитием могут сидеть с опорой или поддержкой родителя, а к семи месяцам уже способны делать это самостоятельно. Ни в коем случае не следует искусственно сажать малышку до 6 месяцев. Если в пятимесячном возрасте ее мышцы окрепли, и она самостоятельно займет полусидячее положение, нет смысла укладывать крошку обратно в горизонтальное. Малышка все равно примет ту позу, в которой ей интересно. Оставив дочку на непродолжительное время полусидя, затем можно отвлечь ее чем-то интересным, переложить на животик или взять на руки. Необходимо наблюдать, чтобы девочка в этом возрасте сидела не более часа в день.

Ребенку 6 месяцев: развитие, питание и первый прикорм

В шестимесячном возрасте у крохи могут появиться первые зубки. Чаще всего первыми вырастают нижние резцы. Бывает, конечно, зубки запаздывают, но яркая особенность в развитии малыша - это его интерес к пище, которую ест вся семья.

Вот и наступил момент первого прикорма. По данным исследований, сегодня педиатры рекомендуют сначала вводить в меню ребенка однокомпонентное пюре из белых или зеленых овощей. Для знакомства отлично подойдут кабачки, брокколи или цветная капуста. Можно выбрать специальный готовый продукт или сделать пюре самостоятельно. Новое блюдо можно предлагать только здоровому младенцу в хорошем настроении. Лучше это делать в первой половине дня. Начинать нужно с одной чайной ложечки, постепенно доводя порцию до 180 г и заменяя одно молочное кормление. При знакомстве с любым новый продуктом обязателен контроль реакции организма (характера стула и состояния кожи).

Проблемы с введением прикорма

Кроха не всегда с радостью воспринимает новую пищу. Он может расстроиться и выплюнуть пюре.

Как же поступить маме? Советов много, но каждый малыш индивидуален. Можно на следующий день предложить другой овощ, например, вместо непонравившейся брокколи дать на пробу кабачок. Некоторые мамы добавляют в пюре немного грудного молока, чтоб вкус блюда казался малютке родным. Если это не помогает, то лучше отложить введение прикорма на несколько дней, а затем попробовать снова. Самое главное - это не ругать и не кормить кроху насильно. Основной продукт питания для шестимесячного ребенка - это грудное молоко или смесь, поэтому разумнее отложить знакомство с новой пищей на некоторое время, чем торопиться и вызывать у малыша отрицательные эмоции. Спустя 3-4 недели после успешного введения овощей можно пробовать каши.

Развлечения и занятия

На правильное развитие ребенка в 6 месяцев влияют не только сбалансированное питание, качественный уход и сон, но и занятия в игровой форме, направленные на совершенствование движений и развитие интеллекта. Очень важно в этот период и постоянное общение с близкими людьми. Можно петь крохе песни, читать веселые детские стихотворения, смотреть книжки-картинки и просто рассказывать обо всем, выделяя ключевые слова. Например, проехал автобус, нужно указать: «Смотри, автобус. Где автобус?» При общении развивается пассивный запас речи.

В шестимесячном возрасте крохе будут интересны плавающие фигурки для купания, закрывающиеся коробочки с содержимым, плотные книжки-картинки, мячики, юла, пирамидка, мягкие зверьки со звуком эффектом, пластиковое зеркальце, жевательные игрушки. Не следует давать в руки малютке мелкие предметы. Любая игрушка, приобретенная для него, должна быть безопасной и обязательно сертифицированной.

Итоги

Первое полугодие в жизни крохи - это неспокойный и сложный период. К его окончанию шестимесячный малыш многого достиг:

  • свободно управляет головой и туловищем;
  • может повернуться в любом направлении;
  • точным и скоординированным движением ручки берет понравившуюся игрушку;
  • с легкостью переворачивается как с живота на спину, так и наоборот;
  • знает свое имя;
  • уверенно сидит с поддержкой или опорой;
  • у него появляются зубки;
  • он впервые произносит осознанные звуковые образования, включающие согласные;
  • получает первую пищу для взрослых;
  • демонстрирует свое настроение и эмоции;
  • сопоставляет предметы и их названия.

Все перечисленные навыки присущи здоровому ребенку 6 месяцев. Развитие, питание, уход и любовь родителей сыграли главную роль во всех достижениях крохи. Забота и поддержка мамы и папы помогут малышу преодолеть все трудности и вырасти здоровым и умным ребенком.

Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.

Физиология

Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.

Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).

Появление в рационе прикорма не исключает , ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.

Психология

На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.

По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.

Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.

Что мы умеем?

  • Ползать
  • Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
  • Произносить слоги, пытаясь объясниться
  • при помощи взрослых
  • Спать всю ночь напролет. Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий

Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками. Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.

Питание

Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм).
В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).

С 6 до 7 утра - кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной)
С 10 до 11 первой половины дня - прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога.
Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом. Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г. В среднем питание ребеночек 6 месяцев будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.
С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня - без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).

Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.

Двигательное развитие

Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.

На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.

Игры

В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.

Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.

К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.

Начальное развитие речи

К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные

Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.

Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.

Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.

Ребенку в этом возрасте очень нравятся игры - с мамой, с водичкой, с игрушкой. Многие дети с удовольствием купаются в большой ванне, потому что можно брызгаться водой. Особый восторг у них вызывает хлопанье двумя руками одновременно, когда брызги разлетаются веером и заливают ему лицо. В этот момент малыш как будто узнает собственную реакцию на попадание воды в глаза, носик и ушки. И, судя по всему, ему это очень нравится!

Во ребенок не только увлеченно играет с водой, но и познает части своего тела. Например, если его поддерживать под спинку, он может поднять ножку и потрогать пальчики. А во время вытирания вдруг обнаружит пупок или дотронется до носика и ушей. А если наклониться поближе, то маленькие пальчики тут же ощупают мамино лицо, пытаясь «сравнить» его со своим.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.

Вводим прикорм

В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.

В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.

Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.

Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.

Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.

Полгода - своеобразный рубеж, время подводить первые итоги. Ваш малыш уже не просто беспомощный младенец, лежащий поперек кровати. Глядя ему в глаза, вы понимаете, что у вас растет маленький любознательный почемучка, который готов физически и эмоционально к новым открытиям. В этой статье мы поговорим, какие особенности включает в себя развитие ребенка в 6 месяцев.

Физические параметры

К концу первого полугодия младенец набирает за месяц еще около 600 гр, а рост продвинется по сантиметровой ленте еще на 2-3 см. Пропорции тела потихоньку меняются, длина окружности головы сравнялась с длиной окружности грудной клетки, и теперь ребенок становится более похож пропорционально на взрослого человека. Итак, к концу 6-го месяца в цифрах будут следующие достижения:

  • вес приблизится к 8 кг;
  • рост составит около 68 см (± 2 см).

Сейчас самое время проследить за тем, сколько на данный период весит малютка и, при необходимости, скорректировать питание. Ведь если кроха слишком пухленький, имеет лишние 1-2 кг, это может мешать ему активно двигаться, а значит, развиваться. Таким детям стараются давать побольше овощей. И наоборот, при маленьком весе может наблюдаться вялость, упадок сил. Тогда питание корректируют в другом направлении, вводя в прикорм каши.

Психоэмоциональное развитие

  • Речевые навыки все более усовершенствуются. Малыш мастерски подражает взрослым, выдавая разнообразные сочетания гласных и согласных звуков. Иногда отдельные звуки могут прозвучать как слова, однако это лишь совпадение, не несущее смысловой нагрузки. За прошедший период ребенок усвоил около 40 разных звуков и может их воспроизвести. И если первый детский лепет одинаков у всех детей, независимо от того, в какой стране они родились, то теперь малыш подражает произношению, характерному для языка его местности.
  • Пополняется пассивный словарный запас, то есть малютка знает все окружающие его предметы, игрушки, может показать пальцем на них по просьбе взрослого, понимает смысл повторяющихся ежедневных действий.
  • Кроха осознает, что у него есть личное имя. Родителей узнает по голосу, даже не видя их. Если он слышит мамин голос из другой комнаты, то обязательно позовет ее.
  • Общаясь, выражает свои эмоции, нежность: трогает маму за волосы, лицо, прижимается к ней. Попробуйте во время общения менять выражение лица, взгляните на него то ласково, то сердито. Сначала кроха улыбнется вам, потом поморщится, готовый заплакать.
  • Делает все новые открытия. Например, проводя эксперименты с собственным голосом, малыш может пробовать вкладывать палец в рот, при этом понимая, что извлекаемый звук меняется.
  • Образуются причинно-следственные связи. Пока они самые простые: если нажать на кнопку пульта, включится телевизор, на игрушку - заиграет музыка, предмет падает на пол - раздается звук, если он заплачет, мама придет на помощь. Появление страха является важным скачком в интеллектуальном развитии, ведь это признак того, что кроха не просто понимает связь между действиями, но и умеет предвидеть их. Малыш очень любит играть с коробочками, кастрюлями, открывать и закрывать крышку, класть что-нибудь внутрь.
  • Занимаясь игрушкой, ребенок теперь делает акцент на ее практическом применении. Вскрикивая, он привлекает к себе внимание и выражает просьбу (иногда даже требование) подать ему тот или иной предмет. В этом возрасте он уже знает, как заставить взрослого выполнить его желание.
  • Пора учить ребенка слову «нельзя». Если он тянет в рот опасный предмет, не стесняйтесь запрещать ему. На примере с игрушками разъясняйте, почему вы не разрешаете брать какой-либо предмет.
  • Испытывает потребность общения со сверстниками. Это кажется невероятным, но интуитивно дети чувствуют друг друга, со стороны кажется, что карапузы, примерно одинаковые по возрасту - родственные души. Они любят наблюдать друг за другом и повторять увиденные у товарища действия.

Кроха активно пользуется указательным пальцем, чтобы добиться желаемого или «поговорить» со взрослым

Питание

Вот и настало время перемен в питании. До этого момента материнское молоко обеспечивало кроху всеми необходимыми элементами. Однако режим питания ребенка в 6 месяцев резко меняется: в рацион вводится прикорм.

Если у крохи есть склонность к запорам, масса тела выше показателей нормы, начинают прикорм с овощных пюре из кабачка, брокколи, цветной капусты. Худеньким и щупленьким малышам лучше начать знакомство с каш. Важно, чтобы каши были безглютеновые. К ним относятся рисовая, гречневая, кукурузная. Детям в блюдо не добавляют соль и сахар.

Прикорм вводят в первой половине дня крохотной порцией (не более чайной ложки). Обязательно блюдо должно состоять из одного компонента. Таким образом в случае появления сыпи несложно понять, на какой продукт была аллергия.

Овощи готовятся на пару или варятся, подаются в пюреобразном состоянии, достигаемом путем измельчения в блендере или миксером. Пюре не должно содержать комочков и быть слишком густым. Допускается кормление готовыми пюре из баночки заводского производства. Детки в этом возрасте вполне готовы есть из ложки и пить из чашки (поильника), поэтому сразу приучайте малыша к взрослым столовым предметам.


Овощи и некоторые фрукты отлично подходят для первых прикормов

Со временем порция увеличивается до 150 гр, так что к концу месяца можно спокойно заменить прикормом одно кормление. .

Сон

Сон ребенка в 6 месяцев занимает около 14 часов, из которых примерно 10 приходится на ночь, а остальные распределяются на два дневных сна. Многие детки спят всю ночь, но те, кто находится на грудном вскармливании, просыпаются 1-2 раза с целью подкрепиться.

Чтобы отхождение к ночному сну не было поздним, нужно соблюдать режим дня ребенка в 6 месяцев, так же, как и в предыдущие. Быстро уснуть поможет:

  • позднее купание, ведь вода, с одной стороны, расслабляет, а с другой, малыш тратит последние силы;
  • последнее сытное кормление после купания;
  • между ночным сном и дневным должен быть интервал не менее 4-х часов.

Основные навыки

  1. У 6 месячного малыша бесследно пропадает гипертонус нижних и верхних конечностей, являвшийся долгое время физиологическим.
  2. Перевороты со спины на животик и обратно осуществляются виртуозно, так что родителям только успевай следить, как бы не упал с дивана.
  3. Ребенок умеет работать одной рукой: лежа на животике, может облокотиться на левую руку, а правой потянуться за игрушкой.
  4. Многие дети учатся или уже могут самостоятельно сидеть с поддержкой. Лежа на спине, легко подтягиваются, если вложить в их руку пальцы.
  5. Ползает в разных направлениях: одни задом, другие по-пластунски, есть и те, кто осваивает поползновения на четвереньках. Как бы ни получалось ползать у вашего малыша, это в любом случае прогресс, свидетельствующий о нормальном развитии.
  6. Если вы возьмете ребенка за подмышки, он ножками будет упираться в пол, как бы пританцовывая.
  7. Может перекладывать предмет из одной руки в другую, пробует его на ощупь пальчиком, целой ладонью, бросает его вниз, следя за траекторией падения. Удерживает в каждой руке по одному предмету.
  8. Ищет спрятанную игрушку; если ее прикрыть не полностью, в большинстве случаев найдет.
  9. Может самостоятельно занять себя на 15 минут, что дает возможность отдохнуть маме. Главное проследить, чтобы окружающие его предметы были безопасными.
  10. Первые зубки дают о себе знать: кроха становится беспокойным, особенно по ночам. Хотя некоторые дети переживают этот период безболезненно. В любом случае есть повод посетить детского стоматолога. Он определит правильность расположения уздечек под губами, расскажет, как ухаживать за младенческой полостью рта.


Вкладывать предметы, подбирая по размеру - любимое занятие

Игры и упражнения

Сейчас большой акцент в занятиях с ребенком стоит уделять развитию мелкой моторики, а с ней и развитию речевых навыков.

В детской библиотеке должны присутствовать картонные книжки с красочными картинками и коротенькими потешками. Дети, которым родители часто читают книжки, начинают рано говорить.

Игры для пальчиков:

  1. «Давай погладим котенка» – гладим поочередно ручкой ребенка свою руку или другой предмет.
  2. «Как цыпленок пьет водичку» – пальцы сложить вместе наподобие клюва, ритмично наклонять их вперед.
  3. «Давай красить забор» – в воздухе кистью рук изображать покраску влево-вправо, вверх-вниз.
  4. «Сними шляпу». Суть игры в том, что собираются разные головные уборы: бейсболка, вязаная шапка, панама и т. п. Мама надевает их на себя, а кроха снимает.
  5. «Причеши куклу (себя)». Поднимаете ручки ребенка к голове, имитируя расчесывание, только вместо расчески - ладошки.
  6. Тренируйте мышцы ладошек с помощью сжиманий игрушки-пищалки.
  7. Купите игрушки, где фигурки двигаются по спирали.
  8. Матрешка - еще одна занимательная игра для этого возраста.
  9. Ежедневно уделяйте несколько минут непосредственно массажу пальчиков.


Такие игрушки отлично подходят для развития 6-месячного малыша

И дальше делайте гимнастические упражнения и массаж, рекомендуемый специалистами. Теперь стоит почаще выкладывать кроху на пол, застеленный ковром, и раскладывать вокруг несколько игрушек. Не забывайте о технике безопасности:

  • убираются все, что может поранить: режущее, бьющееся, колющее;
  • игрушки не должны содержать мелких предметов, которые легко могут попасть в рот любопытного человечка;
  • на острые углы мебели ставятся специальные смягчители, на розетки - заглушки.

Повод для беспокойства

Иногда поведение ребенка заставляет задуматься, нормально ли проходит его развитие. Существуют параметры, по которым родители смогут оценить состояние малыша в домашней обстановке. Тревожные симптомы:

  • кроха не сидит с поддержкой, заваливается (это не всегда повод для беспокойства, но все же упускать из виду этот факт не стоит);
  • не ползает никоим образом;
  • всегда серьезный, не узнает близких людей, маму и папу, молчалив;
  • не просится на ручки;
  • нет реакции на звуки;
  • не может переложить предмет из одной ручки в другую.

Растить ребенка - великое счастье. Вы уже дождались времени, когда малыш впервые вам улыбнулся, сел, и не за горами день, когда вы увидите его первые шаги, услышите первые слова, ну а сейчас вы стоите на пороге 7-го месяца развития.