Дарим цветы        09.07.2019   

Почему ребенок кусается в 2 года. Ребенок щиплется и дерется: почему? Новый переходный период двухлетних детей

>>Маленький ребёнок кусается

Маленький ребёнок кусается, что делать? Почему дети кусаются?

Что делать, если маленький ребёнок кусается и как ого отучить от этого? Кусаться могут дети и в полгода и в год и в три, и даже дети старше трёх лет и это уже достаточно серьёзная трудность и для родителей и для воспитателей. Конечно, в большинстве случаев, период, когда ребёнок кусается, проходит.

Но, в некоторых случаях, уже достаточно большой ребёнок в возрасте 4-7 лет может продолжать кусаться. В любом случае, необходимо понять, почему дети кусаются и такое поведение необходимо корректировать.

Причины, почему дети разного возраста кусаются?

В каждом возрасте у детей свои "причины для кусания" и не всегда это может быть проявлением агрессии. В раннем возрасте дети кусаются, не осознавая, что причиняют боль. Дети постарше уже кусаются вполне сознательно и знают, что делают другим больно.

Почему дети кусаются в возрасте до 8 месяцев и что делать в этом случае?

Что делать в такой ситуации? Покажите, что вам больно. Пусть ребёнок увидит вашу реакцию, услышит ваш вскрик (только не напугайте малыша) и поймёт, что кусаться - больно. Только изображайте боль искренне. Если будете делать это неискренне и обратите всё в шутку, ребёнок подумает, что это игра. И будет дальше вас кусать, чтобы мама ещё сделала "смешное лицо".

Почему кусаются дети в возрасте 8-15 месяцев и что с этим делать?

1. Примерно 10% детей рождаются очень эмоциональными. Эмоции захлёстывают малыша и требуют выхода. Но в таком возрасте малыш ещё не научился их выражать. И начинает выражать, "как умеет". Например, кусать родителей или других детей и взрослых.

Что делать в таком случае? Предотвращать попытки ребёнка кого-либо укусить, закрывая его рот ладонью внушая, при этом, что кусаться - это плохо. При этом, говорить нужно жёстко и твёрдо. Ребёнок в возрасте одного года может не понять значение слов, но интонацию и строгое выражение лица он точно увидит. Очень важно, при этом, чтобы не только родители, но и другие родственники, знакомые и воспитатели поддержали родителей в этом вопросе и тоже делали строгий вид при попытке крохи укусить кого-нибудь. Для отрабатывания "кусательных навыков" можно предложить ребёнку твёрдые фрукты и овощи - яблоки, морковь, огурцы и т.д.

Почему кусают других дети в возрасте 15мес-3лет и как бороться с этим?

1. . Иногда маленькие дети ссорятся. И более агрессивный ребёнок может укусить другого малыша. В более редких случаях ребёнок может укусить взрослого человека, родителя или воспитателя. Контролировать и справляться с эмоциями дети до трёх лет ещё не умеют. И таким образом, "через кусание" эмоции выходят наружу.

Что предпринять в такой ситуации? Помирить обидчика и пострадавшего. При этом, побудить обидчика пожалеть ребёнка, которого он укусил, пробуждая, таким образом, сострадание у ребёнка и уменьшая его агрессию.

2. Часто дети кусаются, когда не могут выразить своё раздражение словами. Как известно, слова - хороший выход для эмоций, но в этом возрасте у ребёнка речь ещё недостаточно развита и он не может полноценно выразиться.

Как быть в этом случае? Помочь ребёнку, сформулировав нужную фразу и подсказать ему, как правильно действовать. Например: "Ты, наверное, хочешь поиграть в мячик, которым играет Миша? Тогда, давай подождём, когда он поиграет и положит мячик. Или, давай попросимся поиграть в мячик вместе с ним". А можно предложить альтернативу: "Давай, пока Миша играет в мячик, мы с тобой поиграем с паровозиком (машинкой, солдатиками, посмотрим книжки и т.д.).

3. Ребёнок может кусаться, когда пытается повлиять на других детей и это у него не получается. В педагогике известно немало случаев, когда ребёнок предлагал другому ребёнку какую-либо игру, а если тот отказывался, тогда он кусал его.

Как поступить в этой ситуации? Также помирить обидчика и пострадавшего, побудив "агрессора" пожалеть "жертву". И также, помочь ему словами выразить свои чувства.

4. Недостаточно личного пространства. Если в семье растёт старший ребёнок, то может кусать его, когда он нарушает "границу" младшего. Правда, где граница у ребёнка, тяжело сказать. Но это распространённый случай, когда дети, таким образом, пытаются "отстоять" личное пространство. Когда , он там может продолжать кусаться.

Что необходимо сделать? Нужно дома обеспечить ребёнка, по возможности, его личным пространством, где он мог бы спокойно играть и заниматься своими вещами. И не претендовать на это пространство, не загромождать его.

Как правило, в этом возрасте большинство детей перестают кусаться. Дети осознают с возрастом, что хорошо, а что нет. И в этом возрасте они уже "доросли" до того, чтобы осознать, что кусаться - это плохо. Однако, некоторые дети продолжают кусаться и после трёх лет.

Почему кусаются дети старше трёх лет и что с этим делать?

1. Тяжёлое эмоциональное состояние или психологические проблемы. вполне осознают, что такое кусать других людей. И если дети кусаются в этом возрасте, то, значит, у них могут быть проблемы с самоконтролем и самовыражением.

Что предпринять в этом случает? Посоветоваться с детским психологом. Возможно, в садике есть психолог, с которым можно обсудить этот вопрос и выполнить все рекомендации, которые он посоветует, и поставить воспитателей в курс дела. Таким образам вам удастся скорректировать поведение малыша. При этом, не забывайте похвалить малыша, когда он начинает правильно реагировать на ситуации (выражать словами или эмоциями), в которых раньше кусался. Награждайте малыша за хорошее поведение.

2. Подражание. Ребёнок может кусаться, перенимая эту привычку, например, у своих родителей или старших детей. Они могут слегка покусывать малыша, играя с ним. И он может перенять эту привычку и тоже кусаться, когда играет. Только кусаться по настоящему, а не "понарошку".

Что делать в такой ситуации? Перестать кусаться самим. И ребёнок тоже вскоре кусаться перестанет.

Как нельзя действовать, когда ребёнок кусается.

1. Применять телесные наказания. Часто многие родители пытаются отучить ребёнка кусаться с помощью ремня.

Почему так нельзя делать? А, исходя из причин, которые побудили ребёнка к этому. Малыш поймёт лишь, то, что его бьют. И ребёнок из-за страха может, действительно перестать кусаться. Но проблемы лишь усилятся, при этом. Если ребёнок агрессивный, он станет ещё агрессивнее. Если у него какие-то психологические проблемы, то их станет ещё больше от телесных наказаний. Кроме того, самое главное, ребёнок НЕ ОСОЗНАЁТ, что кусаться - плохо. Осознает он лишь одно - что его бьют. И таким методом можно лишь продемонстрировать ребёнку отрицательную линию поведения.

2. Кусать ребёнка за то, что он кусается. Часто можно услышать такой совет от "добрых" людей.

Почему так нельзя делать? А потому что, опять же, ребёнок поймёт лишь то, что его кусают. Взрослый как рассуждает: "Вот он укусил сестрёнку. Если его в ответ укусить, то он почувствует боль и поймёт, что он тоже сделал больно ей. И когда в следующий раз захочет сестрёнку укусить, он вспомнит, как его укусили, и не будет её кусать".

Но сможет ли подобным образом рассуждать ? Конечно, нет. Его мозг ещё не настолько совершенен, чтобы такую цепочку действий понять и сопоставить их между собой. Зато, он может понять следующее: "Мне НЕЛЬЗЯ кусаться. А родителям МОЖНО кусать меня, они злые". Выражение "клин вышибают клином" не всегда действует.

3. Мыть рот ребёнка мылом. Ну, это, вообще, ни в какие рамки не лезет. Это какой должен быть извращённый и садистски настроенный ум, чтобы додуматься до такого? А если двухлетний малыш, извините, покакал, случайно, мимо горшка? Ему что, попу горчицей мазать надо?

Уважаемые родители, пожалуйста, внимательнее относитесь к своим детям. Ребёнок - это не кукла для игр и экспериментов. Это маленький человечек. И относитесь к нему, как к маленькому человечку. И он, конечно, не всегда действует правильно. Ну, так направьте его в верном направлении, используя родительскую мудрость. Воспитывайте, а не кусайте его, и не мойте рот с мылом.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Хотите знать, почему ребенок кусается ? Ведь эта проблема становится актуальной для многих родителей. В чём причина этого явления? Обычно дети начинают кусаться в период, когда у них режутся зубки - это понятно.

После прорезывания зубов дети перестают кусаться, но есть и такие, которые продолжают кусаться до 5-6 лет. Конечно, эта привычка пройдёт само собой, но когда она затягивается, оставлять её без внимания нельзя.

Для начала давайте разберёмся, почему малыш кусается? В раннем возрасте малыш всё тянет в рот и пробует на зуб - таким образом он познаёт мир. С появлением зубов дети случайно ненамеренно прикусывают грудь, доставляя боль маме. Но это не повод отказать малышу в грудном вскармливании.

Как кормить зубастика, чтобы привычка кусаться не закрепилась? Правильно прикладывайте ребёнка к груди: сосок должен находиться глубоко во рту, а губы и челюсти захватывают ареолу, нижние зубы прикрыты языком. В таком положении кусаться неудобно. Но в конце кормления, когда малыш наелся и отвлёкся от сосания, он может случайно укусить вас за сосок. Что делать, если такая неприятность произошла? Не пытайтесь вытащить грудь изо рта малыша - так вы сделаете хуже себе. Просто постарайтесь просунуть палец между челюстями ребёнка и освободить сосок. А можно несильно зажать крохе носик, чтобы он открыл рот.

Причиной укусов может быть и недостаток молока, заложенный носик, неправильное положение при кормлении. А если дёсны малыша набухли, воспользуйтесь специальными гелями и прорезывателями с охлаждающим эффектом. Дети могут кусаться из-за слабости мышц рта - обычно эти малыши сосут соску и запаздывают в речевом развитии. Значит, нужна стимуляция мышц рта. Для этого давайте крохе твёрдую пищу - яблоки, морковь, сухарики, орехи. Полезно надувать шарики, свистеть в свисток.

От избытка чувств

Когда малыш впервые укусил вашу руку, им двигало простое любопытство. Но даже такое невинное поведение надо пресекать. Не ругайте ребёнка, а спокойным твёрдым голосом скажите, что кусаться нельзя.

Тут же предложите резиновое кольцо, детское печенье, какой-нибудь чистый предмет, который можно грызть. Не разыгрывайте муки, не плачьте, иначе после такого спектакля малыш будет снова и снова повторять свои действия.

Дети ещё не понимают, что причиняют укусами боль. Порой они кусаются от избытка чувств, например от радости. Когда мама пришла с работы, малыш может укусить её за руку, шею, ухо. Иногда дети понимают укусы как проявление ласки к другому, поэтому малыш может укусить ребёнка на детской площадке или в гостях. Так малыш пытается показать любовь, но у него ещё нет чувства меры. Не поощряйте такие игры, не смейтесь, когда малыш вас кусает, объясняйте, что ласку можно проявлять другими способами - поцелуями, поглаживаниями.

Не заставляйте малыша просить прощения у укушенного - это его унизит. Пожалейте того, кого укусил ребёнок, покажите, что это поведение - плохое. Поговорите с малышом, спросите, почему он укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Надо было попросить у Маши или подождать, когда она перестанет играть».

В 2,5-3 года у малышей начинается период агрессии. Ребёнок кусается, когда хочется выразить свои эмоции. Например, он устал, ему жарко или хочется есть. Просто ему ещё трудно выразить чувства словами. Этот период требует от родителей большого терпения.

Больше внимания!

Постарайтесь помешать малышу сделать то, что он задумал. Как только увидите, что он хочет укусить вас, быстро оттащите его или прикройте ему рот ладошкой. Коротко и строго объясните, что кусаться плохо, люди так не делают.

Можно на некоторое время изолировать его от остальных малышей, усадить на скамейку и сказать, что он будет сидеть здесь, пока не перестанет кусаться.

Замечайте, в какие моменты кусается кроха, и постарайтесь избегать этих ситуаций. Переключайте внимание малыша на другой вид деятельности. Если долго бегал, займитесь спокойными играми, если долго сидел - предложите подвигаться.

Дети кусаются в случаях, когда чувствуют свою незащищённость. Например, когда другие дети берут их игрушки, а помощи ждать неоткуда. Помогите малышу войти в детский коллектив, научите его делиться своими игрушками и просить их у других детей. И наоборот, кусаться могут дети, которые стремятся во всём быть главными. Таким образом они демонстрируют свою силу.

Вспышки агрессии могут быть спровоцированы постоянными запретами, не дающими ребёнку нормально развиваться. Ещё одна причина - появление младших брата или сестрички. Малыш ревнует, ему не хватает внимания - вот он и проявляет своё недовольство. То же происходит, когда родители ругаются или в семье появляется новый папа. Постарайтесь решить семейные проблемы, оградите от них малыша. Дарите крохе больше внимания, любви и ласки.

Чтобы понять, почему ребенок стал кусаться, надо оценить ситуацию, в которой это произошло, а также учитывать возраст «хулигана». Причины, по которым кусается ребенок 10 месяцев, будут кардинально отличаться от причин, по которым двух-четырехлетний ребенок начал кусаться. И способы справиться с таким поведением тоже будут разными.

Ребенок кусается: причины

Рассмотрим, как меняются причины того, почему маленькие дети кусаются, в зависимости от их возраста.

  • Ребенок кусается в 8 месяцев

Скорее всего, виной этому - дискомфорт и боль, связанные с прорезыванием зубов. Ребенок становится капризным, плаксивым, он готов кусать и грызть все, что попадется под руку: погремушку, свои пальцы, плечо соседа. Если маленький ребенок кусается, потому что его десны набухли и покраснели, пусть у него под рукой всегда будут пластиковые или резиновые игрушки-прорезыватели. Покрасневшие десны можно смазывать гелями с анестезирующим эффектом («Калгель», «Камистад-гель»). Но до года-полутора проблема с болезненным прорезыванием зубов в любом случае может сохраняться, поэтому если, например, ребенок 11 месяцев кусается, этот период можно просто переждать, не предпринимая особых мер.

  • Ребенок в 1 год кусается

Если зубки ребенка уже не беспокоят, но годовалый ребенок кусается во время игры или просто так - это может говорить о переутомлении. Переизбыток эмоций, с которыми малыш не может справиться, становится причиной, почему годовалый ребенок кусается. Если ваш малыш в радостном или гневном порыве может больно укусить родителя или товарища по игре, нельзя оставлять это без внимания. Скажите ребенку твердое «нельзя», прервите игру, покажите, что обижены и не намерены продолжать веселье. Если ребенок кусает других детей - заберите его из игры и объясните, что так будет всякий раз, когда он будет кусаться.

Еще один способ, как отучить годовалого ребенка кусаться: предложить ему интересные и одновременно успокаивающие, требующие созидательного труда занятия: лепку, конструктор, игры с песком и водой, рисование карандашами и мелками.

  • Ребенок в 2 года кусается

Если ребенку уже исполнилось два года, родители начинают волноваться, почему такой, казалось бы, уже взрослый и все понимающий ребенок кусается, что делать и как его отучить?

Два года - это возраст, когда многие дети начинают ходить в детский сад или развивающие группы, где встречаются с другими детьми и порой хотят подчинить их себе и таким первобытным способом продемонстрировать свое лидерство. Если ребенок в год кусается от переизбытка чувств, часто безо всякого умысла, то в два года ребенок уже действует сознательно. К сознанию и надо обращаться, объясняя, что такие методы установления лидерства окружающим не нравятся, они недопустимы и приведут к тому, что с ним никто не захочет дружить.

Если ваш ребенок укусил товарища, вместе с ним подойдите для того, чтобы пожалеть пострадавшего и попросить прощения: малыш должен знать, как следует поступить, чтобы исправить положение.

Вместе с ребенком можно продумать неагрессивные методы привлечения внимания и завоевания новых друзей.

  • Ребенок в 3 года кусается

Если кусается ребенок трех лет и старше, обратите пристальное внимание на его отношения со сверстниками. Может быть, ребенок чувствует себя изгоем, у него есть проблемы в общении и ему приходится таким образом защищаться?

Если же ребенок не защищается, а именно атакует, у него могут быть проблемы с самоконтролем. В таком случае, чтобы определить, как отучить ребенка кусаться, необходимо проконсультироваться с неврологом и психологом.

Как отучить маленького ребенка кусаться?

  • Попытайтесь понять, почему кусается маленький ребенок. Любая агрессия - это способ заявить о чем-то, чего не замечают. Чем больше ласки и заботы вы проявите к ребенку, тем больше шансов, что кусаться он не будет.
  • Если ребенок 9 месяцев кусается, объяснять ему что-либо затруднительно, ведь он мало что поймет. Но недопустимо и физическое наказание. Тем более не стоит, если ребенок сильно кусается, демонстративно кусать его в ответ - это, наоборот,покажет ему, что такое поведение допустимо.
  • Что делать, если годовалый ребенок кусается? Отвлекать его интересными играми, а также почаще предлагать погрызть сушки, морковку или яблоко. Если кусается ребенок более старшего возраста - следует искать причину возникающей агрессии и проговаривать ее вместе с ребенком.
  • Снижению агрессивности ребенка также будут способствовать психологический комфорт в семье, здоровый распорядок дня, достаточный сон и продолжительные прогулки.

Если ребенок кусается, советы психолога могут потребоваться и родителям, чтобы узнать, как правильно реагировать на происходящее и какой полезной деятельностью занять ребенка, чтобы направить его эмоции в позитивное русло.

От малыша возрастом 1-2 года вряд ли можно ожидать злости или коварства. Тем более странными родителям кажутся ситуации, когда ребенок вдруг начинает кусаться . Зубов еще мало, но больно. О чем говорит такое поведение и что предпринять родителям — подскажет шпаргалочка.

Возраст: 1 год, до года

Почему ребенок кусается? Возможная причина: режутся зубы, при этом десны зудят и чешутся, вызывая непреодолимое желание грызть все подряд.

Что делать? Посоветовавшись с врачом-педиатром, применяйте специальные гели, облегчающие прорезывание зубов, притупляющие боль (калгель, камистад). Предлагайте крохе погрызть сухарь, кусочек яблока. В продаже имеется много прорезывателей для растущих зубиков. Если никак не реагировать на кусание малыша в этот период, привычка кусаться может остаться. И тогда при первой же необходимости проявить эмоции или чего-то добиться, ребенок (вполне возможно) применит этот прием. Реагируйте спокойно, но настойчиво.

Причина: Ребенок голоден и, по причине того, что еще не умеет выразить свои желания словами, нетерпеливо кусает мамину грудь или руку.

Что делать? Внимательно следить за режимом дня и кормления. Предлагать ребенку еду прежде, чем он начнет требовать его кусанием.

Возраст: от 1 года до 2 лет, 1,5 года


Почему ребенок кусается?
Возможная причина: Проявляется исследовательский инстинкт. Малыш хочет все попробовать «на зубок», поэтому все тянет в рот. Мамина рука — не менее вожделенный объект для исследований: Интересно, а что будет, если укусить маму?

Что делать? Удовлетворите исследовательский инстинкт крохи. Дайте понять, что следствием этих его действий является недовольство мамы. Что будет, если укусить маму? Она рассердится, огорчится — значит, так делать нельзя.

Причина: Попытка привлечь внимание. Малышу может не хватать внимания родителей. Кусание — способ выразить свое недовольство, привлечь внимание. Сюда же входят одергивание маму за одежду, хныканье, капризы. Укус – это уже, как правило, крайняя мера, свидетельствующая о детском отчаянии и бессилии. Ребенок в 2 года может кусаться и потому, что другие способы привлечь внимание уже не действуют.

Что делать? По возможности не допускать таких ситуаций, стараться выделять время на совместные игры, вовлекать малыша в повседневные домашние дела: вместе готовить, прибираться, поливать цветы. Особенностью детей в возрасте 1–2 лет является острая потребность в родительской опеке, заботе и любви.

Причина: Неумение выражать свои эмоции (злость, обиду, волнение и даже нежность, да да).

Что делать? В 2 — 3 года ребенок уже способен понимать объяснения взрослого, учиться. Поэтому терпеливо объясните крохе, что такие эмоции как злость, обида — нормальные. Их испытывает каждый, и мама, и папа, и бабушка. Покажите, что есть другие варианты Предложите в игровой форме вместе избавиться от негативных эмоций — побить подушку, к примеру

Психологические проблемы

В более старшем возрасте — от 3х лет и более — дети кусаются осознанно. На это есть свои причины и чаще всего они связаны со взаимоотношениями в семье или детском саду. Поэтому, если ребенок кусается в возрасте 3х, 5ти лет — это уже психологическая проблема, решать которую лучше, посоветовавшись с психологом.

Возможные причины:

  • Неблагоприятная атмосфера в семье, проблемы во взаимоотношениях между членами семьи,
  • Обида, затаенная злость на взрослого, недостаток любви родителей (особенно, когда подрастает младший брат или сестра),
  • Обилие запретов, кусание — как протест,
  • Ребенок не умеет выразить чувства и эмоции иными способами, причем не только страх, волнение или обиду, но и любовь, нежность,
  • Плохой пример других детей в саду,
  • Чрезмерная активность ребенка.

Имеют место быть и физиологические проблемы: аллергия, зубная боль.

Что делать? Прежде всего, отнестись к ребенку по-доброму, во что бы то ни стало. Ваша агрессия, излишнее внимание к проблеме лишь усугубит дело. В перечисленных ситуациях важно найти ключик к детскому сердцу. Помочь родителям в этом помогут психологи. Самое главное — сохранять спокойствие, показать ребенку, как вы его любите. Ведь не зря народная мудрость гласит: Где в семье лад, там и ребят хорошо растят.