Садовые растения        22.05.2019   

Ребенок начинает удерживать голову в возрасте. Когда дети начинают держать голову. Как исправить положение

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Сразу после рождения родители задаются вопросом: когда ребенок начинает держать голову? Этот, казалось бы, простой навык управления телом появляется у новорожденных не сразу. Малыш учится овладевать мышцами шеи в течении 2-3 месяцев, но срок зависит от индивидуальных особенностей развития.

Четыре этапа формирования важного навыка

Перед тем как ответить, во сколько месяцев , необходимо проследить этапы формирования навыка. Процесс происходит постепенно и отклонения в развитии заметны уже в первые недели жизни крохи.

Богданова Людмила Алексеевна, Израиль, клиника «Топ-Ихилов», нейрофизиолог, физиотерапевт, врач функциональной диагностики

Даже доктор не сможет вам точно ответить, с какого месяца ребенок начинает держать голову. Каждый организм развивается индивидуально.

Как правило, дети держат головку к трем месяцам. Но если малыш родился слабеньким, не торопите его. Дайте время мышцам окрепнуть. А еще слушайте вашего невролога и педиатра. Массаж и гимнастика помогут укрепить мышцы и ускорить формирование навыка.

От рождения до 6 недель

До полутора месяцев у новорожденных слабые мышцы шеи и держать голову вертикально они не могут. Чтобы не повредить верхний отдел позвоночника, поддерживайте головку крохи, когда держите его на руках .

После заживания пупочной ранки начинайте выкладывать ребенка на животик. Врожденный защитный рефлекс заставит кроху приподнять головку и положить ее на бок. При этом тренируются мышцы шеи, а также улучшается перистальтика кишечника, что поможет предотвратить колики.

Если месячный малыш держит голову наравне с туловищем, не стоит радоваться . Это может свидетельствовать о неврологических проблемах, поэтому покажите маленького пациента врачу.

6 недель – 2 месяца

В полтора месяца младенец, лежа на животике, может приподнять голову на 45° и держать ее на протяжении одной минуты и более. А ближе к 8 неделе кроха делает первые попытки поднять головку вертикально.

Сажать ребенка запрещено – слишком рано, а вот потянуть за ручки – и он потянется за вами

Если вы поднимите лежащего на спине ребенка за ручки, пытаясь его посадить, затылок малыша останется на одном уровне со спинкой .

В более раннем возрасте при таких манипуляциях новорожденный не способен приподнимать голову и запрокидывает ее назад.

2-3 месяца

Малыш начинает держать голову вертикально, но быстро устает. Подстрахуйте кроху, подставив свою ладонь под детский затылок.

4 месяца

Это период, когда дети начинают держать голову самостоятельно. Малыш вертит ею во все стороны, а при выкладывании на живот приподнимает еще и верхнюю часть туловища .

Нельзя однозначно сказать, во сколько ребенок начинает держать голову. Первые попытки он делает еще в 3-4 недели, а окончательно навык закрепляется к четырем месяцам.

Когда начинают держать голову рожденные раньше срока малыши

Развитие недоношенных деток отличается от рожденных в срок. Такие крохи рождаются слабыми и неокрепшими, часто требуют инкубационного ухода.

Недоношенные дети на втором месяце жизни еще не приподнимают голову

4 Слабый тонус мышц шеи и спины . Возникает вследствие частичного поражения центральной нервной системы или недостаточного развития мышц. Чаще встречается второй вариант, который лечится массажем и специальной гимнастикой.

После одного-двух курсов у мануального терапевта проблема уходит бесследно. В первом случае необходимо лечение поражения нервной системы, которое включает в себя как массаж, так и прием медикаментов.

5 Дисбаланс между сгибателями и разгибателями шеи . Способность вертикального держания головы формируется в результате достижения баланса задних мышц шеи и их антагонистов – «кивателей», расположенных спереди.

У новорожденных мышцы задней поверхности активнее благодаря безусловному рефлексу. Он позволяет поворачивать голову или приподнимать ее при возникновении опасности задохнуться.

Функции «кивателей» быстро развиваются и уже к двум месяцам позволяют держать голову вертикально. Если мышцы передней поверхности шеи недоразвиты, кроха при попытке поднять голову запрокидывает ее назад .

В этом случае помогут специальные воротники, которые одевают ребенку для предотвращения запрокидывания, а также массаж и гимнастика.

Предлагаем посмотреть видео и вместе с малышом проделать упражнения на фитболе, которые займут у вас 3 минуты:

Регулярное посещение педиатра поможет вовремя заметить проблему. Врач точно знает, в каком возрасте дети начинают держать голову и как лечить, если кроха не усвоил такой нужный навык.

Зайцев Сергей Владимирович, г. Москва, МЦ «Невро-Мед», детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Не стоит стремиться как можно раньше научить малыша держать голову, сидеть, стоять. Всему свое время. Если у ребенка нет патологий и неврологических проблем, регулярных выкладываний на живот для укрепления мышц шеи вполне достаточно.

Вмешиваясь в естественный процесс, вы можете навредить. Детский организм хрупок, подождите, пока он окрепнет.

5 методик для укрепления мышц шеи

Вашему малышу скоро 3 месяца, он здоров, но не держит головку? Возможно, его мышцы еще недостаточно окрепли. Для их укрепления делайте несложные упражнения, у которых нет противопоказаний:

  1. Почаще выкладывайте ребенка на живот . Если крохе тяжело находиться в такой позе, помогите ему. Для этого поверните малыша ножками к себе и обхватите его с боков руками. Ладонями придерживайте ручки, чтобы локотки не разъезжались и младенец не терял равновесие. Чтоб ускорить процесс , разработаны специальные методики.

Не укладывайте ребенка на животик сразу после еды. Сжатие диафрагмы вызывает обильные срыгивания.

  1. Носите кроху на руках в позе «самолетик» . Одной рукой придерживайте шею, а вторую подложите под животик и грудь. В таком положении малыши любят находится, ведь во время упражнения их покачивают и носят по комнате, где много интересного.
  2. Делайте младенцу специальный массаж . Положите кроху на спинку и поглаживайте и похлопывайте шею от подбородка к грудке. Таким образом вы приведете мышцы в тонус.
  3. Делайте с ребенком упражнения на фитболе . Положите малыша животиком на мяч и покачивайте вперед-назад и влево-вправо. Младенец будет стараться поднять голову вертикально полу. При этом прокачиваются не только передние и задние мышцы, но и боковые, что предотвращает кривошею. Больше упражнений с грудничком найдете .
  4. Занимайтесь с крохой плаваньем в ванной . Во время первых занятий необходимо придерживать малыша под подбородком. Когда ребенок слегка окрепнет, взрослый держит его двумя руками за грудку и животик. Следите, чтобы младенец не наглотался воды. Насколько полезным может быть и 7 причин когда это запрещено раскрыто подробно в другой нашей статье.

Не прекращайте упражнения, когда ребенок начал уверенно держать голову. Так вы закрепите навык, избежав регресса.

Следующая статья поможет пролить свет на вопрос родителей, .

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

    Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

    Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

    Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

    Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

    Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

    При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

    Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

    Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Новорождённый кажется таким хрупким, шейные позвонки и мышцы слабые. Любое неосторожное движение может обернуться серьёзными последствиями. Не случайно в первые месяцы жизни важно поддерживать голову, не допускать излишней нагрузки на шейный отдел позвоночника.

Мамы и папы часто спрашивают педиатра: «Когда малыш должен самостоятельно держать головку?» Вопрос далеко не праздный: если кроха на определённом этапе развития плохо держит головку, важно вовремя обратить внимание на этот недостаток, посетить педиатра. Современные методы терапии предупредят осложнения. Информация будет полезна всем молодым родителям.

Когда малыш должен держать голову самостоятельно

Ответ прост: только тогда, когда мышцы шеи достаточно окрепнут. Не забывайте, что голова у новорождённого кажется большой на фоне остальных участков, тельце недостаточно пропорциональное. Удержать такой «груз» слабым позвонкам и мышцам в первые недели жизни не под силу.

Новорождённый, которому исполнилось 2–3 недели, в положении «лёжа на животике» пытается поднять, удержать голову, но попытки пока безуспешны. До полутора месяцев с этой задачей ему не справиться.

Некоторые мамы радуются, что месячный малыш самостоятельно держит головку. Не стоит хвастаться перед подругами и знакомыми «достижениями» новорожденного, нужно как можно скорее обратиться к педиатру и детскому неврологу. Причиной отклонения от нормы часто становится высокие показатели внутричерепного давления, что очень опасно для развития нервной и сердечно-сосудистой системы.

Особенности:

  • большинство деток начинают вертикально держать головку, примерно, в 3 месяца. Одни младенцы справляются с этой задачей чуть раньше, другие – к четырём месяцам;
  • к пяти-шести месяцам малыш уверенно держит головку, поворачивает её из любого положения, когда слышит звук или желает увидеть свою игрушку;
  • ещё один навык – к полугоду грудничок спокойно наклоняет голову влево – вправо, заинтересованно рассматривает окружающий мир, яркие игрушки, поворачивает головку вслед за родителями.

Важно! Первые 3–4 месяца обязательно поддерживайте головку, когда носите кроху на руках в любом положении. Следите, чтобы голова не отклонялась назад. Резкие движения могут повредить слабые шейные позвонки, нарушить состояние мышечной ткани.

Факторы, влияющие на состояние мышц шеи:

  • наличие родовых травм. Некоторые повреждения, полученные в процессе родов, замедляют физическое развитие новорождённого;
  • положение, которое принимает ребёнок, которого носят на руках или во время сна;
  • качество питания матери (при грудном вскармливании). Недостаток витаминов, кальция сказывается на формировании костно-мышечной системы.

Как проверить уровень развития мышц шеи

Важно в раннем возрасте определить, правильно ли развивается кроха. Один из тестов – умение держать голову.

Для обследования новорождённого не нужно идти в больницу: каждый родитель справится самостоятельно.

Что делать:

  • дождитесь, пока крохе исполнится месяц;
  • положите малыша на животик, возьмите погремушку, погремите выше головы;
  • при достаточном уровне развития нервной системы младенец слегка поднимет голову, попытается взглянуть на игрушку;
  • если есть отклонения в нервной регуляции, кроха не сможет поднять головку. Задача родителей – посетить детского невролога, выяснить причину проблемы.

Упражнения для укрепления шейных мышц

Нередко после обследования врач говорит, что с нервной системой порядок, родовых травм не было, нужно лишь обратить внимание на физическое развитие крохи. Возможно, родители мало занимались с новорождённым, не выкладывали на животик. Педиатры рекомендуют несложный комплекс, который нужно выполнять ежедневно.

Как научить ребенка держать голову? Упражнения и полезные советы для укрепления мышц шеи:

  • главное: к трёхнедельному возрасту чаще выкладывать младенца на живот. В период бодрствования, между кормлениями, обязательно проделывайте эту манипуляцию. Кроха повинуется врождённому рефлексу, слегка приподнимает плечики, старается повернуть головку на бок. Регулярное напряжение мышц укрепляет их;
  • массаж для новорождённого – простой, эффективный способ, придающий мышцам силу. Посмотрите картинки и видео, как проводить процедуру в столь раннем возрасте. Мягко, растирающими движениями поглаживайте тельце, аккуратно двигаясь к области сердца;
  • проверяйте, как спит малыш. Каждые 6–7 дней меняйте положение крохи в кроватке. Кладите ребёнка головкой в разные стороны. Так вы предупредите излишний тонус шейных мышц с одной, «любимой» стороны;
  • ещё один полезный совет: контролируйте, чтобы кроха не засыпал в одной позе;
  • педиатры рекомендуют родителям с раннего возраста приучать грудничка к плаванию. Как только зажила пупочная ранка, начинайте занятия. Специальный надувной круг удерживает головку малыша над водой, при плавании развиваются двигательные навыки. Обеспечьте в ванной комфортные условия, и кроха с удовольствием будет плавать;
  • следите за питанием мамы. Грудное молоко должно быть калорийным, питательным, иначе новорождённому будет недоставать полезных веществ. Недостаточный набор веса отрицательно сказывается на состоянии крохи. Постепенно приучайте новорождённого к режиму дня: так детки лучше набирают вес, крепче спят, растут более спокойными;
  • крохе исполнилось 7–8 недель? Выполняйте с ним полезное упражнение: носите малыша в горизонтальном положении (держите тельце животиком вниз). Одна рука обязательно придерживает нежную шейку, чтобы получалась прямая линия, вторая рука лежит под животиком;
  • ещё одно упражнение начните по достижении двух месяцев. Придерживая затылок, поднимите младенца вертикально. Носите кроху в таком положении несколько минут. Упражнение повторяйте 3–4 раза на день;
  • после полугода, когда ребёнок хорошо держит головку, крутит ей в разные стороны, предложите интересную, полезную игру. Возьмите любимую игрушку, вначале положите слева от крохи, затем – справа. Задача: заставить поворачивать голову, пытаясь разглядеть предмет. Игрушка должна быть яркой, «звучащей» (хороший вариант – погремушка);
  • купите фитбол. Совместные занятия с малышом укрепляют мышцы, обеспечивают эмоциональный контакт мамы и крохи. Проконсультируйтесь с педиатром, подберите упражнения, соответствующие возрасту.

Что делать, если ребёнок не держит голову на животе

В 5–6 месяцев малыш такое положение вещей говорит о проблемах с крохотным организмом. Часто виноваты родители, не выполняющие рекомендации педиатров. Иногда доктор выявляет врождённую/приобретённую патологию или недостаток полезных веществ при неправильном рационе.

Обратите внимание на основные причины проблемы:

  • слабый тонус шейных мышц, кривошея;
  • травма при родах;
  • ребёнок недоношенный;
  • родители редко выкладывают малыша на животик;
  • недостаток питательных веществ, недоедание;
  • неврологическая патология.

Признаки развития кривошеи

Иногда мамочки замечают, что грудничок чаще поворачивает головку в одну сторону, смотрит на игрушку слева или справа. Некоторые детки постоянно кладут головку только на одну сторону, сопротивляются, капризничают при попытках изменить положение.

Почему так происходит? Как действовать? При выявлении подобных признаков, педиатры рекомендуют, как можно раньше обратиться за консультацией к детскому неврологу. После осмотра врач подскажет, что делать.

Возможно, у малыша кривошея. Нередко проблема вызвана нарушением мышечного тонуса. У крохи одна часть шеи более напряжена, чем другая. Ребёнок просто не может повернуть головку в «неудобную» сторону. Иногда проблема заходит настолько далеко, что у малыша нарушается симметрия мышц лица.

Как купать ребенка в первый раз? У нас есть ответ!

О том, как и чем лечить насморк у грудничка написано странице.

Основные причины:

  • врождённые патологии;
  • родовая травма;
  • сон только на одной стороне;
  • постоянное прикладывание к одной груди;
  • развитие неврологического заболевания в первые недели жизни на фоне других патологий, например, при кефалогематоме.

Как исправить положение:

  • обратитесь к педиатру и детскому неврологу. После осмотра врачи направят к опытному массажисту. Чем раньше начата работа с шейными мышцами, тем быстрее появится результат. Иногда процедуры занимают две-три недели, некоторым деткам приходится принимать сеансы дольше;
  • эффективные физиопроцедуры: парафинотерапия, электрофорез;
  • исключить кривошею поможет УЗИ шейного отдела. При выявлении патологии детский невролог назначит лечение;
  • полезен сон с ортопедической подушкой, ограничивающей поворот головки в определённую сторону;
  • если специальную подушку сложно найти, сделайте валик из пелёнки, положите вокруг головки, чтобы кроха смотрел перед собой. Для комфорта положите внутрь вату: так приспособление получится мягче, удобнее для грудничка;
  • повесьте над кроваткой яркую игрушку, обязательно, по центру. Так малыш не будет смотреть только влево или вправо;
  • каждую неделю укладывайте ребёнка спать по-новому. Простой приём: смена места головы и ног предупредит кривошею;
  • врачи обращают внимание на два момента: с какой стороны вы подходите к малышу, и откуда падает свет. Если положение одинаковое, высока вероятность, что с одной стороны мышцы будут более напряжёнными, в другой – расслабленными;
  • раннее плавание – отличный способ снять повышенный тонус мышц шеи. Подберите упражнения совместно с педиатром. Доктор подскажет комплекс для коррекции напряжения мышц с одной стороны.

Настройтесь на положительный результат, не паникуйте. Выполняйте с ребёнком комплекс упражнений, соблюдайте рекомендации по уходу, питанию, развитию двигательной активности. Врачи настоятельно советуют корректировать тонус шейных мышц на раннем этапе развития, пока костно-мышечная система активно формируется. Чем позже вы обратитесь к специалисту, тем дольше придётся лечить кривошею или гипертонус шейных мышц.

Теперь вы знаете, во сколько малыш должен уверенно держать головку. При отставании от нормы обязательно покажите кроху педиатру, детскому неврологу. Выполняйте комплекс несложных упражнений для активного укрепления шейных мышц, занимайтесь с грудничком плаванием и на фитболе. Простые приёмы сохранят здоровье, направят физическое и эмоциональное развитие младенца по верному пути.

Видео о том, как помочь ребенку научиться держать голову:

Умение ребёнка удерживать голову и управлять её движениями считается одним из первых и важных этапов развития, который должен пройти малыш. Освоение контроля движений головы поможет ребёнку научиться сидеть, переворачиваться, ползать и ходить должным образом позже.

Очевидно, что новорождённые дети не умеют удержать собственную голову. Но когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно? Это может произойти намного раньше, чем вы ожидаете.

В каком возрасте ребёнок начинает держать голову?

Когда малыш рождается, он не может держать головку, так как мышцы и несовершенные двигательные навыки, которые отвечают за контроль движений шеи, ещё слишком слабы.

Ребёнок начнет хаотично двигаться, поднимая голову, через четыре недели после рождения. До этого времени ему понадобится много поддержки. На втором месяце вы обнаружите, что младенец начинает держать головку в шатающейся манере во время лежания на животе.

Только через три-четыре месяца ребёнок может удерживать/поднимать голову без дополнительной поддержки. В это время грудничок пытается поднять голову и даже приподнять локти в позе кобры. Когда малыш достигает шестимесячного возраста, он уже развивает полный контроль над головой и мышцами и может смотреть в разные стороны.

В первые 6 месяцев ребёнок постепенно будет пытаться развить контроль над своими движениями. Существуют различные этапы контроля, которые ребёнок постепенно проходит по мере взросления.

Вот что можно ожидать в течение первых 6 месяцев жизни ребёнка.

Период новорождённости

Вам нужно будет придерживать голову новорождённого осторожно, поскольку на этом этапе контроль над собственными движениями у него мал или вообще отсутствует. Шейные мышцы довольно слабые при рождении, поэтому дети не имеют контроля над ними.

Младенцы полагаются на своих матерей, которые будут поддерживать их голову и шею во время ношения. Вероятно, это способ природы помочь матери и ребёнку, развивая тесный контакт лицом к лицу.

От 1 до 2 месяцев младенец поднимает голову

К концу первого месяца ребёнок должен уметь слегка приподнимать голову и поворачивать её, лёжа на животе. Примерно через 6 — 8 недель, если младенец особенно силён и скоординирован, он поднимет голову, лёжа на спинке.

Когда вы переносите младенца на плече, у него будет возможность поучиться ненадолго поднимать голову. У малыша также будет достаточно сил, чтобы задержать голову, сидя в автокресле.

Подождите, пока младенец научится удерживать голову твёрдо, без вашей поддержки, чтобы использовать прогулочную коляску или рюкзак-кенгуру. Когда вы переносите ребёнка в слинге, убедитесь, что его лицо видно, так как младенец ещё не может легко крутить головой, чтобы беспрепятственно дышать.

Удержание головы в возрасте от 3 до 4 месяцев

К этому времени вы заметите определённое улучшение в координации движений. Малыш сможет поднять голову до 45° из положения лёжа на животе и постоянно удерживать её.

Простое упражнение, которое поможет шейным мышцам ребёнка стать сильным: положите младенца на спину и потяните за руки вверх к сидячему положению. Медленно расслабьте спину. Проделайте так несколько раз.

В этом возрасте младенец должен держать голову в соответствии с остальной частью тела, когда он подтягивается. Вероятно, вы можете носить его в специальном рюкзаке.

Устойчивый контроль в возрасте от 5 до 6 месяцев

Как только вашему ребёнку будет около шести месяцев, он сможет постоянно удерживать головку вертикально. Это время, когда большинство детей начинает сидеть и может постоянно держать голову вертикально. Прогулочные коляски можно вводить в использование именно на этом этапе.

Что делать, когда ребёнок плохо держит голову в 3 месяца?

Если ребёнок в 3 месяца не держит голову, многие мамы поддаются панике. Действительно ли есть причины для волнения?

Если вы обнаружили, что ребёнок в 3 месяца плохо держит голову, просто сообщите об этом своему педиатру при следующем посещении. Помните, что у каждого ребёнка навыки развиваются по-разному, малыши также достигают определённых этапов развития в разное время. Некоторые могут достичь этих этапов быстрее, чем другие. Умение держать голову в этом плане не отличается от прочих способностей.

Кроме того, если младенец недоношенный, он может достичь этого этапа немного позже, чем ребёнок, родившийся в положенный срок.

Редко у младенцев бывает запрокидывание головы. Это говорит о том, что у малыша слаборазвитые мышцы шеи.

Запрокидывание головы происходит по следующим причинам:

  • при рождении малыш очень маленький;
  • роды произошли раньше срока;
  • травма головного мозга.

Таким образом, если младенец в 4 месяца плохо держит голову в вертикальном положении тела, обратитесь к доктору, чтобы убедиться, что мышцы шеи младенца правильно развиваются.

Как помочь ребёнку научиться хорошо удерживать голову?

Младенец будет быстрее развивать контроль над движениями головы, если вы дадите ему возможность укрепить мышцы шеи. Простые методы помогут ребёнку развить эту способность и поддерживать голову в срединной линии, что является важным шагом для дальнейшего физического развития.

Пусть ваш ребёнок проводит время на разных позициях, а не только на спине. Не сажайте его в автокресло, если вы не едете на машине.

1. Выкладывание на животик.

Лежание на животе важно для помощи ребёнку в укреплении шейных и спинных мышц. Для этого положите малыша на живот, когда он бодрствует, и дайте ему привлекательные игрушки, чтобы сделать время лежания забавным для ребёнка.

2. Выкладывание на живот вдоль колен.

Если младенцу некомфортно лежать на полу, ему, возможно, будет легче лежать на ваших бёдрах с подбородком между колен. У ребёнка также будут напрягаться мышцы спины, но он будет наслаждаться этим больше, потому что так будет ближе к вам и лицо не будет утыкаться в ковёр, когда мышцы устанут.

3. Использование мяча.

Если у вас имеется большой, мягкий мяч (фитбол), который часто используется в лечебных программах, он поможет укрепить шейные и спинные мышцы ребёнка. Когда вы двигаете мяч вперед, ребёнок должен работать против силы тяжести, чтобы удержать голову в вертикально. Это помогает развить сильные мышцы шеи. Вы также можете расположить своего ребёнка сидя и аккуратно откинуть его назад, чтобы он старался поднять голову.

4. Наблюдение.

Сядьте на стул и расположите ребёнка на своих коленях с опирающейся на вас спиной. Это является хорошим способом развить контроль над движениями головой по мере взросления младенца. Меняйте места, где вы сидите, чтобы малыш видел разные вещи.

5. Занятия в бассейне и детская йога.

Когда ваш ребёнок уже немного удерживает голову, можете взять ребёнка в бассейн.

Плавание в бассейне подарит малышу новые ощущения. Когда он проводит время на своем животике, поддерживаемый вами и водой, двигать тело и конечности ему можно будет более свободно, чем лёжа на полу.

Детская йога также поощряет полный спектр движения, позиций, которые ребёнку очень понравятся. Это будет благоприятствовать его физическому развитию и мышечному контролю.

Когда ребёнок хорошо держит голову, он может перейти к другим этапам развития, например, к сидению, переворачиванию, ползанию и ходьбе. Чтобы начинать кушать твёрдую пищу и сидеть на высоком стульчике, необходимо, чтобы малыш мог полностью контролировать движения в шее и в грудно-поясничном отделе позвоночника.