Садовые растения        12.06.2019   

Роль личного примера родителей в воспитании ребенка

Родитель пример для своего ребенка

Недаром говорят, что родители – это пример для детей . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.

Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребенку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребенок чувствует настоящую любовь родителей, он растет незакомплексованным. Родительская любовь – это тот фундамент, на котором и строится характер ребенка, его личность. Если ее нет, это ведет к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребенок вырастет с твердым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие теплые отношения.

Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребенком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми, как подчеркивают психологи. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребенок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребенку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Этот отнюдь не та забота, о которой идет речь, а просто отмахивание от родительских обязанностей, выраженное материально.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал достойной личностью, обратите внимание прежде всего на себя и свое отношение к жизни. Именно родители являются примером для детей . Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – все это ребенок видит в первую очередь дома. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребенок может со временем ступить на ту же тропу. Не будьте отрицательным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в старости.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

"Личный пример - основа духовно-нравственного воспитания в семье"

Форма проведения: психологический урок-практикум для родителей

ЦЕЛЬ:

Формирование навыков ответственного поведения в семье;

Овладение знаниями о значении личного примера в воспитании ребёнка.

Задачи:

Создать условия для сплочения группы;

Способствовать развитию навыков самоанализа;

Сформировать понятие значимости личного примера в семье.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Родители заходят и выбирают цветные фигурки из бумаги (три цвета) с целью дальнейшего разделения на группы (5 красных, 5 зелёных и 5 оранжевы геометрических фигур из бумаги).

Рассаживаются по группам (5-6 человек).

ПРИВЕТСТВИЕ.

Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу сразу поблагодарить вас за вашу заинтересованность воспитанием детей. Сегодня мы с вами собрались не просто так. Сегодня мы с вами постараемся раскрыть очень актуальную тему, а именно – тему духовно- нравственного воспитания в семье. Я постараюсь, чтобы вам было максимально интересно. Вместе с тем с вашей стороны тоже потребуется приложить усилия, быть активными, чтобы и мне было интересно работать с вами. Видите, какая выходит взаимная ответственность, и от того, как мы с вами будем эту ответственность разделять, зависит, какое впечатление у нас останется от общения друг с другом! Говорят, как день начнёшь – так его и проведёшь, и поэтому давайте начнём сегодняшний день с пожелания друг другу!? Пожелаем - ка все дружно нам всем «Доброго дня»!

РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ.

Отлично! Для начала, уважаемые родители, я прошу вас взять, лежащие перед вами листы ожиданий и слева написать то, чего вы ждёте от сегодняшнего занятия, какие чувства испытываете, возможно вопросы, на которые хотели бы получить ответы…

ВВЕДЕНИЕ.

Итак, история вопроса о влиянии семьи на духовное и нравственное воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Безусловно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания (в том числе и школа) не может сравниться с семьёй. В СЕМЬЕ закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Одна из важнейших особенностей в развитии ребёнка – это развитие нравственного сознания: понятий, убеждений, которыми он начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребёнок, так и будет складываться его личность. В любом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания.

Конечно же мудрые родителя не хотят, чтобы это коснулось их ребёнка и наверняка хотят передать чадам свой положительный опыт. Поэтому…

ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Представьте себе, что ваши дети выросли и сами вот-вот станут родителями. Вам предоставляется возможность заглянуть в будущее и передать своим чадам инструкцию по воспитанию детей! Перед вами лежат ватманы и маркеры. С их помощью вы, в течение 2-х минут составите список самых важных правил воспитания и эти послания передадите своим детям в будущем! Приступаем!

(Списки на время откладываются, занятие продолжается)

Духовно-нравственное воспитание ваших детей, безусловно, должно являться непрерывным процессом, который продолжают учителя в школе, в кружках, но основа его закладывается вами, в семье.

Сея хорошее, вы пожинаете свой успех и спокойствие в старости!

ПРИТЧА

Сейчас я предлагаю вам послушать одну притчу. Её вы обнаружите на столах перед собой и можете следить по тексту вместе со мной!

«СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК» (Л.Н. Толстой)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить."

А теперь я предлагаю вам подумать и ответить:

Какой урок мы можем извлечь из этой притчи?

Попробуйте сформулировать мораль сей притчи.

Эта история содержит урок не только для родителей этого мальчика, но и для всех нас. В этой притче Лев Николаевич Толстой смоделировал ситуацию, встречающуюся во взаимоотношениях родителей и детей. Действительно, на лицо ситуация примера родителей для ребёнка и того как НОРМОЙ воспринимается ребёнком порою то, что происходит на его глазах в семье!

Вот он, главный принцип воспитания – это ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР.

Итак, давайте вновь обратимся к теме нашего занятия -

«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – основа духовно-нравственного воспитания в семье»

Давайте – как все вместе задумаемся - КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ? КАКИЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМ?

Правильно!

В основном мы разрешаем, запрещаем, поучаем, контролируем… следовательно – зачастую ограничиваемся несколькими достаточно плоскими увещеваниями в воспитании: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться, потому что учение – твоя работа». Это необходимая часть воспитания личным примером – но далеко не достаточная. На самом деле личный пример – это требовать от детей только то, что требуешь от себя самого. Если ставишь ребенку ограничения – должен и сам подчиняться этим ограничениям. Сказать ему: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться» вовсе не достаточно, чтобы ребенок понял, почему он действительно должен хорошо учиться. Если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, – они сами должны все время учиться, читать, набираться знаний.

Воспитание словом всегда будет только производным от воспитания делом. А воспитание делом – это воспитание, начинающееся с себя: с требовательности к себе, а если нужно, и с самоограничения. Следовательно, воспитание – это в первую очередь ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР! Хорошо!

ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ – КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР?

(положительный и отрицательный)

Уверена, что многие из вас знают о том, что действенность личного примера. в воспитании объясняется такой особенностью детей, как подражательность. Они с удовольствием подражают старшим, повторяют их привычки, манеру говорить, стиль общения. Со временем образ жизни семьи становится и образом для подражания взрослеющих детей. Хороший пример мы подаём нашим детям когда вместе с ними занимаемся творчеством, спортом, трудом, ученьем…

ВЫСТУПЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (совместное творчество, труд, спортивная жизнь)

Показ семейных фотографий. Желающие также делятся личным опытом.

Следует особо отметить, что в практике положительный пример родителей не всегда является образцом для подражания. А вот отрицательный пример, как правило, быстро перенимается детьми - грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, эмоциональная распущенность, курение, употребление спиртного, тунеядство и лень… впитываются детьми как губкой!

Внутри семьи мы прививаем детям пример поведения не только среди других людей, но и прививаем им образцы поведения в кругу семьи, отношение к партнёру! Жизнь прожить – не поле перейти и поэтому часто встречаются различные семьи – и не совсем благополучные и не всегда полные… За счёт чего иногда родители выстраивают собственный авторитет в некоторых семьях мы сейчас можем проследить на следующем примере:

«Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..» Педагоги и психолог пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Но их попытки были тщетны.

Мать часто повторяла девочке: Ты– это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдаю тебе… Я работаю день и ночь…

И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.

Но это всё только казалось. Инна росла вздорной и эгоистичной. В классе её не любили». Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов – ссоры со сверстниками, отсутствие друзей, грубость в отношении учителей. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям (!): «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!»

Психологу пришлось сказать ей всю правду:

– Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает».

Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания. Давайте подумаем

В чём причина случившегося?

Кто виноват в поведении девочки?

Как можно было избежать подобного?

Спасибо за ваше мнение, вы совершенно правы!

ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ

Учитывая то, что сегодня здесь собрались заботливые, мудрые и любящие родители, которые с удовольствием поделятся своим замечательным опытом, предлагаю вам вернуться к вашим посланиям в будущее и закончить их. Выбираем спикеров и представляем свою работу. У вас 1-2 минуты! Приступаем!

(защита групп)

Ваши дети тоже приготовили кое-что для вас! Внимание на экран!

ВИДЕОРОЛИК (дети произносят пожелания родителям, говорят о любви к ним)

РЕФЛЕКСИЯ + МОНИТОРИНГ «РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ»

(Оправдались ли ожидания. Ощущения, пожелания, оценивание…)

ИТОГ «ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ» (музыка)

Каждый получает возможность высказаться. Пожелание рука в руке – в итоге все стоят в едином кругу держась за руки и педагог подводит итог, что только все вместе – школа и семья, смогут на личном примере воспитать замечательных, порядочных и высоконравственных людей из наших детей.

«Каждый ребенок - это «сосуд», который нужно наполнить любовью. Ребенок жаждет любви. Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст».

Раздача ПАМЯТОК (афоризмы, правила воспитания)

Я тоже кое-что приготовила для вас! В этих книжечках вы найдёте рекомендации по воспитанию детей, поделитесь этой информацией с близкими, родными, соседями и просто знакомыми… Надеюсь эта информация поможет нам вспомнить, что мы тоже когда-то были детьми, поможет сделать наших детей счастливыми!

Афоризмы на доске.

Будь милосерден и снисходителен ко всем, кроме себя. Детям больше всего нужен пример для подражания, чем критика. (Жозеф Жубер)

Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам,- это пример великих и нравственно чистых личностей. (Альберт Эйнштейн)

Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. (Альберт Эйнштейн)

Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ. (Альберт Швейцер)

Наивысшего человек достигает тогда, когда подает хороший пример. (Стефан Цвейг)

Не показывай пальцем - покажи собой. (Станислав Ежи Лец)

Плохой пример - это наглядный пример того, чего больше берем к примеру. (Веселин Георгиев)

Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь. (Сэмюэл Джонсон)

Чужой пример - это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет. (Эдмунд Берк)


РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ,

ЧТО ВИДИТ ОН В СВОЕМ ДОМУ.

ПРИМЕР – РОДИТЕЛИ ЕМУ.

Девиз одного отца

Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребенок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребенок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.

Недаром говорят, что родители – это пример для детей . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.

Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребенку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребенок чувствует настоящую любовь родителей, он растет незакомплексованным. Родительская любовь – это тот фундамент, на котором и строится характер ребенка, его личность. Если ее нет, это ведет к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребенок вырастет с твердым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие теплые отношения.

Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребенком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми, как подчеркивают психологи. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребенок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребенку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Этот отнюдь не та забота, о которой идет речь, а просто отмахивание от родительских обязанностей, выраженное материально.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал достойной личностью, обратите внимание прежде всего на себя и свое отношение к жизни. Именнородители являются примером для детей . Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – все это ребенок видит в первую очередь дома. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребенок может со временем ступить на ту же тропу. Не будьте отрицательным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в старости.

Е С Л И

Т О

1. Ребенка постоянно критикуют У него не возникает стремление к совершенству
2. Ребенок живет во вражде Он учится агрессивности
3. Ребенка высмеивают Он становится замкнутым
4. Ребенок живет в упреках Его постоянно гложет чувство вины
5. На ребенка давят Он начинает скрытничать и лгать
6. Ребенка контролируют Он вырастает безответственным
7. Ребенку во всем потакают Он становится равнодушным и мстительным
1. Ребенок живет в терпимости Он учится принимать других людей
2. Ребенка подбадривают Он верит в себя
3. Ребенок живет в честности Он учится быть откровенным
4. Ребенка поддерживают Он ценит себя
5. Ребенок живет в понимании и дружелюбии Он стремится находить любовь в этом мире

Родители - пример для детей. Так ли это?

Главное в развитии и воспитании ребенка – это семья. Родители должны быть примером для ребенка. Родители лучшие учителя детей. Личный пример родителей – это главное в воспитании детей.
Эти и подобные выражения постоянно используются в статьях, выступлениях специалистов, да и просто в быту.

В обществе часто используют фразы: "хорошие родители", "плохие родители", "все идет от родителей".

Но почему тогда у «хороших родителей» бывают проблемы с воспитанием детей?
И, наоборот, у «плохих родителей» вырастают вполне нормальные хорошие дети?

Об этом размышления специалиста. Публикуется в авторской редакции.

О «ХОРОШИХ РОДИТЕЛЯХ» И «ПЛОХИХ ПРИВЫЧКАХ»

Что значит «стать для ребенка хорошим примером»? Почему дети не копируют напрямую с родителей ни хорошее, ни плохое? Ну и любимый родительский вопрос: как заставить его учиться и делать уроки?

Почти любой из нас «знает», откуда растут ноги у недостатков и пороков, как у самих себя, так и у других. Родители. Не так воспитали, не тот пример подали. По части хорошего это «правило» работает не у всех, все же многие интуитивно чувствуют, что хорошее копируется по каким-то другим законам, не таким, как плохое. И это верно.


Все мы знаем по себе и видим у других, что вредные привычки формируются быстрее полезных, и это вполне объяснимо, если понимать сам механизм формирования тех и других. Что мы называем плохими привычками, будь то переедание, сладости, психоактивные вещества или «лень»? А то, что позволяет, прямо здесь и сейчас избавиться от стресса и получить быстрое удовольствие без приложения усилий.

Если это единичные эпизоды, мы относимся к этому снисходительно, к этому прибегает каждый из нас. О привычке речь пойдет тогда, когда это станет систематическим способом преодоления стресса, это раз, и два – единственным. Основное здесь – стресс и быстрое удовольствие.


А вот для приобретения привычки полезной как раз и нужны усилия, что само по себе для нетренированного человека вызывает стресс, а не снимает его. И удовольствие здесь – отложенное, будет еще только когда-то, а сейчас нужно трудиться или как-то еще себя преодолевать.


И все же, почему тогда мир не упал до сих пор в пропасть, а дети все же копируют хорошее? Почему у «плохих родителей» вырастают «хорошие дети», равно, как и наоборот? Но если нет прямой связи, это не означает, что ее нет вообще. Связь есть, и она так же завязана на получение удовольствия.


Обратите внимание, кого дети охотнее всего копируют, если речь не о ближайшем окружении? Киногероев, кумиров, одним словом тех, на кого больше всего хочется быть похожим, или, как говорят психологи, с кем хочется идентифицироваться. Идентифицироваться – это значит хотеть испытывать те же эмоции, что и объект для подражания. Заметили? Не «делать так же, как он», а «чувствовать то же, что и он». Не «делать хорошо и не делать плохо» (хотя и это тоже играет роль, но не первую для ребенка, у которого мораль и совесть еще не сформированы), а чувствовать такое же воодушевление, подъем сил, удовольствие, драйв.


А теперь представим себе две знакомые ситуации, две семьи. Обе пусть будут семьями потомственных врачей, например. В первой родители обсуждают свою работу, спорят, делятся чем-то интересным, а во второй – приходят с работы уставшими и недовольными, интереса нет, хочется скорее переключиться на телевизор и меньше всего хочется говорить о работе. Легко додуматься, в которой из них ребенок скорее всего пойдет по родительским стопам.


Ну хорошо, говорят многие, а как быть, если ребенок ну вот совсем не хочет ничего делать полезного, уроки те же, например. Это самый частый вопрос родителей, и скажу сразу, что единого рецепта тут нет. Нельзя не учитывать контекст, то есть то, что происходит в семье. (Именно она в первую очередь и будет контекстом для ребенка, и чем он младше, тем больше. Это в подростковом возрасте уже другая референтная группа – сверстники и друзья, а до того – семья, а потом уже школа, учителя и одноклассники.) Нет ли у ребенка какой-то неосознаваемой выгоды в том, чтоб уроки не делать? Вот, например, когда он учится хорошо, он не получает внимания, или родители ссорятся, а стоит принести двойку, так и внимание есть, и родители на него сразу переключаются, а ссоры откладывают в долгий ящик.


Учет контекста и поиск решения проблемы на другом, более высоком по сравнению с тем, где она возникла, уровне, общий принцип решения многих задач. Если, например, человек болеет часто, а врачи не находят «объективных причин», то следующим уровнем над телесным будет уровень психики, тут можно думать о психосоматике. Или семья не справляется с отношениями притом, что каждый хочет их сохранять и все по отдельности «вполне нормальные люди», нужно смотреть, а все ли в порядке в социуме? Есть ли возможность найти работу по специальности, реально ли достойно жить на среднюю зарплату и т.д.


Так вот вернёмся к «любимому вопросу»: как сделать так, чтоб вот этот «ребенок в вакууме», вполне благополучный во всех других отношениях, хотел бы делать полезное и не хотел бы вредного. А мы помним, что все мы гедонисты и хотим удовольствия.

Но ребенок, в отличие от нас, прогнозировать пока умеет не очень-то, и плохо понимает, что такое удовольствие полезное, а что наоборот. Поэтому пугать его какой-то там впереди плохой работой, если не будет учиться, бесполезно. Он должен начать получать от учебы удовольствие, причем желательно сразу. Родители это и так хорошо понимают, но путают удовольствие «внешнее» и «внутреннее». Внешнее – это пятерки, ваша похвала и даже, в особо запущенных случаях, деньги. Внутреннее – это «у меня получается», «мне интересно» или «это прикольно, мне нравится в это играть» (для совсем маленьких). Хорошие педагоги это учитывают, и потому и называются хорошими, что могут увлечь не оценками, а подачей материала.


А теперь смотрите, как этот же принцип работает в других случаях. Я уверена, что многие его и так используют, когда, к примеру, идут за компанию с любимым другом учиться чему-то новому и нужному, но не очень интересному поначалу. Или покупают красивую одежду для ненавистного спорта. Или слушают плеер с любимой музыкой во время полезной ходьбы пешком. Вот смотрите, работает не какое-то отдаленное и внешнее вознаграждение (повышение зарплаты, хорошая фигура или здоровье), а то, которое здесь и сейчас. Так используйте этот принцип во благо.

Введите e-mail адрес:

Как родителям стать примером для подражания?

Вы уже являетесь примером для подражания. Каждый раз, когда вы говорите что-либо, совершаете определенное действие или реагируете на кого-то или что-то, ваш ребенок наблюдает за вашим поведением. Именно так малыши получают языковые навыки и в конечном итоге начинают разговаривать. Дошкольники внимательно наблюдают за родителями, поскольку постигают и проверяют то, как действуют межличностные отношения. И даже подростки изучают все ваши реакции, начиная от взаимоотношений и заканчивая отношением к стрессу и профессиональным разочарованиям.

Поэтому, нравится вам это или нет, для ваших детей вы уже являетесь примером для подражания. И дело только в том, чтобы являть собой положительный пример, причем как можно чаще.

Должны ли родители быть «совершенными»?

«Воспитывайте своим примером», – вероятно, самый лучший, простой и наиболее всеохватывающий совет о воспитании детей. Но следовать ему совсем непросто, ведь у каждого из нас бывают дни, когда мы разговариваем с членами семьи на повышенных тонах или можем сказать что-то, о чем впоследствии пожалеем. Реальность такова, что никто из нас не совершенен, и мы, безусловно, порой будем делать что-то, что нашему ребенку лучше не слышать и не видеть.

Ваши действия после допущенной оплошности важны так же, как и ваши первоначальные действия. Ведь подобные ситуации позволяют продемонстрировать такие важные качества, как прощение , смирение и эмпатия . Так что в следующий раз, когда вы покажете не самый образцовый пример для подражания, воспользуйтесь моментом, чтобы сделать шаг назад и поговорить с ребенком о том, что произошло. Если вы сказали что-то недоброе вашей супруге/супругу, убедитесь, что дети услышат, как вы просите прощения и конструктивно обсуждаете инцидент.

Примером каких типов поведения могут быть родители?

Не имеет значения, учите ли вы младенца говорить или изобретаете конструктивные способы общения с сыном-подростком , ваш добрый пример – это самый эффективный способ раскрыть в детях лучшее, что в них заложено. Быть примером для подражания нужно во всех повседневных ситуациях, свидетелем которых является ваш ребенок. Поэтому внимательно проанализируйте все то, что вы ежедневно демонстрируете ему своим примером.

1. Демонстрируйте уважение к другим и самому себе

Вспомните о том, как вы говорите о своих друзьях, членах семьи, соседях и даже о себе. Улыбнулись бы вы продавцу в магазине или придержали бы дверь для соседа в подъезде? Ваш ребенок учится отношению к другим людям и разным учреждениям, наблюдая за вашим поведением. Сюда входит и ваше отношение к школе, так что будьте мудры и внимательны, когда обсуждаете одноклассников вашего ребенка, его учителей или руководство школы.

Ребенок также принимает от вас сигналы относительно ваших собственных самооценки и самоуважения. Уважайте себя, и ребенок будет следовать вашему примеру.

2. Практикуйте навыки позитивного общения

Хотите, чтобы ребенок разговаривал с вами больше? Или чтобы он спокойно разговаривал, а не кричал? Проанализируйте то, как и с использованием каких слов вы ведете разговор: можете ли вы ранить словом, раскритиковать или осудить, даже если речь идет не о ваших детях? Если вы наглядно демонстрируете, какой негативной, уязвляющей и неуважительной может быть ваша речь, ребенок непременно последует вашему негативному примеру.

Слушайте ребенка, не перебивая. Разговаривайте с ним с большим уважением и вниманием. Таким образом вы научите его аналогично поступать и по отношению к вам.

3. Будьте оптимистом

Ваш ребенок уверен, что непременно провалит контрольную, будет исключен из спортивной команды или потеряет друга? Что ж, рассмотрите повнимательнее настрой вашей собственной семьи. Сфокусированы ли вы на положительной стороне жизни? Возможно, негативный взгляд на обстоятельства уходит корнями в ваш дом? В следующий раз, когда вы допустите какую-то оплошность, например, такую, как подгоревший ужин, подумайте о своей реакции. Не забудьте посмеяться и порадоваться тому, что вам неожиданно представилась возможность заказать доставку курьером любимой пиццы или вместе отправиться в соседнее кафе. Часто простые (и не столь драматичные) ошибки дают прекрасную возможность смоделировать желаемое поведение.

4. Научите детей ценить здоровье

Вы изо всех сил пытаетесь привить ребенку культуру здорового питания или заставить его перестать смотреть телевизор столько времени? Вы не можете ожидать, что он справится с этим самостоятельно. Поэтому готовьте здоровые блюда не только ему, но и себе, а также сократите собственное время пребывания перед телевизором и запланируйте совместные мероприятия на свежем воздухе, такие как прогулка по парку или поездка на велосипеде.

5. Держите гнев под контролем

Ваш ребенок быстро выходит из себя, закатывает истерики или часто плачет от огорчения? Как насчет вас самих? Правильные реакции на стресс , гнев или обиду, которые вы продемонстрируете на личном примере, могут стать ценным инструментом для ребенка как в детстве, так и во взрослой жизни. Мы живем в обществе, которое невероятно быстро меняется, выдвигает высокие требования и подвергает стрессу; в обществе, где гнев является естественной реакцией. В следующий раз, когда вы столкнетесь с этой проблемой, постарайтесь сохранять спокойствие,