Флористика        06.05.2019   

Сценарий ко дню земли в школе. "День Земли" - сценарий внеклассного мероприятия

Экологическое развлечение «День Земли» (старшая и подготовительные группы)

Сценарий экологического развлечения

«День Земли»

Цель:

Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.

Предварительная работа:

Разучивание стихов, потешек и загадок о природе;

Беседы на тему экологического воспитания;

Рассматривание иллюстраций;

Чтение художественных произведений о растениях и животных;

Работа с родителями;

Изготовление буклетов;

Оборудование:

Глобус,

Три корзины для мусора,

Мусор (ветки, пластиковые бутылки, бумага,

Аудиозаписи детских весёлых песен (звучат во время подвижных игр,

Обручи,

Рюкзак, пистолет, рогатка

Первая коробка - цветы,

Вторая коробка - бабочки,

Третья коробка - птицы,

Четвёртая коробка- рыбы.

Действующие лица:

Ведущая

Турист,

Дети (старшая и подготовительная группа).

Дети располагаются на площадке под аудиозапись «Голоса природы»

Ведущая: - Ребята, сегодня во всем мире отмечают праздник День Земли. Мы с вами являемся частью нашей планеты. И должны стать участниками празднования этого замечательного дня.

(под аудиозапись «Голоса природы», появляются макет планеты Земли)

Ведущая обращается к Земле:

- Здравствуй, наша планета Земля!

Здравствуйте, океаны, реки, моря, озера!

Здравствуйте, насекомые, звери и птицы!

Здравствуйте, луга, леса, поляны, рощи!

Земля - наш общий дом.

И люди, и звери, и птицы - все вместе в нем живем.

- Дорогая, милая земля!

Поздравляем тебя с твоим праздником!

Мы желаем твоим рекам, озерам, лесам,

Твоим питомцам: зверям и птицам,

Рыбам и насекомым здоровья!

А еще быть самой красивой планетой.

Так скажем дружно: «Раз, два, три!»

Откроем праздник - День Земли!

Здравствуйте, дети! Спасибо за поздравления. Я очень рада, что вы пришли сегодня ко мне в гости! Я знаю много разных загадок, хотите отгадать?

Земля загадывает загадки:

1. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий – синий

(Небо)

2. Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое.

(Солнце)

3. Росла на лугу –

Оказалась в стогу.

(Трава)

4. Две антеннки на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе ее везет,

По соломинке ползет.

(Улитка)

5. Живою может быть и мертвой,

И жидкою и очень твердой…

Таится может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испарятся на глазах,

И тут же снова появляться!

(Вода)

6. Кто весь век в воде живет,

А сама воды не пьет:

Ни озерной, ни речной,

Никакой-нибудь иной.

(Рыба)

Ведущая: - Вы, ребята, молодцы!

Раздается свист, появляется Турист с большим рюкзаком.

Ведущая: - Ты кто такой?

Турист: - Я возмутитель спокойствия, рек и озер, разоритель птичьих гнезд и нарушитель лесных тропинок. Я Турист.

Ведущая: - У тебя такой большой рюкзак, что в нем?

Турист: - Для таких хороших деток

Мне не жалко ничего.

У меня для вас подарки,

Нет таких ни у кого. (Достает и отдает детям.)

Вот рогатка вам, ребятки.

Чтобы в птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик,

Чтоб друг друга попугать!

Этим камнем тяжеленым

Можно окна выбивать!

Этой палкой-Выру чалкой

Во все стороны махать! Вот так!

- Хороши мои подарки?

Ведущая: - И нисколько не хороши, забери их назад. Никакие это не подарки, а очень плохие вещи. Их срочно надо выбросить. Дети, верните все ему обратно!

Дети возвращают все вещи.

Турист: - Плохие вы, дети, не буду с вами дружить! А вот еще мои по-дарки… (Разбрасывает мусор. ) Посмотрите, как у вас грязно! А мусора…

Ведущая: - Это ты, Турист, намусорил.

Турист: - Это не я, а они! (Показывает на ребят.)

Ведущая: - Ах, как не хочется в такой праздничный день, что бы у нас было, так намусоренно. Что же мы теперь будем делать?

Дети предлагают убрать мусор. Взрослые готовят три корзины для мусора.

Ведущая: - Спасибо за помощь, только давайте рассортируем мусор по разным корзинам: в одну сложим бумагу, в другую - ветки и пластика-вые бутылки в третью.

Звучит весёлая детская песня и проводится игра «Кто быстрее уберёт мусор».

Турист: - Да, я плохо себя веду, а ваши-то дети умеют себя правильно вести?

Ведущая: - Конечно, умеют! Можешь задавать им любые вопросы.

Турист: - Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду озвучивать вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! Открываю свою лесную книгу.

Игра «Если я приду в лесок».

- Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет.)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет.)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да.)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет.)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да.)

Ведущая: - Ну вот, Турист, наши дети знают, как себя надо вести. И мусор весь собрали. Как у нас чисто и красиво!

Турист: - Больше я вредить не буду!

Зло, коварство позабуду.

Буду людям помогать,

Никого не обижать!

(Уходит, машет рукой.)

Ведущая: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного поиграть.

Попытайтесь отгадать, кого мы будем изображать?

Выстраиваются две команды в две шеренги. Обозначается старт и финиш.

Ведущая: - У болотной мягкой кочки,

Под зелеными листочками,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая… (Лягушка.)

Включаются детские весёлые песни. Дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей.

Ведущая:

Под землею он живет,

Червяков, жучков жует. (Крот.)

Построение команд то же, но ноги - на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает «подземный ход» под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

Ведущая:

Волосата, зелена,

В листья прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница.)

Построение: в затылок друг другу, стоя. На одной ноге по сигналу «гусеницы» прыжками двигаются, кто быстрее, к финишу.

Ведущая: - Молодцы, вы все дружно добрались до финиша и очутились на сказочной лесной поляне (приглашает детей присесть на стульчики). Отдохните, послушайте песни птиц, и попробуйте отгадать их голоса (звучит аудиозапись «Голоса птиц» дети стараются определить, какая птица поёт, и называют её).

Ведущая: - Ребята давайте ещё поиграем! Вам надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (о животном или о птице) говорится в объявлении?

Игра «Узнай по объявлениям»

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (улитка)

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. (ёж)

3. Помогу всем, у кого сломался будильник? (петух)

4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (медведь)

5. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (волк)

6. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! (ящерица)

Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность. (черепаха)

8. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах.

Раз в год обращайтесь ко мне. (лось)

9. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! (кукушка)

Ведущая: - Молодцы, ребята!

- Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым -

В обиду её никому не дадим!

Украсим всю землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам всем с вами!

Земля: - Да, я согласна, будем наводить красоту на моей планете. Только как?

Ведущая: - Матушка Земля, мы тебя просим, открой свои подарочные коробки, и сама все увидишь!

На макет глобуса прикрепляются:

Ведущая открывает первую коробку - цветы.

Конечно, они обязательно должны быть на моей планете! Пожалуйста, украшайте!

Ведущая открывает вторую коробку - бабочки.

Эти сказочные насекомые не проживут без цветов. Пожалуйста, украшайте!

Ведущая открывает третью коробку - птицы.

Конечно, без пения птиц, моя планета будет грустной и печальной. Отпускайте их на землю!

Ведущая открывает четвертую коробку - рыбы.

Пусть эти золотые рыбки всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны!

- Посмотрите-ка, друзья.

Как прекрасна ты, земля!

Земля: - Спасибо вам, ребята. Мне так было с вами интересно.

Давайте будем беречь планету –

Во всей вселенной похожей нету,

Во всей вселенной только одна

Для жизни и дружбы всем вам я дана!

Аудиозапись «Дадим шар земной детям»

Очень крепко подружились.

Земля: - Славно мы повеселились.

Поплясали, поиграли.

Все вокруг друзьями стали.

Мне пора уже прощаться -

С вами буду расставаться.

- До свидания!

Родитель волонтер: А сейчас ребята я предлагаю озеленить территорию детского сада саженцами, которые приобрели ваши родители. Поможем нашей матушке-земли стать чище и красивей.

Совместная работа родителей и детей (посадка растений);

Дети -волонтеры раздают буклеты;

Родители- волонтеры угощают чаем и пирожками (продукция собственного приготовления)


Чтец:

Вот опять будто бы по заказу

Даль заречная в сизом дыму,

Называют апрель синеглазым,

Видно, небо причиной тому.

Но глядите, глядите – откуда

Горки нежного изумруда

Возникают то там, то здесь?

Это ожил, проснулся лес,

Это почки лопнули разом.

Возвещая о царстве весны.

Кто сказал – апрель синеглазый?

У апреля глаза зелены.

Ведущий 1:

Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня у нас праздник – день нашей Матушки Земли слайд 1

Ведущий 2:

Что же это за праздник – День Земли? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете! слайд 2,3,4

Ведущий 1:

Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо!


Ведущий 2:

Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, и существует этот замечательный праздник!


Ведущий 1:

Впервые акция празднования Дня Земли прошла в 1970 году в США. Основателем этого дня считается Джон Стерлинг Мортон. В 1872 г. на заседании Управления сельского хозяйства штата Небраска (США) Джон Мортон внес предложение назначить ежегодный день, посвященный озеленению окружающей территории.


Ведущий 2:

В первый День дерева, так назвали праздник, было высажено около 1 млн. деревьев. Спустя почти 100 лет (в 1970 г.) День дерева был переименован в День Земли и стал проводиться по всей территории США. Впервые как международное событие День Земли отмечается с 1990 года.


Ведущий 1: слайд 5

По традиции День земли отмечается весной в Северном полушарии, осенью - в Южном полушарии.

ООН (Организация Объединенных Наций) празднует День Земли обычно 20-21 марта, в день весеннего равноденствия.
Ведущий 2:

Всемирный День Земли во многих странах мира по инициативе всемирного движения «День Земли» отмечается 22 апреля. Этот день, в отличие от Дня Земли, проводимого в марте, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни. слайд 6

Ведущий 1:

По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола Мира. Люди в эту минуту должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всего живого на Земле. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов.

Звучит колокол слайд 7

Ведущий 2:

Символом Дня Земли считается зелёная греческая буква Θ (тета)на белом фоне Слайд 8

Ведущий 1: Слайд 9

Флаг Земли не является официальным символом. Он представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне).

Ведущий 2: Слайд 10

На сегодняшний день 147 стран мира зарегистрировано во Всемирном движении «День Земли»

Ведущий 1:

Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.

Ведущий 2:

В нашей стране акция «Колокол Мира в День Земли" проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта Анатолия Николаевича Березового. На торжественном открытии первого Дня Земли в Москве ученый Сергей Петрович Капица сказал: «… День Земли - это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».. Слайд 11


Ведущий 1:

В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях и акциях Слайды 12-13

Ведущий 2 :

Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.


Ведущий 1:

Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.


Ведущий 2 :

В минуту вырубаются 20 гектаров лесов.


Ведущий 1:

5 миллионов тонн вредных веществ ежегодно выбрасываются в атмосферу земли.

Ведущий 2:

В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.


Ведущий 1:

Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком! Слайды 14-16


Ведущий 2:

Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, находящихся на грани исчезновения, с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.


Ведущий 1:

В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек.

Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
Чтец:

Давным – давно в космических глубинах

Из пыли атомов возникла ты – Земля.

И появилась жизнь в морях и на равнинах,

И человек – твое последнее дитя.

О человек! Поймешь ли ты однажды

Что, разрушая Землю, обижаешь Мать,

Не обретешь ты дом – планету дважды?

Земля молчит … Тебе же – выбирать
Ведущий 2:

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.


Ведущий 1:

Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.


Ведущий 2:

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»


Чтец:

За генеральную уборку

Пора приняться на Земле!

Что в говорильне нашей толку?

Природа плачет о себе!
Сумеют выжить только крысы,

Чертополох и таракан.

Ворона даже будет лысой!

Приятно ль жить с такими нам?


Эколог – друг, защитник жизни, -

Не дай пропасть родной Отчизне,

Все человечество любя,

Мы будем слушаться тебя.


Ведущий 1:

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.
Ведущий 2:

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг…

Все - природа!


Исполняется песня

У дороги чибис


    1. У дороги чибис, у дороги чибис,
      Он кричит, волнуется, чудак:


      А скажите, чьи вы? А скажите, чьи вы?
      И зачем, зачем идёте вы сюда.

    2. Не кричи, крылатый, не тревожься зря ты -
      Не войдём мы в твой зелёный сад.


      Видишь - мы ребята, мы друзья пернатых,
      Мы твоих, твоих не тронем чибисят.

    3. Небо голубое, луг шумит травою,
      Тут тропу любую выбирай!


      Это нам с тобою всем нам дорогое -
      Это наш родной, родной любимый край.

Ведущий 1: Что конкретно для сохранения родной природы может сделать каждый школьник? Слайд 17

Ведущий 2:

Не мусорьте!

Участвуйте в переработке отходов - сортируйте свой мусор!

Посадите дерево, цветы!

Участвуйте в уборке парков и лесов!

Соблюдайте правила поведения в природе!

Назовите такие правила поведения.
Слайд 18 с правилами поведения
Исполнение песни

Песня «Просьба»

1. Раненая птица в руки не давалась,


Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:

Птицы, рыбы и звери


В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!
2. Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

3.Люди-человеки, страны и народы,


Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Слайд 19


Чтец:

Нам жить в одной семье,


Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Чтец:

О как природа-мать


Терпима и добра!..
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях - осетра,
Касатку - в небесах,
В таежных дебрях - тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...
Ведущий 1:

Богата, разнообразна и красива наша природа. Около 500 тыс. видов растений можно встретить в ней, а животных – в три раза больше. В природе нет ничего лишнего. Природа – сама гармония. Мы не имеем право что-то изменять в ней.


Ведущий 2:

Природа величава, богата, но в то же время хрупка и очень ранима. И зеленый лес, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите. И чтобы ее защищать, о ней надо много знать.


Ведущий 1:

Я поиграю с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок


И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок


На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,


Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,


А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю


И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,


Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,


Я ей помогаю! (да)
Ведущий 2:

А знаете ли вы: Слайд 20-21

Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?

(Лекарство от кашля)


-Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют? (Валерьяна. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах)

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (чистотел)

Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива)
Ведущий 1:

Продолжите фразу: «Все хорошее на Земле от Солнца, а все прекрасное от … (человека)». Человек – это дитя природы и похож на многих других обитателей планеты Земля. Так говорят о человеке: слайд 22


  • Хитрый, как…(лиса)

  • Колючий, как…(еж)

  • Упрямый, как…(осел)

  • Неуклюжий, как…(медведь)

  • Быстрый, как…(гепард, орел)

  • Трусливый, как…(заяц)

  • Злой, как… (волк)

  • - Медленный, как…(улитка)

Ведущий 2:

«Вопрос на засыпку»

На вопросы нужно отвечать быстро и четко. Слайд 23-24


  • 1.Какие существа имеют три сердца? Ответ: осьминоги, каракатицы, кальмары.

  • 2. У какого животного цвет жира зеленый? Ответ: крокодил.

  • 1.Название, какого растения связано со звоном? Ответ: колокольчик

  • 2.Какая самая мелкая птица? Ответ: колибри

  • 1.Самое быстрое животное суши? Ответ: гепард, 110 км в ч.

  • 2.Какая нить в природе самая тонкая? Ответ: паутина.

  • 1.Какая змея плюется? Ответ: кобра.

  • 2.У кого самый большой язык? Ответ: муравьед.

  • 1.Где у кузнечика ухо? Ответ: на ноге.

  • 2.Какие ноги жирафа длиннее? Ответ: передние.

  • 1.У каких птиц крылья покрыты чешуей? Ответы: пингвины.

  • 2.У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? Ответ: одинаково.

  • 1.Растет ли дерево зимой? Ответ: нет.

  • 2.Есть ли у улитки зубы? Ответ: да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке. Каждый ряд содержит по 105 зубов, в сумме 14175!
Слайд 25

Чтец:

Берегите Землю! Берегите!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите…

Вот на этой ноте мы заканчиваем наше мероприятие.

День Земли

Учитель биологии и химии:

Решняк Ирина Вячеславовна

п. Приречный

2015 г.

(Звучит спокойная, тихая музыка, на сцене ведущий и учащиеся.)

Ведущий : Добрый день дорогие, друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике – день Земли. (СЛАЙД № 1)

В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь составляла 660 м.

Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Ведь Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и просыпается с возвратом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосы.

(СЛАЙДЫ № 2 -9) (музыка «Трава у дома»)

1 ученик: (Андреева.Т)

Смотрю на глобус--шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса
Роса на травах,как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас,береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас,береги».
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком,человек.
В тебя мы верим-не солги,
Ты береги нас, береги» .
Смотрю на глобус -
шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…»

2 ученик: (Глущенко П.)

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Ведущий: Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы- то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

(Звучит музыка, затем учащиеся рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.)

Воздух. (СЛАЙД № 10)

С появлением крупных предприятий и расширением городов перед человечеством встала новая проблема – загрязнение воздуха. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Только от болезней, связанных с загрязнением воздуха, в мире ежегодно погибает 2,7 млн. человек. В Китае ежегодно от этого умирает более 175 тыс. человек и еще у 2 млн. возникает хронический бронхит.

Вода. (СЛАЙД № 11)

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

В результате деятельности человека в реках Европы нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Почва. (СЛАЙД № 12)

Серьезное беспокойство вызывает состояние почвенного покрова Земли. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв. Если этот процесс не удастся остановить, то человечество потеряет до половины всех земель, которыми сейчас пользуется. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.

Леса. (СЛАЙД № 13)

Усилено идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Лес является домом для многих видов животных. Одни приносят лесу пользу, другие вред. А лесов на Земле становиться все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Лес в 7 раз уменьшает скорость ветра, Задерживает потоки воды, Очищает воздух от пыли.

Народная мудрость гласит: (Джафарова А)

  • Не высок лесок, а от ветра защита.
  • Возле леса жить голоду не видеть.
  • Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
  • Растение - берегам спасение.

Ученик 3 (Афонин И.)

У всех людей - одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь природу надо

Для тех, кто будет после нас,

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона

А он- щит жизни на Земле;

Уже растут,как язвы зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Ученик 4 (Билас В.)

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни - ПРИРОДА!

(СЛАЙД № 14)

Ведущий: Итак, мы начинаем экологическую игру «Свалка по имени Земля». Наш эрудицион необычный – экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья, правда, большая его часть – 97%- идет... в отходы. Мусор постепенно становиться монстром цивилизации. Вопрос «Куда деть мусор?» становиться все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

I тур «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек» (СЛАЙД № 15)

На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответа.

(СЛАЙДЫ № 16 – 23) 10 вопросов

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

1. Пластмасса (правильный ответ)

2. Стекло

3. Металл

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. Рассортировать

2. Собрать в одном месте

3. Раскрошить

3. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

1. Компостировать

2. Сжечь при специальных условиях

3. Переплавить

4. Первоочередная забота при выборе места свалки:

1. Защита поверхности земли и грунтовых вод

2. Ограждение места свалки

3. Укомплектование соответствующей техникой

5. Вредные выбросы оказывают влияние:

1. Только на те регионы, где появилось загрязнение

2. На близлежащие регионы

3. Даже на территории, удалённые от места, где загрязнение

«увидело свет»

1. Бытовой мусор

2. Пестициды

3. Минеральные удобрения

7. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу

Занимает:

1. Теплоэнергетика

2. Нефте- и газопереработка

3. Автотранспорт

8. Гарбология – это:

1. Наука о доме, местопребывании

2. Наука, изучающая почву

3. Мусороведение

9. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без

Изменения:

1. 10 лет

2. 50 лет

3. 100 лет и более

10. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:

1. 1 – 2 года

2. 5 – 8 лет

3. 20 и более лет

Детские высказывания: (СЛАЙДЫ № 25 – 33)

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. На каждый из отходов заготовлено по пять детских высказываний. Задача: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Из первой попытки- получает 5 баллов, из второй – 4 балла и т.д. Если дает неверный ответ, то получает 0 баллов.

1. В небольших количествах он очень полезен.

2. Его производит обыкновенная корова.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные

Начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать. (НАВОЗ)

1. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

2. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

3. Очень много игрушек сделано из неё.

4. Если её поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(ПЛАСТМАССА)

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут . (БУМАГА)

1. Всегда чёрного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть фабрики и заводы.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении. (САЖА)

1. Это то, без чего уже не можем прожить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5. С помощью этого все становиться чище. (СМС – синтетич. моющ. средства)

1. Это легче воды.

2. Это может плавать в воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (МАШИННОЕ МАСЛО)

Ученик: (Гончарова П.)

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна,
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна.

Посмотрите, какая красота окружает нас сегодня. (СЛАЙДЫ № 35 – 40)

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Ученик: (Камбарова Р.)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

(Презентация « Красная Книга Ростовской области»)

Ученик: (Афонин И.)

Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Ученик: (Кулакова А.)

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.
Нас много, а она одна.

Ученик: (Лещина Д..)

Руку, занесенную над веткой

Над гнездом, где затаилась птица

Над былинкой, над живою клеткой

Удержи, не дай ей опуститься.

Слышит каждый, кто проходит мимо

Помните – природа всемогуща

И до бесконечности ранима.

(Видео «Раненая птица»)

Ученик: (Межлумян А.)
« Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!!!»

Ведущий . Ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.

(Ребята поют финальную песню на мотив песни «Экипаж - моя семья».)

1. Если город твой окутан смогом,

Быть здоровы дети, здесь уже не могут,

И когда кислотный дождик льет из тучки,

Вы ему не подставляйте ручки!

Припев:

Ты больна сейчас, моя Земля,

И леса, и реки, и поля.

Мы за все сейчас в ответе,

Если жить хотим мы на планете!

2. Мы с тобой всегда должны беречь природу,

Чтоб поднимались чувства к небосводу,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №4 г.УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

«ДЕНЬ ЗЕМЛИ»

сценарий внеклассного мероприятия по биологии

участвуют учащиеся 5-6 классов

Подготовила и провела учитель биологии:

Дураева Лейла Бештауовна

Апрель 2015г.

Цель мероприятия:

    познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;

    обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;

    сформировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

1 ведущий : Здравствуйте, дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня в этом зале. Учащиеся 5-х и 6-х классов подготовили для вас мероприятие к «Дню Земли»!

2 ведущий: Итак, мы начинаем!

Участники всё это время стоят на сцене. Поворачиваются к ведущим и спрашивают: «Куда вы посоветуете нам отправиться?»

2 ведущий: Посетить планету Земля.

1 ведущий: У неё плохая репутация!

Участники покидают сцену.

1 ведущий: А для кого мы охраняем природу?

2 ведущий: Для человека.

1 ведущий: А тогда от кого мы от кого мы охраняем природу?

2 ведущий: От человека.

3 ведущий: Люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать. Поэтому, учащиеся 6-х классов, подготовили зарисовки плакатов, призванных обратить внимание на эти проблемы. В конце мероприятия, они покажут нашим гостям готовые плакаты.

1 чтец:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Роберт Рождественский

1 ведущий: Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.

2 ведущий: 22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

2 чтец:

«Что имеем не храним…»

Всё имеется у нас на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса, голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!

Всё она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда всё для всех и навсегда!

В.Орлов

2 ведущий: А теперь, только факты.

Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.

1 ведущий: Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.

2 ведущий: Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

3 чтец:

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Всё, что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

И.Дружинин

1 ведущий: Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства?

4 чтец:

Была над рекою чаща – березнячок молодой.

Стрекозы, глаза тараща, планировали над водой.

Кувшинки цвели местами, лилии и трава.

Под свесившимися кустами разгуливала плотва.

В июле, когда повсюду царил нестерпимый зной,

В речушке – какое чудо! – вода бала ледяной.

Мальчишки бросались в воду с бревенчатого моста…

Приехал я через годы – и не узнал места.

Здесь побывали лесорубы, куда теперь ни взгляни, -

Торчат, как гнилые зубы, невыкорчеванные пни.

И выбрав на речке место, которое погрязней,

Барахтается семейство блаженствующих свиней.

И душно от испарений, от пыли луга седы.

Хотя бы полметра тени, хотя бы глоток воды!

Не выйти к речным излукам и тело не освежить…

А здесь сыновьям и внукам, и правнукам нашим жить.

Н. Старшинов

Дети выносят реквизит на сцену.

2 ведущий: В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено. И учащиеся 5-х классов решили нам это доказать!

1 ведущий: Итак, «Суд над лягушкой и волком».

Судья. Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё имя?

Лягушка. Ква-ква… Лягушка!

Судья. Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!

Лягушка. Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.

Судья. Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.

Лягушка. Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?

Судья. Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!

Лягушка. Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.

Судья. Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.

Лягушка. Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака.

(за сценой слышится кваканье лягушек)

Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)

Судья. Кто следующий? (Вводят волка) о тебе говорят: «Стареет, но не добреет; линяет, но права своего не меняет». Ты и зайца у охотника из-под носа унесёшь, и жирным барсуком полакомишься, и кроликом не побрезгуешь, и птичьи гнёзда разоряешь! Да и характер скверный: расчетливый, трусливый, хитрый.

Волк. Как посмотришь на некоторых людей, у них характер не лучше! В сущности, единственные мои враги – вы, люди. Беспощадно истребляя нас, человек, вместе с тем, сочиняет про нас небылицы.

Судья. Ну, хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна. Ты уничтожаешь дичь, режешь домашний скот, разносишь бешенство. Приговор один: повинен в смерти волк, объявляется ему всеобщая война.

Волк. Гражданин судья! Газеты надо читать! Нынче такие призывы звучат странно, даже дико. Разбойник и убийца – верно, но вместе с тем и превосходный певец. (Скулит: у-у-у-у).

В тундре, где нас извели, стали гибнуть олени. Они всегда держались плотными стадами, теперь, не видя нас, стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких ослабших оленей.

И ещё, ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких-либо хищников. А со мной, по вашей милости, чуть это не произошло. Я теперь под охраной. Читайте! (Достает газету, протягивает её судье и убегает)

Судья. Ну и грамотные волки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Надул меня серый! Отстреливать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать отстрел, не дать исчезнуть целому виду.

5 чтец:

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

1 ведущий: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты изменяется. За последние350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

2 ведущий: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов, именно тогда и появилась идея с Красной книгой.

1 ведущий: Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

2 ведущий: Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Послушайте рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые ещё сохранились на нашей земле.

6 чтец:

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит,

Люблю мой край! Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти…

1 ведущий: Мы, учащиеся 5-х классов, только начали проходить разделы биологии, связанные с исчезающими видами. Интересно, а 6-е классы не забыли о них?

2 ведущий: А давайте проверим!

На сцене появляются учащиеся 5-х и 6-х классов. 5-е классы спрашивают, а 6-е отвечают.

1.Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)

2.Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3.Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

4.Какие растения и животные заносятся в Красную книгу? (Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)

5.Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

6.Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

7.Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).

8.Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу. (Зебра-квагга).

9.Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).

10.Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).

11.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

2 ведущий: Ну что ж, 6-е классы ответили на все ваши вопросы? Тогда давайте их отпустим.

1 ведущий: А представьте, что мы оказались в будущем! Например в 2055 году. Что же нас ожидает?

Дети выносят реквизит.

2 ведущий: Если человечество не одумается, то на Земле разразится глобальная экологическая катастрофа. Запасы пресной воды уменьшатся в 10 раз. В связи с этим Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами будет вынужден ввести нормированное распределение воды среди жителей планеты. Будут созданы специальные отряды полиции для поддержания порядка на пунктах раздачи воды. Каждый житель Земли получит специальную магнитную карточку, по которой он может получить свою суточную норму - 200 мл воды.

На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции (юноша и девушка). Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому две карточки. Полицейский проверяет карточки.

Юноша-полицейский (обращаясь к раздатчику): 400 миллилитров.

Раздатчик отмеряет воду в емкость женщины. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.

Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально. Они снова подходят к пункту раздачи воды.

Мама (обращаясь к полицейскому): Сэр, нельзя ли нам снова получить воду, я упала и всё разлила.

Юноша-полицейский: Я видел, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.

Мама: Неужели ничего нельзя сделать? Как нам с сыном пережить сегодняшний день? У меня нет денег на синтезированную воду.

Юноша-полицейский : Я вам искренне сочувствую, но порядок один для всех. Прошу вас, отойдите, не мешайте остальным.

Женщина садиться у края сцены и плачет.

Мальчик (обращаясь к девушке-полицейскому): Простите, а почему мы не можем получить ещё воды?

Девушка-полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Девушка-полицейский: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

Девушка-полицейский: Если хочешь, я могу рассказать.

Звучит музыка, дети на сцене не двигаются.

Девушка-полицейский: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться.Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь её так много на планете - площади. Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

Объявление по радио: Внимание! Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами сообщает, что вынужден в два раза сократить суточную норму выдачи воды.

Немая сцена.

Мама: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.

Мальчик: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим.

Дети уходят и уносят реквизит .

2 ведущий: Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё - нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушать людям, убеждать людей – с самого детства! – в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму.

7 чтец:

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье наградить –

В моей всё это власти! –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой… И, наконец,

Солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос, как всему венец…

Только ты мой дар, моё ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

С. Викулов

1 ведущий: Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.

8 чтец:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую.

Нас много, а она одна.

2 ведущий: Наша страна произнесла фразу века: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!” Какая красивая была наша мечта и как уродливо исказила её жизнь. Человек загнал себя в пороховую бочку, обрёк всё живое на гибель.

9 чтец:

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природ мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Н. Старшинов

1 ведущий: Если не провести в жизнь необходимые реформы, нас всех ждёт реальный шанс увидеть сцену, которую описала ГечелКарсон в своей книге «Безмолвная весна»: «Это была весна без птичьих голосов. В лесах, которые некогда наполнялись на заре утренним хором дроздов, пересмешников, голубей, соек, крапивников и десятков других птиц, теперь не было слышно ни звука; над полями, лесами и болотами стояла тишина».

10 чтец:

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

Немудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет у каждого из нас.

М. Дудин

11 чтец:

Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В тёмные отравленные воды,

В пахнувшие смертью небеса.

Ты прости нас, бедный колонок.

Изгнанный, затравленный, убитый.

На планете, богом позабытой,

Мир от преступлений изнемог.

2 ведущий: Всемирная акция День Земли началась 22 апреля 1970 года. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли. Целью проведения акции является превращение экологической проблематики в неотъемлемую часть общего образования и культуры.

1 ведущий: Родился праздник Земли в Америке. Здесь он считается государственным, к празднику готовятся все, начиная с президента, обращающегося к гражданам Америки с призывом сохранить Землю обитаемой.

2 ведущий: В России этот день считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

3 ведущий: 6-е классы закончили свои плакаты и хотели бы показать их вам, дорогие гости!

6-е классы показывают гостям плакаты и отходят к краю сцены.

Учащиеся 5 классов исполняют песню « Дети Земли».

Дети Земли

Среди бесчисленных планет

Такой на свете больше нет

Зря не ищите, не найдете всё равно

И пусть других планет не счесть

Вы берегите то что есть

Лети планета наш огромный светлый дом,общий дом

Как хорошо,что мир на планете

Как хорошо,что мы ещё дети

Как хорошо,что мир на планете

Как хорошо,что солнышко светит

Как хорошо,что мы твои дети

Мы часто смотрим в небеса

Мы с детства верим в чудеса

Но забываем вечно только об одном

Что чудо главное Земля

Мы все на ней одна семья

И вся планета наш огромный светлый дом, общий дом

Дети кланяются и покидают зал.

2 ведущий: На этом, подходит к концу наше мероприятие, посвящённое Дню Земли.

Калмыкова Ольга Николаевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

Средняя группа.

Праздник проводится на участке.

Ведущий: Праздник идет, праздник идет,

Все оживает, поет и цветет.

Снова весна, снова весна,

В свежую зелень, одета она.

Сегодня у нас праздник! Праздник земли, природы, весны, чистоты!

Вот земля, посмотрите, она чёрная, но её нарядила зелёная травка, яркие, красивые цветы, листочки на деревьях и кустах, весёлое пение птиц.

Ребёнок: Всюду радость и веселье,

Чист и ясен небосвод,

Всюду птичье новоселье,

Суета и перезвон.

Ребёнок: В яркой зелени поля,

Обновляется земля.

И березки все в сережках,

В клейких почках тополя.

Ведущий: Кто-то к нам сюда спешит? Кто-то к нам сюда идёт?

Ну-ка хлопнем веселей, пусть отыщет нас скорей! (Дети хлопают.)

Земля: Здравствуйте, дети. Я, Земля, большой общий дом для всех. Давайте встанем в круг и покажем, какая земля большая и круглая. Все вы живете в этом доме и люди, и животные, и растения – это природа живая и неживая.

Игра: «Природа - это …?»

Травка зелёная (дети приседают, показывают)

Низкие кусты (полуприседание)

Высокие деревья (поднимают руки вверх)

Птицы (машут руками) , звери (прыгают как зайки и т.д.)

Рыба (раздвигают руки в стороны - плывут)

Тёплое солнце (поднимают руки вверх)

Ветер (машут руками)

Дождь (ловят капельки) и т.д.

Земля: Я, Земля - ваш дом, приказываю:

  • не мусорить
  • беречь мои богатства: леса, луга и рощи
  • не обижать зверей и птиц

Не ломать деревья и кустарники.

А то моя жизнь будет в опасности. Человек должен заботиться обо всех.

Кто умеет добрым быть,

Тот сможет природу беречь и любить,

А кто природу любит,

Тот её не губит!

Ведущий: Дорогая Земля, а ребята приготовили стихи, послушай пожалуйста.

Ребёнок: Не бросайте никогда

Корки, шкурки, палки –

Быстро наши города

Превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас,

То довольно скоро

Могут вырасти у нас

Мусорные горы.

Ребёнок: Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Ребёнок: Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Ребёнок: Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил весёлый дождь.

Земля: Молодцы ребята! Я вами горжусь!

Ведущий: Что за слон идёт к нам? (обращает внимание детей на шум)

Только шум стоит и треск.

Все цветочки оборвал,

Ветки с дерева сломал.

Появляется Фантик, раскидывает везде фантики

Земля: Постой, ты поступаешь очень плохо. Ты кто?

Фантик: Что хочу, то и делаю! Я Фантик и раскидываю свои фантики, где хочу.

Земля: Везде ты мусор накидал.

Цветы, траву помял.

Теперь ни ягод, ни грибов,

Не увидит наш народ.

С лица земли исчезнут все,

И ты останешься один.

Фантик: Для таких хороших деток

Мне не жалко ничего.

Это для вас подарки,

Нет таких ни у кого.

Ведущий: И нисколько не хороши твои подарки, забери их назад. Никакие это не подарки, а мусор. Их срочно надо выбросить.

Фантик: Плохие вы, не буду с вами дружить! А вот еще мои подарки (Разбрасывает мусор.) Посмотрите, как у вас грязно! А мусора…

Земля: Это ты, Фантик, намусорил.

Фантик: Это не я, а они! (Показывает на ребят.)

Земля: Ах, как не хочется в такой праздничный день быть такой замусоренной. Что же мне теперь делать? (Дети предлагают убрать мусор)

Конкурс «Кто быстрее уберет мусор» .

Фантик: Да, я плохо себя веду, а ваши-то дети умеют себя правильно вести?

Ведущий: Конечно, умеют!

Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в природе.

Игра: «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА» , если плохо, то «НЕТ» :

Если я приду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок и выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек поставлю?

Если разведу костёр, а тушить не буду?

Если сильно насорю и убрать забуду?

Если мусор уберу, банку закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю!

Ведущий: Ну вот, наши дети знают как себя надо вести. И мусор весь собрали. Как у нас чисто и красиво!

Фантик: А загадки мои ваши дети отгадают?

Ведущий: Конечно, загадывай.

Фантик: Как зовётся наш дом родной,

Наш общий дом – где мы с вами все живём! (земля)

Кто живет на земле? (Животные, насекомые, цветы и т.д.)

Кто живет под землей? (Червяки, кроты, жуки.)

Кто летает над Землей? (Птицы, насекомые.)

Когда на улице светло? (Днем.)

Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)

Для чего нужен воздух? (для дыхания.)

Фантик: Молодцы! Ребята вы мне нравитесь.

Больше я вредить не буду!

Зло, коварство позабуду.

Буду людям помогать,

Никого не обижать!

Извините меня, ребята,

Не со злом пришёл я к вам.

Больше делать так не буду,

А мусор весь я заберу,

И на свалку унесу.

Прощается и уходит, забирает с собой мусор

Ведущий: Матушка Земля, дети приготовили для тебя подарки, открой подарочные коробки, и сама все увидишь!

Земля: (Открывает первую коробку - бумажные цветы, ими украшают участок.) Конечно, они обязательно должны быть на моей планете! Пожалуйста, украшайте! (Открывает вторую коробку - бабочки, их сажают на цветы.) Эти сказочные насекомые не проживут без цветов. Пожалуйста, украшайте! (Открывает третью коробку - птицы, их развешивают на веранде.) Конечно, без пения птиц, моя планета будет грустной и печальной. (Открывает четвертую коробку - рыбы.) Пусть эти золотые рыбки всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны!

Ведущий: Посмотрите-ка, друзья.

Как прекрасна ты, земля!

Дорогая Земля! Желаем тебе жить долго- долго! Желаем здоровья твоим рекам, озерам, лесам, твоим питомцам - зверям и птицам, рыбам и насекомым. Желаем быть самой красивой и чистой!

Земля: Спасибо вам, ребята. Мне так было с вами интересно.

Давайте будем беречь планету! Вы любите природу, оберегайте ее.

Никогда не губите эту красоту. Обещаете?

Музыкальная композиция «Большой хоровод»

Дети: Дом, в котором мы живём

Называется Земля.

Будем мы её беречь,

Будем охранять всегда,

Будем украшать её

Цветущими садами.

Не будем засорять её

И губить природу.

Обещаем мы любить её всегда,

Ведь она для нас Матушка – Земля!

Земля благодарит детей, угощает дарами земли – яблоками и прощается.

Земля: Славно мы повеселились.

Очень крепко подружились.

Поплясали, поиграли.

Все вокруг друзьями стали.

Мне пора уже прощаться -

С вами буду расставаться.

До свидания друзья!

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999
  3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.