Комнатные растения        01.07.2019   

Сделать тиснение на коже. Тиснение на коже. Создание вечного шедевра

    Сделать тиснение на коже своими руками не сложно. Порядок действий примерно следующий.

    Для нанесения тиснения желательно выбирать кожу помягче, с такой кожей будет легче работать. Итак, допустим, у нас есть кожаное изделие и трафарет для нанесения рисунка.

    • расстелите кожу на столе. Кусок тряпки нужно намочить в воде, хорошо выжать, чтобы с нее не капало, и положить на кожу минут на 15.
    • трафарет переверните и положите на небольшую деревянную доску, прижмите его крепко, чтобы он не ходил.
    • Уберите тряпку с кожи и протрите лишнюю влагу. Прикройте кусок кожи, на который будем наносить рисунок, махровым полотенцем и прогладьте его горячим утюгом с эффектом пара. Это поможет сделать кожу более податливой.
    • положите кожу на трафарет. Если найдется дома, то желательно прыснуть чуть-чуть монтажной пены.
    • положите сверху груз и оставьте часов на 6-8. По истечении отведенного времени, аккуратно удалите пену и трафарет, надеюсь, результат Вас не огорчит.
  • Для того что бы сделать тиснение на коже в домашних условиях самому, вам будут необходимы штамп, который вы будете делать на коже, молоток или же специальное оборудование для таких целей. Так же вам понадобится физическая сила.

    Чтобы делать тиснение на коже, нужно сделать клише (штамп). Именно отпечаток рисунка на клише и будет создавать рисунок на коже.

    В промышленных условиях или для небольших предприятий клише заказывается на производстве. Например, в Санкт-Петербурге клише можно заказать в типографии имени Ивана Федорова или в небольших компаниях, занимающихся изготовлением штампов.

    Самостоятельно при большом желании тоже можно изготовить штамп для тиснения .

    Для клише понадобится металлическая пластина (хорошо подходит латунь, медь, магний).

    Например, можно простой гравировкой сделать на металлической пластине нужный рисунок. Только важно помнить, что линии гравировки должны быть широкими и глубокими.

    Глубину гравировки нужно делать в разумных пределах, чтобы штамп во время тиснения не прорезал кожу. Оптимальный вариант около 3 миллиметров.

    И самое главное - надпись на клише должна быть в зеркальном отражении.

    Можно выточить штамп для тиснения на станке. Можно вытравить нужный рисунок на металлической пластине.

    Можно приобрести ручные штампы-пуансоны в интернете здесь и здесь.

    Можно даже сделать одноразовый штамп из электрокартона. Только нужно будет из одного кусочка картона вырезать рисунок, а потом приклеить этот кусочек к другой картонке бОльшего размера. Примерно так:

    Вместо штампа можно использовать любую плоскую металлическую вещицу с рельефным рисунком. Монета или даже декоративная металлическая пуговица вполне подойдут.

    Такая металлическая вещица послужит нам штампом для блинтового (слепого) тиснения. Блинтовое тиснение это вдавленный рисунок на коже.

    Также существует конгревное тиснение , но для него нужны две части клише: верхняя и нижняя. Конгрев это выпуклый объемный рисунок на коже. Откровенно говоря, специалисты могут сделать конгрев и без нижней подложки, но в домашних условиях такое тиснение очень сложно сделать.

    На производстве тиснение кожи делают на специальном прессе под большим давлением. Дома, конечно, такого пресса нет. Кожу можно тиснить горячим и холодным методом, с фольгой и без нее. Для тиснения существует специальная фольга. Фольгу применяют только при горячем тиснении. От высокой температуры (около 110 градусов). фольга оставляет равномерный золотой или цветной отпечаток на коже в зависимости от цвета фольги.

    Как сделать тиснение на коже в домашних условиях . Дома мы можем сделать только блинтовое тиснение.

    Понадобится штамп, понадобится кусочек фольги, понадобится молоток, кожа, утюг, пинцет или х/б перчатки.

    Первый способ:

    Набиваем тиснение. Сначала пробуем на небольшом кусочке. В зависимости от типа кожи (дубления) ручное тиснение выглядит по-разному. Нагреваем штамп, ставим его на лицевую сторону кожи и ударяем по ручке штампа молотком. Важно, чтобы рабочая поверхность молотка была больше штампа для равномерного распределения силы удара. Если оттиск нравится, продолжаем таким образом набивать тиснение, периодически нагревая штамп. При желании можно посильнее нагреть штамп. От нагретого штампа верхний слой кожи немного подгорает и получается затемненный рисунок.

    Если оттиск не нравится, немного смочите лицевую сторону кожи влажной губкой. Штамп в этом случае нагревать не надо.

    Второй способ:

    В этом случае нужен плоский штампик. Сначала штамп необходимо нагреть. Можно нагреть в сухой сковородке. Затем пинцетом или в перчатках лицевой стороной кладем горячий штамп на лицевую сторону кожи, сверху накрываем кожу вместе с клише пищевой фольгой или пергаментом и с силой придавливаем горячим утюгом. Качество оттиска в данном случае зависит от температуры нагрева и силы давления.

    Важно помнить: под кожу в обоих способах тиснения нужно подкладывать какой-нибудь более-менее упругий материал. Подойдет даже обычный толстый картон. Если будете делать блинтовое тиснение на жесткой поверхности, коже некуда будет вдавливаться и тиснение не получится, либо кожу прорежете. Удачи!

    Чуть не забыла! Если по какой-то причине горячий штамп будет прилипать к коже (такое бывает из-за покрытия лицевого слоя), положите на кожу тонкую вощеную бумагу и делайте горячее тиснение через нее.

    Также рисунок тиснения можно набивать без штампа. По ссылкам смотрите видео урок и мастер-класс.

    Для этого процесса нам понадобятся клише за ранее приготовленные и ровный стол или поверхность, где будет производиться данное действие. Для начала нужно смочить кожу, расстелить на столе и подождать около 10-15 минут, чтобы с нее ушло большее количество влаги, далее приложите трафарет так, чтобы он не отходил, нужно убрать тряпку с кожи, протереть не нужную воду. Далее нам понадобится махровое полотенце и его нужно приложить к кусочку кожи, которые уже лежит на трафарете и погладить утюгом, горячим.

    Тиснение на коже можно сделать самому, только для этого надо иметь необходимый инструмент и кусочек кожи.

    К таким инструментам относится: поворотный нож и различные штампы, молоток.

    С помощью поворотного ножа прорезаются основные элементы.

    С помощью штампов создается фон, фактура.

    Перед процессом тиснения кожи, е кладут на деревянную дощечку.

    Ударяя по инструменту для тиснения молотком, делаем тисненный рисунок. Для мягкой кожи хватает одного удара молотком по инструменту для штампа, для твердой - несколько.

    Для того, чтобы сделать плавные линии, надо иметь стилус.

    В конце тиснения кожи протрите ее водой и дайте высохнуть.

    Ваш рисунок готов.

    Тиснение на изделиях из кожи можно делать дома самостоятельно. Можно сделать тиснение на ремешках от часов, на кожаных закладках для книг, на обложках и переплтах книг. Таким образом украшенные вещи могут стать замечательным уникальном подарком.

    Для того, чтобы в домашних условиях делать тиснения на коже, понадобятся некоторые инструменты:

    • штампы пуансоны (можно купить, а можно и сделать самому, если есть навык в работе по металлу);
    • молоток;
    • угловой резец и острый нож-резак;
    • портняжная накатка (чтобы делать узоры);
    • канфарник;
    • мягкая кисть и фольга (разноцветная).

    Для начала нужно приготовить все инструменты к работе. Штампы можно выточить из стальных или алюминиевых стержней надфилем. Изображения на штампах могут быть самыми разными - узоры, цифры или буквы. Помните, что эти изображения нужно выполнять в зеркальном виде, чтобы они в последствии правильно отпечатывались на коже. В качестве накатки можно использовать, например, колсики от не нужных сломанных механических часов. С помощью накаток можно украшать кожу интересными линиями, узорами. Для того, чтобы в нужных местах на коже, если потребуется, пробивать отверстия, можно использовать трубки разного диаметра, предварительно заточив у них края.

    Для того, чтобы делать тиснение без красок, берм пуансон с желаемым рисунком и нагреваем его на открытом огне (температура должна быть около 140 градусов Цельсия). Температуру штампа трудно проверить, поэтому нужно приспособиться с помощью опыта - используйте пробный оттиск, чтобы опробовать пуансон.

    Теперь таким образом разогретую часть штампа нужно прижать к коже (к пробному куску кожи) и ударить сверху достаточно сильно молотком. Если рельеф по Вашему мнение недостаточно глубок, штамп нужно разогреть ещ сильнее. Если наоборот, кожа подпалилась, то время нагрева штампа нужно несколько сократить. Со временем Вы научитесь подбирать оптимальную температуру для разогрева пуансона. Как только Вы остались довольны результатом, можно приступать к обработке рабочего материала.

    Если Вы планируете сделать красочное тиснение, то приготовьте специально для этого предназначенную разноцветную фольгу. Е можно приобрести в магазине, или же взять тоненькую фольгу из-под конфет или упаковок чая. Используется фольга следующим образом: в жестяной посудине нужно растопить воск (парафин тоже подойдт). Для того, чтобы материал не застывал быстро во время работы, можно добавить в парафин скипидар, после чего хорошо размешать.

    Берм мягкую кисточку и наносим ею тоненький слой воска на фольгу, после чего воску надо дать высохнуть в течении нескольких часов (без скипидара воск застывает очень быстро, но со скипидаром - это единственная возможность нанести воск тонким слоем на фольгу).

    Как только воск на поверхности фольги высох, сверху наносится темперная или акварельная краска, которую предварительно нужно смешать с зубным порошком и с яичным белком. Оставляем фольгу на несколько минут немного подсохнуть, и потому она готова к дальнейшей обработке.

    Есть ещ другой метод приготовления раствора для нанесения на фольгу - В воск просто добавляется масляная краска нужного цвета. Краску для этого нужно размешивать с ещ расплавленным воском (парафином). Мешать до тех пор, пока не получится совершенно однородная масса. Затем, как и в первом случае, используем мягкую кисть, чтобы нанести готовую краску на фольгу тонким слоем.

    Теперь можно переходить непосредственно к процессу тиснения. Для этого нагреваем наш штамп-пуансон на огне, кладм на кожу фольгу с краской (разумеется, той стороной вниз, на которой нанесена краска). Затем ставим и крепко прижимаем хорошо разогретый штамп к фольге и ударяем крепко один раз молотком. Проделывать это нужно не слишком быстро - при нажиме штампа краска должна нагреться, для этого пара секунд может понадобиться. Это зависит от толщины фольги и вида (качества) кожи. Научиться лучше всего методом проб и ошибок))

    Об основах тиснения на коже можно посмотреть на видео в Ютубе, например здесь.

    Более профессиональное тиснение на коже делается с помощью небольших станков, а также больших прессов. Немного больше об этом можно узнать, посмотрев следующее видео. Здесь показывается, как с помощью одного такого станка делается тиснение через фольгу.

    А есть более универсальные маленькие станки, которые способны выполнять тиснения не только на коже, но и на бумаге, картоне и даже на ткани (только для ткани требуется определнного вида специальная фольга). Такой станок можно приобрести и для дома. Станок электрический и нагрев, соответственно, производится именно таким способом.

    Вот некоторые примеры тиснения на коже, которое можно выполнить в домашних условиях.

    Способ горячий, но производится абсолютно своими силами.

    Изготовить клише из твердой резины, вырезать нужный рисунок, укладывается на твердую поверхность рисунком к верху, сверху положить фактурой вниз кожу. Нажать на разогретым до 120 градусов утюгом к клише. Подержать секунд десять.

    А если покрасить клише перманентным маркером, то тиснение получится цветным.

    есть еще холодный способ, но он требует покупки штампа, а выше описанный способ позволяет делать различные рисунки. Единственный минус, такое клише быстро теряет годность.

    Сейчас очень популярная методика,это тиснение на коже при помощи фольги. В процессе работы на любую поверхность кожи наносится фольга и глубина ее тиснения конечно меньше,чем при блинтовом тиснении.

    Для этого используются как молоток,так и самодельный пресс. А многие мастера тиснения используют для этой цели даже обычный утюг.

    И вы можете посмотреть все уроки по различным методам тиснения вот здесь и в том числе при помощи фольги.

    Для тиснения можно изготовить клише из различных подручных материалов.

    С помощью тиснения на коже делают удивительные рельефные рисунки.

    Чтобы изготовить тиснение,то нужно иметь специальные инструменты и кожу.

    Для тиснения кожу нужно положить на деревянную дощечку и ударять по ней молотком.

    Вот какие виды тиснения существуют:

    Для того, чтобы сделать тиснение на коже в домашних условиях, новичкам хорошо подойдут два наиболее простых способа: тиснение с помощью прижима и штамповка.

    1) Для первого способа нам понадобится кусок необработанной кожи, тиски, вода, губка и штамп. В качестве штампа подойдт кусочек метала с рельефным рисунком, например, монетка. Также штампы можно заказать у мастеров на Etsy.

    Кожа ложится на край стола лицевой стороной вверх. Е разглаживают и равномерно увлажняют не слишком мокрой губкой. К коже прилаживают штамп и как можно сильнее прижимают их тисками к поверхности стола на 20 минут.

    2) Для штамповки нам понадобятся следующие вещи: губка, вода, кожа, деревянный молоток, 3-Д штампы с цилиндром.

    Кожа смачивается водой, а затем нужный штамп приставляется к е поверхности. В его центр вставляется цилиндр, по которому нужно несколько раз ударить деревянным молотком.

    Подняв штамп, проверяем глубину рисунка. Обычно, если кожа мягкая, то после небольшой тренировки хватает и одного удара.

    Используя различные штампы, можно делать разнообразные рисунки. Если покрыть тиснение лаком, оно будет лучше выглядеть и дольше прослужит вам.

    Чтобы сделать тиснение на коже самостоятельно, дома, то вам понадобятся специальные инструменты, для начала. На картинке показаны примитивные инструменты для этой техники:

    Также вам понадобится пресс и инструменты для нагрева кожи, например, утюг.

    Вот несколько видео, которые вам помогут справиться с этим искусством тиснения кожи и нанесения на рее различных интересных рисунков:

    Самый распространенные способы теснения - это горячий и холодный.

    Для горячего теснения используют кожу толщиной от 1,2 до 3 миллиметра и делается такое теснение металлическими штампами (их можно купить в магазине).

    Для холодного теснения используют кожу потоньше - от 0,8 до 1,2 миллиметра.

    Для холодного теснения необходима матрица и контрматрица. Кожа спрессовывается между ними.

В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

Что представляет собой тиснение по коже

Несмотря на то, что обработка шкур животных и выделка натуральной кожи являются древнейшими из ныне известных ремесел, термин «тиснение», как и сама технология, появились спустя несколько тысячелетий после того, как люди уверенно освоили различные методы заготовки шкур и стали широко использовать их в быту. Пожалуй, наиболее древним из ныне сохранившихся свидетельств применения данной технологии можно считать ископаемую глиняную посуду, на которой первые представители гончарного ремесла ставили свое клеймо при помощи нехитрых штампов. Большая часть такой посуды датируется периодом 4 500 - 4 400 лет до н.э., однако в отдельных регионах нашей планеты были найдены фрагменты примитивной глиняной посуды, которой древние люди пользовались еще за 10 000 лет до н.э.

В дальнейшем технология тиснения получила закономерное развитие и начала применяться более широко, в частности, для набивки различных орнаментов на ткань: мастер сначала вырезал определенный узор на деревянном клише, покрывал его красителями, а затем под давлением переносил изображение на ткань. Впоследствии, уже в позднем средневековье, метод переноса изображения с покрытого красителем клише на бумагу вместе с развитием искусства тонкой обработки металлов заложили основы технологии производства гравюр, и, как следствие, стали родоначальниками массового книгопечатания.

Переходя непосредственно к тиснению по коже, для начала постараемся дать максимально емкое и содержательное определение данной технологии: тиснение, или штампование – это частичная или полная обработка поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением техники резьбы, либо без нее. Тиснение может проводиться в условиях промышленного производства для придания правильной фактуры полулицевой и корректированной коже, создания имитации текстуры кожи экзотических животных, либо наноситься на кожу вручную при помощи различных штампов, оттисков и клише. Именно таким способом в домашних студиях и мелкосерийных мастерских на поверхность изделий из натуральной кожи наносятся различные рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи.

В художественном плане ручное тиснение по коже дает мастеру практически неограниченную творческую свободу и обеспечивает бесконечное разнообразие вариантов эксклюзивного оформления изделий благодаря тому, что нужные штампы и клише можно приобрести в специализированных магазинах, заказать у опытных мастеров, либо изготовить самостоятельно. Поскольку ручное тиснение по коже является достаточно кропотливым, трудоемким и ответственным процессом, то для выработки навыка и получения стабильного результата вам придется запастись терпением, качественным инструментом, а также кожей определенной выделки, предназначенной специально для тиснения или хорошо подходящей для этой технологической операции.

Инструменты для тиснения по коже

Приведем перечень инструментов, являющихся необходимым и в большинстве случаев достаточным набором для выполнения тиснения по коже:

Наборы различных штампов, оттисков и клише – приобретаются в специализированных магазинах, изготавливаются самостоятельно или на заказ;

Поворотный нож со сменными насадками различных размеров и форм – инструмент для вырезания изображений на поверхности кожи. Используется при более продвинутых способах тиснения с применением техники резьбы по коже;

Удобный молоток, который не повреждает штампы и имеет минимальную отдачу при нанесении удара – такими качествами обладают специальные нейлоновые молотки, широко применяемые в кожевенном деле;

Пластиковые или деревянные стилусы для выдавливания контуров изображений на поверхности кожи;

Колесные маркеры для разметки кожи и проведения рельефных линий на обрабатываемой поверхности;

Наборы надфилей с различными профилями для изготовления, доводки и корректировки штампов;

Ровное деревянное основание, которое будет служить подложкой для обрабатываемой кожи при выполнении тиснения;

Мягкая губка для смачивания кожи с целью ее размягчения непосредственно перед началом тиснения;

Полезные мелочи, к которым можно отнести всевозможные трафареты с изображениями растений, животных, этническими орнаментами и популярной символикой.

Натуральная кожа для тиснения

Вам также необходимо запастись и некоторым количеством кожи растительного дубления – особой разновидности натуральной кожи, предназначенной специально для тиснения, штампования и резьбы. Благодаря специфической технологии выделки приданный такой коже художественный рельеф со временем не расправится, не сгладится и не утратит живости.

По большому счету, тиснение можно наносить практически на любую натуральную кожу, однако далеко не каждый вид кожи и метод штампования способны обеспечить устойчивость рельефа в течение достаточно продолжительного времени. Например, неглубокое или незакрепленное тиснение, нанесенное на кожу хромового дубления, со временем может «поплыть».

Если вы не обладаете достаточным опытом, то в процессе обучения данной технике вы сами экспериментальным путем сможете понять, какая кожа подходит для ваших производственных нужд лучше других. Однако для экономии времени и сил мы все же рекомендуем вам прислушиваться к советам опытных мастеров по выбору натуральной кожи, способной обеспечить высокое качество и долговечность тиснения.

Методы тиснения кожи

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.

В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:

Слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;

Тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;

Конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;

Текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС . Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.

Выполнение слепого тиснения по коже

Для примера пошагово рассмотрим процесс холодного слепого тиснения по коже, поскольку данный способ является наиболее доступным для понимания и повторения. В самом простом случае выполнение такого тиснения состоит из следующих этапов:

1. В первую очередь необходимо выбрать и подготовить кусок натуральной кожи подходящего размера и толщины. Для выполнения качественного тиснения лучше всего подходит кожа растительного, синтанного или хромтаннидного дубления.

2. Выбирается или изготавливается штамп с рельефным оттиском клейма, логотипа, надписи или изображения в масштабе 1:1. Если изображение или надпись не являются обратимыми, т.е. в зеркальном отображении выглядят задом наперед, то изображение и/или надпись на штампе должны быть отображены зеркально относительно вертикальной оси, проходящей по краю оригинального изображения и/или надписи. В случае обратимых изображений и надписей, симметричных относительно проходящей по их центру вертикальной оси, оттиск на штампе изготавливается и переносится как есть.

3. При использовании кожи растительного дубления вся поверхность куска (а не только место будущего тиснения) тщательно смачивается чистой теплой водой при помощи губки. Важно равномерно увлажнить всю поверхность кожи во избежание водных подтеков после ее высыхания. Для того, чтобы кожа размягчилась и стала пригодной для тиснения, обычно требуется не менее получаса, однако этот временной промежуток может варьироваться для кожи различной выделки и толщины. Также крайне важно не размачивать кожу сверх меры, иначе вместо аккуратного рельефного оттиска вы получите нечто бесформенное и крайне неэстетичное. Объем воды должен быть таким, чтобы она все еще продолжало впитываться, но кожа при этом уже не успевала подсыхать. Как только появятся первые признаки того, что кожа прекратила активное поглощение воды, процесс увлажнения необходимо остановить.

4. Штамп и молоток располагаются в удобном месте для оперативного доступа, кожа размещается на ровной твердой поверхности, а под кожу подкладывается подложка из дерева или плотной резины.

5. Когда кожа начнет постепенно возвращать свой оригинальный цвет и станет прохладной на ощупь, то она готова к тиснению. Признаком готовности кожи также является ее подсохший лицевой слой. Начиная с этого момента кожа в достаточной степени размягчилась, а в ее внутренних волокнах осталось оптимальное количество влаги для начала процесса штампования.

6. Штамп ставится строго перпендикулярно поверхности кожи и надежно фиксируется, а затем по нему наносится точный одиночный удар молотком. Необходимо помнить о том, что в данном случае глубина и четкость получаемого оттиска напрямую зависят от силы и точности удара по штампу, а также от степени мягкости кожи. Как правило, мягкие разновидности кожи поддаются тиснению на нужную глубину с первого удара. Более жесткие или плотные виды кожи могут подвергаться тиснению в несколько проходов. Однако вне зависимости от толщины и плотности кожи в результате мы должны получить четкий рельефный оттиск равномерной глубины по всей площади изображения.

7. После того, как желаемый оттиск получен, кожа протирается и сушится в естественных условиях до полного высыхания.

В качестве дополнительного, но совсем не обязательного завершающего штриха готовое рельефное изображение можно "оживить" при помощи красителей, подходящих к выбранному типу кожи. В таком случае после окончательного высыхания красителя полученный рисунок закрепляется специальными составами-фиксаторами, а затем тщательно полируется при помощи мягкой ткани или шерстяного войлока.

Также стоит упомянуть о том, что для нанесения выпуклых изображений на лицевую поверхность тонкой кожи ее тиснение следует проводить с бахтармяной стороны, однако процесс получения таких изображений сопряжен с определенными нюансами: во-первых, штамп с изображением нужно всегда готовить в прямом, а не зеркальном отображении, а во-вторых, после выполнения тиснения полученный рельеф следует смазать клеем ПВА с изнаночной стороны и при необходимости подклеить под него подложку из куска кожи. Однако, если вы хотите получить по-настоящему качественный и долговечный выпуклый оттиск на поверхности кожи, то следует использовать не ручное, а конгревное тиснение на прессе.

Где найти больше материалов по тиснению кожи?

Даже если у вас не получается овладеть искусством тиснения по коже настолько профессионально и быстро, насколько вам бы хотелось, то постарайтесь не отчаиваться и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. После того, как вы набьете руку и станете достаточно опытным в этом непростом и кропотливом деле, вы не только получите желание и возможность «оживить» собственную одежду, обувь и аксессуары, но и всегда сможете изготовить штучные эксклюзивные вещи на заказ, а также порадовать своих близких по-настоящему оригинальными персонифицированными подарками.

Техника тиснения на коже может украсить любой кожаный предмет гардероба или аксессуар. Но такая обработка кожаных изделий требует значительных усилий и мастерства. Но есть более простой способ сделать тиснение на коже своими руками – при помощи клише.

Это упрощенная возможность украсить сумочку, портмоне или блокнот, которая оживит и сделает неинтересный предмет гардероба уникальным.

Освоив эту технику, можно не беспокоится о том, что подарить своим друзьям и родным. Выполненный этим способом подарок всегда будет дорогим и эксклюзивным.

На фото продемонстрированы работы, украшенные тиснением.

Материалы дела

Кожа для тиснения должна быть выбрана только растительного дубления (растения, в частности дуб). Ее главное отличие от кожи после химической обработки — то, что она способна впитывать воду. А это одно из главных свойств кожи, применяемой в тиснении. Из такого материала не шьют предметы одежды или мебель. Но в тиснении важно использовать именно такую кожу.

Существует много способов тиснения. Но в домашних условиях чаще всего выполняют тиснение с помощью клише, который является важнейшим инструментом для этого. Технология его использования проста: чтобы изображение с клише перенести на кожу, по нему ударяют молоточком.

Клише или штампы мастера приобретают в магазинах или изготавливают сами. На металлических пластинках с помощью специального инструмента делают гравировку в зеркальном отражении, которая будет отпечатываться и оставлять рисунок на кожаном изделии. Глубина линий гравировки должна быть не менее 3 мм.

Плоские металлические предметы с объемным орнаментом (пуговицы, монеты) также используют как клише.

Для равномерной силы удара при набивании рисунка ручку клише делают меньше, чем рабочая поверхность молотка.

Дело мастера боится

Тиснение бывает слепым и конгревным. Слепое тиснение — это штампы, молоток и кожа. Больше инструментов и материалов не требуется. Рисунок тиснения выглядит как бы вдавленным. Качество отпечатка зависит от силы прикладываемой к клише (сила удара молотком, давление пресса).

Конгревный тип тиснения производит обратный эффект. Рисунок получится объемным, выпуклым. Этот тип предполагает использование матрицы для нанесения рисунка и контрматрицы.

Чтобы выполнить тиснение коже толщиной не более 1,2 мм, применяют холодный способ. Рисунок в этом случае получается методом спрессовывания кожи. Для кожи толщиной более 1,2 мм можно использовать горячее тиснение. В этом случае для оттиска клише подвергаю нагреву.

Очень популярный способ – тиснение фольгой. Этот метод дает потрясающий результат, при условии, что подобраны правильные материалы. И проявлена достаточная аккуратность при выполнении тиснения.

Проба пера

Можно попробовать свои силы в домашнем тиснении на коже, украсив золотым оттиском блокнот или сумочку. Для этого предлагается простой мастер-класс, который даст представление о сложности выполнения тиснения на коже.

Нужно подготовить:

  • твердую поверхность;
  • утюг;
  • термофольга. Несмотря на пробный опыт, к выбору фольги нужно подойти ответственно, чтобы не испортить ожидаемый результат;
  • плоский металлический предмет с выпуклым рисунком на поверхности, который будет использоваться в качестве клише;
  • отрез кожи или предмет, на котором нужно сделать тиснение.

Порядок действий:

  1. Кладем кожу или выбранный кожаный предмет на твердую поверхность;
  2. Вырезаем фольгу по размеру выбранного рисунка;
  3. Прикладываем вырезанный кусочек термофольги к коже;
  4. Нагретый утюг ставим на фольгу и держим на ней примерно 60 секунд;
  5. Когда термофольга прогреется достаточно хорошо, снимаем утюг и немедленно прикладываем к ней клише (металлическую пуговицу с рельефным рисунком);
  6. Сильно давим на клише в течение минуты.

Это очень упрощенный вариант тиснения, но даже в этом случае важно достаточно долго выдержать горячий утюг и затем клише на фольге, чтобы результат не разочаровал.

Кожаные вещи и предметы из кожи всегда относились к дорогому сегменту рынка. А различные технологии тиснения на коже переводят эти предметы из разряда дорогих в разряд роскошных. Считается, что только богатые люди могут позволить себе вещи с именным или высокохудожественным тиснением. Но современные технологии сделали их доступными для большинства людей, желающих иметь что-то неординарное и уникальное.

Также эти технологии дают возможность проявить свое мастерство творческим людям с богатым художественным воображением и желанием создавать эксклюзивные предметы.

Видео по теме статьи

Тиснение на коже в последнее время стало достаточно популярным видом рукоделия, которым можно заниматься дома. Благодаря ему можно украшать различные кожаные изделия: блокноты, ремни, сумки и даже обувь. Производится оно специальными прессами. Тиснение может быть горячим и холодным. Несмотря на всего два метода отделки кожи, вариантов декора можно найти очень много. Процедура используется для нанесения логотипов и даже для рисования картин. Дома таким способом декорируются в основном подарочные изделия.

Для работы обычно применяются небольшие прессы. В домашних условиях часто используется молоток и другие инструменты. Однако тут нужно быть осторожным, чтобы не испортить основу.

Горячее тиснение на коже используется для нанесения рисунка на основу, которая имеет толщину 1,5-3 мм. Наносится рисунок при помощи горячего клише. Роль такого инструмента могут играть штампы из металла или другие инструменты, поэтому заниматься таким искусством можно и дома.

Такая процедура может быть слепой и конгревной. При слепом тиснении используется только штамп и кожа. Никаких дополнительных элементов использовать не нужно. Готовый рисунок получается словно вдавленным в основу. То, насколько качественным будет отпечаток, зависит от усилий, которые будут прикладываться к инструменту.

Тиснение на коже конгревного типа дает противоположный эффект, то есть рисунок получается выпуклым. Для нанесения узора используются контрматрица и матрица. Во время проведения процедуры можно применять различные краски.

Если штампы не подогреваются, то выполняется холодное тиснение. Эта процедура дает возможность делать рисунки на (толщина 0,8-1,2 мм). В основном рисунок получается путем спрессовывания основы между матрицей и ее ответной частью.

Очень популярным является тиснение золотом, то есть для работы кроме пресса используется фольга. Естественно, рисунок может получаться не только золотым, так как фольги значительно расширился.

Тиснение на коже таким способом производится так же, как и слепое, только на поверхность кожи дополнительно накладывается фольга. Естественно, это влияет на глубину оттиска (небольшая). Для такого тиснения пресс должен быть нагретым. Во время прессования кожи разделительный слой фольги расплавляется, а металлический слой, благодаря давлению, переносится на рисунок.

Фольга для такого вида тиснения должна быть качественной. То, насколько хорошо металлизированный слой прилипнет к оттиску, зависит от качества и толщины адгезионного слоя. Кроме металлизированной фольги в наше время можно использовать цветную, глянцевую или матовую, а также голографическую фольгу. Она должна быть устойчивой к ультрафиолету, химическим веществам, стиранию и механическим повреждениям. Естественно, фольга не должна портиться под воздействием температуры. Однако иногда бывает так, что отпечаток фольги остается не на рельефе, а на штампе. Поэтому к тиснению с фольгой необходимо тщательно подготовиться.

Есть некоторая разница между между возможностью тиснения на коже из которой изготовлены полиграфические изделия и на коже с которой работают мастера ремесленники. Соответственно есть различия в выборе и использовании клише и штампов для таких видов работ.
В рекламной сфере и полиграфической деятельности применяют как натуральную. так и рециклированную или искусственную кожу. Реальность такова, что натуральная высококачественная кожа для полиграфических изделий

стоит весьма дорого и навряд ли вы ее встретите в ассортименте рекламных агентств. Большинство ежедневников, обложек,различных аксессуаров предлагаемых рекламными и полиграфическими компаниями изготавливаются из рециклированой кожи. Такая кожа эластична, прочна, имеет запах кожи, более экономична в использовании поскольку пласт создается на фабрике и имеет правильную форму прямоугольника без дефектов и удобен для раскроя.
Искусственная кожа распространена повсеместно и широко используется в производстве различных изделий - брелки, ежедневники, различные аксессуары.
Теперь о самом тиснении. Тиснение искусственной кожи - простейший процесс подвластный любому новичку.Клише можно применять даже пластиковое изготовленное фотополимерным способом. В идеале для любого вида тиснения лучше иметь металлическое клише (магний, цинк, латунь, медь) . Температура минимальна - от 60 до 100 градусов. Тиснение рециклированной кожи требует наличия некоторого опыта. Температура от 100 до 150 градусов. В обоих вариантах речь идет о простом блинтовом тиснении.
Блинтовое тиснение не требует особого мастерства. Нужно иметь подходящее оборудование - специальный пресс для тиснения, материал или готовые изделия для нанесения тиснения, клише. Если нет навыков - то небольшая тренировка и консультация мастера позволят получить быстрый и неплохой результат. На большинстве ежедневников, обложек и различных аксессуарах - тиснение нанесено именно блинтовое.
Конгревное тиснение также применимо в отношении искусственной и рециклированной кожи. Нужно специальное клише состоящее из двух частей. Важна также и толщина кожи - для конгрева используют только тонкую кожу. Клише подойдет только металлическое - желательно латунь, медь или при малых тиражах - магний. Вообще считаю, что конгревное тиснение один из самых эффектных способов декорирования кожаных изделий.
Тиснение фольгой - может применяться на искусственной или рециклированной коже имеющей гладкую или не слишком фактурную поверхность. Для тиснения фольгой вполне можно ограничиться наличием пластиковых клише, - но тираж должен быть небольшим.
Самый сложный и трудоемкий вид тиснения - это тиснение на настоящей натуральной коже. В этом направлении работают в основном мастера ремеслинники в сфере народных промыслов и ремесел. Здесь имеются свои секреты и традиции передаваемые мастерами из поколения в поколение. Огромное значение имеет выбор натуральной кожи и ее дальнейшая подготовка. Клише используются только металлические. Наилучший результат у латунных и медных клише с глубоким рельефом.
Многие изделия из натуральной кожи с нанесением декоративного тиснения ввиду сложности изготовления относятся именно к сфере народных промыслов и ремесел, а не к сфере рекламной и полиграфической деятельности. Кожу лучше выбирать ту, которая имеет растительное (или комбинированное) дубление. Увы такую кожу производят не все производители, но изделия из нее получаются наиболее качественные и красивые .
Особая красота создается когда правильно подобрана температура, тип кожи, сила прижима. Тогда получаются вот такие изделия имеющие два цвета. Но если выбор кожи сделан неправильно или неправильно подобрана температура. время выдержки, давление, - то кожа может при тиснении не поменять свой цвет. Такой двойной цвет не получиться также на некоторых видах кожи специального дубления или на рециклированной коже.Натуральная качественная кожа имеет более высокие характеристики, чем рециклированная кожа и прослужит более долгое время. Мастера ремесленники работают только с натуральной кожей , поскольку в отличие даже от рециклированной, с ней можно проводить массу дополнительных операций - подкраска, ретуширование, перфорирование, пирография и т.д. Кстати пирография - один из критериев, что бы самому определить настоящая кожа или нет.
В следующих постах я приведу примеры по созданию и использованию различных клише для кожи.