Дарим цветы        20.05.2019   

Смешные и не очень. Детские шалости

Что такое озорство детские шалости?

Есть ли разница между озорством и шалостью ? Важно уметь отличать озорство от шалости ребенка. От этого зависит, сумеем ли мы вовремя остановить ребенка. Шалость - забава невинная: ребенок весел, оживлен, пытается по-своему, по-детски острить, смешить окружающих и занимать себя. В общем, от избытка чувств он в ударе и жаждет от вас поддержки своему хорошему настроению. Это своеобразная форма выражения расположения к вам, поиск контактов с окружающими.

Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство . А оно всегда имеет аморальный оттенок. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением.

Как реагировать на детские шалости?

Вот одна из ситуаций, которая знакома многим:

Квартиру только что отремонтировали. Шестилетний Андрюша разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется:

Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок... Вот я и нарисовал картину над своим, столом. Разве некрасиво?

В глазах веселые огоньки, лицо лукавое. Уверен: мама не станет гневаться. И действительно, она так сражена «остроумием» сына, что вечером это становится предметом семейных восторгов:

Посмотри, какую картину повесил над своим столом наш художник!

Ах ты, озорник! И ведь додумался же! - в тон маме подхватывает отец.

Ребенок в такой ситуации сделал не хорошо, но он не желал ничего плохого. Он просто решил пошалить. Но в тоже время родители ничего не сделали для того, чтобы предотвратить в дальнейшем такое поведение своего малыша. Нет, совсем не нужно было бы ругать ребенка за его проступок, но стоило объяснить ему, что таким образом он испортил обои, которые папа с мамой так долго клеили, и что так делать ни в коем случае нельзя.

Если ребенка приучили со вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить, предотвратив детскую эмоциональную безудержность. Всегда нужно иметь в виду, что формы и сила выражения эмоций зависят от воспитания. Уродливые же проявления эмоций ребенка - свидетельство неправильно установившихся отношений с ним.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Детские шалости с огнем и их последствия»

Повторить правила пожарной безопасности; Подвести детей к пониманию вероятных последствий детских шалостей...

Детская шалость с огнем - причина пожаров!

Анализ пожаров, возникающих в результате детской шалости с огнём, показывает, что они часто связаны с отсутствием у детей навыков осторожного обращения с огнём, недостаточным контролем за их поведение...

Дети любопытны, обладают хорошей фантазией, и если им скучно, то они обязательно придумают, как себя развеселить. В списке детских развлечений огонь стоит далеко не на последнем месте. На практике, огнеборцы нередко сталкиваются с трагическими последствиями таких опасных игр. Учащаются такие случаи во время летнего отдыха детей и каникул в течение учебного года.

В специальной терминологии пожарных даже существует такое понятие, как детские шалости с огнем, как одна из причин возникновения бытовых или природных возгораний.

Причины

Как показывает практика и анализ таких случаев, то в основе их лежит не детская небрежность, а следующие причины:

  • отсутствие или недостаточное проведение разъяснительных бесед по пожарной безопасности с детьми;
  • оставление на видном и доступном месте спичек, зажигалок и других источников открытого огня, а также легковоспламеняющихся жидкостей;
  • неспособность или нежелание взрослых сформировать у детей достаточный объем умений и навыков обращения с огнем. Проще запретить, чем показать, как правильно пользоваться спичками, газовой плитой и электроприборами;
  • отсутствие возможности организовать досуг своих чад во время отдыха;
  • неспособность детей на практике применять знания о том, как следует вести себя в случаи возникновении пожара.

В статье попробуем разобраться, почему детей так тянет поиграть с огнем, как и когда надо объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности, и что делать родителям, чтобы в их отсутствие не произошло несчастья.

Какие поступки детей способны стать причиной пожара?

Тяга к опасным развлечениям у детей продиктована разными причинами, которые зависят от возраста. И в разные возрастные периоды взрослые должны по-разному преподносить важную информацию.

В 3 года ребенок начинает познавать окружающий мир. Ему все интересно, все нужно потрогать и узнать, как работает. Часто малыш копирует (иногда неосознанно) поведение взрослых. Если родители часто курят в присутствии ребенка, то велика вероятность, что его будет тянуть к этим предметам. Старайтесь убирать на высокие и закрытые полки все спички, зажигалки и пепельницы.

Увидев свечу, ребенок будет заворожен игрой пламени и светом, который от нее исходит. Скорее всего, он захочет этот фокус повторить. Помните, что малыш совершенно не понимает, что об огонь можно обжечься или что он способен перекинуться на мебель, занавески и вызвать страшную трагедию, так как у ребенка нет такого опыта. Дайте ему этот опыт, но под вашим чутким руководством.

Поднесите руку ребенка поближе к зажженному источнику огня, чтобы он почувствовал тепло. Объясните, что пламя может причинить боль, и баловаться с ним опасно.

В школьном возрасте дети много времени проводят вне дома. На улице любимым развлечением могут стать посиделки у костра или баловство с зажженными бумажными самолетиками. Часто такие игры или разведение самовольного огня на земле происходят рядом с жилыми домами, кустарниками, деревьями. Более того дети могут использовать сухую листву для более быстрого разведения костра. Все это может привести к развитию небольшого огня в крупный пожар.

В старшем возрасте нередки случаи, когда в попытке стать взрослым и самостоятельным, подростки начинают в тайне курить. При этом от страха быть замеченным, бросают тлеющие окурки куда придется. Наиболее травмоопасными являются ситуации использования пиротехнических изделий ради шутки или прикола, а также бросание в огонь патронов или взрывоопасных предметов.

Детская шалость с огнем – причина пожара в домах и на природе, когда дети предоставлены сами себе, и не имеют тесного доверительного контакта с взрослыми.

Для того чтобы избежать подобных случаев следует с малых лет разговаривать с ребенком на противопожарные темы. Осуществлять контроль того, с кем и где проводит подросток свободное время. Проявлять интерес к поведению и хобби вашего чада. В любом возрасте дети должны знать свой домашний адрес, и на какой номер следует звонить в случае возникновения пожара. Вам полезно будет ознакомиться с материалами “ “

Объясните ребенку, что вызов пожарной охраны просто так из шалости или любопытства, не только отвлекает силы пожарных подразделений от работы по реальным вызовам, но и будет иметь для «шалуна» весьма неприятные последствия.

За заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб государством предусмотрена административная ответственность. Это влечет наложение административного штрафа от одной до полутора тысяч рублей.

Напоминаем, что на основании Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним) , отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Предупреждение детской шалости с огнем

В возрасте 3-5 лет хорошо задействовать красочные и яркие плакаты, на которых изображены последствия неосторожного обращения со спичками, свечами или электроприборами. В магазинах можно найти также раскраски на пожарную тематику с небольшими поучающими рассказами. Это подойдет для первоклашек. Помните, что запрет без объяснений, только усилит любопытство малыша.

Объясните основные правила пользования микроволновкой и плитой. Расскажите, к чему могут привести неосторожные или необдуманные действия. Выходя из дома, выключайте все электроприборы из сети и привлекайте ребенка. Пусть ваши действия станут для него примером и источником того, как нужно правильно поступать во избежание возгораний.

Иногда возникают ситуации, когда родители вынуждены оставить малолетнего ребенка одного дома. В этом случае проверьте, что все опасные предметы хорошо спрятаны. Не закрывайте входную дверь на ключ, так как в случае возгорания ребенок просто не сможет выбраться из горящей квартиры. Прикрепите на видное место номер телефона пожарной службы или службы спасения.

Дети в случаи опасности часто прячутся в шкафы, под кровати. Необходимо объяснять, почему этого не следует делать. Проговаривайте алгоритм поведения при обнаружении первых признаков пожара (дым, запах).

Необходимо запомнить ряд следующих рекомендаций, которые помогут предотвратить опасную ситуацию с огнем:

  • не разрешайте детям пользоваться спичками и свечами в ваше отсутствие;
  • маленьких детей не оставляйте одних рядом с открытыми работающими электроприборами, каминами или печами;
  • если у вас газовая плита, перекрывайте газовый вентиль, когда вынуждены оставить ребенка одного дома. Не упускайте из виду детей, когда задействована плита с газовыми конфорками;
  • спички, зажигалки всегда приобретайте сами. Не просите сделать это ребенка;
  • следите за своими действиями. Иногда поступки взрослых бывают красноречивее любых слов и запретов;
  • номера телефонов чрезвычайных служб заучите вместе со своими детьми наизусть;
  • не проходите мимо, если обнаружили подростков, играющих с огнем или разводящих костер в отсутствии взрослых людей;
  • расскажите, как нужно тушить различные виды возгораний;
  • правила пользования отопительными и электроприборами ребенок также должен знать;
  • покажите ребенку все возможные запасные или аварийные выходы, которыми можно будет воспользоваться в случае пожара;

Не бойтесь сгущать краски при рассказе о возможных последствиях. У детей очень хорошее воображение и фантазия, и узнав, какие трагедии может вызвать вроде бы безопасный огонь свечи, он запомнит это на всю жизнь.

Что делать детям в случае пожара?

  1. Не пытаться спрятаться от огня в квартире.
  2. Не открывать окна.
  3. Позвонить по необходимому телефону (101 – пожарная часть), четко сказать свой адрес, ФИО и что случилось.
  4. Обратиться за помощью к соседям.
  5. Выбираясь из дома, пользоваться только лестницей.
  6. При запертой двери, нужно звать на помощь.
  7. закрыть нос мокрой тканью или влажной салфеткой.

Общайтесь с детьми на равных. Доверяйте им. Они способны принять правильные решения в экстремальных ситуациях, если будут иметь необходимую информацию и знать, что делать. Дети имеют хорошую выносливость, и в опасной ситуации способны действовать даже менее эмоционально, нежели взрослые.

ПЛАКАТЫ И РАСКРАСКИ на данную тему доступны по кнопке СКАЧАТЬ


ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ

И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Взаимодействуя с существующими ценностями в жизни, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками.

Несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами формирует в сознании ребенка негативное отношение, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Начинаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам осложненного поведения.

Наступили летние каникулы. Это время, когда дети нередко предоставлены сами себе. Далеко не всегда придуманные ими занятия безобидны и законны. В какие противоправные или опасные истории чаще всего попадают дети, подростки и как родителям уберечь свое чадо от необдуманного поступка.

Основная опасность, преследующая подростков, связана с мобильными телефонами. Телефон давно уже стал в подростковой среде не только средством общения, но и статусной вещью. Подростки чаще демонстрируют свои гаджеты, чем используют их. Однако такая демонстрация может сыграть с владельцем дорогого телефона злую шутку. Среди всех преступлений, совершаемых подростками, преобладают хищения дорогих мобильных телефонов.

Чтобы уберечь своего ребенка от такой опасности, следует объяснить и убедить его, что не стоит в малознакомой компании демонстрировать дорогую вещь.

Не стоит забывать, что запрещено в летнее время с 23 до 6 часов утра несовершеннолетним появляться в общественных местах без сопровождения взрослых, за нарушение этого закона к административной ответственности привлекут родителей. Основная задача детского «комендантского часа» - не нарушить права ребенка, а защитить его в ночное время от преступных посягательств.

Другая проблема подростков связана с транспортом. Одни подростки считают безобидной шуткой вскрыть старенькую, отечественную, ничего не стоящую машину соседа, отогнать ее за два квартала. А между тем Уголовный кодекс квалифицирует такие шутки ясно и точно. Фактически любые действия, совершаемые с чужим транспортным средством без согласия хозяина - вскрытие двери, попытки завести агрегат, - считаются угоном.

Вторая транспортная проблема подростков называется «велосипед». Сейчас это средство передвижения появляется у детей и стало такой же статусной вещью, как и дорогой мобильный телефон. Приобретая своему ребенку велосипед, родители должны объяснить ему элементарные Правила дорожного движения. Дети и подростки на велосипедах рассекают по городским улицам, порой забравшись вдвоем-втроем на один велосипед. Такие участники дорожного движения опасны и себе, и окружающим.

Третья распространенная детская летняя «шалость» - побеги из дома. Одна из причин побегов - ссора с родителями и потому ребенок не пришел домой ночевать. Чтобы предотвратить уход подростка из дома, необходимо быть к нему внимательнее.

И еще одна распространенная опасность, подстерегающая наших детей, - это травы и кустарники, произрастающие на территории и в окрестностях нашего города. Маленькие дети часто пробуют на вкус неизвестные листья, цветы, ягоды, не понимая, к каким это может привести последствиям. А порой достаточно нескольких ягод или листочков, чтобы наступила смерть. Чтобы предотвратить беду, родителям маленьких детей необходимо, прежде всего, следить за ними, не допускать, чтобы ребенок один гулял вдали от дома. Жителям частного сектора, имеющим маленьких детей, важно уничтожить всю ядовитую или неизвестную траву вокруг своего дома.

Именно летом мы особенно часто пользуемся услугами железнодорожного транспорта, который осуществляет пассажирские перевозки, но и представляет определенную опасность. Часто на железнодорожных путях, станциях и вокзалах можно видеть бесцельно гуляющих ребят, которые затевают всевозможные игры, подлезают под вагоны, взбираются на их крыши. А подчас, может быть, даже без злого умысла, просто из-за озорства портят железнодорожное оборудование, кладут на рельсы посторонние предметы, бросают в проходящие пассажирские поезда камни. Все должны понимать, что за совершенные поступки может последовать ответственность как административная, так и уголовная. Также надо понимать, что необдуманные шалости могут привести к трагическим последствиям. К сожалению, не понимают не только дети, но и многие родители, считают это обычной шалостью.

Детей подстерегает повышенная опасность и на игровых площадках. Очень часто приходится видеть картину, когда дети, играя, кидаются друг в друга различными предметами (камнями, палками и т.д.), стоят рядом с качелями, когда другие дети качаются на качели. Но если такое озорство не пресечь, то последствия могут быть непоправимыми.

Следует понимать, что на игровых площадках надо не только не допускать баловства, но и вести себя очень внимательно и осторожно.

Уважаемые родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять.

Где и как дети проводят свой досуг, с кем они дружат, какими играми увлекаются? Во избежание трагедии все эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания взрослых.

Т. А. Зорина,

методист БУ «Комплексный центр социального обслуживания «Милосердие»

Детские шалости иногда переходят все границы. Чаще всего виной этому становится воспитание. Глядя на современных детей и их родителей, можно сказать, что уровень развития у них практически одинаковый. Можно ли это как-нибудь изменить?

Детские шалости начинаются с примитивной вседозволенности . Особенно это касается долгожданных детей. Родители, которые долго ждали рождения ребенка, порой переходят границы допустимого и разрешают детям вещи, которые окружающим приносят дискомфорт. Спустя время родители тоже начинают страдать от привычек своих избалованных деток, но справиться с ними становится все сложнее и сложнее.

Стоит учитывать, что дети уважают мнение родителей до тех пор, пока родители сами не убьют в глазах ребенка свою репутацию. Что же делать, если детские шалости невозможно прекратить ?

Спросите у себя: в какой период взросления ребенок начал шалить ? Возможно, в какой-то момент вы закрыли глаза на его воспитание и предоставили ребенка самому себе? Естественно, детей нужно приучать к самостоятельности с ранних лет, но не забывайте, что дети, познающие мир, обращают внимание и на негативные вещи.

Внимательно проанализируйте поведение ребенка . Как он ведет себя с ребятами во дворе/в саду/в школе? Если он дерется и неуважительно относится к ровесникам, значит, необходимо провести с ним воспитательную беседу. Ни в коем случае не наказывайте ребенка, пока не разберетесь, почему он так себя ведет. Возможно, его обидели или побили. Не желая быть ябедами, дети чаще всего сами пытаются решить проблему. Иногда они не признаются родителям о том, что их обижают. Это происходит по причине того, что родители часто упрекают своих малышей, мол, «не будь ревой», «ты же мужчина» и т. д. Дети остро ощущают превосходство взрослых, потому сами стремятся взрослеть поскорее. Отсюда и желание добиться справедливости кулаками или обидными оскорблениями, услышанными, возможно, и от вас.

Если ребенок портит имущество, попытайтесь принимать меры аккуратно. Не стоит бить по рукам, мазать горчицей вещи, которые он грызет, и ставить на гречку . Этим вы показываете ребенку, что сила и хитрость - главный залог успеха. Не удивляйтесь, если он стремительно научится врать после таких приемов воспитания. Объясните ребенку, что если он, к примеру, порежет скатерть, маме придется покупать новую, а значит, вся семья останется без вкусностей. Тем не менее, не подкупайте детей подарками за хорошее поведение, иначе ребенок будет пересиливать себя во имя заветной шоколадки: вы привьете ему жажду награды, и ребенок в будущем вряд ли будет что-то делать просто так, из энтузиазма.

Если ребенок закатывает публичные истерики , не нужно при всех кричать на него и тем более — бить. Психологи утверждают, что если ребенок начинается валяться на полу с криками и слезами, нужно сказать: «Давай, постучи ногами сильнее!». Ребенок воспринимает это как требование, а требования дети исполняют неохотно, что может стать быстрым окончанием истерики.

Детские шалости с возрастом проходят . Ребенок перерастает и становится спокойнее. Чтобы не слишком пострадать от детских истерик, постарайтесь уделять ребенку больше внимания, но не переборщите: помните , что мальчику нужно больше внимания отцовского, а девочке - и материнского, и отцовского. Попытайтесь заполнить досуг ребенка максимально интересными занятиями, и вы не испытаете никаких проблем в его взрослении. Кроме того, проводя с ребенком познавательные занятия, родители и сами много чего узнают полезного и интересного, а

Чего только не приходилось мне пережить, но плохое выветрилось без следа, а смешные случаи, — стоит только вспомнить о них, — тут, как тут. Свой рассказ о шалостях и приключениях я начну с забавных историй. Э-э-э, возможно, забавными они кажутся только мне. Чувство юмора у меня туговатое.

Половые различия

У меня был друг детства — Сережка, — на год младше меня, отчаянный хулиган и шалун. Ни он, ни я не ходили в садик. Я — по причине частых болезней, а он — сидел с мамой и младшей сестренкой в декретном отпуске. Наверное, поэтому ни у него, ни у меня не было четкого представления о половых отличиях . То есть мы знали, что я — девочка , а Сережка — мальчик , но чем мы конкретно отличаемся, я не знала.

Инициатором исследования была, конечно, я, Евина дочка. Пока наши мамы пили чай на кухне (мы дружили семьями), я заговорщицки утащила Сережку в чулан, пообещав ему «что-то показать ». Надо сказать к этому времени я уже знала, что взрослые лежат друг на друге и тяжело дышат. Нет, я не собиралась делать этого с Сережкой, совсем нет, но мой пытливый ум подсказал мне, что у взрослых есть нечто , скорее всего на животе , чем они трутся друг об дружку. Прошу простить меня за наивность, мне было всего пять, а Сережке — четыре года.

Я уже знала, что у меня на животике есть пупок в виде неглубокой дырочки. По логике вещей у мальчика должно быть на животе нечто, прямо противоположное . Вот и завлекла я моего парня в чулан и велела ему задрать майку. То, что «росло» у него на пузике, не совсем соответствовало моим представлениям.

Это был почти такой же пупок, как и у меня, разве что более выпуклый, как кончик пальчика. Я была разочарована. И это все? Правда, мой пытливый ум на этом не остановился. Я поинтересовалась, умеет ли Сережка выдувать пупок... может быть, он вырастает, как пальчик? Видите, мои мысли шли, в принципе, в нужном направлении. Сережка честно напрягся и чуть-чуть выдул пупок. Мне стало ясно — да, именно так все и происходит у взрослых .

Наши занятия прервали взрослые. Их насторожила тишина в нашей комнате, и они заподозрили, что мы что-то затеваем. Застукали нас в тот момент, кода мы с Сережкой стояли друг напротив друга с задранными майками и не знали, как приступить к самому интересному — трению друг об дружку и сопению. Как гром среди ясного неба прозвучало грозное: «Вы что тут делаете?» — «Пупки друг дружке показываем!» — храбро объяснил мой друг. Мамы наши смеялись до коликов, прямо плакали, называли нас развратниками ... что за слово такое неизвестное. Так стыдно было, ужас.

Вырванный язык

Второй случай пришелся примерно на этот же возраст и опять участником шалости стал мой верный соратник по играм, Сережка. Кто-то из старших мальчишек показал ему, как можно разжевать лезвие опасной бритвы зубами и при этом не порезаться. Ужас, правда? На самом деле это не так страшно, потому что половинка лезвия сделана из хрупкой стали, она крошится зубами так же легко, как скорлупка яйца.

Это теоретически , сама я не пробовала. Зато этот фокус продемонстрировал мне Сережка. Я была сражена наповал! Мне очень хотелось тоже поразить его, но еще круче! Лезвие жевать было страшновато, да и переплюнуть Серого мне уже не удастся — пальма первенства однозначно досталась ему. И тогда я, — о, это была гениальная идея, — решила сделать себе раздвоенный язык, страшный-престрашный!

У моей плюшевой собачки был ярко-красный язычок, пластиковый, то, что надо. Я щелкнула ножницами — и собачка осталась без языка. Еще один щелчок — и язык раздвоился. Ура! Приклеиваю собачий язык на свой собственный, и бегу к Сережке! Стучу в соседскую дверь, до звонка я еще не достаю, дверь открывается. Я хочу сказать Сережкиной маме, чтобы она позвала моего друга... делаю глотательное движение... и давлюсь до рвоты — собачий язык застрял у меня в глотке.

Не могу не вздохнуть и не выдохнуть, слезы текут ручьем, а Сережина мама падает передо мной на колени и трясет меня, что есть сил. Что-то мне совсем плохо. Дальше я ничего не помню, поэтому рассказываю со слов своей мамы. К ней прибежала соседка, с искаженным лицом и дикими криками. Она кричала, что вырвала мне язык. Она вырвала Марине язык!

Как бы дико не звучало, картина была именно такой — я лежала у них в квартире на диване, рядом сидел на полу перепуганный Сережка. Подбородок у меня был испачкан кровью, но я была жива, просто очень испугана. Мама раскрыла мне пальцами рот и ничего не поняла — язык был на месте .

Бледная взмокшая Сережина мама бежала вслед за моей, и все это время у нее в руках был тот дурацкий пластиковый собачий язычок . Теперь она протягивала его моей маме и лепетала: «Нет, ты что подумала? Не ее язык, а вот этот! Она заглотнула, а я вырвала... иначе б Марина задохнулась!»

Оказывается, она даже в панике не растерялась. Я не знаю, как принято действовать в таких случаях, но Сережкина мама была в этом смысле закаленной женщиной, наверное, благодаря Сережкиным опасным шалостям. Когда она заметила, что я судорожно сглатываю что-то и никак не могу вздохнуть, она быстро перевернула меня на живот, перевесила через коленку и засунула мне два пальца в рот. Заодно ей удалось подцепить тот злосчастный собачий язык и с усилием вытащить его из моей гортани. Нёбо при этом сильно поцарапалось и напухло.

Конец у истории уже не такой веселый: была вызвана скорая, приезжали врачи, мне был сделан укол, чтобы я перестала орать и заснула. Обе матери были строго отчитаны за то, что плохо смотрят за детьми. Но даже врачи, как рассказывала мне мама, уходя, посмеивались — надо же, соседка вырвала ребенку язык ! Эта история долго веселила наших мам, а нам с Сережкой сначала было не смешно — мы здорово перепугались. Зато потом Сережка так прикольно копировал свою мамашу: «Я вырвала Марине язык! Караул! Ребенок истекает кровью!»

Добывание огня

И еще один случай. После него я была бита и поставлена в угол. Там до сих пор красуется выцарапанная, но до сих пор заметная под побелкой надпись, — «дура». Это я нацарапала, а плохим словом я назвала свою маму. Хотя теперь я знаю — она была совершенно права.

У Сережки на руке чуть пониже локтя образовался лишай, чем он очень гордился. Он вообще всегда гордился своими болячками, царапинами и даже выбитым зубом — у мальчиков так принято . Кто-то во дворе сказал ему, что лишай нужно намазать «дегтем» , который добывают из сгоревшей, свернутой в трубку газеты, поставленной в блюдце.

Мы оба были несадовские дети, поэтому большую часть дня пропадали у нас дома, ведь у Сережки была маленькая сестренка, и у его мамы было хлопот полон рот. В целях безопасности моя мама не держала дома спичек, а газовую плиту мы поджигали электро-зажигалкой.

Добыть огонь — плевое дело! Поджигаем газ зажигалкой, от него поджигаем газету, свернутую в трубку и ставим ее на тарелочку. Остается ждать, чтобы газета сгорела. Но что-то идет у нас не так... я держала газетную трубку до тех пор, пока до моих пальцев не добрался огонь. Тогда я просто бросила ее.

Мы сидели на полу под плитой рядом с кухонным окном. Дело было летом, на окне колыхалась легкая сетчатая занавеска. Она вспыхнула и сгорела в мгновение ока, а ветер раздул по комнате тлеющие кусочки. Они разлетелись, кто куда: в раковину, на половик, на стол — везде.

Я сидела на полу и визжала, а Сережка тушил руками и ногами тлеющие кусочки занавески. Он здорово обжегся, на ладошках были волдыри. А я поняла тогда, что в критических ситуациях от меня мало толку. Единственное, что я могу — это громко орать. Но именно благодаря моей «сирене» к нам в окно залез сосед. Дыма почти не было, слишком быстро все случилось, но детский вопль заставил соседа заподозрить что-то неладное. Благо мы были на первом этаже — залезть в окно было нетрудно.

После этого случая меня крепко выпороли, а на стене в чулане появилось нехорошее слово. В заключение хочу сказать — нельзя оставлять детишек надолго одних .

P.S. Этот «деготь» мы все-таки добыли, уже на пустыре. Сережка раздобыл спички и мы снова подожгли газету, но теперь, наученные горьким опытом, придерживали газету палочкой. И что интересно, «деготь» действительно образовался на тарелочке в виде коричневой пленки. Он помог-таки Сережке избавиться от лишая.

P.P.S. За годы дружбой с Сережкой мне приходилось обследовать подвалы, мы пытались сшить парашют из простыни и прыгнуть с крыши сарая... прыгали с той же крыши уже без парашюта. Еще мы поедали разные растения, от которых было очень пусто в голове... какие-то калачики, курили палочки от веника. Как мы остались живы, не знаю... Может, потому что, когда мне было 10, а ему 9 лет, они переехали. Это и уберегло меня.

Сережки, моего закадычного друга по песочнице и шалостям давно уже нет в живых. С его вечной тягой к авантюрам... эх, Серега! Как написала его мама, — подрезали Сережу насмерть в чужом порту. Он был моряком и ходил в дальние рейсы.

Это он заронил мне тягу к приключениям, мы еще детьми поклялись уехать из родного города и уехали. Светлая память тебе, Сережка. Помнишь, как мы пупки друг другу показывали?