Дарим цветы        18.04.2019   

Материал для родителей по обж. Пожарная безопасность в деревне. Правила пользования бытовыми электроприборами

Писарева Л.В. 2017г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» )

Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен сводится к общеизвестным фактам и правилам.

Первые годы жизни каждого человека играют решающую роль в его последующем интеллектуальном и нравственном становлении. Всё, что ребёнок видит и слышит в первые пять лет, имеет влияние на его дальнейшее развитие. При этом он не только запоминает события и образы, но и накапливает впечатления. Поэтому очень важно, чтобы эти впечатления не были психологическими и эмоционально вредными.

Для сокращения роста пожаров в Ямало - Ненецком автономном округе, происходящих по причине детской шалости, необходимо, чтобы каждый взрослый чувствовал персональную ответственность за воспитание ребёнка. Родители должны научить ребёнка задумываться и размышлять, интересоваться миром и людьми. Мысли и чувства ребёнка, пробуждённый в нём интерес ко всему, что вокруг, формируют человеческое отношение к людям. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания по противопожарной пропаганде. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнём становятся естественными в последующей жизни человека.

С этой целью выпускаются методические пособия по основам безопасности и жизнедеятельности, проводятся занятия в детских учреждениях, устраиваются всевозможные мероприятия, полезные и в тоже время интересные для детей. Обязанность взрослых – своевременно пресекать опасные игры с огнём. Предупредить возникновение огненной беды из – за шалости с огнём не сложно, если придерживаться соблюдения простейших правил пожарной безопасности, диктуемых самой жизнью с давних времён.

Уважаемые родители!

Не только пожары, а сама мысль о них вызывает тревогу и беспокойство в наших сердцах. Тот, кто хотя бы раз стал свидетелем пожара, знает, какое это страшное бедствие, ведь с ним связаны катастрофы и разрушения, горечь и боль утрат. Одна из распространённых причин пожара - детская шалость с огнём, которая часто заканчивается трагическими последствиями. Непредсказуемое количество опасностей подстерегают наших детей практически повсюду.

Известно, что человеческое внимание больше всего привлекают необычные и яркие явления. А что же может быть интереснее огня, с которым мы встречаемся на каждом шагу? Не уверяйте себя, что ребёнок оставшийся без присмотра никогда не возьмёт в руки спички, не подожжет бумагу или не устроит костра рядом с домом. Безгранична и любознательность малыша, которому хочется как можно скорее всё узнать и испытать самому. Многие взрослые ошибаются, если рассматривают это как любопытство. Дети не любопытны, они любознательны. А когда взрослый идёт навстречу природной любознательности, он своевременно и целенаправленно ведёт ребёнка к размышлению, при этом формируется детский характер и интеллект.

А теперь, уважаемые взрослые, подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Знает ли Ваш ребёнок правила обращения с огнем?
  2. Умеет ли Ваш ребёнок пользоваться:
  • электрической или газовой плитой?
  • электрическим утюгом?
  • телевизором?

3. Знает ли Ваш ребёнок, по какому телефону нужно вызывать пожарных?

4. Знает ли Ваш ребёнок, какими средствами тушить огонь?

5. Знает ли Ваш ребёнок, как действовать, если пожар возник в квартире?

6. Умеет ли Ваш ребёнок оказать первую помощь при ожогах?

Формирование чувства опасности огня – одна из главных задач работы с маленькими детьми. Навыкам осторожного обращения с бытовыми приборами необходимо обучать с раннего возраста. Задача родителей - создать для ребенка такие условия, при которых он будет безопасно познавать мир вокруг себя, не переступая грани, за которой таится опасность. Где и как ребята проводят свой досуг? C кем они дружат? Какими играми увлекаются? Эти вопросы должны стать постоянным предметом внимания взрослых.

Особое стремление к самостоятельности у ребёнка проявляется в момент, когда он остаётся наедине с собой. Поэтому, прежде чем покинуть квартиру даже на короткое время, необходимо поручить наблюдение за ребёнком кому-нибудь из взрослых. Особенно опасно оставлять своих детей одних в квартирах: В случае пожара ребёнок не сможет самостоятельно покинуть помещения. Малышу интересно буквально всё, поэтому его безопасность зависит от вашего умения предвидеть и предупреждать несчастья в его жизни.

Среди частых причин возникновения пожаров в наших домах можно выделить неосторожное обращение детей со спичками. Маленькие тоненькие соломки с зажигательной головкой пережили все моды, легко выдержали конкуренцию с механическими, газовыми и электрическими зажигалками, и стали ныне, пожалуй, самым массовым предметом потребления. Выпускаемые спички принято считать безопасными. Но действительно ли они безопасны с пожарной точки зрения? Здесь уместно привести слова А. Энштейна. Однажды его спросили: «Опасна ли атомная энергия для человечества?» . На это великий учёный ответил: «Не больше чем коробок спичек, дело в том, в чьих руках он окажется» .

И мама и папа Серёжу бранят,
Со спичками сыну шалить не велят.
Однажды он спичку стащил со стола.
Она загорелась, его обожгла!

Заплакал Сережа, а папа сказал:
- Вот видишь, тебя огонёк наказал!
Кусаются спички. Их трогать не смей!
А тронешь ещё раз – укусят больней

Серёжа тихонько на палец подул.
Серёжа пытливо на папу взглянул:
* Я больше не буду. Но ты объясни
а Вас, почему не кусают они?

И папа ответил: - Нас спички боятся,
Мы знаем, как надо с огнём обращаться.
Когда подрастёшь, ты научишься тоже…
И спички не трогает больше Серёжа!

Мы привыкли к лозунгам: «Спички - не для детей» , «Шалость с огнем опасна» и т.п. И порой забываем, что запретное - те же коробки спичек с яркими красочными этикетками - вызывает у ребят интерес.

Рассмотрим опасность, когда спички попались на глаза ребёнку – какая это интересная игрушка! Схватил коробок, и подражая отцу или матери, неуверенными движениями достаёт спичку. Нет особой необходимости говорить об удивительной фантазии и неуемном стремлении копировать поведение взрослых.

Вот ребёнок чиркнул спичкой и маленький огонёк весело заплясал… Горит огонь и всё ближе подбирается к пальчикам. Неожиданно огонь нестерпимо больно «укусил» , и малыш в испуге бросил горящую спичку.

Окажись она на постели, попади на скатерть или штору – и беды не миновать. Ведь температура пламени «безопасной» спички достигает 760-860ºС. Этого достаточно, чтобы воспламенить большинство домашних вещей. К сведению взрослых необходимо принять следующий немаловажный совет: если пожар произойдёт в результате безнадзорности вашего ребёнка, то по закону вы отвечаете за все последствия пожара. Поэтому помните: спички детям - не игрушка! И относитесь к этой прописной истине серьезно.

Не следует забывать и о том, что кухня - далеко не безопасное место для ребенка. Все, что здесь находится в результате небрежности и опрометчивости взрослых, может сыграть роковую роль в жизни малыша. А для того, чтобы избежать многих неприятностей и уберечь ребенка от травмы, отравления или ожога, родителям необходимо помнить о правилах безопасной жизнедеятельности в быту.

Совсем несложно убрать с нижних полок посудного шкафа колющие, режущие предметы, химикаты, различные приправы, уксусную эссенцию и вообще все, что может представлять опасность для ребенка. Известно, что дети любят крутить регулирующие ручки газовой плиты. Будьте особенно внимательны при этом, не допускайте утечки бытового газа. Как правило, такая оплошность чревата отравлением и даже взрывом. Не будет лишним принять за правило, что после приготовления пищи перекрывать кран газовой плиты – это необходимая мера предосторожности.

О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот о грозящей опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и от «нечего делать» ковырнуть ими в розетке… Что же случится? Ребёнка ударит электрическим током. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме электрические розетки для детей были безопасными. Не оставляйте включенными утюг, миксер, мясорубку и другие домашние электроприборы. Все кастрюли на плите должны быть расставлены таким образом, чтобы ручки их были направлены в сторону стены. В этом случае ребенок не сможет потянуть их на себя. Также взрослым необходимо следить за тем, чтобы малыш не опрокинул на себя расставленные на столе тарелки и кружки. При таких обстоятельствах желательно не ставить на стол кастрюли и чайники с горячим содержимым.

Помните: если вы будете соблюдать все эти меры предосторожности, то ваш ребенок будет всегда в безопасности.

Памятка родителям

ВНИМАНИЕ, ДОРОГА!

С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на улицах городов и поселков, возрастает интенсивность и скорость движения. В век автомобилей и высоких скоростей дорожное движение становится все более сложным и без знания соответствующих правил обойтись невозможно. Для дошкольников дорога представляет серьезную опасность. К сожалению, очень часто в результате несчастных случаев на дороге страдают дети. По данным ГАИ, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет до 100 детей. Основные причины несчастий - переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Совершенно очевидно, что все названные причины - следствие незнания и невыполнения детьми правил дорожного движения.
Большую роль в поведении детей на улице играет положительный пример взрослых. Даже незначительные нарушения правил поведения на улице, допущенные родителями, могут повлиять на ребенка самым негативным образом.
Важно не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них практические навыки поведения на улицах.
Прежде всего, ребенок должен понять и усвоить, что проезжая часть предназначена для автомобилей, а тротуар, пешеходные дорожки - для пешеходов, что переходить дорогу можно только в сопровождении взрослых и только в установленных местах. Ожидая разрешающий сигнал светофора возле дороги, нельзя толкаться, потому что можно упасть под колеса проезжающего автомобиля. Переходя проезжую часть даже при зеленом сигнале светофора, необходимо убедиться, что рядом машин нет или что они остановились перед переходом. Переходить дорогу надо быстро, останавливаться там нельзя.
Зимой, выбирая горку для катания, надо обязательно обращать внимание на то, чтобы дети не выезжали на проезжую часть дороги, где в любой момент может появиться машина.
Перевозить ребенка в легковом автомобиле можно только на заднем сидении. Если рядом нет взрослого, то дверцы машины должны быть заперты. Открывать их во время движения нельзя. Также нельзя высовываться в открытое окно движущегося транспорта или выставлять руку.

Памятка родителям

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила. Родителям необходимо знать следующее:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходному переходу.
3. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.
4. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зеленом свете светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать Правила дорожного движения, а также устраивать игры на проезжей части дороги, улицы, объясните, чем это может закончится.
6. Не разрешайте детям кататься на велосипедах по проезжей части.
7. Переходя улицу, не отпускайте руку ребенка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без присмотра.
8. Родители не должны пропускать ни одного случая нарушения правил детьми, своими или чужими.
9. Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику начальных классов. Он сам еще не твердо знает Правила дорожного движения, может заиграться на дороге или растеряться в сложной ситуации.
10. Родители должны знать о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разное время года, при различной погоде. Особенно в непогоду родители должны быть внимательны: не торопиться, не закрываться зонтиком при переходе улицы.
11. Родители должны хорошо знать место расположения дошкольного учреждения относительно городских магистралей, улиц, переулков, наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка за руку, учили его азбуке передвижения по улицам и дорогам.
12. Родители должны стать первыми помощниками воспитателя в таком важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей.

Будьте для детей примером
в соблюдении Правил дорожного движения!
Анкета для родителей «Осторожно: дорога!»

1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
- беседы с ребенком;
- чтение детской литературы по данной теме;
- практические навыки поведения на дороге;
- углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
- читаете педагогическую литературу;
- используете жизненный опыт;
- смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
- на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
- достаточно часто;
- редко;
- никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
- организация выставки литературы по данной теме;
- проведение лекториев для родителей;
- встречи с инспектором ГАИ;
- проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);
- размещение информации в уголке для родителей;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания по данной теме.
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в детском саду:
- на высоком;
- на среднем;
- на низком.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Наиболее характерными нарушениями правил пожарной безопасности в дошкольных учреждениях являются:
- использование противопожарных разрывов между зданиями для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта;
- проведение огневых и сварочных работ без письменного разрешения руководителя детского учреждения, с нарушениями правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ;
- ветхая электропроводка;
- несоблюдение строительных норм и правил.
Естественно, первейшей задачей при пожаре является эвакуация людей из горящего здания. Для этой цели необходимо выполнять элементарные правила:
1. Следите за тем, чтобы в местах проведения массовых мероприятий с участием детей находились дежурные из числа обслуживающего персонала, проинструктированные по правилам пожарной безопасности и эвакуации детей в случае пожара.
2. В период нахождения детей в здании двери эвакуационных выходов запирайте только изнутри с помощью легкооткрывающихся запоров. Эвакуационные выходы, проходы, коридоры, тамбуры содержите постоянно свободными.
3. Не загромождайте выходы из помещений столами, стульями, кроватями.
4. Запрещается устанавливать в помещениях, где находятся дети, металлические решетки или жалюзи на окнах, а также оклеивать стены обоями или бумагой.
Важно знать, что при пожарах температура внизу значительно меньше, чем вверху. Поэтому уходить из опасной зоны во избежание ожогов следует согнувшись или ползком. Чтобы облегчить дыхание, целесообразно смочить водой носовой платок и держать его у носа или рта. Входя в сильно задымленное помещение, необходимо держаться за стены и запоминать предметы по пути движения. В задымленном помещении нужно поддерживать друг с другом связь.
Запомните!
Сообщать о пожаре по телефону 101 необходимо даже в том случае, если он уже потушен собственными силами: огонь может оставаться в скрытых местах (в пустотах деревянных перегородок, под полом и т. д.) и через некоторое время разгореться вновь еще сильнее. Поэтому место пожара должно быть обязательно осмотрено специалистами пожарных аварийно-спасательных подразделений.

Информация для взрослых!

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

Помните, в первую минуту пожар можно затушить стаканом воды, во вторую - ведром, в третью - пожарным водоемом.
Если загорелся телевизор - сразу же необходимо отключить его от сети, затем залить водой через верхние вентиляционные отверстия задней стенки (стоять сбоку) или набросить плотное одеяло, чтобы огонь не переметнулся, например, на шторы; срочно вызвать пожарных. Если кинескоп взорвется, то опасен ядовитый дым, поэтому помещение необходимо срочно покинуть.
На пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма. Порой нужно совсем немного глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения синтетики. Поэтому, покидая помещение, где возник пожар, всеми способами защищайтесь от дыма: дышите через мокрую тряпку, по задымленным коридорам пробирайтесь согнувшись или ползком - внизу меньше дыма. Особенное внимание обратите на детей: они могут прятаться от огня и дыма в самых укромных местах. Обязательно проследите, чтобы все они выбрались из загоревшегося помещения.
Если загоревшийся дом современной постройки и вы находитесь в его помещении, где пожара нет, закройте плотно двери, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите помощи спасателей-пожарных. Если же они не вызваны, то подойдите к окнам или выйдете на балкон и попросите сделать это прохожих.

Информация для взрослых!

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ РТУТИ

Ртуть используется при изготовлении термометров, люминесцентных и ртутных ламп, в медицине. Металлическая ртуть, как и все ее соединения, относятся к чрезвычайно ядовитым веществам. Ее действие отличается одной особенностью - оно становится заметным не сразу. Яд ртути способен накапливаться и задерживаться в организме человека. Он повреждает клеточные мембраны, снижает активность ферментов. К ртутному яду особенно чувствительные дети. Поскольку клеточные мембраны детского организма обладают повышенной проницаемостью, этот яд легко получает доступ буквально во все жизненно важные органы ребенка, медленно и неотвратимо оказывая свое разрушительное действие. При отравлении парами ртути на первый план выступает поражение дыхательных путей и нервной системы. Поначалу их симптомы сходны с симптомами респираторной инфекции. Позднее начинает нарастать слабость, появляются признаки поражения почек.
Найдя ртуть, нельзя выбрасывать ее в мусорное ведро или мусоропровод, раковину, унитаз, тем более, за окно. Если она рассыпалась, попала в щели пола, куда-нибудь закатилась, необходимо собрать ее всю, до самого маленького шарика, иначе, испаряясь, она будет вызывать интоксикацию у живущих в доме. Собрать эти шарики можно с помощью резиновой груши. Но надежнее всего - вызвать спасателей из подразделений МЧС. Телефон самый легкий и знакомый - 101.
Помните, опасен даже разбитый градусник. В случае, если это произошло, не теряя ни минуты, откройте настежь все окна, выведите из комнаты детей и, если ртути мало, то сметите кисточкой шарики на бумагу и, опустив их в банку с плотной крышкой, позвоните по телефону 101. Вы получите необходимые консультации, а при необходимости в квартире проведут демеркуризацию.

С ОГНЕМ НЕ ШУТИ!

Наиболее часто гибель дошкольников происходит на пожарах. Ежегодно на них в Беларуси гибнет от 50 до 100 детей. Причины возникновения пожаров - самые разнообразные.
Огонь всегда привлекал детей. Малыши видят, как появляются огненные языки пламени, когда родители зажигают спички. И ничего страшного не происходит. Однако, если не объяснить вовремя ребенку об опасности, сопровождающей даже крохотный огонек, пожара не миновать.
Во многих случаях причиной возникновения пожара по вине дошкольников становятся игры с различными горючими средствами и материалами, к которым относятся спички и зажигалки, свечи и факелы, электроприборы (утюги, обогреватели и т. п.), бенгальские огни, бензин или тара из-под него. Как правило, это происходит в местах, представляющих большую опасность (сараи, сенохранилища, подвалы, чердаки, жилые помещения), если дети находятся там без взрослых.
Опасность возгорания может поджидать ребенка и на улице. Начало лета совпадает с обильным цветением тополей. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Он проникает в слуховые окна чердаков, забивается в подвалы. Для ребят этот пух - предмет забав: стоит поднести спичку - и он вспыхивает, как порох. Огонь скользит по нему, как по бикфордову шнуру, пробегая десятки метров, и часто заканчивается пожаром. Нередко дети школьного возраста, которые зажигали пух, успевали убежать, а малыши получали ожоги.
Часто взрослые оставляют ребенка в квартире одного, включив ему, чтобы не было скучно, телевизор. А ведь телевизор нередко бывает источником возникновения пожара. Около половины массы этого электроприбора составляют полимерные материалы, которые при горении выделяют токсичные вещества, способные вызвать отравление. Неподготовленные дети теряются, они не знают, что нужно предпринять в таких случаях. В результате - пожар. А ведь его можно было предотвратить, выдернув вилку из розетки.
Перечисленные выше причины возникновения пожаров, в результате которых пострадали дети, наиболее часто встречающиеся. В большинстве их дети не смогли избежать беды из-за своей неподготовленности к действиям в той или иной экстремальной ситуации. Однако дошкольники уже в состоянии усвоить, что огонь и дым - это опасность, от которой нельзя спрятаться, но можно спастись, убежав из горящего помещения или позвав на помощь взрослых. Знание детьми элементарных правил безопасности и умение сориентироваться в чрезвычайной ситуации могут не только спасти их при возникновении пожара, но и предотвратить сотни пожаров из-за детских шалостей.
Памятка родителям

ГРОЗА И СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

Географическое расположение нашей республики таково, что для нее стихийные бедствия, такие как смерчи, извержения вулканов, оползни не являются характерными. К нам не доходят волны океана, которые смывают целые населенные пункты на побережьях. Сильные ураганы также для Беларуси редкость. Поэтому целесообразно будет рассказывать детям о таком атмосферном явлении, как гроза, о наводнении, которое обычно является стихийным бедствием. Полезно будет также узнать и о сильном ветре, снежной буре.
Весной стихийным бедствием для жителей Беларуси может стать паводок, когда вследствие таяния снега, льда, сильных дождей и т. п. происходит кратковременное поднятие уровня воды в реках и других водоемах. В некоторых районах вода может доходить до населенных пунктов, затапливая подворья и жилые дома. Детям, проживающим в районах затопления, не нужно убегать далеко от дома, так как они могут оказаться отрезанными от суши. Опасность представляет затопленная поверхность земли. Поскользнувшись, ребенок может упасть в холодную воду и утонуть. Ни в коем случае дети не должны пользоваться лодками для передвижения без взрослых. Летом значительное затопление местности может произойти в результате проливных дождей.
Во время грозы опасен удар молнии. Необходимо рассказать детям о безопасном поведении во время грозы. Во время грозы нельзя кататься на лодке, купаться, опасно находиться рядом с металлическими предметами, бежать. Лучше всего присесть к земле или укрыться на склоне холма. На открытом месте нельзя прятаться под отдельно стоящими высокими деревьями. Не рекомендуется также прятаться в отдельно стоящих сараях, стогах сена, особенно если они находятся на возвышенности. Дети должны знать, что если они дома, то бояться грозы не нужно. Просто необходимо закрыть все окна и форточки.
Детям полезно будет знать о том, каким несчастьем могут обернуться вьюги и снежные бури. Если начинается метель, то детям лучше остаться дома, так как вероятность потеряться и замерзнуть очень велика. Найти детей в таких случаях очень трудно, потому что сильный ветер заносит снегом все следы. Если же метель застала в пути, то необходимо быстро вернуться домой или пойти туда, где поблизости работают взрослые (в сельской местности - это животноводческие помещения, административные здания колхоза или совхоза). Во время снежной бури в городе дети, сбившиеся с пути, должны зайти в ближайший магазин, аптеку, почту и попросить позвонить родителям.
Памятка родителям

ВОДА И БЕДА

Дети любят купаться и радуются возможности поиграть в воде. Однако это не только доставляет удовольствие, но и представляет опасность. Для маленького человечка опасны любые емкости, наполненные водой. В своем стремлении познать окружающий мир у малыша любопытство преобладает над чувством опасности. Очень часто дети тонут во время отдыха с родителями на берегу речек и озер, когда внимание взрослых к детям ослабевает. Поэтому недопустимо оставлять их у воды без присмотра. Опасно оставлять детей на надувных матрацах, кругах, игрушках, так как их ветром может отнести от берега.
Купаться детям можно только под присмотром взрослых в специально отведенных местах. Нельзя отходить далеко от берега и купаться в речках, глубина которых неизвестна. Нельзя в воде толкать друг друга. Не следует младшим повторять действия старших, так как дети постарше уже умеют плавать, а младшие только учатся держаться на воде.
Недопустимы шутки детей, когда они без всякой причины зовут взрослых на помощь. Дошкольники должны знать: если они будут шутя просить о спасении, то в случае, когда помощь будет действительно нужна, на их слова, возможно, никто не обратит внимания, считая, что это снова розыгрыш.

Памятка родителям

ТРАВМЫ И ОТРАВЛЕНИЯ

Травмы - повреждения тканей и органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия (ранения, ушиба, ожога и т. д.).
Причинами детского травматизма являются: отсутствие необходимого житейского опыта, повышенная любознательность, склонность к шалостям и др.
Переломы рук и ног чаще всего происходят во время падения с заборов и деревьев летом, во время катания с горок зимой.
Нередко бытовые травмы у детей возникают при небрежном хранении горючих и взрывчатых веществ. Даже дезодорант может быть опасным, так как находящаяся в нем под давлением жидкая смесь в большинстве случаев горюча. Поэтому его нельзя ставить вблизи источников тепла (повышение давления приводит к разрыву баллона), вскрывать даже после полного использования.
Дошкольники получают ожоги от опрокинутых на себя емкостей с кипятком, а также при вспышке легковоспламеняющихся жидкостей. Кроме того, маленькие дети могут получить ожоги от открытого пламени в печи, костра, даже новогодней свечи или петарды.
Представляют собой опасность новогодние петарды и бенгальские огни, тем более, что в ожидании праздничного зрелища малыши часто забывают об осторожности.
В последнее время участились случаи взрывов от скопившегося бытового газа. Кроме того, газ опасен еще и тем, что обладает сильным отравляющим свойством.
Отравление лекарствами - одно из самых опасных. Хранить их нужно так, чтобы ребенок не смог сам взять таблетки из аптечки. Взять не то лекарство или допустить его передозировку - одинаково опасно для жизни ребенка.
Для предупреждения травм большое значение имеет правильная организация быта детей в детских учреждениях и домах, надлежащий надзор над ними, правильная и систематическая работа.

Памятка родителям

ОПАСНЫЕ ВСТРЕЧИ С ЖИВОТНЫМИ

В городах опасность представляют бездомные собаки, которые к тому же могут быть больны. Часто они собираются возле мусорных баков. У многих из них когда-то были хозяева, но в силу обстоятельств собаки оказались выброшенными на улицу. Во избежание неприятностей детям не стоит приближаться к ним. Обозленные и голодные, они могут броситься на ребенка и, если не укусить, то сильно испугать.
Часто детей кусают домашние собаки, которые выгуливаются без хозяина. А иногда даже хозяин не ожидает агрессии от своего питомца, поэтому не успевает остановить пса, бросившегося на малыша. Кроме того, есть породы собак, которых воспитывают быть злыми целенаправленно. В любом случае приближаться к чужой собаке ребенку опасно.
Если собака живет в доме, то дети знают характер своего воспитанника и все случаи, когда пес может укусить.
Менее опасными домашними животными считаются кошки. Однако царапины от их когтей бывают глубокими. Имеет смысл осмотреть ранку поцарапанного ребенка, промыть ее, обработать, забинтовать.
Угроза безопасности исходит от общения с животными, заболевшими бешенством. Признаками бешенства животных являются обильное выделение у них слюны, красные слезящиеся глаза, неподчинение командам хозяина. При укусе необходимо обратиться в поликлинику.
Выезжая с ребенком в лес, родители не всегда предупреждают его о возможных опасных встречах с дикими животными. Однако хотя бы минимум информации детям необходим. Детям полезно знать, кто из лесных жителей представляет опасность и как действовать при встрече с ним. Из хищников опасными являются волки и рыси. Медведи, кабаны, лоси, олени первыми на человека не нападают. Водятся в наших лесах и ядовитые змеи. Но и они, встретившись с человеком, предпочитают ускользнуть в укрытие, однако немедленно нападают, если им преградить дорогу.

Памятка родителям

ЧУЖИЕ ЛЮДИ

Нередко родители по той или иной причине оставляют малолетних детей дома одних. При правильном поведении ребенка во время отсутствия взрослых некоторое время он вполне может поиграть самостоятельно. Однако в жизни немало случаев, когда преступники выбирают квартиру для кражи, используя непосредственность детей. Причем невозможно предугадать, какой способ они могут избрать в следующий раз для проникновения в дом. Поэтому дети должны знать, как себя вести, чтобы избежать экстремальных ситуаций, одной из которых может быть звонок в дверь незнакомых людей. С самого раннего возраста детям необходимо усвоить, что ни в коем случае нельзя открывать дверь чужим людям, уходить с ними куда бы то ни было, брать у них что-либо.
Оставшись один в квартире, ребенок может быть уверен, что за закрытыми дверями он находится в безопасности, что открывать дверь нельзя никому. Будет лучше, если члены семьи, придя домой, не звонили в дверь, а открывали бы ее своим ключом. Тогда ребенку не надо будет решать: открывать или не открывать дверь в случае, если кто-то позвонит: однозначно не открывать.
Если ребенок бывает на улице один или играет там с друзьями без присмотра взрослых, то также необходимо подготовить его к встречам с чужими людьми. Нужно объяснить ему, что в минуту опасности нужно действовать решительно: кричать, кусаться.
Формирование навыков личной безопасности у ребенка должно сопровождаться чувством меры. В этой работе следует использовать положительные примеры, чтобы не запугать ребенка и вместе с тем научить его правильному поведению в экстремальных ситуациях.

Памятка родителям

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ

Маленького ребенка потерять легко, а найти трудно. Чаще всего, испугавшись, малыш не может назвать даже своего имени. Остается только ждать, когда его начнут разыскивать родители. Дети теряются в основном на вокзалах, рынках, в больших магазинах и других людных местах. Стоит несмышленышу лишь на минуту отпустить руку взрослого, как он может оказаться один в толпе.
Сложно бывает с детьми, у которых характер путешественника. Такие дети могут уйти со двора, увидев котенка, щенка и т. д. Они даже не задумываются о том, что могут не найти дороги обратно.
Зачастую дети, проживающие в сельской местности, без сопровождения взрослых ходят в лес за ягодами и грибами. В их компании бывают и городские ребятишки, приехавшие на лето к родственникам. В незнакомой местности они могут легко заблудиться. Если, заблудившись в лесу, ребенок точно знает, что шел только по одной имеющейся тропинке, надо повернуть назад и возвращаться по ней же. При этом необходимо вспоминать знакомые ориентиры. Если тропинка вывела к незнакомой деревне, то лучше идти туда, к людям, которые всегда окажут помощь. Выйти к людям помогает работающий трактор, лай собак, проезжая дорога.
В метель найти детям дорогу домой очень сложно. Потерявшись в лесу, они могут замерзнуть или погибнуть от голода. Поэтому в метелицу выходить детям из дома без взрослых не стоит, даже если они хорошо знают местность.
Во всех случаях опасность потеряться значительно уменьшается, если дети привыкли держаться рядом со взрослыми, имеют навыки ориентировки на местности, могут сообщить что-то о себе.

Правила пользования бытовыми электроприборами

Для чего нужно знать правила пользования электроприборами?
Электроприборы - наши верные друзья и помощники. Хоть они и не живые, а железные, но обращаться нужно с ними бережно и осторожно. Электрический ток, без которого не заработает ни один прибор, может быть очень опасен. Чтобы не пострадать из-за неправильного обращения с электричеством, познакомимся с основными правилами пользования электроприборами, которые должен знать каждый.
Правило первое: Не засовывайте в розетку посторонние предметы!
Как вы уже знаете, розетка предназначена для включения электроприборов в сеть, а вовсе не для ваших пальцев. Однако в розетку опасно засовывать не только пальцы, но и посторонние предметы, особенно металлические: гвозди, проволоку, вязальные спицы, шпильки. Эти предметы - хорошие проводники электрического тока! Ток по ним, как по мостику, моментально переберется на вашу руку, и ударит так, как будто вы сунули в розетку палец.
Правило второе: Не касайтесь руками оголенных проводов!
Провода, через которые к приборам поступает электрический ток, имеют изоляционную защиту. Это значит, что металлический провод, где течет электричество, помещен в другой провод, пластмассовый, резиновый, с тканевой обмоткой. И резина, и пластмасса, и ткань являются изоляторами, через которые ток не проходит и не сможет никому причинить вреда. Но бывает, что изоляционная оболочка провода повреждается, и опасный металлический провод оголяется. Это очень опасно. Если задеть оголенный провод включенного прибора, можно получить удар током. Поэтому, прежде чем включить прибор в сеть, проверьте, не выглядывают ли из-под изоляционной оболочки металлические провода. Если да, то никогда не пользуйтесь таким прибором, пока его не отремонтируют!
Правило третье: Не трогайте включенные приборы мокрыми руками!
Помните о том, что вода является проводником электрического тока. Она, как и металлические предметы, является мостом, через который электричество перебирается на человека. Если вы прикасаетесь к включенному электроприбору мокрыми руками, то рискуете получить удар током. Запомните: Перед тем как включать, выключать или еще что-либо делать с электроприбором, руки надо вытереть насухо!
Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
Правило четвертое: Нельзя протирать включенные электроприборы влажной тряпкой!
Вода, которая находится во влажной тряпке, служит таким же проводником для электрического тока, как и вода на мокрых руках. Если вам захочется, например, протереть включенный телевизор, то сначала выключите прибор, а потом уже вытирайте с него пыль.
Правило пятое: Нельзя пользоваться электроприборами, касаясь воды!
Как вы уже знаете, вода - отличный проводник-мост для электрического тока, поэтому никогда не касайтесь одновременно воды и включенного электроприбора!
Нельзя одну руку держать под струей воды, а другой включать электроплиту или стиральную машину. Ни в коем случае не пользуйтесь электроприборами, лежа в ванной!
Правило шестое: Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы. Оставленные без присмотра электроприборы часто становятся причиной пожара!
Правило седьмое: Не засыпайте при включенных телевизоре, магнитофоне, электрообогревателе и других бытовых электроприборах!
Правило восьмое: Не включайте в одну розетку больше трех электроприборов!
Правило девятое: Не обертывайте электролампы горючими материалами (тканью, бумагой, клеенкой и т. д.).

Как вести себя при возгорании электроприборов?

Правило первое: Если прибор загорелся и родители дома, то нужно им немедленно сообщить о случившемся!
Правило второе: Если вы одни, то нужно запомнить основное правило: ни в коем случае нельзя тушить прибор водой, пока он включен в сеть! Сначала нужно отключить прибор, то есть вынуть вилку из розетки, а только потом заливать водой. Если поблизости нет воды, можно накрыть прибор одеялом, засыпать песком, землей.
Правило третье: Если вы видите, что не справитесь с огнем, то необходимо выйти из квартиры или дома и позвать взрослых. Чтобы вызвать пожарных, нужно набрать по телефону 101.
Правило четвертое: Если из дома выйти невозможно и у вас нет телефона, то нужно выглянуть в окно и привлечь внимание людей. Необходимо громко и настойчиво кричать: Пожар! Пожар! Наберите 101!

Информация для взрослых!

Как помочь ребенку,
пострадавшему от удара током?

Как это ни печально, наши дети не всегда слушают нас и порой поступают по-своему. Чтобы ребёнок не пострадал от электричества, необходимо заранее принять меры.
1. Все розетки снабдить специальными токонепроницаемыми заглушками.
2. Постарайтесь спрятать все электропровода так, чтобы малышам было трудно до них добраться.
3. Если ребенок все же засунул в розетку палец или предмет и его бьет током, необходимо оттолкнуть или оттащить малыша за край одежды или ремень. Для безопасности необходимо встать на сухую доску, резиновый коврик, стопку газет или книг. Свою руку нужно обернуть сухой тканью или надеть резиновую перчатку.
4. Если ребенок схватился за оголенный провод, нужно немедленно отключить прибор от сети. Если по каким-то причинам это сделать невозможно, то следует перерубить провод топором с деревянным сухим черенком или перекусить кусачками с хорошо изолированными ручками. Можно отодвинуть провод сухой палкой.
5. После того как прекратилось действие тока, необходимо уложить ребенка на ровную поверхность, укрыть его и немедленно вызвать врача.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!
Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.
Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье, образование.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста. _________________________
2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости):
- родители,
- воспитатели,
- школьные учителя,
- медицинские работники,
- преподаватели безопасности жизнедеятельности,
- другие (укажите).
3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у Вас в доме. _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста:
а) нельзя играть спичками, зажигалками,
б) нельзя трогать электроприборы,
в) нельзя брать лекарства без разрешения,
г) при пожаре - не прятаться, позвонить по 101,
д) другие (укажите).
5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?
а) прячем,
б) учим пользоваться (уточните чем),
в) запрещаем,
г) (свой вариант). ___________________________________________________
6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время дома один? Если да, то что Вы говорите ему, когда уходите:
а) не ешь грязные овощи и фрукты,
б) никому не открывай дверь,
в) не трогай лекарства,
г) не включай газ/плиту,
д) не играй спичками,
е) не подходи к телефону,
ж) (укажите свой вариант). ___________________________________________
7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?
а) да
б) нет
в) не знаю
г) только (укажите что) _____________________________________________
8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок, как вызвать (подчеркните):
- скорую помощь - да, нет, не знаю
- милицию - да, нет, не знаю
- пожарных - да, нет, не знаю
9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (по возможности, укажите автора и название). __________________________________________
10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (По возможности укажите название.) ______________
__________________________________________________________________
11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту? _______________
12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту? _____________________________
Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения? ______________________________________________________
13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения? ___________________________________________
__________________________________________________________________
14. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите):
- порезы,
- отравления (чем),
- ожоги (уточните какие),
- электротравмы,
- переломы,
- попадание инородных тел,
- ушибы,
- другое (укажите).
15. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите):
- промыть рану проточной водой,
- приложить холодный предмет,
- прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,
- обработать края раны йодом,
- наложить повязку.
16. Первая помощь при термических ожогах (выберите):
- подставить под струю холодной воды.
- смазать маслом или вазелином,
?
«АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
(учим ребенка правилам безопасности)

Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста.
Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.
Вероятность травм ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.
Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота, или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.
«Дозированный опыт» - это когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и головешка обжигают, иголка колется и т.п. Он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».
Если Ваш метод обучения детей безопасному поведению - запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.
Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.
Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.
Игрушки и личные вещи учите ребенка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребенку.
Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.
Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую труд¬ную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» и обсудить их.
Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.
Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.
Программы по безопасности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны криминальной статистики и ненужного натурализма.
Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.
Спички и зажигалки - не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.
Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.
Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру), чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное.
Факты выпадений детей из окон и с балконов убеждают, что они должны быть надежно закрыты, если в комнате играют дети.
Холодная вода - Ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах.
Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в «нужное» русло.
Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.
Широко распространенные электроприборы могут быть доступны в обращении ребенку, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в Вашем присутствии и с Вашего разрешения.
Щетка, мыло, и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.
«Это нельзя, а это можно» - такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребенку, что ему можно делать, чем играть.
Юные исследователи - это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми или рядом.
Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное - упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.

Знаете ли вы правила пожарной безопасности?
(вопросы и задания детям по окончании работы по проекту)

1. Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?
2. Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?
3. Почему возникают лесные пожары?
4. Почему говорят: «От копеечной свечи Москва сгорела»?
5. Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?
6. Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?
7. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?
8. По какому номеру нужно звонить при пожаре?
9. Каких качеств требует работа пожарного?
10. Где следует хранить горючие жидкости?
11. Где нужно хранить спички и зажигалки?
12. Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей?
13. Почему елку нельзя ставить на толстом ковре?
14. Почему нельзя украшать елку восковыми свечами и зажигать их?
15. Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?
16. Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?
17. Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры?
18. Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?
19. Какие признаки говорят о неисправной электропроводке? Сломанных электроприборов?
20. Составьте короткий рассказ со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.
21. Можно ли во время пожара пользоваться лифтом? Обоснуйте свой ответ.
22. Почему нельзя завешивать заднюю стенку телевизора?

Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Для того, чтобы ваши дети от незнания жизни не стали жертвами преступников, предупреждайте их об опасности. Ребенок должен знать свои имя, фамилию, адрес, где живёт. Если он заблудится, то должен не пугаться и плакать, а осмотреться вокруг и обратиться за помощью: в магазине - к кассиру или продавцу, в метро - к контролеру или милиционеру.
Доброжелательное напоминание правил безопасности ребенок воспринимает на подсознательном уровне.
Внушайте своим детям четыре «не»:
- не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и что бы интересное и вкусное не предлагали;
- не садись в машину с незнакомыми людьми, чтобы они не говорили;
- не играй на улице с наступлением темноты, не заигрывайся на дворе при возвращении из школы;
- не открывай дверь незнакомым людям.
Объясняйте детям, что никто не может прийти в дом от имени родителей, попросить что-то отдать или остаться.
Давая советы, не запугивайте ребёнка. Лучше поддерживайте с детьми доверительно-дружеские отношения, это эффективнее, чем страх в детской душе.

Правила для осторожных детей.

Одна из ошибок воспитания - безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: "Со взрослым так так не разговаривают!", "Если взрослый тебе сказал, значит, надо его слушаться". Но одновременно с этим, в ребенке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям. Нужно усвоить правило четырех "не" разработанное английскими криминалистами и внедренное в обязательную школьную программу.

1. Не выходи гулять один во двор, на пустырь, на дорогу.
2. Если ты всё же нарушил первое правило, вышел на улицу один и незнакомый взрослый хватает тебя за руку и тащит за собой или пытается втолкнуть в машину, вспомни сказку "Кот петух и лиса" - кричи как можно громче: "Мама, папа спасите меня!" А лучше "Пожар!" На этот крик обязательно откликнутся взрослые.
3. Защити себя: сильно ударь ногой незнакомца под коленку, укуси его за руку, кинь ему в лицо песок, больно ущипни.
4. Чтобы избежать неприятностей, гуляй только с родными и знакомыми людьми.


К этим четырем пунктам можно добавить следующее:
* НЕ обязательно отвечать на вопросы незнакомых людей и чем бы то ни было помогать им (даже если этот человек стар и не может самостоятельно добраться до квартиры, или человек не может найти какое либо строение и т.п.)
* Научите ребенка вежливо отказывать старшим (есть дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест).
* Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристает незнакомец, следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь.

ОДИН ДОМА ИЛИ ДОМ БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА.



Первая группа опасностей:


бытовая химия


Вторая группа опасностей — открытые окно и балкон.

Третья группа опасностей
1. Пожар в доме.




Проверьте, какие из преречисленных ниже моделей поведения присущи вашему ребенку.



* Следует правилам







КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Назови:



. сразу убежишь;

. пойдешь смотреть один;
. позовешь милиционера.














Можно по такому же принципу придумать вопросы и о купании в пруду, и о прогулках на пустыре и других опасностях, подстерегающих ребенка в мегаполисе. Ответы ребенка подскажут, о чем следует еще раз поговорить с ним, чтобы предотвратить беду.

ОДИН ДОМА ИЛИ ДОМ БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА

Оставлять детей одних дома — вынужденная мера: случилось что-то непред-виденное. Научите их правильно себя вести в этой ситуации.
Необходимо помнить, что дома ребенка подстере-гает много опасностей, о ко-торых мы не задумываемся.
Первая группа опасностей:
1. Предметы, которые несут угрозу для жизни и пользоваться которыми де-тям запрещается: спички, газовая плита, включенные
электроприборы и элект-ророзетки.
2. Предметы, которыми дети учатся пользоваться в повседневной жизни (ножницами и ножом — с 4 лет, иголкой — с 6 лет).
3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия , ле-карства, сигареты, спиртные напитки, пищевые кислоты, колюще-режущие инструменты).
На примере литературных произведений, из личных бесед ребенок должен за-помнить, чем можно пользоваться, а чем категорически запрещается. Взрослые знакомят детей с такими предметами, как ножницы, нож и иголка, объясняют, как можно ими пользоваться и какие правила безопасности необходимо соблю-дать при этом.

Вторая группа опасностей — открытые окно и балкон.
Запретите детям выходить без вас на балкон и выглядывать в открытое окно. Не забудьте аргументировать ваш запрет.

Третья группа опасностей экстремальные ситуации в быту.
1. Пожар в доме.
2. Проникновение в дом преступников.
Объясните детям правила тушения начинающегося пожара и научите их, как вызвать по телефону пожарную службу или позвонить родителям и соседям. Про-ведите тренинги пользования телефоном. Объясните, что ложный вызов ведет к наказанию.
Запретите детям вступать в контакт с незнакомыми людьми.
Безопасное детство ребенка — это итог вашего кропотливого и спокойного объ-яснения сложных ситуаций и тренинг выхода из них!

Проверьте, какие из преречисленных ниже моделей поведения присущи вашему ребенку.
* Может сказать "нет" незнакомым людям.
* Может отклонить вызов (предложение сделать что-то "на спор").
* Не стесняется рассказать о смутивших его чьих-то прикосновениях.
* Следует правилам
* Способен говорить о своих проблемах и чувствах.
* Рискнет при необходимости устроить скандал.
* Умеет позвонить по телефону.
* Откажется от подачки взрослого.
* Откроет дверь только с вашего разрешения.
*Может отличить работников милиции от посторонних людей.

Если к характеру вашего ребенка подходит подавляющее большинство из этих утверждения, можите успокоиться. Если нет - уделяйте его безопасности как можно больше времени и внимания.

КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
В детских садах проводятся беседы и анализ знаний детей о поведении в опасных ситуация. Попробуйте и вы выяснить, понимает ли ребенок, какие ситуации для него являются опасными и что необходимо сделать в этих случаях. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям.

Назови:
. номер домашнего телефона и адрес дома;
. номер сотового телефона мамы (папы);
. телефон «скорой помощи», милиции, пожарной службы.

Если во время прогулки к тебе подойдет незнакомый человек и позовет посмотреть красивую игрушку, маленьких котят, «секрет», то ты:
. сразу убежишь;
. позовешь друга с собой, и посмотрите вместе то, что хочет показать незнакомец;
. пойдешь смотреть один;
. позовешь милиционера.

Если ты потеряешься в лесу, то:
. побежишь со страху куда глаза глядят;
. сядешь под куст и будешь плакать;
. будешь кричать и звать на помощь;
. начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу;
. выложишь на тропинке «сигналы» (камушки, шишки).

Если ты потеряешься в городе, то:
. сядешь на скамейку и будешь плакать;
. будешь бегать и просить всех подряд тебе помочь;
. подойдешь к человеку в форме (милиционеру, охраннику) или женщине с ребенком и попросишь о помощи.

Если, гуляя по парку или в лесу, увидишь красивую ягоду, ты:
. сорвешь ее и попробуешь на вкус;
. сорвешь и покажешь взрослому;
. не будешь трогать, пока ее не увидит взрослый.

Если друг предложит тебе пойти на пруд покататься на льду, ты:
. примешь предложение и пойдешь кататься;
. откажешься, предупредив товарища о том, что можно провалиться под лед и утонуть.

Можно по такому же принципу придумать вопросы и о купании в пруду, и о прогулках на пустыре и других опасностях, подстерегающих ребенка в мегаполисе. Ответы ребенка подскажут, о чем следует еще раз поговорить с ним, чтобы предотвратить беду.

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является сохранение жизни и здоровья детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности, с правилами поведения на воде, в лесу, лифте, готовить ребенка к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Дошкольник любознателен в своих разнообразных играх, он повторяет поступки и действия взрослого, и чтобы сохранить жизнь и здоровье ребенка для взрослого важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте правильно действовать в различных жизненных ситуациях. Подобранный материал будет полезен для использования воспитателями в детском саду, а так же родителями.

Тема 1: “Виды опасностей для детей дошкольного возраста”

1.Освоение знаний по ОБЖ. Развитие качеств личности необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

2.Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, овладение умениями предвидеть потенциальную опасность и правильно действовать в случаях их наступления.

3.Использовать средства индивидуальной защиты. Расширить и систематизировать знания о правилах поведения на улице, на дороге, в транспорте, в природе, дома. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.

Используемый материал: методическая литература - Стеркина Р.Б. “Основы безопасности детей”, Шорыгина Т.А. “Правила пожарной безопасности”, Храмцова Т. В. “Воспитание бережного поведения в быту”.

Чтение художественной литературы: Чуковский К. И. “Путаница” , Маршак С. Я. “Пожар”.

Рассматривание иллюстраций по картине.

Инсценировка сказок: “Кошкин дом”, “Три медведя”, “Волк и семеро козлят”.

Дидактические игры: “ Основы безопасности в доме”, “ Опасные предметы”, “Чужой”.

Экскурсии: На кухню, в прачечную.

Художественная деятельность: рисование “Ядовитые растения”, “Дорожные знаки”.

Конструктивно-модельная деятельность: “Наша улица”, “Светофор”

Тема 2: “Единые телефоны службы спасения”

Задачи :

1. Познакомить детей с телефонами экстренных служб (101-пожарная, 102-полиция,103-скорая помощь,104-служба газа,112-служба спасения).

2.Развивать умение ориентироваться в незнакомой обстановке, не растеряться в различных жизненных ситуациях.

3.Вызвать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Используемый материал: просмотр видео роликов с телефонами экстренных служб, просмотр детских познавательных мультфильмов по теме. Картинки с изображениями номеров телефонов спасения, элементы спецодежды и инструменты для служб спасения.

Сюжетно-ролевые игры: “Спасатели”, “Служба спасения”.

Дидактические игры: “Напиши телефон спасения”, “Собери опасный предмет”, “Цепочка безопасностей”.

Художественная деятельность: Рисование спецтехники, бытовых приборов, экологических карточек, что можно в лесу, что нельзя.

Конструктивно-модельная деятельность: “Улицы города”, “Дорожные знаки”.

Тема 3: “Безопасность детей в детском саду”

1.Создание условий для психологического комфорта, чтобы пребывание в группе не стало источником стресса.

2.Профилактика и устранение причин детского травматизма. Обеспечение физического здоровья детей.

Используемый материал: Чтение художественной и познавательной литературы. Просмотр видеофильмов. Подборка картинок по данной теме.

Сюжетно-ролевые игры: “Спасатели”, “Пожарные”, “Детский сад”, “Больница”.

Дидактические игры: “Опасные предметы”, “Найди лишнее”.

Художественная деятельность: рисование схемы-маршрута с опасностями на территории детского сада.

Познавательно исследовательская деятельность: опыты с песком, водой, снегом, сосульками.

Тема 4: “Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста”

1. Закреплять и систематизировать знания о правилах дорожного движения. Вырабатывать у детей привычку правильно вести себя на дороге. Воспитывать в детях правильных пешеходов.

2. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей.

Используемый материал: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций и карточек с дорожными знаками. Подборка видеофильмов и мультфильмов для детей.

Сюжетно-ролевые игры: “Шоферы”, “Лучший пешеход”.

Дидактические игры: “Дети и дорога”, “Найди такой же”.

Художественная деятельность: рисование “Наши друзья - дорожные знаки”, “Транспорт”. Аппликация: “Светофор”, “Улицы нашего города”.

Конструктивно модельная деятельность: “ Машины”, “Мосты”, “Переходы”.

Тема 5: “Как вести себя на улице и во дворе”

1. Закрепить знания о том, что передвигаться необходимо по тротуару, играть на детской площадке под присмотром взрослых; небезопасно близко подходить к качелям; необходимо соблюдать осторожность на горке.

2. Напомнить о том, что опасно гулять “под окнами” (возможно падение различных предметов из окна или с крыши дома); нельзя поднимать незнакомые предметы (опасность взрыва); подходить к люкам, местам проведения строительных и ремонтных работ.

3. Не разрешается лазить на крыши гаражей и иных строений; не подходить близко к припаркованным машинам.

4. Закрепить знания о том, что нельзя ходить с незнакомыми людьми, нельзя брать у них угощение или игрушки.

Используемый материал: видеоряд с изображениями “Опасность во дворе, на детской площадке и т.п.”, знак “Въезд/выезд во двор”.

Игры: “ Мы – веселые ребята”, футбол, вышибалы, игры со скакалкой.

Тема 6: “Безопасность на дороге”

1. Закрепить понимание того, что передвигаться необходимо только по тротуару, пешеходным дорожкам, не мешая прохожим, идущим позади или навстречу; опасно идти у самого края дороги.

2. Воспитывать привычку переходить улицу только в специально отведенных местах: на светофоре, пешеходный переход, подземный переход.

3. Знать, что необходимо пропускать машины со спецсигналами.

4. Во время движения необходимо держать взрослого за руку, опасно ездить на велосипеде, самокате (возможность съезда на проезжую часть дороги, сбить или наехать на других пешеходов).

5. Учить ребенка помогать пожилым, малышам и людям с ограниченными возможностями.

Используемый материал: иллюстрации или видеоряд по теме; макет улицы. Просмотр мультипликационных фильмов по теме.

Игры: “Светофор”, “Воробышки и автомобиль”.

Художественная деятельность: тема “Правильно - неправильно” (одни дети рисуют как необходимо себя вести на дороге, другие – последствия неправильного поведения: авария, травма и т.п.).

Тема 7: “Безопасность на транспорте”

1.Совершенствовать знания детей о том, что, ожидая транспортное средство на остановке нельзя стоять близко к дороге, необходимо входить и выходить только из полностью остановившегося транспорта.

2. Закрепить правила поведения в общественном транспорте (крепко держаться, не пачкать окружающих, громко не разговаривать, не выбрасывать мусор в окно, не отвлекать водителя, не общаться с незнакомцами и т.д.)

3. Дать понятие о том, как необходимо обходить общественный транспорт при переходе улицы.

4. Познакомить с правилами поведения в метро и на железно-дорожном транспорте (не стоять у края платформы, не заходить за ограничительную линию; заходя в вагон смотреть под ноги; не бегать, не прыгать по эскалатору.

Используемый материал: иллюстрации по данной теме.

  • дидактические – “Умные машины”, “Автомобиль – целое и его части”;
  • подвижная – “Птицы и автомобиль”.

Художественная деятельность: тема: “Транспорт”, “Безопасность на транспорте”.

Конструктивно - модельная деятельность: тема: “Транспорт”.

Тема 8: “Безопасность зимой”

1. Совершенствовать знания детей, что катание на санках, снегокате, коньках, лыжах, игра в снежки опасны.

2. Напомнить, что нельзя есть сосульки, снег (микробы, переохлаждение).

3.Закрепить знания, что нельзя ходить по льду на водоемах (опасность провалиться под лед). Необходимо соблюдать осторожность в гололед (опасность получения травмы).

4. Учить детей одеваться по погоде. Объяснить, что нельзя долго находиться на улице в сильный мороз (переохлаждение и обморожение).

5. Познакомить с правилами первой помощи при первых признаках переохлаждения.

Используемый материал: иллюстрации или видеоряд с изображением зимних видов спорта, зимних забав и развлечений; опасности зимой.

  • дидактическая – “Когда это бывает?”;
  • подвижные – “Два Мороза”, “Снежные круги”, “Отважные туристы”.

Художественная деятельность: по теме: “Зимние забавы”.

Тема 9: “Один дома”

1.Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребенок остается один дома.

2.Познакомить с правилами обращения с бытовыми приборами, острыми предметами, лекарствами.

3.Развитие самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за свое поведение у детей старшего дошкольного возраста.

Используемый материал: коробка с иголками, кружевами, тесьмой, булавками, ткань, кукла, кукольная одежда, утюг,замки из картона, коробка с разноцветными таблетками.

Игры: дидактические - “Найди лишнее”, “Закрой все замки”, “Разговор по телефону с незнакомым человеком”.

Тема 10: “Пожар”

1. Довести до понимания детей, что небрежное обращение с огнеопасными предметами, несоблюдение пожарной безопасности может довести до беды.

2. Воспитывать чувство ответственности за свои действия.

Используемый материал: карточки для игры, картинки – персонажи сказок, мольберт.

  • дидактические - “Чем украсим елку”, “Опасны ли эти предметы?”.
  • Инсценировка сказки “Как звери елку наряжали”.

Тема 11: “Безопасность на улице” (животные)

1. Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми животными.

Используемый материал: иллюстрации животных.

Игры и развлечения: Загадки о животных; чтение стихотворения Ю. Мориц “Огромный собачий секрет”; составление правил поведения при встрече бездомных животных.

Художественная деятельность: рисование запрещающих плакатов.

Тема 12: “Массовое скопление людей”

1. Научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тревожных ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в жизни.

Используемый материал: телефон, иллюстрации: ребенок на катке, ребенок в кинотеатре, ребенок в общественном транспорте.

Игры и развлечения:

  • сюжетно-ролевая игра “Служба 111”;
  • чтение стихотворений А. Барто “Вовка - добрая душа”;
  • беседа об опасности петард, бенгальских огней, выставка плакатов и рисунков.

Тема 13: “Безопасность дошкольника” (похищение)

1. Демонстрация различных форм общения между людьми, сохранение доброго отношения к людям при наличии навыков бдительного и безопасного поведения, воспитание доверия к окружающему миру.

Используемый материал: иллюстрации по теме.

Игры и развлечения: дидактические игры - “Что если......”, “Незнакомец”, “Дорога домой”, “Вымогательство”, сюжетно-ролевая игра “Моя безопасность!”.

Тема 14: “Если ты потерялся”

1.Научить детей правильно вести себя, если потерялись; научить детей вести себя в людных местах, так чтобы не потеряться; подвести детей к пониманию того, для чего нужно знать домашний адрес, закрепить знание домашнего адреса.

2. Развивать умение ориентироваться в сложной ситуации; воспитывать желание не попадать в сложные ситуации; подвести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Используемый материал: картинки с изображением ситуаций; атрибуты для обыгрывания этих ситуаций (форма полицейского, военного, продавца).

Дидактическая игра: “Можно - нельзя”

Тема 15: “Безопасность в лесу”

1. Закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу.

2. Уметь ориентироваться в чрезвычайной ситуации; развивать внимание, мышление, память при решении проблемных ситуаций; инстинкт самосохранения.

3. Воспитывать бережное отношение к природе и ответственность за окружающую среду; познакомить детей со съедобными и не съедобными грибами и ягодами; научить различать и правильно их называть.

4 . Воспитывать чувство коллективизма.

Используемый материал: картинки с изображением грибов и ягод; карандаши, бумага, звуки леса.

Игры: “Съедобное – не съедобное”, “Четвертый лишний”.

Тема 16: “Безопасность на воде”

1. Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде; вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоема и для действия в экстремальных ситуациях.

2. Закрепить знания детей о лете, об играх детей летом; воспитывать чувство осторожности и ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Используемый материал: иллюстрации, осколки, коряги и прочий мусор.

Игровое занятие.

Тема 17: “Гроза – молния”

1. Дать детям элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга; а главное познакомить с правилами поведения во время грозы.

2. Продолжать учить детей анализировать, делать выводы и умозаключения.

Беседа, чтение стихотворения А. Барто “Гроза”, заучивание пословиц и народных примет о грозе, лепка на пластине “радуги”.

Тема 18: Итоговое занятие

Проведение тематического дня для детей старшего дошкольного возраста

В данной консультации представлены рекомендации для родителей при возникновении угрозы для жизни и здоровья ребенка. Здесь описаны необходимые действия, которые нужно предпринять если, ребенка укусила пчела, собака, если у ребенка мелкая травма, действия при отравлении и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ДОКТОР

ПУСТЬ РАДОСТНЫМ БУДЕТ ЛЕТО!

Летом за детьми нужен глаз да глаз. По статистике, именно в это время года с ними случается больше всего различных неприятностей

Порезы и отравления, переломы и приступы аллергии... Вот оно какое бывает, наше лето! А все потому, что у детей появляется слишком много свободного времени: никаких тебе строгих воспитателей и домашних заданий. Да и мы, взрослые, хотим, чтобы любимый ребенок нагулялся и наигрался всласть. Именно здесь и подстерегают детей различные опасности.

В КАЖДОМ ВОЗРАСТЕ СВОЕ

Малыши до 3 лет страдают из-за отсутствия жизненного опыта и неистребимого желания попробовать все на вкус и на ощупь. У них чаще всего случаются различные отравления и мелкие порезы.

Резвым дошкольникам присущ синдром маленького котенка: залезть куда-нибудь, абсолютно не заботясь о том, как выбраться обратно. Синяки и шишки подстерегают их буквально на каждом шагу. А еще они очень любят познакомиться с соседским бультерьером или бродячей собачкой…

Школьники активно познают мир. Они обожают гонять на велосипедах, купаться в незнакомых местах. Главное для тинейджеров - быть подальше от взрослых и их советов. Результат - переломы и травмы.

ДАЧНЫЕ «ПРЕЛЕСТИ»

Дача - это заманчивые и абсолютно неизвестные ягоды в лесу, и всевозможные склянки с садовоого-огородными химикатами, и забытые на столе бабушкины таблетки, именно поэтому ребенку здесь чаще всего грозит отравление…

Защитные меры

Наведите на даче порядок, чтобы ребёнок при всем желании не мог добраться ни до бабушкиных таблеток, ни до дедушкиного суперфосфата, ни до общего реагента для биотуалета.

Втолкуйте малышу, что ягоды, листочки и цветочки, которые он видит в лесу, брать в рот нельзя ни в коем случае. В качестве иллюстрации расскажите поучительную историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку.

Не оставляйте маленького ребенка даже на участке без присмотра. Дело в том, что он может не только отравиться, но и заработать, например, пыльцевой конъюнктивит и другие виды аллергии.

Если ребенок отравился

Алгоритм действий одинаков, как и для отравления бабушкиным клофелином, так и незнакомыми ягодами.

1. Удалите остатки яда изо рта. Обмотайте палец марлей и обработайте им рот ребенка изнутри.

2. Промойте ребенку желудок. Для этого приготовьте кипяченую воду комнатной температуры - столько литров, сколько лет ребенку. Растворите поваренную соль - на каждый литр по столовой ложке. Напоите этим составом ребенка. Соленая вода очистит желудок. Если рвоты нет, вызовите ее.

3. Очистите кишечник: дайте слабительное, поставьте хорошую клизму.

4. Затем напоите ребенка обыкновенной кипяченой водой и дайте ему две-три таблетки активированного угля.

5. Если ребенок по-прежнему плохо себя чувствует, вызывайте врача. Не посоветовавшись со специалистом, давать лекарства не стоит.

ПЧЕЛОЧКА ЗЛАТАЯ…

Укусы пчел, шмелей, шершней и ос намного болезненнее и опаснее, чем комариные. Тонкую кожу ребенка жала этих насекомых пронзают особенно легко. Их яд содержит вещества, разрушающие эритроциты. В месте укуса возникает отек, воспаление, боль. Из-за этого у малышей даже может возникнуть вторичное поражение почек. Для детей разработаны специальные средства, защищающие их от укусов комаров: Mosquitall, Autan, Off.

Если ребенка покусали

1. Как можно быстрее извлеките пинцетом жало. Это поможет предотвратить начинающийся отек.

2. Место укуса протрите ваткой, смоченной перекисью водорода или одеколоном.

3. Для снятия боли можете приложить к месту укуса лед или листья смородины, капусты, петрушки.

4. Если ребенок - аллергик, обязательно дайте ему какой-нибудь антигистаминный препарат. Дело в том, что в яде пчел, ос и шмелей содержатся особые вещества - биологически активные амины, вызывающие аллергию.

СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ

В последнее время по радио и ТВ все чаще сообщают о покусанных животными детях. Медики свидетельствуют: в таких ситуациях родители часто теряются и не знают, что делать.

Защитные меры

Проведите с ребенком инструктаж. Он НЕ должен: подходить к чужой собаке, пытаться ее гладить, протягивать к ней руку и даже просто заглядывать ей в глаза; окликать чужую собаку, пытаться играть с ней, а тем более дразнить. Если к ребенку чужая собака подошла сама, он прежде всего должен: остановиться, замолчать и не двигать руками.

Оцените обстановку - выясните, какие из соседских собак могут быть наиболее опасны, и пристально следите, чтобы ребенок с ними не «общался». Методы - от индивидуально-разъяснительной работы с ребенком (доверяй!) и наблюдения за ним (но проверяй!).

Если ребенка укусила собака

1. Не падайте в обморок, не теряйте голову, а постарайтесь запомнить, какая собака укусила ребенка.

2. Тщательно промойте место укуса дезинфицирующим веществом - 3%-ной перекисью водорода, можно и свежеприготовленной мыльной водой (мыло любое). Спирт, одеколон, водка не годятся - они доставят ребенку еще большую боль.

3. Кожу вокруг раны обработайте 5%-ной спиртовой настойкой йода.

4. Забинтуйте поврежденный участок или наложите на него бактерицидный пластырь.

5. Немедленно отправляйтесь с ребенком в ближайший травмпункт. Во-первых, потому, что рану должен осмотреть специалист: может быть, для ее скорейшего заживления нужна будет операция. Во-вторых, чтобы начать делать прививки от бешенства (от 7 до 25 уколов в живот). Они необходимы, если животное – «бомж» или хоть и домашнее, но без прививки от бешенства. Если же собака привита, то в течение 10 дней от момента укуса следите за ней денно и нощно. Если заметите слюнотечение, нарушение координации движений, скорее всего, животное больно, и ребенку нужны прививки.

ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЕТ

Хрестоматийное босоногое детство - все в синяках, царапинах и занозах. И хотя 99% этих травм из разряда «до свадьбы заживет», лучше не рисковать и относиться к любой царапинке серьезно. Поскольку не допустить никаких ссадин и заноз нереально, переносим упор на борьбу с последствиями.

Если у ребенка мелкая травма

1. Первым делом промойте рану. Используйте для этого кипяченую воду, охлажденную до комнатной температуры. Если в ранке есть заноза, песчинки, что-то еще, достаньте их оттуда сложенной марлечкой или пинцетом.

2. Затем обработайте рану 3%-ным раствором перекиси водорода или бледно-розовым перманганата калия. Сделайте это при помощи ватки, ватной палочки, скрученного кусочка марли.

3. Обработайте участок кожи вокруг раны йодом, но смазывать им саму рану не надо.

4. Забинтуйте рану или заклейте ее бактерицидным пластырем. Повязку придется менять ежедневно.

Иногда даже пустяковая рана может представлять угрозу. Вот ситуации, когда нужно обязательно показать ребенка врачу. Во-первых, при нагноении раны. Если через некоторое время ребенок почувствовал пульсирующую боль. Во-вторых, если рана загрязнена. Это бывает, когда ребенок напоролся на ржавый гвоздь. Главная опасность здесь - столбняк, и необходима противостолбнячная сыворотка. Хирургическая обработка раны и наложение швов могут понадобиться, если у малыша пострадало лицо, края раны рваные, никак не останавливается кровотечение.

«УПАЛ, ОЧНУЛСЯ, ГИПС»

Многие дети обожают лазить по деревьям и заборам, гонять на велосипедах, качаться на качелях. Результат - переломы и травмы…

Защитные меры

Запретите ребенку лазить на деревья вообще.

Внимательно следите за ребенком во время прогулки.

Если ребенок упал

Ушиб сам пройдет. Вот перелом - это намного серьезнее. Знаете ли вы, как действовать в экстремальной ситуации?

1. Прежде всего определите, перелом это или нет. Его признаки : резкая боль при движении, неестественное положение руки или ноги, сильный отек, хруст в месте травмы.

2. Сами ни за что не пытайтесь вправить сломанные кости. Лучше приложите к больному месту лед или холодный компресс. Зафиксируйте место перелома в положении, в котором ребенку меньше всего больно - просто прибинтуйте бинтом к подходящей доске или палке.

3. Обязательно отвезите ребенка в ближайший травм пункт.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ

Ваш ребенок еще не умеет плавать? Значит, вам придется быть на пляже предельно внимательной.

Защитные меры

Не отпускайте ребенка купаться одного даже на мелководье.

Будьте вдвойне бдительны, если малыш плавает с надувным кругом или нарукавниками: затычки иногда вываливаются, воздух выходит, и все это на такой глубине, на которую ваш ребенок без круга ни за что бы не заплыл.

Научите ребенка бороться с судорогой: надо резко подтянуть к себе ступню и растереть заднюю голень.

Не позволяйте ребенку купаться дольше 10 минут: очень высок риск усталости и переохлаждения.

Разрешайте ребенку плавать и нырять только вдоль берега.

Если ребенок начал тонуть

1. Вытащите захлебнувшегося ребенка из воды.

2. Освободите его дыхательные пути от песка и тины. Если можете, просто возьмите его за ноги, поднимите вверх и потрясите. Более тяжелого перебросьте лицом вниз через свое колено и надавите коленом на живот.

3. Переверните ребенка на спину и положите на жесткую поверхность.

4. Если дыхания нет, делайте искусственное: глубоко вдохните и, накрыв рот и нос ребенка ртом, выдохните.

5. Срочно вызывайте спасателя или врача, в такой ситуации ребенку необходима помощь специалистов.


Страницы