Флористика        31.05.2019   

Страсти, и как от них избавиться? – Память смертная помогает внутреннему деланию? Что такое любовная зависимость

Мы все мечтаем влюбиться и быть счастливыми, но часто вместо любви к нам приходит сильнейшая страсть и навязчивая эмоциональная привязка на предмете обожания. Такое чувство приносит боль и разочарование, оно буквально убивает человека, как личность. В психологии это состояние получило название «аддикция».

Что такое любовная зависимость

Это сильнейшая страсть, но не любовь. Психологи сравнивают ее с другими видами человеческой зависимости, такими, как алкогольная, наркотическая или зависимость от азартных игр. Любовная зависимость – это психологическая проблема, от которой часто не удается вылечиться без помощи специалиста. Однако большинство людей принимают это чувство за любовь и продолжают страдать, не зная, как побороть эмоциональную зависимость от человека.

Сравнивая два чувства, которые, на первый взгляд, кажутся похожими, психологи выделяют целый ряд различий:

  • Если первое характеризуется доверием к любимому человеку, то второе вызывает страстное желание постоянно контролировать свою вторую половинку. Почти всегда такая зависимость сопровождается чувством ревности.
  • Любовь и любовная зависимость различаются целью. Во втором случае у человека есть одна цель – проживать не свою жизнь, а жизнь объекта страсти. Свои ценности уходят на второй план, в приоритете оказываются желания партнера.
  • Со временем женщина видит множество недостатков в своем мужчине, но отказаться от него не может.
  • Зависимость от предмета страсти почти всегда сопровождается неуверенностью в себе.
  • Если в любви партнеры являются индивидуальностями, то в отношениях зависимости друг от друга они живут по сценарию: ты должен стать таким, как я хочу.
  • В состоянии любви люди проводят время вместе, потому, что им так комфортно, но и в разлуке они не страдают. В отношениях зависимости – партнеры страдают даже при расставании на несколько дней.
  • Любовь развивает личность, заставляет ее самосовершенствоваться. В зависимости - все наоборот. Человек теряет себя, он печалится, испытывает страдание, становится злым и растерянным. Это состояние необходимо лечить.
  • Состояние зависимости в большинстве случаев возникает при безответной, невзаимной любви.

Страсть и любовь

Об этих двух чувствах пишут книги и сочиняют песни, но если второе приносит счастье и не поддается времени, то первое - быстро проходит. Кроме этого, в безумной страсти и любви можно выделить и другие различия. Человек в пылкой страсти не подчиняется разуму и способен на самые непредсказуемые поступки. В нем кипит буря эмоций, появляются новые желания, например, заняться спортом, начать рисовать. Ему хочется совершать добрые поступки для окружающих.

Можно назвать следующие физические признаки страсти:

  • рассеянность и невнимательность;
  • учащенный пульс;
  • «мурашки» по телу;
  • расширенные зрачки;
  • повышенное сексуальное влечение;
  • дрожь в руках.

Чем отличается любовь от влюбленности

Влюбленность, как гипноз, она представляет собой навязчивую идею всегда быть рядом с партнером, пусть даже без взаимности. Настоящее чувство всегда взаимно, возникает при полном доверии и уважении друг к другу. Отличается любовь от влюбленности тем, что первая приходит незаметно и уходит медленно или не уходит вовсе, а вторая прилетает, как ураган и быстро исчезает. Влюбленность – это счастье, но когда она переходит в зависимость, жизнь превращается в пытку. Человек, не знающий, как вылечить себя, как выйти из любовной зависимости, постепенно теряет свою индивидуальность.

Симптомы

Как понять, любите ли вы или находитесь в любовной зависимости от отношений? Чтобы понять это, не нужно изучать психологию. Зависимость характеризуется конкретными признаками:

  • Уверения знакомых о том, что этот человек вам не пара, вызывает раздражение.
  • Симптомом зависимости можно назвать и тот факт, что вы постоянно думаете о предмете страсти.
  • Вы уверены, что самое главное в жизни – любовь.
  • Даже сама мысль об одиночестве сводит с ума.
  • Расстаться с ним равносильно концу света.
  • Зависимость всегда сопровождается ревностью, возможно, желанием отомстить за безответность.
  • Пожертвование собственными интересами ради интересов партнера.
  • Чтобы не потерять предмет страсти, вы готовы прощать ему все, что угодно.

Как избавиться от зависимости

В данном случае помогут знания из психологии отношений. Для решения проблемы предлагаются разные методы, например, такая несложная практика, как «визуализация»:

  1. Вы понимаете, что зависите от человека и хотите с этим бороться.
  2. Мысленно представьте его и хорошенько рассмотрите.
  3. Чтобы избавиться от зависимости, представьте, как между вами протянулась веревка. Одним концом она привязана к вам, другим – к нему. Отметьте, в каком месте она привязана, насколько прочна, как ощущается и выглядит.
  4. Попробуйте на минутку разорвать эту веревку. Большинство людей при этом ощущают дискомфорт, потому что эта связь долгое время была целью.
  5. Ответьте на вопрос: «Чего вы ждете от партнера?». И тут же подумайте: «Какую пользу это мне принесет?». Не спешите, найдите глубокую мотивацию.
  6. Представьте, что справа стоите вы, но уже с разрешенными проблемами. Как вы выглядите, как двигаетесь. Прикоснитесь к себе в мыслях.
  7. Повернитесь к предмету своей зависимости и снова представьте сильную связь между вами. Разрежьте веревку и привяжите ее второй конец к себе, стоящей справа.
  8. Вновь посмотрите на человека, связь с которым вы разрезали. Представьте, что порванный конец его связи снова присоединился к нему.
  9. Вернитесь к себе обновленной.
  10. Подумайте, насколько легко вам будет общаться с другими людьми. Вот и все, отныне вы знаете, как убить в себе любовь к мужчине, поэтому начинайте действовать. Выполняйте упражнение по мере необходимости.

К мужчине

Описанная выше техника психотерапии дает лишь временное облегчение. Проблема в том, что отношения созависимости закладываются еще в детстве и часто решить их самостоятельно не получается. Чтобы любовная зависимость от мужчины ушла из вашей жизни, сделайте следующее:

  • Избавьтесь от всех его подарков.
  • Напишите ему письмо с благодарностью и попрощайтесь.
  • Не звоните, временно не общайтесь с общими знакомыми.
  • Не жалуйтесь подружкам - они скорее навредят, чем помогут.
  • Съездите на отдых.
  • Позвольте себе быть несовершенной и займитесь самообразованием.
  • Не спешите вступать в новые отношения, какое-то время нужно побыть в одиночестве.
  • Думайте о себе и не вспоминайте прошлое.
  • Как побороть зависимость от человека? Свободное время – ваш враг, заполните его по максимуму.
  • Записывайте в блокнот, что вы чувствуете. Спустя какое-то время будет интересно перечитать и понять, как все поменялось.

К женатому мужчине

Чтобы справиться с бедой, православная церковь предлагает обратиться к православию, молиться и просить у бога избавления от наваждения. Психологи советуют отправиться в долгое путешествие. Новые встречи, природа, впечатления не позволят скучать. Как побороть любовную зависимость? Необходимо отвлечься. Для этого выберите экстремальный спорт или обучение чему-то новому. Кто-то осваивает парашют, кто-то гончарное искусство - все методы хороши.

Если вы не знаете, как избавиться от любовной зависимости к женатому мужчине, запомните самое главное - вам необходимо расширить круг своих интересов, ведь сейчас он сузился до одного человека. Необходим новый смысл жизни. Можно заняться волонтерством или поискать то место, где вы сможете принести пользу. Избавление пройдет легче, если родные и близкие люди будут вас поддерживать.

К женщине

Существует ошибочное мнение, что в отношения зависимости может попасть только женщина. Девушка тоже способна бросить мужчину на пике отношений. Разница в том, что парень не будет афишировать свою депрессию, считая это проявлением слабости. Мужчина предпочитает все переживать внутри себя и самостоятельно справляться с тоской и болью, поэтому окружающие зачастую не подозревают, насколько он несчастен. Как преодолеть любовную зависимость мужчине?

Когда женщине плохо, она идет на прием к специалисту. Мужчина старается самостоятельно освободиться от привязанности. Если вернуть любовь не получается, он может окунуться в алкоголизм или плотские утехи, совершить суицид. По статистике, каждый восьмой самоубийца идет на это из-за эмоционального опустошения. Зависимость у мужчин вызывается заниженной самооценкой и лечение должно заключаться в ее повышении. Начните заниматься любимым делом или саморазвитием. Если такая терапия не даст результатов, стоит задуматься о смене места жительства на какое-то время.

От психологической

Для начала нужно понять, что проблема существует и постараться докопаться до причины такого состояния. Если ребенок рос в дефиците родительской любви, то всю свою жизнь он будет искать это чувство в других людях. Чтобы избавиться от психологической зависимости от человека, придется научиться любить себя самому. Если самостоятельно это сделать не получится, нужно обратиться к специалисту.

Видео

За последнее время к нам поступило очень много писем с различными вопросами о борьбе с блудной страстью. Я решил объединить все письма и сделать единую подборку советов святых Отцов отвечающих на главный вопрос — как побороть блудную брань?

Советы от владыки Игнатия (Брянчанинова)

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились.

Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве…

Совет от святителя Тихона Задонского

Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть.

Совет от аввы Дорофея

Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети

Совет от Иоанна Лествичника

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке.

Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы.

Советы от Иоанна Кассиана Римлянина

Если хотим законно подвизаться духовным подвигом и победить нечистого духа блуда… нужно надеяться не на свои силы (ибо это невозможно совершить человеческим усилием), но на помощь Божию. Ибо душа неизбежно терпит нападения от этой страсти до тех пор, пока не осознает, что она ведет войну, превышающую ее силы, и не может одержать победу собственным старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитой Господа.

Но для всякого из нас, всеми силами подвизающегося против духа блуда, победа в том, чтобы не ожидать средства (к победе) от своего старания но от Бога.

Советы от Иоанна Златоуста

Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние.

Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию

Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания

Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону.

Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью.

Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия.

Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему.

Совет от Нила Синайского

Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении

Совет от Ефрема Сирина

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу

Совет от Василия Великого

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем

Советы от Аввы Исаии

Блудная брань усиливается от пяти причин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыщения. Желающий отстранить от себя брань блуда пусть хранится от упомянутых поводов к ней… ибо страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая перед Богом, и обретешь покой

Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми

Советы Оптинских старцев

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев).

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет - поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных - скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», - псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий).

Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело - смириться, 2-е - не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, - потерпеть (преп. Анатолий).

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) - гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий).

Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти - любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий).

Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. - Это вернее (преп. Амвросий).

Советы от Нила Сорского

Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига – души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов – пребывать в целомудрии и чистоте.

Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу.

Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мы ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс.16:9 и Пс.31:7). Иной же из отцов говорит Боже, в помощь мою вонми, и так деле (Пс.70:12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют Писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас (см., например, Пс.117:15-16), – и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь(Пс.6:3).

Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, то познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы.

Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые порождают страсти и восстанавливают против нас нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается борьбы с блудными помыслами.

Как сопротивляться хульным помыслам. Этот помысел – безстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым в вере; и не только ныне, но и издревле так было – являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного этого духа так: Отыди от мене сатана; Господу Богу моему поклоняюся, и Тому единому послужу; тебе же – хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя.

Если и после этого докучает этот помысел безстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего.

Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23:34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26:199; 30:14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы

Совет от святителя Феофана Затворника

«Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» (Мф. 5, 28). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин? Но ведь не просто «кто смотрит на женщину… прелюбодействует», а «кто смотрит с вожделением».
Смотреть – смотри, а сердце держи на привязи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин должно и любить, ибо из заповеди о любви к ближним не исключаются и они, но любовью чистой, которая помышляет о душе и духовном родстве, помимо всего прочего… В христианстве, как перед Богом «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28), так и во взаимных отношениях христиан. Во всех отношениях, ты скажешь, это трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нежелание зла; нежелание же милостивым Господом вменяется в чистоту

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Все что с вами сейчас происходит, имеет свое название - страсть или «больная любовь». Это чувство не приносит счастья, а только выматывает вас и причиняет невообразимую душевную и сердечную боль.

Ваш разум осознает, что у этой страсти нет продолжения, и вы никогда не будете счастливы с этим мужчиной. Но, побороть в себе это убийственное чувство, вы не в состоянии.

Как избавиться от страсти, которая порабощает всю твою сущность? Как перебороть эту зависимость и обрести счастье?

Самое загадочное творение Бога - женщина. Не только мужчины, но, иногда психологи не в состоянии понять логики наших действий, причин появления наркотической страсти и зависимости к мужчине.

Чаще от любовной зависимости страдают женщины, иногда мужчины. Страсть - это наркотик, который разрушает весь ваш организм, даря всего лишь секунду удовольствия. К сожалению, страсть очень часто принимают за любовь.

Мужчина, который пережил любовную зависимость и страсть, чаще всего разочаровывается в любви и в женщинах. В каждой следующей женщине, которую он встретит, и, которая проявит к нему симпатию, скорее всего, примет за врага и источник боли в будущем.

У женщин происходит все по-другому. Если удается избавиться от страсти к одному мужчине, со временем, она найден новый наркотик.

К сожалению, страсть и любовная зависимость отнимает возможность человека просто любить и быть счастливым. Ему постоянно не хватает тех взрывных эмоций и боли, которые ему приносили прошлые, так сказать, отношения.

Интересно, почему возникает «больная любовь»? Психологи пришли к выводам, что чаще всего в любовную зависимость попадают люди, у которых очень занижена самооценка. Нехватка любви со стороны окружающих также ведет к тому, что человек попадает в зависимость от своего любовного объекта. Этим людям, не хватает любви, прежде всего самим к себе. Они пытаются восполнить пустые нищи, добиваясь внимания другого человека. Естественно, те чувства, которые они испытывают, не являются любовью. Это скорее, эгоизм и ущемленность.

Еще одна причина возникновения наркотической страсти - заблуждение, что предмет обожания является идеальным партнером для будущей жизни. Желание быть любимой еще больше подогревают уверенность, что мужчина идеален во всех смыслах.

Как избавиться от страсти?

Очень часто, чтобы помочь человеку избавиться от любовной зависимости, необходимо профессиональное вмешательство. Ведь причины, из-за которых возникает страсть к объекту обожания, берут свое начало из самого детства.

Чтобы разобраться в причинах, может помочь аутотренинг.

Аутотренинг - это метод, который используется в психотерапии. Благодаря этому методу, человек учиться самовнушению. Помогает успокоить свои нервы, избавиться от стресса.

Чтобы помочь себе избавиться от страсти и любовной зависимости, научитесь любить себя. Прислушайтесь к себе. Если не получается, то каждое утро внушайте себе это - «я люблю себя»! Помните, что вы у себя один. Ведь вы желаете себе счастья, зачем самолично обрекать себя на страдания и мучения.

Читайте книги, слушаете музыку, загружайте себя работой, встречайтесь с друзьями. Прекрасный способ забыться - приобрести путевку на курорт или в то место, побывать в котором вы мечтали с самого детства.

К добру мостись, а от худого отпыхивайся.
Русская пословица.

Весь христианский подвиг в том состоит, чтобы вначале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры святой и Божиего закона и хотят благочестивое сердце извратить, и не попускать им возрастать и усиливаться.

Познавший бедственное состояние души своей не должен медлить, а скорее от злого обычая отстать, ибо чем более будешь медлить в страстном обычае, тем более он усилится, и труднее от него отстать; также как чем более продолжается болезнь телесная, тем сложнее ее бывает вылечить.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись. Только не одними своими силами, а с Божией помощью, однако, особенное внимание обрати на главную страсть, которая больше тебя борет.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Когда душа испытывается в великих испытаниях и разнообразных бедствиях и принимает помощь благодати, стойко претерпевая в надежде на Господа, всякий вид зла в ней понемногу убывает, и тяжкое бремя сопутствующего ей греха сбрасывается...
Преподобный Макарий Великий (IV век).

Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страсти порабощает страсти увлекающегося ею.

Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее.

Если в продолжение борьбы случится тебе, по какому-либо неожиданному обстоятельству, быть побежденным, не мутись, не впади в безнадежие - снова начинай борьбу…

Милостивый и всемогущий Господь принимает всякого приходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяжких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невидимую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно произволяющих узреть в себе грех побежденным.

В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собой. Отрекшийся от телесных наслаждений, от человеческой славы, от любостяжания, от рассеянной жизни не будет предаваться гневу и печали, не обуяет его ни гордость, ни зависть; беспрепятственно будет он шествовать по пути заповедей Божиих к спасению, к обширному Богопознанию, доступному для одних чистых сердцем.

Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Страсти подобны собачонкам, которые привыкли быть на мясных рынках и убегают от одного голоса, а если не обратят на них внимания, поступают как самые большие львы. Уничтожай малую похоть, чтобы не питать в себе мысли о силе разжжения ее; потому что временно терпение в малом удаляет опасность в великом. Невозможно преодолеть великого, если не препобедишь маловажного.

Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Условие неложное - не жалеть себя. Не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать, а ту же жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.
Позвольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения и все - Господа ради, перед лицом Его, во славу Его.
Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть при всяком слове, взгляде, движении, при всякой мелочи.
Отличительная черта их - не допускать самоугодия и во всем идти наперекор себе (начинаешь ли сердиться или осуждать ближнего, или засматриваться на женщину, или есть лишнее - сейчас же нужно запретить себе).

Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: с каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на них. Сие серчание есть решительное отвержение страстного.

Серчание, осуждение, неснисходительность, взыскательность… всё это, конечно, не добродетели и умаляют общую добростность вашего нрава. Потому подлежат исключению из списка ваших качеств. Как это сделать? Ищите и обрящете, просите и дастся вам (Лк. 11, 9). Первое: не давать ходу сим движениям, а как покажутся, так их посекать и подавлять, чтобы, где зародились, там и оставались, не выходя наружу. Второе: после всякого обнаружения сих движений кайтесь пред Господом и очищайте сердце. Третье: всякий такой случай обсуждайте и выводите для себя урок, как бы в следующий подобный раз избегать серчания.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Три силы сатаны предшествуют всем грехам: первая - забвение, вторая - нерадение, третья - греховное вожделение… Если ум столько будет трезвен, что воспротивится забвению, то он не впадет в нерадение; если не вознерадит, то не подчинится вожделению; если не подчинится вожделению, то никогда не падет, вспомоществуемый благодатью Христовой.
Неизвестный старец, из "Отечника".

Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти. Кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.

Старайся помнить, что Бог взирает на тебя и что открыто пред Ним то, о чем ты размышляешь в тайне сердца. Скажи душе твоей: "ты остерегаешься подобных тебе грешников, чтобы они не увидали тебя в то время, как ты совершаешь согрешение, тем более должно бояться и стыдиться Бога, Который видит сокровенные движения сердца". От такого размышления возбудится страх Божий в душе, и если поступишь под водительство страха Божия, то никакая страсть не будет насиловать тебя.
Преподобный Исаия (IV век).

Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступит по первому, сказанному нам правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде чем они укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них; потому что одно дело вырвать маленькую былинку, и другое — искоренить большое дерево.

Не возмущайся, не приходи в недоумение, когда увидишь в себе действие какой-либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвой.
Авва Дорофей (†620).

Более всего мы должны стараться очистить себя от тайных страстей. Мы должны знать, что враг наш диавол различными хитростями старается прельстить нас и посредством добрых дел повергнуть в бездну пороков.
Преподобный Антоний Великий (251-355).

Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся (против сребролюбия). Когда же, при помощи Божией, победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом.
Преподобный Иоанн Пророк (VI в.).

Никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся.
Прп. Никодим Святогорец (1749-1809) и свт. Макарий Коринфский (1731-1805).

Самое надежнейшее средство искоренить гнездящуюся в нашем сердце стихию дьявола есть животворящие Тайны, которые, быв приняты с верою, боголепно действуют на сердце, гнездилище темной силы, «попаляя греховное вещество, и сжигая страстей терние» (песнь 5-я канона ко Святому Причащению - сост.).

Когда увлекает тебя страсть вражды к брату, представь, как любит нас Бог; когда гордость - представь, как Господь нас ради обнища богат Сый (2 Кор. 8, 9), и как он был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29); когда скупость - представь яснее, как щедр к тебе Господь, как рука Его никогда не сокращается на дары тебе…

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас - ты люби их; ругающих благословляй, и взимающих твоё не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться - плач; когда находит уныние - старайся развеселиться; когда зависть - радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность - немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу...
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, - и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судия повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тму кромешную (Мф. 22, 13); и таким образом изгонишь и сию страсть.
Если ты предан пьянству и ведешь жизнь невоздержную, то послушай, что говорил богач: поcли Лазаря да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду в пламени сем; и не получил помощи (Лк. 16, 24, 25). Часто приводя это на память, ты отстанешь от страсти невоздержания. Если ты любишь увеселения, рассуждай о тесноте и скорбях, имеющих быть там; после этого ты и думать не станешь об увеселениях. Если ты жесток и немилосерден: то почаще припоминай тех дев, которые за то, что погасли их светильники, не были допущены в чертог Жениха, - и ты скоро сделаешься человеколюбивым. Нерадив ты и беспечен? размышляй о судьбе скрывшего талант свой, - и ты сделаешься быстрее огня. Тебя снедает страсть, как бы завладеть достоянием ближнего твоего? Воображай непрестанно тот не умирающий червь, - и легко освободишься и от этой болезни, и все прочие слабости свои исправишь. Бог Ничего не заповедал нам трудного и тяжелого. От чего же кажутся нам тяжкими заповеди Его? - От нашего расслабления. Ибо как самое трудное при нашем старании и ревности делается легким и удобоисполнимым: так и легкое от нашей лени делается тяжким. Рассуждая о всем этом, мы должны смотреть не на то, как одни предаются роскоши и невоздержанию; а на то, каков конец их будет. Но конец их в здешней жизни - гной и утучнение плоти; а в будущей - червь и огнь. Равно должно смотреть не на то, как другие похищают, а на конец их жизни; а их и в этой жизни снедает беспокойство, страх, мучение совести, а в будущей ожидают неразрешимые узы.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).

Подобно есть Царствие Небесное семени, еже человек всевает в землю, и семя прозябает и растет, якоже не весть он. Между снятием и жатвой бывает не только дождь, и ветер, и холод, и жар, но и зима. Да сеет человек доброе семя в душе, да поливает, да хранит посеянное и да ожидает милости от Бога, Который един возращает.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских немощей) и считай себя достойной скорбей. Такая жизнь успокоит тебя.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Надо терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно следить за всеми своими чувствами, мыслями, делами, надо призывать на помощь Господа Бога, надо прийти в смирение и сознать, что своими делами без Божественной помощи человек ничего не успеет.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или в душе вашей пребывает ежеминутно! Для того и должно ежеминутно каяться и говорить: «Господи, согрешила, прости; Господи, даждь ми исправление; Господи, даждь ми мысль благу». Ежели будете примечать свои мысли, воображения, и истреблять худые и стараться насаждать добрые, духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою.
Архимандрит Феофан Новозерский (XVIII-XIX вв.).

Что умножает в нас духовную силу? — преодоленное искушение.
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь.

Те люди, которые были невнимательными и в мирской жизни приобрели дурные привычки, пусть после своего обращения безропотно терпят брань от врага, не возделывая, однако, злых похотей. Если они станут таким образом подвизаться, то очистятся и достигнут состояния людей целомудренных.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Что делать, когда ум не может сосредоточиться, и во всем преобладает страсть? О том, как успокоить ум вы можете узнать в этой статье!

Аюрведа утверждает, что наш ум может быть подчинен качеству любой из трех гун: сатва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество)¹.

Если преобладает страсть…

Если ум управляется раджасом, он становится подвижным, перескакивающим, нефиксированным.

Людям с преобладанием гуны страсти сложно сосредоточиться, настроиться на окружающую действительность, особенно в экстремальных ситуациях. У них часто меняются ценности, интересы и устремления, им сложно довести начатое дело до конца. Из-за слишком возбужденной нервной системы они наиболее подвержены стрессам, в результате чего могут иметь проблемы со здоровьем.

У тех, у кого преобладает страсть, все действия ипульсивны, такие люди часто находятся под влиянием ситуации.

Как успокоить ум?

Данный метод позволяет успокоить сознание и направить ум на достижение цели.

Практику следует начать с 3-5 минут и постепенно довести сначала до 11 минут, а затем до 31 минуты.

При выполнении упражнения 11 минут его необходимо проводить 3 раза в день, когда будет достигнута 31 минута, то можно практиковать 1-2 раза в день.

Практика для успокоения ума и нейтрализации гуны страсти

1. Нужно сесть в простую позу со скрещенными ногами и прямой спиной, либо на стул, на котором вес распределяется равномерным образом на две стороны. Руки лежат свободно на коленях или в любой медитативной мудре².

2. После принятия медитативного положения необходимо расслабиться и свести глаза к кончику носа. Рот нужно открыть как можно шире.

3. Кончиком языка следует прикоснуться к центру верхнего неба во рту. Рот и язык необходимо держать в этом фиксированном положении.

4. Затем практикующему нужно сознательно наблюдать за своим дыханием и свести ритм дыхания до четырех дыханий в минуту (и меньше).

5. Дышать нужно устойчиво и нормально с этой скоростью. Произносить про себя мантры не следует, во время этой работы не должно быть никакого звука, кроме звука жизненной силы дыхания.

Выполняют такое дыхательное упражнение в течение 3-5 минут. Затем нужно сделать вдох, закрыть рот, освободить язык, поднять глаза вверх и расслабиться.