Необычные растения        28.05.2019   

Выплаты нет места в детском саду. Заявление на компенсацию оплаты детского сада. Полагаются ли выплаты, если мать ребенка работает

Наш юрист Екатерина Сойкина разложила по полочкам все статьи закона об образовании, касающиеся предоставления места в детском саду. Куда идти и кому жаловаться? А также объяснила, что делать, если вас не пускают в сад без прививок.

Начнем с того, что статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательство гарантирует право каждого человека на образование, в том числе, право ребенка на получение дошкольного образования, независимо от места жительства и регистрации. Никакие обстоятельства не могут послужить основанием для отказа в получении дошкольного образования.

Но на практике дела обстоят по-другому. И ситуация не так оптимистична.

По статистике, только 40% детей нашей страны (в некоторых регионах эти показатели выше) в возрасте три года выдадут путевку в детский сад.

После принятия нового законодательства о дошкольном образовании ситуация еще более усугубилась. Если раньше при достижении ребёнка 3 лет родитель мог обратиться в суд с требованием предоставить место и выиграть его, то сейчас это невозможно! Почему? Потому что введён в действие приказ, согласно которому на основании отсутствия мест отказывают в приеме в детский сад.

Таким образом, новый приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» лишил возможности более миллиона семей – попасть в детский сад до трех лет. Судебная практика складывается не в пользу заявителей.

Так, Верховный Суд Российской Федерации при решении вопроса об обязании предоставить место в детском саду устанавливает следующие обстоятельства:

Достижение ребенком двухмесячного возраста;

Наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении;

Наличие (отсутствие) мест;

Наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом;

В случае отсутствия мест по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления.

Итак, в приеме может быть отказано по причине отсутствия в детском саду свободных мест.

Вы слышали о других причинах? Я - нет!

В случае отказа в предоставлении места каждый имеет право написать жалобу на должностное лицо, обратившись в отдел образования, которые осуществляют прием граждан. Если заявление не будет рассмотрено, куда же возможно еще обратиться?

По закону родители могут пойти на прием в прокуратуру или даже отправить письмо Президенту России для решения данного вопроса согласно законодательству. Заявление будет рассмотрено в установленный законом срок и принято единственно правильное решение.

Проект Федерального закона № 556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» давал бы возможность получить компенсацию за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в размере 5 тысяч рублей. Однако данный документ так и остался проектом.

В то же время решение выплачивать компенсацию за непредоставление места в детском садике было принято в некоторых субъектах РФ. Такие выплаты были назначены представительными органами: Архангельска, Красноярского края, Липецка, Перми, Самары, Смоленской области, Томска, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Ярославля. Увы, Краснодарского края и Сочи в этом списке нет.

А что же делать маме?

Декрет заканчивается…места в детском саду нет…бабушек и дедушек нет…

А работа зовет!

К сожалению, наше трудовое законодательство не предусматривает поблажек в случае отсутствия места в детском саду.

Статья 256 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет отпуск по уходу за ребенком до трех лет, и только на это время сохраняется рабочее место и должность.

На следующий день после исполнения ребенку трех лет Вы обязаны выйти на работу, либо, с согласия работодателя, оформить отпуск без сохранения заработной платы или очередной отпуск.

Если с очередным отпуском все понятно, то с отпуском без сохранения заработной платы могут возникнуть проблемы. Согласно ст. 128 ТК РФ, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Таким образом, предоставление отпуска без сохранения заработной платы является правом, а не обязанностью работодателя. При этом использование работником подобного отпуска обусловлено не только подачей работодателю соответствующего заявления, но и обязательным согласованием с работодателем возможности предоставления такого отпуска и его продолжительности.

Также в Трудовом кодексе предусмотрена возможность выхода из декрета на неполный рабочий день. Согласно части 2 статьи 93 ТК РФ, работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет).

В детский сад без прививок!

Некоторые родители категорически против прививок. Это может быть связано с боязнью последствий от введения вакцин, особым мировоззрением и другими факторами. При этом они намерены отдавать своего ребенка в детский сад. Именно тогда может возникнуть конфликт между заведующей и родителями.

Детей в государственные сады берут на основании статьи 43 Конституции РФ, в которой говорится, что каждому ребенку государство предоставляет возможность посещать детские дошкольные учреждения.

Из Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" следует, что в государственные дошкольные учреждения принимают при наличии медицинского заключения. Поэтому родителям достаточно принести вместе с остальным пакетом документов подписанную медкарту.

Ранее прививки были обязательными, и при их отсутствии, образовательное учреждение имело законное право отказать в принятии ребенка в детский сад.

Однако согласно последним изменениям, внесенным в законодательную базу, этот пункт более не является обязательством и потому не может служить причиной для отказа.

При этом п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусматривает возможность отказа от прививок, который необходимо подтверждать письменно: отказ подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Таким образом, оформить ребенка в образовательное учреждение (детский сад, школу) возможно при отсутствии прививок.

Вместе с тем, отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения или угрозы массовых инфекционных заболеваний (т.е. если такой угрозы нет, оформить ребенка в образовательное учреждение возможно при отсутствии прививок).

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.


Компенсация за детский сад – важное пособие по ряду обстоятельств. Как и где ее получить, а также о ее размере в 2019 году и будет написана данная статья. Большинство российских молодых мам часто сталкиваются с трудностями при устройстве детей в какой-либо детский сад по причине нехватки мест в них. В этих случаях матерям необходимо сидеть вместе со своими детьми дома, не выходя на работу, даже при условии наличия возможности использовать услуги няни. Опять же, это повлечет потерю части семейного бюджета. Для изменения хоть в какой-то мере сложившейся ситуации и материальной помощи молодым родителям, Госдума в 2012 году приняла закон о денежной компенсации родителям, чьих детей не удалось устроить в детские садики в связи с причиной длинной очереди.

Как и где получить денежную компенсацию по детском саду в 2019 году?

Для получения денежной компенсации семья, которая имеет ребенка, который не получил места в детском саду из-за нехватки там мест, должна обратиться в РУСЗН вместе с комплектом нужных документов.

Список документов, которые нужны для получения денежной компенсации (вам понадобятся как оригиналы, так и копии):

  1. заявление для предоставления компенсации;
  2. паспорт заявляющего лица;
  3. ксерокопия банковского счета заявителя;
  4. свидетельство о рождении ребенка;
  5. справка с места жительства о составе семьи;
  6. справка из ДДОУ, подтверждающая нахождение ребенка в очереди, подтверждающая его непосещение по причине отсутствия мест в саду;
  7. трудовая книжка или приказ о декретном отпуске с места работы мамы;
  8. медицинский полис ребенка и мамы.

Данное пособие будет выплачиваться всем мамам, которые не работают, а также тем, кто находится в декретном отпуске, еще студенткам, обучающимся на заочной форме. Согласно данным 2019 года, денежная компенсация выплачивается в размере 5300 рублей.

Напомним, что после наступления полуторогодовалого возраста ребенка, его родителям больше не выплачивается за ним. Также появляется у мамы необходимость в возвращении к работе. Однако, отдать в детский сад ребенка далеко не всегда получается, в связи с острой нехваткой мест в данных заведениях. Такая тенденция наблюдается по всей стране.

В связи с этим Госдума рассматривала закон еще в предыдущем году, точнее, поправки к закону, из которых прошла лишь одна. Одна денежная выплата, которая перешла из предыдущего закона, является компенсацией, выплачиваемой в виде денежной поддержки, для воспитания и образования детей, которые посещают дошкольные учебные заведения. Определение конкретного размера подобной компенсации регламентируется администрацией каждого субъекта России. Законодательством были очерчены минимальные границы данной поддержки:

  • не меньше одной пятой от среднего значения заработной платы родителей за присмотр и уход за их детьми в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, которые находятся на территории субъекта РФ. Это касается первого ребенка.
  • Многодетным семьям: не меньше половины заработной платы за второго и не меньше 70 % зарплаты – за третьего ребенка.

Так, с 1 января 2013 года родители уже получают согласно закону минимальную государственную поддержку в размере одной пятой затрат на содержание ребенка, 50% — за второго, 70% — за третьего.

Рассмотрим ситуацию на примере многодетной семьи, когда плата за детсад составляет 5000 рублей за месяц. Если в семье в детский сад ходят трое детей, то компенсация этой семьи будет следующая: за первого ребенка, согласно расчетам, они получат назад 1000 рублей; за второго – уже 2500, а за третьего – все 3500. В результате данных выплат семья получит в общей сложности 7000 от детского сада за месяц.

Дополнительной мерой в части субъектах РФ есть компенсации непредставленный малышу детский сад. Размер их варьируется, завися от величины бюджета региона. Так или иначе, за данной компенсацией семье нужно обратиться в местные органы соцзащиты. Однако возникает следующая проблема: в некоторых областях данные органы и не слышали о данной программе. В этом случае семья должна уже обращаться к Департаменту образования, в котором уже должны знать о решениях властей по данному вопросу.

Средний размер выплат (компенсации) по непредставлению малышу места в детсаду после достижения им возраста в полтора года выступает 5000 рублей, который выплачивается ежемесячно до тех пор, пока место в детском саду не появится. После того, как ребенку исполнится три года, такие выплаты прекращаются. Здесь уже не будет важно, определили ребенка в детский сад или еще нет. На данные выплаты могут претендовать и работающие женщины, и неработающие, которые не имеют возможности выйти на работу по причине отсутствия мест для ребенка в детском саду. В число лиц, кому можно получать пособия, входят и студенты.

Молодые мамы также вправе возвращать подоходный налог в 13%, рассчитанного от суммы, которая была потрачена на обучение в муниципальном или частном саду.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Согласно предоставленным данным, уже приняли решение о выплате таких компенсаций за детский сад было принято в некоторых городах РФ: Киров, Красноярский край, Пермь, Архангельск, Самара, Липецк, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Томск, Ярославль, Смоленская область, Пермский край, Ханты-Мансийск.