Комнатные растения        16.05.2019   

Занятие по ознакомлению с окружающим. Занятие по ознакомлению с окружающим миром "В саду – на огороде"

Нетрадиционное занятие по ознакомлению

с окружающим на тему «Пробуждение земли»

в старшей группе

Образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Творчество»

Программные задачи:

Закрепить представление детей о весенних явлениях в природе, в зависимости от движения солнца по небосводу.

Учить детей свободно пользоваться основными грамматическими формами речи, используя разнообразные конструкции предложений.

Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять представления о семи цветах радуги, понятия о теплых и холодных тонах, о звучании каждого цвета.

Умение выполнять аппликацию, передавая красоту весенней природы.

Словарная работа:

Пробуждение, небосвод, ноты скрипичного ключа, Джайляу.

Материал к занятию:

1. Предметные, сюжетные картинки,

2. Сказка «Пробуждение Земли»,

3. Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, два листа ватмана.

Ход занятия .

Ребята, какие времена года вы знаете? Назовите их. (зима, весна, лето, осень)

Давайте отправимся в путешествие в одно из них. А в какое, отгадайте:

Чтение стихотворения: Я распускаю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня…… (весна)

Правильно. Молодцы, узнали, о каком времени года я загадала загадку.

Весной земля и вся природа пробуждается от зимнего сна.

Весна, ребята бывает разная.

В марте - это весна света и воды. Небо с каждым днем становится голубое, солнце по небосводу поднимается выше, светит ярче, горячей, снег тает, бегут веселые, звонкие ручейки.

А в апреле, мае - это весна зеленой травы и душистых цветов.

Ребята, подумайте, по каким признакам можно узнать о наступлении весны?

А сейчас обратите внимание на картинки на ваших партах. Посмотрите их и расскажите, какие признаки весны вы видите на них:

Дима: - У меня на картинке ветка сирени. Она цветет весной.

Серик: - У меня - зеленая травка, она появляется весной.

Ира: - У меня - дети сажают деревья. Это бывает весной.

Молодцы, вы хорошо знаете по каким признакам можно узнать весну. Узнать о том, что земля проснулась от зимнего сна.

А вы любите сказки? Садитесь поудобней, я расскажу вам сказку о пробуждении земли.

(звучит тихая мелодия, педагог рассказывает сказку)

«Пробуждение земли»

Однажды в воздухе послышалась звонкая песенка. Это пел жаворонок. И от его песенки проснулся ветер, наполненным теплым, ласковым воздухом, и полетел над землей. Взошло на небе ясное, лучистое, жаркое солнце. Земля пригрелась, потянулась, весело улыбнулась солнцу и ветру. Сразу же на Земле запели звонкие говорливые ручейки, запели и побежали в разные стороны. И капельки-снежинки растаяли и вместе с ручейками стали вливаться в голубые речки, синие моря и океаны.

Где они пробегали, Земля становилась влажной, наполнялась живительной силой и энергией. Дала вода жизнь зеленым травам, душистым цветам, могучим деревьям.

И тогда Земля широко улыбнулась, протянула ладони к солнцу, и оно подарило ей разноцветную радужную дугу. Засверкал волшебный мост - дуга красным, оранжевым и желтыми цветами, в которых были тепло огня и сила солнца.

Прохладой лесов, запахом полевых цветов, нежностью шелковых трав повеяло от зеленого цвета. Тишину и спокойствие принесла голубая и синяя дуги. Вера в чудо и сказку зажглась от фиолетовой.

Вы, наверное немного устали. Поэтому давайте все вместе представим, как земля пробуждается после долгого зимнего сна.

(проводится физ.минутка «Пробуждение земли»)

- Зима. Спит земля, находится в покое. (дети сидят на корточках, глаза закрытые, тело

расслабленное)

Земля застывшая.

Весна. Земля просыпается. (дети поднимаются, потягиваются, руки сжаты в

кулаки, расправляются)

Подул легкий ветерок-деревья

качаются, появляется зеленая

травка - колышется, бегут весенние

ручейки, расцветают цветы.

Земля проснулась.

(дети садятся)

- Скажите, мне после чего появляется радуга? (ответы)

Вспомните, сколько цветов у радуги? Назовите их.

У себя на партах вы видите разноцветные полоски и кружки. Кружки - это земля.

Вам нужно сейчас быстро выложить радугу над землей. Разложите цвета последовательно.

(пока дети работают, читаю стихотворение «Семицветное чудо» и помогаю

в раскладывании радуги)

Ах, надо же было такому случится

Семь перьев в пути обронила жар-птица,

А ветер нашел их, присвистнул «откуда?»

И кто потерял семицветное чудо?

Собрал, разложил в вышине полукругом

И радуга вспыхнула ярко над лугом.

Посмотрите и у вас на партах тоже вспыхнула радуга.

Назовите, какие теплые тона у радуги.

(красный, оранжевый, желтый)

Назовите холодные тона…

(зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Ребята, а вы знаете, что каждый цвет радуги имеет свое звучание.

Красный - ДО

Оранжевый - РЕ

Желтый - МИ

Зеленый - ФА

Голубой - СОЛЬ

Синий - ЛЯ

Фиолетовый - СИ

(звучит все вместе)

Все эти звуки складываются в ноты скрипичного ключа.

А для чего нужны ноты? (ответы)

На основе этих нот композиторы пишут музыку.

Звучит песня «Весенняя капель»

Ознакомление с окружающим миром и экология

Предшкольная группа

Цель :

  • дать представление о почве, как о компоненте природы;
  • познакомить с представителями почвенной фауны на примере крота;
  • дать представление об особенностях внешнего строения и поведения, о его приспособленности к подземному образу жизни;
  • подчеркнуть значимость подземных жителей;
  • дать представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений, животных, птиц
  • научить детей правильно выкладывать цепь питания,
  • объяснить, что в природе все взаимосвязано;
  • воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: почва, чернозем, кочки, кротовины.

Билингвальный компонент: крот - кйртышан, земля - жер.

Предварительная работа: Рассматривание картин, знакомство с внешним видом крота, чтение произведений о кроте.

Подготовка к занятию: игрушка Боровичок, подарок от Боровичка (мешочек с землей), конверт с загадками, картина «Семья кротов», схема подземных ходов крота, банка с водой для эксперимента с почвой, картинки (березовый лист, паук, стрекоза, лягушка, крот, лиса, сова) для выстраивания цепи питания, магнитофон.

Ход занятия:

1. Мотивационно-побудительный этап:

Ребята, к нам в гости пришел Старичок-Боровичок. Он принес в подарок нам мешочек земли, по-казахски земля - жер. Эта земля волшебная, с лесной тропинки. О ком же пойдет речь?

2. Организационно-поисковый этап:

Давайте рассмотрим картину. («Семья кротов»)

Крот по-казахски КиРТЫШљАН

Вопросы :

  • какие животные изображены на картине?
  • где живет семья кротов?
  • как она оказалась на поверхности земли?
  • что делают кротиха и кротенок?
  • кого они нашли?
  • что делают кроты под землей?
  • чем они питаются?
  • что это такое? (кучи земли)
  • откуда они появились? Их называют КРОТОВИНАМИ.
  • как выглядят кроты?
  • особенности шубки крота?
  • как устроены лапы крота?

Ребята, а хотите попасть в подземное царство? Посмотреть, как живет крот? Боровичок приготовил для вас загадки о подземных жителях. Отгадаете, отправимся в путешествие.

1 Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают.
(корни)

2 В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)

3.Каждый год осенью с деревьев опадает много листьев,
А куда они потом исчезают?
Кто помогает таким волшебным превращениям?
(дождевые черви)

Вход в подземное царство открыт! Закройте глаза, начинаем телепортацию!

Релаксация (спокойная музыка).

Дети открывают глаза и видят схему подземных ходов крота

Рассказ воспитателя о кроте:

Крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок, жуков, которых мы считаем «вредными», но в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крота.

Одна из главных забот крота - добывание корма. Крот должен съесть за день столько, сколько весит он сам целиком. Сюрпризом для крота являются мышиная норка с мышатами, ящерки, жаба, зарывающаяся в землю от врагов.

Но каким же образом крот узнает, в каком направлении следует рыть ему подземный коридор? Ведь крот - полуслепой, а запахи под землей не распространяются. У него очень хорошо развит СЛУХ.

Кроту остается только пустить в ход лапы, похожие на когтистые лопаты. Как же протекает жизнь крота под землей?

Довольно глубоко, на метр под поверхностью земли, находится его главная квартира, от которой в разных направлениях отходят коридоры для постоянного пользования, есть ВЫХОД наружу на взгорках - КРОТОВИНЫ. коридоры достигают 40-60 метров, он чуть шире самого крота. Три раза - утром, в полдень и вечером пробегает крот, прислушиваясь, не раздается ли шум? Наевшись, отправляется домой.

Зимой крот не перестает охотиться, в отличие от ежа, который впадает в спячку. Охота идет на большой глубине, куда, спасаясь от холода, перемещаются насекомые и черви. Кроты могут переплывать небольшие речки.

Если крот голоден 14-16 часов - он погибает. Живут кроты 4-5 лет.

Гнездовая камера (квартира) располагается на глубине 1,5-2 метра, в защищенном месте- между корнями деревьев и кустарников, под пнями, постройками.

Кроты - неуживчивые, драчливые, поэтому они одиночки.

Физминутка

Чем же дышат кроты под землей? Как воздух проникает под землю?

Правильно, через кротовины. А еще воздух содержится между частицами почвы. Не верите? Давайте проверим.

В банку с водой опускаем комочек почвы. Он сразу не тонет. Почему? При помощи палочки опускаем на дно. Из комка выходят «шарики» . что это за шарики? Это ВОЗДУХ.

Какую же пользу приносят кроты? - ответы детей.

Истребляют вредных насекомых, разрыхляют почву, обогащают удобрением. Почва становится лучше, избыток влаги глубоко проникает в почву по кротовинам. Но если крот завелся в огороде - это плохо. Почему?

Повреждают корни растений, они гибнут. Уничтожают полезных для почвы дождевых червей.

Как бороться? Поместить рядом с кротовиной нарезанный лук, чеснок. Кроты не любят этого запаха, уходят сами.

Ребята, давайте выстроим цепь питания.


Ответы детей, выстраивание цепи питания.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап:

Вот и закончилось наше путешествие в подземное царство. Пора возвращаться в группу. Закройте глаза.

Звучит музыка.

Вот мы и дома! Расскажите, что нового и интересного вы узнали о подземном царстве, о жизни крота?

Ответы детей.

Отмечаю активных ребят.

Благодарим Боровичка за интересное путешествие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего возраста, тема «Моя Семья»

Цель занятия:

Помочь детям понять родственные отношения в семье.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.
2. Развивающие: развитие мелкой моторики, словарная работа: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой, папочка, папуля, угличане.
3. Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи и городу.

Предварительная работа:

Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Дети сделали заготовки (на картон нанесли слой пластилина). Чтение художественной литературы о семье.

Материалы и оборудование:

Фланелеграф, изображения домов, «ладошки-деревья», картонные заготовки со слоем пластилина, горох, фотографии (лица) мамы, папы, дедушки, бабушки и ребенка.

Ход работы:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете, ракете, лодке, корабле)

Воспитатель:

А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.

Воспитатель:

Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.

Этюд:

Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.

В нашем городе тоже умеют дружить.

Воспитатель:

(на фланелеграфе расположены дома одноэтажные и многоэтажные, деревья в виде ладошки)
- Что есть в нашем городе? (дома, деревья)
- Какие дома? (многоэтажные, одноэтажные)
- Что еще есть в городе? (деревья)
- На что похожи деревья? (на ладошки)
- Возьмите себе по дереву, какоё вам понравилось, и садитесь за столы.

Воспитатель:

Давайте поиграем пальчиками. Сжали кулачок.

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

О чем мы говорили, когда играли? (о семье)
- А у вас есть семья?
- Кто самый младший в вашей семье? (я)
- Как ласково вас называют в семье?
- Найдите свою фотографию и положите на мизинец.

Воспитатель:

Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел
Мы с мамой думали при этом
Как вместе быть нам хорошо.

О ком это стихотворение? (о маме)
- А вам хорошо с мамой?
- Как зовут твою маму?
- А по взрослому? (отчество)
- Найдите фотографию мамы и положите на безымянный палец. Мама рядом с вами.

Воспитатель:

Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь.

О ком это стихотворение? (о папе)
- А, папа какой? (сильный, смелый, добрый)
- А как ласково можно назвать папу? (папуля, папочка)
- Найдите фотографию папы и положите на средний палец. Папа рядом с мамой.

Физкультминутка «Ладушки, ладушки»

Воспитатель:

Встаньте, мы немного отдохнем, поиграем ладошками.

Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопки)
А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые, предобрые (гладим ладони)
Всё работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)
По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)
И с любой печалью сладят, добрые ладони (подносим к лицу и дуем)
Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопаем)

Отдохнули? Садитесь на свои места.

Воспитатель:

Что умеет делать ваша бабушка? (вязать, пироги печь)
- Найдите фотографию бабушки и положите на указательный палец.
- У нас остался один пальчик - большой. Кто это? (дедушка)
Послушайте, какое стихотворение я знаю про дедушку.

У меня есть дедушка
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.

А дедушка дома помогает бабушке?
- Как он о вас заботится?
- Найдите фотографию дедушки и положите на большой палец.

Воспитатель:

Посмотрите, у вас получилась большая дружная семья на вашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Давайте с вами сделаем подарок. Задумайтесь на минутку, кому вы хотите сделать подарок и какой (на столе заготовки – картон и пластилин, в тарелочках горох). Дети делают подарки.

Воспитатель:

Сделали, положите подарок на тот палец, кому хотите подарить свой подарок. (Смотрим кому ребенок сделал подарок).
- Возьмите свои «ладошки-деревья» и поместите в нашем городе, куда вам хочется.
Отойдите, посмотрите, все наши семьи в городе. Он большой, красивый, в нем все дружат.

Итог:

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Цель: используя социально-педагогический потенциал окружающей среды; давать детям элементарные знания и понятия о развитии часовых механизмов. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Коррекционная задача: развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Совершенствовать-словесно логическое мышление.

Словарь: солнечные, водяные, природные, настенные, Кремлевские куранты, механические, электрические, электронные, карманные, свеча.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, каталог часов, заучивание стихотворений, загадывание загадок, подбор экспонатов.

Оборудование: различные виды часовых механизмов, шнур, обруч, мяч, смайлики, фишки, витамины, конфеты.

Организационный момент: игра с мячом «Назови часы».

Ход занятия:

Воспитатель: загадывает загадку:

Стучат, стучат

Не велят скучать

Идут, идут-

А все тут да тут. (часы)

Мы сегодня отправимся в мир часов. Хотите увидеть и побольше узнать о часах?

Дети : да.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужны часы?

Дети : во время приходить в детский сад, не опаздывать на транспорт, в магазин и т.д.

Воспитатель : - Умеете пользоваться часами?

Дети: нет.

Воспитатель : - Не огорчайтесь - скоро и вы научитесь узнавать время, а я вам в этом помогу. А стихотворение кто - то знает о часах? (Читает стихотворение.)

Часы ведут секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час за годом год

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам.

Кто жить умеет по часам,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз

Почему необходимо беречь время?

В какое время вы встаете утром?

Приходиться ли вас долго будить?

Зарядку дома все успеваете сделать? (нет)

(Сейчас все вместе сделаем «Зверобика » под музыкальное сопровождение.)

Воспитатель – Давным-давно, когда часов еще не было, люди время узнавали по солнцу: вкопали в землю столб, а вокруг столба чертили круг, делили его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Всходило солнце, и тень от столба медленно двигалось по кругу, отмечался час за часом. Вот так были изобретены первые часы (показ с объяснением) и назвали их солнечными.

Как называли первые часы? Дети - (солнечные) (справка более 4000 лет назад в древнем Египте).

(Практическая работа с детьми: выкладывается круг и делятся на части с помощью (шнура либо каната.)

Мало подвижная игра:

Тик-так, тик-так,

Мы всегда привыкли так,

Шаг налево, шаг направо

Остановимся вот так. (дети выполняют действия)

Воспитатель : - В темное время суток, и пасмурные дни люди не могли пользоваться солнечными часами, и поэтому придумали водяные часы.

(С детьми рассмотреть, объяснить устройство водяных часов.)

Почему люди придумали водяные часы? (ответы детей).

Воспитатель : - Дети, посмотрите, что у меня в руках? (правильно свечка).

- Оказывается это тоже часы, сгорает свеча показывает сколько прошло времени. Они появились1000 лет тому назад (демонстрирует).

- Это песочные часы. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний.

Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут, от количества песка зависит и время. часы переворачивают и свет времени продолжается (их используют в медицине).

- В нашем детском саду где вы видели такие часы? (провести демонстрацию часов)

Воспитатель : - Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку!». Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. (Демонстрация с помощью фонограммы.)

Часы цветы. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая. Шиповник, лен и др. Цветы которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (Демонстрация с использованием цветов.)

Пальцевая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье,

Дружно дают под землей корешки.

А еще есть самые главные часы России – это Кремлевские куранты (воспитатель выставляет иллюстрацию, либо макет). Они установлены на Спасской башне в Москве. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей Родины. (Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение.)

И в столице, и в станице

И в поселке слышат нас;

В облаках – на самолетах,

И в морях – на пароходах,

В рудниках и на заводах,

Всюду, всюду слышат нас.

С. Погорельский.

Человек не остановился на природных часах и изобрел самые первые механические часы с маятником. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. (Объяснить важность стрелок.)

- Здесь вот часы без пружин – работают от батарейки.

Мы посмотрели часы со стрелками, но есть и другие – в таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть.

Эти часы электронные, они работают на батарейках или от электросети.

Дети, а вы знаете какие самые точные часы в мире (атомные)

- Их используют для особо точных измерений времени.

(Созданы в 1948 году. Ошибка в точности этих часов – 1 секунда в 300 0000 лет – справка для взрослых.)

- Каких только часов не придумал человек – настенные, напольные, башенные, каминные, будильники, наручные, карманные, настольные, часы-кулон, часы-кольцо, часы-игрушка и много других часов.

- Воспитатель: - А сейчас игра «Кто больше знает о часах»

1. При помощи какого прибора измеряется время?

2. Всегда ли были часы?

3. Как люди измеряли время до появления часов?

4. Назовите виды часов?

5. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?

6. Какую пользу человеку приносят часы?

7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

8. Какая стрелка на часах важнее?

Итог занятия: - Чем сегодня занимались? Что больше всего понравилось?

(Отметить активных детей смайликами, витаминами, конфетой и т. д.)