Флористика        17.06.2019   

Знакомство с народными игрушками в средней группе. Тематическая беседа «Русские народные художественные промыслы» (старшая группа)

Беседа в средней группе

по теме " Дымковская игрушка "

Воспитатель первой квалификационной категории

Цель : воспитывать интерес к народному творчеству.

Задачи :

    Знакомство с декоративно-прикладным искусством : Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.

    Развитие и обогащение речи : «народные умельцы» , «роспись» , «узор» , «орнамент» .

    Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны.

Образовательная область : ОО «Познавательное развитие»

Демонстрационный материал : оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, презентация, видео как создавалась дымковская игрушка.

Предварительная работа : Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка» . Игра «Подскажи словечко» , беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде.

Ход беседы:

1. Вводная часть.

Деятельность воспитателя :

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему мастерству молодых учили.

Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.

2. Основная часть.

Деятельность воспитателя: Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)

Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух) .

1. Барышня

Дымковские барышни прекрасны,

Узоры на юбках разнообразны

Полосы, волны, овалы, круги и точки-

Словно волшебные строчки

Символы природы они обозначают

Здоровья, счастья, добра желают.

2. Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

3. Петушок.

Дымковский я петушок,

Пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки.

Краски сочны и ярки.

Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами : кружками, кольцами, полосками, змейками.

Стандартные цвета, которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Деятельность детей : солнце

Деятельность воспитателя : А что могла означать волнистая линия?

Деятельность детей : воду.

Деятельность воспитателя : А что же могла означать клетка?

Деятельность детей : поле.

Деятельность воспитателя : А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Деятельность детей : яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Деятельность воспитателя : Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась Дымковская игрушка. Ребята, а для чего были сделаны эти игрушки? (для красоты, ими украшали окна) . А играли этими игрушками?

Деятельность детей : Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилище украшают. Их берегут!

Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Деятельность детей: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Деятельность воспитателя: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Деятельность воспитателя : Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку.

Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Приходи, скорей народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)

Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.


Познакомить детей с историей дымковской игрушки; Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к народному искусству России


Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.


Дымковская игрушка рукодельное изделие. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.



Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.


Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.



После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета. Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.



Елена Мелекесцева
Конспект совместной образовательной деятельности педагогов с детьми «Беседа о русских народных промыслах» в средней группе

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с народными игрушками . Как с одним из видов народного творчества .

2. Закрепить знания детей о дымковской игрушке, элементов дымковского орнамента, цветовую гамму росписи.

3. Вызвать радость, эмоциональную заинтересованность у воспитанников от общения с дымковской игрушкой.

Материал и оборудование :

Дымковские игрушки («Няня» , «Барыня» , «Петух» , «Козлик» , «Баран» ,

Альбомы с изображением дымковской игрушки ,

DVD с изображением села Дымково , картинки с изображением дымковских мастеров за работой, изделий Вятских мастериц.

Гуашь жёлтого, красного и чёрного цвета,

Квадратные листы белой бумаги,

Мольберт для демонстрации картинок.

Элементы дымковской росписи.

Словарная работа : слобода, барыня-щеголиха, мастерица, индюк.

Использование предметно-развивающей среды : учебная и игровая зоны.

Работа с родителями : предложить родителям приобрести раскраски с изображением дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми .

Дети сидят полукругом на стульях, звучит народная мелодия . Воспитатель включает диск с – изображение села Дымково .

Воспитатель : В Дымкове, над Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю.

На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки - дымковскими

А давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются? Хотите?

Дети : Да!

Воспитатель : давайте приоткроем ставни.

(Воспитатель включает следующее изображение – дымковские мастера за работой, росписью игрушек)

Воспитатель : вот эти мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете?

Дети : они будут разукрашивать игрушки.

Воспитатель : Верно, а как вы догадались, что они будут их разукрашивать? Что стоит на столе перед женщинами? Что они держат в руках?

На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской : желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке, кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

Какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

Воспитатель : Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи .

А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать (экран выключается)

Ребята, а хотите посмотреть, что же получилось у наших мастериц?

Дети : Да!

Воспитатель : (Достает игрушки-няня)

Это дымковская няня!

До чего красива няня!

На юбке белой кружки,

В кокошнике няня,

В руках Сеня и Ваня

Будут дети крепко спать

И во сне порастать

(Достаёт следующую игрушку-козлик)

Бока крутые

Рога завитые

Копыта с оборкой

На спине Егорка

(Таким образом воспитатель достаёт индюка, коня, барашка, оленя)

Воспитатель предлагает :

Давайте сначала рассмотрим рассмотрим дымковских животных. Как вы узнали, что это конь, а это баран. А это олень? Ведь они похожи друг на друга. Посмотрите, у всех животных одинаковые ноги, тело, морда. У всех вместо шерсти нарисованы узоры. (Выслушивает ответы детей) . Правильно, дымковские мастера выделили у каждого животного самое главное. Что отличает его от других. У коня это это круто изогнутая шея. У оленя – что?

Дети : ветвистые рога.

Воспитатель :

А у барана какие рога?

Дети :

Большие, загнутые кольцами.

Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, какими узорами расписана игрушка? Какие из них вы запомнили, назовите?

Дети :

У коня из кругов, у козлика и барана из колец и кругов, а у оленя из полос и кругов.

Воспитатель :

Какие цвета использовали мастерицы?

(При затруднении показывает детям карточки с элементами узора и помогает назвать)

Какого цвета здесь узоры?

Из какого материала вылепили няню? (воспитатель слушает ответы детей, при необходимости уточняет и поправляет с помощью наводящих вопросов детям).

Воспитатель :

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

Посмотрите, ребята, как любовно украсили наряд этой барыни-щеголихи. Каким цветом расписала художница волосы барыни?

Дети : Черным цветом, круги красные, точки жёлтого цвета.

Воспитатель :

Назовите мне крупные и мелкие элементы? (педагог берёт конкретную игрушку, дети выделяют крупные и мелкие детали).

Как расположены элементы узора?

Дети :

Рядами (педагог проводит пальцем вдоль ряда колец и называет места. Где они проходят на теле животного или барышни (вдоль ног, шеи, по подолу юбки)

Воспитатель :

Какое у вас настроение создала эта игрушка : грустное или веселое?

Дети : настроение веселое, радостное.

Воспитатель : Почему же веселое, радостное? Какие цвета используют мастера, украшая эти фигурки?

(Ответы детей. После чего воспитатель достает фигурку петушка)

Воспитатель :

Бойкий Петя-петушок

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони! (Проводится русская народная игра «Петух)

(Дети стоят в кругу. Ребенок-петушок в центре)

Трух-тух, трух-тух- тух, Дети шагают по кругу, высоко поднимая колени, входит по двору петух, одну сторону, «петух» двигается в противоположную сторону.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами

Под окном стоит,

На весь двор кричит

Кто услышит, тот сидит (Дети останавливаются. «Петушок» кричит : «Кукуреку» , машет крыльями. Дети приседают).

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам ненадолго самим превратиться в Дымковских мастеров и украсить салфетку дымковской росписью, но сначала я предлагаю попробовать выложить понравившийся узор на фланелеграфе. (Дети выбирают узор и выкладывают такой же из готовых элементов (педагог комментирует действия детей : полосы чередуются с кругами). Далее воспитатель демонстрирует как нужно расписывать салфетку, напоминает цвета и название элементов.

Воспитатель :

А теперь попробуйте украсить свои салфетки дымковским узором, сначала мы рисуем чёрной краской прямую линию. Теперь над ней рисуем красной краской круги и ставим посередине каждого круга тычком жёлтую точку.

Готовые рисунки воспитатель вешает на магнитной доске, вместе с детьми рассматривают работы, отмечают, что салфетки получились яркие, праздничные. Ещё раз закрепляют. Что узор расположен рядами.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение для детей в средней группе «Путешествие в мир русских народных сказок» Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам и умение их воплощать в играх, желание играть в них. 2. Упражнять в выполнении.

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Клубок добра» Алексеева Светлана Николаевна воспитатель ГБДОУ д/с № 52 Колпинского района СПб. Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности.

Конспект интегрированного занятия по расширению представлений о народных промыслах «Этой красоте я в плен сдаюсь…» (по произведениям В. Ф. Бокова) Цель: Расширять представление детей о многообразии народных промыслов через творчество В. Ф. Бокова. Продолжать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы …) Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы) Воспитатель: Гладкова.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми «Путешествие по стране вежливости» ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети входят в зал. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Давайте вспомним, какие есть приветственные.

Задачи комплексного занятия:

  • расширять представление детей о народных ремёслах;
  • развивать познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний;
  • воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, продуктам их деятельности.

Словарная работа: ремесло, гончар, соломоплетение, лозоплетение, ткачество, бисер.

Оборудование: гончарный круг, изделия из глины, соломки, лозы, льна, бисера.

Ход занятия

Занятие начинается в холле яслей-сада.

Воспитатель (В.). Ребята, поприветствуйте всех, кто пришёл к нам сегодня в гости. (Дети приветствуют гостей словами «добрый день!».) Мы с вами продолжим наше путешествие по Городу мастеров. Кто живёт в этом городе? (Ответы детей.) Правильно, люди разных профессий. Профессий очень много! Назовите, какие профессии вы знаете? (Дети называют профессии.)

Новое путешествие сегодня будет необычным, мы узнаем с вами о давней и богатой истории белорусских ремёсел, о белорусских мастерах.

Во время рассказа воспитателя мастера занимаются работой.

В. Вы готовы отправиться туда прямо сейчас? Путешествие начинается.

Дети с воспитателем подходят к первому столу, здороваются.

В. Может, кто-нибудь из вас знает, кто такой гончар? (Ответы детей.)

Гончар - мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.

Воспитатель обращает внимание детей на гончарный круг.

В. Гончарный круг - это станок для изготовления посуды и керамических изделий. Давайте с вами понаблюдаем за работой гончара.

Воспитатель комментирует работу мастера, дети слушают воспитателя и наблюдают за работой мастера.

Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна - внутри, другая - снаружи. Руки перемещаются ото дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

В. Ребята, обратите внимание, сколько изделий сделано руками гончара, но для этого нужно готовое изделие поместить в печь, обжечь его, а затем мастер разрисует его.

Дети благодарят мастера, получают от него подарок и кладут его в корзинку.

В. Сейчас мастер расскажет нам о работе с соломкой и покажет свои работы.

Мастер. Проходите, гости дорогие, я расскажу вам, что можно сделать из удивительной соломки: домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причём я заготавливаю её в разные сроки - тогда она получается различных оттенков. Затем я её просушиваю, очищаю и вымачиваю в горячей воде. После этого она становится мягкой и эластичной.

Мастер демонстрирует свои работы. Дети рассматривают их и благодарят мастера.

В. Мастер расскажет нам о древнем ремесле - лозоплетении.

Мастер. Милости прошу, гости дорогие! Проходите. (Рассказывает и показывает.) Издавна люди из лозы плели различные по форме и назначению изделия: строили жилища, делали изгороди, плели лапти, посуду. Для изготовления плетёных изделий я использую ивовый прут.

Прутья должны быть длинными, тонкими, гибкими, иметь ровную и гладкую поверхность. Чтобы лоза стала более эластичной, перед началом работы её замачивают в воде.

В. Снова нас зовёт дорога,

Кто нас ждёт на этот раз?

Кто продолжит свой рассказ?

Дети с воспитателем подходят к четвёртому столу, здороваются с мастером.

В. Ребята, обратите внимание на изделия, о которых расскажет нам мастер (рушники, изделия изо льна, вышивка, куклы в белорусских костюмах и т.д.). Давайте послушаем рассказ мастера.

Мастер. Может, кто-нибудь из вас, ребята, слышал, кто такие ткачи? (Ответы детей.) Человека, работающего на ткацком станке, называют ткачом. Ремесло по производству ткани на ткацком станке называется ткачеством.

Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека. Здесь из простых ниток получаются ткань, полотно, готовое изделие. Издавна вся одежда, все предметы быта, рушники, скатерти производились ткачами.

Дети рассматривают работы и благодарят мастера.

В. Чтобы изделия выглядели красивыми и привлекательными, белорусские мастерицы украшали их вышивкой, бисером.

Дети с воспитателем подходят к пятому столу.

Мастер (по вышивке бисером). Бусины могут быть из различных материалов. Традиционно их делали из древесины, янтаря и других природных материалов. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением.

Дети рассматривают работы и благодарят мастеров, получают подарки, прощаются.

В. Дорогие ребята! Вот и завершается наше путешествие в Город мастеров. С какими народными ремёслами мы познакомились? Давайте заглянем в нашу корзинку. Сколько сувениров нам подарили мастера? (Воспитатель по очереди достаёт сувениры.) В народе говорят: «Если полюбишь работу, то и работа полюбит тебя». А мастера, который никакой работы не боится и всё умеет, называют мастер золотые руки. Давайте ещё раз полюбуемся работой наших умельцев и поблагодарим их за их труд.

Дети хором говорят «спасибо».

Вы молодцы, ребята, много знаете. Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о наших народных умельцах!

Тема: «Народные промыслы России».

Цели: 1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Работа над коррекцией недостатков мелкой моторики рук, внимания.

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: раздача красок, альбомных листов, простых карандашей и др.)

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

  1. Беседа по теме занятия.

Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

  1. Хохлома

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

А какое настроение вызывает эта посуда?

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

2) Сине-голубое чудо Гжели.

А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

3) Елецкие кружева.

Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).

4) Игрушки.

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.

(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

  1. Итог.

Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время,…… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами. И вы выйдете из школы и будете трудиться, неважно где, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю свою душу, все старание и умение!

И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.